УДК 336.02
СЕМЕЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ*
О. Н. САВИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Е-mail: osavina-v@rambler. ru Финансовый университет при Правительстве РФ
Одним из приоритетных направлений при разработке налоговой политики в Российской Федерации является ее социализация, предполагающая направленность на общечеловеческие ценности. Введение семейного налогообложения можно расценить как направленное на защиту прав семьи. В статье обоснована целесообразность введения налогообложения доходов и имущества семьи как консолидированного налогоплательщика. Наряду с декларированием личных доходов предлагается ввести практику предоставления налогоплательщиками «семейной» декларации.
Ключевые слова: семья, семейное налогообложение, семейная налоговая декларация, консолидированный налогоплательщик, доходы и имущество семьи.
Одним из приоритетных направлений при разработке налоговой политики в Российской Федерации является ее постепенная социализация, предполагающая направленность не только на потребности рынка, но и на общечеловеческие ценности. В этом смысле большая роль отводится семье, ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, социальную направленность личности, мотивы поведения людей. Семья и дети стали ключевой
* Статья публикуется по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2013. № 19 (208).
темой послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012. Среди основных инициатив в послании выделены: налоговые преференции для многодетных семей, бесплатное выделение земли для строительства дома или дачи семьям, в которых родился третий и последующий ребенок, предоставление семейного капитала при рождении второго ребенка, осуществление выплат дополнительных пособий при рождении третьего и последующих детей в тех регионах страны, где демографическая ситуация хуже, чем в среднем по стране [8]. Одним из способов поддержки развития института семьи выступает налоговое регулирование доходов и имущества семьи, основанное на принципе обеспечения преимуществ членов семьи как добровольного объединения налогоплательщиков перед отдельными плательщиками налогов и сборов. В этой связи внедрение нового субъекта - семьи как консолидированного налогоплательщика - является необходимым и своевременным.
В России действующий Налоговый кодекс РФ [3] регулирует семейные отношения посредством предоставления льгот, вычетов, скидок, изъятий, пониженных ставок и прочих инструментов налогового регулирования. Кроме Налогового кодекса
РФ, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований вводятся льготы и преференции на местах. Так, в Воронежской, Калужской и Орловской областях по транспортному налогу для многодетных семей предоставляется снижение ставки на 50 % в отношении одной единицы транспортного средства; в 11 субъектах РФ для многодетных семей предусмотрено полное освобождение от налога на имущество физических лиц на неограниченный срок и др. Однако зачастую такие льготы имеют точечный и бессистемный характер.
Практика семейного налогообложения в развитых зарубежных странах широко распространена, насчитывает многолетний опыт, имеет стабильный характер, обладает системным подходом и содержит широкий спектр различных инструментов налогового регулирования [11]. Это лишь подтверждает, что «семейное» налогообложение способствует повышению уровня экономического и социального благосостояния общества.
Напротив, налоговая система России (как подоходное, так и поимущественное налогообложение) является сравнительно молодой, постоянно адаптируется к новым экономическим реалиям и потребностям государства, подвергается частым изменениям и корректировкам.
В Конституции Российской Федерации [2] прописаны принципы социального государства и государственной защиты семьи, материнства и детства; в ст. 3 Налогового кодекса РФ провозглашается принцип равенства и фактической способности к уплате налога. Однако вопросы порядка налогообложения доходов и имущества семьи не проработаны в достаточной степени. Так, определение семьи как субъекта-налогоплательщика в Налоговом кодексе РФ отсутствует вовсе, а члены семьи выступают как отдельные налогоплательщики. При этом источником уплаты налогов и сборов зачастую выступает совместный (семейный) бюджет.
В то же время в зарубежных странах существуют два основных подхода к решению данного вопроса: совместное декларирование доходов супругами (США, Германия) и непосредственно налогообложение доходов семьи (Франция). Оба подхода способствуют перераспределению налогового бремени в обществе, реализуя, таким
образом, принципы справедливости и платежеспособности субъектов обложения.
Значение семьи как социального института очень велико. В настоящее время как в законодательстве России, так и в международных законодательных актах установлен приоритет интересов гражданина и его семьи над общественными интересами, признающих, что члены семьи вправе самостоятельно решать, каким образом им формировать доходы семьи, распределять функции по обеспечению семьи. Налогообложение доходов и имущества семьи должно учитывать эти особенности ведения семейного хозяйства [4, 5].
В России основными налогами с физических лиц выступают налог на доходы физических лиц, земельный и налог на имущество физических лиц. Эти налоги связаны с потреблением и могут либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главным в налогообложении доходов и имущества является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Другими словами, необходим такой механизм исчисления этих налогов, который обеспечивал бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересов налогоплательщиков. Таким механизмом, по мнению автора, вполне обоснованно может стать «семейное» налогообложение доходов и имущества физических лиц. Причем под семьей в данном контексте следует понимать единую экономическую общность - консолидацию членов семьи, которая ведет единый бюджет, общее хозяйство и общее потребление. Такая трактовка семьи обусловлена традициями русской культуры, основой русского менталитета.
Об особенностях «семьи» как субъекта-налогоплательщика. Согласно Федеральному закону от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» к семье относятся лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство [6, ст. 1].
В соответствии с Семейным кодексом РФ [9] личные имущественные и неимущественные права и обязанности возникают между следующими членами семьи: супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сест-
рами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми.
Согласно идее «семейного» налогообложения доходов и имущества, любые из указанных лиц могут совместно и по желанию входить в состав семьи, причем нетрудоспособные родители по объективным причинам должны причисляться к семье своих детей или тех родственников, которые их содержат. В отношении детей необходимо сделать такое же исключение. В случае если дети несовершеннолетние, очевидно, что они входят в состав «семьи». По достижении же ими совершеннолетнего возраста в составе «семьи» они могут оставаться в том случае, если не имеют источника дохода, превышающего прожиточный минимум, даже если проживают отдельно от семьи (например студенты, уехавшие на время учебы).
Для целей налогообложения важно, находятся ли имущество и доходы в совместном пользовании членов семьи. Поэтому семью следует рассматривать как консолидированную группу лиц (объединение налогоплательщиков), связанных родством или свойством, совместно проживающих, ведущих общее хозяйство и пользующихся имуществом и получаемыми доходами сообща. То есть априори все доходы и имущество членов семьи для целей налогообложения должны считаться совместными.
Свидетельством того, что данные лица могут образовывать новый субъект налогообложения -семью, должна выступать регистрация по месту их проживания, которая и определяет место постановки налогоплательщика на налоговый учет, а заверяющим документом - совместная налоговая декларация, которую может подать один из членов семьи.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости дополнения ст. 11 гл. 1, а также гл. 3 Налогового кодекса РФ положениями, определяющими понятие «семьи в целях налогообложения» и рассмотрения ее в составе групп ы консолидированных налогоплательщиков.
Об особенностях налогообложения доходов семьи. Актуальным вопросом налогообложения
доходов семьи выступает освобождение от налогообложения минимального дохода в размере, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, не ниже установленной в государстве величины прожиточного минимума. По мнению автора, действующая методика расчета минимального прожиточного минимума является несовершенной, ведь она осуществляется в условиях поляризации уровня социально-экономического развития регионов России, когда возможность поддержания минимального уровня жизни в одном регионе зачастую не является таковой в другом. В этой связи при расчете прожиточного минимума одного члена семьи целесообразно использовать «региональные» корректировочные коэффициенты.
При этом расчет необлагаемого минимума (назовем его условно необлагаемый «семейный минимум») будет выглядеть так:
Пр1 + Пр2 + ... + Прг = Прс, где Пр - прожиточный минимум /-го члена семьи;
Прс - совокупный прожиточный минимум всей семьи.
В последние годы наблюдается значительное сокращение сектора бюджетных услуг - здравоохранения, образования и пр., что в свою очередь ведет к увеличению личных расходов населения, причем базовые расходы семей на эти цели являются разными. Например, наличие в семье тяжелобольного человека существенно увеличивает общие расходы семьи на лечение. В целях поддержки государство предоставляет таким семьям льготы в виде налоговых вычетов, причем не только в отношении самого налогоплательщика - физического лица, но и в том случае, если он осуществляет расходы по лечению членов своей семьи. При этом размер вычетов из налоговой базы является одинаковым для всех, независимо от фактической способности осуществлять такие расходы, а значит, и от возможности пользоваться этими вычетами.
По результатам исследования приходим к выводу, что основной проблемой действующей системы налоговых вычетов из налоговой базы по НДФЛ является их недостаточный размер, отсутствие корректировки на инфляцию и дифференцированного подхода, учитывающего возможность налогоплательщиков осуществлять
данные расходы. Для решения данной проблемы необходимо увеличить сумму вычетов в абсолютном выражении с учетом специфики региональной дифференциации, фактической платежеспособности и семейного положения. Назовем условно эти вычеты «семейными».
За основу расчета налогооблагаемого дохода можно обратиться к опыту США, где используется следующая формула:
У - (С + М) = L - V- А = N где У - валовой доход;
С - расходы, связанные с извлечением дохода; М - иные расходы; L - совокупный доход; V - налоговый вычет (например расходы на лечение); А - скидки («личная» скидка и расходы на иждивенцев); N - налогооблагаемый доход семьи.
Данную формулу предлагаем подкорректировать на показатель совокупного семейного прожиточного минимума и так называемых «семейных вычетов» (рис. 1, 2).
Таким образом, формула будет иметь следующий вид:
У - (С + М + ПрМ) = = L - V - А - ИВ = N, где ПрМ - совокупный семейный прожиточный минимум; ИВ - семейные вычеты. Для всех лиц (отдельных налогоплательщиков и тех, кто имеет семью) считаем необходимым законодательно закрепить возможность переноса оставшейся неиспользованной суммы налогового вычета на следующий налоговый период, чтобы уровнять в стоимостном выражении используемой суммой вычета более обеспеченных и малообеспеченных граждан и их семей, не имеющих возможности воспользоваться данными вычетами из-за низких доходов. Необходимо также поддерживать сумму льгот адекватной существующему состоянию экономики и производить коррек-
Совокупный доход
Иные р а плоды, вычитаемые по закону / Расходы, связанные!: ¡/ извлечением дохода
Стандартный вычет
Скидки
Г 1 Налогооблагаемый
доход А
—-- --
Валовой доход
Рис. 1. Действующий расчет налогооблагаемого дохода в США
Совокупный доход
Иные расходы. Расходы, связанныес
вычитаемые по извлечением дохода
закону
Стандартный вычет
Скидки
Индивидуальные вычеты
Налогооблагаемый Совокупный
семейный
доход прожиточный
минимум
Валовой доход
Рис. 2. Расчет налогооблагаемого дохода в России
тировку уполномоченными органами в начале налогового периода.
Обратимся к опыту Франции, где для целей выявления фактической способности отдельного лица к уплате налога, с учетом его семейного положения и количества детей на иждивении, используется система «семейных коэффициентов» (табл. 1). Суть ее в том, что совокупный налогооблагаемый доход семьи делится на установленный законом семейный коэффициент в зависимости от состава семьи для определения количества налогооблагаемых долей. Затем к доле применяется соответствующая
прогрессивная ставка и умножается на этот же коэффициент. Полученный результат и является величиной налогового обязательства семьи.
Адаптируя этот опыт применительно к России, введем определенные ограничения, установим лимит, который является наибольшей суммой налоговой экономии для субъекта-налогоплательщика, имеющего одну долю (при К = 1). Для примера воспользуемся ставками, приведенными в табл. 2. Пусть «Д» - налогооблагаемый доход, «К» - семейный коэффициент.
Рассчитаем налоговую экономию: общий налогооблагаемый доход семьи делится на установленный законом семейный коэффициент для определения количества налогооблагаемых долей.
Таблица 1
Семейные коэффициенты, действующие во Франции
Прогрессивные ставки подоходного налога применяются к доле для исчисления НДФЛ, приходящегося на одну долю. Затем исчисленная с одной доли сумма налога умножается на этот же коэффициент для определения общей величины налогового обязательства отдельной семьи. Например, объединенный налогооблагаемый доход семьи составляет 150 000 ед. Коэффициент, который семья имеет право использовать, составляет 3 ед. Объединенный налогооблагаемый доход семьи делим на коэффициент для определения доли: 150 000 : 3 = 50 000 ед. В соответствии со шкалой подоходного налога (см. табл. 2) определяем сумму налога, приходящуюся на одну долю. По указанным расчетным ставкам эта сумма составит 8 500 ед. (50 000 х 0,17). Умножая полученный результат на коэффициент 3, получим величину налогового обязательства отдельной семьи, равную 25 500 ед. (8 500 х 3).
Сравним полученный результат в условиях «семейного» налогообложения и без него. Так, при доходе в 150 000 ед. семья должна будет уплатить 36 000 ед. (150 000 х 0,24). Таким образом, налоговая экономия составит 10 500 ед. (36 000 -25 500).
Введение системы «семейного» налогообложения доходов физических лиц на основе дифференциации налогоплательщиков по семейному положению и их фактической платежеспособности посредством введения системы региональных семейных коэффициентов и установления прогрессивных ставок по НДФЛ позволяет наиболее полно реализовать принцип справедливости налогообложения и усовершенствовать механизм распределения доходов населения. При этом субъекты РФ должны быть наделены полномочиями по корректировке системы коэффициентов в зависимости от
Таблица 2
Условные ставки налога на доходы физических лиц
Величина доли (Д/К), ед. Налоговая ставка, %
До 20 000 10,5
20 000-30 000 15
30 000-55 000 17
55 000-90 000 20
90 000-155 000 24
Свыше 155 000 30
Семейный
Статус человека коэффициент (количество долей)
Одинокие лица, разведенные и овдо- 1
вевшие супруги без зависимых лиц
Одинокие лица, разведенные и овдовев- 1,5
шие супруги с 1 ребенком старше 18 лет
или инвалидом или участником войны
Супруги без детей; одинокие или разве- 2
денные родители с 1 ребенком
Супруги с 1 ребенком, одинокие или 2,5
разведенные родители с 2 детьми
Супруги и овдовевшие супруги с 2 3
детьми
Одинокие или разведенные родители с 3,5
3 детьми
Супруги и овдовевшие супруги с 3 4
детьми
Одинокие или разведенные родители, 4,5
имеющие 4 детей
Супруги и овдовевшие супруги, имею- 5
щие 4 детей
Одинокие или разведенные родители, 5,5
имеющие 5 детей
Супруги и овдовевшие супруги, имею- 6
щие 5 детей
Одинокие или разведенные родители, 6,5
имеющие 6 детей
Каждый дополнительный ребенок, не 1
состоящий в браке, до 18 лет и старше
18 лет, если он относится к категориям,
описанным выше
социально-экономических потребностей своих территорий.
Об особенностях налогообложения имущества семьи. Налогообложение имущества физических лиц регулируется Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» [7]. Адаптировав налогообложение имущества семьи к положениям указанного закона, уточним ряд элементов налогообложения.
Так, субъектом налога на имущество физических лиц выступает семья как консолидированный налогоплательщик. Объектом налогообложения выступают имущественные права, которыми обладают члены «семьи». Причем для целей налогообложения неважно, в собственности кого находится имущество. Налоговая база определяется как суммарная инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, скорректированная на размер «индивидуального налогового вычета» и показатель «регионального семейного коэффициента». Следует иметь в виду, что в условиях введения налога на недвижимость налоговая база может определяться как рыночная (оценочная) стоимость имущества, скорректированная на соответствующие показатели.
Перерасчет налога, учитывающий особенности семьи, как самостоятельного совместного налогоплательщика, может производиться по окончании налогового периода при подаче «семейной» декларации, в которой указываются состав семьи, место работы, размер доходов каждого из ее членов и прочие необходимые данные. Автоматизация данного процесса позволит ускорить «общение» налогоплательщиков с налоговыми органами.
О налоговой ответственности. Не менее важным вопросом является ответственность семьи за налоговые правонарушения. Большинство видов правонарушений в Налоговом кодексе РФ носят индивидуальный характер, при котором субъект правонарушения совпадает с субъектом ответственности. Предлагается ввести солидарную ответственность, которая распространяется на всех членов семьи в равной степени, при этом имущественное взыскание может быть обращено на любого из членов семьи (исключение должны составлять только несовершеннолетние дети и нетрудоспособные лица).
Введение семейного налогообложения можно оценить как направленное на защиту прав семьи. Переход к совместному налогообложению семьи может повысить благосостояние граждан. К тому же могут наблюдаться увеличение сбережений населения, использование освобожденных от налогообложения средств на инвестиционные цели, повышение потребления, что в конечном итоге может содействовать росту российской экономики.
Предложенные меры на начальном этапе их введения повлекут сокращение бюджетных доходов от имущественных налогов и налога на доходы физических лиц, усложнят администрирование и контроль для налоговых органов. Наряду с этим сохранение семьи должно выступать приоритетным направлением развития и процветания российского государства. Именно семья закладывает основы менталитета: традиции, патриотизм, национальную гордость, нравственность, культуру, в том числе и налоговую. Так было во все времена. Правители всех государств заботятся о сохранении и поддержании семьи как социального института, поскольку от этого зависит качество жизни людей, а значит, и государства в целом. Так, очевидно, должно быть и в нашей стране.
Список литературы
1. Институт экономического анализа. URL: http:// www. iea. ru.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Официальный сайт Белого дома США. URL: www. whitehouse. gov.
5. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). URL: www. oecd. org.
6. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-Ф3.
7. О налогах на имущество физических лиц: Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1.
8. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012. URL: Ы1р://президент. рф/transcripts/17118.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
10. Федеральная служба государственной статистики. URL: www. gks. ru.
11. European Tax Handbook 1997. Amsterdam: IBFD Publications BV, 1997.