Научная статья на тему 'Социальные факторы развития и формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте'

Социальные факторы развития и формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВАЯ ГРУППА / АГРЕССИВНОСТЬ / СЕМЬЯ / НАКАЗАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / TEENAGE GROUP / AGGRESSION / FAMILY / PUNISHMENT / SOCIAL FACTORS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиева М.Б., Магомедова Е.Э.

В статье описаны особенности подросткового возраста, социальные факторы, такие как, влияние средств массовой информации, сверстников, семьи на развивающуюся личность подростка. Рассмотрены особенности воспитательного процесса в семье и его возможные последствия, такие как наказание, остающееся самой распространенной формой воздействия на ребенка, трактующейсяпреемственностью воспитательной стратегии в поколениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы развития и формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте»

Алиева М.Б., Магомедова Е.Э. ©

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье описаны особенности подросткового возраста, социальные факторы, такие как, влияние средств массовой информации, сверстников, семьи на развивающуюся личность подростка. Рассмотрены особенности воспитательного процесса в семье и его возможные последствия, такие как наказание, остающееся самой распространенной формой воздействия на ребенка, трактующейсяпреемственностью воспитательной стратегии в поколениях.

Ключевые слова: подростковая группа, агрессивность, семья, наказание, социальные факторы, социализация.

Keywords: teenage group, aggression, family, punishment, social factors, socialization.

Подростковый возраст является важным периодом в развитии личности, когда предоставляется возможность для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, утверждения в сложном мире взрослых. В то же время психологами [5, 12] этот возраст рассматривается как один из сложных периодов развития личности, когда на фоне перестройки ранее сложившихся психологических структур появляются новые образования: становление самосознания, чувство взрослости.

В работах современных исследователей (Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, Н. Ю. Максимовой, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейна, А. С. Ячина и др.) ведущими в формировании делинквентного поведения, агрессивности, нравственной деформации личности

рассматриваются нарушение социальных отношений подростка со сверстниками и взрослыми. [3,27]

В подростковом возрасте усиливается взаимодействие ребенка со сверстниками. Группа сверстников становится референтным источником моделей поведения, именно в общении внутри группы подростком могут усваиваться как социальные, так и асоциальные формы поведения. При этом некоторые исследователи считают установленным, что интенсивность общения подростка в группе сверстников увеличивает вероятность совершения асоциальных поступков [3, 17]. Р. Кэйрнс и его коллеги утверждают, что ребенок, предрасположенный к проявлению агрессивного поведения, склонен объединяться со столь же агрессивными детьми [4, 69].

Однако подростковая группа имеет и позитивные аспекты влияния на развивающуюся личность, предоставляя подростку возможности построения новых отношений с собой и другими. Агрессивность подростков в группе часто служит средством поднятия престижа, свидетельством взрослости и самостоятельности. В этих случаях она может проявляться как положительное качество, однако агрессивное поведение не должно закрепиться как единственно возможное средство достижения своих целей.

Как правило, агрессивность, жестокость принимают устойчивый характер в процессе стихийно-группового общения, выступающего ситуацией замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых. В этом случае агрессивность подростка рассматривается как форма протеста против непонимания взрослых. В связи с этим Д. И. Фельдштейном [1, 9] отмечается необходимость целенаправленного формирования детских коллективов, способствующих реализации воспитательных задач подрастающего поколения.

Французскими исследователями негативное влияние подростковых групп тоже рассматривается в контексте проблемы взаимодействия взрослых (общества) и детей. Так, Ф.

©© Алиева М.Б., Магомедова Е.Э., 2014 г.

Робер и П. Ласкум (1974) полагают, что «именно действия общества делают группу опасной, ибо оно поддерживает ее в постоянном состоянии коллективной пределинквентности» [3, 32].

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что подростковая группа сама по себе не ведет к формированию противоправного и других асоциальных форм поведения (жестокости, аддиктивного поведения) подростков. Ее влияние осуществляется в комплексе социальных и личностных факторов. Действие последних (раздражительность, вспыльчивость, страх общественного неодобрения, тип локуса контроля и т. д.) усиливается, когда отсутствуют позитивные социальные, ситуационные факторы или их влияние минимально [4, 80].

Как отмечает М. Кле [3, 89], подросток становится более подверженным негативному влиянию сверстников при наличии трудностей в семейных взаимоотношениях, В этой связи, микросреда, семья, является одним из определяющих элементов макросистемной, социокультурной среды, ответственной за формирование личности подростка, в том числе агрессивных тенденций в его поведении.

Проблема влияния семьи на развивающуюся личность находит отражение в работах многих отечественных и зарубежных психологов (Д. И. Фельдштейн, Л. М. Семенюк, И. А. Горьковая, В. Е. Каган, Е. О. Смирнова, М. В. Быкова, Е. Ольшанская, М. Кле, А. Бандура, Р.

Уолтере, М. Раттер, Р Бэрон, Д. Ричардсон и др.). Первостепенное значение для психического развития ребенка имеют такие семейные характеристики как психологический комфорт, взаимное доверие, родительская любовь, обеспечивающие полноценное включение ребенка в большой, сложный и противоречивый мир человеческих отношений. [5, 125]

В тоже время большинство исследователей отмечают негативные аспекты влияния семьи, рассматривая недостатки семейного воспитания в качествеусловий и факторов, способствующих становлению и проявлению различных форм асоциального поведения подростков.

Говоря о роли непосредственно семейного воспитания в развитии личности ребенка, в психологической литературе отмечается, что наиболее патогенным воздействие неправильного родительского воспитания оказывается в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода, потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении, психологической поддержки [5, 97].

При изучении влияния системы родительских воспитательных воздействий на становление агрессивного поведения ребенка психологами выделяются различные ее аспекты. Оценивается воздействие стилей семейного воспитания, последовательности воспитательных действий родителей, дисциплинарных методов, присутствующих в родительской

воспитательной практике.

На сегодняшний день достоверно известно, что использование родителями наказаний вызывает у ребенка агрессию, чувство вины, привычку подчинения страху, подрывает доверие к людям, формирует поведение «вечного протеста» [1, 4].

В работах А. Бандуры, А. Басса, Маккоби, Р. Уолтерса и др. рассматривается влияние наказаний на агрессивное поведение ребенка, И исследования в этом направлении дают достаточно противоречивые результаты: как снисходительное отношение родителей к

агрессивным проявлениям ребенка, так и достаточно суровые наказания способствуют усилению агрессивности [6, 15].

В вопросе повышения степени эффективности воспитательного воздействия через наказания специалистами выдвигается ряд условий: не унижать личность ребенка, не причинять ущерб здоровью, не наказывать за проступок, не поняв побуждений ребенка, принятие наказываемым норм наказывающего, последовательность проведения воспитательных мер, соответствие проступку, баланс одобрений и наказаний, обязательное разъяснение наказания и др. И даже соблюдение всех этих требований не допускает возможности превращения наказаний в систему. Однако, несмотря на негативные последствия и практические доказательства неэффективности использования наказаний, уменьшения их в воспитательной практике родителей не происходит. Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия на ребенка. И причиной тому, как считает большинство психологов, служит преемственность воспитательной стратегии в поколениях: повторяемость в

практике воспитания детей тех мер дисциплинарного воздействия, которые практиковались в семье самого родителя [3, 46].

В последние годы вопросы приемлемости наказаний, негативных форм воспитательных воздействий актуализировались в контексте проблемы семейного насилия и жестокого обращения с ребенком, в рамках которой многие формы родительского воздействия квалифицируются как жестокость [3, 45].

В целом, обобщая рассмотренные положения, можно говорить о том, что описание семейного воспитательного процесса в большинстве литературных источниках происходит однонаправлено, в виде намеренных воспитательных родительских воздействий (действий) по отношению к ребенку. Сила воздействия может варьироваться от жестко-тиранического до мягкого влияния. В такой интерпретации отношение к ребенку в семье исходит из позиций признания его объектности. Эта проблема находит отражение в работах Д. И. Фельдштейна, неоднократно подчеркивающего, что «реально, фактическивзрослые относятся к ребенку как объекту, на который направлены их воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку» [1, 75]. За ребенком в этой ситуации закрепляется позиция воспринимающего и приспосабливающегося к родительским воздействиям.

В то же время критерием успешной социализации личности ребенка психологами признается не степень приспособленчества и конформизма, а степень его независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Таким образом, психологами акцентируется внимание на активности собственной позиции ребенка, ставится проблема личностного отношения к ребенку (особенно подросткового возраста), как к субъекту и активному участнику своего развития. Данные аспекты воспитательного процесса отражены в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. А. Бодалева , С. Л. Братченко и др.

Особая взаимосвязанность позиций родителей и ребенка в поддержании и развитии стиля семейного межличностного взаимодействия отмечается в работах Л. Беньямин. Согласно разработанной ею модели, ребенок может реагировать на одно и тоже поведение родителей двумя способами: «дополнительно» (например, инициативой на предоставление

самостоятельности) или «защитно». В последнем случае своим поведением ребенок требует от родителей изменений отношения к себе. Например, в ответ на родительское отвержение ребенок может вести себя с родителями так, словно те его любят.

Таким образом, многими авторами подчеркивается определяющая роль личности ребенка, его собственной позиции в формировании и развитии семейных взаимоотношений, и необходимость взрослым учитывать позицию ребенка при реализации воспитательных воздействий. В этой связи исследователями отмечается нежелание родителей признавать новые способности взрослеющих детей, изменять свои воспитательные принципы и позиции по мере роста и развития ребенка, что является причиной многих социально-педагогических проблем в отношениях между ними [2, 22].

Итак, рассмотренные социальные факторы (влияние средств массовой информации, сверстников, семьи), участвующие в становлении и закреплении агрессивного поведения в подростковом возрасте, позволяют в качестве определяющего выделить влияние семьи, происходящего в ней сложного, многостороннего процесса семейного воспитания, рассматриваемого психологами через зависимые друг от друга внутрисемейные (детскородительские) отношения и систему воспитательных воздействий. Последние, как показал анализ различных позиций, исследователи склонны описывать в виде однонаправленных родительских воздействий по отношению к ребенку, игнорируя определяющую роль личности ребенка, активного участника процесса семейных взаимоотношений. Подобное

однонаправленное представление семейного воспитательного процесса (через воздействия взрослых на ребенка) позволило ряду исследователей рассматривать данный вопрос в контексте проблемы насилия и ненасилия.

Литература

1. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. - 160 с.

2. Знаков В. В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. - № 1. -С. 20-27

3. Жестокое обращение с детьми: Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям / Под ред. Т. Я. Сафоновой, Е. И. Цымбал. -М.: ПМСЦ «ОЗОН», 2001.- 123 с.

4. Ратинов А. Р. К ядру личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М.: Всесоюз. ин-т по изучению проблем и мер предупреждения преступности, 1981. - С. 67 - 85.

5. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. - 283 с.

6. Прихожан А. М. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.