Научная статья на тему 'Социальные факторы, детерминирующие насильственные преступления несовершеннолетних'

Социальные факторы, детерминирующие насильственные преступления несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
660
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ФАКТОР / FACTOR / СЕМЬЯ / FAMILY / ШКОЛА / SCHOOL / БЫТОВОЕ ОКРУЖЕНИЕ / EVERYDAY ENVIRONMENT / НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА / INFORMAL GROUP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесников Роман Викторович

В статье рассматривается проблема детерминации насильственных преступлений несовершеннолетних. Анализируются основные социальные институты, влияющие на совершение насильственных преступлений несовершеннолетними: семья, близкое окружение (школа и неформальные малые группы несовершеннолетних).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы, детерминирующие насильственные преступления несовершеннолетних»

Р.В. Колесников,

кандидат юридических наук

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

SOCIAL FACTORS THAT DETERMINE THE VIOLENT CRIMES

OF MINORS

В статье рассматривается проблема детерминации насильственных преступлений несовершеннолетних. Анализируются основные социальные институты, влияющие на совершение насильственных преступлений несовершеннолетними: семья, близкое окружение (школа и неформальные малые группы несовершеннолетних) .

The article deals with the problem of determination of violent crimes of minors. The main social institutions that affect the commission of violent crimes by minors are analyzed: a family, a close environment (school and informal small groups of minors).

Одной из ключевых проблем криминологии, которая имеет важное значение в теории и практике, является детерминация преступности, как в целом, так и отдельных ее видов. Без учения о причинах и условиях преступности невозможно исследование не только рассматриваемого далее явления, но и личности преступника, а также проблем, связанных с профилактикой и предупреждением преступности.

Мы считаем, что различное понимание детерминантов преступности ведет к возникновению в сознании практических работников негативного отношения к научным криминологическим теориям. В связи с этим представляется вполне обоснованным использование в качестве их альтернативы термина «фактор».

Фактор — (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила явления, определяющая его характер либо отдельные черты, а следовательно, причина и фактор — тождественные по смысловому значению слова .. .[1].

Принимая во внимание большой диапазон факторов, которые так или иначе влияют на совершение насильственных преступлений несовершеннолетними, в ограниченных рамках статьи мы рассмотрим те из них, которые чаще всего негативно влияют на совершение рассматриваемых преступлений. Это главным образом социальные факторы — семья, близкое окружение (школа и неформальные малые группы несовершеннолетних).

Семья является основой общества, именно поэтому без нее невозможно само общество и государство. Социальный институт семьи выступает базисом общества. Это та первичная форма, которая принципиально отличается от иных образований. Ее развитие и видоизменение происходят вместе с обществом. Именно родительской семьей с первых дней жизни ребенка берется на себя вся необходимая забота о его жизни и здоровье, воспитании. Процесс воспитания начинается значительно раньше, чем ребенком приобретается так называемый разум. Еще до этого родители начинают наставлять ребенка, давать ему мудрые

советы. Роль семьи в обществе по ее значимости несопоставима с остальными институтами, ибо именно в семье складываются духовно-нравственные основы личности, а это есть одна из главных задач современного российского общества. Поэтому обязанностью государства сегодня является формирование достойной и полноценной семейной политики, включающей комплекс мер по предоставлению определенных социальных гарантий семьям, позволяющих семье функционировать в интересах общества и государства.

Уникальность семьи заключается в том, что несколько человек взаимодействуют самым тесным образом в течение довольно длительного времени. В такой ситуации неизбежны конфликты и споры. Доминирующие в семье система ценностей, стереотипы поведения устойчиво перенимаются ее членами в связи с постоянными взаимными контактами, особым эмоциональным характером отношений во внутрисемейной сфере [2].

Именно в семье, в отношениях ее членов, родных и близких людей человек вначале осознает свою необходимость, значимость и ценность. Поэтому семейные узы важны и необходимы. Семья осуществляет социально значимые функции. Основной функцией семьи является репродуктивная, состоящая в удовлетворении желания и потребности иметь детей — в личном плане, и потребность социума в продолжении рода — в общественном плане. Хозяйственно-бытовая функция семьи предполагает ведение единого бюджета, домашнего хозяйства, получение хозяйственных бытовых услуг одними членами семьи от других. Содержание восстановительной функции составляет организация отдыха и досуга, получение человеком в семье физической и психологической помощи, создание микроклимата, способствующего сбрасыванию напряжения и самосохранению. Успех реализации воспитательной функции семьей непосредственно влияет на формирование ответственной и зрелой личности [3]. В рамках реализации экономической функции происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семьи, несовершеннолетним и нетрудоспособным оказывается экономическая поддержка, а также используются материальные средства для удовлетворения личных потребностей. Суть социального контроля как функции семьи состоит в том, что семья несет ответственность за поведение каждого своего члена в обществе, за соблюдение им моральных норм и определенных ценностей.

Понятие «семья» в современном законодательстве не закреплено, поскольку оно является социальным. Отсутствует оно и в Семейном кодексе

Российской Федерации. Однако на уровне субъектов РФ приняты свои законы об охране семьи, в которых это понятие рассматривается. Так, исходя из общего понятия Закона Воронежской области от 2 августа 2000 г. № 176-11-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» [4], Закона Вологодской области от 16 марта 2015 г. №2 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» [5], семья — это малая социальная группа (объединение, союз лиц), основанная на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанная общностью жизни, а также взаимными семейными правами и обязанностями.

Понятие «семья» определяется как основанное на кровном родстве или браке объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью [6]. Семья — это и социальный институт, который характеризуется устойчивой формой взаимоотношений между ее членами, в рамках которой реализуется большая часть повседневной жизни людей.

Обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье, условно подразделяются на объективные и субъективные детерминанты [7].

К основным детерминантам, толкающим несовершеннолетнего к совершению насильственных преступлений, мы относим психологическую атмосферу в семье: жестокость и грубость при скандалах, ссорах; полное отсутствие желания заниматься воспитанием; нравственную запущенность и бездуховность, неблагоприятный эмоциональный фон.

Объективными причинами и условиями семейной десоциализации являются алкоголизм; материальное неблагополучие; отсутствие одного из родителей; тяжелая болезнь родителя; отсутствие работы у родителей; вовлечение своих детей в попрошайничество, проституцию или пьянство.

Семейное неблагополучие способно оказывать формирующее влияние на личность, содействуя выработке негативных интересов, потребностей, стереотипов поведения, а также служить ситуативным обстоятельством, провоцирующим противоправное поведение одних членов семьи по отношению к другим. Нравственная ущербность чаще всего проявляется в семьях, в которых отсутствует благоприятный эмоциональный фон и культивируется антиобщественное поведение, вызывающее неприятие ребенком тех ценностей, которые существуют в обществе.

Наиболее серьезным симптомом нравственной ущербности семьи следует признать прямое вовлечение несовершеннолетних родителями или

другими взрослыми членами семьи в криминальную деятельность, попрошайничество, пьянство, проституцию, употребление наркотиков и другие антиобщественные занятия [8]. Такие случаи не столь распространены, но они представляют чрезвычайную опасность.

Нравственная ущербность семьи может выражаться также в том, что в ней господствуют антиобщественные взгляды и привычки, нравы и традиции, которые проявляются не в виде конкретных асоциальных или противоправных действий, а в форме определенных высказываний, нравственных оценок, симпатий и антипатий. Это, например, одобрение чужих безнравственных действий и поступков, пренебрежительное отношение к интересам общества, труду, выполнению общегражданских обязанностей. Формами проявления нравственной ущербности семьи являются сложившаяся нездоровая морально-психологическая атмосфера, анормальные взаимоотношения, ссоры, конфликты, скандалы, грубость, отсутствие сплоченности, заботы друг о друге и т.п. Освоение таких «стандартов» поведения приводит к формированию противообщественной позиции не только у детей, но и у взрослых членов семьи. И закономерно, о чем свидетельствуют криминологические исследования, семьи, где существует атмосфера взаимной грубости, порождают насильственных преступников намного чаще, чем семьи с правильными взаимоотношениями. Наравне с отрицательными процессами в семье характерными проявлениями неправильного семейного воспитания являются потакание прихотям и капризам детей, освобождение их от любых обязанностей, ограждение даже от легкого труда, чрезмерное удовлетворение материальных потребностей, воспитание детей бездельниками, эгоистами, потворство индивидуализму, алчности, пренебрежительному отношению к общественным интересам и целям. Весьма опасна также воспитательная бездеятельность семьи и ее невнимательность к детям, равнодушное отношение к их общему и профессиональному образованию.

Законодательная классификация неблагополучных семей приводится в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9]: семьи, где дети находятся в состоянии безнадзорности или беспризорности, представляющем опасность для их жизни или здоровья; семьи, дети из которых совершают противоправные либо антиобщественные действия; семьи, в которых родители или законные представители несовершеннолет-

них не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, негативно влияют на формирование их личности либо жестоко с ними обращаются.

Таким образом, семья — это социальный институт, который характеризуется устойчивой формой взаимоотношений между ее членами, в рамках которой реализуется большая часть повседневной жизни людей.

Семья оказывает на процесс формирования личности как негативное, так и позитивное влияние. Неблагоприятному нравственному формированию личности в семье, как указывалось нами ранее, чаще всего способствуют грубость и жестокость, безнравственность, бездуховность, алкоголизм, материальное неблагополучие, отсутствие работы у родителей, вовлечение в попрошайничество, проституцию, пьянство и т.д.

Семья является основным, но не единственным социальным институтом формирования личности насильственного преступника. Один из таких институтов — современная школа. Школа является социальным институтом, где ребенок приобретает социальный опыт. Этот институт служит примером функционирования определенных общественных отношений. Исходя из уровня адаптации ребенка к школе, на начальном этапе обучения определяется его место в ней, формируется соответствующее отношение к учебе, одноклассникам, учителям, а в итоге — к жизни в целом. Формирование личности в школе осуществляется по нескольким направлениям воспитания: нравственному, трудовому, правовому, эстетическому, физическому.

Школа, как социальный институт, в течение продолжительного времени всего обучения человека использует значительный воспитательный потенциал. В школе закладываются основы мировоззрения, формируются знания, навыки, умения, которые необходимы каждому человеку во всех сферах жизни. Человек в школе должен получить опыт для выполнения различных социальных ролей.

Система школьного воспитания, наряду с семейным воспитанием, представляет собой, по сути, единственную сферу социальной жизни, где ребенок испытывает целенаправленное воспитательное воздействие, специально организуемое и осуществляемое педагогами, имеющими необходимое для этого образование, специальные познания и опыт педагогической деятельности [10].

Негативное влияние школы может выражаться в недостатках различных видов воспитания: нравственного, правового, эстетического, физического. Это, например, использование оши-

бочных методов и неправильных форм воспитания, подмена воспитательных мер чистым администрированием, отсутствие практики применения индивидуального подхода к обучающимся, игнорирование особенностей детской психики, подавление инициативы и самостоятельности учащихся, пониженная требовательность к учащимся, замалчивание негативных фактов, неверное реагирование на нарушения дисциплины, отсутствие связи с семьями, отступление отдельных педагогов от норм профессиональной этики и др.

В образовательных организациях до сих пор инновационные формы индивидуальной работы с детьми подменяются устаревшими и зачастую репрессивными мерами, что приводит к неблагоприятному результату — обострению конфликта.

Недостаточно используется воспитательный потенциал школы во внеурочной работе с учащимися. Внеучебные мероприятия нередко носят формальный характер либо и вовсе не организуются. В результате такого «вакуума» в сфере досуга учащихся он, разумеется, заполняется [11]. В лучшем случае свободное время поглощается бесцельным времяпрепровождением, которое весьма негативно влияет на нравственное формирование и развитие подростка. Гораздо более опасно в нравственном аспекте связанное с этим вовлечение подростков в неформальные группы антиобщественной направленности, попадание в сферу влияния рецидивистов и других криминальных лиц и т.п.

При криминолого-педагогическом анализе роли школы в формировании личности преступников особого внимания заслуживает проблема работы по правовому воспитанию учащихся. Во взаимодействии с правоохранительными органами и другими субъектами криминологической профилактики школа призвана формировать у школьников развитое правовое сознание и законопослушное поведение. Однако, согласно криминологическим исследованиям, в правосознании учащихся школ обнаруживаются значительные пробелы: отсутствие знаний об элементарных правовых понятиях и нормах, неспособность ориентироваться в самых простых ситуациях, весьма расплывчатое представление о системе правоохранительных органов и их деятельности.

Правовоспитательная работа с учащимися должна начинаться уже с начальных классов. На занятиях, а также во внеурочное время школьникам необходимо разъяснять основы государства и права. Основными формами работы по правовому воспитанию являются классные занятия, лекции и беседы на соответствующих мероприятиях. В системе внеурочной работы по правовому воспита-

нию широко используются разнообразные игровые модели, акции: игра «Дебаты», референдумы, дискуссии, выборы (тайные, демократичные) в органы школьного самоуправления, школьные конференции учащихся, учителей, родителей.

В общеобразовательных организациях совместно с педагогическим коллективом правоохранительные органы проводят заседания «круглых столов» по обсуждению с родителями проблем подростковой наркомании, алкоголизма, а также путей их решения. В рамках профилактической операции инспекторами ПДН ОВД с учащимися и педагогическим коллективом проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение групповой преступности среди несовершеннолетних, тяжких и особо тяжких преступлений, привлечение к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.

Следующим социальным институтом формирования личности насильственного преступника выступает бытовое окружение вне семьи, и прежде всего неформальные малые группы. Они выполняют важные социальные функции: восстановительные и созидательные. Здоровое бытовое окружение способствует эстетическому, нравственному, физическому развитию личности, обогащению духовной культуры. Бытовое окружение и сфера досуга являются особой школой общения людей, причем оно не носит характера, строго запрограммированного социальными ролями. В ближайшем бытовом окружении и сфере досуга человек может получать здоровую эмоциональную разрядку от стрессовых ситуаций, усталости, вызванной напряженным трудом на производстве. В то же время ближайшее бытовое окружение, сфера досуга могут быть источниками и проводниками многочисленных и довольно интенсивных негативных влияний на личность, ее нравственное формирование и развитие. В целом быт представляет собой наиболее консервативную сферу социальной жизни. В нем, как и в сфере досуга, сохраняется особая почва для криминальной субкультуры.

Проблема негативного влияния бытового окружения на формирование личности насильственного преступника обусловлена функционированием неформальных малых групп антиобщественной направленности. Для большинства таких групп характерен достаточно неоднородный состав, включающий как судимых, так и несудимых, начинающих правонарушителей, в них отсутствует жесткая регламентация отношений и т.д.

Общение лиц, входящих в неформальные малые группы антиобщественной направленности, осуществляется на основе общности взглядов, ин-

тересов, потребностей, жизненных целей, прошлого (чаще всего негативного) опыта и поведения. Их объединяет стремление выйти из-под влияния семьи, школы, ближайшего бытового окружения в той части, в какой оно ориентировано положительно.

В силу названных причин отрицательное влияние антиобщественных групп на личность легко усваивается и является довольно значительным. Вывести человека из-под подобного влияния бывает чрезвычайно сложно.

Следует отметить, что сам факт существования антиобщественных групп свидетельствует о том, что соответствующие социальные институты (семья, школа и т.д.) где-то не смогли полностью или частично исполнить свою социальную роль.

Подводя итог рассмотрению социальных факторов, детерминирующих насильственные преступления несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы:

- основными детерминантами психологической атмосферы в семье, толкающими несовершеннолетнего к совершению насильственных преступлений, являются грубость, жестокость при скандалах, ссорах, полное отсутствие желания родителей заниматься воспитанием детей, безнравственность, бездуховность, отсутствие благоприятного эмоционального фона;

- помимо социального института семьи на формирование личности преступника большое влияние оказывают такие институты, как современная школа и ближайшее окружение. Школа может оказывать негативное влияние в силу использования неправильных методов и форм воспитания, отсутствия практики использования индивидуального подхода, игнорирования особенностей детской психики, пониженной требовательности к учащимся, замалчивания негативных фактов. Ближайшее бытовое окружение и сфера досуга могут быть источниками негативных влияний на личность, ее нравственное формирование и развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криминология / под ред. С. Я. Лебедева, М. А. Кочубей. — Москва, 2015. — С. 91.

2. Першина Т. В. Проектирование программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2014. — № 1. — С. 90—95.

3. Волков Ю. Г. Социология : учебник. — М., 2017. — С. 37.

4. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства : закон Воронежской области от 2 августа

2000 г. № 176-II-03 (ред. от 31.03.2017) // Коммуна. — 2000. — № 138. — 15 авг.

5. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства : закон Вологодской области от 16 марта 2015 г. № 3602-03 (ред. от 03.04.2018) // СПС «Кон-сультантПлюс», 2018 (дата обращения: 03.09.2018).

6. Технологии профилактики семейного неблагополучия : пособие / сост. Е. М. Паламарчук, С. И. Пронина. — Москва, 2012. — С. 9.

7. Зарубина К. Д. Социальное неблагополучие и насилие в семье (криминологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2013. — 34 с.

8. Сошникова И. В., Шерпаев В. И. Факторы риска насилия в российской семье // Российский юридический журнал. — 2012. — № 4.

— С. 186—191.

9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // СЗ РФ. — 1999.

— № 26. — Ст. 3177.

10. Бурлаков В. Н., Вандышев В. В., Кропа-чев Н. М. Криминология : учебник для вузов. — Санкт-Петербург, 2015. — С. 155.

11. Байрамгулова И. Р. Социализация как фактор формирования личности // Философские науки. — 2016. — № 44 (2) [Электронный ресурс].

— URL: http://novainfo.ru/article/11937 (дата обращения: 03.09.18).

REFERENCES

1. Kriminologiya / pod red. S. Ya. Lebedeva, M. A. Kochubey. — Moskva, 2015. — S. 91.

2. Pershina T. V. Proektirovanie programmyi up-ravleniya riskami sotsializatsii rebenka v neblagopo-luchnoy seme // Vestnik Cherepovetskogo gosudar-stvennogo universiteta. — 2014. — # 1. — S. 90—95.

3. Volkov Yu. G. Sotsiologiya : uchebnik. — M., 2017. — S. 37.

4. Ob ohrane semi, materinstva, ottsovstva i detstva : zakon Voronezhskoy oblasti ot 2 avgusta 2000 g. # 176-II-OZ (red. ot 31.03.2017) // Kom-muna. — 2000. — # 138. — 15 avg.

5. Ob ohrane semi, materinstva, ottsovstva i detstva : zakon Vologodskoy oblasti ot 16 marta 2015 g. # 3602-0Z (red. ot 03.04.2018) // SPS «Konsultant-Plyus», 2018 (data obrascheniya: 03.09.2018).

6. Tehnologii profilaktiki semeynogo neblagopoluchiya : posobie / sost. E. M. Pala-marchuk, S. I. Pronina. — Moskva, 2012. — S. 9.

7. Zarubina K. D. Sotsialnoe neblagopoluchie i na-silie v seme (kriminologicheskoe issledovanie) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2013. — 34 s.

8. Soshnikova I. V., Sherpaev V. I. Faktoryi riska nasiliya v rossiyskoy semye // Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2012. — # 4. — S. 186—191.

9. Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih : feder-alnyiy zakon ot 24 iyunya 1999 g. # 120-FZ (red. ot

07.06.2017) // SZ RF. — 1999. — # 26. — St. 3177.

10. Burlakov V. N., Vandyishev V. V., Kro-pachev N. M. Kriminologiya : uchebnik dlya vuzov. — Sankt-Peterburg, 2015. — S. 155.

11. Bayramgulova I. R. Sotsializatsiya kak faktor formirovaniya lichnosti // Filosofskie nauki. - 2016. -# 44 (2) [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://no-vainfo.ru/article/11937 (data obrascheniya: 03.09.18).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Колесников Роман Викторович. Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: rkolesnikow@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-37.

Kolesnikov Roman Viktorovitch. Senior lecturer of the chair of Criminal Law and Criminology. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-37.

Ключевые слова: насилие; преступление; несовершеннолетний; фактор; семья; школа; бытовое окружение; неформальная группа.

Key words: violence; crime; minor; factor; family; school; everyday environment; informal group.

УДК 343.9

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Основы управления в органах внутренних дел : курс лекций / Т. М. Занина [и др.]. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018. — 208 с. В курсе лекций применительно к сфере деятельности органов внутренних дел рассматриваются системы и процессы управления, организация работы с кадрами, основы научной организации труда, организации делопроизводства, управление органами внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях. Большое внимание уделяется вопросам, касающимся аналитической работы, подготовки и принятия управленческих решений, организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.

Курс лекций предназначен для слушателей юридического факультета, обучающихся по специальностям «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.