подготовки была ориентирована на то, чтобы научить читать и переводить специальную литературу с иностранного языка на русский язык; научить извлекать необходимую профессиональную информацию из текстов; дать знания базовой грамматики; научить писать на иностранном языке и высказываться на предложенную тему.
Новая система профессионального образования ставит перед нами другие ориентиры. Во-первых, выпускники должны уметь осуществлять устную и письменную профессиональную коммуникацию на иностранном языке. Это подразумевает необходимость выполнять свои функциональные обязанности в рамках должности как на родном, так и на иностранном языке (часто на английском); уметь справляться с конфликтной или стрессовой ситуацией на иностранном языке; владеть техникой письма, уметь писать все типы функциональных писем; знать культуру стран-партнеров и стран туристского рынка; владеть маркетинговыми технологиями; уметь вести переговоры, встречи, беседы и согласования по телефону на иностранном языке, а также в ре-
жиме on-line конференции; уметь готовить и проводить презентации проектов, продуктов или услуг на иностранном языке [1, с. 49].
Проектирование образовательных программ нового поколения можно рассматривать как создание стратегической модели деятельности по освоению содержания образования. Изменение геополитической обстановки в мире, колебания рынка услуг, формирование новых профессиональных компетенций специалиста диктуют перестановку акцентов в профессиональной подготовке и переподготовке кадров. В данных условиях первостепенным становится решение задач усиления адресной подготовки специалистов, максимальной ориентации на конкретные запросы субъектов рынка, сохранение свободы выбора личностью образовательной траектории [3, с. 16].
Основываясь в проектировании на принципе модульности обучения, содержание представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, являющихся одновременно банком информации и методическим руководством по его усвоению. Модульный подход к проектированию содержания ино-
язычной подготовки в вузе позволяет мгновенно реагировать на изменение ситуации на рынке труда и корректировать модель специалиста с формированием необходимых компетенций [2, с. 24]. И пожалуй, одна из важнейших особенностей такого подхода, — обеспечение индивидуализации образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов.
При проектировании содержания профессиональной языковой подготовки в туристском вузе необходима консолидация усилий представителей туристской индустрии, региональных и местных комитетов по туризму, ученых, студентов и передовых преподавателей.
Литература
1. Adam Jolly. The Growing Business Handbook. Kogan Page and Contributors. L., 2003.
2. Cellops A. Quality management systems — Requirements, EU. Brussels, 2002.
3. European strategy and co-operation in education and training [Электронный ресурс] // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/education/ lifelong-learning-policy/doc28_en.htm.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА МЕНЕДЖЕРОВ ГОСТЕПРИИМСТВА
М.А. КИСЕЛЕВ, аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма.
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
т^оп_1000@ mail.ru
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В.А. КАЛЬНЕЙ Рецензент - кандидат педагогический наук, профессор С.А. ШУБИН
Аннотация. Процесс формирования имиджа тесным образом связан с социальным взаимодействием человека. Проблемы социального взаимодействия, социализации личности в контексте формирования имиджа исследует социальная психология.
Ключевые слова: имидж, личность, образ, стереотип, общество, социальные факторы, эффект «новизны».
SOCIAL FACTORS OF FORMATION OF IMAGE OF MANAGERS
OF HOSPITALITY
M.A. KISELEV,
The post-graduate student of faculty Pedagogic and Psychologies The Russian International Academy of tourism.
Annotation. Process of formation of image by close image is connected to social interaction of the person. Problems of social interaction, social persons in a context of formation of image are investigated with social psychology. Key words: image, the person, an image, a stereotype, a society, social factors, effect of «novelty».
В социально-психологическом аспекте имидж рассматривается как специфическая форма неадекватного отражения объективной реальности преимущественно на уровне обыденного сознания, детерминируемая рядом факторов — естественными ошибками в когнитивном процессе, субъективностью оценок, абсолютизацией и идеализацией определенных сторон того или иного явления. Следовательно, имидж, исходя из заданных целей, — это внешний положительный или отрицательный образ, который создается и транслируется таким образом, чтобы у воспринимающего человека возникло субъективное представление о том, что перед ним значимая личность, наделенная позитивными качествами. В этом случае индивид не обязательно должен обладать вышеперечисленными характеристиками, главное — он должен совершать поступки и выглядеть так, чтобы другие воспринимали его именно в данном ракурсе. Подобный образ в глазах окружающих не может существовать длительное время, так как при непосредственном общении человеку свойственно проявлять свою истинную сущность.
Имидж отражается в сознании окружающих через суждения и оценки, сформированные в процессе предшествующего опыта и взаимодействия с личностью. Имидж в социально-психологическом аспекте — это особый вид социальной установки. Социальная установка представляет собой субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общности) по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающие определенные способы поведения. В процессе межличностного общения личность испытывает удовлетворенность либо неудовлетворенность от существующих отношений, и вследствие этого у нее возникает определенное отношение, или социальная установка, которая, в свою очередь, опирается на психологическую установку — фиксированное психическое состояние, формирующиеся при взаимодействии двух факторов: потребности и ситуации ее удовлетворения.
Если рассматривать имидж как особый вид социальной установки, то механизм его формирования состоит в следующем. У каждого человека существует потребность в безопасности, которую на бытовом уровне он удовлетворяет самостоятельно (строит
дом, создает семью). Но, кроме того, каждый человек живет в обществе среди себе подобных, которые в своем поведении ориентируются в первую очередь на собственные желания, интересы, стремления. Поэтому необходимо организовать человеческое общество таким образом, чтобы совместное сосуществование не наносило вреда окружающим. Следовательно, существует потребность в таких людях, которые наиболее эффективно могут решить данную проблему. Каждая социальная группа и люди, входящие в нее, имеют собственное представление об идеале. Потребность в лидере, обусловленная ситуацией, требует удовлетворения, причем эта потребность обусловлена прошлым опытом субъекта, социальной группы и представляет собой определенную систему ценностей. В коллективе, в обществе всегда существуют люди, проявляющие себя лидерами, те из них, кто в наибольшей степени отвечает требованиям определенной социальной группы и создает ситуацию удовлетворения потребности; в конечном итоге это ведет к формированию определенной установки.
Разновидностью социальной установки является стереотип. Это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и зачастую предвзятых представлений, принятых в обществе. Можно сказать, что стереотип — это «сжатый» образ какого-либо явления, которым индивид пользуется с целью облегчить свое взаимодействие с ним.
Как уже было сказано, имидж в некоторой степени наделен характеристиками стереотипа. Отличительный признак стереотипа состоит в том, что большую роль в его формировании играет аффективный компонент. Формирование имиджа также связано с эмоциональным восприятием демонстрируемого образа. В условиях дефицита информации представление о человеке формируется на основе тех сведений, которые были получены ранее, а также в результате домысливания. Кроме того, с феноменом имиджа связаны такие явления, изучаемые социальной психологией, как «имплицитная теория личности», эффект «новизны» и «первичности», эффект «ореола» («гала—эффект») и тому подобные. Исходя из мнения о том, что имидж — это эмоциональный образ, пред-
ставление одного человека о другом, можно сказать, что личность самостоятельно формирует этот образ в своем сознании, используя получаемую информацию. Впечатление о человеке формируется на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях. В ходе многих исследований выявлено, что в условиях ограниченного доступа информации срабатывает эффект «ореола», распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Образ, складывающийся в представлении других людей, определяет их дальнейшее поведение. Если в целом первое впечатление было положительным, то и впоследствии личные качества, поведение и поступки будут оцениваться как положительные, а отрицательные игнорироваться. Когда первое впечатление вызвало отрицательные эмоции, то отношение к человеку в целом будет отрицательным.
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются влияния порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. На наше восприятие незнакомых людей наибольшее влияние оказывает первичная, предъявленная в первую очередь информация.
Напротив, в ситуациях восприятия знакомых людей действует эффект «новизны», который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.
Эффект «проекции» выражается в неосознаваемой тенденции переноса собственных представлений, состояний и особенностей на партнера по общению.
Данные представления складываются в процессе социальной деятельности и, следовательно, обусловлены опытом и сложившейся системой ценностей. Подобные явления социальной перцепции основываются на механизмах, которые при дефиците информации о социальных объектах обеспечивают ее упрощенное восприятие, отбор и категоризацию.
В результате образ, сформированный на основе непосредственного эмоционального переживания, приобретает значительную устойчивость в сознании субъекта, т.е. превращается в определенную установку по отношению к воспринимаемому человеку. В дальнейшем для упрощения восприятия данного объекта происходит его стереотипизация, т.е. формируется определенный стереотип.
В целом большую роль психологическое воздействие играет в тех сферах, где важное место занимают межличностные отношения. В нашем случае это область деловых отношений, поскольку деловые отношения включают в свою сферу большое число людей, которые находятся между собой в состоянии сотрудничества и соперничества, подчинения и управления. Именно поэтому важное значение имеет то, каким образом и с какой эффективностью будут развиваться отношения в этой сфере. В настоящее время мно-
гие деловые люди приходят к выводу о том, что успех дела зависит не только от их профессионализма, но и от того, насколько правильным будет подход к персоналу, партнерам, конкурентам. А это говорит о значимости умения общаться с людьми, знания психологии.
Психологическое воздействие посредством имиджа играет большую роль в сфере деловых отношений, так как конечный результат любого производства достигается усилиями подчиненных, а победа в конкурентной борьбе — умением правильно организовать свои отношения с окружающими.
В ходе одного из экспериментов студентам колледжа охарактеризовали оратора как привлекательного (или, наоборот, непривлекательного) человека, после чего они получили одну и ту же несложную для понимания информацию, представленную либо в распечатке, либо на видеокассете. В результате обнаружилось, что сравнительная эффективность различных средств передачи информации зависит от привлекательности оратора: если оратор привлекателен, то установка публики претерпевала более значительные изменения, когда информацию передавали по телевидению, чем когда она была представлена в виде текста. Кроме того, убедительность информации, переданной в видеозаписи, зависит от привлекательности коммуникатора: если коммуникатор привлекателен, то информация более убедительна.
Следовательно, источниками мотивации в деятельности по созданию имиджа служат две группы психологических фактов.
$ Первая группа фактов связана с возможностью использования имиджа в целях реализации предрасположения в пользу своего Я, что позволяет людям решать свои индивидуально-психологические проблемы.
$ Вторая группа фактов свидетельствует в пользу того, что имидж может быть использован как мощное средство социального влияния.
Если факты первой группы инспирируют в основном индивидуальную деятельность по созданию собственного имиджа, то вторые легли в основу целого ряда видов профессиональной деятельности, так или иначе связанных с производством имиджей, в частности с деятельностью менеджеров туристской сферы.
Литература
1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
2. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
3. Емельянова Ф.Н. Имидж фирмы и делового человека. М., 1997.
4. Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000.