Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В НОВОЙ МОДЕЛИ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В НОВОЙ МОДЕЛИ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Н. Н.

В статье определены возможности и перспективы перехода к новой модели развития национальной экономики, основу которой составляет цикличное, безотходное, ресурсосберегающее, высокоэффективное производство. Определены основные виды инноваций в зависимос ти от области их применения. Представлена структура социальных детерминанты инновационной активности молодежи, исходя из существующего потенциала и результатов инноваци онной активности. Научно обоснованы практические рекомендации, необходимые для формирования новой генерации молодых специалистов в условиях циркулярной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DETERMINANTS OF YOUTH INNOVATIVE ACTIVITY IN THE NEW MODEL OF CIRCULAR ECONOMY

The article defines the possibilities and prospects for the transition to a new model for the development of the national economy, which is based on a cyclical, waste-free, resource-saving, highly efficient production. The main types of innovations are determined depending on their application. The social determinants of youth innovative activity are presented in the structure, which based on the potential and results of innovation activity. It is shown that the scientifically and practical recommendations are necessary for the creation of new generation of young people in a circular economy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В НОВОЙ МОДЕЛИ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 330.322

Н. Н. КАПУСТИНА,

аспирант, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск, e-mail: nat_kap@yahoo.com

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В НОВОЙ МОДЕЛИ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье определены возможности и перспективы перехода к новой модели развития национальной экономики, основу которой составляет цикличное, безотходное, ресурсосберегающее, высокоэффективное производство. Определены основные виды инноваций в зависимости от области их применения. Представлена структура социальных детерминанты инновационной активности молодежи, исходя из существующего потенциала и результатов инновационной активности. Научно обоснованы практические рекомендации, необходимые для формирования новой генерации молодых специалистов в условиях циркулярной экономики.

Ключевые слова: социальные детерминанты, инновации, инновационная активность, устойчивое развитие, циркулярная экономика, потенциал молодежи.

N. N. KAPUSTINA,

Postgraduate student, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: nat_kap@yahoo.com

SOCIAL DETERMINANTS OF YOUTH INNOVATIVE ACTIVITY IN THE NEW MODEL OF CIRCULAR ECONOMY

The article defines the possibilities and prospects for the transition to a new model for the development of the national economy, which is based on a cyclical, waste-free, resource-saving, highly efficient production. The main types of innovations are determined depending on their application. The social determinants of youth innovative activity are presented in the structure, which based on the potential and results of innovation activity. It is shown that the scientifically and practical recommendations are necessary for the creation of new generation of young people in a circular economy.

Keywords: social determinants, innovation, innovation activity, sustainable development, circular economy, potential of youth.

В современных условиях решение актуальных проблем устойчивого развития Республики Беларусь связано с разработкой и реализацией новой парадигмы социально-экономического роста на основе эффективного использования человеческого потенциала и ресурсов в интересах всех социальных групп общества. Повышение уровня и качества жизни может быть достигнуто путем перехода к принципиально новой модели развития национальной экономики, основу которой составляет цикличное, безотходное, ресурсосберегающее, высокоэффективное производство.

Новая редакция основного закона - Конституции Республики Беларусь -создает надежную правовую основу для более активного участия молодежи в решении актуальных проблем устойчивого развития страны. В соответствии со статьей 32 Конституции РБ, «государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества». Реализация на практике этих основополагающих статей Конституции Республики Беларусь предполагает участие молодежи в осуществлении целого комплекса новых нормативно-правовых актов и Государственных программ.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг., «главная цель развития страны на 20212025 годы - обеспечение стабильности в обществе и роста благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека» [1]. Новая парадигма социально-экономического развития связана с решением комплекса задач институционального, нормативно-правового, экономического, экологического, научно-технического и социального характера. Данные задачи можно успешно решать лишь при условии системного научного подхода, объективной оценки существующей материально-технической и социально-профессиональной базы развития субъектов хозяйствования, разработки и осуществления мероприятий по комплексной модернизации экономики и социальной сферы с использованием современных технологий цифровизации и искусственного интеллекта, принципов циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла). Данные положения интегрированы в Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития (НСУР) на период до 2030 года [2]. НСУР-2030 отражает триаду устойчивого развития: «человек - экономика - окружающая среда». На первом этапе реализации НСУР в 2016-2020 гг. предусматривалось обеспечение высоких жизненных стандартов и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на научных знаниях и инновациях при сохранении экологического равновесия. Эти задачи решались за счет перехода к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с учетом приоритетного развития высокотехнологичных, наукоемких предприятий и производств. На втором этапе (2021-2030 гг.) осуществляется переход к новой модели социально-экономического развития с использованием принципов устойчивого развития и циркулярной экономики для достижения высокого уровня человеческого потенциала и качества жизни всех социальных групп, в том числе и молодежи. Как показывают проведенные исследования, молодежь обладает большими потенциальными возможностями для участия в инновационной деятельности. Однако в условиях формирования новых подходов к развитию

национальной экономики необходимо провести детальный научный анализ по определению социальных детерминант инновационной активности молодежи в модели циркулярной экономики.

По нашему мнению, определение циркулярной экономики может быть следующее: циркулярная экономика - интегральная характеристика нового этапа цивилизационного развития, основанная на сокращении потребления и увеличении жизненного цикла и продолжительности использования продукции и материалов с помощью рационального использования материальных благ. Модель циркулярной экономики предполагает устойчивое развитие всех сфер жизнедеятельности общества, обеспечение экологического равновесия и надежной системы национальной безопасности.

Подтверждением тому является эволюционный переход от одной общественно-экономической модели развития к другой. Законы общественного развития, как и способ производства материальных благ, выражают общую направленность деятельности людей, детерминируя совокупный результат совместных действий для достижения развития общества. Очевидно, что целенаправленное изменение детерминированных систем происходит при наличии управления деятельностью индивидов. Конкретный процесс активизации деятельности осуществляется посредством социальных механизмов, в качестве рычагов которых выступают потребности и интересы. Направленная инновационная деятельность, таким образом, детерминирует совокупный результат совместных действий. Социальные детерминанты инновационной активности определяются совокупностью показателей и индикаторов преобразующей целенаправленной деятельности, обеспечивающей создание, внедрение и использование инноваций на традиционных и инновационных предприятиях.

Исследованию вопросов инновационной активности посвящен ряд теоретических и прикладных научно-исследовательских работ. Большинство из них сохраняют свою актуальность для традиционных способов производства. Вместе с тем переход на инновационные способы производства, соответствующие модели циркулярной экономики малоизучен как с экономической, так и с социальной точек зрения. Ориентация на инновационную деятельность носит преимущественно общий характер, не всегда связанный с реальным производством, перспективами его развития. Развитие инновационной активности включает организацию фундаментальных исследований; прикладных исследований и разработок; внедрение и освоение новшеств, их опытную проверку и распространение новшеств (обмен, патентование, лицензионная деятельность). Весь комплекс инновационной деятельности представлен автором в виде замкнутого цикла инновационного процесса. Инновационную активность при этом можно рассматривать как триединый процесс: 1. Целенаправленная деятельность по созданию инноваций; 2. Практическая реализация нововведений (апробация, включая разработку технологий и создание опытных

образцов); 3. Процесс масштабирования экономических и социально эффективных, экологически безопасных результатов инновационной деятельности.

В состав понятия «инновационная активность» входят разнообразные направления деятельности субъектов хозяйствования, ориентированные на создание новшеств и реализацию их в производственно-хозяйственной деятельности. При этом одни эксперты полагают правильным строить определение инновационной активности на основании понятия инноваций [3], в то время как другие выводят понятие инноваций из инновационной деятельности, говоря о том, что инновации - «конечный продукт инновационной деятельности» [4]. Полагаем, что наиболее полное определение инновационной активности следующее: направленная, преобразующая деятельность по освоению и внедрению результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность осуществления технологических процессов, используемых в практической деятельности, а также - на практическое освоение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность осуществления технологических процессов, используемых в практической деятельности по созданию нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке.

Структурно инновационную активность многие исследователи представляют как совокупность научно-технологических и организационных преобразований, обеспечивающих создание, внедрение и использование инноваций в интересах повышения эффективности народнохозяйственного комплекса. Комплекс инновационной активности приводит к инновациям, к которым, по мнению многих исследователей, следует относить изменения в производственно-технической, экономической, экологической и социальной сферах субъектов хозяйствования, осуществляемые благодаря внедрению новых идей, образцов изделий, технологий и т. п. Под термином «инновация» следует понимать превращение технологического или потенциального научно-технического процесса в реальные, воплощенные на практике новые виды технологии и продукции. В настоящее время в научной литературе нет однозначного определения инноваций, однако специфика технических, технологических, управленческих и иных инноваций, их роль в экономическом развитии общества изучается учеными достаточно активно. Р. А. Фатхутди-нов определил инновации «как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта» [3]. Как показывает проведенный анализ, инновации неправомерно сводить только к технологическим. Необходимо рассматривать весь комплекс инноваций и инновационной активности во взаимосвязи и взаимообусловленности. В связи с этим нами были выделены следующие виды инноваций, различающиеся по областям применения и этапам научно-технической разработки (табл. 1):

Таблица 1. Основные виды и область применения инноваций

Виды инноваций Область применения инноваций

Технические Производство продуктов с новыми или улучшенными свойствами

Технологические Применение улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, технологические изменения (продуктовые и процессные)

Организационные Процессы оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения

Управленческие Новая структура аппарата управления, новые методы принятия управленческих решений, новые формы контроля

Информационные Организация рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышение достоверности и оперативности получения информации

Финансовые Внедрение нового финансового продукта, финансовых операций

Экономические Существенное повышение эффективности экономической системы

Экологические Процессы и технологии оптимального природопользования, ресурсосбережения

Социальные Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры

Важным критерием эффективности внедрения инноваций должны стать экономия всех видов ресурсов (материально-технических, трудовых), усиление социальной направленности, которая проявляется в возрастающем воздействии инноваций на социальные факторы жизнедеятельности человека: условия работы, учебы, жизни, а также экологизация - направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрение эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и переработки. Таким образом, любая форма организации экономической деятельности предполагает использование различных ресурсов, обеспечивающих ее эффективность. Традиционные подходы по развитию производства с ориентацией на широкое внедрение автоматизированных систем управления не могут в полной мере обеспечить достижение поэтапного перехода на новый тип производства замкнутого цикла.

В этой связи определение социальных детерминант инновационной активности различных категорий трудовых ресурсов представляется весьма актуальной научной и практической задачей. Наряду с совершенствованием условий эргономики труда, обеспечивающих повышение ее эффективности, определяющую роль в формировании новой модели цикличной экономики играет готовность профессиональных кадров участвовать в комплексной модернизации экономики. Исследование проблемы социальных детерминант трудовых ресурсов различных социально-профессиональных групп предполагает проведение комплексного анализа реальных условий и факторов трудовой дея-

тельности в новых условиях экономики, ориентированной на рациональное использование ресурсов.

Необходимо учитывать, что переход к циркулярной экономической модели вызывает необходимость не только формировать новые профессиональные компетенции, но и социально-нравственные качества персонала. Креативность мышления, инновационная восприимчивость и активность, способность творчески относиться к выполнению своих функциональных обязанностей - характерные черты новой генерации специалистов. Формирование модели циркулярной экономики во многом будет зависеть от активного участия молодежи в реализации социально значимых проектов и программ.

Общая динамика социально-демографического развития очевидно будет связана с увеличением доли молодежи в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики [5]. Соответственно, и готовность молодежи к реализации своих потенциальных возможностей будет возрастать. Для этого необходима разработка соответствующих механизмов и инструментов активного участия молодежи в модернизации и цифровизации экономики и общества. Молодежи присуща более высокая социально-профессиональная мобильность и восприимчивость к новшествам, способность разрабатывать и реализовывать социально значимые и экономически эффективные проекты. Представляется возможным разработать современную модель социально-профессиональных компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности, определить перспективы формирования новой генерации инновационно активной молодежи, обладающей креативным мышлением, направленным на устойчивое социально-экономическое развитие общества. Этот процесс созидательной деятельности молодежи должен быть научно обоснованным.

При осуществлении преподавательской деятельности автора (с 2000 по 2022 г.) в ведущих вузах (БНТУ, БГУ, БГАТУ) автором были проведены сравнительные исследования с использованием инструментария социологических исследований по актуальным проблемам развития социальной активности молодежи, а также выполнялись научные исследования по проектам ГПФИ и гранту Министерства образования Республики Беларусь. В период научно-исследовательской деятельности были сделаны выводы о том, что реальный потенциал молодежи определяется двумя взаимосвязанными между собой группами детерминант - социально-профессиональными и социально-нравственными (табл. 2). Основой авторских выводов явились также результаты пилотажного исследования, проведенного в БНТУ среди студентов 3-4 курсов специальности «Таможенное дело» с октября по декабрь 2021 г. (использован метод анкетного опроса). Было опрошено 98 студентов. С учетом результатов проведенного исследования будет разработана программа социологического исследования студентов ведущих вузов в контексте подготовки авторского диссертационного исследования на тему «Социальные детерминанты инновационной активности молодежи в циркулярной экономике».

При проведенном научном исследовании теоретических и методологических парадигм инновационной деятельности нами были определены сущность и структура социальных детерминант молодежи (профессиональных и нравственных), исходя из потенциала молодежи как социальной группы и предполагаемых результатов инновационной активности (табл. 2).

Таблица 2. Социальные детерминанты инновационной активности молодежи

Социально-профессиональные детерминанты Социально-нравственные детерминанты

Разнообразные формы организации труда (дистанционная, фриланс) Ценность культуры здорового образа жизни

Рыночный карьеризм Рациональное использование ресурсов

Открытость технологическому прогрессу Развитое чувство собственного достоинства

Широкое использование информационных технологий Индивидуализм, самопрезентация и персонали-зация

Быстрота поиска информации Желание самореализации и карьерного роста

Постоянное пользование интернетом, социальными сетями, медиаресурсами, интернет-магазинами Потеря ценности реальных отношений (стирание грани между реальным и виртуальным)

Недостаточная развитость навыков критического мышления Прагматизм и экономичность

Трудности при анализе данных Сложность в построении коммуникаций

Трудности при принятии решений и планировании действий Гиперактивность и эмоциональность

Интерес к экологичности и полезности Потребность в психологическом и физическом комфорте

Исполнительность Высокая социальная ответственность

Мобильность Амбициозность и самоуверенность

Очевидно, что потенциальные возможности молодежи могут быть реализованы при условии создания благоприятных условий для проявления инициативы и творчества без какого-либо формального бюрократического отношения и при этичном, разумном отношении к особенностям проявления ее потенциала. Институты образования и профессиональной подготовки призваны использовать этот потенциал для формирования профессиональных компетенций в различных областях трудовой деятельности. Таким образом, компетентная, интеллектуальная молодежь, обладающая большими потенциальными возможностями, может стать мощным драйвером формирования инновационной модели развития циркулярной экономики.

Список использованных источников

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?gшd=3871&p0=P32100292. -Дата доступа 4.02.2022.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy. gov.by/uploads/ files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf. - Дата доступа: 2.02.2022.

3. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. -2-е изд. - М. : Бизнес-школа, 2000. - 624 с.

4. Sell, A. Innovationen und weltwirtschaftliche Dynamik - Der Beitrag der Innovationsforschung nach Schumpeter / A. Sell. - IWIM, Universität Bremen, 2005. - 43 р.

5. Официальная статистика. Кадры науки в 2020 году [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа:https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sectorekonomiki/nauka-i-innovatsii/ godovye-dannye/ kadry-nauki/. - Дата доступа: 25.12.2021.

Поступила 18.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.