Научная статья на тему 'Социальные факторы неравенства в сфере общественного здоровья'

Социальные факторы неравенства в сфере общественного здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы неравенства в сфере общественного здоровья»

Раздел IV

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗДОРОВЬЯ И ЭКОНОМИКИ

О.Е. Артамонова

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НЕРАВЕНСТВА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,

Великий Новгород

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция существенного повышения заболеваемости среди населения и уменьшение доли здоровых граждан. Состояние здоровья людей служит объективной предпосылкой их социальной активности при формировании эффективной социальной структуры. Положение людей в системе неравенства, через социально-культурные и социально-экономические факторы, влияет на поведение людей и, следовательно, ресурсы общества в сфере здоровья.

Доступ к таким социальным ценностям, какими являются здоровье и здравоохранение, в обществе далеко не одинаков для разных групп и слоев населения. Он обусловлен положением индивидов и групп в социальной структуре общества. Здоровье служит одним из оснований идентификации и самоидентификации людей в системе социального неравенства и, значит, предпосылкой их социальных взаимодействий, социальной интеграции (сплоченности) или дезинтеграции, а также существенным фактором общественно-психологического климата социальных групп и общества в целом.

В современной системе здравоохранения и в государственной политике охраны здоровья населения России пока не выработана эффективная практика учета особенностей социального неравенства в сфере общественного здоровья. Между тем, такое неравенство приобрело заметно большую глубину и острые формы в связи с социально-экономическим расслоением населения страны в последние два десятилетия. Не случайно в научной литературе и социальной публицистике все активнее обсуждается влияние бедности на здоровье, на реализацию социальных гарантий. Отражается и острая критика тех решений политики здравоохранения, которые игнорируют социальную дифференциацию, в частности, Закона №122-ФЗ1!, содержащего ряд существенных недостатков и

11 Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу

уже вызвавшего негативные последствия12. В действительности эти недостатки связаны с игнорированием реальных условий, в которых живут разные социальные группы и слои.

Остаются весьма распространенными такие социальные противоречия в сфере общественного здоровья, как низкая информированность взрослого населения о состоянии здоровья и заболеваниях; неадекватное ценностное отношение к здоровью; социальные барьеры в доступе к медицинской помощи; лояльность к здоровьеразрушающим моделям поведения; игнорирование медицинской помощи при заболеваниях. Эти противоречия, как показывают отдельные социологические исследования, тесно связаны с социальной структурой и системой общественного неравенства. Социально-экономическое расслоение привело к дальнейшим изменениям в поведении людей в сфере здоровья, без учета и коррекции которых вряд ли возможно реальное достижение целей приоритетного национального проекта «Здоровье». Управление социально значимыми программами этого проекта, в т. ч. в плане реализации государственных гарантий для населения в области медицинской помощи, нуждается в научно-информационном обеспечении с позиции современной социологической науки.

Особая роль социологической науки обусловлена тем, что данные объективных медицинских исследований и медицинская статистика не способны с должной полнотой охарактеризовать детерминанты здоровья.

Потому именно социологическое исследование необходимо для раскрытия социальной обусловленности здоровья, реализации прогностических задач и разработки эффективных целевых социально-медицинских программ, направленных на отдельные категории населения. Оно может служить, в частности, основанием и тех социально-прикладных программ, которые выходят за рамки системы здравоохранения.

В комплексном медико-социологическом исследовании общественного здоровья, проведенном Новгородским научным центром Северо-западного отделения Российской Академии медицинских наук в 2005-2006 гг. по специально разработанной и программе применена методика стандартизированного опроса населения.

В качестве генеральной совокупности использован реестр застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, охватывающий 98% насе-

некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 г.)// Российская газета, 31.08.2004 г.

12 Наталья Лебедева. 122-й закон: правовые и социальные последствия// Человек и труд №4, 2005

ления региона. Многоступенчатая выборка формировалась с применением серийного и механического отбора. После экономико-географического зонирования области были отобраны 4 района из 21 (Маловишерский, Хвойнинский, Чудовский, Валдайский) и в них - 15 поселений, включая деревни, села, поселки, райцентры и Великий Новгород. В них с пошаговым отбором формировались списки для анкетного опроса и скрининговых медосмотров. Выборка составила 4875 человек.

Проведенное комплексное исследование, включающее и социологический компонент, позволило дать общую оценку состояния и динамики общественного здоровья на фоне социально-экономического состояния региона и его отдельных территорий и групп населения. Благодаря этому компоненту появилась возможность анализировать социальную обусловленность здоровья в контексте конкретных параметров условий жизни и заболеваемости, а также выявлять модели поведения в сфере здоровья.

По мнению академика РАМН Лисицына, медицинские факторы в динамике общественного здоровья составляют 20%, а решающее влияние оказывают именно социальные факторы. В исследовании как раз были проанализированы ряд социальных факторов, влияющих на здоровье, а именно информированность о своих заболеваниях, доступность медицинской помощи, ценностное отношение и стратегии в сфере здоровья в зависимости от возраста, пола, благосостояния, образования, характера труда и отраслевой принадлежности. Дифференцирующая роль этих факторов была ранее замечена в двух этапах областного мониторинга в 2003 и 2005 гг.

Данные стандартизированного опроса населения показали, что самооценка здоровья и самоидентификация по признакам здорового человека в значительной степени не совпадают. Это заставляет рассматривать два изучаемых индикатора в научно-методическом и практическом отношении в качестве отдельных феноменов общественного сознания.

Таблица 1.

Ценностное отношение к здоровью и самооценка здоровья, возрастным группам, %

Возраст, лет

1819 2024 2529 3034 3539 4044 4549 5054 5559 6070 Старше 70

Здоровье

для меня сейчас -главное 28,2 35,0 29,4 30,7 32,0 34,7 40,3 54,9 63,0 77,3 86,1

«Я - здоровый человек» 36,4 36,4 31,6 24,5 19,8 12,0 13,4 8,6 7,2 4,3 3,1

В системах ценностей индивидов и групп здоровье нередко выпадает из ценностного ядра, в том числе под давлением условий жизни и социального окружения. Но даже в урезанном смысле ценность здоровья все-таки реализуется,

и ее динамика наглядна в возрастном плане (см. таблицу 1). Она приобретает доминантный характер лишь в когортах старше 60 лет. Один из общих выводов анализа состоит в том, что в массе взрослого населения здоровье не рассматривается как ресурс, сохранение или наращивание которого выступало бы в качестве объекта индивидуального и корпоративного учета и планирования.

Информированность о собственных заболеваниях, в сочетании с определенным ценностным отношением к здоровью, выступает как личностное основание мотивации поведения в сфере здоровья. На эмпирическом уровне этот показатель определяется нами как отношение известных респондентам диагнозов к совокупности установленных по обращаемости и в результате скрининга или клинического дообследования.

В качестве информированности статистически значимыми оказываются возрастной, половой и поселенческий факторы.

Статистический анализ показателей информированности взрослого населения об имеющихся заболеваниях и установленных диагнозов свидетельствует, что мужчинам свойственна в сравнении с женщинами более низкая информированность, при относительно близких средних количествах установленных диагнозов.

В среднем каждому третьему мужчине (32,7 %) не известно об имеющихся у него заболеваниях. В женской популяции пятая часть (19,2 %) проявляет такую неосведомленность. Взрослая женщина в среднем знает о 2,4 диагнозах имеющихся у нее заболеваний, в то же время количество диагнозов заболеваний, известных взрослому мужчине, составляет в среднем лишь 1,5. Существенно различается между популяциями мужчин и женщин информированность об имеющихся хронических заболеваниях. Знают о таких заболеваниях в среднем лишь около 45% мужчин и 62% женщин.

В сельской местности, особенно в старших группах, информированность о своих заболеваниях в два-три раза ниже соответствующих показателей в городской местности. Отсюда - более низкая обращаемость населения и выяв-ляемость заболеваний, ложное впечатление о благополучии в здоровье селян.

Самооценка здоровья - один из факторов ценностного отношения к здоровью и поведения в этой сфере. С учетом того, что субъективное восприятие проблем здоровья имеет сложную социально-психологическую природу, в изучении этих самооценок применялась серия индикаторов, включающая следующие основные стороны этого восприятия:

- ценностную - удовлетворенность и обеспокоенность субъекта по поводу состояния своего здоровья,

- фактуальную - информацию об образе жизни, о наличии определенных заболеваний и симптомов, об относительной частоте заболеваний и обращений к врачу и т. п.,

- аналитическую - мотивированную оценку собственного здоровья и поведения, связанного с сохранением или риском здоровья,

- стратификационную - самоидентификацию индивида по вертикальной шкале здоровья, приписывание себя к здоровым.

Социально-экономические группы населения сильно различаются по самооценке здоровья.

Таблица 2

Самооценка здоровья в группах по основному роду занятий, %

№ Группы взрослого населения по основному роду занятий Самооценка здоровья

плохое удовлетворительное хорошее, отличное не дали ответа

1 Работают 8,8 66,7 12,7 11,8

2 Учатся 6,4 51,9 33,1 8,6

3 Учатся и работают 6,6 47,0 29,1 17,2

4 На пенсии, работают 17,4 66,7 2,1 13,8

5 На пенсии, не работают 49,5 39,4 1,0 10,2

6 Не учатся и не работают 23,5 49,8 11,8 14,9

7 В декрете, в отпуске по уходу 8,8 50,5 24,2 16,5

8 Весь массив 20,9 55,7 10,0 13,4

Наиболее высокая самооценка свойственна молодежным группам - учащимся, сочетающим учебу с работой, находящимся в предродовом отпуске или отпуске по уходу за ребенком. В этом проявляется действие возрастного фактора самооценки.

Поведенческая стратегия субъекта в сфере здоровья - весьма емкое понятие, разрабатываемое в социологическом аспекте. К сожалению, в совокупности поведенческих стратегий взрослого населения в этой сфере преобладают самолечение и игнорирование медицинской помощи.

Игнорирование выступает в двух формах отказа: мягкой и жесткой.

Мягкий отказ - обращение к медицинской помощи только при тяжелом течении болезни, свойствен двум третям взрослого населения (68%);

Жесткий - ориентация на самолечение в любых ситуациях, свойствен в среднем каждому восьмому взрослому (12,5%)

Та или иная социальная норма, охватывая в социуме большинство индивидов, имеет тенденцию к активному распространению. В Новгородской области стратегия отказа перевалила за две трети.

Отсутствует ярко выраженная динамика поведенческих стратегий в связи с возрастом, полом, типом поселения, уровнем благосостояния, профессией и даже уровнем образования. Отказ от медицинской помощи превратился в социокультурную норму, изменение которой потребует большого времени и сил.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд важных выводов:

Социальное неравенство населения выступает существенным фактором различий в индивидов и групп в ценностном отношении к здоровью, поведенческих стратегиях в сфере здоровья, доступности медицинской помощи как одного из благ, гарантированных государством.

Сложившуюся ситуацию в массовом и индивидуальном ценностном отношении к здоровью, когда оно не входит в число приоритетных ценностей среди социальных групп, нельзя признать нормальной с точки зрения интересов российского общества и государства. Нельзя примириться с отсутствием или приниженным характером ценности здоровья занятого населения и учащейся молодежи. Значительная часть населения оказывается глуха к здравому смыслу, связанному с объективной ценностью здоровья, и с нерациональной легкостью вступает в массовые ситуации риска для здоровья и жизни или сама создает подобные ситуации для себя и окружающих людей.

Назрела потребность в выработке и внедрении принципиально иной системы ценностей, в которой будет присутствовать баланс общественных и индивидуальных интересов, материального и духовного благополучия. В этой системе ценностей необходимо обеспечить ориентацию на всестороннее развитие личности, не сводимую к деловому успеху и престижным стандартам потребления.

При изучении проблем общественного здоровья принципиально важным представляется его социальный контекст, особенно он актуален для современной России в связи с необходимостью выбора собственной действенной стратегии развития здравоохранения и социальной политики. Дальнейшее игнорирование социальных факторов неравенства в сфере общественного здоровья, по нашему мнению, обрекает политику здравоохранения в современной России на низкую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.