Научная статья на тему 'Социальные аспекты развития семейного налогообложения в Российской Федерации'

Социальные аспекты развития семейного налогообложения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Институт семьи / семейное налогообложение / консолидированный налогоплательщик / семейная налоговая декларация / прогрессивная шкала / НДФЛ / налоговые вычеты / Family institution / family taxation / consolidated taxpayer / family tax return / progressive scale / personal income tax / tax deductions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зверева Татьяна Владимировна

Приоритетным направлением налоговой политики Российской Федерации (далее – РФ, Россия) является ее ориентация на построение в стране социального государства и на развитие механизмов реализации эффективной социальной политики. В данной статье анализируются возможности учета семейного положения налогоплательщика при определении нагрузки по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). Целью статьи является проведение авторского исследования результатов применения существующих подходов, а также потенциала и целесообразности введения в России семейного налогообложения с учетом зарубежного опыта и его адаптации к современным российским реалиям. С помощью метода системного анализа автор использует социологический и экономический подходы к изучению семьи как социального института и экономического объединения близких родственников, а с точки зрения социально-ориентированного подхода рассматривает реализацию принципа справедливости налогообложения. На основе исследования зарубежного опыта и положений налогового законодательства РФ обоснована целесообразность применения в России налогообложения доходов семьи как консолидированной группы налогоплательщиков с солидарной ответственностью за исполнение налоговых обязательств. Дано авторское определение семьи как объекта налоговых отношений. Предложен порядок налогообложения совокупного дохода семьи при исчислении НДФЛ. Описан механизм использования семейного налогообложения, введение которого отвечает реализации приоритетных целей налоговой политики РФ, развитию социального государства. Проведенный анализ показал, что в налоговом законодательстве при предоставлении льгот учитывается семейный статус плательщика. Развитие этого подхода в дальнейшем создаст условия для укрепления семьи как источника нравственности, патриотизма, культуры подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social aspects of the development of family taxation in the Russian Federation

The priority direction of tax policy of the Russian Federation (hereinafter referred to as RF, Russia) is its focus on building a social state in the country and developing mechanisms for implementation of effective social policy. This article explores possibilities of considering а taxpayer’s family status in determination of tax burden on personal income tax. The purpose of the article is to conduct the author’s research of the results of applying existing approaches and the potential and expediency of introducing family taxation in Russia with consideration to foreign experience and its adaptation to modern Russian realities. With the help of the method of system analysis, the author uses sociological and economic approaches to study the family as a social institution and economic association of close relatives, and regards implementation of the principle of fairness of taxation from the point of view of a socially-oriented approach. Based on the research of the foreign experience and provisions of the Russian tax legislation, the expediency of applying in Russia income taxation of family as a consolidated group of taxpayers with joint liability for the fulfilment of tax obligations is substantiated. The author’s definition of the family as an object of tax relations is given. The order of taxation of the aggregate family income in the calculation of personal income tax is proposed. The mechanism of using family taxation is described, the introduction of which meets the realisation of priority goals of the tax policy of Russia, development of the social state. The conducted analysis has shown that in the tax legislation, when providing privileges, the family status of the payer is considered. The development of this approach will further create conditions for strengthening the family as a source of morality, patriotism, culture of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты развития семейного налогообложения в Российской Федерации»

Социальные аспекты развития семейного налогообложения в Российской Федерации

УДК 330.162, 336.227.2.025 DOI 10.26425/2658-347X-2024-7-2-69-78

Получено 23.02.2024 Доработано после рецензирования 02.04.2024 Принято 08.04.2024

Зверева Татьяна Владимировна

Д-р социол. наук, проф. каф. налогов и налогового администрирования ORCID: 0000-0002-0269-067X E-mail: tatzvevlad@mail.ru

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Приоритетным направлением налоговой политики Российской Федерации (далее - РФ, Россия) является ее ориентация на построение в стране социального государства и на развитие механизмов реализации эффективной социальной политики. В данной статье анализируются возможности учета семейного положения налогоплательщика при определении нагрузки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Целью статьи является проведение авторского исследования результатов применения существующих подходов, а также потенциала и целесообразности введения в России семейного налогообложения с учетом зарубежного опыта и его адаптации к современным российским реалиям. С помощью метода системного анализа автор использует социологический и экономический подходы к изучению семьи как социального института и экономического объединения близких родственников, а с точки зрения социально-ориентированного подхода рассматривает реализацию принципа

Ключевые слова

справедливости налогообложения. На основе исследования зарубежного опыта и положений налогового законодательства РФ обоснована целесообразность применения в России налогообложения доходов семьи как консолидированной группы налогоплательщиков с солидарной ответственностью за исполнение налоговых обязательств. Дано авторское определение семьи как объекта налоговых отношений. Предложен порядок налогообложения совокупного дохода семьи при исчислении НДФЛ. Описан механизм использования семейного налогообложения, введение которого отвечает реализации приоритетных целей налоговой политики РФ, развитию социального государства. Проведенный анализ показал, что в налоговом законодательстве при предоставлении льгот учитывается семейный статус плательщика. Развитие этого подхода в дальнейшем создаст условия для укрепления семьи как источника нравственности, патриотизма, культуры подрастающего поколения.

Институт семьи, семейное налогообложение, консолидированный налогоплательщик, семейная налоговая декларация, прогрессивная шкала, НДФЛ, налоговые вычеты

Для цитирования

Зверева Т.В. Социальные аспекты развития семейного налогообложения в Российской Федерации//Цифровая социология. 2024. Т. 7. № 2. С. 69-78.

© Зверева Т.В., 2024.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Social aspects of the development of family taxation in the Russian Federation

Received 23.02.2024 Revised 02.04.2024 Accepted 08.04.2024

Tatyana V. Zvereva

Dr. Sci. (Sociol.), Professor at the Taxes and Tax Administration Department ORCID: 0000-0002-0269-067X E-mail: tatzvevlad@mail.ru

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

ABSTRACT

The priority direction of tax policy of the Russian Federation (hereinafter referred to as RF, Russia) is its focus on building a social state in the country and developing mechanisms for implementation of effective social policy. This article explores possibilities of considering a taxpayer's family status in determination of tax burden on personal income tax. The purpose of the article is to conduct the author's research of the results of applying existing approaches and the potential and expediency of introducing family taxation in Russia with consideration to foreign experience and its adaptation to modern Russian realities. With the help of the method of system analysis, the author uses sociological and economic approaches to study the family as a social institution and economic association of close relatives, and regards implementation of the principle of fairness of taxation from the point of view of a socially-oriented

approach. Based on the research of the foreign experience and provisions of the Russian tax legislation, the expediency of applying in Russia income taxation of family as a consolidated group of taxpayers with joint liability for the fulfilment of tax obligations is substantiated. The author's definition of the family as an object of tax relations is given. The order of taxation of the aggregate family income in the calculation of personal income tax is proposed. The mechanism of using family taxation is described, the introduction of which meets the realisation of priority goals of the tax policy of Russia, development of the social state. The conducted analysis has shown that in the tax legislation, when providing privileges, the family status of the payer is considered. The development of this approach will further create conditions for strengthening the family as a source of morality, patriotism, culture of the younger generation.

Keywords

Family institution, family taxation, consolidated taxpayer, family tax return, progressive scale, personal income tax, tax deductions

For citation

Zvereva T.V. (2024) Social aspects of the development of family taxation in the Russian Federation. Digital sociology. Vol. 7, no 2, pp. 69-78. DOI: 10.26425/2658-347X-2024-7-2-69-78

© Zvereva T.V., 2024.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

Вопросы налогообложения регулируются в первую очередь Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - РФ, Россия), который определяет налог как индивидуально безвозмездный платеж, подчеркивая тем самым индивидуальность обязательства и ответственности каждого налогоплательщика перед государством за добросовестное его исполнение. В рамках налогового законодательства в качестве плательщика рассматриваются отдельные лица, даже если они являются членами одной семьи. В отношении налогов вообще и налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в частности налогоплательщиком также считается конкретное физическое лицо, которое должно самостоятельно уплачивать законно исчисленные налоги. Однако с введением единого налогового счета стало возможно производить единый налоговый платеж не только самостоятельно, но и за другое лицо. Хотя формально Налоговый кодекс России не признает семью в качестве субъекта налоговых отношений, именно семья является основным социальным институтом, призванным формировать основополагающие моральные нормы и социальные ориентации личности в целом и налогоплательщика в частности.

В Конституции РФ зафиксировано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Данное положение определяет внутреннюю политику страны. В ее задачи входит создание и сохранение условий, дающих возможность каждому гражданину работать на содержание себя и своей семьи и получать гарантии социальной защиты от государства. Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что в России особенно важно строить социальное государство. В послании Федеральному собранию от 21 апреля 2021 г. Президент предложил меры поддержки семей с детьми, которые представляют собой целостную систему выплат2. Высшим национальным приоритетом является сбережение и приумножение народа России. Принимаемые Правительством меры

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 05.02.2024).

2 Послание Президента Российской Федерации от 21.04.2021 г. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). Режим доступа: http://www. kremlin.ru/acts/bank/46794 (дата обращения: 07.02.2024).

направлены на создание в стране стройной, масштабной и эффективной поддержки благоприятной демографической ситуации.

В этой связи одним из способов содействия развитию института семьи является система налоговых льгот, предоставляемых, с одной стороны, персонально налогоплательщику, а с другой - с учетом его семейного положения (льготы многодетным семьям). Следовательно, практика определения семьи как добровольного объединения, в отличие от отдельных плательщиков, постепенно внедряется в российские налоговые отношения. Налоговый кодекс РФ предоставляет некоторое количество налоговых льгот, налоговых вычетов, привязанных к семейным отношениям. Уже сейчас элементы семейного налогообложения присутствуют в НДФЛ - это вычеты на детей, когда учитывается, какой это ребенок в семье, первый или третий, и на третьего дают уже повышенный вычет. Социальные налоговые вычеты также предоставляются не только самому налогоплательщику, но и членам его семьи, которые таковыми являются согласно гражданскому кодексу. Это близкие родственники: отец, мать, дети.

ТЕОРИЯ ВОПРОСА / THEORY OF THE QUESTION

Идея введения семейного налогообложения в НДФЛ давно обсуждается научным сообществом России с точки зрения обоснования теоретических подходов к определению объекта налогообложения [Гонта, 2021], нормативного регулирования [Галяутдинова, 2012], формирования солидарной ответственности за неисполнение налоговых обязательств [Савина, 2013], наличия предпосылок для консолидированного налогообложения доходов семьи [Телегус, 2011] и семейного предпринимательства [Силласте, 2023].

Зарубежные ученые отмечают, что семейное налогообложение отвечает требованиям справедливости, поскольку обеспечивает равное отношение к домохозяйствам с одинаковым общим доходом [Bicakova, Slacalek, Slavik, 2008], повышает доходы замужних женщин и женатых мужчин [Bierbrauer, Boyer, Peichl, Weishaar, 2023]. Вместе с тем некоторые исследователи отмечают, что супружеские пары, проживающие в Швеции, по сравнению с совместно проживающими парами, при одинаковом заработке могут столкнуться с более высокой налоговой нагрузкой [Myohl, 2023]. Реформирование индивидуального налогообложения не должно отвечать интересам семей с высокими доходами, а, в соответствии с принципом

справедливости налогообложения, смягчать налоговую нагрузку семейных пар, у кого заработок ниже [Cao, Li, Dai, Li, 2023].

В настоящее время семейное налогообложение доходов применяется в следующих странах: Испания, Греция, Германия, Франция, Португалия [Christi, De Poli, Ivaskaité-Tamosiüné, 2022]. Во Франции в целях налогообложения доходом домохозяйства признается суммарный заработок его родственников. Затем он делится на число членов семьи, которое исчисляется не как прямое количество проживающих вместе людей, а с применением следующих коэффициентов:

1) единственный родитель ребенка - 2;

2) взрослый член семьи - 1;

3) ребенок - 0,5.

Например, семья из двух взрослых и двух детей: 1 + 1 + 0,5 + 0,5 = 3.

Далее доход делим на указанный коэффициент, определяем налоговую базу для каждого родственника, применяем соответствующую полученной налоговой базе налоговую ставку и снова используем коэффициент, учитывающий число налогоплательщиков в целях налогообложения (в нашем примере это 3). Во Франции применяются прогрессивные налоговые ставки (табл. 1) и сложная прогрессия при определении налогооблагаемого дохода.

Таблица 1. Прогрессивная шкала налогообложения

во Франции

Table 1. Progressive scale of taxation in France

Размер годового дохода, скорректированный на семейный коэффициент, евро Налоговая ставка, %

До 20 225 0

10 226 - 26 070 ll

26 071 - 74 546 30

74 546 - 160 336 4l

Свыше 160 336 45

вставлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

Налогооблагаемый доход французских плательщиков может быть уменьшен на следующие расходы:

- оплата обучения детей в школе или содержание в детском саду;

- социальные взносы в пенсионный, медицинские и социальные фонды;

- благотворительные пожертвования;

- инвестиции в малый бизнес;

- взносы на поддержание политических организаций и др.

Для налогоплательщиков Франции при определенных условиях есть возможность получить

налоговый кредит. Такая рассрочка по уплате налогов может быть предоставлена по особым основаниям, например при покупке жилья.

Ставки во Франции прогрессивные, но используется сложная прогрессия. Это означает, что к каждому доходу до превышения предельного уровня применяется своя ставка. Их диапазон колеблется от 13 до 45 %, однако гибкая система семейного налогообложения обеспечивает широкое использование налоговых вычетов для семей с детьми и малообеспеченных домохозяйств. В результате средняя эффективная ставка во Франции может составлять 5,4 %3, что значительно меньше российской. Применяемая система коэффициентов позволяет семейным парам и семьям с детьми в среднем уплачивать налогов меньше, чем холостякам и незамужним. На величину коэффициента влияют такие факторы, как вступление в брак или развод в течение года, инвалидность, рождение ребенка и т.п. Исчисляемый подобным образом налог позволяет решать социальные проблемы: налогоплательщик, имеющий минимальный доход, обеспечивает себя и не претендует на социальные пособия; применение корректирующих коэффициентов, учитывающих число детей в семье, стимулирует рождаемость. Данная система построена на реализации принципа социальной справедливости в налогообложении.

Отличительной чертой налоговой системы Германии является то, что все плательщики разделены на налоговые классы [Kaliskova, 2014], принадлежность к которым определяет размер предоставляемых льгот (табл. 2).

Таблица 2. Классификация налогоплательщиков Германии Table 2. Classification of German taxpayers

Класс налогоплательщиков Описание класса Базовая сумма для льготы (подлежит индексации), евро

1-й Одинокие и холостяки 9 744

2-й Одинокие родители несовершеннолетних детей 9 744 + 1 008

Малообеспеченные

3-й граждане, находящиеся в браке 19 488

4-й Супруги, имеющие доход выше минимального 9 744

3 Кволити Финанс. Налог на доходы физических лиц во Франции. Режим доступа: http://www.fm-c.ra/mterestmg/201/ (дата обращения: 07.02.2024).

Окончание табл. 2

Класс налогоплательщиков Описание класса Базовая сумма для льготы (подлежит индексации), евро

5-й Супруги малообеспеченных лиц из 3-го класса -

6-й Налогоплательщики, имеющие несколько источников дохода -

Источник4 / Source4

Размер налоговых ставок определяется следующим образом с использованием сложной прогрессии (табл. 3).

Таблица 3. Налоговые ставки подоходного налога в Германии

Table 3. Income tax rates in Germany

Размер дохода, евро Налоговая ставка, %

До 9 774 для одного лица 0

До 18 816 для супругов при семейном налогообложении 0

9 774 - 14 754 14

14 754 - 59 919 24

59 919 - 274 613 42

Свыше 274 613 45

Источник5 / Source5

Дополнительно к подоходному налогу уплачиваются взнос солидарности - 5 % и церковный сбор - 8-9 %. Налоговый вычет в размере необлагаемого минимума предоставляется каждому классу плательщиков. Семья подлежит налогообложению как единое целое. Доход двух супругов складывается и делится на 2, при этом если один относится к 5-му, а другой - к 3-му классу, налоговое бремя снижается. В Германии большое внимание отводится развитию института семьи - налоговое законодательство предоставляет льготы гражданам, состоящим в браке.

Семейное налогообложение является наиболее гибким инструментом реализации принципа справедливости в налогообложении [Тихонова, 2022] и поддержки данной ячейки общества,

4 Simple Germany. Understand the tax class in Germany & its impact. Режим доступа: https://www.simplegermany.com/tax-class-germany/ (дата обращения: 09.02.2024).

5 IamExpat. German tax system & taxes in Germany. Официальный сайт: https://www.iamexpat.de/expat-info/taxation-germany/ german-tax-system (дата обращения: 11.02.2024).

поскольку принимаются во внимание не доходы отдельно взятого налогоплательщика, а семьи в целом, что позволяет учитывать размер социальных расходов в затратах плательщика на содержание детей, престарелых родителей.

Зарубежный опыт применения семейного налогообложения показывает, что в некоторых случаях налоговые вычеты могут понижаться до нулевой отметки, если семья многодетная и с небольшими доходами [Tихoнoвa, 2022]. В настоящее время в России налогообложение семейных плательщиков приравнено к налогообложению холостяков. Параллельно с этим оказывается социальная поддержка определенным категориям граждан: многодетным семьям, детям-сиротам, инвалидам, что порождает социальное иждивенчество. Тогда как возможность зарабатывать достойный доход, несомненно, является более предпочтительной, чем система социальных выплат [Пинская, 2017]. Ни одно пособие не увеличит семейный бюджет настолько, насколько его сможет поднять трудолюбивый налогоплательщик. Система гибких налоговых ставок сориентирует членов семьи на грамотное планирование семейного бюджета. При таком подходе большие семьи получают налоговые льготы в зависимости от объема социальных расходов, которые они несут.

МЕТОДЫ / METHODS

В настоящее время ни одним нормативным актом не закреплено определение семьи как субъекта налогообложения. Зарубежный опыт показывает, что семейное налогообложение может реализовываться в форме совместного декларирования доходов супругов (данный опыт существует в Германии и Соединенных Штатах Америки) [Зверева, 2021]. Во Франции используется подход непосредственного налогообложения доходов семьи. Данные подходы позволяют распределять налоговую нагрузку между родственниками, реализуя принцип справедливости. Ведь доход семейного человека предназначен не ему одному, а объективно разделяется между членами его семьи, в отличие от налогоплательщика, не находящегося в браке, чей доход потребляется единолично.

Налогами, которые уплачивают физические лица в РФ, являются НДФЛ, налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Поскольку они связаны с потреблением, то регулирующая функция налога здесь реализуется в стимулировании потребления либо в сокращении последнего. При осуществлении

семейного налогообложения должна учитываться необходимость оптимального соотношения между его эффективностью и справедливостью. Следует найти такой механизм исчисления указанных выше налогов, который будет способен обеспечивать объективное перераспределение доходов в интересах семьи.

Рассматриваемое нами семейное налогообложение не только доходов, но и имущества физических лиц наделено перераспределительной функцией и может максимально учитывать интересы семьи. Его применение в РФ потребует в первую очередь четкого определения общности лиц, которых в целях налогообложения следует признать семьей. Согласно Семейному кодексу РФ, «семья - это круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание»6. В Федеральном законе «О прожиточном минимуме» «к семье относятся лица, связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство»7. Статья 2 Семейного кодекса России считает членами семьи супругов, родителей и детей, усыновителей и усыновленных, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков, лиц, осуществляющих фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании приведенных выше законодательных норм сформулируем определение семьи как субъекта налоговых отношений: семья -это единая, юридически закрепленная общность близких родственников, сформированная на браке, на основании родственных отношений, которая имеет единый бюджет, ведет общее хозяйство и осуществляет совместное потребление.

Наличие в определении понятия «близкие родственники» позволяет ограничить круг лиц-участников семейного налогообложения и исключить риск причисления плательщика к двум семьям одновременно. К таким лицам относятся жена и муж, проживающие совместно в зарегистрированном браке, их родные и усыновленные/

6 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (редакция от 31.07.2023 г.) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 26.10.2023 г.). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 12.02.2024).

7 Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_16565/ (дата обращения: 12.02.2024).

8 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (редакция от 31.07.2023 г.) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 26.10.2023). Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 12.02.2024).

опекаемые дети, родители. Необходимо уточнить, что в рамках семейного налогообложения они признаются членами консолидированной семьи в целях налогообложения доходов и имущества. Нетрудоспособные родители причисляются к семье своих детей, а в случае отсутствия таковых - к семье родственников, которые их содержат. Несовершеннолетние дети - к семье своих родителей либо усыновителей, а по достижении совершеннолетия (18 лет) в случае отсутствия источника дохода у студентов очной формы обучения (до 24 лет) - к семье своих родителей, как и студенты очной формы обучения, отдельно проживающие от родителей во время учебы.

РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

При использовании семейного налогообложения следует конкретизировать основные элементы налога: объект налогообложения, налоговую базу и налоговые ставки. Далее рассмотрим их более подробно.

Объектом налогообложения являются доходы членов семьи. Налоговая база (денежное выражение объекта налогообложения) может определяться по формуле:

НБ = В - Р - Н, (1)

где НБ - налоговая база семьи; В - совокупный доход семьи; Р - расходы, признаваемые связанными с получением дохода; Н - семейные налоговые вычеты (стандартный, социальный, имущественный и др.).

В настоящее время, наряду с индивидуальным налогообложением дохода физических лиц, существует множество социальных пособий и выплат на детей (табл. 4).

В общем суммарный размер единовременных выплат, связанных с рождением ребенка, составляет 907 900 руб. Усредненный показатель ежемесячных выплат на ребенка в возрасте до 1,5 лет - не более 31 тыс. руб. в месяц, а если детей двое, то 7 082 руб. в месяц. Пособие на детей-инвалидов с учетом набора социальных услуг - 13 тыс. руб. в месяц.

Принимая во внимание существующие виды социальных пособий, в целях реализации семейного налогообложения следует выделить следующие категории семей (табл. 5).

Рассмотрим примерный расчет налогообложения семьи, имеющей ребенка в возрасте старше 1,5 лет. Разность совокупного дохода в 2 млн руб. и налоговых вычетов на ребенка разделим на трех членов семьи, получим налоговую базу - 662 960 руб., умножим на корректирующий коэффициент 0,7,

применим налоговую ставку и умножим налог на одного члена семьи на 3:

(2 000 000 - 11 200) / 3 = 662 960 руб.

662 960 • 0,8 • 13 % = 68 947 руб.

68 947 • 3 = 206 847 руб.

9 Размер пособий и выплат гражданам, имеющим детей. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_83400/e51aba9b532f3c7b8ce02ddbfa105541d5c05cc7/ (дата обращения: 13.02.2024).

При расчете налога существующим способом получим:

2 000 000 - 11 200 = 1 988 880 руб. 1 988 880 • 13 % = 258 544 руб. При этом семья получала социальные выплаты на ребенка в размере 92 124 руб. в год, поэтому реальная налоговая нагрузка составит 166 420 руб., что по сравнению с семейным налогообложением меньше на 40 421 руб.

Таблица 4. Размер пособий, выплачиваемых семьям с детьми

Table 4. Аmount of benefits paid to families with children

Пособие Размер пособия, руб. Получатель пособия

Единовременные выплаты Один из родителей или усыновителей

При рождении ребенка 22 909

По беременности и родам в зависимости от числа дней отпуска Минимальный размер 140 дней - 4 757,2 156 дней - 83 500,88 194 дней - 103 592,12 Максимальный размер 140 дней - 385 176,8 156 дней - 426 970,44 194 дней - 530 976 Мать, родившая или усыновившая ребенка в возрасте до трех месяцев

Материнский капитал На первого ребенка - 586 946,72 На второго и последующих детей - 776 628,25 Мать, родившая или усыновившая ребенка, и мужчина-усыновитель ребенка, если ранее право на семейный капитал не возникало

Ежемесячные выплаты Женщины на ранних сроках беременности, ставшие на учет не позднее срока в 12 недель. Мать или отец, попечитель, усыновитель ребенка в возрасте до 17 лет

При рождении ребенка Для беременных женщин - 50 % регионального прожиточного минимума (далее - ПМ). Если среднедушевой доход семьи не превышает величину ПМ, выплаты могут увеличиться до 100 %

По уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет Первый ребенок - не более 31 282 Второй ребенок и последующие дети - 7 677 Гражданин, который находится в отпуске по уходу за ребенком

На первого и второго ребенка в возрасте до трех лет Выплата на детей в размере ПМ, установленного в субъекте РФ Семья, чей среднедушевой доход не превышает двух региональных ПМ

На детей- инвалидов Пособие -10 000 Ухаживающий за ребенком-инвалидом

Выплата - 2 071 Социальные услуги - 1 469,74 (можно монетизиро-вать) Ребенок-инвалид

Вид семьи Семейный корректирующий коэффициент, применяемый к налоговой базе, %

Холостяки и одинокие лица 1

Семьи, имеющие ребенка в возрасте до года 0,5

Семьи, имеющие ребенка в возрасте до 1,5-18 лет 0,8

Семьи, имеющие двух детей в возрасте до 1,5-18 лет 0,7

Семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 1,5-18 лет 0,6

Cоставлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

Источник9 / Source9

Таблица 5. Величина семейных корректирующих коэффициентов в зависимости

от количества членов семьи

Table 5. Value of family adjustment coefficients depending on the number of family members

Рассмотрим ситуацию, когда в данной семье есть еще и престарелый родственник, который не является налогоплательщиком. Применяем коэффициент 0,8 и умножаем на количество плательщиков, а их в данной семье три (в целях налогообложения дети признаются таковыми): (2 000 000 - 11 200) / 4 = 497 220 руб. 662 960 • 0,8 • 13 %= 51 710 руб. 51 710 • 3 = 155 130 руб.

Сумма налога к уплате составит всего лишь 155 130 руб. Подходы к определению корректирующих коэффициентов и порядок установления числа налогоплательщиков могут меняться.

При применении семейного налогообложения в целях сглаживания социального неравенства актуализируется вопрос об использовании прогрессивной шкалы по НДФЛ. Он давно поднимается в научных и правительственных кругах РФ. Реализация принципа справедливости требует введения данной шкалы. В России предприняты первые шаги в этом направлении, введена повышенная ставка в размере 15 % к доходам свыше 5 млн руб., но семейное налогообложение предполагает дифференцированный подход к налогообложению домохозяйств с разным доходом, сокращая налоговую нагрузку малоимущих семей с одновременным ее увеличением для обеспеченных семей и одиноких плательщиков. Прогрессивная шкала по НДФЛ может иметь следующий вид (табл. 6).

Таблица 6. Прогрессивная шкала налогообложения

по НДФЛ

Table 6. Progressive personal income tax scale

Размер дохода, скорректированный на семейный коэффициент, руб. Налоговая ставка, %

До 20 тыс. -

До 250 тыс. 0

250 тыс. - 3 млн 13

3-5 млн 20

5-10 млн 30

Свыше 10 млн 45

Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

Консолидированную группу налогоплательщиков семья выбирает самостоятельно, а ответственного, на которого возлагаются обязанности по исчислению уплаты налогов, - налоговый орган. Вместе с тем солидарную ответственность за нарушения обязанностей плательщика несут все члены семьи.

Переход к семейному налогообложению - вопрос непростой, и невозможно на теоретическом уровне предусмотреть все проблемы, которые могут возникнуть в связи с применением данного

налогообложения. Поэтому было бы разумно использовать существующую в последнее время в РФ практику налоговых экспериментов в качестве наиболее аккуратного подхода реализации новаций в налоговой сфере. Примерами таких экспериментов являются введение единого налога на профессиональный доход10, автоматизированной упрощенной системы налогообложения11 или единого налогового счета12. Рационально было бы первоначально попробовать использовать семейное налогообложение в одном или нескольких субъектах России. Причем в рамках эксперимента предусмотреть возможность на добровольной основе заключать договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, объединенной семейными узами. Он предоставляется в налоговый орган по месту жительства ответственного плательщика, который избирается по решению данной группы. Эта практика необходима, когда, например, опекаемые престарелые родители живут со своими детьми, а зарегистрированы по месту нахождения собственной недвижимости. Другой случай - ребенок находящихся в разводе родителей проживает с матерью, а зарегистрирован в квартире отца.

Налоговая инспекция по месту регистрации объединяет лицевые счета указанных плательщиков, формируя консолидированные налоговые обязательства по данным лицам. Расчет налога будет производиться на основании семейной декларации после окончания налогового периода, по НДФЛ за этот год.

Использование в рамках налогового эксперимента возможности добровольного выбора между семейным и личным налогообложением позволит избежать спорных моментов, связанных с введением семейного налогообложения. Затем, обобщив полученный опыт, можно будет разработать окончательные критерии принятия данного налогообложения.

10 Федеральный закон от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_311977/ (дата обращения: 15.02.2024).

11 Федеральный закон от 25.02.2022 г. № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (последняя редакция). Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_410240/ (дата обращения: 15.02.2024).

12 Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (последняя редакция). Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421873/ (дата обращения: 17.02.2024).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

Семейное налогообложение имеет глубокие исторические корни, а существующий зарубежный опыт следует изучать и применять с учетом российских реалий.

Проведенная работа является еще одним вкладом в развитие теории и практики использования семейного налогообложения, определяет основные направления дальнейших более глубоких исследований связанных с ним бюджетных расходов.

Применение авторского определения семьи как субъекта налоговых отношений позволяет конкретизировать круг лиц-участников консолидированной группы плательщиков в целях налогообложения, минимизировать риски неналогообложения.

Введение нового субъекта налоговых отношений - семьи как консолидированного налогоплательщика - является весьма актуальным для реализации целей развития социального государства в РФ. Роль семьи как социального института очень велика, и принятие семейного налогообложения выступает решением, направленным на защиту материального благополучия и экономических прав данной ячейки общества, на стимулирование сплоченности, повышение ее стабильности и целостности. Семейное налогообложение может содействовать увеличению уровня жизни семей, в которых есть большое количество иждивенцев (стариков, детей, нетрудоспособных граждан).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Галяутдинова А.С. Семья как участник налоговых правоотношений. Налоги и налогообложение. 2012;6(96):33-41.

Гонта С.В. Сравнительный анализ практики налогообложения доходов семьи. В кн.: Новая экономика, бизнес и общество: материалы Апрельской научно-практической конференции молодых ученых, Владивосток, 15-27 апреля 2021 г. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет; 2021. C. 904-909.

Зверева Т.В. Новая философия налогового администрирования в цифровой реальности. Инновационное развитие экономики. 2021 ;1(61): 166-175. https://doi.org/10.51832/2223-7984_2021_1_166

Пинская М.Р. Лабораторный эксперимент как инновационный подход к выявлению причин уклонения от уплаты налогов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2017;10(2):42-45.

Савина О.Н. Семейное налогообложение как инструмент усиления социализации налоговой политики на современном этапе. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013;19(208): 52-57.

Силласте Г.Г. Семейное предпринимательство как вид гендерно нейтрального предпринимательства: социальная сущность и трудовой потенциал. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;2(13):78-87. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-2-78-87

ТелегусА.В. Элементы семейного налогообложения в налоге на доходы физических лиц. Финансы и кредит. 2011;38(470):54-60.

Тихонова А.В. Роль социальных институтов в формировании поведения налогоплательщика. Вестник университета. 2022;12:237-247. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-12-237-247

Bicakova A., Slacalek J., Slavik M. Labor supply after transition: evidence from the Czech Republic. CERGE-EI Working Papers. 2008;351. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn. 1113107

Bierbrauer F., Boyer P., Peichl A., Weishaar D. The taxation of couples. CESifo Working Papers. 2023;10414. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4449543

Cao F., Li S., Dai M., Li J. Your heart is where your treasure is. Family chairman and tax avoidance in family-controlled firms. Journal of Business Research. 2023;154. http://dx.doi.org/10.1016/jjbusres.2022.09.003

Christl M., De Poli S., Ivaskaite-Tamosiune V. The lock-in effect of marriage: work incentives after saying "I do". Social Sciences. 2022;11(11). https://doi.org/10.3390/socsci11110493

Kaliskova K. Labor supply consequences of family taxation. Evidence from the Czech Republic. Labour Economics. 2014;30:234-244. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2014.04.010

Myohl N. Till taxes keep us part? The impact of the marriage tax on the marriage rate. International Tax and Public Finance. 2023;31:552-592. https://doi.org/10.1007/s10797-023-09784-y

REFERENCES

Bicakova A., Slacalek J., Slavik M. Labor supply after transition: evidence from the Czech Republic. CERGE-EI Working Papers. 2008;351. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn. 1113107

Bierbrauer F., Boyer P., PeichlA., Weishaar D. The taxation of couples. CESifo Working Papers. 2023;10414. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4449543

Cao F., Li S., Dai M., Li J. Your heart is where your treasure is. Family chairman and tax avoidance in family-controlled firms. Journal of Business Research. 2023;154. http://dx.doi.org/10.1016/jjbusres.2022.09.003

Christl M., De Poli S., Ivaskaite-Tamosiune V. The lock-in effect of marriage: work incentives after saying "I do". Social Sciences. 2022;11(11). https://doi.org/10.3390/socsci11110493

GalyautdinovaA.S. Family as a participant in tax legal relations. Taxes and Taxation. 2012;6(96):33-41. (In Russian).

Gonta S. V. Comparative analysis of the practice of taxation of family income. In: New economy, business, and society: Proceedings of the April Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Vladivostok, April 15-27, 2021. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2021. Pp. 904-909. (In Russian).

Kaliskova K. Labor supply consequences of family taxation. Evidence from the Czech Republic. Labour Economics. 2014;30:234-244. https://doi.org/10.1016Zj.labeco.2014.04.010

Myohl N. Till taxes keep us part? The impact of the marriage tax on the marriage rate. International Tax and Public Finance. 2023;31:552-592. https://doi.org/10.1007/s10797-023-09784-y

Pinskaya M.R. Laboratory experiment as innovative approach of finding out the reasons of tax avoidance. Economics and management: problems, solutions. 2017;10(2):42-45. (In Russian).

Savina O.N. Family taxation as a tool for strengthening the socialisation of tax policy at the present stage. National Interests: Priorities and Security. 2013;19(208):52-57. (In Russian).

Sillaste G.G. Family entrepreneurship as a type of gender-neutral entrepreneurship: social essence and labor potential. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;2(13):78-87. (In Russian). https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-2-78-87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TelegusA.V. Elements of family taxation in personal income tax. Finance and Credit. 2011;38(470):54-60. (In Russian).

Tikhonova A.V. The role of social institutions in shaping taxpayer behaviour. Vestnik universiteta. 2022;12:237-247. (In Russian). https://doi. org/10.26425/1816-4277-2022-12-237-247

Zvereva T.V. New philosophy of tax administration in the digital reality. Innovative development of economy. 2021;1(61): 166-175. (In Russian). https://doi.org/10.51832/2223-7984_2021_1_166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.