и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
ван соответственно в 6,5% и 12,91% наблюдений. При этом более трети студентов были отчислены из учебного заведения вследствие неуспеваемости. У половины учащихся подросткового возраста и приблизительно у трети лиц раннего юношеского возраста был подтверждён прежний диагноз. Полученные данные свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте невротические реакции, по всей видимости, следует рассматривать как проявление особенностей психической адаптации личности в кризисный период онтогенеза, а не как «предболезненное состояние». В раннем юношеском возрасте аналогичные расстройства скорее являются этапом формирования собственно неврозов и неврозоподобных нарушений.
Заключение. Выявленные особенности имеют существенное значение для разработки критериев возрастной психической нормологии и должны определять тактику специалиста в отношении профилактики и лечения состояний субклинической степени выраженности. В частности, по возможности избегать раннего назначения фармакокоррекции - в ранние и средние фазы пубертата. И одновременно более широко использовать в юношеском возрасте биологическую терапию в связи с гораздо более неблагоприятным прогнозом.
Литература
1. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А.А. Баранов, В.Р Кучма, Л.М.Сухарева. -Москва, 2008. - 432 с.
2. Гринхальд, Т. Основы доказательной медицины / Т. Г ринхальд. - Москва, 2004 - 240 с.
3. Рапопорт, И.К. Методические подходы к оценке динамики патологических процессов по данным профилактических осмотров / И.К. Рапопорт, В.В. Чубаровский, Ю.А. Ямпольская, Л.Ф. Бережков, Н.О. Березина, А.П. Цамерян // Вестник Российской академии медицинских наук. - М. - 2009. - № 5. - С. 47-52.
4. Флетчер, Р Клиническая Эпидемиология основы доказательной медицины / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. - Москва, 1998.
5. Whittelaw, S. Physical Activity and Mental Health: the role of physical activity in promoting mental wellbeing and preventing mental health problems / S. Whittelaw, J. Swift, A. Goodwin, D. Clark // An Evidence Briefing May, University of Glasgow, Published by NHS Health Scotland, Woodburn House, Canaan Lane, Edinburgh, EH10 4SG NHS Health Scotland, 2008.
Ключевые слова: синдромально-очерченные нарушения, предболезненные состояния, психическая адаптация личности, патохарактерологические реакции
CLINICAL VALUE OF OBSERVATIVE, PROSPECTIVE
RESEARCHES OF «PREPAINFUL» PSYCHIATRIC
DISORDERS IN SCHOOLCHILDREN
CHUBAROVSKY V.V., BIRYUKOVA E.G.
Key words: syndromal-outlined disturbances,
prepainful conditions, mental adaptation of the person, pathocharacterologic reactions
© Коллектив авторов, 2010 УДК 613.95/.96:614.3/.4:001.891.7
ВКЛАД СОЦИАЛЬНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В УХУДШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И ПРИОРИТЕТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Е.И. Шубочкина, Е.М. Ибрагимова, В.Ю. Иванов
НИИ гигиены и охраны здоровья детей НЦЗД РАМН, Москва
Сохранение негативных тенденций в показателях состояния здоровья детей, в том числе подросткового возраста, остается актуальной проблемой на протяжении последних 15 лет [1]. В настоящее время большое значение придается социальной компоненте, образу жизни как ведущим факторам риска ухудшения здоровья детей и подростков [2,3].
Целью исследования была оценка вклада основных социально-гигиенических факторов, характеризующих условия и образ жизни современных подростков, и выделение приоритетных факторов риска для обо-
Шубочкина Евгения Ивановна, доктор медицинских наук, зав. лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, тел.: 8(499)-917-46-39, 8-916-649-45-65; e-mail: adlabhyg@yandex.ru.
снования программ, направленных на профилактику нарушений здоровья.
Материал и методы. Под наблюдением находились подростки, обучающиеся в московских профессиональных колледжах. По специально разработанным анкетам (выборка 360 чел.) изучались условия и образ жизни подростков 15-16 лет, условия обучения и показатели состояния здоровья по стандартизованной международной анкете [4]. С позиции доказательной медицины [4] с расчетом относительных (ОР) и атрибутивных рисков (АР) оценивался вклад трех групп факторов (факторы социальные, образа жизни и учебно-производственные) в ухудшение состояния здоровья [5].
Результаты и обсуждение. Изучавшиеся социальные факторы (неполная семья, семейный микроклимат, качество питания, подработка) вносили достоверный вклад в увеличение признаков «нездоровья»
МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 3, 2010
учащихся. Фактор ухудшенного питания, который имела треть учащихся, влиял на увеличение 5 характеристик «нездоровья» - повторяющиеся жалобы, в том числе на расстройства пищеварения, число подростков, чувствующих себя больными, имеющих плохую физическую форму, плохое настроение с величиной Ор от 1,3 до 2,7. Фактор семейного неблагополучия, на которое указало 22% подростков, также влиял на увеличение 5 показателей (повторяющиеся жалобы, число подростков, чувствующих себя больными, имеющих плохую физическую форму, плохо переносящих учебную нагрузку, болевших ОрЗ), хотя величина ОР для них была несколько ниже - от 1,5 до 1,9. У подрабатывающих юношей имелся достоверный риск увеличения 2 показателей: жалоб, связанных с нарушениями ЖКТ, группы часто болеющих (ЧБД). Фактор неполной семьи проявлялся в риске роста повышенной утомляемости после учебных нагрузок и плохого настроения (ОР -1,7 в обоих случаях).
Среди факторов, характеризующих образ жизни учащихся (вредные привычки, дефицит сна, низкая физическая активность), влияние фактора курения проявлялось в достоверном риске (р<0,001) роста трех признаков - увеличении группы ЧБД (АР - 22%), уменьшении числа не болевших ОРЗ и имеющих жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта. Частое употребление алкогольных напитков (преобладало пиво) достоверно влияло на появление у юношей плохой физической формы (АР = 20,8%), у девушек - плохого самочувствия (р<0,02). Дефицит сна (7 часов и менее) увеличивал риск появления 4-х показателей ухудшенного самочувствия - повышенной утомляемости, слабости, плохой физической формы, плохого настроения с величиной ОР от 1,7 до 3,0. Низкая физическая активность влияла на увеличение числа подростков с плохой физической формой (ОР = 2,0) по сравнению с теми, кто занимался в спортивных секциях. Вклад «нездорового» образа жизни в появление плохой физической формы был особенно высок, если сравнивались учащиеся, не занимающиеся спортом и спортсмены, не имеющие вредных привычек. В этом случае относительный риск появления плохой физической формы составлял 7,4.
Вклад учебной нагрузки в увеличение признаков «нездоровья» зависел от объема нагрузки. Превышение объема учебной нагрузки на 3- 6 часов в неделю по сравнению с установленными гигиеническими нормативами сопровождалось риском увеличения 4-х показателей - жалоб на раздражительность, плохое самочувствие и настроение, выраженное утомление в конце учебного дня с ОР от 1,5 до 2,7.
Результаты работы позволили не только выявить распространенность факторов риска среди этой группы подростков, но и показать их вклад в ухудшение здоровья и проранжировать по степени неблагоприятного влияния. Учитывалось число меняющихся показателей и величина ОР. В порядке значимости изучавшиеся факторы риска распределились следующим образом: ухудшенное питание, стресс в семье, повышенная учебная нагрузка, подработка во внеучебное время, вредные привычки, неполная семья, низкая физическая активность
Заключение. Использование подходов доказательной медицины позволило получить более полное представление о характере и степени влияния на здоровье подростков «управляемых» социальногигиенических факторов, что создает возможность разработки целенаправленных профилактических программ. В разработке и реализации таких программ необходимо межведомственное взаимодействие специалистов разного профиля (специалистов лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь учащимся, психологов и педагогов образовательных учреждений, специалистов, осуществляющих надзор за условиями обучения подростков).
Литература
1. Баранов, А.А. Особенности состояния здоровья современных школьников / А.А. Баранов, Л.М. Сухарева // Вопр. совр. педиатрии. -2006. - Т.5, № 5. - Прил. 1. - Школа и здоровье. - С.14-20.
2. Латышевская, Н.И. Методические подходы к
организации мониторинга образа жизни как составляющей социально-гигиенического мониторинга / Н.И. Латышевская, Л.А. Давыденко // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности,
управленческие решения. Матер. пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ. - М, 2003. -С. 213-215.
3. Фарино, Н.Ф. Социальная компонента форми-
рования здоровья школьников / Н.Ф. Фарино, Т.Е. Науменко, Т.Н. Грушковская, А.А. Науменко // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности,
управленческие решения. Матер. пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ. - М, 2003. -С. 411-413.
4. Флетчер, Р. Клиническая эпидемиология / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. - М.:Изд. Медиа сфера, 1998. - 345 с.
5. Komarek, L. Health and personelity of adolescents (Interadol) / L. Komarek, M. Havlinova, K. Provasnik // European union for school and University health and Medisine Fusuan Bulletins 1987-1989. - Paris, 1989. - Р. 44-48.
Ключевые слова: подростки, образ жизни, факторы риска социальные, поведенческие, учебнопроизводственные, заболеваемость
THE ROLE OF SOCIAL AND HYGIENIC FACTORS IN POOR HEALTH OF TEENAGERS AND PRIORITIES OF PROPHYLACTIC PROGRAM
SHUBOCHKINA E.I., IBRAGIMOVA E.M., IVANOV V.YU.
Key words: teenagers, a way of life, social, behavioural and educational-industrial risk factors, a case rate