Дополнительное образование детей и образование за пределами школы
п
Смирнова
Анна Васильевна,
директор Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы (МКОУ ООШ) с. Полом, Кирово-Чепецкий район, Кировская область e-mail:
polom.skola@mail.ru
Стефаненкова
Светлана Анатольевна,
учитель МКОУ ООШ с. Полом, Кирово-Чепец-кий район, Кировская область e-mail:
sstefanenkova@yandex.ru
Социально-
образовательная акция «Дань памяти» как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся сельской школы
Social and Educational Initiative "Tribute to Memory" as a Means of Civic and Patriotic Education for Rural School Students
Аннотация. В статье на примере социально-образовательной акции «Дань памяти» раскрыта важность многостороннего социального партнерства в деле формирования гражданско-патрио-тических качеств учащихся сельской школы. Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, социально-образовательная акция, социальное партнерство
Abstract. This article discusses the importance of multifaceted social partnerships in the development of civic and patriotic qualities among rural school students, using the example of the social and educational initiative "Tribute to Memory".
Keywords: civic and patriotic education, social and educational initiative, social partnership
Важнейшим базовым направлением государственной политики в области образования является усиление его воспитательной функции, в основу которой положена идея формирования у учащихся патриотизма, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Президент В. В. Путин в своих выступлениях подчеркивает, что в России не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотической.
Гражданско-патриотическое воспитание — это процесс усвоения учащимися позитивного социального опыта, комплексная система организации различных видов педагогической деятельности. Главная цель — воспитание гражданина,
Социально-образовательная акция «Дань памяти» как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся сельской школы_
Смирнова Анна Васильевна, Стефаненкова Светлана Анатольевна
ш
который должен обладать определенными знаниями, умениями, ценностями. Воспитание гражданских чувств учащихся должно основываться на культурных и исторических традициях, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, истории родного края [Байбородова, 2018а].
В МКОУ ООШ с. Полом на протяжении многих лет создана и находится в постоянном развитии и совершенствовании целостная система гражданско-патриотического воспитания, включающая разнообразные виды деятельности по формированию социально активной личности гражданина и патриота.
Воспитание гражданских чувств у наших учащихся основывается на культурных и исторических традициях, сложившихся в школе и в окружающем социуме, а также на примерах жизни и деятельности земляков.
Данная работа охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, в целом создавая воспитывающую среду, наполненную разнообразной, вариативной деятельностью учащихся. В условиях школы необходимо особо выделить проектную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую деятельность.
С 2017 года по настоящее время школа входит в число базовых образовательных организаций КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» при Центре управления и инноваций. Темы базовых площадок: «Создание образовательной среды для развития проектной и учебно-исследовательской деятельности в сельской школе», «Адаптация модели научно-практического образования в условиях сельской школы».
Успешность реализации данной работы невозможна без многостороннего социального партнерства.
В качестве яркого примера интеграции усилий партнеров — органов государственного управления, с/х предприятий, бизнеса, сельских общественных организаций — можно привести социально-образовательную акцию «Дань памяти». Впервые она была проведена 9 ноября 2014 г., в день рождения бывшего директора совхоза «Поломский», кавалера ордена Ленина, заслуженного механизатора РСФСР, заслуженного рационализатора РСФСР — Л. Г. Прозорова, внесшего большой личный вклад в развитие социально-экономической сферы села. На фасаде здания Дома культуры в память о нем в 2008 году установлена мемориальная доска.
Этот большой сельский праздник, инициатором которого стала школа, преследует такую цель, как воспитание у молодого поколения патриотизма на основе глубокого изучения истории той земли, где сегодня живет их семья, уважения к труду тех людей, кто формировал традиции ее экономической и духовной культуры.
Anna
Smirnova,
Headmaster of Polom School, Kirovo-Chepetsky District, Kirov Oblast (region)
Svetlana
Stefanenkova,
Teacher, Polom School, Kirovo-Chepetsky District, Kirov Oblast
Дополнительное образование детей и образование за пределами школы
Акция проводится 9 ноября ежегодно. Праздник начинается с митинга у мемориальной доски. Затем в рамках Акции проходит исследовательская конференция им. Л. Г. Прозорова. Первое слово дается родственникам Леонида Григорьевича, затем общественность и почетные гости слушают ученых, краеведов, музееведов. С исследовательскими работами и проектами выступают учащиеся не только МКОУ ООШ с. Полом, но и школ района. Заканчивается Акция концертными программами самодеятельных коллективов села Полом и города Кирова. Подведение итогов происходит за круглым столом.
Содержание каждой Акции формируется под важную государственную дату, является результатом работы над большим общешкольным проектом. Один из последних, особенно запомнившийся всем, был посвящен юбилею Победы — «Остались в поименных списках солдаты, победившие в войне».
На мемориальной доске у памятника воинам-землякам в нашем селе высечены фамилии 309 солдат села Полом и названия 24 близлежащих деревень. Поиском этих солдат и занялись классы-поисковые отряды. Учащиеся находили родственников, объективность воспоминаний которых подтверждалась источниками. В результате удалось собрать сведения о 183 воинах: 97 из них погибли в боях, 18 умерло от ран, 68 пропало без вести.
Открытием для нас стало то, что с поломской землей связано имя известного хоккеиста, заслуженного мастера спорта СССР — Александра Мальцева. Его тетя, Скрябина (в девичестве Мальцева) Наталья Михайловна, в ходе поисковой работы рассказала, что родилась в д. Сетковцы, но почти всю жизнь прожила в д. Летовцы Поломского сельского поселения. В семье ее родителей было 8 детей: пять сыновей и три дочери. В первые месяцы войны на фронт были призваны все пять братьев Мальцевых: Анатолий, Андрей, Семен, Николай, Михаил. Домой вернулся только один из пяти братьев — Николай, в семье которого родилось шесть детей. Один из них, Александр Мальцев, и стал знаменитостью. Судьба других братьев нам тоже стала известна.
Стоит отметить, что в результате поиска появилась исследовательская работа ученика школы — Гулиева Даниза [Гулиев, 2019]. Автор становился победителем регионального конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, являлся участником Всероссийского одноименного конкурса.
Даже во время неблагоприятной эпидемиологической ситуации мы находили возможность проводить праздник в онлайн-формате.
В этом году мы презентуем нашим землякам проекты к двум юбилейным событиям: «Школьный краеведческий музей. Перезагрузка», который посвящен 35-летию школьного краеведческого музея, и «Пусть из поколения в поколение
Социально-образовательная акция «Дань памяти» как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся сельской школы
Смирнова Анна Васильевна, Стефаненкова Светлана Анатольевна
передается вера и стремление созидать!» к 60-летию со дня образования совхоза «Поломский».
Ход каждой акции освещается в средствах массовой информации, в изданиях Областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, на сайте школы и на сайтах социальных партнеров. Систематизированный опыт опубликован в двух сборниках: «Воспитание патриотизма и любви к малой родине в школе села Полом Кирово-Чепецкого района Кировской области» (Сборник исследовательских работ учащихся, 2016), «От инновации к традиции» (Сборник материалов социально-образовательных акций «Дань памяти», 2019).
Результат такой совместной деятельности положителен для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды, формированию новых традиций на селе, способствующих его культурному и духовному возрождению. События, подобные описанной акции «Дань Памяти», служат объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели, воспитывают человека в реальной природной, культурно-исторической, социальной среде, на реально существующих образах, способствуют становлению личности преобразователя окружающего социума, патриота своего Отечества. И*
Литература:
Байбородова, 2018а — Байбородова Л. В. Использование ресурсов социума для воспитания гражданской идентичности сельских школьников // Ребенок и право, 2018. № 2. С. 31-36.
Байбородова, 2018б — Байбородова Л. В. Педагогические средства воспитания гражданской идентичности сельских школьников в процессе краеведческой деятельности // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / Сост. Т. В. Дьячкова, Л. В. Заика. — Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018. С. 12-21.
Гулиев, 2019 — Гулиев Д. X. Остались в поименных списках солдаты, победившие в войне // Фонд школьного краеведческого музея с. Полом, 2019. 25 с.
Рузов, 2012 — Рузов А. В. Исследовательская деятельность учащихся // Открытый урок. Первое сентября, 2012. Режим доступа: https:// urok.1sept.ru/articles/620770. (дата обращения: 25.02.2020).
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика // Социальная сеть работников образования. Режим доступа: https://nsportal.ru (дата обращения: 25.02.2020).