Научная статья на тему 'Социальные эмоции в сплоченности малых рабочих групп'

Социальные эмоции в сплоченности малых рабочих групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
747
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / SOCIAL EMOTIONS / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / EMOTIONAL REGULATION / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / GROUP COHESION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чурбакова А.И.

В статье представлены результаты исследования влияния эмоциональной регуляции профессионала на сплоченность рабочей группы. Исследование выполнено на выборке, состоящей из рабочих групп сферы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of social emotions and cohesion of small groups. The study was performed on a sample consisting of working groups in education

Текст научной работы на тему «Социальные эмоции в сплоченности малых рабочих групп»

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В СПЛОЧЕННОСТИ МАЛЫХ РАБОЧИХ ГРУПП

Н А.И. Чурбакова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования влияния эмоциональной регуляции профессионала на сплоченность рабочей группы. Исследование выполнено на выборке, состоящей из рабочих групп сферы образования.

Ключевые слова: социальные эмоции, эмоциональная регуляция, групповая сплоченность.

Summary. The article presents the results ofa study ofsocial emotions and cohesion ofsmall groups. The study was performed on a sample consisting of working groups in education.

Keywords: social emotions, emotional regulation, group cohesion.

Эмоции традиционно изучались с точки зрения физиологических процессов и изменений организма. Но в последнее времяисследователи все больше делают акцент на необходимость изучения эмоций как социального явления. На наш взгляд, данная позиция вполне справедлива. Не отрицая необходимость исследования разных пластов эмоций, важно сохранить возможность целостного, объемного взгляда на проблему функционирования эмоциональной регуляции.

Особые функции эмоций в жизни человека выделял Л.С. Выготский, отмечая, что они переносят его существование в совершенно новую сферу психического. При этом Л. С. Выготский не ставил под сомнение возможность эмоционального развития и отмечал, что социальная ситуация, в которой находится человек, обусловливаетдинами-ку проявления эмоциональных переживаний и отношений. Л.С. Выготский подчеркивал также единство эмоций и мышления: «во всякой идее содержится

в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее» [1, с. 22]. ГМ. Андреева, обсуждая проблему единства эмоций с познавательными процессами, и в частности, с восприятием, подчеркивает, что именно эмоции, сопровождающие межличностное восприятие, возникают раньше «холодного знания». Эмоции имеют огромное значение для опыта индивида, помогая в его выражении и представляячелове-ка для социального окружения [2].

Понятие «социального чувства» было сформулировано А. Адлером как чувство интереса к людям, их благополучию. Признается, что эмоции могут влиять на формирование критериев оценки социальных событий [3].

Социальные эмоции находят свое отражение на групповом уровне, а именно в проблеме групповой сплоченности. Одним из критериев групповой сплоченности является высокий уровень вну-тригруппового взаимодействия. Втаком

419

ВЕК

420

взаимодействии появляются особые эмоции, возникающие при удовлетворении социальной потребности субъекта в принадлежности к группе. Данные эмоции принято относить к особому классу - социальных эмоций, ориентированных на интегративное поведение. Социальные эмоции могут иметь как позитивную модальность - оптимизм, интерес к другому и его благополучию, доверительное отношение к критическим суждениям, так иметь негативную направленность. Чаще всего позитивные социальные эмоции возникают при совпадении целей субъектов межличностного взаимодействия.Ситуацииже конфликтов в рабочей группе и искаженных интерпретаций происходящих событий могут являться следствием негативной направленности социальных эмоций.

Говоря о групповом значении эмоций необходимо упомянуть теорию Г Левенталя, в которой эмоции выступают как «форма знания». В этом аспекте эмоции являются своеобразными носителями опыта индивида, репрезентую-щими его в процессе взаимодействия [4]. Люди в межличностном взаимодействии неизбежно проявляют свой эмоциональный опыт, внешне предъявляя его в форме социальных эмоций. В процессе становления эмоционального опыта личности, внешние проявления эмоций подвергаются критике со стороны-социума, где существуют общепринятые нормы и правила их выражения. Этот опыт человек приобретает с детства в процессе социализациии учится тому, как вести себя в разных ситуациях взаимодействия, где уместнее проявлять радость, а в каких ситуациях сопереживать страданиям других людей. Существуют стереотипы объективации эмоций, несоблюдение которых может привести к нарушению взаимодействия в социуме.

В психологической литературе по проблеме эмоцийупоминаетсятеория «конгруэнтности настроения». Ее авторы Т. Боуэр и Э. Айзен говорят о предпочтении выбора индивидом информации из существующего ее объема в зависимости от настроения. Настроение способно повышать креативность, и инициировать творческий подход к решению задач, способствует лучшему за-печатлению конгруэнтных событий [5; 6]. В терминах настроения рассуждает и Л.В. Куликов и относит его как компонент состояния человека к социально-психологическому уровню психического. Он пишет, что настроение тесно связано и влияет на успешность социального взаимодействия и деятельности в целом, но может не осознаваться человеком, ощущаясь как некий общий эмоциональный фон, например скука

[7]. Человек, находясь в том или ином настроении, склонен оценивать происходящие события и деятельность с точки зрения своего эмоционального фона. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «настроение - в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства»

[8]. Само устойчивое позитивное настроение в свою очередь является фактором успешной адаптации в группе.

С этой точки зрения можно анализировать и групповые процессы, но на наш взгляд, у каждого человека на основе его опыта формируется эмоциональный стиль, проявляющийся, прежде всего в социальных эмоциях, выражении доверия и позитивного настроя окружающим. О социальном значении эмоций говорит и А. Хохшильд. По ее мнению, эмоции используются личностью в социальном взаимодействии для презентации себя и саморегуляции.

В данном подходе используются такие понятия как «эмоциональная работа» и «эмоциональное управление». Такой контекст предполагает, что возможно управление субъекта своими эмоциями в зависимости от того насколько они адекватны той или иной ситуации взаимодействия. А. Хохшильд отмечает, что человеком проделывается определенная эмоциональная работа, то есть некий самоконтроль эмоций в межличностном взаимодействии [9]. Мы считаем, что умение регулировать эмоциональную сферу проявляется, в том числе и в рабочей группе.

Особая специфика социальных эмоций в том, что они призваны обслуживать взаимодействие человека с окружающими. В этой связи можно предположить, что то, насколько человек способен к эмпатии, и вследствие этогок выстраиванию своего поведенияв отношениях с окружающими во многом определит эмоциональный настрой в группе, а значит и групповую сплоченность. Каждый индивид, входя в группу, влияет на вектор группового взаимодействия - облегчая или затрудняя его. В литературе отмечается организующая роль эмоций. В случае если индивид испытывает позитивные эмоции к рабочей группе, его эмоции способны увеличивать потенциал в значимой для индивида деятельности и обеспечивать более выраженную ее направленность, способствовать сосредоточению внимания на совместной деятельности и достижении общих целей.

Проблема групповой сплоченности долгое время рассматривалась с точки зрения эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Справедливо-говорить о наличииэмоционального отношения к группе, выражающегося в соответствующей эмоциональной установ-

ке, проявляющейся в процессе групповой деятельности на уровне поведения. Позитивные эмоции, направленные к членам группы могут так же помочь индивиду в определении своего места в группе, своей принадлежности, тем самым укрепить групповую сплоченность. Сформированность социальных эмоций поможет адаптироваться в группе и выстроить адекватные даннойгруппе эмоциональные отношения; эмоции, несущие в себе оценочный компонент в отношении событий и окружающих людей являются уже не только индивидуальными, но и обладают социальным характером, помогая в идентификации с рабочей группой.Так как в сплоченной группе возникают особые отношения, предполагается, что и на эмоциональном уровне у каждого субъекта группы растет чувство безопасности и комфорта, снижаются негативные эмоции, появляется уверенность в окружающих и в себе. В такой группе человек открыто выражает свое мнение, чувства, использует весь потенциал своей личности и развивается. В доверительных отношениях участник группы соотносит себя с други-мии ощущает поддержку группы. То, насколько успешно выстроятся в группе такие теплые эмоциональные отношения, зависит от социальных эмоций каждого члена группы.

Социальные эмоции, возникающие в процессе общения,с одной стороны могут отягощать внутригруппо-вое взаимодействие,или наоборот работать на укрепление групповой сплоченности.С другой стороны, взаимодействие в группе осуществляется напрямую и это, несомненно, влияет на эмоциональные оценки событий, успешности группы, определяет уровень сплоченности группы, формируя единое эмоциональное поле.

421

ВЕК

422

Гипотеза исследования:особенности социальных эмоцийи их направленность определяют прогноз и динамику устойчивости групповой сплоченности.

Методологические основой исследова-ниявыступили принципы: единства психики и деятельности С. Л. Рубинштейна, культурно-исторической обусловленности психических функций Л.С. Выготского, целостности и единства эмоциональной организации личности Г.М. Андреевой, А. Л. Журавлева, В.П. Зинченко.

Участники исследования. В исследовании приняли участие производственные группы, работающие в сфере образования (экономической и педагогической направленности). Всего человек 30 человек, из них 14 мужчин и 16 женщин в возрасте от 20 до 45 лет.

Методы исследования. Эмпирические методы исследования включалиопрос-ник оптимизма (автор М. Селигман, русская адаптация Т.О. Гордеевой, В. Ю. Шляховой); проективную методику Е.Ю. Артемьевой с использованием трудно вербализируемых геометрических фигур;метод диагностики ведущей эмоциональной модальности Л.А. Рабинович; экспресс-диагностику доверия по шкале М. Розенберга; экспертную диагностику интерактивной согласованности в малых группах (А. С. Чернышев, С.В. Сарычев); методику определения индекса групповой сплоченности Сишора. Статистические методы обработки данных включали корреляционный анализ, факторный анализ и угловое преобразование Фишера для оценки достоверности различий в проявлении признака в группах.

Результаты исследования. Эмоциональный стиль человека, его манера поведения в рабочей ситуации является наиболее доступной для исследования, внеш-

ней стороной проявления социальных эмоций. С целью определения эмоционального стиля испытуемых, была использована методика «Опросник оптимизма» (автор М. Селигман, русская адаптация Т.О. Гордеевой, В. Ю. Шляховой). Как свидетельствуют данные методики в группе I (рабочая группа экономической направленности), 61%и 17% испытуемых являются умеренными оптимистами соответственно, 22% - умеренные пессимисты. Для этих испытуемых характерна позитивная социальная перцепция в рабочей группе, готовность к обсуждению трудностей. В данной группе не проявились испытуемые с песси-мистическимстилем. Во второй группе (педагогические работники) оказалось больше испытуемых с пессимистическим или умеренно пессимистическим эмоциональным стилем - 25 и 33%, суммарный показатель испытуемыхс оптимистическим эмоциональным стилем в данной группе равен 42%. Большинству представителей данной группы присуще враждебное восприятие происходящих ситуаций, страх перед возникающими трудностями, что может свидетельствовать о незрелости социальных эмоций.

С целью более подробного изучения социальных эмоций в изучаемых груп-пахбыла применена методика Артемьевой, которая позволяет выявить эмоциональные установки в деловой сфере. В результате исследования эмоционального отношения к группе по данной методике, было обнаружено, что члены групп, у которых эмоциональная установка является позитивной, связывали понятие «наша группа» с эмоционально положительно окрашенными образами. Например, выбирая первойнаиболее приятной фигурой круг, говорили о таких образах как «целостный», «единый», «цепь, где все связаны и взаимодействуют вместе».

Вместе с тем понятие «наша группа» ассоциировалось с образом «человека, шагающего вперед», и с образом звезды -яркой красивой. В таких образах прослеживается направленность на достижение цели, стремление к единству группы. Те субъектыгрупп, у которых выявились негативные эмоциональные установки, связывали данное понятие с фигурами, напоминающимиэмоционально отрицательно окрашенные образы. Такие как «серп», «осколок», «кусок кожи». Анализируя данные образы, можно сказать, что они несут в себе некоторую агрессию (острые, режущие края), а так же не всегда представляют собой целостное образование, а символизируют скорее часть чего-то («кусок кожи» - часть целого материала). В целом в группе I, с преобладающим составом испытуемых оптимистов и умеренных оптимистов, наблюдалось наличие положительных эмоциональных установок. Былиполучены данные, при которых в первой группе показатели коэффициента корреляции в обеих группах варьируются от -0,7 до 0,9 по всем трем исследуемым категориям. В группе II пессимистический или умеренно пессимистический эмоциональный стиль соотносится с враждебным восприятием коллег и организации в целом. Для статистического подтверждения значимости распределения признака в группах, мы рассчитали критерий углового преобразования Фишера (фэмп = 2,1; р < 0,05). Эмпирическое значение находится в зоне неопределенности, что позволяет судить о том, что существует различие в распределении признака «позитивное эмоциональное восприятие коллег» в группах. По категории «наше руководство» и «наша организация» негативные эмоциональные установки преобладают во второй группе (педагогические работники). Критерий углового преоб-

разования Фишера для этих категорий равен 1,8 и 2,03 (р < 0,05).

Проведен факторный анализ социальных эмоций в исследуемых сферах (отношение к коллегам, к руководству, организации, к деятельности) групп. Наиболее значимым оказались эмоции к коллегам в рабочих группах (1,761; 2,305). Они являются определяющими в эмоциональной регуляции профессионалов. Сильнее влияние данного фактора проявилось в группе II.

Настроение как эмоциональная характеристика изучалось с помощью методики Л.А. Рабинович. Согласно полученным данным в I группе в качестве ведущего выступает радостное настроение (72%), у 28%членов группы чаще преобладающей модальностью является гнев или страх.В другой исследуемой группе основной эмоциональный фон составляют эмоции страха и гнева - 60% - преобладает подавленность настроения, что подтверждает данные методики исследования эмоционального стиля.

Результаты исследования групповой сплоченности по методике Сишо-ра показали, что в группе I с преобладающим оптимистическим стилем уровень сплоченности соответствует высокому, в группе Показался средний уровень сплоченности, близкий к низкому, у членов группы наблюдается желание перейти в другой коллектив.

Доверие к коллегам в рабочей группе изучалось как один из показателей сплоченности группы по методике экспресс диагностики доверия Розенбер-га. Было установлено, что уровень доверия в группах существенно отличается, так вгруппе I он оказался выше. У субъектов рабочей группы с пессимистическим эмоциональным стилем уровень доверия значительно ниже, трудности воспринимаются ими как

423

424

неизбежно происходящие неудачи и вызывают чувство страха и гнева.

Так же сплоченность исследовалась с помощью методики экспертных оценок. Результаты данной методики подтвердили показатели метода Сишора. В группе II оказались хуже распределены функции, входящих в нее индивидов, в данной рабочей группе не принято обсуждать и согласовывать цели работы. Вследствие чего члены группы порой выполняют дублирующие функции. Из-за такого рассогласования может возникать чувство раздражения, которое и проявляется во враждебных эмоциональных установках и пониженном эмоциональном фоне. Проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена. Обнаружена положительная корреляционная связь между уровнем сплоченности группы и показателями оптимизма, выражающимися в позитивных эмоциональных установках к другим членам группы, руководству и организации в целом(0,816; 0.517; р<0,05). Так же уровень сплоченности групп положительно коррелирует с показателями эмоционального стиля входящих в них субъектов (0,52; 0,55; р<0,05).

Выводы. Зрелость социальных эмоций проявляется в стрессоустойчиво-сти, в оптимистическом настрое на совместную работу, эмпатии, способности признавать критические суждения, адекватной интерпретации производственных событий.

Проявлениями социально-психологической инфантильности групповых эмоций являются подавленность настроения в совместной работе, подозрительность к инициативам другого сотрудника, искажения в интерпретации производственных событий и панические действия.

Социальные эмоции являются важнейшими характеристиками, определя-

ЕК

ющими динамику, прогноз и качество внутригрупповых отношений. Результаты исследования показывают наличие положительной корреляционной связи между уровнем сплоченности группы и особенностями социальных эмоций входящих в нее субъектов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - С. 21-22.

2. Андреева Г.М. Эмоция как феномен социального мира и форма представленности человека миру и мира ему // Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 11-21.

3. Адлер А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыпина - СПб.: Академический проект, 1997. - 256 с.

4. Leventhal H. The integration of emotion and cognition: A view from perceptual-motor theory of emotion // M.S. Clark & S. T. Fiske (Eds.). Affect and cognition. - Hillsdale, NJ., 1982. - P. 121-156.

5. Bower G.H. Mood and memory // Amer. Psychol. - 1981. - V. 36. - P. 129-148.

6. Isen A.M., Doubman K.A., Nowicki G.P. Positive affect facilitates creative problem solving // J. Pers. and Soc. Psychol. - 1987. - V. 52. - P. 1122-1131.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб.: Изд-во СПб. гос. университета, 1997. - 234 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Изд-во Питер, 2009. - 592 с.

9. Hochschild A.R. The managed heart: commercialization of human feeling. - Berkeley, University of California Press, 1983. - 339 p.

10. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. - М.: Смысл, 2009. - 152 с.

11. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики - М.: Наука, 1999. - 350 с.

12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.