Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАХТОВОГО ТРУДА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАХТОВОГО ТРУДА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХТОВЫЙ ТРУД / ВАХТОВЫЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / КРАЙНИЙ СЕВЕР / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОРОНАВИРУС / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ольга Васильевна

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования вахтовой работы в северных регионах в условиях распространения коронавирусной инфекции. Анализируются социально-бытовые проблемы, возникшие в связи со вспышками Covid-19 в ряде северных вахтовых поселков в 2020 году, раскрывается их обусловленность несовершенством нормативной базы. Делается вывод о несоответствии административно-правового регулирования вахтового метода организации работы современным вызовам, что приводит к ухудшению условий труда и социальной незащищенности сотрудников в сфере охраны здоровья и получения медицинской помощи. Показана необходимость установления стандартов обеспечения вахтовых поселков объектами социальной инфраструктуры. Предлагается нормативное закрепление механизмов взаимодействия предприятий, практикующих вахтовый метод работы, с муниципальными и региональными органами власти по вопросам функционирования поселков на их территории и сохранения здоровья работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF ROTATIONAL SHIFT WORK IN THE NORTHERN REGIONS

The article discusses the issues of legal regulation of rotational shift work in the northern regions in the context of the spread of coronavirus infection. The social problems that have arisen in connection with the outbreaks of covid-19 in several northern camps in 2020 are analyzed. Their dependence on imperfections in the regulatory framework is revealed. It is concluded that the administrative and legal regulation of the rotational shift method of labor organization does not correspond to modern challenges, which leads to a deterioration in working conditions and social insecurity of workers, primarily in the field of health protection and medical care. The necessity of establishing standards for providing rotational camps with social infrastructure facilities is shown. The normative consolidation of the mechanisms of interaction of enterprises with a rotational shift method of work with municipal and regional authorities on the functioning of camps on their territory and maintaining worker's health is proposed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАХТОВОГО ТРУДА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 104-109. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 12. P. 104-109.

Научная статья УДК 331.1:338.24

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.13

Социальные аспекты нормативно-правового регулирования вахтового труда в северных регионах

Ольга Васильевна Попова

Арктический научно-исследовательский центр Республики Саха (Якутия), Якутск, Россия, popova_olya@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2708-975X

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования вахтовой работы в северных регионах в условиях распространения коронавирусной инфекции. Анализируются социально-бытовые проблемы, возникшие в связи со вспышками Covid-19 в ряде северных вахтовых поселков в 2020 году, раскрывается их обусловленность несовершенством нормативной базы. Делается вывод о несоответствии административно-правового регулирования вахтового метода организации работы современным вызовам, что приводит к ухудшению условий труда и социальной незащищенности сотрудников в сфере охраны здоровья и получения медицинской помощи. Показана необходимость установления стандартов обеспечения вахтовых поселков объектами социальной инфраструктуры. Предлагается нормативное закрепление механизмов взаимодействия предприятий, практикующих вахтовый метод работы, с муниципальными и региональными органами власти по вопросам функционирования поселков на их территории и сохранения здоровья работников.

Ключевые слова: вахтовый труд, вахтовый метод организации работ, социальные проблемы, социальная защищенность, северный регион, Крайний Север, правовое регулирование, коронавирус, медицинская помощь

Для цитирования: Попова О.В. Социальные аспекты нормативно-правового регулирования вахтового труда в северных регионах // Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 104-109. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.13.

Original article

Social aspects of legal regulation of rotational shift work in the northern regions Olga V. Popova

Arctic Research Center of the Sakha Republic, Yakutsk, Russia, popova_olya@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2708-975X

Abstract. The article discusses the issues of legal regulation of rotational shift work in the northern regions in the context of the spread of coronavirus infection. The social problems that have arisen in connection with the outbreaks of covid-19 in several northern camps in 2020 are analyzed. Their dependence on imperfections in the regulatory framework is revealed. It is concluded that the administrative and legal regulation of the rotational shift method of labor organization does not correspond to modern challenges, which leads to a deterioration in working conditions and social insecurity of workers, primarily in the field of health protection and medical care. The necessity of establishing standards for providing rotational camps with social infrastructure facilities is shown. The normative consolidation of the mechanisms of interaction of enterprises with a rotational shift method of work with municipal and regional authorities on the functioning of camps on their territory and maintaining worker's health is proposed.

Keywords: rotational shift work, rotational work organization, social problems, social security, northern region, Far North, legal regulation, coronavirus, medical assistance

For citation: Popova, O.V. (2021) Social aspects of legal regulation of rotational shift work in the northern regions. Theory and Practice of Social Development. (12), 104-109. Available from: doi:10.24158/tipor.2021.12.13 (In Russian).

В настоящее время стратегические ориентиры развития Крайнего Севера и Дальнего Востока направлены на освоение богатой минерально-сырьевой базы данных территорий1. Выполнение этих масштабных планов требует столь же масштабного привлечения трудовых ресурсов.

1 Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. № 2464-р «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74587526/ (дата обращения: 16.09.2021) ; Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения: 23.09.2021).

© Попова О.В., 2021

К сожалению, предпринимаемые государством усилия по прекращению миграционного оттока населения из северных и дальневосточных регионов не смогли пока изменить ситуацию1. Граждане стремятся к жизни в комфортных природно-климатических и социально-бытовых условиях с высоким уровнем доходов от трудовой деятельности и продолжают покидать регион. Механизмы привлечения постоянного населения на Крайний Север, разработанные еще во времена плановой экономики, в рыночных условиях потеряли свою эффективность. Северные зарплаты и социальные гарантии уже не обладают былой притягательной силой. Низкий уровень развития транспортной сети и социальной инфраструктуры, очаговость заселения и преобладание небольших населенных пунктов, характерные для данных макрорегионов, еще больше затрудняют решение проблем обеспеченности их трудовыми ресурсами путем привлечения постоянного населения.

Несмотря на непрекращающиеся споры о более предпочтительном способе реализации промышленных и инфраструктурных проектов в условиях Севера - вахтовым методом или путем заселения территорий, необходимо признать, что в рыночной экономике для хозяйствующих субъектов ключевым фактором является рентабельность. Создание постоянных населенных пунктов с комфортной средой и развитой социально-бытовой инфраструктурой - слишком затратное мероприятие даже для крупных предприятий и не может быть реализовано без поддержки на федеральном уровне.

С точки зрения технологической и экономической эффективности экспедиционно-вахтовый метод рассматривается представителями реального сектора экономики как основной и безальтернативный способ промышленного освоения северных территорий. В качестве аргументов в пользу вахтового метода организации труда руководители называют снижение себестоимости и улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за счет экономии средств на развитие социальной инфраструктуры и направления их на основную производственную деятельность (Быков, 2020: 12). Именно по причине своей экономичности вахтовый метод организации труда получил распространение не только на малоосвоенных и труднодоступных территориях Севера, но и в центральных регионах страны.

На слабозаселенных территориях и в сельской местности вахтовый метод не только позволяет преодолеть ограниченность трудовых ресурсов, но также служит механизмом обеспечения в короткие сроки квалифицированными специалистами определенных профессий. Например, вахтовый метод работы врачей дефицитных специальностей применяется в сельской местности Оренбургской и Самарской областей (Лысов и др., 2020).

Таким образом, в регионах Крайнего Севера и Арктики вахтовый метод организации труда является незаменимым инструментом реализации промышленных и инфраструктурных проектов, а количество работников, занятых в них, будет увеличиваться. При этом необходимо в полной мере использовать преимущества и снизить негативные социально-экономические последствия вахтового метода работы, что требует развития правовой базы.

Правовое регулирование не только служит основой для успешного ведения хозяйственной деятельности, но в широком смысле также создает предпосылки для эффективного функционирования социальной и экономической сферы. Приведение правовых предписаний в соответствие с современным уровнем развития общественных отношений - закономерный и необходимый процесс. В настоящее время нормативно-правовое регулирование вахтовой работы требует совершенствования по целому ряду направлений. Исследователи отмечают необходимость:

- совершенствования положений главы 47 «Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом» ТК РФ (Оспичев, 2020; Кривой, 2007);

- осовременивания до сих пор действующих положений Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 «Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ» (Ильиных, Романюха, 2020: 97; Зайцева, Лузина, 2019: 177-178);

- законодательного закрепления понятия «вахтовый поселок» и его статуса (Силин, Юдашкин, 2020: 103; Ковригина, 2016: 88);

- дополнения Градостроительного кодекса Российской Федерации нормами, устанавливающими требования к проектированию вахтовых поселков2;

1 Доценко И. Дальневосточная стратегия [Электронный ресурс] // Российская газета. 2021. 25 марта. URL: https://rg.ru/2021/03/25/reg-dfo/pozitivnyh-izmenenij-mozhno-dobitsia-tolko-slazhennoj-i-sistemnoj-rabotoj.html (дата обращения: 25.09.2021).

2 Никишин А. Важенин предложил наделить вахтовые поселки статусом населенного пункта [Электронный ресурс] // Парламентская газета. 2021. 3 апреля. URL: https://www.pnp.ru/social/vazhenin-predlozhil-nadelit-vakhtovye-poselki-statusom-naselennogo-punkta.html (дата обращения: 03.10.2021) ; Его же. Веллер заявил о необходимости разработать закон о вахтовых поселках [Электронный ресурс] // Парламентская газета. 2020. 12 декабря. URL: https://www.pnp.ru/social/veller-zayavil-o-neobkhodimosti-razrabotat-zakon-o-vakhtovykh-poselkakh.html (дата обращения: 05.10.2021).

- изменения правил досрочного назначения трудовой пенсии по старости для лиц, работающих вахтовым методом и проживающих в районах Крайнего Севера (Фаузер, Назарова, 2011: 14] и др.

Пандемия коронавирусной инфекции, добравшаяся и до вахтовых поселков, обнажила ряд давно назревших, но в условиях доковидного функционирования возникавших лишь эпизодически и по этой причине не столь явных социальных проблем, которые берут свои истоки в несовершенстве или даже отсутствии нормативно-правовой базы организации вахтового труда.

Прежде всего это вопросы медицинского обслуживания вахтовиков и установления стандартов обеспечения рабочих поселков объектами социальной инфраструктуры.

На двойственность структуры медицинского обслуживания вахтовых работников в северных регионах, когда медицинские услуги предоставляются за счёт работодателя во время вахтовых работ и за счет средств медицинского страхования - по месту постоянной регистрации в межвахтенный период, указывает В.Н. Лексин (2019). В условиях стационарных вахтовых поселков в арктических и северных регионах с их труднодоступностью и огромными расстояниями до мест постоянного проживания вахтовика сложно установить, где и каким образом работник должен получать конкретное медицинское обслуживание.

В соответствии с п. 8.5. Основных положений о вахтовом методе организации работ в вахтовых поселках в зависимости от численности работающих должны организовываться фельдшерские пункты (врачебные здравпункты, амбулатории)1. То есть законом на работодателя возложена обязанность обеспечения вахтовых поселков пунктами доврачебной или первичной внебольнич-ной врачебной помощи (при большой численности жителей). Данная норма не исключает возможности добровольной организации работодателем пунктов специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, но оставляет это на усмотрение предприятия. На практике стационары создаются немногими крупными предприятиями, осуществляющими работу вахтовым методом, поскольку это достаточно затратное в финансовом и организационном плане мероприятие.

Таким образом, в соответствии с нормативным регулированием при возникновении во время вахтовой работы необходимости стационарного лечения больной должен получать медицинскую помощь либо по месту постоянного проживания, либо в ближайших от вахтового поселка учреждениях здравоохранения, либо в корпоративных (ведомственных) стационарах, если таковые имеются.

Пока факты госпитализации работников из вахтовых поселков отмечались эпизодически, проблема медицинского обслуживания вахтовиков носила латентный характер и не обращала на себя должного внимания властей. Случаи массовых заболеваний в вахтовых поселках наглядно продемонстрировали необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования социальных аспектов вахтовой работы.

В 2020 году невозможность своевременного получения квалифицированной медицинской помощи, отсутствие информации о результатах медицинских обследований и ряд других социально-бытовых проблем, возникших в связи со вспышками коронавирусной инфекции в вахтовых поселках, привели к жалобам, обращениям в СМИ и в ряде случаев к акциям протеста вахтовиков. Работодатели не смогли самостоятельно локализовать очаги инфекции и организовать лечение, ближайшие к вахтовым поселкам учреждения здравоохранения не были готовы принять большое количество больных, эвакуация в места постоянного проживания потребовала времени и значительных финансовых затрат, при этом не все регионы изъявляли готовность принять на лечение таких больных. Вопросы медицинского обслуживания вахтовых поселков решались силами Министерства обороны и МЧС России путем разворачивания мобильных госпиталей2.

В северных регионах нередко численность персонала вахтовых поселков может быть сопоставима с численностью населения ближайшего районного центра. При этом планирование сети медицинских организаций происходит исходя из численности постоянного населения, а также статистики плановых и фактических обращений за медицинской помощью за последние 3-5 лет, в связи с чем учреждения здравоохранения на Севере, как правило, не располагают достаточным количеством койко-мест и медицинского персонала для обслуживания больных из вахтовых поселков в ситуации массового заболевания.

1 Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР от 31 декабря 1987 года № 794/33-82 «Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base.garant.ru/178667/ (дата обращения: 25.09.2021).

2 Петрова Ю., Федотова Е. Почему не удается остановить распространение коронавируса в вахтовых поселках [Электронный ресурс] // Ведомости. 2020. 24 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/career/articles/2020/05/23/830910-rasprostranenie-koronavirusa-v-vahtovih-poselkah (дата обращения: 04.10.2021).

Право на охрану здоровья и получение медицинской помощи является одним из базовых прав человека, оно гарантировано Конституцией РФ. Законодательно на региональные и муниципальные органы государственной власти возложена обязанность обеспечивать соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, но механизм взаимодействия властей с предприятиями в местах осуществления деятельности вахтовым методом нормативно не установлен. Остается неясным, кто (на региональном, муниципальном и уровне предприятия), когда и какие именно меры должен предпринимать для сохранения здоровья вахтового персонала, а самое главное -за счет каких средств. Органы государственной власти не могут вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и ее планирование, зачастую не знают сроков заезда вахтовых смен и не имеют данных о количестве персонала в них.

Постановлением Правительства РФ № 601 от 28 апреля 2020 года «Об утверждении Временных правил работы вахтовым методом» были установлены требования к организации вахтовой работы в условиях реализации антиковидных мероприятий. В данном документе содержится рекомендация для исполнительных органов государственной власти субъектов РФ оказывать содействие предприятиям, применяющим вахтовый метод работы, в организации медицинского обслуживания и иного необходимого обеспечения работников. Однако механизм данного взаимодействия также не уточняется1.

Как отмечали в администрации города Новый Уренгой, в соответствии с требованиями Временных правил предприятия, осуществляющие выполнение работ вахтовым методом в районе Нового Уренгоя, на 22 мая 2020 года подали 32 заявки на организацию в городе обсерваторов для вахтовых работников2. А в Республике Коми 27 мая 2020 года оперативным штабом было принято решение запретить создание обсерваторов для вахтовых работников на территории региона, поскольку в некоторых населённых пунктах уже не осталось помещений, пригодных для данных нужд3.

В условиях отсутствия нормативного регулирования механизмов взаимодействия региональных властей с предприятиями, работающими вахтовым методом, Правительство Якутии предприняло попытку самостоятельной регламентации этих процессов путем заключения с предприятиями соглашений «О принятии неотложных мер по недопущению распространения корона-вируса и оперативному реагированию в случаях заражения». По условиям соглашения, компании берут на себя обязательство за пять дней до прибытия вахтовых смен информировать региональные власти о количестве приезжающих работников, виде транспорта, пункте прибытия и месте изоляции, а также обязуются незамедлительно ставить в известность Роспотребнадзор и региональное министерство здравоохранения о случаях заболеваний в вахтовых поселках4.

Основы административно-правового регулирования вахтовой организации труда сложились в период плановой экономики, когда все предприятия, работающие вахтовым способом, принадлежали государству, а вахтовый поселок функционировал как единый комплекс. Развитие рыночных отношений существенно изменило ситуацию при сохранении устаревших подходов к регулированию отношений «администрация вахтового поселка - органы государственной власти». В настоящее время вахтовые поселки с несколькими тысячами занятого персонала зачастую не являются единым комплексом, организационно разрознены и представляют собой конгломерат из нескольких десятков отдельных поселков различных подрядных и субподрядных организаций. Так, на Чаяндинском месторождении в Якутии в 2020 году работало более 10 тысяч вахтовиков из 34 подрядных организаций, на возведении Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области - 10,5 тысяч человек из более чем 20 подрядных организаций5.

Условия труда и быта, а также медицинского обслуживания могут значительно различаться у работающих на одном объекте вахтовиков в зависимости от их организационной принадлежности. В разделе 3 Основных положений о вахтовом методе организации работ только упоминается, что проектом вахтового поселка «решаются вопросы надлежащей организации питания,

1 Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2020 г. № 601 «Об утверждении Временных правил работы вахтовым методом» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base.garant.ru/73967453/ (дата обращения: 10.10.2021).

2 Петрова Ю., Федотова Е. Указ. соч.

3 Цыганкова С. В Коми запретили создавать обсерваторы для вахтовых рабочих [Электронный ресурс]// Российская газета. 2020. 26 мая. URL: https://rg.ru/2020/05/26/reg-szfo/v-komi-zapretili-sozdavat-observatory-dlia-vahtovyh-rabochih.html (дата обращения: 05.10.2021).

4 О заезде вахтовиков обязуют информировать за пять дней до их прибытия [Электронный ресурс] // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). URL: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3153008 (дата обращения: 10.10.2021).

5 Петрова Ю., Федотова Е. Указ. соч.

отдыха и досуга, медицинского, торгово-бытового и культурного обслуживания проживающих»1, но не устанавливается каких-либо минимальных стандартов и требований по обеспеченности вахтовых поселков социальными объектами в соответствии с численностью размещаемого в них персонала, и тем более не решается проблема координации деятельности подрядчиков и субподрядчиков в обеспечении социально-бытовых нужд работников на одном объекте.

Пробелы в правовом регулировании вахтового труда в конечном итоге приводят к ухудшению социально-бытовых условий труда, социальной незащищенности работников и, как отмечает И.М. Оспичев, к массовому латентному нарушению прав вахтовиков (Оспичев, 2020).

На наш взгляд, ситуация обусловлена тем, что нормативно-правовая база вахтовой организации труда в настоящее время ориентирована преимущественно на регулирование трудовых отношений и в гораздо меньшей степени касается социальных. Нормативное регламентирование социальных аспектов вахтовой работы отстает от современных требований или находится в правовом вакууме и требует масштабных усовершенствований.

В условиях северного региона особо остро стоит проблема своевременного обеспечения вахтовых поселков медицинской помощью. Ее решение находится в поле административно-правового регулирования системы «организация - органы государственной власти». Назрела необходимость нормативно закрепить механизмы, формы и порядок взаимодействия предприятий, практикующих вахтовый метод работы, с муниципальными и региональными органами власти по вопросам функционирования вахтовых поселков на их территории, уделив при этом особое внимание проблемам сохранения здоровья вахтового персонала.

Список источников:

Быков В.М. О некоторых проблемах организации труда в Арктической зоне Российской Федерации // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. 2020. № 24 (29). С. 10-15.

Зайцева Л.В., Лузина Т.В. Трудовое законодательство как инструмент обеспечения миграционной безопасности // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2019. Т. 14, № 5. С. 168-195. https://doi.org/10.35427/2073-4522-2019-14-5-zaitceva-luzina

Ильиных А.В., Романюха Д.Р. Развитие законодательства Российской Федерации о труде лиц, работающих вахтовым методом // Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность. 2020. № 1. С. 97-101.

Ковригина Т.А. Актуальные вопросы организации вахтового метода работы в условиях Арктической зоны Российской Федерации (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. Т. 10, № 4. С. 88-93. https://doi.org/10.14529/em160413

Кривой В.И. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом: исходные начала // Трудовое право. 2007. № 5. С. 53-62.

Лексин В.Н. Организация здравоохранения в Арктической зоне России. Накопленные и новые проблемы и решения // Российский экономический журнал. 2019. № 4. С. 3-20. https://doi.org/10.33983/0130-9757-2019-4-3-20

Лысов Н.А., Кириллов В.И., Минаев Ю.Л. Применение вахтового метода работы в здравоохранении для решения кадрового дефицита в малых городах и сельских территориях Российской Федерации // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2020. № 2 (44). С. 141-147.

Оспичев И.М. Проблемы вахтового метода работы в современных условиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 173-176. https://doi.org/10.23672/d7104-8148-3640-r

Силин А.Н., Юдашкин В.А. Вахтовый труд как социальный феномен: место в пространственном развитии регионов и проблемы нормативно-правового регулирования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6, № 4. С. 95-109. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2020-6-4-95-109

Фаузер В.В., Назарова И.Г. Российский Север: проблемы работающих вахтовым методом и государственная политика переселений // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера : Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2011. № 2. C. 14-18.

References:

Bykov, V. M. (2020) On Some Problems of Labour Organization in the Arctic Zone of the Russian Federation. Vestnik Komi Respublikanskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby i upravleniya. Teoriya i praktika upravleniya. (24 (29)), 10-15 (in Russian).

Fauzer, V. V. & Nazarova, I. G. (2011) Rossiiskii Sever: problemy rabotayushchikh vakhtovym metodom i gosudarstvennaya politika pereselenii ^he Russian North: Problems of Shift Workers and the State Policy of Resettlements]. Korporativnoe uprav-lenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa : Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. (2), 14-18 (in Russian).

Ilinykh, A. V. & Romanyukha, D. R. (2020) Razvitie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o trude lits, rabotayushchikh vakhtovym metodom. [Development of the Legislation of the Russian Federation on the Labor of Persons Working on a Rotational Basis]. Osnovnye tendentsii gosudarstvennogo i obshchestvennogo razvitiya Rossii: istoriya i sovremennost'. (1), 97-101 (in Russian).

Kovrigina, T. A. (2016) The Actual Questions of the Shift Method of Work in the Conditions of the Arctic Zone of the Russian Federation (by the Example of the Yamal-Nenets Autonomous District). Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment. 10 (4), 88-93. Available from: https://doi.org/10.14529/em160413 (in Russian).

1 Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР от 31 декабря 1987 года № 794/33-82 «Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ» ...

Krivoy, V. I. (2007) Osobennosti regulirovaniya truda lits, rabotayushchikh vakhtovym metodom: iskhodnye nachala [Features of Labor Regulation of People Working on a Rotational Basis: Initial Principles]. Trudovoe pravo. (5), 53-62 (in Russian).

Leksin, V.N. (2019) Healthcare System in the Arctic Zone of Russia. Known and Emerging Issues and Solutions to Them. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal. (4), 3-20. Available from: https://doi.org/10.33983/0130-9757-2019-4-3-20 (in Russian).

Lysov, N. A., Kirillov, V. I. & Minaev, Yu. L. (2020) Shift Work of Healthcare professionals as a Way to Address Personnel Shortage in Small Towns and Rural Areas of the Russian Federation. Vestnik meditsinskogo instituta «Reaviz»: reabilitatsiya, vrach i zdorov'e. (2 (44)), 141-147 (in Russian).

Ospichev, I. M. (2020) The Problems of the Shift Method of Work in Modern Conditions. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomich-eskie i obshchestvennye nauki. (6), 173-176. Available from: https://doi.org/10.23672/d7104-8148-3640-r.

Silin, A.N. & Yudashkin, V.A. (2020) Shift Labor as a (in Russian). Social Phenomenon: its Place in Regions' Spatial Development and the Problems of the Legal Regulation. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomich-eskie i pravovye issledovaniya. 6 (4 (24)), 95-109. Available from: https://doi.org/10.21684/2411-7897-2020-6-4-95-109 (in Russian).

Zaitceva, L. V. & Luzina, T. V. (2019). Labor Legislation as a Tool for Ensuring Migration Safety. Trudy Instituta gosudarstva iprava RAN. 14 (5), 168-195. Available from: https://doi.org/10.35427/2073-4522- 2019-14-5-zaitceva-luzina (in Russian).

Информация об авторе О.В. Попова - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия), Якутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=186228.

Information about the author O.V. Popova - PhD in Economics, Leading Research Fellow, Arctic Research Center of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=186228.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.