2012 История №4(20)
УДК 94(470)
О.С. Гашкова
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОЙ ПОЧТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ (1991-2002 гг.)
Исследуется положение почтовой отрасли в 1991-2002 гг. Особое внимание уделяется причинам, которые привели к убыточности почтовой отрасли. Кроме этого, анализируется комплекс факторов, который вызвал понижение качества услуг связи. На примере Томской области показано нестабильное состояние почтовой отрасли и падение спроса на её услуги.
Ключевые слова: почтовая связь, Томская область, 1991-2002 гг.
В начале 1990-х гг. большая часть предприятий и организаций столкнулась с рядом трудностей, связанных с переходом на новые рыночные отношения. Почта не стала исключением. Так, почтовой отрасли пришлось в короткие сроки приспосабливать свою экономическую политику к изменившимся условиям. Почта, являясь государственной структурой [1], фактически была приравнена к коммерческим организациям, что само по себе абсурдно. Почтовая отрасль в первую очередь должна направлять свои силы на выполнение её важнейшей общественной и социальной функции, которая заключается в обеспечении коммуникации между людьми посредством предоставления качественных почтовых услуг. Под качественными почтовыми услугами здесь понимается как ценовая доступность услуг, так и территориальная доступность отделений связи, а также высокая скорость доставки отправлений. Но в условиях нестабильности начала 1990-х гг. почта, формально оставаясь под опекой государства, начала сама искать пути выхода и пытаться извлекать прибыль, подменяя при этом заложенные изначально коммуникационные цели другими, стоящими перед организациями в сфере производства и торговли [2. С. 738]. В условиях политической и экономической нестабильности 1990-х гг. поддержание и развитие социальной сферы, и почты в том числе, отошли на второй план. Можно выделить несколько причин, которые привели к существенному сокращению доходов почты.
Во-первых, в начале 1990-х гг. было принято решение о разделении отрасли связи на почту и электросвязь [3]. С одной стороны, такое разделение освободило более рентабельную электросвязь от обузы-почты, но, с другой стороны, в такой непростой экономической ситуации почту лишили существенной статьи доходов. Безусловно, электросвязь, имея более динамично развивающуюся
структуру, нуждалась в отделении от почты, но разделение отрасли связи нарушило единую коммуникационную систему, разрывая сложившиеся организационные и структурные связи. Второй серьезной проблемой для почтовой отрасли стало сокращение доли отчислений от доставки пенсий. После отделения электросвязи этот вид дохода почты среди прочих оставался наибольшим, так, доля отчислений до 1994 г. здесь равнялась 7 %. Теоретически разницу между доходами и расходами почты должны были покрывать дотации из федерального бюджета, но по состоянию на 1 декабря 1993 г. почта недополучила из бюджета 425 млн рублей. В результате пенсионные средства оставались единственным надёжным источником существования разветвленной системы почтовой связи. Однако уже в 1994 г. доля отчислений была снижена до 4 %, а после 1994 г. и вовсе до 1,5 %.
Третьей причиной, приведшей к сокращению доходов почты, стало решение Министерства связи РФ 1996 г. о нарушении государственной почтовой монополии на некоторые почтовые услуги. Подобные меры были приняты впервые за многовековую историю развития почты. В результате в России появились новые коммерческие компании, занимающиеся курьерской доставкой почтовых отправлений, пенсий и пособий, посылок, распространением периодической печати [4]. Таким образом, у почты появились серьёзные конкуренты в виде частных операторов связи, и встала серьёзная задача сохранения и увеличения спроса на почтовые услуги со стороны населения. Так, за 19962001 гг. в распространении периодики российская почта потеряла 35 % рынка. Также часть клиентов почты стала пользоваться услугами банков по доставке пенсий, так как банковские учреждения устанавливали более низкий тариф на перечисление денежных средств [2. С 744].
Социальные функции российской почты в условиях перехода к рыночной экономике
Наконец, четвертой проблемной зоной почты в 1991-2002 гг. стало сокращение транспорта. Сильнее всего кризис почтовых транспортных средств ударил по авиатранспорту - самому дорогому виду транспорта. Так, например, в Томской области в 2000 г. вес почтовых авиационных отправлений сократился в 34 раза (с 6607 до 193 т) в сравнении с цифрами 1990 г. В своё время развитие томской авиации для почтовых перевозок шло самыми быстрыми темпами, но деструктивные процессы в этой области оказались ещё больше. Кроме этого, существенно сократился объём автомобильной техники, а от речной техники было решено отказаться совсем. Таким образом, вся совокупность вышеперечисленных причин вызвала сокращение доходов томской почты, если в 1985 г. взнос почты в общую копилку областной связи составил 34 %, а в 1990 г. - 27 %, то в 1999 - всего 13 % [2. С. 745].
Сокращение доходов почты привело к крайне негативным последствиям. Почта стала поднимать тарифы на услуги связи [5. С. 1], что могло вызвать падение спроса на них, а также начала закрывать нерентабельные отделения связи. В большинстве случаев такими оказывались сельские отделения связи. В результате почтовая сеть начала разрушаться, теряя самые социально значимые почтовые отделения и оставляя деревню без связи с городом. Закрывая низовые ячейки, выстроенная и взаимосвязанная почтовая система расшатывала своё равновесие, что могло вызвать последующий крах районной и городской почты. По статистике на территории Томской области с 1991 по
2001 г. исчезло каждое шестое отделение связи, каждый пятый доставочный участок и каждый третий почтовый ящик. Пришлось ликвидировать Александровский и Тегульдетский районные узлы связи. Всего с 1991 по 2001 г. в Томской области было закрыто 64 отделения связи, причём 25 из них на селе. В итоге по плотности почтовой сети Томская область откатилась почти на полвека назад, на уровень конца 1950-х гг. [2. С. 740]. Кроме этого, снижение доходов почты повлияло на скорость доставки почтовой корреспонденции и периодики. Так, к концу 1990-х гг. почти четверть отправляемой из Томска почты поступала на места лишь на второй день, а в сельскую местность на третий или четвёртый день [2. С. 748]. Низкая скорость доставки почты во многом обусловливалась жёсткой экономией горючесмазочных материалов, растущими тарифами арендованного транспорта, нехваткой работников и транспортной техники.
В результате весь комплекс проблем почты вызвал понижение качества традиционных услуг.
В частности, в письмах в редакцию томской газеты «Красное знамя» читатели постоянно жаловалось на перебои в доставке газет [6. С. 3], несвоевременное обслуживание почтовых ящиков [7. С. 1]. Вместе с понижением качества традиционных услуг упал и спрос на них. В сравнении с 1991 г. в 2002 г. в Томской области спрос на подписку газет и журналов снизился в 4,17 раза (со 157,0 до 37,6 млн. шт. в год). Отправка почтовых отправлений и денежных переводов в среднем сократилась в 3,4 раза. Население Томской области в
2002 г. в 10 раз меньше стало отправлять посылки по сравнению с 1991 г. [2. С. 741].
Повышение тарифов на услуги и закрытие нерентабельных отделений связи не улучшило ситуацию с убыточностью почтовой отрасли, в результате чего почте пришлось развивать непрофильные виды деятельности, такие как сдача в аренду помещений и автотранспорта, организация автомастерских, продажа продуктов питания и товаров народного потребления, а также приём оплаты за электроэнергию и бытовые услуги. Особенно успешно эта форма нетрадиционных услуг почты развивалась в сельской местности, лишённой зачастую магазинов и аптек. Например, в посёлке Восточном Чаинского района Томской области почтовики заключали договоры с пекарнями и торговали свежим хлебом [2. С. 740]. Кроме этого, почтовики получали отчисления от энергетиков и коммунальщиков за адресную доставку извещений об абонентской плате и её приём в отделениях связи. Также почта начала реализовывать книжные, периодические и филателистические издания, предоставлять услуги фотопочты (разнообразное обслуживание фирмы «Кодак» по продаже фототоваров и оказанию фотоуслуг), доставлять по предварительным заказам лекарственные препараты. Почта также стала осуществлять грузоперевозки по Томску и области и сервисное обслуживание автомобилей. В общей сложности почта оказывала около 40 видов нетрадиционных услуг на территории Томской области [2. С. 755756]. Несмотря на то, что доходы от непрофильных услуг почты в России в 1998 г. возросли в среднем на 9,4 % в год [8], такая деятельность всё более усугубляла существовавшие проблемы организаций федеральной почтовой связи, отвлекла их от повышения качества профильных почтовых услуг. Почта - это государственная структура, поэтому в перечень её первоочередных функций не должна входить коммерческая деятельность. Однако в условиях экономической нестабильности, низкого уровня доходов и недостаточной финансовой поддержки государства почте пришлось
развивать непрофильные услуги в ущерб традиционным.
Преодолев наиболее острый период кризиса начала 1990-х, почта стала внедрять новые услуги, расширяя тем самым спектр предоставляемых сервисов. Томичи одними из первых не только в Сибири, но и во всей России в 1995 г. внедрили гибридную почту. Гибридная почта - это своеобразное сочетание обычной бумажной почты и электронной, т.е. информация, предназначенная к рассылке, вместе с базой имен и адресов её получателей направляется в электронном виде в ближайшие к адресатам печатные центры, где она распечатывается в виде индивидуализированного документа и упаковывается в почтовый конверт, минуя тем самым длительный процесс доставки. Кроме внедрения гибридной почты, к числу новых услуг, появившихся в это время, можно отнести некоторые виды банковских операций. Так, появление единой системы почтовых переводов позволило моментально совершать электронную передачу информации по всей России и за рубеж. С помощью этой услуги у почты появилась возможность вернуть обратно часть своих клиентов, которые предпочитали отправлять денежные переводы через банк. Удобство и мобильность почтовых переводов, а также разветвленность сети почтовых отделений составили серьёзную конкуренцию банковской системе.
С 1998 г. стала также активно развиваться экспресс-доставка, главной особенностью которой был принцип доставки почтовых отправлений «от двери до двери» [9]. В конце 1990-х гг. услугой экспресс-почты было охвачено уже 88 % территории Российской Федерации. Итак, услуги почты в 1990-х гг. развивались неравномерно: в то время как качество традиционных услуг и спрос на них неуклонно снижались, новые услуги и сервисы активно развивались, привлекая всё больше клиентов. Однако в самом конце рассматриваемого периода, а именно в 2001-2002 гг., отрицательные показатели по количеству используемых традиционных услуг томской почты сменились положительными. Впервые за 10 лет произошёл прирост в денежных переводах
(25 %), в подписке на газеты и журналы (10 %) и в письменной корреспонденции (3 %).
Таким образом, период с 1991 по 2002 г. является знаковым и одним из важнейших для развития почтовой связи в России. На фоне общей экономической нестабильности и перехода к рыночной экономике, почта столкнулась с рядом сложностей: управлять отраслью старыми методами стало невозможно, а новые способы управления ещё не были опробованы. Приспособление к новым условиям рынка неизбежно вызвало сокращение доходов почты, что повлияло на качество услуг связи. Преодолев острый период кризиса, почте удалось выйти на новый уровень, сохранив при этом разветвленную сеть отделений связи, а также дополнить список услуг новыми, удовлетворяющими растущие потребности общества в качественной почтовой связи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ О создании Федерального Управления почтовой связи при Министерстве связи РФ [Электронный ресурс]: Справоч. правовая система «Консуль-тантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=EXP;n=224349 (дата обращения 26.02.12).
2. Яковлев Я. А., Рассамахин Ю. К. Рассказы о томской почте Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 780 с.
3. Приказ Министерства связи РФ «О структурной перестройке отрасли связи» [Электронный ресурс]: Справоч. правовая система «КонсультантПлюс». URL: http:// base. consult-ant.ru/ cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP; n=305233; dst=0; ts=E7FE7CC50191A9816EA31C5120D8A497 (дата обращения: 25.02.12).
4. Почта России сегодня [Электронный ресурс] // Почта России. - URL: http://www.stratamail.ru/today_post (дата обращения: 19.09.2010).
5. Налепив цветные марки письмам на бока // Красное знамя. 1994. 20 янв.
6. Позднякова С. Почему нет газет // Красное знамя : том. обл. ежедн. газ. 1992. 28 янв. № 16. С. 3.
7. Можно ли доверять почтовому ящику // Красное знамя 1993. 17 февр.
8. Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи [Электронный ресурс]: «Почта России» -URL: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/documents/co nvention (дата обращения: 20.10. 2010).
9. About Express Mail Service [Электронный ресурс]: Universal Postal Union. - URL: http://www.upu.int/en/the-upu/ ems-unit.html (дата обращения: 12.05.2012).