Научная статья на тему 'Социальные девиации и их виды в сознании молодых людей'

Социальные девиации и их виды в сознании молодых людей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1296
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL DEVIATION / YOUNG PEOPLE / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIETY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиненкова А.А.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что границы социальных девиаций довольно трудно определить. С этой проблемой сталкиваются не только ученые и исследователи, но и молодые люди. Так как молодежь можно назвать главное составляющей будущего общества, необходимо узнать, как они понимают термин «девиантное поведение» и насколько широко определяют его границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные девиации и их виды в сознании молодых людей»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.020 YAK 316.624.3 ББК 60.542.15-425

A.A. ЗИНЕНКОВА

A.A. ZINENKOVA

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ И ИХ ВИДЫ В СОЗНАНИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

SOCIAL DEVIATIONS AND THEIR TYPES IN THE MINDS OF YOUNG PEOPLE

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что границы социальных девиаций довольно трудно определить. С этой проблемой сталкиваются не только ученые и исследователи, но и молодые люди. Так как молодежь можно назвать главное составляющей будущего общества, необходимо узнать, как они понимают термин «девиантное поведение» и насколько широко определяют его границы.

The relevance of the chosen topic is proved by the fact that the boundaries of social deviations are quite difficult to determine. This problem is faced not only by scientists and researchers, but also by young people. Since young people can be called the main constituent of the future of society, it is necessary to learn how they understand the term "deviant behavior" and how wide they define its boundaries.

Ключевые слова: социальные девиации, молодежь, девиантное поведение, общество, социализация.

Key words: social deviation, young people, deviant behavior, society, socialization.

На протяжении многих лет ученые изучают проблематику социальных девиаций и пытаются определить, что именно относится к нормам поведения, а что к девиациям. Рамки нормативного поведения достаточно размыты и субъективны, что приводит к определенным трудностям. Изучая теории и концепции социальных девиаций, невозможно однозначно сказать, что исследователи относят к понятию «отклонения». Это достаточно широкое понятие, которое может включать в себя многие аспекты общественной жизни. Для различных групп индивидов поведенческие проявления могут расцениваться как отклонение, либо как нормативное действие. Важно грамотно классифицировать и определять, какие из поступков в действительности относятся к социальным девиациям, а какие являются нормой поведения.

Чтобы упростить эту задачу и типологизировать социальные отклонения, многие ученые приводили свои классификации. Так, например, психолог В.В. Ковалев в 1981 году выделял три типа девиаций: социально-психологические, клинико-психопатологические и личностно-динамические [3]. В 1987 году исследователь Ф. Патаки считал, что существует «ядро» де-виантного поведения и «преддевиантные синдромы» [7]. Профессор, социолог В.Н. Иванов считает, что девиации необходимо разделать по уровню опасности для человека и общества. Он выделяет два уровня: докриминоген-ный и криминогенный [1, с. 47].

В отличие от вышеперечисленных исследователей, которые классифицировали только негативные девиации, отечественный социолог Ю.А. Клей-берг определяет три основных типа отклонений: позитивные, негативные и социально-нейтральные [2]. Основываясь на концепции Ю.А. Клейберг, можно сделать вывод, что к отклоняющемуся поведению относятся не только отклонения, наносящие вред обществу и индивиду, но и так же любые другие поведенческие проявления индивида, которые отличаются от устоявшихся норм.

Более подробную классификацию девиантного поведения в 2010 году приводит Н.В. Майсак. Он проанализировал поведенческие проявления индивидов и представил их в виде «матрицы социальных девиаций». Основопо-

лагающими критериями построения матрицы стали характер направленности и степень социальной одобряемости. Именно по этим двум критериям распределялись виды отклонений.

Майсак выделяет 3 типа поведений по характеру направленности: конструктивное, аутодеструктивное, внешнедеструктивное. Каждый из этих типов имеет свои виды и подвиды, которые представлены на рисунке 1 вместе c примерами [5, с. 78].

Рис. 1. Виды и подвиды типов поведения по характеру направленности в матрице социальных девиаций Н.В. Майсака

Каждый тип поведения имеет свои разновидности девиаций, которые Майсак оценивает по степени одобряемости или фактической опасности для личности и общества. Если отклонение несет положительный характер, либо адаптировано к нормам определенных социальных групп, то это социальное одобряемое девиантное поведение. К социально нейтральным поведенческим проявлениям относятся девиации, не представляющие опасности для общества.

Анализируя матрицу социальных девиаций, можно заметить, что один и тот же тип поведения в зависимости от вида его проявления может быть различно оценен со стороны общества. Так, например, изобретательство может быть социально одобряемым отклонение, когда оно связано c инновациями, улучшающими жизнь общества и индивида. Но и может быть социально неодобряемой девиацией, если изобретательство осуществляется в антисоциальных и корыстных целях.

Матрица социальных девиаций Н.В. Майсака доказывает, что поведенческое проявление может оцениваться обществом по-разному, следовательно, относится как к девиации, так и к норме. Это вызывает еще больше трудностей в определении границ социальных девиаций. Однако, взрослому социализированному индивиду, который придерживается общепринятых социальных норм, идентификация социальных девиаций даётся легче. Особенные трудности испытывают молодые люди, которые еще не прошли полный процесс социализации и находятся на этапе зрелости. В их сознании нет четкого понимания девиаций, и чаще всего понятие «отклоняйщийся» ассоциируется с понятием «плохой». Нужно определить, как молодежь понимает термин «девиантное поведение», и какие типы отклонений относит к нему. Для этого было проведено социологическое исследование в формате анкетирования.

Был опрошен 51 респондент среди учеников старших классов средних общеобразовательных школ. Старшеклассники, в качестве генеральной совокупности, были выбраны потому, что именно в старших классах начинает развиваться активная социальная жизнь, ученики готовятся к самостоятельной жизни, формируется осознание и понимание норм поведения.

Анкета состояла из 8 вопросов. 3 вопроса направлены на определение понимания старшеклассником термина «девиантное поведение», его личную оценку характера девиаций и выявление видов отклонений. Оставшиеся 5 вопросов позволяют узнать социально-статусные характеристики респондентов, а именно пол, возраст, уровень образования и род занятия родителей, и общий доход семьи.

Информация о родителях имеет важное значение, поскольку она «является важнейшим фактором социализации личности, в ней закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности, что впоследствии стимулирует социальную, творческую активность человека, которой принадлежит решающая, основополагающая роль в процессе воспроизводства общества» [6, с. 865]. Следовательно, социальный статус родителей и доход семьи в большей степени влияют на старшеклассников в момент социализации.

Объектом данного исследования стали ученики старших классов средних общеобразовательных школ г. Тюмень.

Предмет исследования - определение девиантоного поведения и его

виды.

Цель исследования: выявление понимания молодежью термина «деви-антное поведение».

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявление восприятия термина «девиантное поведение» среди респондентов;

2. Определение характера девиантного поведения, по мнению молодых людей;

3. Выявление типов поведения, которые могут относится к девиант-ным, по мнению старшеклассников.

Определение социально-статусных характеристик респондентов

В ходе исследования было опрошено 41,2% молодых людей и 58,8% девушек. Преобладающий возраст респондентов 17 лет (76,5%), результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Возрастные границы респондентов

У большинства респондентов (70,6%) самый высокий уровень образования среди членов семьи это высшее профессиональное образование.

Рис. 3. Уровень образования среди членов семьи

Отвечая на вопрос о роде занятий родителей, большинство опрошенных старшеклассников (31,4%) отметили, что родители работают менеджерами среднего звена. Важно указать, что в данном вопросе респонденты могли выбрать более одного варианта ответа и, поэтому, результаты распределились следующим образом:

- Государственный служащий - 21,5%.

- Предприниматель - 25,5%.

- Менеджер высшего звена - 17,6%.

- Менеджер среднего звена - 31,4%.

- Рабочий - 5,9%.

- Неработающий пенсионер - 5,9%.

- Домохозяйка (домохозяин) - 5,9%.

- Другое - 19,6%.

Большая часть учеников (31,4%) отвечают, что денег в их семье хватает на еду, одежду и бытовую технику. Так же, у 31,4% опрошенных в семье есть возможность приобрести всё, кроме таких дорогих вещей как загородный дом, либо квартира. Не испытывают денежных проблем 29,4% респондентов. А 7,8% опрошенных старшеклассников отмечают, что в семье возникают трудности при покупке бытовой техники.

Респондентам было предложено отметить, как они понимают термин «девиантное поведение», говоря «своими словами». Старшеклассники могли выбрать несколько вариантов ответов. Большинство респондентов (76,5%) отвечают, что девиантным считается поведение, которое отличается от поведения общества. 21,5% опрошенных считают, что девиантное это невоспитанное поведение, а 11,7% старшеклассников отмечают под девиациями только алкоголизм, наркоманию и курение.

По мнению 72,6% респондентов девиантное поведение может быть как негативного, так и позитивного характера. Остальные опрошенные (21,5%, 5,9%) считают, что оно носит негативный характер, либо нейтральный и никак не влияет на жизнь общества.

Опираясь на классификацию Н.В. Майсака, респондентам были предложены виды поведения, которые являются девиантными. Старшеклассникам нужно было отметить, какие являются девиантными по их мнению. Ответы распределились следующим образом (рис. 4):

Рис. 4. Мнения респондентов о девиантных видах поведения

Выводы. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что ученики старших классов понимают термин «девиантное поведение» как поведение, отличающееся от поведения общества. При этом они отмечают, что отклонения могут носить как позитивный, так и негативный характер. Однако при определении видов девиаций большинство респондентов определило девиантными только негативные типы поведения, такие как убийство, воровство, наркоманию, сквернословие, алкоголизм. Лишь четверть опрошенных отнесла современное искусство и изобретательство к девиациям, являющимся яркими проявлениями поведения и отличающимся от устоявшихся норм.

Таким образом, молодые люди дают правильную трактовку термину «девиантное поведение», но не всегда могут правильно определить его виды, то есть применить теоретическое знание на практике. Важно дать понять молодежи, что девиантное поведение имеет форму позитивных изменений и не несет только деструктивный характер. Различные типы поведения могут положительно влиять на общество, но считаться девиантными, потому что отличаются от устоявшихся социальных норм.

Литература

1. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47-57.

2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. М., 2001.

3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М.: Медицина, 1981. 607 с.

4. Колтунова Ю.И., Колтунова А.А. Социальные девиации в современном обществе // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: материалы Всерос. c междунар. участием науч.-практ. конф. Тюмень, 2017. С. 188-191.

5. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. С. 78-86.

6. Маматов О.В. Семья как важнейший институт социализации // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 865-867.

7. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. Т. 8. № 4. 1987. С. 92-102.

References

1. Ivanov VN. Deviant behavior: causes and scope // Socio-political journal. 1995, N 2, pp. 47-57 (in Russian).

2. Kleiberg Yu.a. Psychology of deviant behavior: studies. The manual for high schools. Moscow, 2001.

3. Kovalev VV Child Psychiatry: a Guide for doctors. Moscow: Medicine, 1981. 607 p.

4. Koltunova Yu.I., Koltunova A.A. Social deviations in modern society, Innovations in management of regional and branch development: materials Vseros. c international. part. science.-prakt. conf. Tyumen, 2017, pp. 188-191 (in Russian).

5. Maisak N.I. Matrix of social deviations: classification of types and types of deviant behavior // Modern problems of science and education. 2010, N 4, pp. 78-86.

6. Mamatov O.V Family as the most important Institute of socialization. Young scientist, 2014, N 6, pp. 865-867 (in Russian).

7. Pataki F. Some problems of deviant behavior. Psychological journal, 1987, Vol. 8, N 4, pp. 92-102 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.