Научная статья на тему 'Социальные аспекты женской трудовой миграции в Россию'

Социальные аспекты женской трудовой миграции в Россию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЖЕНСКИЙ ТРУД / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЖЕНЩИНЫ-МИГРАНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / WOMEN''S LABOR / STATE MIGRATION POLICY / LABOR MIGRATION / MIGRANT WOMEN / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Илимбетова Айсылу Амировна

Представлен анализ социальных последствий женской трудовой миграции в Россию. Выделены области наиболее серьезных социальных проблем: в области трудовой деятельности и отношений между работником-мигрантом и работодателем, медицинского обслуживания женщин-мигрантов, проблема адаптации и интеграции женщин-мигрантов и их детей в российское общество. Обоснована необходимость разработки мер государственной миграционной политики и социальной защиты женщин-мигрантов как особой, наиболее уязвимой группы трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF FEMALE LABOUR MIGRATION TO RUSSIA

The article is aimed at analyzing social consequences of the female labour migration to Russia. The following most problematic social areas are highlighted: labour activity and relations between migrant workers and employers, health care for female migrant workers, adaptation and integration offemale migrants and their children in the Russian society. The article substantiates the necessity to develop state measures in the field of migration policy and social protection offemale migrants, being the most vulnerable group of labour migrants.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты женской трудовой миграции в Россию»

УДК 325.1:314.7

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЖЕНСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЮ

SOCIAL ASPECTS OF FEMALE LABOUR MIGRATION TO RUSSIA

А. А. Илимбетова

A. A. Ilimbetova

Ключевые слова: государственная миграционная политика, женский труд, трудовая миграция, женщины-мигранты, социальная защита Key words: state migration policy, women 4 labor, labor migration, migrant women, social protection

Представлен анализ социальных последствий женской трудовой миграции в Россию. Выделены области наиболее серьезных социальных проблем: в области трудовой деятельности и отношений между работником-мигрантом и работодателем, медицинского обслуживания женщин-мигрантов, проблема адаптации и интеграции женщин-мигрантов и их детей в российское общество. Обоснована необходимость разработки мер государственной миграционной политики и социальной защиты женщин-мигрантов как особой, наиболее уязвимой группы трудовых мигрантов.

The article is aimed at analyzing social consequences of the female labour migration to Russia. The following most problematic social areas are highlighted: labour activity and relations between migrant workers and employers,

health care for female migrant workers, adaptation and integration offemale migrants and their children in the Russian society’. The article substantiates the necessity to develop state measures in the field of migration policy and social protection of female migrants, being the most vulnerable group of labour migrants.

Главная причина привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда того или иного государства носит экономический характер. Недостаток собственных работников вследствие демографического кризиса в сочетании с динамичным развитием рынка товаров и услуг, требующим все больше работников разной квалификации, вынуждают правительства вовлекать иностранных работников на национальный рынок труда. Эта мера решает экономическую задачу, но вслед за ней возникает другая, более тонкая проблема — социальная. Любой мигрант, несмотря на нахождение на территории другого государства, продолжает быть частью мирового сообщества, испытывает потребности в социальных гарантиях, медицинских, образовательных услугах, юридической защите.

Серьезным вызовом миграционной политике и системе социальной защиты принимающих стран является феминизация миграционных потоков (рост численности и доли женщин среди международных трудовых мигрантов). Не осталась в стороне от этого процесса и Россия, в которой феминизация явно проявилась в начале 2000-х гг. Если по официальным данным Росстата доля женщин среди внешних трудовых мигрантов ежегодно достигает 14-17 %, то, по мнению экспертов, их не менее 25-30 % от общей численности работающих в России мигрантов [1].

Феминизация трудовой миграции в Россию не отражается в официальной статистике вследствие занятости женщин преимущественно в теневом секторе экономики, на нелегальной основе. Поэтому, характеризуя особенности женской трудовой миграции, западные исследователи применяют термин «doubledisadvantage» [2]. означающий подверженность женщин дискриминации и в качестве иностранной рабочей силы, и как представителей определенного гендера. В российской экономике низкоквалифицированный женский труд востребован в сфере общественных и домашних услуг, общепита. клининга, торговли, и можно предположить, что потребности в притоке этой категории работников будут увеличиваться по мере роста численности и укрепления материального благосостояния среднего класса и перехода российских женщин в секторы квалифицированного труда.

Мигранты, желающие работать в России, обязаны получать разрешение на работу, чтобы легализовать свою трудовую деятельность в России. Но это разрешение распространяется только на тех, кто работает у Юридических ЛИЦ. В действительности сферы занятости женщин таковы, ЧТО ИМ часто приходится работать у физических лиц — помощниками в домашнем хозяйстве, няней, сиделкой, садовником в загородных домах. Такая работа подвергает работников опасности физического и психологического насилия вследствие постоянного нахождения на рабочем месте под контролем работодателя. Также работа в частных домохозяйствах характеризуется ненормированным рабочим днем, неформальностью (условия труда оговариваются устно, нет гарантий их соблюдения), работодатель часто снижает оплату труда взамен на предоставление жилья и питания. Для урегулирования правового статуса домашних работников с 1 июля 2010 года вступил в силу федеральный закон № 86-ФЗ о введении патентов для мигрантов, работающих у частных лиц. Эта мера коснулась, прежде всего, сфер женской занятости. Патент имеет ряд достоинств, таких как легкость его получения и невысокая стоимость. Но имеются и недостатки. Патент не требует оформления трудового договора, и в этом заключается его самый большой минус, так как устная договоренность, по которой работает большинство домашних работников, не гарантирует выплаты оговоренной суммы оплаты труда и выплат вообще, соблюдения условий труда. Также получение патента не решает проблему медицинского обслуживания, которая является очень актуальной для всех мигрантов, но особенно для женщин [3].

Миграционное законодательство предъявляет требования к мигрантам относительно порядка въезда пребывания, трудовой деятельности, но не предусматривает наличия у них ответных потребностей. Тяжелые условия работы, проживание большого количества людей в тесных помещениях без бытовых условий, скудное питание обостряют необходимость в медицинских услугах. Когда речь идет о женщинах, к этим факторам добавляется и необходимость регулярного обращения в женскую консультацию, медицинское обследование, особенно остро эта проблема встает при беременности и родах. По действующим ныне в России законам женщины-мигранты не имеют права на бесплатную медицинскую помощь до родов, что может отрицательно сказаться на здоровье женщины и ребенка. Учитывая рост ДОЛИ женщин и их возрастные характеристики (более 60 % женщин-мигранток находятся в активном репродуктивном возрасте [4]), можно прогнозировать дальнейшую актуализацию проблемы социального обеспечения этой группы мигрантов.

Уровень представленности женщин в потоках мигрантов из разных стран различен: в миграционном потоке из Узбекистана женщины составляют 8 %, из Таджикистана — 7 %, Азербайджана — 9 %. из Армении — 10 %. в то время как среди трудящихся-мигрантов из Молдовы женщин 24 %, из Кыргызстана — 28 %, из Украины — 19 %, из Вьетнама — 35 % [5]. Но общая тенденция такова, что в структуре стран исхода растет доля выходцев из республик Центральной Азии, что отражается и на численности женщин. Этот процесс говорит о том, что в миграцию вовлекаются выходцы из традиционных обществ, в которых, как правило, женщина занимает подчиненное положение, а потому не имеет возможности получить профессиональное образование и опыт работы, чаще всего является домохозяйкой, то есть занимается неоплачиваемым трудом, а также не имеет возможности и не испытывает необходимости изучать русский язык. После распада Советского Союза изучение русского языка в бывших республиках СССР почти прекратилось. Как показывают результаты исследований, лишь каждый пятый житель Узбекистана из опрошенных в 2004 году хорошо владел русским языком и 60 % кое-как могли изъясниться. В Кыргызстане в 1999 году 15 % жителей считали русский язык родным и 75 % вторым языком, а через 10 лет только 9 и 50 % соответственно [6]. При этом нужно отметить, что в обоих опросах участвовало население старше 18 лет, поэтому можно предположить, ЧТО у более молодого поколения уровень знания русского языка еще ниже. Эти процессы ЯВЛЯЮТСЯ результатом сокращения финансирования как системы образования вообще, так и преподавания русского языка в школах. Если при советской власти знание русского языка было обязательным условием продвижения по карьерной лестнице, то теперь это возможно и без таких навыков. Отсутствие профессиональных навыков в сочетании с плохим знанием русского языка во многом предопределяют неконкурентоспособность женщин-мигрантов на российском рынке Труда, дают ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ заниматься лишь неквалифицированной и непрестижной работой.

Кроме подверженности риску нелегальной занятости и физического насилия также нужно учитывать трудности адаптации и интеграции, свойственные именно женщинам-мигрантам. Эти трудности в большей степени являются социально обусловленными, так как исходят из гендерных стереотипов и подчиненного положения женщины В странах Происхождения и отчасти из-за сохранения таких стереотипов в России. Число самостоятельных мигранток растет, но все же преобладающая часть мигрирует в сопровождении мужа, отца, других членов семьи, за которыми остается право Принятия решений. Особенности сфер занятости И Практика повседневной ЖИЗНИ также ВЛИЯЮТ на возможности интеграции. В России существуют уже сформированные, анклавные сферы занятости мигрантов ИЗ тех ИЛИ ИНЫХ стран. Поэтому большинство иностранок работают В окружении таких же мигрантов, как они сами, совместно снимают жилье и проводят свободное время среди своих соотечественников. Замкнутость самих женщин в своем сообществе, с одной стороны, и неприязненное отношение членов принимающего сообщества с другой стороны, оказывают сдерживающее влияние на процесс интеграции.

Когда мы говорим только о ми грантах-му жчинах. не возникает вопросов, касающихся детей. Но когда речь заходит о женщинах-мигрантах, то проблемы связанные с пребыванием, образованием и здоровьем детей встают «в полный рост», потому что детей берут с собой именно женщины. Социальные. правовые и экономические проблемы, возникающие у родителей в стране Пребывания. ВЛИЯЮТ и на уровень благополучия детей, находящихся вместе с ними. Более половины мигранток настроены на длительное или постоянное проживание в России, особенно часто такая установка встречается у тех. кто приехал на заработки вместе с детьми, соответственно ОНИ ДОЛЖНЫ быть интегрированы в российское общество, они должны чувствовать себя частью российского социума. Социальная исключенность детей мигрантов может грозить России теми же проблемами, ЧТО испытывает сейчас, например, Франция или США, когда потомки иммигрантов, недовольные своим маргинальным положением. решаются на акции Протеста и устраивают бунты. Серьезным препятствием на пути к полноценному социальному обеспечению и интеграции детей мигрантов в российское общество являются: нелегальное положение родителей, плохое знание русского языка и разный менталитет, препятствующие эффективному общению детей-иностранцев с российскими сверстниками, негативное отношение к мигрантам со стороны принимающего общества.

Исследование, проведенное в 2010 году среди школьников Москвы, показало, что чем старше ребенок-мигрант, тем сложнее ему представить свою жизнь после школы. У него растет тревога по поводу будущих перспектив в плане профессионального образования и карьерного роста [7]. Чем раньше ребенок попадает в новое общество, тем легче ему адаптироваться. И, соответственно, чем дольше ребенок живет в стране происхождения, тем сильнее в нем укореняются ценности и нормы родного общества, и ему труднее адаптироваться в российской среде, он сильнее осознает свою уяз-

вимость на новом месте жительства. Главный вывод авторов исследования состоит в том, что «социальная адаптация детей мигрантов в московских общеобразовательных школах происходит скорее стихийно, не является пока целенаправленной программой институциональных и гражданских сообществ» [7]. В то же время среди детей-мигрантов обнаруживаются высокие адаптивные установки, интерес к изучению русского языка, истории и культуры и получение высшего образования. Они готовы к межэтническому общению. Это та позитивная черта, которую необходимо учитывать при разработке интегративных программ для таких детей.

Немаловажным фактом для России является то. что трудовая миграция избыточной рабочей силы из развивающихся стран служит серьезной платформой для обеспечения социальной стабильности в самих этих странах. Миграция не только спасает население стран выезда от безработицы и голода, но и благоприятствует снижению напряженности в обществе, преимущественно состоящем из молодых людей. Потому что, как известно, общества с молодой структурой населения более подвержены социальным потрясениям, нежели при преобладании населения в зрелом возрасте. Стоит также отметить, что для различного рода потрясений в этих странах есть все основания: обесценивание человеческого труда в результате социально-экономических и политических катаклизмов 1990-х ГОДОВ, НИЗКИЙ уровень ЖИЗНИ и безработица вследствие неразвитости ЭКОНОМИКИ И дефицита рабочих мест; отсутствие возможностей для получения образования и самореализации, которые могут стать поводом для социальных конфликтов. В свою очередь, исходя из геополитической стратегии. России необходима социально-экономическая и политическая стабильность в государствах постсоветского пространства, являющихся стратегическими партнерами России.

В чем же состоят социальные проблемы женской трудовой миграции в Россию? Причины этих проблем кроются как в социально-демографических характеристиках самих мигранток, так и в особенностях миграционной и социальной политики России В погоне за экономическими благами, получаемыми в результате использования иностранной рабочей силы, правительства и сами члены принимающего общества забывают о том, что мигранты — такие же люди, являющиеся не только производителями материальных благ, но и членами человеческого сообщества которым необходим минимальный набор гарантированных прав и возможностей.

Трудовая миграция предъявляет высокие требования к физическому и психологическому здоровью мигрантов, а характер женского труда становится нелегким испытанием для этого здоровья. Этнокультурные особенности женщин-мигрантов и социальное различие между мигрантами и коренным населением создают серьезные препятствия и для адаптации и интеграции женщин. Поэтому женщины-мигранты должны быть признаны особой социальной группой в миграционном потоке, требующей регулярного получения необходимых услуг: социальных и юридических, в области медицины, образования, защиты от физического и психологического насилия. Разработка интеграционной программы на сегодняшний день — одна из наиболее важных задач, стоящих перед миграционной политикой

Список литературы

1. Оценка нужд и потребностей женщин — трудящихся мигрантов. Центральная Азия и Россия. ЮНИФЕМ - МОТ. 2009. - С. 23.

2. Migrant women in the European labour force. Current situation and future prospects. Tecluucalreport. RAN-DEurope. 2008., UnitedKingdoin. Cambridge. P.XXVIII.

3. Рязанцев С. В. Патенты вывели «из тени» больше миллиона мигрантов // Миграция XXI век. - 2012. №2(11). - С. 45.

4. Женщины-мигранты из стран СНГ в России / Под ред. Е. В. Тюрюкановой. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 184 с.

5. Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской федерации и регионе Восточной Европы и Центральной Азии. Аналитический доклад. MOM. - М. 2009. -76 с.

6. Русский язык уходит, быстро и безвозвратно // Ашхабад. 21 декабря 2011 года URL; Gundogar.org.

7. Макаров А. Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах // Со-цис. - 2010.-№ 8. - С. 94-101.

Сведения об авторе

Илимбетова Айсылу Амировна, аспирантка кафейры народонаселения экономического факультета. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, тел. 89652644929

Ilimbetova A. A., post-graduate student of the department ofpopulation economics faculty of the М. V Lomonosov Moscow state university, Moscow city, phone: 89652644929

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.