Научная статья на тему 'Новые почтовые технологии'

Новые почтовые технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В течение последних лет аналитические компании исследовали влияние, которое современный рынок оказывает на состояние традиционных почтовых услуг и их выживаемость в нынешних экономических условиях. Действительно, такие факторы, как глобализация, либерализация, дерегулирование, наличие конкуренции и технологический прогресс, заметно повлияли на структуру почтовой отрасли, изменили статус национальных служб и лишили их монополии в совершении почтовых операций. Кроме того, эти факторы изменили роль почтовых служб в экономическом развитии стран. Для повышения качества услуг и лучшего удовлетворения требований пользователей были разработаны новые типы оборудования, используемого непосредственно на почте или для нее. Последние исследования показали, что изменения, произошедшие на рынке, не всегда носили негативный характер и что будущее почтовых служб более оптимистично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые почтовые технологии»

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

*

НОВЫЕ ПОЧТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В течение последних лет аналитические компании исследовали влияние, которое современный рынок оказывает на состояние традиционных почтовых услуг и их выживаемость в нынешних экономических условиях. Действительно, такие факторы, как глобализация, либерализация, дерегулирование, наличие конкуренции и технологический прогресс, заметно повлияли на структуру почтовой отрасли, изменили статус национальных служб и лишили их монополии в совершении почтовых операций. Кроме того, эти факторы изменили роль почтовых служб в экономическом развитии стран. Однако последние исследования показали, что изменения, произошедшие на рынке, не всегда носили негативный характер и что будущее почтовых служб - более оптимистично

зменение ситуации на рынке наряду с изменением его структуры способствовали тому, что многие почтовые службы пришли к необходимости разработки новых стратегий, поскольку вынуждены были изыскивать пути упрочения своего положения как на национальном, так и на вновь возникающих рынках. В ответ на новые проблемы почтовые операторы стали рассматривать возможности для развития своего бизнеса вне привычных рамок и вне традиционных географических территорий. Многие почтовые службы уже реорганизовали свой бизнес, провели стратегические слияния и альянсы, а также модернизацию своего оборудования.

Почтовые услуги пока остаются востребованными

Несмотря на то что снижение количества писем, отправляемых традиционной почтой (за счет появле-

Век Качества < 1

ния электронной почты), привело к определенным потерям доходов многих почтовых операторов, статистические данные показывают, что тотального снижения почтовых отправлений, которое прогнозировали некоторые аналитические компании, за последние десять лет не произошло.

Объемы почтовых отправлений и их доля на рынке почтовых услуг могут иметь разные показатели у различных секторов экономики в зависимости от степени доступности им альтернативных способов передачи текстовой информации. Пользователи и в настоящее время воспринимают бумажные носители как более приемлемый для них вариант. Особенно это касается книжной продукции, журналов и других периодических изданий. Кроме того, опрос общественного мнения показал, что 82% пользователей пока не планирует проводить онлайновую опла-

I.

ту своих счетов, что отчасти объясняет тот факт, что количество оплат, произведенных по почте, снижается существенно менее резко, чем это прогнозировалось. Ряд других исследований подтвердил тот факт, что объемы деловых почтовых отправлений в течение последних нескольких лет находятся приблизительно на одном и том же уровне. Обозреватели рынка также считают, что благодаря росту онлайновых покупок количество небольших посылок будет увеличиваться ежегодно на 3-5%, и к 2015 г. увеличится соответственно на 20-25%.

Необходимость модернизации услуг

Все вышеперечисленные факты говорят о том, что воздействие новых технологий доставки на традиционные почтовые службы оказывают не такое сильное влияние, как этого можно было ожидать. Тем не менее изменяющаяся обстановка требует повышения качества и разнообразия почтовых услуг. Фирмы-поставщики почтовых услуг должны использовать преимущества новых технологий, модернизировать продукцию, услуги и соответственно предлагать их своим пользователям.

С целью определения потенциальных областей для модернизации почтовики в первую очередь должны учитывать требования пользователей. Это поможет поставщикам почтовых услуг и пользователям получить максимальные преимущества от технологического прогресса, произошедшего в области коммуникаций (например, появления Интернета), и от конвергенции электронной коммерции и коммуникаций (покупка на дому, смешанная почта - доставка через Интернет с последующей распечаткой корреспонденции в месте доставки).

В настоящее время на основе конвергенции уже разработан ряд услуг, являющихся «мостом» между традиционной почтой и электронными коммуникациями. Одной из наиболее инновационных услуг является возможность оцифровки почты пользователя. Эта услуга отвечает потребностям нашего современного динамичного мира, где корпорации и отдельные пользователи работают в отдаленных друг от друга районах. При этом используются технологии распознавания и оцифровки, в результате сканирования повышается точность необходимых данных, которая иногда бывает недостаточной при написании их вручную. После сканирования внешней части конверта его цифровое изображение передается через ШеЪ-интерфейс пользователю, тогда как сам конверт продолжает хра-

Модульная установка для печатания конвертов DS-1000

Установка Self Post Locker

ниться в почтовом отделении до принятия пользователем решения о дальнейшей его судьбе (открыть и обработать, послать на следующий пункт назначения и т.д.). Технология распознавания в данном случае используется для определения данных, расположенных на конверте (имена отправителя и получателя, их адреса, штриховые коды, наклейки и т.д.). Подобная услуга позволяет пользователям получать текстовую информацию через компьютер или же мобильный телефон. На основе данных, напечатанных на конверте, письмо может быть обработано в соответствии с желаниями абонента. Таким образом, наименее важную корреспонденцию пользователь может не востребовать, а незапрашиваемые предложения могут быть вообще уничтожены, в то время как важная корреспонденция в случае необходимости - отправлена другому абоненту или же отсканирована для загрузки в компьютер пользователя. Подобная услуга важна при совершении входящих оплат, так как при этом существенно уменьшается время совершения платежа.

Как правило, прогресс технологий дает двойной эффект, и индустрия почтовых услуг - наглядный тому пример. С одной стороны, модернизированная технология создает множество новых возможностей для почтовых служб, позволяя им повысить эффективность производимых операций. Например, внедрение оптических систем распознавания буквенных знаков (Optical Recognition Systems - OCR) и их интеграция с системами сортировки позволяют существенно ускорить процесс сортировки и повысить качество прочтения буквенных знаков. В результате стоимость обработки почтовых отправлений снижается с 55 долл. за 1000 конвертов до 5 долл. за то же их количество.

с с с

С другой стороны, нельзя отрицать тот факт, что замена почты на цифровые коммуникационные технологии представляет определенную угрозу для развититя почтовой индустрии. Такая тенденция также имеет место. Например, в ряде случаев объемы почтовой корреспонденции снижаются или же продолжают находиться на одном и том же уровне. Тем не менее негативное воздействие зачастую преувеличивается, тогда как положительное влияние преуменьшается или же полностью игнорируется. Та же самая технология распознавания, которая произвела революцию в операциях по сортировке почтовых отправлений, имеет большой потенциал для поддержки и новых почтовых услуг, ранее не существовавших, что поможет повысить конкурентоспособность почтовой отрасли на фоне других видов коммуникаций.

Современное оборудование для почтовых операций

Для повышения качества услуг и лучшего удовлетворения требований пользователей были разработаны новые типы оборудования, используемого непосредственно на почте или же для нее. На выставке «Post-Ехро’2008» компания Neopost представила установку Б8-1000 (усовершенствованный вариант модели АШошаЛег 5Р1ш), предназначенную для печатания конвертов. В начале

2009 г. была разработана следующая модификация указанной установки -Б8-1200 с модернизированной механической частью оборудования и усовершенствованным программным обеспечением. В результате производительность установки достигла 12 тыс. конвертов в час. Модель позволяет также путем нажатия всего лишь одной кнопки переходить на работу с документами другой толщины, производить регулировку процесса формирования конвертов меньше чем за

30 секунд. Установка достаточно проста в обращении и не требует специальной подготовки персонала. После того как детали каждого из документов и требуемый конечный результат выведены на 19-дюймовый экран, компьютерная система проводит обработку данных и автоматически производит необходимые изменения. Установка имеет модульную конструкцию и может работать с рядом других модулей, включая устройства для подачи бумаги, фальцевальные машины и т.д. (рис. 1).

Компания aCon специализируется на производстве так называемых станций самообслуживания. Базовой установкой является Self Post Unit,

Установка LS-4000CB

которая эксплуатируется с 2006 г. в различных странах мира. Она хорошо себя зарекомендовала благодаря надежности проведения операций, гибкости и простоте использования конечным пользователем. Продажа марок, наклеек на посылки, упаковочного материала - это лишь немногие функции данной установки. Она также позволяет пользователям посылать уведомления, то есть выполняет функцию «первой мили». Для повышения эффективности процессов доставки корреспонденций компания aCon разработала еще одну установку - Self Post Locker, позволяющую выполнять функцию

Январь-февраль 2010 г.

а

Рис. 1

Рис. 2

«последней мили». Она дает возможность пользователю сдавать на хранение письма и посылки, а также забирать посылки, которые не могут быть доставлены на дом или же являются заказными и адресованы на почтовое отделение, где находится установка Self Post Locker. Оборудование может быть установлено в аэропортах, супермаркетах с тем, чтобы население могло им пользоваться круглосуточно. Недавно aCon разра-

ботала еще одну модель подобного оборудования - eSPL, обладающую еще более богатой функциональностью. Она может быть использована как для передачи небольших, так и очень крупных объемов почтовых отправлений (рис. 2).

В ноябре 2008 г. компания Crisplant подписала контракт на поставку для почты Норвегии энергетически эффективной сортировочно-распределительной системы LS-4000CB, которая

должна быть внедрена весной 2010 г. Система может произвести сортировку более 10 тыс. лотков с почтой в час, а также снизить риски отрицательного воздействия на здоровье персонала за счет автоматизации всего процесса сортировки и распределения корреспонденций (рис. 3).

Разработкой оборудования для совершения самых различных почтовых операций занимается ряд ведущих фирм, в том числе и компания Siemens Mobility. Она выпустила несколько моделей энергосберегающего технологического оборудования, которое широко использует компания Deutsche Post. Если ранее затраты электроэнергии, необходимой для сортировки 30 тыс. писем в час составляли 45 кВт, то новое оборудование позволяет осуществлять сортировку 45 тыс. писем в час при затратах электроэнергии 30,3 кВт (рис. 4).

Таким образом, можно сделать вывод, что будущее почтовых служб представляется гораздо более оптимистичным, несмотря на сделанные ранее не совсем радужные прогнозы. >> По материалам журнала Postal Technology International

ХРОНИКА І Новости компаний

«В 2009 году доходы Почты России от реализации услуги экспресс-доставки выросли почти на треть»

Такое заявление сделал в конце января заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» И.А. Мандрыкин на пресс-конференции на тему «EMS Почта России» на рынке экспресс-доставки. Планы и достижения». Он подчеркнул, что сегодня «EMS Почта России» имеет все шансы для привлечения новых клиентов, предлагая качественную услугу по конкурентной цене. В условиях вынужденной оптимизации затрат большинство компаний пересматривают свои расходы на экспресс-перевозки, а «EMS Почта России» выступает в качестве доступной альтернативы более дорогим экспресс-операторам.

И.А. Мандрыкин также отметил, что хотя в структуре доходов ФГУП «Почта России» по итогам 2009 г. доходы от услуг «EMS Почта России» составляют около 2%, услуга экспресс-доставки является лидером по прибыльности и имеет большое значение для федерального почтового оператора. В условиях снижения темпов роста доходов от оказания финансовых услуг на почте прибыль, генерируемая «EMS Почта России», направляется не только на развитие услуги, но и частично субсидирует убытки от оказания регулируемых почтовых услуг.

Директор «EMS Почта России» А.С. Тимофеев рассказал об основных достижениях 2009 г. и планах на

2010 г. Он отметил, что продвижение экспресс-оператора в 2009 г. продолжалось согласно стратегии развития. Рост спроса на услуги стимулировался за счет усовершенствования производственных технологий, реализации программы по улучшению качества обслуживания корпоративных клиентов, доля которых составляет 65%. За

2009 г. в России было доставлено свыше 3,4 млн отправлений EMS. Соотношение внутрироссийских и международных отправлений составило 80% и 20% соответственно. По итогам года рост внутрироссийских отправлений составил 33%, международных отправлений - 2%.

В 2009 г. «EMS Почта России» провел ряд мероприятий, направленных на расширение инфраструктуры обслуживания, улучшение потребительских свойств оказываемых услуг и создание наилучших условий для клиентов. Экспресс-оператор открыл 3 новых специализированных курьерских центра: в Ижевске, Челябинске и Волгограде, а также начал присваивать крупным компаниям Интернет-торговли, доставляющим товар с наложенным платежом, статус федерального клиента. Этот статус дает целый ряд преимуществ: автоматизированное заполнение документации, применение льготной процентной

ставки за перевод денежных средств на счет отправителя и др. Как показывает практика, всего около 30% граждан, совершающих Интернет-покупки, используют для оплаты банковские карты, остальные 70% предпочитают оплату наличными, и именно для них была внедрена услуга доставки товаров с наложенным платежом. В 2009 г. объем отправлений с дополнительным сервисом «Наложенный платеж» вырос на 141% по сравнению с предыдущим годом. На данный момент доставлено более 80 тыс. отправлений с наложенным платежом.

В планах «EMS Почта России» на

2010 г. - улучшение производственной базы, дальнейшее повышение качества обслуживания, расширение сети продаж, сохранение темпов роста на уровне не ниже уровня 2009 г. и захват более 20% доли рынка экспресс-доставки. Также в наступившем году экспресс-оператор планирует расширить транспортный парк до 600 автомобилей, построить перегрузочный почтовый хаб в аэропорту Шереметьевой, увеличить количество обособленных структурных подразделений в регионах с 24 до 40, а также внедрить ряд новых сервисов, таких как специализированная фирменная упаковка разных форматов и доставка после 19 часов. J

www.russianpost.ru www.emspost.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.