Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БРАЗИЛИИ'

СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БРАЗИЛИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аристов Е.В.

Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Бразилии модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Бразилии. Исследуется содержание понятия социальности государства как одной из основ конституционного строя и как правового принципа. Термин «социальное государство» используется для обозначения государств, принимающих и реализующих социальную политику, государство благосостояния - большое количество инструментов, чем просто социальная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALITY OF THE STATE IN BRAZIL

The article investigates the features of model of the welfare state implemented in the Braziiia. The article shows the features of fixing of guarantees of the welfare state in legislation of Brazilia. To study the content of the social state as one of foundations of the constitutional system and as a legal principle. The concept «social state» is used for identifying states accepting and implementing social policy, welfare state - more tools than a social policy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БРАЗИЛИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_119 УДК 342.7

СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БРАЗИЛИИ WELFARING OF THE STATES IN THE BRAZILIA

АРИСТОВ Евгений Вячеславович,

доктор юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой административного и конституционного права Пермского государственного национального исследовательского университета. 614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15. E-mail: welfarestate1@gmail.com;

ARISTOV Evgeniy Vjacheslavovich,

Doctor of Law, Associate Professor,

Chief of Department of the administrative and constitutional law Perm State University. 15 Bukireva str., Perm Krai, Perm, 614990, Russia. E-mail: welfarestate1@gmail.com

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Бразилии модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Бразилии. Исследуется содержание понятия социальности государства как одной из основ конституционного строя и как правового принципа. Термин «социальное государство» используется для обозначения государств, принимающих и реализующих социальную политику, государство благосостояния - большое количество инструментов, чем просто социальная политика.

Abstract: The article investigates the features of model of the welfare state implemented in the Brazilia. The article shows the features of fixing of guarantees of the welfare state in legislation of Brazilia. To study the content of the social state as one of foundations of the constitutional system and as a legal principle. The concept «social state» is used for identifying states accepting and implementing social policy, welfare state - more tools than a social policy.

Ключевые слова: социальное государство, социальность государства, конституционное право, основа конституционного строя, государство благосостояния.

Keywords: Social State, Welfare State, welfaring of the State, Constitutional Law, basis of the constitutional system.

Для цитирования: Аристов Е. В. Социальность государства в Бразилии // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 119-122. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_119.

For citation: Aristov E.V. Welfaring of the states in the Brazilia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 119-122. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_119.

Статья поступила в редакцию: 22.05.2023

Исследовательский и научный интерес представляет особенность социального государства в Бразилии.

Принцип социальности государства закрепляется в Конституции Федеративной Республики Бразилия от 1988 года1 в следующем виде.

В Преамбуле к Конституции Федеративной Республики Бразилия от 1998 года содержится указание, в том числе, на нацеленность при принятии данного документа на обеспечение реализации социальных и индивидуальных прав, достижение благосостояния, равенства и справедливости, а также социальной гармонии.

Статья 1 Конституции Федеративной Республики Бразилия от 1988 года устанавливает следующее: «Федеративная республика Бразилия, образуемая нерушимым союзом штатов и муниципалитетов и Федерального округа, является демократическим и правовым государством и основывается на:

I - суверенитете;

II - гражданстве;

III - достоинстве человеческой личности;

IV - социальных ценностях труда и свободного предпринимательства;

V - политическом плюрализме».

Согласно статье 3 Конституции Федеративной Республики Бразилия от 1998 года, «основными целями Федеративной республики Бразилия являются:

I - создание свободного, справедливого и сплоченного общества;

II - обеспечение национального развития;

III - искоренение бедности и маргинализации и сокращение социального неравенства и неравенства регионов;

IV - содействие благу всех, безотносительно происхождения, расы, пола, цвета кожи, возраста...».

Согласно статье 78 Конституции Федеративной Республики Бразилия от 1988 года, Президент и Вице-Президент Республики должны обещать, в том числе, содействовать всеобщему благу бразильского народа.

Согласно статье 193 Конституции Федеративной Республики Бразилия от 1988 года, «социальный порядок основан на приоритете труда и нацелен на обеспечение благосостояния и социальной справедливости».

1 Конституция Федеративной Республики Бразилия от 1988 года [Constituiçâo da Republica Federativa do Brasil de 1988] // <http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Constituicao/Constituicao.htm>.

В статьях 194, 195, 196, 201, 203, 204, 205, 208 Конституции Федеративной Республики Бразилия от 1988 года также содержатся положения, касающиеся реализации отдельных социальных прав, в частности, права на социальную защиту, а также корреспондирующих обязанностей государства1.

Отражение данного конституционного принципа социальности государства в Конституции Бразилии имело следующую теоретическую

основу.

Некоторые авторы отвергают идею о том, что в Бразилии возникло и существует государство всеобщего благосостояния. По разным причинам авторы либо отрицают отсутствие полноты, как в случае Сильвы (2011), либо просто отрицают ее наличие, как Стрек и Морайс (2006). Согласно Сильве (2011), «в Бразилии не было государства всеобщего благосостояния, учитывая уже указанные характеристики национальной социальной политики, которые постоянно отодвигались на второй план»2. В том же духе Пиана (2009) утверждает, что «в так называемых бедных и зависимых странах Латинской Америки, особенно в Бразилии, никогда не существовало гарантии благополучия населения за счет универсализации прав и качества государственных услуг»3. Фалейрос (1991) соглашается с этой идеей, комментируя, что «в бедных периферийных странах нет ни государства всеобщего благосостояния, ни полного кейнсианства в политике. Из-за глубокого классового неравенства социальная полити-

4

ка доступна не всем» .

Так же прямо, как Сильва, Стрек и Мораис (2006) говорят, что «в нашей стране обещания современности еще не реализованы [... ] поэтому очевидно, что в таких странах, как Бразилия [...] социальное государство не существовало»5. Совсем недавно Оэарес (2020) подтверждает эту позицию, отмечая, что «в Бразилии, стране глубокого социального неравенства, государство всеобщего благосостояния вызывает сомнения, учитывая продолжающуюся маргинализацию чернокожих, коренных и бедных общин»6.

Более того, Луис Фиори (Luis Fiori, 1997) в своей известной статье «Государство всеобщего благосостояния: закономерности и кризисы» допускает гипотезу государства всеобщего благосостояния в Бразилии, хотя он классифицирует бразильскую модель как меритократиче-скую, используя типологии Эспинга-Андерсена. Отличие Эспинг-Андерсена состоит в том, что критерием, используемым в его типологии, является политический проект, заложенный в каждом режиме государства всеобщего благосостояния. Следовательно, он называет (1) либеральным государством всеобщего благосостояния, (2) консервативными и строго корпоративистскими государствами всеобщего благосостояния и (3) социал-демократическими режимами. В первом типе, встречающемся в Соединенных Штатах, Канаде и Австралии, «преобладают помощь явно бедным, сокращенные универсальные пособия или скромные планы социального обеспечения, а правила предоставления прав на пособия строги и часто связаны со стигматизацией» (Fiori, 1997, стр. 136). Вторая модель встречается во Франции, Германии, Италии и Австрии, где «преобладает сохранение статусных различий; права, таким образом, кажутся связанными с классом и статусом [...] и акцент государства на сохранении статусных различий означает, что его влияние с точки зрения перераспределения незначительно». Последняя модель, в свою очередь, является моделью, в которой «универсализм и декоммодификация широко охватывают средний класс и «включают все социальные сегменты»» (Фиори, 1997, с. 137).

Однако позже, ссылаясь на более поздние исследования, как мы увидим у Драйбе, Фиори упоминает «самые богатые жилы сегодняшней обширной литературы о государстве всеобщего благосостояния» и, обращаясь скорее к Сантосу и его концепции регулируемого гражданства, признает тип социального государства в Бразилии: меритократический7.

Диапазон классификаций социального государства таков, что мы могли бы еще добавить к теории Фиори смешанный тип, в котором, на наш взгляд, устроена государственная система образования в Бразилии, объединяющая универсализм (начальное и среднее образование) и меритократию (высшее образование).

Вианна (1991) близка к выводу Фиори и более утвердительна, говоря, что «в Италии и Бразилии системы точно соответствуют мерито-кратически-партикуляристской категории типологии Титмусса/Асколи». Она объясняет свою точку зрения, говоря, что «консервативные элементы были активны в обоих случаях, укрепляя корпоративистский и иерархический стиль предоставления социальных благ»8. Данный автор резюмирует положение Конституции 1988 г., касающееся статьи, предусматривающей социальное обеспечение, видя в этом преодоление меритократи-чески-партикуляристского предела. По его словам, «сегодня посредством статьи 194 социального обеспечения [...] расширяется гражданство, предоставляя социальные права всем бразильцам. Наконец, государство всеобщего благосостояния институционализировано. Силой закона преодолевается партикуляризм корпоративного доступа к благам»9.

Драйбе (Draibe, 1993) в книге «Государство всеобщего благосостояния в Бразилии: характеристики и перспективы» говорит, что «между 30-ми и 70-ми годами в Бразилии было создано и институционально консолидировано социальное государство»10. На предыдущей странице автор резюмирует формы реализации социального государства в рамках своей научной работы, многозначительно озаглавленной «Морфология государства всеобщего благосостояния в Бразилии» (Draibe, 1993, стр. 18). Размышляя о «периодизации государства всеобщего благосостоя-

1 Конституция Федеративной Республики Бразилия от 1988 года [Constituiçao da República Federativa do Brasil de 1988] //

<http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Constituicao/Constituicao.htm>.

3 Silva, R. (2011). Do welfare ao workfare ou da política social keynesiana / fordista à política social schumpeteriana / pós-fordista. Revista Ser Social, 13(28). Р.104-128.

3 Piana, M. C. A construçao do perfil do assistente social no cenário educacional Sao Paulo, SP: Cultura Académica.

4 Faleiros, V. P. O que é Política Social Sao Paulo, SP: Brasiliense.

5 Streck, L., & Morais, J. (2006). Ciéncia política & teoria do Estado Porto Alegre, RS: Livraria do Advogado Editora.

6 Soares, E. O fracasso do Bem-Estar Social na democracia brasileira.Revista Serviço Social em Perspectiva, 4(esp.). Р. 915-928.

7 Fiori, J. L. Estado de Bem-Estar Social: padröes e crise. Physis - Revista de Saúde Coletiva, 7(2). Р. 129-147.

8 Vianna, M. L. W. Notas sobre política social. Physis - Revista de Saúde Coletiva, 1(1). Р. 133-159.

9 Vianna, M. L. W. Notas sobre política social. Physis - Revista de Saúde Coletiva, 1(1). Р. 133-159.

10 Draibe, S. M. O Welfare State no Brasil: características e perspectivas Campinas, SP: Unicamp. Р. 19.

ния», он также заявляет, что необходимо «критически исследовать природу легального производства и нововведений в политике, прошедших с 1930-х годов до наших дней, чтобы избежать линейного видения движения благосостояния». строительство и укрепление государства всеобщего благосостояния между нами» (Драйбе, 1993, с. 19).

Драйбе признает разногласия по поводу подходов к социальному государству в Бразилии, утверждая, что «исследования и дебаты о социальной политике в Бразилии [приобрели] резко негативный тон, ссылаясь на противоположность — государство всеобщего благосостояния — воспринимаемое [...] как англо-саксонскую специальность в области социальной политики»1. Далее добавляя, что «защитное государство можно воспринимать не столько как реализацию послевоенных социал-демократических программ, сколько как важный структурный элемент современной капиталистической экономики, форму сочленения между государством и рынком, государство и общество»2.

В том же направлении Флери (1985), касаясь социальной политики, считает, что существует три основных типа социальной защиты, сопровождающих историческое развитие современного государства: «социальная помощь, социальное обеспечение и государство всеобщего благосостояния [...] ] В бразильском случае я продемонстрировал существование трех упомянутых модальностей»3.

Лобато (2016), как и Вианна, рассматривает Конституцию 1988 года как «конкретную главу социального порядка»4. Считая, что «социальное обеспечение институционализирует расширенную модель социальной защиты по образцу государств всеобщего благосостояния». Это то же понимание, что и у Крестани и Оливейры (2018), для которых, «рассматривая Конституцию 1988 года как основу для изменений, можно определить, что с тех пор бразильское государство начало отказываться от консервативной модели и корпоративистской модели, приближаясь к типу социал-демократического государства всеобщего благосостояния»5. Это также понимание Менукуччи и Гомес (2018), которые приписывают Конституции 1988 г. переход от модели социального страхования к страховой6.

Принимая во внимание классификации Эспинга-Андерсена и Титмуса, то, что говорят вышеупомянутые бразильские авторы, и наблюдения за реальностью, построенной до и в основном после Конституции 1988 г., мы склонны признать существование комбинации выражений государства всеобщего благосостояния, которые представляли собой достижения , приобретения, доступ, права и гарантии, выработанные с течением времени под влиянием борьбы, давления, переговоров, уступок, кризисов, страхов и солидарности.

Очень важным для этого типа социального государства было создание нового государственного института под названием Бразильский институт социального обслуживания - !ЗЗБ. Данный тип социального государства включал комплексный план защиты от колыбели до могилы, основанный на: I) всестороннем медицинском обслуживании; 2) полном спектре программ помощи; 3) традиционных пенсионных пособиях и пенсиях7. Создатели !ЗЗБ, преследовали три дополнительные основные цели: 1) распространение защиты социального обеспечения на всех бразильцев (единственными двумя исключениями являются государственные служащие и военные, которые сохранят свои собственные системы), включая, разумеется, и сельских жителей, которым до тех пор не было никакой помощи; 2) !ЗЗБ установит единый план взносов и пособий для всех; 3) вся деятельность по социальному обеспечению будет объединена в рамках единого института !ЗЗБ (1976 г.).

В Бразилии вопрос благосостояния трактуется двояко: первый, ставший более известным, утверждает его несуществование в и сто-рии; второй считает, что в бразильской системе есть сходство, следуя международным нормам права, особенно после принятия Конституции 1988 года. В последнем случае будет сочетание ограниченной политики с универсальной, щедрой политикой, указанной в нормах Конституции.

Таким образом, социальная политика после Второй мировой войны, будь то в Англии или в Бразилии, следовала сходным чертам и близким шагам: попытка спасти капитализм как проект социально-экономического развития, поиск классового примирения, озабоченность с политическими разветвлениями продвижения демократии и социализма, вниманием к основным потребностям малообеспеченных слоев и намерением/претензией на широкий охват, «при рождении, браке или смерти», «от колыбели до могилы» (!ЗЗБ).

Это первый аспект научных споров, который мы хотим здесь осветить. Это важно, поскольку соответствует структурным потребностям капитала, если мы диалектически считаем, что противоречия способа производства, давления и борьбы рабочих, проблемы потребления, капиталовложений и полной занятости — совокупность объяснительных причин государства всеобщего благоденствия — это, по сути, единица, к которой, соблюдая национальные особенности, был привязан весь послевоенный капитализм.

Второй аспект заключается в том, что с момента возникновения кризиса капитала в 1970-х и особенно в 1990-х годах последовал процесс сокращения государства всеобщего благосостояния под предлогом фискальных ограничений, но также и во имя восстановления рыночных отношений. ценности, в том числе его саморегулирующая способность. Хотя эта сила не проявляется, намерение состоит в том, чтобы преодолеть устойчивый кризис перенакопления за счет физических/экономических активов и государственных средств, которые продолжают все больше мобилизовываться в виде приватизации, концессий, налоговых льгот, субсидируемых кредитов и инвестиций в инфраструктуру. Это традиционные способы преодоления кризисов с определенной точки зрения. Весьма резонный вопрос, который можно задать о том, насколько преодолены послевоенные заботы, связанные со структурными и социальными проблемами, остается без ответа. Ответ, который складывается, в свете условий растущего неравенства доходов и богатства, связанного со снижением общественной безопасности, заключается в том, что эти проблемы не только сохраняются, но и их решение не происходит по пути всеобщего социального политики.

1 Draibe, S. M. O Welfare State no Brasil: características e perspectivas Campiñas, SP: Unicamp. P. 2.

2 Draibe, S. M. O Welfare State no Brasil: características e perspectivas Campiñas, SP: Unicamp. P. 2.

3 Fleury, S. Política social e democracia: reflexoes sobre o legado da seguridade social. Cad. Saúde Pública, 1 (4). P. 400-417.

4 Lobato, L. Políticas sociais e modelos de bem-estar social: fragilidades do caso brasileiro. Saúde Debate, 40(esp.). P. 90.

5 Crestani, D., & Oliveira, C. Que tipo de estado de bem-estar social é este? Revista Eletrónica Científica da uErGS, 4(2). P. 318.

6 Menicucci, T., & Gomes, S. Políticas sociais: conceitos, trajetórias e a experiéncia brasileira Rio de Janeiro, RJ: Editora Fiocruz.

7 Malloy, J. Política de bem-estar social no Brasil: histórico, conceitos, problemas. Revista de Administragao Pública, 10(2). P. 15.

Библиогра фия:

1. Конституция Федеративной Республики Бразилия от 1988 года [Constituiçao da República Federativa do Brasil de 1988] // <http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Constituicao/Constituicao.htm>.

2. Silva, R. Do welfare ao workfare ou da política social keynesiana / fordista à política social schumpeteriana / pós-fordista. Revista Ser Social, 13(28). Р. 104-128.

3. Piana, M. C. A construçao do perfil do assistente social no cenário educacional Sao Paulo, SP: Cultura Académica.

4. Faleiros, V. P. O que é Política Social Sao Paulo, SP: Brasiliense.

5. Streck, L., & Morais, J. (2006). Ciéncia política S teoria do Estado Porto Alegre, RS: Livraria do Advogado Editora.

6. Soares, E. O fracasso do Bem-Estar Social na democracia brasileira.Revista Serviço Social em Perspectiva, 4(esp.). Р. 915-928.

7. Fiori, J. L. Estado de Bem-Estar Social: padröes e crise. Physis - Revista de Saúde Coletiva, 7(2). Р. 129-147.

8. Vianna, M. L. W. Notas sobre política social. Physis - Revista de Saúde Coletiva, 1(1). Р. 133-159.

9. Draibe, S. M. O Welfare State no Brasil: características e perspectivas Campinas, SP: Unicamp. Р. 2, 19.

10. Fleury, S. Política social e democracia: reflexöes sobre o legado da seguridade social. Cad. Saúde Pública, 1 (4). Р. 400-417.

11. Crestani, D., & Oliveira, C. Que tipo de estado de bem-estar social é este? Revista Eletrônica Científica da UERGS, 4(2). Р. 299-319.

12. Menicucci, T., S Gomes, S. Políticas sociais: conceitos, trajetórias e a experiéncia brasileira Rio de Janeiro, RJ: Editora Fiocruz.

13. Malloy, J. Política de bem-estar social no Brasil: histórico, conceitos, problemas. Revista de Administraçao Pública, 10(2),. Р. 5-29.

References:

1. Constitution of the Federal Republic of Brazil of 1988 [Constituiçao da República Federativa do Brasil de 1988] // <http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Constituicao/Constituicao.htm >.

2. Silva, R. Do welfare ao workfare ou da política social keynesiana / fordista à política social schumpeteriana / pós-fordista. Revista Ser Social, 13(28). pp. 104-128.

3. Piana, M. C. A construçao do perfil do assistente social no cenário educacional Sao Paulo, SP: Cultura Academica.

4. Faleiros, V. P. O que é Política Social Sao Paulo, SP: Brasiliense.

5. Streck, L., S Morais, J. (2006). Ciéncia política S teoria do Estado Porto Alegre, RS: Livraria do Advogado Editora.

6. Soares, E. O fracasso do Bem-Estar Social na democracia brasileira.Revista Serviço Social em Perspectiva, 4(esp.). pp. 915-928.

7. Fiori, J. L. Estado de Bem-Estar Social: padröes e crise. Physis - Revista de Saúde Coletiva, 7(2). pp. 129-147.

8. Vianna, M. L. W. Notas sobre política social. Physis - Revista de Saúde Coletiva, 1(1). p. 133-159.

9. Draibe, S. M. O Welfare State no Brasil: características e perspectivas Campinas, SP: Unicamp. p. 2, 19.

10. Fleury, S. Política social e democracia: reflexöes sobre o legado da seguridade social. Cad. Saúde Pública, 1 (4). pp. 400-417.

11. Crestani, D., & Oliveira, C. Que tipo de estado de bem-estar social é este? Revista Eletrônica Científica da UERGS, 4(2). pp. 299-319.

12. Menicucci, T., S Gomes, S. Políticas sociais: conceitos, trajetórias e a experiéncia brasileira Rio de Janeiro, RJ: Editora Fiocruz.

13. Malloy, J. Política de bem-estar social no Brasil: histórico, conceitos, problemas. Revista de Administraçao Pública, 10(2),. pp. 5-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.