Научная статья на тему 'Социальные факторы риска ухудшения здоровья подростков, обучающихся в системе начального профессионального образования'

Социальные факторы риска ухудшения здоровья подростков, обучающихся в системе начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шубочкина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы риска ухудшения здоровья подростков, обучающихся в системе начального профессионального образования»

32

ЗУивС

февраль № 2 /179/

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

Е.И. Шубочкина

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН

Необходимым условием стабильного развития любого общества является воспроизводство здорового поколения. Состояние здоровья и психосоциального развития детей и подростков, уровень образования, способность к адаптации в условиях меняющегося общества и мира определяют в ближайшей перспективе интеллектуальный, репродуктивный, трудовой и оборонный потенциал страны. Обеспечение благоприятных условий для роста и развития детей, создание безопасной для них окружающей среды является важнейшей профилактической задачей, на решение которой направлены усилия гигиенистов детства.

Учащиеся системы начального профессионального образования составляют основной резерв для воспроизводства квалифицированных рабочих кадров, без которых невозможно решать задачи гжономического развития страны. Вместе с тем, по данным Всероссийской диспансеризации детского населения, до 50 % учащихся профессиональных училищ и техникумов имеют хроническую патологию. Углубленное обследование учащихся московских училищ показало, что общая патологическая пораженность учащихся системы начального профессионального образования г. Москвы за 10 лет (1993-2003) увеличилась на 65,3%. Темп прироста хронических болезней у учащихся профессиональных училищ оказался выше, чем у школьников. В динамике обучения имеет место увеличение распространенности функциональных нарушений и хронической патологии, отмечается неблагоприятное течение хронических заболеваний в каждом втором-третьем случае, увеличивается число лиц, имеющих медицинские ограничения к выбранной специальности [2]. Учитывая сложный биосоциальный характер формирования здоровья и повышенную чувствительность

организма на этапе подросткового онтогенеза, необходимо выделить и уменьшить приоритетные для этой группы факторы риска различной природы. Это позволит повысить адаптивные возможности и способствовать сохранению состояния здоровья учащихся, обучающихся в указанных типах учебных заведений профессионального образования, на этапе профессионального обучения.

Социальный статус семьи, условия жизни подростка в семье существенно сказываются на качестве жизни и здоровье. Результаты всероссийского социологического исследования учащихся системы начального профессионального образования в 2001-2003 гг., охватившего репрезентативную выборку (более 40 тыс, учащихся из 52 регионов страны, включая крупные, средние и малые города и сельские районы), показывают на неблагоприятные предпосылки формирования здоровья учащихся в связи с низким уровнем благосостояния семей учащихся, большой долей безработных родителей, особенно на селе, значительным числом неполных семей [3].

По нашим данным, среди московских учащихся в неполных семьях проживают до 40 % учащихся, а в условиях внутрисемейного стресса - от 10 до 25 % подростков. Показатели состояния здоровья, которые оценивались по стандартизованным опросникам, оказались достоверно хуже у учащихся, живущих в неблагоприятных микросоциальных условиях. Относительный риск (ОР) появления выраженного утомления в конце учебного дня у подростков из неполных семей по сравнению с живущими в полных семьях составляет 1,7, атрибутивный риск (АР) - 8,3 %, У подростков, живущих в условиях неблагоприятного психологического микроклимата, АР ухудшения показателей состояния здоровья имеет

высокую степень достоверности и составляет от 15 до 30 % по отдельным показателям (число имеющих жалобы, плохое самочувствие, повышенная утомляемость, группа часто болеющих). Таким образом, адаптивные возможности и уровень здоровья таких учащихся существенно снижены.

Организация помощи подросткам групп социального риска должна стать одним из приоритетов работы медико-социальных отделений детских поликлиник. Без соответствующей медико-социальной и психологической поддержки, организации оздоровления таких подростков нельзя рассчитывать на сохранение здоровья на этапе профессиональной подготовки, сопряженной с дополнительными специфическими учебно-производственными нагрузками.

Низкая материальная обеспеченность отражается на качестве питания учащихся. Среди учащихся московских профессиональных училищ, по нашим данным, достоверно больше оценивающих свое питание как удовлетворительное и плохое - каждый третий, чем среди старшеклассников - только каждый пятый. Нарушения режима питания (однократный прием горячей пищи) также отмечались чаще среди учащихся профессиональной школы. Несмотря на то, что горячее питание (обеды) в г. Москве получают все подростки, обучающиеся в учебных заведениях начального профессионального образования, выборочные углубленные обследования показали, что нутритивный статус учащихся хуже, чем старшеклассников, в силу недостаточности домашнего питания [1]. Недостаточное потребление белка, витаминов и других макро- и микро-нутриентов отрицательно сказывается на физическом развитии, заболеваемости, успеваемости, повышает чувствительность организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В связи с этим проблемы оптимизации питания этой группы учащихся крайне актуальны.

Другим фактором риска, также связанным в определенной степени с недостаточной мате-

риальной обеспеченностью семьи, является работа учащихся в свободнее от учебы время. Среди московских учащихся, по выборочным данным, работают от 20 до 60 % учащихся, чаще юноши. Дополнительная трудовая нагрузка, которая часто характеризуется неблагоприятными условиями труда, большой продолжительностью, существенно влияет на режим дня и образ жизни учащихся и увеличивает риск ухудшения состояния здоровья. По отдельным донозологическим показателям (самочувствие, жалобы, группа часто болеющих) ОР по сравнению с теми, кто не работал, составляет от 1,8 до 2,9. Дополнительный АР -от 15,6 до 50 % распространенности показателей в группе сравнения. Как показывает наш опыт проведения бесед и занятий, такая информация полезна для самих учащихся, их родителей, педагогов и медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. Она позволяет скорректировать объем и характер индивидуальной рабочей нагрузки с учетом возможностей подростка и состояния здоровья.

Высокая распространенность вредных привычек (табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотизация), особенно характерная для этой группы учащихся, вносит дополнительный и весомый вклад в ухудшение адаптивных возможностей подростков, увеличивает риск появления нарушений здоровья. Результаты показывают, что частое употребление алкогольных напитков (преобладало пиво) у юношей влияло на самочувствие и проявлялось в повышенной утомляемости, плохой физической форме, ОР ухудшения самочувствия по этому показателю составил 2,2, АР - 20,8 % (р<0,01). У девушек также ухудшались все показатели самочувствия, достоверным оказалось число чувствующих себя больными, АР -8,3% (р < 0,02).

Негативное влияние курения более выражено и проявляется по большему числу показателей, У курящих подростков по сравнению с

34

февраль № 2 /179/

некурящими имеется достоверный риск (р< 0,001) увеличения группы часто болеющих (АР - 22 %), снижения числа не болеющих ОРЗ (АР - 8 %), а также увеличения жалоб, связанных с ЖКТ (АР - 16,3 % при р < 0,02).

Приобщение к психоактивным веществам (ПАВ) достоверно ухудшает показатели ре-

Методы доказательной медицины позволяют определить, насколько возрастают дополнительные риски появления неблагоприятных симптомов у девушек, имеющих вредные привычки, по сравнению с теми, кто их не имеет. Курение увеличивает на 5 % вероятность появления сильных болей во время менструации у курящих девушек. Обращает на себя внимание добавочный риск появления нерегулярных (8,6%), болезненных (15,8%) менструаций и других негативных симптомов в выборке девушек с высокой степенью приобщения к ПАВ.

Отсутствие сформированных потребностей в здоровом образе жизни на этапе подросткового возраста может вести к далеко идущим последствиям, способствуя сохранению и закреплению негативных стереотипов поведения, создавая основу для формирования зависимостей от ПАВ, ухудшая адаптивные возможности и состояние здоровья учащейся и работающей молодежи. Проблема гигиенического обучения и воспитания является межведомственной, она требует совместных усилий разных специалистов.

продуктивного здоровья девушек, которые оценивались по характеристике менструальной функции (МФ) у трех групп учащихся, отличающихся образом жизни: не имеющие вредных привычек; курящие; курящие и регулярно употребляющие алкогольные напитки (см. таблицу).

Организация этой работы в учебных заведениях и содержательная ее часть должны стать предметом постоянного внимания и контроля специалистов Роспотребнадзора, как это определяется в соответствующих документах.

Основной социальной нагрузкой для учащихся является учебная нагрузка. Проблема нормирования учебной нагрузки в соответствии с познавательными и функциональными возможностями является актуальной не только для общеобразовательных школ, но и для учебных заведений начального профессионального образования, где реализуются программы завершения общего среднего образования одновременно с получением профессии. Освоение учебной программы в условиях пятидневной недели и наличия дней производственного обучения приводит к увеличению учебного дня до 7-8 часов даже при соблюдении существующих в санитарных правилах нормативов (36 часов в неделю). При повышенном уровне подготовки по отдельным востребованным профессиям (операторы ПЭВМ различного профиля, секретари-референты, автослесари и др.) нагрузка увеличивается до 39-42 часов в неделю, а число уроков увеличивается до 9-10 часов в отдельные учебные дни.

Вклад поведенческих факторов риска в появление симптомов нарушений менструальной функции в зависимости от степени приобщения к ПАВ

Показатель Фактор риска

Курение Сочетание ПАВ

АР (%) ОР АР (%) ОР

Нерегулярные менструации 0.6 1.0 8.6* 1,3

Сильные боли во время менструации 5,0* 1,6 15,8* 2,8

Прием лекарств во время менструации 14,2* 1,4 15,2* 1,5

Жалобы в предменструальный период 0,6 1,1 9,1* 2,3

*Примечание: доверительный уровень составляет 95 % и выше.

Организация рационального режима обучения приобретает особое значение для учащихся профучилищ, где обучаются далеко не самые успешные вчерашние школьники.

Изучение функционального состояния учащихся при разной величине учебной нагрузки показало, что проявления утомления, по средним данным, не были достоверными, когда нагрузка не превышала 6 уроков. Это имело место и в начале и в конце недели. При нагрузке 7-8 уроков в начале недели (понедельник, вторник) мы не находим выраженного утомления учащихся, тогда как в конце учебной недели такая продолжительность учебного дня приводит к развитию выраженного утомления и ухудшению психоэмоционального статуса учащихся. Использование нерациональных режимов обучения, когда для уменьшения продолжительности учебного дня сокращается число перемен и их продолжительность, приводит к формированию выраженного утомления у большинства учащихся.

Для профилактики утомления и обеспечения адаптации учащихся к новым условиям обучения необходимы коррекция учебных нагрузок, нормирование суммарного объема

нагрузок с учетом возраста обучающихся и их функциональных возможностей, использование физиологически обоснованных режимов обучения. В связи с этим планируется внесение изменений и дополнений в действующие санитарные правила для учебных заведений начального профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горелова Ж.Ю. Организация питания подростков и его значение для адаптации / Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности. Под ред. В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. М., 2006. С. 53 63.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Шубочкина Е.И. и др. Гигиенические и медико-социальные проблемы профессионального образования подростков на современном этапе //Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2003. № 4. С. 42^4-5.

3. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: Сократ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.