Научная статья на тему 'Социально-экономические факторы неравенства в сфере общественного здоровья'

Социально-экономические факторы неравенства в сфере общественного здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО / САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ / INDIVIDUAL HEALTH / PUBLIC HEALTH / MEDICO-SOCIOLOGICAL RESEARCH / SOCIO-ECONOMIC INEQUALITY / SELF-REPORTED HEALTH STATUS / AWARENESS ABOUT THEIR HEALTH / BEHAVIORAL STRATEGIES IN THE FIELD OF HEALTH / VALUES RELATED TO HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артамонова Ольга Евгеньевна

В статье анализируется взаимосвязь ценностного отношения к здоровью, самооценка здоровья, поведенческие стратегии и уровень информированности о состоянии собственного здоровья в социально-экономических группах. Статья опирается на результаты комплексного исследования общественного здоровья населения Новгородской области, проведенного в 2003-2009 гг. Новгородским научным центром Северо-западного отделения Российской академии медицинских наук совместно с лабораторией социологии Новгородского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF INEQUALITY IN THE FIELD OF PUBLIC HEALTH

In article the interrelation of value attitude to health, health self-appraisal, social strategies and the level of knowledge of state of health in different socio-economic groups is analyzed. Article bases upon the results of the complex research of public health in the Novgorod region conducted in 2003-2009 by the Novgorod Research Center of the Russian academy of medical sciences Northwest division in collaboration with laboratory of sociology of the Novgorod State University.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические факторы неравенства в сфере общественного здоровья»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ

АРТАМОНОВА O.E.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НЕРАВЕНСТВА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

В статье анализируется взаимосвязь ценностного отношения к здоровью, самооценка здоровья, поведенческие стратегии и уровень информированности о состоянии собственного здоровья в социально-экономических группах. Статья опирается на результаты комплексного исследования общественного здоровья населения Новгородской области, проведенного в 2003-2009 гг. Новгородским научным центром Северо-западного отделения Российской академии медицинских наук совместно с лабораторией социологии Новгородского государственного университета.

ARTAMONOVA O.E.

SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF INEQUALITY IN THE FIELD OF

PUBLIC HEALTH

In article the interrelation of value attitude to health, health self-appraisal, social strategies and the level of knowledge of state of health in different socio-economic groups is analyzed. Article bases upon the results of the complex research of public health in the Novgorod region conducted in 2003-2009 by the Novgorod Research Center of the Russian academy of medical sciences Northwest division in collaboration with laboratory of sociology of the Novgorod State University.

Ключевые слова: индивидуальное здоровье, общественное здоровье, медико-социологическое исследование, социально-экономическое неравенство, самооценка здоровья, ценностное отношение к здоровью, информированность о своем здоровье, поведенческие стратегии в сфере здоровья.

Keywords: individual health, public health, medico-sociological research, socioeconomic inequality, self-reported health status, values related to health, awareness about their health, behavioral strategies in the field of health.

В современном обществе важным отражением значимости индивидуального и общественного здоровья становится его взаимосвязь с социально-экономическим положением отдельных социальных групп в системе общественного производства. Здоровье служит одним из оснований идентификации и самоидентификации людей в системе социального неравенства и, значит, предпосылкой их социальных взаимодействий, социальной интеграции (сплоченности) или дезинтеграции, а также существенным фактором социально-психологического климата общественных групп и социума в целом.

В российской системе здравоохранения и в государственной политике охраны здоровья населения до сих пор не выработана эффективная практика учета особенностей социального неравенства в сфере общественного здоровья. Между тем, такое неравенство приобрело заметно большую глубину и острые формы в связи с социально-экономическим расслоением населения страны в последние два десятилетия, и особенно в период последнего мирового экономического кризиса [1]. Не случайно в научной литературе и социальной публицистике все активнее обсуждается влияние бедности на здоровье, на реализацию социальных гарантий. Отражается и острая критика тех решений политики здравоохранения, которые игнорируют социальную дифференциацию, в частности, Закона №122-ФЗ [2], содержащего ряд существенных недостатков и уже вызвавшего негативные последствия [3]. В действительности эти недостатки связаны с игнорированием реальных условий, в которых живут разные социальные группы и слои.

Социально-экономическое неравенство в плане общественного здоровья - один из широко признаваемых фактов социальной обусловленности здоровья. Говоря о социально-экономическом неравенстве населения, мы имеем в виду, прежде всего, такие признаки, как основной род занятий и уровень материального благосостояния. Хотя, разумеется, эти признаки лишь открывают целый ряд других сложных обстоятельств, порождаемых положением индивида или группы в экономике и так или иначе отражающихся на состоянии здоровья и поведении в сфере здоровья!

В комплексном медико-социологическом исследовании общественного здоровья, проведенном Новгородским научным центром Северо-западного отделения Российской Академии медицинских наук совместно с лабораторией социологии Новгородского государственного университета, в 2003-2009 гг. по специально разработанной программе применена методика стандартизированного опроса населения.

В качестве генеральной совокупности использован реестр застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, охватывающий 98% населения Новгородского региона. Многоступенчатая выборка формировалась с применением серийного и механического отбора. После экономико-географического зонирования области были отобраны 4 района из 21 (Мало-вишерский, Хвойнинский, Чудовский, Валдайский), и в них - 15 поселений, включая деревни, села, поселки, райцентры и Великий Новгород. В них с пошаговым отбором формировались списки для анкетного опроса и скринин-говых медосмотров. Выборка составила 4875 человек.

Проведенное комплексное исследование, включающее и социологический компонент, позволило дать общую оценку состояния и динамики общественного здоровья на фоне социально-экономического состояния региона и его отдельных территорий и групп населения. Благодаря этому компоненту

1 В числе таких факторов — характер труда и уровень обобществления труда, должностной статус, жилищные условия, наличие комплекса условий социальной защиты и др.

появилась возможность анализировать социальную обусловленность здоровья применительно к крупным социально-экономическим общностям.

По основному роду занятий в структуре постоянного взрослого населения (от 18 лет и старше) выделяются семь групп, представленных в таблице 1 ниже. Крупнейшими из этих групп оказываются занятые (трудоустроенные) и пенсионеры. Одно из наиболее ярко выраженных различий обнаруживается в ценностном отношении этих групп к здоровью.

Таблица 1.

Основной род занятий взрослых и их ценностное отношение к здоровью

№ Основной род занятий взрослых и доля соответствующей группы в выборке, в % Доля согласных с высказыванием, %

Здоровье сейчас -самое главное в моей жизни Здоровье -не главное, есть более важные вещи

1 2 3 4

1 Работают (50,4) 37,3 61,5

2 Учатся (3,8) 31,6 56,7

3 Учатся и работают (3,0) 34,4 55,6

4 На пенсии и продолжают работать (6,7) 55,3 36,9

5 На пенсии, не работают (27,5) 83,3 19,8

6 Не учатся и не работают, безработные (4,5) 49,3 45,2

7 Находятся в декрете, в отпуске по уходу (1,8) 27,5 67,0

8 Весь массив 50,6 46,1

Ценность здоровья не является ведущей для большинства групп, представленных в таблице. Она не рассматривается как ресурс, сохранение или наращивание которого выступало бы в качестве объекта планирования. Для групп учащихся и занятых на первый план выступает ценность обеспечения индивидуального или семейного материального благосостояния, приоритетность которой была усилена в период радикально-рыночных реформ процессами социально-экономической деградации большинства занятого населения. Эта ценность достигла абсолюта, отодвинув на второй план ценности здоровья и духовного развития, личной и общественной безопасности, что подтверждается и многими специальными исследованиями [4]. Данное состояние ценностной сферы этих социальных групп стало следствием тенденций, охвативших в России два последние десятилетия XX века и не прекративших свое действие до последнего времени. Исключение в данном отношении составляет лишь группа пенсионеров. Именно с достижением пенсионного возраста ценность благосостояния уступает ценности здоровья.

Выявленную ситуацию нельзя признать нормальной с точки зрения интересов российского общества и государства, соответственно, примириться с отсутствием ценности здоровья в составе ценностного ядра занятого населения и учащейся молодежи. В такой обстановке значительная часть или большинство населения в определенном смысле перестают слышать здравый смысл, связанный с объективной ценностью здоровья, и с большей чем прежде легкостью вступают в ситуации риска для здоровья и жизни или сами создают подобные ситуации для себя и окружающих людей.

Желательна и необходима принципиально иная система ценностей, в которой присутствует баланс общественных и индивидуальных интересов, материального и духовного благополучия, обеспечивается ориентация на всестороннее (разностороннее) развитие личности, не сводимая к профессиональному успеху и престижным стандартам материального потребления.

Сложившуюся картину системы ценностей, в которой экономический успех (материальное благополучие) затмевает собою здоровье, можно считать своеобразным мировоззренческим и психологическим продуктом идеологии экономократизма, настойчиво навязываемой российскому общественному сознанию в последние десятилетия. Эта идеология сама является логически ложной, поскольку, по сути, подрывает объективные долгосрочные ресурсы экономического успеха и современные принципы устойчивого общественного и планетарного развития, важнейшим из которых всегда был и остается потенциал человеческого (индивидуального и общественного) здоровья.

Самооценка здоровья - один из факторов ценностного отношения к здоровью и поведения в этой сфере. С учетом того, что субъективное восприятие проблем здоровья имеет сложную социально-психологическую природу, в изучении этих самооценок применялась серия индикаторов, включающая следующие основные стороны этого восприятия:

❖ ценностную - удовлетворенность и обеспокоенность субъекта по поводу состояния своего здоровья;

❖ фактуальную - информацию об образе жизни, о наличии определенных заболеваний и симптомов, об относительной частоте заболеваний и обращений к врачу ит. п.;

❖ аналитическую - мотивированную оценку собственного здоровья и поведения, связанного с сохранением или риском здоровья;

❖ стратификационную - самоидентификацию индивида по вертикальной шкале здоровья, приписывание себя к здоровым.

Таблица 2.

Самооценка здоровья в группах по основному роду занятий, %

№ Группы взрослого населения по основному роду занятий и их средний возраст (лет) Самооценка здоровья

плохое удовлетворительное хорошее, отличное не дали ответа

1 2 3 4 5 6

1 Работают (35,9) 8,8 66,7 12,7 11,8

2 Учатся (21,2) 6,4 51,9 33,1 8,6

3 Учатся и работают (23,4) 6,6 47,0 29,1 17,2

4 На пенсии, работают (58,9) 17,4 66,7 2,1 13,8

5 На пенсии, не работают (67,6) 49,5 39,4 1,0 10,2

6 Не учатся и не работают (40,4) 23,5 49,8 11,8 14,9

7 В декрете, в отпуске по уходу (26,9) 8,8 50,5 24,2 16,5

8 Весь массив 20,9 55,7 10,0 13,4

Социально-экономические группы населения сильно различаются по самооценке здоровья (см. табл. 2). Наиболее высокая самооценка свойствен-

на представителям групп с более низким средним возрастом - учащимся и находящимся в предродовом отпуске или отпуске по уходу за ребенком.

Столь же неодинаковы и уровни информированности социально-экономических групп об имеющихся заболеваниях. В идеальной ситуации, при своевременном прохождении медицинских обследований среднее реальное количество установленных диагнозов может лишь несколько опережать информированность пациентов об имеющихся заболеваниях. В действительности же информированность пациентов сильно отстает от реальной картины. В таблице 3 ниже представлены данные о средних количествах заболеваний по данным стандартизированного опроса и по данным объективных обследований.

Таблица 3.

Информированность о наличии заболеваний по данным опроса и количество

вновь установленных диагнозов в результате обследования

№ Группы взрослого населения по основному роду занятий Знают о наличии хронического заболевания Среднее количество заболеваний

по данным предварительного опроса вновь установленных, по данным обследований

1 2 3 4 5

1 Работают 44,5 1,57 2,57

2 Учатся 28,9 0,98 1,80

3 Учатся и работают 44,4 1,53 2,36

4 На пенсии и работают 74,2 2,59 4,61

5 На пенсии, не работают 78,5 2,96 3,42

6 Не учатся и не работают 46,6 1,88 2,77

7 В декрете, в отпуске по уходу 40,7 1,53 2,35

8 Весь массив 54,4 1,98 3,26

Из таблицы следует, что практически во всех группах информированность об имеющихся заболеваниях, судя по среднему количеству диагнозов, сообщенных пациентами в стандартизированном опросе, оказывается в два и более раза ниже реального количества заболеваний, вновь установленных при объективном обследовании этих же пациентов. Справедливо предположить, что у многих пациентов вновь установленные при обследовании заболевания развивались годами, с неизбежностью переходя в хроническую стадию или порождая новые, более тяжелые формы. Отставание информированности от реальной картины заболеваемости означает, как правило, что подавляющее большинство взрослых не получают необходимого лечения, не меняют образа жизни в соответствии с профилем скрытого до поры заболевания, индивиды и общество теряют часть своего потенциала здоровья.

Информированность о наличии хронических заболеваний, как правило, отстает от реальных уровней хронизации взрослого населения, что ставит ряд практических задач в области медицинской информации [5;84]. Мы, разумеется, не можем относиться с абсолютным доверием ко всем сообщениям пациентов об установленных у них ранее заболеваниях, но в любом случае заслуживают внимания выявляемые в исследовании особенности такой инфор-

мированности в разных группах населения как предпосылки их мотивации и поведения в сфере здоровья.

Уровни информированности об имеющихся заболеваниях (отношение данных в столбце 4 к суммарному значению столбцов 4 и 5) по выделенным социально-экономическим группам варьируют от 0,35 (учащиеся) до 0,46 (пенсионеры). Так, в группе занятых (трудоустроенных) пациентов среднее количество сообщенных ими установленных диагнозов составило 1,57, а в последующем медицинском обследовании представителей данной социально-экономической группы дополнительно установлены в среднем 2,57 новых диагнозов. Еще ниже информированность об имеющихся заболеваниях среди учащейся молодежи: в среднем на каждое известное (ранее установленное) заболевание приходится почти два вновь установленных.

В графе 5 таблицы видно, что наибольшее среднее количество вновь установленных при обследовании диагнозов относится на счет работающих пенсионеров (4,61). Значит, эта группа населения оказывается в ситуации относительно большего риска скрытого развития заболеваний, для установления которых и последующего лечения необходимо своевременное объективное обследование. Впрочем, о подобном риске приходится говорить и применительно к остальным выделенным в таблице социально-экономическим группам.

Поведенческая стратегия субъекта в сфере здоровья - весьма емкое понятие, разрабатываемое в социологическом аспекте. К сожалению, в совокупности поведенческих стратегий взрослого населения в этой сфере преобладают самолечение и игнорирование медицинской помощи.

Игнорирование выступает в двух формах отказа: мягкой и жесткой.

«Мягкий отказ» - обращение к медицинской помощи только при тяжелом течении болезни, в целом свойственен двум третям взрослого населения (68%); «жесткий отказ» - ориентация на самолечение в любых ситуациях, присущ в среднем каждому восьмому взрослому (12,5%).

Та или иная социальная норма, охватывая в социуме большинство индивидов, имеет тенденцию к активному распространению. В Новгородской области стратегия отказа перевалила за две трети.

Доля групп по основному роду занятий, придерживающая «жесткого отказа» от профессиональной медицинской помощи при болезни, сильно варьирует (от 7% до 20%). Наибольшая распространенность «жесткого отказа» проявилась, как и следовало ожидать, в группах учащихся и находящихся в декрете (предродовом отпуске или отпуске по уходу за ребенком), охватывая до 20% состава группы. Наименьшая распространенность такой стратегии - среди пенсионеров, в том числе занятых (7-9%). Отчасти это объясняется возрастной природой данных групп и возрастными особенностями отношения к здоровью.

«Мягкий отказ» от медицинской помощи демонстрируют преимущественно две социально-экономические группы - учащиеся и сочетающие учебу с работой (соответственно, 56% и 71%), находясь, по сути, внутри одного и

того же возрастного слоя (молодежи), и в удельном весе оптимальной стратегии.

Возможное объяснение этого различия лежит в соотношении социокультурных свойств двух типов социальной среды - образовательной и производственно-трудовой. Для образовательной среды характерны сосредоточенность на интеллектуальной деятельности, акцентация культурных ценностей, специально разработанные организационные модели, защищающие от многих неблагоприятных внешних (например, климатических, техногенных) воздействий, более плотная социальная опека (в том числе в вопросах питания и здоровья - развитая инфраструктура медицинской помощи и ее систематический характер) со стороны взрослых.

Производственно-трудовая среда в ее преобладающих, типичных проявлениях отмечена безусловным приоритетом целевых производственно-технологических и экономических критериев над социальными и культурными, значительным распространением неблагоприятных и опасных факторов. Нередким в такой среде оказывается и отсутствие развитой инфраструктуры медицинской помощи (наличие в лучшем случае аптечных наборов для первой помощи и отсутствие медкабинетов в большинстве предприятиях) или ее недоступность в силу производственно-технологических обстоятельств (режима, невозможности срочной замены выбывающего работника и т. п.).

Выход из учебного коллектива и погружение в трудовой коллектив, как можно предположить, становится для молодежи решающим фактором того, что в ее поведенческих стратегиях «мягкий отказ» из неустойчивого преобладания довольно быстро приобретает свойство абсолютного доминирования, вероятнее всего расширяется социальная база «жесткого отказа», одновременно происходит резкий спад оптимальной стратегии (от 23% до 15%).

Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд важных выводов:

Социально-экономическое неравенство населения выступает существенным фактором различий у индивидов и групп в ценностном отношении к здоровью, поведенческих стратегиях в сфере здоровья, доступности медицинской помощи как одного из благ, гарантированных государством.

Сложившуюся ситуацию в массовом и индивидуальном ценностном отношении к здоровью, когда оно не входит в число приоритетных ценностей среди социальных групп, нельзя признать нормальной с точки зрения интересов российского общества и государства. Нельзя примириться с отсутствием или приниженным характером ценности здоровья занятого населения и учащейся молодежи. Значительная часть населения оказывается глуха к здравому смыслу, связанному с объективной ценностью здоровья, и с нерациональной легкостью вступает в массовые ситуации риска для здоровья и жизни или сама создает подобные ситуации для себя и окружающих людей.

Назрела потребность в выработке и внедрении принципиально иной системы ценностей, в которой будет присутствовать баланс общественных и индивидуальных интересов, материального и духовного благополучия. В

этой системе ценностей необходимо обеспечить ориентацию на всестороннее развитие личности, не сводимую к деловому успеху и престижным стандартам потребления.

При изучении проблем общественного здоровья принципиально важным представляется его социально-экономический контекст, дальнейшее его игнорирование, по нашему мнению, обрекает политику здравоохранения в современной России на низкую эффективность.

Учитывая, что социально-экономическое положение столь существенным образом отражается на социально-медицинских характеристиках, обозначенная проблема заслуживает дальнейшего изучения.

_Литература_

1. Соколов А.Б. Влияние политических и социально-экономических факторов на здоровье населения в постсоветской России // Теория и практика общественного развития 2010, №1, электронный журнал, http://teoria-practica.ru/2010-1.

2. Федеральный закон от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004г.) // Российская газета, 31.08.2004г.

3. Наталья Лебедева. 122-й закон: правовые и социальные последствия // Человек и труд №4, 2005. - С. 70-74

4. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. - М., 2000. -270 с.

5. Медик В.А., Осипов A.M. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М.: Логос, 2003. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.