Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1014
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМОТНОШЕНИЕ / SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOR / ADOLESCENT / ADDICTION / ADDICTIVE BEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR / SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фаустова И. В., Комлик Л. Ю., Филатова И. Ю., Копылова Н. М.

Статья посвящена проблеме саморазрушающего поведения личности в подростковом возрасте, которая стала достаточно распространенным явлением в современной России. В работе представлен анализ понятия «саморазрушающее поведение», приведены различные точки зрения и подходы к данному понятию, проведена параллель между такими понятиями как «девиантное поведение» и «аддиктивное поведение». Особое внимание уделено ведущим социально-психологическим факторам, способствующим возникновению саморазрушающего поведения в подростковом возрасте, среди которых выделяются нарушения семейных отношений, трудности адаптации подростков в социуме, особенности самооценки и самоотношения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. В статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению социально-психологических детерминант саморазрушающего поведения подростков. В качестве основных методов были использованы: беседа, наблюдение (И.А. Коробейников); опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой); методика диагностики степени проявления созависимых моделей поведения Б. Уайхолда; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына); методика изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков); методика изучения самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. Авторами сделаны выводы о том, что у исследуемой группы подростков наблюдается склонность к девиантному поведению, чаще всего, это табакокурение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, многие из них и имеют склонность к суицидальному поведению и нарушению социальных норм. В результате проведенного исследования была определена приоритетная значимость следующих социально-психологических детерминант для саморазрушающего поведения подростков: выраженный негативизм отношения родителей к подростку, проблемы адаптации, слабое и противоречивое самоотношение, ориентация на непродуктивные стили общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

The article is devoted to the problem of self-destructive behavior of the individual in adolescence, which has become quite common in modern Russia. The paper presents an analysis of the concept of "self-destructive behavior", provides various points of view and approaches to this concept, and draws a parallel between such concepts as "deviant behavior" and "addictive behavior". Special attention is paid to the leading socio-psychological factors that contribute to the emergence of self-destructive behavior in adolescence, among which there are violations of family relations, difficulties in adapting adolescents in society, features of self-esteem and self-attitude, difficulties in communicating with adults and peers. The article presents the results of an experimental study on the identification of socio-psychological determinants of self-destructive behavior of adolescents. The main methods were used: conversation, observation (I A. Korobeynikov); questionnaire of suicide risk (modification of T.N. Razuvaeva); method of diagnostics of the degree of manifestation of codependent behavior patterns of B. Weyhold; questionnaire "behavior of parents and the attitude of teenagers to them" (L.I. Wasserman, I.A. gorkova, E.E. Romitsina); method of studying self-esteem by Dembo-Rubinstein; multi-level personal questionnaire "Adaptability" (A.G. Maklakov); method of studying self-relation of S.R. Pantileev, V.V. Stolina. The authors concluded that the study group of adolescents has a tendency to deviant behavior, most often, it is tobacco Smoking, alcohol use, psychoactive substances, many of them have a tendency to suicidal behavior and violation of social norms. As a result of the research, the priority significance of the following socio-psychological determinants for self-destructive behavior of adolescents was determined: expressed negativity of parents' attitude to the adolescent, problems of adaptation, weak and contradictory self-attitude, orientation to unproductive communication styles.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html

URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/39PSMN420.pdf

DOI: 10.15862/39PSMN420 (http://dx.doi.org/10.15862/39PSMN420)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Фаустова И.В., Комлик Л.Ю., Филатова И.Ю., Копылова Н.М. Социально-психологические детерминанты саморазрушающего поведения подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/39PSMN420

For citation:

Faustova I.V., Komlik L.Yu., Filatova I.Yu., Kopylova N.M. (2020). Socio-psychological determinants of self-destructive behavior of adolescents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN420.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/39PSMN420

УДК 159.9

Фаустова Ирина Валерьевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия

Доцент кафедры «Психологии и психофизиологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Комлик Любовь Юрьевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия

Доцент кафедры «Психологии и психофизиологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Филатова Ирина Юрьевна

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия Старший преподаватель кафедры «Психологии и психофизиологии»

E-mail: [email protected]

Копылова Наталья Михайловна

МБОУ «Лицей № 5 г. Ельца», Елец, Россия Учитель начальных классов высшей категории E-mail: [email protected]

Социально-психологические детерминанты саморазрушающего поведения подростков

Аннотация. Статья посвящена проблеме саморазрушающего поведения личности в подростковом возрасте, которая стала достаточно распространенным явлением в современной России. В работе представлен анализ понятия «саморазрушающее поведение», приведены различные точки зрения и подходы к данному понятию, проведена параллель между такими понятиями как «девиантное поведение» и «аддиктивное поведение». Особое внимание уделено ведущим социально-психологическим факторам, способствующим возникновению саморазрушающего поведения в подростковом возрасте, среди которых выделяются нарушения семейных отношений, трудности адаптации подростков в социуме, особенности самооценки и самоотношения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

В статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению социально-психологических детерминант саморазрушающего поведения подростков. В

качестве основных методов были использованы: беседа, наблюдение (И.А. Коробейников); опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой); методика диагностики степени проявления созависимых моделей поведения Б. Уайхолда; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына); методика изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков); методика изучения самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. Авторами сделаны выводы о том, что у исследуемой группы подростков наблюдается склонность к девиантному поведению, чаще всего, это табакокурение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, многие из них и имеют склонность к суицидальному поведению и нарушению социальных норм. В результате проведенного исследования была определена приоритетная значимость следующих социально-психологических детерминант для саморазрушающего поведения подростков: выраженный негативизм отношения родителей к подростку, проблемы адаптации, слабое и противоречивое самоотношение, ориентация на непродуктивные стили общения.

Ключевые слова: саморазрушающее поведение; подросток; аддикция; аддиктивное поведение; девиантное поведение; самотношение

Введение

В современной России достаточно активно идет трансформация общественно-экономических и социально-психологических условий жизнеустройства человека. В результате мы сталкиваемся с социальной дезориентацией и дезадаптацией значительной части населения, которая выражается в формировании саморазрушающих форм поведения. За последние два десятилетия проблема саморазрушающего поведения человека довольно сильно обострилась и можно говорить, что даже приобрела характер массового явления.

Разработка проблемы саморазрушающего поведения личности в разное время велась в различных направлениях. Общие методологические и философские вопросы этого феномена рассматривали H.A. Бердяев, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, А. Камю, С. Кьеркегор, К. Ясперс и другие. Значительные научные разработки, касающиеся изучения различных форм самоповреждающего поведения человека, были сделаны в различных отраслях науки: физиологии (П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский), психофизиологии (А.С. Батуев, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов, К.В. Судаков), психиатрии (В.М. Бехтерев, М.О. Гуревич, В.Х. Кандинский, А.М. Свядощ), клинической психологии (А.Л. Гройсман, В.Д. Менделевич, Ю.М. Орлов).

Феномен саморазрушающего поведения личности исследовался также и в психологии. В теории психологии достаточно широко описываются особенности и факторы саморазрушающего поведения личности. Во-первых, в ходе возрастного развития (Л.С. Выготский, Ю.А. Клейберг, А.А. Реан, Х. Ремшмид, Э. Эриксон); во-вторых, в процессе адаптации к окружающей среде (В.Д. Менделевич, Ю.П. Платонов, С.И. Розум); в-третьих, в связи с разработкой способов профилактики и методов коррекции самоповреждающего поведения (Е.В. Змановская).

Отдельные формы саморазрушающего поведения, такие как алкоголизм, исследовались Б.С. Братусем, А.Е. Личко, П.И. Сидоровым, суицидальное поведение - А.Г. Амбрумовой, В.А. Тихоненко, Э. Шнейдманом, рискованные виды деятельности - В.А. Иванниковым, A.B. Петровским.

Концепция саморазрушающего поведения человека была сформулирована американским психотерапевтом Норманом Фарбероу. По его мнению, саморазрушающее поведение - это «различные формы поведения человека, целью которых не является

https:// mir-nauki. com

добровольная смерть, но ведущие к социальной, психологической и физической дезадаптации, деградации личности». Убийство самого себя, по мнению Н. Фарбероу, является крайней формой саморазрушающего поведения [1].

В 1979 году предложено общее понятие, объединяющее различные формы саморазрушающего поведения, - умышленное причинение себе вреда (Morgan H.G., 1979).

Клинические психологи саморазрушающим поведением называют «поведение, препятствующее адекватному взаимодействию человека со средой жизнедеятельности (алкоголизм, злоупотребление психоактивными веществами, суицид) и приводящее в перспективе к деформации сформировавшихся в онтогенезе психических образов или прекращению жизни». Суицид выступает как крайняя форма саморазрушения (А.Н. Алёхина и Е Е. Малкова) [2].

Также под саморазрушающим поведением понимают «поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности» (Ц.П. Короленко и Т.А. Донских) [3]; «действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью» (Э. Шнейдман) [4]; «аутодеструктивное поведение, для которого свойственно совершение опасных для жизни действий, не связанных с осознанными представлениями о собственной смерти» (О.О. Андронников) [5].

В свою очередь, А.Е. Личко и Ю.В. Попов считали, что поведение, приводящее к саморазрушению, «выражается в большей степени в трудновосполняемой утрате духовности, нравственности, приводящее, в итоге, к личностной дисфункции и социальной дезадаптации различной степени, а не только как нанесение физического вреда организму» [6].

Стоит отметить, что до настоящего времени не разработан строго дифференцированный подход к такому понятию как саморазрушающее поведение и изучение данного феномена исходит в целом из базовых тенденций психологии отклоняющегося поведения и клинической психологии.

По мнению Ю.В. Попова и А.Е. Личко, по степени патологичности саморазрушающего поведения, практически соответствует дефиниции девиантного поведения [6].

Термин «девиантное поведение» (от лат. Deviation - отклонение) используется в двух основных значениях. Первое значение - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Второе значение -социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [7].

При этом употребление психоактивных веществ, алкоголизм, токсикомания в большей степени соотносится с термином «аддикция». Следует отметить, что общепринятая международная терминология определяет относящееся к вредным пристрастиям аспекты строго определенным образом. Так, вещество, которое при потреблении воздействует на психические процессы (например, на когнитивную или аффективную сферу), называется психоактивным, а злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.), рассматривается как форма девиантного поведения. Одной из форм последнего является аддиктивное поведение.

«Аддикция (от лат. addictus - слепо преданный, пристрастившийся) - специфический уход от действительности в результате состояния опьянения от алкоголя, наркотиков,

https:// mir-nauki. com

страстной увлеченности слушанием музыки, азартными играми, общением по Интернету и т. п.» [8].

Большой психологический словарь дает следующее определение аддиктивного (зависимого) поведения - «форма деструктивного поведения, обусловленная аддикцией и направленная на уход от реальности посредством изменения своего психического состояния».1

Практика отечественных исследований в большинстве своем под аддикцией понимает не болезнь, а нарушение поведения, где нет физической и индивидуальной психологической зависимости. Например, А.В. Хомич в своих работах отмечает невозможность полного отождествления аддиктивного поведения с отклоняющимся, ибо не всякое отклоняющееся поведение осуществляется вследствие какой-либо зависимости [9].

Иной взгляд, более расширенный, на явление аддикции был предложен Ц.П. Короленко. Автор трактует аддиктивное поведение как «одну из форм деструктивного, саморазрушающего поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определённых предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [10].

Если учесть тот факт, что в отечественной и зарубежной литературе наряду с термином «аддикция» часто можно встретить словосочетание «аддиктивное поведение», то, в сущности, определение Ц.П. Короленко нивелирует границу между «аддикцией» и «аддиктивным поведением».

Работа А.В. Гоголевой обнаруживает сходный с Ц.П. Короленко подход к определению аддиктивного поведения - форма отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления ухода от реальности [11].

А.А. Портнов и И.Н. Пятницкая относят аддикцию к обсессивно-компульсивным расстройствам.

В свою очередь В.Б. Альтшулер и М.В. Винникова рассматривают аддикцию как расстройство продуктивного спектра.

Ю.П. Сиволап предлагает относить аддикцию к сфере мотивационных расстройств.

Во множественных работах, направленных на исследование проблемы зависимого поведения, пока ещё можно наблюдать затруднение с определением общего, универсального для всех видов аддикций механизма их формирования. Феномен аддикции рассматривается с медицинских, психологических, социальных, нейрофизиологических и нейрохимических позиций.

Медицинский подход связывает предрасположенность к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) с дефицитом нейромедиации в системе подкрепления мозга (И.П. Анохина и

Кроме генетических и физиологических факторов, детерминирующих формирование аддикции, целый ряд авторов указывает на роль личностных нарушений, немало исследований указывают на социальные факторы формирования зависимого поведения (И.Н. Пятницкая, С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров, К.Г. Юнг и др.).

1 Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко [Электронный ресурс]. -URL: https://www. gumerinfo/bibüotek_Buks/Psihol/dict/QLphp.

Страница 4 из 9

др) [12].

39PSMN420

https:// mir-nauki. com

Мы можем заключить, что в психологической науке однозначного термина «саморазрушающее поведение» на сегодняшний день не сформулированно. Исходя из понятия саморазрушающее поведение - это нанесение личностью самому себе какого-либо вреда. Исследователи, считают, что к саморазрушающему поведению может относиться широкий спектр поведенческих проявлений, разной степени выраженности последствий - фактическая угроза физическому, психологическому здоровью, жизни человека в целом и/или невозможность нормального развития, либо отсутствие действий - допущение психологического и/или физического насилия.

Многие формы саморазрушающего поведения характерны и для подросткового возраста. В настоящее время саморазрушающее поведение подростков стало нормой (в некотором смысле), мы можем констатировать, что его масштабы наносят вред социальной стабильности (А.Е. Личко, Ю.В. Попов, П.И. Сидоров и др.).

Проанализировав мнения зарубежных и отечественных исследователей проблемы саморазрушающего поведения, мы пришли к выводу, что все формы саморазрушающего поведения объединяются по ключевому признаку причинения ущерба самой личности. Любая форма саморазрушающего поведения может усугубится из-за невозможности разобраться в своих чувствах, выражать их в допустимой для общества форме, что чревато формированием стойкой тенденции использования саморазрушающего поведения. В результате это приводит к дезадаптации, стойким изменениям психики, а также тяжелым медико-социальным последствиям.

Представления о саморазрушающем поведении всецело проникли в область подростковой психологии и психиатрии. По причине того, что подростковый возраст по сути своей противоречив и неоднозначен, процесс развития в подростковом возрасте скачкообразен. Наблюдается диаметральность в физиологическом, психологическом и личностном плане.

По мнению С.Ф. Смагина, аддиктивные реализации у подростков, собственно ничем не отличаются от таковых у взрослых людей: употребление алкоголя и никотина; веществ, меняющих психическое состояние (наркотики, лекарства, различные яды); азартные игры; сексуальные аддикции; длительный просмотр телевизора; зависимость от интернет-сайтов; переедание или голодание и т. п. [13].

В 21 веке существует множество взглядов на природу саморазрушающего поведения. На сегодняшний день множество подростков проявляют признаки саморазрушающего поведения. Ведущими социально-психологическими факторами проявляющихся асоциальных действий ученые выделяют нарушения семейных отношений, трудности адаптации подростков в социуме, особенности самооценки и самоотношения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

Анализ психологических исследований показывает, что саморазрушающее поведение детерминировано взаимодействием внешних условий и внутренних процессов личности. Важнейшим условием риска возникновения саморазрушающего поведения является социальная ситуации развития, определяемая характеристиками ближайшего окружения, а именно негативно переживаемом стиле родительского воспитания и проблемами адаптации. Психологические детерминанты менее изучены. Чаще всего исследователи указывают на склонность к девиантным нормам поведения, противоречивое самоотношение и неадекватную самооценку, в основе саморазрушающего поведения лежат дезадаптивные модели реагирования, формирующиеся в неблагоприятных социальных условиях развития и под влиянием определенных психологических особенностей.

В связи с полученными на основе теоретического анализа данными, возрастает актуальность исследования факторов, влияющих на формирование и проявления

деструктивных форм поведения у современных подростков, а также понимания психологических особенностей личности с саморазрушающей структурой поведения. Целью нашего исследования являлось выявление социально-психологических причин саморазрушающего поведения подростков.

Методы и материалы

Экспериментальная работа включала в себя два этапа. В ходе пилотажного исследования, в котором были задействованы 200 подростков, был проведен опрос с целью выявления признаков саморазрушающего поведения. Для этого мы специально разработали перечень вопросов. В ходе беседы испытуемым задавались вопросы, связанные с суицидальным поведением, с возможностью самоповреждения, с пищевыми, химическими зависимостями, с формами фанатического, аутотического, виктимного поведения, с занятиями экстремальными видами спорта.

Беседа дала возможность выделить элементы саморазрушающего поведения у подростков. На этой основе были сформированы две группы испытуемых в зависимости от регулярности проявлений у них саморазрушающего поведения (по 80 подростков: контрольная и экспериментальная группа). Из числа подростков экспериментальной группы 55 % регулярно употребляют табак; 12,5 % - алкоголь; 2,5 % - наркотические вещества; у 2,5 % были попытки самоповреждений; 7,5 % - регулярно нарушают дисциплину; 20 % - характеризуются рискованным поведением.

Далее экспериментальное исследование включало проведение психодиагностической работы в каждой группе испытуемых с целью выявления социально-психологических детерминант саморазрушающего поведения. В качестве основных методов были использованы: беседа, наблюдение (И.А. Коробейников); опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой); методика диагностики степени проявления созависимых моделей поведения Б. Уайхолда; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына); методика изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков); методика изучения самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина; математические методы обработки.

Результаты и их обсуждение

По итогам проведенного психодиагностического исследования нами были получены следующие характеристики подростков с саморазрушающим поведением:

1. У подростков наблюдается склонность к девиантному поведению, чаще всего, это табакокурение, употребление алкоголя, психоактивных веществ. Многие из них и имеют склонность к суицидальному поведению и нарушению социальных норм.

2. Причиной саморазрушающего поведения подростков является искаженное самоотношение, переживаемые противоречия между знанием социально желательной картины поведения и реальными поступками, стремление к взаимодействию и неспособность адаптироваться к социуму.

3. Подростки с саморазрушающим поведением имеют недостаточный уровень общей вербальной культуры. Они характеризуются интеллектуальной ригидностью, низким адаптационным потенциалом, социальной дезадаптацией.

4. Подростки отличаются позитивным отношением к себе при слабом самоинтересе и самопонимании, а также невысоком уровне самоуважения. Они имеют неадекватную самооценку, завышают свои интеллектуальные способности, неуверенны в себе.

К ведущим характеристикам самооценки относится тревожность и внушаемость. У этих подростков можно наблюдать плохо направляемую активность, импульсивность, раздражительность, обидчивость.

Проблемы с саморегуляцией связаны с уверенностью, что собственное «Я» подчиняется внешним обстоятельствам. Вследствие чего подросток легко принимает в себе негативные черты, так как он их не связывает с проявлением собственного «Я». В результате: умеренная степень выраженности чувства симпатии, самопринятие и в целом одобрительное, позитивное отношение к себе.

5. Подростки имеют сильную привязанность к группе.

6. В межличностных отношениях подростки с саморазрушающим поведением не ждут позитивного к себе отношения. По их мнению, индивидуальные личностные особенности, поведенческая активность не могут вызывать уважение, одобрение, понимание у окружающего социума.

7. Воспитательная практика родителей этих подростков (как правило, непоследовательная мать и враждебный отец) создает психологические условия для проявлений у детей саморазрушающего поведения. Наблюдается слабость и противоречивость самосознания, преобладает пассивный стиль саморегуляции, формируется зависимость и податливость влиянию, непродуктивные стили общения и поведения, в результате происходит формирование негативного образа родителей, свидетельствующий о напряженности семейных отношений.

Заключение

Таким образом, подводя итоги проведенной работы, мы можем заключить, что проблема саморазрушающего поведения личности в подростковом возрасте является особенно актуальной и стала достаточно распространенным явлением в современной России. В связи с этим возникает необходимость исследования причин данной проблемы. В результате проведенного экспериментального исследования мы можем констатировать, что нами были выявлены следующие ведущие социально-психологические детерминанты саморазрушающего поведения подростков: выраженный негативизм отношения родителей к подростку, проблемы адаптации, слабое и противоречивое самоотношение, ориентация на непродуктивные стили общения. Исходя из полученных результатов, мы можем планировать дальнейшие формы работы по предупреждению подобных форм поведения в подростковой среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сычева Н.Б. Анализ подходов к исследованию саморазрушающего поведения / Н.Б. Сычева // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2017 - С. 160-167.

2. Алёхин А.Н. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема / А.Н. Алёхин, Е.Е. Малкова // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. - 2012 - № 2 - С. 191-198.

3. Лекомцев В.Т. Социальные дисфункции и саморазрущающее поведение: учебное пособие / В.Т. Лекомцев, Е.А. Панченко. - Ижевск: Удм. ун-т, Ижевск, 2002 - 120 с. // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32543635.

4. Остроменская Е.В. Концепции саморазрушающего (аутоагрессивного) поведения детей / Е.В. Остроменская // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2017 - С. 118-122.

5. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением / О.О. Андронникова // Вестник Томского государственного университета. - 2010 - № 332 - С. 149-154.

6. Михайлов О.С. Социальное равнодушие и социальная среда как условия развития саморазрушающего поведения подростков / О.С. Михайлов // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2017 - С. 97-103.

7. Устинова Н.А. Детерминанты девиантного поведения современных подростков / Н.А. Устинова // Актуальные проблемы развития личности: Сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2016 - С. 148-157.

8. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://modernlib.net/books/zmanovskaya_v/deviantologiya_psihologiya_otklonyayus chegosya_povedeniya/read.

9. Николаева Е.И. Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции / Е.И. Николаева, В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2011 - 208 с.

10. Морозова И.С. К проблеме систематизации теоретических подходов к изучению аутодеструктивного поведения в традиционной и постнеклассической психологии / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Е.В. Евсеенкова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018 - № 8 (52). - С. 59-67.

11. Горобец Т.Н. Креативный механизм возникновения аутодеструкции / Т.Н. Горобец // Акмеология - 2006 - №. 2 (18). - С. 80-87.

12. Аникейчик О.В. Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения подростков / О.В. Аникейчик // Материалы докладов 47 международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. - Витебск, 2014 - С. 2426.

13. Авхименко М.М. Подросток и масскультура: медико-социальные и психологические аспекты проблемы «саморазрушающего» поведения / М.М. Авхименко, Н.В. Третьяков // Медицинская сестра. - 2014 - № 4. - С. 24-25.

https:// mir-nauki. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Faustova Irina Valerievna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: [email protected]

Komlik Lyubov Yurievna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: [email protected]

Filatova Irina Yurievna

Bunin Yelets state university, Yelets, Russia E-mail: [email protected]

Kopylova Natalia Mixajlovna

Lyceum № 5 in Yelets, Yelets, Russia E-mail: [email protected]

Socio-psychological determinants of self-destructive behavior of adolescents

Abstract. The article is devoted to the problem of self-destructive behavior of the individual in adolescence, which has become quite common in modern Russia. The paper presents an analysis of the concept of "self-destructive behavior", provides various points of view and approaches to this concept, and draws a parallel between such concepts as "deviant behavior" and "addictive behavior". Special attention is paid to the leading socio-psychological factors that contribute to the emergence of self-destructive behavior in adolescence, among which there are violations of family relations, difficulties in adapting adolescents in society, features of self-esteem and self-attitude, difficulties in communicating with adults and peers.

The article presents the results of an experimental study on the identification of socio-psychological determinants of self-destructive behavior of adolescents. The main methods were used: conversation, observation (I A. Korobeynikov); questionnaire of suicide risk (modification of T.N. Razuvaeva); method of diagnostics of the degree of manifestation of codependent behavior patterns of B. Weyhold; questionnaire "behavior of parents and the attitude of teenagers to them" (L.I. Wasserman, I.A. gorkova, E.E. Romitsina); method of studying self-esteem by Dembo-Rubinstein; multi-level personal questionnaire "Adaptability" (A.G. Maklakov); method of studying self-relation of S.R. Pantileev, V.V. Stolina. The authors concluded that the study group of adolescents has a tendency to deviant behavior, most often, it is tobacco Smoking, alcohol use, psychoactive substances, many of them have a tendency to suicidal behavior and violation of social norms. As a result of the research, the priority significance of the following socio-psychological determinants for self-destructive behavior of adolescents was determined: expressed negativity of parents' attitude to the adolescent, problems of adaptation, weak and contradictory self-attitude, orientation to unproductive communication styles.

Keywords: self-destructive behavior; adolescent; addiction; addictive behavior; deviant behavior; self-attitude

39PSMN420

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.