Научная статья на тему 'Инновационный путь и перспективы его развития в Республике Беларусь'

Инновационный путь и перспективы его развития в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВШЕСТВО / НОВОВВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / РАСХОДЫ НА НАУКУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дичковский А.А.

Дается понятие «инновации», как экономической категории. Рассматриваются функции инноваций и определяются специфические особенности инновационной экономики. Анализируется состояние науки и системы образования в инновационной экономике. Особое внимание уделено перспективам развития инновационной экономики в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный путь и перспективы его развития в Республике Беларусь»

ИННОВАЦИОННЫМ путь и перспективы ЕГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

© Дичковский А.А.*

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», Республика Беларусь, г. Минск

Дается понятие «инновации», как экономической категории. Рассматриваются функции инноваций и определяются специфические особенности инновационной экономики. Анализируется состояние науки и системы образования в инновационной экономике. Особое внимание уделено перспективам развития инновационной экономики в Республике Беларусь.

Ключевые слова: новшество, нововведение, инновация, экономическая инновация, инновационная экономика, научные исследования и разработки, расходы на науку.

В начале XXI века экономика Беларуси оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Основными из них являются:

- усиление глобализации, международной интеграции и интернационализации производства и потребления, охватывающие не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

- усилиление конкуренции на мировых рынках и глубины дифференциации стран по уровню экономического развития;

- возрастание роли человеческого капитала как основного ресурса инновационного развития. Основой устойчивого и сбалансированного экономического роста становится человек, обладающий современными знаниями и высоким уровнем профессионализма. В развитом мировом сообществе наблюдается устойчивая динамика к росту доли высококвалифицированных кадров, повышается роль и значимость работников с творческим подходом и неординарностью мышления. Структура занятости меняется в пользу высокотехнологичных секторов экономики;

- ускорение темпов научно-технологического прогресса, одновременно сопровождаемое усилением борьбы за технологическое лидерство и новые ниши на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Основу мировой экономики образует технологии V и VI укладов, базирующиеся на внедрении новых знаний и информации. Все шире используются инновации в сфере развития человеческого потенциала;

Профессор кафедры Финансов, кандидат экономических наук, доцент.

60

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- истощение мировых запасов природно-сырьевых ресурсов, что обусловлено ростом численности населения планеты, увеличением потребления природных ресурсов в экономически развитых странах и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

- усиление значимости и влияния «окружающей среды» на динамику экономического развития.

Для того чтобы Республика Беларусь заняла достойное место среди стран мирового сообщества при таких тенденциях и вызовах глобального развития необходимо избрать такой тип развития экономики, который обеспечит ей устойчивый рост и процветание в будущем.

На современном этапе возможности роста выпуска продукции и услуг за счет большей занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Поэтому решающее значение для экономического роста приобретает переход экономики на новый тип экономического развития. Вот почему переход к новому пути развития страны с открытой экономикой, весьма зависимой от внешних рынков и их конъектуры, является сегодня одним из высших стратегических приоритетов в Республике Беларусь.

Важнейшим фактором экономического развития в современной мировой экономике стали инновации. В экономической литературе под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией).

Законодательство Республики Беларусь не разграничивает понятия «инновация» и «нововведение», а отождествляет их [1]. Под инновацией (нововведением) понимается создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Следует отметить, что инновации бывают разные: экономические, политические, культурные, социальные, и прочие. Инновационный путь развития - это не только технолого-экономический, но и политический лозунг на ближайшие годы. Это перспективная мобилизующая идея для всего нашего общества, именно так определил основополагающий вектор социально-

Инновации в экономике и социальной сфере

61

экономического развития нашей страны Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и в книге «Теория экономического развития» [2, с. 118] выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

- внедрение нового, до сих пор неизвестного метода производства;

- выпуск продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья или полуфабрикатов;

- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта.

Однако, инновации - это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощения в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей. Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Инновация выполняет целый ряд функций, через которые проявляется ее сущность. В качестве основных профессор Э.А. Лутохина выделила следующие:

- функция обновления общественной практики как основа ее развития;

- экономическая функция, ведущая к развитию экономики и наращиванию ее результатов,

- функция катализатора, «заражающего» других стремлением к ускорению обновления,

- социальная функция, связанная с тем, что обновления в экономике создают материальную базу для социального развития.

На основе общего определения инновации она дает следующее определение экономической инновации: «Экономическая инновация представляет собой целенаправленное обновление в сфере экономики, которое обусловлено введением экономической инновации в реальную экономическую практику и обеспечивает ее прогрессивное эффективное развитие» [3].

Сущность инновационного развития экономики заключается в активизации инновационной деятельности по созданию, внедрению и широкому

62

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

распространению новых продуктов, услуг и технологических процессов как главных факторов качественного роста объемов производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота.

В качестве основных признаков инновационной экономики можно выделить:

- широкое распространение и всеобщую доступность информационных и телекоммуникационных технологий;

- активное применение в реальном секторе экономики автоматизированных производственных систем и компьютерной техники;

- наличие эффективных образовательных структур, способных обеспечить все сферы жизнедеятельности общества качественными трудовыми ресурсами;

- наличие и постоянное совершенствование инфраструктур, необходимых для обеспечения и поддержания высоких темпов научнотехнического и инновационного развития страны.

Для становления инновационной экономики необходимо соблюдение следующих условий:

- создание целостной национальной инновационной системы;

- формирование адекватной нормативно-правовой базы, сопровождающей инновационное развитие;

- создание эффективного механизма финансирования инновационного развития;

- обновление и активное аккумулирование интеллектуального потенциала общества.

Экономика, вставшая на инновационный путь развития, имеет свои особенности. Основными из них являются:

- активная деятельность по внедрению в реальную практику инноваций, что ведет к значительному увеличению доли инновационной продукции в общем объеме продукта, повышает конкурентоспособность самого продукта, а также предприятия и страны в целом, обеспечивает прогрессивный вектор ее динамики;

- инновационную непрерывность. Это обусловлено тем, что в глобализирующейся экономике, работающей с использованием современных информационных сетей, новое очень быстро становится известным и скопировать, повторить его даже на другом континенте - дело короткого времени. Это ведет к ускоренной потере конкурентного преимущества, которое вновь и вновь надо завоевывать путем новых инноваций. Инновационность таким образом в современной экономике приобретает характер непрерывности. Интересно в связи с этим высказывание председателя правления мирового гиганта в области дисководов А.Ф. Шугарта, который сказал: «Иногда мне кажется, что скоро придет день, когда утром мы будем пред-

Инновации в экономике и социальной сфере

63

ставлять новое изделие, а вечером будем снимать его с производства» [4, с. 174];

- тотальность ее. Это значит, что инновационную деятельность теперь нельзя сосредоточить в каком-то одном отделе, а тем более ограничиться назначением даже очень способного директора по инновациям. Инновации - это не только обновление техники или новая технология. Инновация требует также изменения организации производства, изменения дизайна, изменения маркетинга, изменения в управлении, в мотивации и т.д. Инновация вовлекает в свою сферу все аспекты деятельности предприятия, будоражит всех его работников, все структуры, никого не оставляя в прежнем покое. Инновация требует не только изменения в деятельности, но и в образе мыслей, наконец, в настроении. Все это в совокупности и характеризует инновационность как тотальное явление современности.

Следует отметить, что представление, будто инновационная экономика может сложиться как бы сама по себе, автоматически, поскольку существуют внешние объективные факторы, которые ее вызывают, наивно и не оправданно. Питер Друкер, при жизни признанный классиком теории управления, справедливо и упорно подчеркивает, что инновации - это, прежде всего, тяжкий труд [5].

- ее опора на инновационный труд с его специфическими свойствами и характеристиками;

- высокая степень риска инноваций. Риск - это возможность наступления ситуации с неблагоприятными для субъекта последствиями. Такая ситуация весьма вероятна при введении чего-то нового, не-опробированного, практически неизвестного.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста. Однако сегодня большинство белорусских предприятий нельзя отнести к инновационно-активным. По экспертным оценкам, доля выпускаемой в Беларуси продукции, которую можно отнести к новой, составляет не более 5-7 %, а произведенной на основе V технологического уклада всего 3 %. В то же время в развитых странах ассортимент ежегодно обновляется на 15-45 %. Продукция белорусских производителей зачастую неконкурентоспособна на мировых рынках и поставляется, как правило, в страны третьего мира. Вот почему Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко указал на необходимость постоянного обновления знаний, технологий, оборудования, системы управления [6].

В условиях инновационной экономики, когда главной производительной силой становиться знание, коренным образом изменяется отношение к высокоинтеллектуальным кадрам, на первый план выдвигается не только проблема организации процесса обучения и подготовки кадров, адаптиро-

64

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ванных к новым требованиям инновационного развития, но и эффективного использования интеллектуального потенциала. В связи с этим, обратим особое внимание на подготовку и состав научного персонала, а также на затраты научных исследований и разработок в Республике Беларусь.

Данные статистики свидетельствуют, что среднегодовая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в Республике Беларусь, уменьшилась с 1990 по 1998 г. в абсолютном значении в 2,5 раза, а с 1998 г. изменяется незначительно. Так, если соотношение исследователей, техников и вспомогательного персонала в 2012 г. составляло 63,5; 7,2 и 29,3 % соответственно, то это соотношение в 2013 году было равно 63,4; 7,5 и 29,1 % (табл. 1).

Таблица 1

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, % к итогу

Показатели Годы

1998 2000 2005 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Численность персонала - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

исследователи 59,0 60,0 59,2 60,5 58,6 63,3 62,7 63,0 63,5 63,4

техники 8,1 7,8 7,2 7,4 7,2 7,1 7,1 7,2 7,2 7,5

вспомогательный персонал 20,5 20,5 20,3 18,7 20,5 29,6 30,2 29,8 29,3 29,1

прочий персонал 12,4 11,5 13,3 13,4 13,7 - - - - -

Источник: собственная разработка [7, с. 391].

По данным 2013 г. среди исследователей: 703 докторов наук и 2946 кандидатов, что составляет 19,9 % от общего их количества; 80,1 % исследователей не имеют ученой степени. Отметим, что исследователей почти в 8,5 раза больше, чем техников. Это предполагает, что исследователи либо перегружены техническими работами в ущерб научным, либо их функции не выходят за рамки технических работ. Ни то, ни другое не может благотворно сказаться на качестве инновационных разработок [7, с. 391-392].

К началу 2014 г. в области технических наук было сосредоточено 61,0 % исследователей, естественных наук - 18,6 %, общественных - 7,5 %, медицинских - 4,8 %, сельскохозяйственных - 5,8 %, гуманитарных - 2,3 % (табл. 2).

Результаты анализа распределения численности исследователей по областям науки свидетельствуют, что основная их часть сконцентрирована в области технических наук - более 60 % от общей численности в научных организациях и вузах республики. Вместе с тем обеспеченность этой области науки исследователями высшей квалификации наименьшая. Так, доля докторов наук в области технических наук составляла в 2013 году 1,6 %, кандидатов наук -7,1 %, сотрудников без степени - 91,3 % [7, с. 391-392]. Это тревожная тенденция, учитывая тот факт, что исследования в области технических наук отнесены к приоритетным направлениям научной деятельности.

Инновации в экономике и социальной сфере

65

Таблица 2

Численность исследователей по областям науки, % к итогу

В том числе по областям науки

Годы Всего Естественные Технические Медицинские Сельскохозяйственные Общественные Гуманитарные

2000 100 23,8 54,4 6,3 5,7 7,0 2,8

2005 100 22,4 56,8 4,6 6,9 6,6 2,7

2006 100 21,1 59,1 5,3 6,3 6,5 1,7

2007 100 19,5 60,8 5,2 6,1 6,4 2,0

2008 100 19,7 59,5 5,2 6,4 7,2 2,0

2009 100 18,5 61,4 4,7 5,9 7,5 2,0

2010 100 18,6 61,7 4,6 6,1 7,0 2,0

2011 100 18,3 61,3 5,3 6,0 6,8 2,3

2012 100 18,9 60,1 5,1 5,9 7,6 2,4

2013 100 18,6 61,0 4,8 5,8 7,5 2,3

Источник: собственная разработка [7, с. 391].

Вот почему государству предстоит разработать и реализовать систему мер по материальной и статусной поддержке исследователей и разработчиков технологических инноваций, повысить удельный вес молодых и средневозрастных работников в структуре научных кадров республики, усовершенствовать систему пенсионного обеспечения ученых.

Одним из главных стоимостных показателе научно-технического потенциала республики является доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП, которая составила: в 2005 г. - 0,68, в 2007 г. -0,96, в 2008 г. - 0,74, в 2009 г. - 0,64 %, в 2010 г. - 0,69 %, в 2011 г. - 0,76 %, в 2012 г. - 0,67 %, в 2013 г. - 0,69 % [7, с. 392] (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Внутренние затраты на научные исследования и разработки из всех источников финансирования Республики Беларусь

Показатели Годы

2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Затраты на научные исследования и разработки, млрд. р.: 441,5 934,8 962,4 883,3 1140,6 2081,9 3537,8 4372,3

в фактически действовавших ценах 89,0 150,6 127,9 111,1 128,9 137,4 133,2 138,3

В постоянных ценах 2000 г. в % ВВП 0,68 0,96 0,74 0,64 0,69 0,76 0,67 0,69

Источник: [7, с. 392].

66

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Снизившись с 1990 по 2000 год почти в 3 раза, доля расходов на науку находится до нынешнего времени скорее в режиме флуктуации, нежели активного роста. Для сравнения укажем, что по опубликованным данным в Швеции, Японии и Дании уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 3 %, а в Швейцарии, США и Германии - около 3 % [8]. Примерно на этом уровне находились в 1990 г. расходы на науку в и Беларуси, являясь одним из приоритетов экономической политики республики.

Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой вложения капитала. В экономически развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем в производство. Согласно мировому опыту доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3 %.Кроме того, мировой опыт показывает, что разработка и внедрение инноваций не могут осуществляться только за счет средств государства. В странах ЕС, США, Японии и других частный бизнес берет на себя до 60 % расходов на финансирование инноваций [9, с. 70-71].

В настоящее время основным источником финансирования инноваций в республике служат бюджетные средства, которые крайне ограничены, так как распыляются на огромное количество разного рода программ.

Инвестиции государства в человеческий капитал стали во многих странах основным фактором экономического роста. Важная задача для нашей страны - совместить в текущем году инвестиционную и инновационную стадии. Чтобы обеспечить высокий экономический рост в 2015 г., Беларуси предстоит провести ускоренную модернизацию с помощью иностранных инвестиций, а также за счет традиционно высокого в Беларуси уровня НИОКР и повышения эффективности инновационной системы создать и предложить мировому рынку собственные уникальные изделия и производства.

Знания в настоящее время стали рыночным продуктом, возник мировой рынок знаний. Беларуси предстоит большая работа по строительству экономики знаний, в том числе подготовка «работников знаний» с высокой производительностью умственного труда. Целесообразно также готовить больше естественнонаучных и инженерных специалистов. Состояние экономики знаний можно проследить по ее индексу. Индекс экономических знаний -комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира рассчитан по методики Всемирного банка.

В 2012 г. наивысшие места в рейтинге индексов экономики знаний заняли Швеция (1), Финляндия (2), Дания (3), Нидерланды (4), Норвегия (5). Россия расположилась на 55 месте, Украина - на 56, Казахстан - на 73. Исследователи всемирного банка рассчитали индекс экономики знаний и ин-

Инновации в экономике и социальной сфере

67

декс знаний также и для Беларуси. Согласно отчету за 2012 г. Республика Беларусь заняла 59 место в рейтинге из 146 стран (индекс экономики знаний и индекс знаний составляют 5,59 и 6,62 соответственно) [10]. По сравнению с 2000 г. ее рейтинг в индексе экономики знаний вырос на 11 позиций и Беларусь вошла в десятку стран с наиболее динамично развивающейся экономикой знаний.

Таким образом, позитивная тенденция перестройки внутренней структуры в пользу высшего образования имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в иннова-ционно-реформируемой экономике.

Текущая пятилетка является продолжением планомерной работы по переводу страны на инновационный путь развития. С этой целью разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Основной целью программы является развитие национальной экономики на основе разработок и внедрения высокотехнологичных ресурсо- и энергосберегающих, экспортоориентированных и конкурентоспособных производств, и как результат - достижение высоких социально-экономических показателей. При этом основным критерием является высокий уровень наукоемкости производства.

В целом по стране проводимые меры инновационного развития позволят достичь к 2015 году:

1) роста экспорта высокотехнологичных товаров и услуг в 2,5-3 раза;

2) увеличения финансовых затрат за счет всех источников на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в размере не менее чем до 2 % ВВП и расходов на развитие материально-технической базы науки до 10 % всех затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

3) увеличения доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности до 20 %;

4) увеличения доли сертифицированной продукции до 80 %;

5) уменьшения степени износа активной части основных промышленно-производственных средств до 50 %.

Для достижения этих показателей в первую очередь необходимо принять меры по увеличению к 2015 году затрат на исследования и разработки в высокотехнологичном секторе не менее чем в три раза по сравнению с 2008 г., увеличить показатель наукоемкости ВВП Беларуси до 2 %, повысить долю занятых в высокотехнологичном и средне технологичном секторах до 7-10 % общей численности занятого населения, обеспечить охрану объектов промышленной собственности за рубежом [11, с. 19].

Эффективным инструментом перехода экономики страны на инновационный путь развития должна стать активно формирующаяся Национальная инновационная система (НИС). Именно НИС будет способствовать соеди-

68

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

нению науки, образования, производства и рынка в единый комплекс в интересах реализации стратегических приоритетов Беларуси. До 2020 г. предстоит решить задачу органичной интеграции НИС в глобальную инновационную систему мира с освоением мировых достижений.

В соответствии с Концепцией национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь в 2021-2030 годах развитие научно-технической деятельности будет нацелено на достижение устойчивого развития конкурентной на мировом уровне национальной инновационной системы, обеспечивающей генерацию и трансфер знаний в прорывных для экономики научно-технологических направлениях.

Особое внимание будет уделено расширению объемов финансирования научно-технической сферы. К 2030 году внутренние затраты на научные исследования и разработки должны составлять не менее 2-2,5 процента к ВВП.

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2030 году должен составить 28-30 процентов [12, с. 36].

Список литературы:

1. Об основах государственной научно-технической политики: Закон Республики Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2105 - XII: с изм. и доп. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 300 / ООО «Юр-Спектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2010.

2. Шумпетер И. Теория экономического развития: пер. с англ. / И. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982.

3. Особенности инновационной экономики и проблемы ее формирования в Республике Беларусь / Э.А. Лутохина. - Минск: ИППОКРЕНА, 2010. -№ 2-3.

4. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. - Стокгольм; СПб., 2005. - 279 с.

5. Друкер П. Управление в обществе будущего: пер. с англ. / П. Друкер. -М., 2000. - 289 с.

6. Лукашенко А. Обновление страны - путь к успеху и процветанию // Газ. Советская Белоруссия. - 20.04.2013.

7. Статистический ежегодник Республики Беларусь. - 2014.

8. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. -2013.05.26 (последняя редакция: 2014.07.07). - Режим доступа: http://gtmar-ket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info.

9. Войтов И. и др. Механизм инновационного развития // Экономика Беларуси. - 2010. - № 3. - С. 70-71.

10. Индекс экономики знаний. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 2010.05.05 (последняя

Инновации в экономике и социальной сфере

69

редакция: 2014.07.07). - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info.

11. Войтов И. Будущее страны определяют инновации // Экономика Беларуси. - 2010. - № 2.

12. Концепция национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года. - Минск, 2014. -С. 90.

ВУЗ КАК КЛЮЧЕВОЙ элемент ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ © Михайлов В.Н.*

Курский государственный университет, г. Курск

В конце XX века в ряде стран сформировались национальные инновационные системы (НИС). Основной смысл появления национальных инновационных систем заключается в создании экономики инновационного типа, в которой результаты инновационной деятельности активно используются в практике.

Сам термин «национальная инновационная система» был впервые использован C. Фрименом. Он определил это понятие как «совокупность институтов в общественном и частном секторе, в результате деятельности и взаимодействия которых новые технологии создаются, внедряются и распространяются» [3]. Дальнейшее развитие концепция национальной инновационной системы получила в трудах Р. Нельсона (R. Nelson, 1993) [5]. Большой вклад в разработку этой теории также внес Б. Лундвалл (B. Lundvall, 1992). Несмотр на то, что Лундвалл не сформулировал само понятие инновационная система, он рассмотрел ее составляющие: «университеты, частные фирмы, исследовательские подразделения государственных учреждений, учреждения процесса производства» [4].

В общем виде национальную инновационную систему можно определить как совокупность структур, которые участвуют в инновационной деятельности, производстве и коммерциализации научных знаний и технологий, создании и потреблении нового знания, направленного на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующего повышению конкурентоспособности субъектов этой системы [1].

К таким структурам относятся:

- предприятия и образуемые ими сети;

- система научно-исследовательских организаций, учебных заведений;

Аспирант кафедры Управления инновациями и бизнес-информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.