ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМА УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТРАСЛИ СВЯЗИ
В статье представлена методика, позволяющая прогнозировать объем услуг организаций отрасли связи и обосновать направления их развития (проанализированы регрессионные модели не только для динамических рядов данных, но и для рядов данных по регионам, что позволило выявить коррелирующие независимые факторы, слабо изменяющиеся и не меняющиеся во времени). Изучено влияние внешних и внутренних факторов на рынок почтовых услуг. Спрогнозирован потребительский спрос на услуги ФГУП «Почта России» на 2013-2014 гг.
В России к отрасли связи относятся «все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь» [1]. Почтовая связь как вид связи представляет собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств [2, ст. 17]. В РФ действует почтовая связь общего пользования, специальная связь федерального органа исполнительной власти, федеральная фельдъегерская связь и фельдъегерско-почтовая связь Министерства обороны РФ [3, ст. 9]. В данной работе рассматривается только почтовая связь общего пользования на примере ФГУП «Почта России».
К области деятельности организаций почтовой связи, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, отнесены услуги доставки письменной корреспонденции и посылочной почты, осуществление почтовых переводов денежных средств. Они оказываются на основе лицензий. Доставка экспресс-почты и подписка на печатные издания осуществляются без лицензий.
На рынках услуг доставки письменной корреспонденции, посылок и экспресс-почты конкурируют государственный почтовый оператор (Почта России) и более 440 частных курьерских компаний и служб экспресс-доставки (EMS - Express Mail servis). По услуге «доставка и выплата пенсий» конкуренцию Почте России составляют банковские и иные организации, с которыми Пенсионный фонд РФ заключил договоры. Денежные переводы можно отправить на почте или с помощью систем денежных переводов, которые сотрудничают с банковскими и иными организациями или имеют собственные представительства. Прием подписки осуществляют почтовые отделения, подписные агентства, издательства. Почта России является естественной монополией только по услуге пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), которая относится к универсальным услугам почтовой связи, что рекомендовано Всемирным Почтовым Союзом и является мировым стандартом. По данной услуге из-за ее социальной значимости невозможны конкуренция в полном масштабе и свободное ценообразование.
Доля государственного почтового оператора на рынке экспресс-доставки составляет 6,6%, денежных переводов - 15%, посылок - 26%, выплаты и доставки пенсий - 50%, подписки - 69%, письменной корреспонденции в целом - 75% (в подсегменте отправлений «От организации к организации» - 40%, в подсегменте «От организаций к населению» - 70%).
Все вышесказанное говорит о том, что государственный почтовый оператор вступает в период все возрастающей конкуренции на рынках традиционных почтовых услуг. Поэтому для обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке Почте
России необходима надежная прогнозная система, позволяющая решать задачи кратко- и среднесрочного прогнозирования объема услуг с учетом изменяющегося спроса со стороны потребителей и воздействия внешних и внутренних факторов.
В настоящее время прогнозирование объемов услуг и доходов Почты России производится по следующей схеме. Вначале составляется бюджет расходов, затем определяется бюджет доходов, необходимый для покрытия расходов. Объем доходов определяется по видам услуг с учетом темпов роста объемов этих услуг за предыдущий год (без учета регионов). Необходимый объем доходов задается всем регионам по единому проценту. Но данный подход требует доработки, поскольку не учитывает региональных особенностей.
Почтовая связь как объект прогнозирования очень специфична, так как процессы производства и потребления услуг в данной сфере совпадают. Какова бы ни была величина спроса, предприятия почтовой связи обязаны обеспечить нужды потребителей. Реализованный спрос представляет собой фактическую величину почтового обмена. Поэтому прогнозирование объемов услуг организаций почтовой связи возможно только на основе системного подхода и закономерностей изменения спроса клиентуры по количеству и качеству предоставляемых услуг.
В связи с этим автором была разработана методика, позволяющая прогнозировать потребительский спрос на почтовые услуги и обосновать направления их развития. Задачами методики являются: выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на величину спроса на услуги организаций почтовой связи; реструктуризация филиалов организаций почтовой связи; определение реального и прогнозируемого потребительского спроса на услуги организаций почтовой связи; сравнение прогнозных значений объемов услуг организаций почтовой связи по динамическим рядам данных и рядам данных по регионам. Этапы разработанной методики показаны на рис. 1.
Рис. 1. Этапы разработанной методики
Маркетинговый анализ рынков шести видов услуг Почты России (письменная корреспонденция, посылки, денежные переводы, пенсии, EMS, печатные издания) осуществляется посредством изучения вторичной и первичной информации,; социологических опросов (20 интервью жителей Сыктывкара, анкетирование 600 клиентов Почты России, проведенное автором в 2007, 2008, 2009 и в 2012 гг.) с использованием методики оценки качества обслуживания и анкеты качественных показателей.
По выявленным в ходе маркетингового анализа факторам были собраны статистические данные за период 2005-2012 гг. Общее количество внутренних факторов составило 37, внешних - 111. В качестве зависимых факторов рассматривались объемы шести почтовых услуг в указанный период. Факторы, оказывающие влияние на спрос на почтовые услуги для всех потребительских сегментов, были разделены по видам (рис. 2). В ходе анализа были определены шесть главных и независимых друг от друга факторов: количество отправленной письменной корреспонденции; количество отделений почтовой связи; расходы местных бюджетов; численность сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтальонами; площадь региона; протяженность железнодорожных путей региона.
Рис. 2. Типология факторов конкурентоспособности услуг организаций почтовой связи
По главным факторам был проведен кластерный анализ, который явился основой реструктуризации филиалов Почты России. В результате все филиалы Почты России были поделены на пять кластеров.
В ходе корреляционного анализа по динамическим рядам данных выявлено, что внешними факторами, влияющими на спрос на услуги Почты России, чаще всего являются относящиеся по разработанной типологии к группе «демографические факторы», а внутренними - к группе «разветвленность инфраструктуры почтовой организации». По рядам данных по регионам чаще всего на спрос влияют факторы, относящиеся к группе
«хозяйственная деятельность организаций», что указывает на необходимость учета факторов, влияющих на спрос на услуги не только в целом по РФ, но и по регионам.
После расчета коэффициентов множественной регрессии были выделены наборы факторов с максимальным коэффициентом множественной корреляции и модели регрессии для динамических рядов по РФ. По четырем услугам («письменная корреспонденция», «посылки», «пенсии», EMSi) была отобрана модель линейной регрессии двухкомпонентных наборов факторов, а для услуг «денежные переводы» и «печатные издания» - модель экспоненциальной регрессии двух- и трехкомпо-нентных наборов факторов. Расчетные кривые уравнений линейной и экспоненциальной регрессии для лучшего набора независимых факторов в сравнении с данными объема шести услуг показаны на рис. 3.
Оценка качества моделей уравнения регрессии для отобранных наборов факторов проводилась с помощью F-критерия Фишера, который для всех отобранных наборов факторов выполняется. Средняя относительная ошибка аппроксимации для результирующих наборов факторов модели экспоненциальной регрессии равна 0,8-4%, для линейных - 1-4%, что подтверждает правильность выбора моделей.
Прогнозирование потребительского спроса на шесть услуг Почты России было выполнено на 2013-2014 гг. Качество прогнозирования моделей оценивалось с помощью доверительного интервала. Прогнозные точки спроса на услуги Почты России на 2013 и 2014 гг. находятся внутри доверительного интервала. В целях сравнения качества регрессионной модели с другими статистическими моделями к данным независимых факторов были применены методы сглаживания динамических рядов. Расчетные кривые скользящей средней и экспоненциальной сглаживающей для отобранного набора факторов приведены на рис. 3. Регрессионные кривые значительно точнее описывают поведение зависимого фактора, чем кривые скользящей средней и экспоненциальной сглаживающей.
По прогнозу на 2013-2014 гг. потребительский спрос на услугу «письменная корреспонденция» должен был снизиться или стабилизироваться на уровне 2012 г.; на услуги «посылки» и «экспресс-отправления (EMS)» расти. Спрос на услуги «пенсии» и «печатные издания» имеет отрицательную динамику с 2010 г., а на денежные переводы значительно понижающуюся (см. рис. 3).
Разработанная методика расчета модели множественной регрессии применима к рядам данных не только по динамике, но и по другим признакам, например географическому - по регионам РФ, входящим в сферу деятельности филиалов Почты России. Это позволило выявить коррелирующие факторы, слабо изменяющиеся (не меняющиеся) во времени. Для примера приведем результаты расчета модели множественной регрессии по рядам данных по регионам за 2012 г.
В качестве моделей регрессии рядов данных по регионам РФ в 2012 г. были отобраны модели линейной регрессии двухкомпонентных наборов факторов. Распределение точек данных для услуг «выплата пенсий» и «отправка денежных переводов» близко к линейному, хотя некоторые точки выбиваются из линейного ряда (рис. 4). Распределение точек данных менее всего близко к линейному для услуг «отправка письменной корреспонденции» и «отправка посылок», так как разброс точек крайне большой. Лучше всего описывает распределение точек данных по представленным услугам регрессионные линейные кривые.
Сравнение расчетных регрессионных значений 2012 г. и прогнозных значений 20132014 гг. спроса на письменную корреспонденцию по динамическим рядам данных и рядам данных по регионам РФ показало уменьшение прогнозных значений в 2013-2014 гг.
1 Данную услугу предоставляет EMS Russian Post, являющаяся филиалом ФГУП «Почта России».
Письменная корреспонденция, млн. ед.
Зависимый фактор
2500
2000
Ф
500
(а)
Пенсии, тыс. ед.
Зависимый фактор
Год
200000
Год
<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N
(с)
ЕМС, ед.
Зависимый фактор
Год
(е)
Посылки, тыс. ед.
Зависимый фактор
120000
100000 -80000 60000 40000 -20000 0
2222
(Ь)
Денежные переводы, тыс. ед.
Зависимый фактор 200000 -
Год
с^ с^ с^ с^
№
Печатные издания, млрд. ед.
Зависимый фактор
2,5 2,3 2,1 1,9 -I 1,7 1,5 1,3 -1,1 0,9 -0,7 0,5
22222222
Год
(9
Рис. 3. Прогноз объемов Почты России на 2013-2014 гг.:
□ услуга;- линейная регрессия и прогноз;---экспоненциальная регрессия
и прогноз; — скользящая средняя; — — экспоненциальная сглаживающая; ♦ линейный прогноз минус доверительный интервал; О линейный прогноз плюс доверительный интервал; А экспоненциальный прогноз минус доверительный интервал; ▲ экспоненциальный прогноз плюс доверительный интервал
1500
1000 -
0
Пенсий, тыс. ед 1000000 100000 -10000 -1000 -100 -10 -1 -
Денежные переводы, тыс. ед.
100000
10000 -
1000 • - - .
100 -
10 -
1 -
Рис. 4. Зависимость по регионам РФ объемов услуг Почты России от 1-го независимого фактора за 2012 г.:
-□- услуга;--линейная регрессия; - - - экспоненциальная регрессия;
- скользящая средняя;-----экспоненциальная сглаживающая
Это свидетельствует о том, что потребительский спрос на услугу «письменная корреспонденция» Почты России все же имеет тенденцию к снижению (рис. 5), но замедленнную по сравнению с 2009 г. В России в среднем на душу населения приходится только 11 письменных отправлений в год, что в 36 раз меньше объемов письменных отправлений в развитых странах.
Основным конкурентным преимуществом Почты России для этой услуги является широкая сеть отделений как в городской, так и в сельской местности. Однако ввиду низкого уровня автоматизации и механизации срок прохождения письменной корреспонденции до адресата увеличивается и не соответствует контрольным показателям. По результатам исследования и население, и организации нуждаются в высокой скорости и надежности доставки письменных отправлений (треть респондентов недовольны существующей скоростью доставки отправлений).
Можно предположить, что в дальнейшем отправления в сегменте «от населения к населению» будут замещаться электронными каналами. Спрос на отправку корреспонденции в сегменте «от населения к различным организациям (государственным, частным)» будет также зависеть от развития электронной подачи информации.
Отношение к данным 2012 г., %
120
110
100
90
80
70
60
50
40
о
Рис. 5. Сравнение расчетных регрессионных значений 2012 г. и прогнозных значений 2013-2014 гг. объемов спроса на почтовые услуги по динамическим рядам данных и рядам данных по регионам по РФ: -О- 2012 г. факт; --О-- 2012 г. уравнение регрессии, динамические ряды;
~~ 2013 г. прогноз, динамические ряды; -А- 2014 г. прогноз, динамические ряды; — О— 2012 г. уравнение регрессии по регионам; - - - 2013 г. прогноз, ряды по регионам;
—А— 2014 г. прогноз, ряды по регионам
Снижение с 2009 г. спроса на доставку письменной корреспонденции в сегменте «от организаций населению» можно объяснить либерализацией требований законодательства к отправляемым извещениям: например, снижение потребности в отправке извещений судебными и налоговыми органами (отправление не заказных, а простых писем, при этом количество отправлений остается прежним, а стоимость уменьшается); сокращение количества извещений о налогах за счет объединения их всех в одном письме; переход на отправку извещений по телефону, с помощью SMS, Интернета). С 1 января 2013 г. были отменены так называемые «письма счастья» (информационные письма о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования), что также повлияло на сокращение объемов письменной корреспонденции. На данный момент наиболее перспективным является сегмент отправлений штрафов органами ГИБДД населению о правонарушениях на дорогах, зафиксированных автоматическими приборами фото- видеофиксации. Поэтому объемы услуги в данном сегменте будут снижаться медленно.
Спрос на услугу доставки письменной корреспонденции в сегменте «от организации к организации», скорее всего, останется на том же уровне или незначительно снизится в связи с переходом к общению посредством Интернета или выбора альтернативных операторов, которые могут обеспечить более быструю доставку отправлений (DHL, СПСР-экспресс и др.). Снижение спроса в данном сегменте будет зависеть и от электронного обмена между организациями с использованием цифровой подписи с обоих сторон (например, отправка налоговой декларации от организации налоговой службе).
Наиболее востребованным могло бы стать отправление (с возможностью получения сообщения в любом отделении на территории РФ) посредством гибридной почты2 (как
2 Гибридная почта — вид почтового отправления, когда сообщение (текст, открытка) принимается почтовым отделением в электронном виде, а затем распечатывается и доставляется в виде бумажного письма, в открытом (без конверта) или закрытом (в конверте) виде на почтовый адрес.
замена телеграммы до востребования). Однако это требует внесения изменений в существующее законодательство. С 2012 г. введена такая дополнительная услуга, как ОВПО (ответное внутреннее почтовое отправление - простые, заказные письма/карточки с указанием обратного адреса отправителя). Отправитель может оплатить ответы своих респондентов, которые в свою очередь, заполнив карточку, могут опустить ее в любой почтовый ящик. Это также является перспективным сегментом для данной услуги: к примеру, в почтовых службах Европы доля прямой рассылки составляет около 30%.
Для объемов исходящих посылок модель динамических рядов данных показывает тенденцию к росту, а модель рядов данных по регионам - отсутствие изменений. Это говорит о высоком потребительском спросе в 2013-2014 гг. на данную услугу (см. рис. 5). Услуги «отправка посылок» и «отправка экспресс-отправлений» часто объединяют в один рынок услуг, так называемый CEP (courier, express and parcels - курьерская, экспресс-доставка и посылки).
Преимуществами Почты России по данным услугам являются широкая сеть отделений связи, а также собственная система транспортировки грузов. Почта России - практически единственная компания, осуществляющая доставку посылок в сельской местности и в местах лишения свободы (ее конкуренты часто пользуются услугами Почты России, чтобы доставить посылку в тот населенный пункт, где у них нет собственной сети). Существенный недостаток - сроки доставки, которые не соответствуют контрольным срокам. Это выявило и проведенное анкетирование. Для большинства клиентов Почты России важными характеристиками представленных услуг являются скорость, надежность доставки, сохранность посылок.
На рост спроса на услуги «отправка посылок» и «отправка экспресс-отправлений», как и во всем мире, влияет развитие частных интернет-аукционов - eBay, u-Bid, Molotok, e-Commerce, дистанционной международной и внутрироссийской торговли (интернет-магазины, торговля по каталогам), относящихся к сегменту отправки посылок «от частных организаций населению», а также виртуальных карт оплаты (web-money). Так в зарубежных странах объем посылок ежегодно увеличивается на 20%. Вступление России в ВТО также может привести к росту международных посылок. В большей степени это характерно для городской местности, где сосредоточено большинство организаций, и население чаще пользуется онлайн-покупками. Но именно в крупных городах сосредоточено большинство конкурентов Почты России, включая глобальные организации (DHL, FedEx и др.).
В сегменте отправок посылок «от населения к населению» объемы посылок, скорее всего, останутся на уровне 2012 г.
Хотя в составе Почты России нет банковской организации, более трети общего спроса на услуги составляют финансово-экономические услуги. Рост объемов оказание услуги «доставка и выплата пенсий» до 2010 г. был связан с увеличением численности пенсионеров и с ликвидацией альтернативных организаций, осуществляющих доставку пенсий на дом. По нашему прогнозу на 2013-2014 гг., спрос на данную услугу по модели динамических рядов данных будет снижаться, однако по моделям рядов данных по регионам изменения практически нет - значит, темпы снижения будут невысоки (см. рис. 5). Основные объемы услуги «доставка и выплата пенсий» приходятся на сегмент пенсий, доставленных на дом для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Сокращение потребительского спроса произойдет за счет уменьшения числа лиц, получающих пенсии в почтовом отделении: по результатам анкетирования вновь выходящие на пенсию городские пенсионеры предпочитают банки в связи с возможностью начисления пенсии на банковскую карту или открытие пенсионных вкладов. Такая тенденция характерна и для сельских районов,
поскольку многие банки выдают кредиты пенсионерам только при условии, что они получают пенсию в данном банке.
Спрос на услугу «денежные переводы» по модели динамических рядов показывает тенденцию к снижению данных, а по модели рядов данных по регионам - незначительную тенденцию к росту, что говорит о снижении темпов падения объемов переводов (см. рис. 5). Это падение связано с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг.: снижением количества выплат по кредитам в банки от населения; высокой конкуренцией на данном рынке - отправить денежный перевод можно не только в банках (в офисе банка, онлайн-переводом, через терминалы самообслуживания), но и в различных торговых центрах (где находятся, например, магазины «Евросеть», «Связной»); замещением денежных переводов другими способами отправки денежных средств без оплаты комиссии. Так, зная номер карты и пин-код, можно положить на карту денежные средства через банкомат.
Дальнейшее падение объемов услуги «денежные переводы» будет происходить во всех сегментах, в большей степени - в сегменте «отправка от населения организациям» (выплата банковских кредитов, оплата товаров в интернет-магазинах).
Очень актуальной и востребованной является введенная Почтой России с 2010 г. система срочных денежных переводов «Форсаж» (безадресный перевод с кодовым словом). Данная услуга относится к сегменту «от населения к населению».
Снижение объемов услуги «печатные издания» (как по подписке, так и в розницу) связано с общим падением интереса к печатным СМИ в связи с развитием Интернета, изменением привычек медиапотребления молодежью, высокой стоимостью подписки (поскольку в подписную цену входит доставка издания, в то время, как его стоимость в розничных сетях может быть ниже), распространение бесплатных изданий (чаще рекламного характера, с новостями, программой передач), возможностью подписки на электронную версию издания на сайте издательства. Но это не относится к узкоспециализированным газетам и журналам, которые распространяются только по подписке.
Преимуществами Почты России при оказании услуги «подписка для населения» является полное отсутствие альтернативных организаций, доставляющих печатные издания в почтовый ящик, а также то, что данная услуга предоставляется во всех регионах РФ (в городской и сельской местности). Однако на рынке «»подписки для организаций» доля Почты России значительно меньше (примерно 60%) из-за множества альтернативных предприятий. В сельской местности почтовые отделения являются единственным источником для приобретения СМИ в розницу.
Таким образом, применение методических авторских разработок, в частности расчет двух видов прогнозов по моделям динамических рядов данных и моделям рядов данных по регионам РФ, позволяет точнее, с учетом влияния факторов, слабо изменяющихся или не меняющихся во времени, прогнозировать объем потребительского спроса на услуги Почты России (влияние указанных факторов не учитывается при прогнозе только по динамическим рядам данных). Разработанная методика может быть использована не только различными почтовыми организациями, но и другими организациями любой отрасли народного хозяйства РФ, а также преподавателями учебных заведений при подготовке соответствующихучебных курсов.
Литература
1. ГОСТ Р 53801-2010. Связь федеральная. Термины и определения. Введ. 2011-07-01. М.: Стандартинформ, 2011.
2. Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126 ФЗ: http://www/consuЫant.m.
3. Федеральный закон «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. № 176 ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/consultant.ru. (Дата обращения 20.04.2011).