УДК 372.6 А.Р. УРАЗОВА
аспирант, кафедра педагогики и психологии детства, Челябинский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
UDC 372.6 A.R. URAZOVA
Graduate student, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Chelyabinsk State Pedagogical
University E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF THE CHILD OF PRESCHOOL AGE IN GAMING ACTIVITY
В статье обосновывается особенность и значимость дошкольного детства, поднята проблема социально-личностного развития в свете модернизации системы образования. Представлено социально-личностное развитие ребенка в процессе создания благоприятных условий для игровой деятельности, описаны игры в работе с детьми по данному направлению развития.
Ключевые слова: социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, дошкольное детство, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), игровая деятельность, игры по социально-личностному развитию.
In the article the feature and the importance of the preschool childhood considered, the problem of social and personal development is in the light of modernization of an education system are opened. Social and personal development of the child in the course of creating favorable conditions for gaming activity is presented, the examples of games in work with children on social personally development are described.
Keywords: social and personal development of children of preschool age, the preschool childhood, the Federal state educational standard of preschool education, gaming activity.
Ориентируясь на приоритеты, регламентированные современными нормативными документами, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), на существующие нормы в обществе, педагогическое сообщество находится в поиске эффективных средств полноценного развития детей дошкольного возраста. В связи с этим существует необходимость обновлять содержание, формы и методы работы с детьми в дошкольных образовательных организациях, создавать комфортные условия работы для разных видов детской деятельности и их личностного развития, качественно переосмыслять содержательную сторону условий социализации ребенка и формы, в которых она осуществляется.
На протяжении многолетних исследований доказан тот факт, что уникальность периода дошкольного детства заключается в необходимости обеспечения полноценного развития ребенка, педагогического сопровождения и коррекционной работы в случае необходимости, так как происходит формирование важных его качеств. В дошкольном возрасте важным является создание оптимальных условий для понимания своей ценности, понимания себя, осмысления новых социальных связей, норм и правил поведения, что предполагает уже в дошкольном детстве необходимость целенаправленного развития системных качеств личности ребенка.
С точки зрения И.С. Кона, «интерес к детству, как и
к историческому прошлому, возникает лишь на определенном этапе индивидуального и социального развития, а любые представления о нем отражают весь пройденный нами жизненный путь, каким он представляется нашему сегодняшнему самосознанию» [1]. Данным высказыванием И.С. Кон подчеркивает значимость и уникальность детства, через которое проходит каждый человек в своей жизни; что яркие события и переживания оставляют след в памяти, и ничто не поможет их забыть. Также он отмечал значимость взрослого в жизни ребенка, без которого он «не может ни физически, ни психически существовать».
Поддерживая взгляды И.С. Кона, родоначальник современной истории детства французский историк Ф. Арьес утверждал, что «понятие детства не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, то, что отличает ребенка от взрослого, даже и молодого» [1].
Таким образом, можем согласиться со взглядами многих исследователей о том, что детство является очень важным и ценным этапом в жизни человека, включающим свои особенности, значимость и последствия в будущем. Наряду с формированием базовых качеств в период детства происходит социальное и личностное развитие, где значимая роль отводится взрослому, задача которого заключается в развитии всех сторон личности ребенка, независимо от эпохи времени.
© А.Р. Уразова © A.R. Urazova
В последнем нормативном документе ФГОС ДО также подчеркивается ценность периода детства через реализацию принципов (п.1.4, принципы стандарта) «полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития», «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)» и «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2]. Также в данном документе даются установки на личностное, социальное и социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста как фактора успешного вхождения его в социум, формирования общей культуры (п. 1.6, задачи стандарта). Анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить понятие «социально-личностное развитие детей» как целенаправленный дошкольный образовательный процесс, включающий формирование ценностного отношения к окружающему миру, себе и окружающим людям, социальных отношений со сверстниками и взрослыми, способствующих саморазвитию и самопознанию ребенка. Данное направление развития дошкольника реализуется в процессе приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношений с субъектами общества, формирования чувства патриотизма, гендерной принадлежности, гражданской позиции. Решение задач социально-личностного развития детей в ФГОС ДО происходит с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается вариативностью и разнообразием организационных форм дошкольного образования, взаимодействием всех партнеров образовательного процесса.
Анализ ФГОС ДО в рамках реализации процесса социально-личностного развития детей дошкольного возраста указывает на необходимость обогащения предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учет характера взаимодействия со взрослыми и с другими детьми, формируя тем самым систему отношений ребенка к миру, к другим людям и к себе самому. В дошкольной образовательной организации решение задач социально-личностного развития осуществляется в различных видах детской деятельности: коммуникативной, трудовой, изобразительной, двигательной, игровой, восприятия художественной литературы и т.д. В особенности в процессе игровой деятельности как ведущей для детей, поскольку она выступает интегрирующей основой решения всех образовательных задач.
Основу социально-личностного развития ребенка составляет возникновение чувства привязанности и доверия к взрослым, развитие его интереса к окружающему природному и рукотворному миру, самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Задача педагогов и родителей в дан-
ный период детства: формирование представления о многообразии человеческих отношений, беседы о правилах и нормах жизни в обществе, необходимость вооружения ребенка моделями поведения, которые помогут ему адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Начиная с Л. С. Выготского, в отечественной психологии признается ведущая роль игровой деятельности в развитии и становлении личности дошкольника, и это развитие осуществляется за счет его субъективности в игре, где педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознать свое «Я» в связи с другими людьми и миром в его разнообразии, осмыслить свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений [3]. Д.Б. Эльконин определяет игру как особую форму освоения ребенком действительности путем ее воспроизведения и моделирования. А.В. Запорожец подчеркивал, что в игре складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности и развития его способностей [4]. В процессе игровой деятельности происходит развитие ребенка как личности, интенсивное присвоение человеческого опыта во всех сферах жизни. Исполняя какую-либо роль, ребенок осуществляет соответствующие ей действия, отражая действительность, происходит совершенствование его поведения, выделение социально и личностно значимых качеств. Кроме того, в процессе игры складывается личностное отношение к героям произведений, оценка их поведения и поступков. На основе этого всего проявляется личностный феномен ребенка дошкольного возраста. Игра является сопутствующим элементом в развитии ребенка на протяжении длительного периода его жизни.
Игра позволяет ребенку раскрыть свои потенциальные возможности, моделировать поведение, взаимодействовать с другими субъектами игры и совместно подходить к решению каких-либо проблем, что является важной составляющей социально-личностного развития. Многими исследователями доказывается огромная значимость игры в психическом развитии ребенка, так как происходит чувственное познание окружающей действительности и возможность работы детской фантазии, наполнение сюжета новыми идеями, синтезом реального и несуществующего.
Таким образом, можем утверждать, что в игровой деятельности формируется воображение, речь, простейшие формы логического мышления, ориентация на общечеловеческие отношения и действия, что позволяет дошкольнику осознать себя как личность, совершенствование личных черт поведения. В игровой деятельности происходит присвоение знаний выполнения определенной социальной роли (сестра, брат, мама, папа, друг, профессиональные роли и др.), совершенствование личностных качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка), усвоение социальных норм поведения (культура поведения, общения), что включает в себя процесс социально-личностного развития ре-
бенка дошкольного возраста.
В качестве примеров предлагаем несколько вариантов игр с детьми, способствующих их социально-личностному развитию.
1. Игра «Найди пару». Цель: развитие внимания, наблюдательности, умения спокойно общаться друг с другом.
Ход игры. Игра проводится с чётным количеством детей. Каждый ребенок по сигналу педагога, стоя на месте, ищет глазами того, с кем пересечется и задержится его взгляд. После выбора партнера игры дети должны стоять неподвижно, смотря друг другу в глаза. Когда все пары будут разобраны, дети могут выполнять определенные задания.
2. Игра «Зеркало». Цель: снятие скованности детских движений, раскрепощение и развитие свободы движений.
Ход игры. В игре могут принимать участие двое и более детей. Игроки разбиваются по парам, один ребенок выполняет роль «зеркала», копирующее все движения, мимику, жесты, другой, смотрящийся в «зеркало» - изображает себя или выдуманный персонаж, роль. «Зеркало» должно отгадать, кого оно копирует, потом игроки меняются ролями.
3. Игра «Достопримечательности моего города». Цель: закрепление знаний детей о родном городе и воспитание любви к своему городу.
Ход игры. Педагог демонстрирует детям фотографии достопримечательностей родного города, предлагает назвать их, описать по внешним признакам. Также педагог может задавать вопросы, загадывать детям загадки из жизни родного города, а участники игры должны подобрать соответствующую фотографию родного города.
4. Игра «Кто живет в какой стране». Цель: закрепление знаний детей о людях разных национальностей, обычаях, традициях, праздниках.
Ход игры. Педагог демонстрирует детям фотографии, карточки с изображением людей разных национальностей и праздниками, предметами быта для поиска соответствия.
5. Игра «Сундучок волшебных слов». Цель: развитие уважительного отношения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Дети, стоя в кругу, передают друг другу какой-либо предмет (игрушка, мяч), называя вежливые слова. Слова в игре можно классифицировать по-разному, например, слова приветствия (здравствуйте, доброе утро, привет, мы рады вас видеть), извинения (простите, извините, мне жаль, сожалею), благодарности (спасибо, пожалуйста, благодарю, будьте любезны), прощания (до свидания, до скорой встречи, доброй ночи).
6. Игра «Я люблю своих друзей». Цель: учить детей проявлять любовь и дружелюбие к окружающим.
Ход игры. Педагог предлагает детям изобразить своего сверстника из группы, используя мимику, жесты, движения, демонстрируя свои чувства к друзьям. После
того как будет угадан задуманный ребенок, дети обнимают друг друга, говорят добрые слова.
7. Игра «Моё имя». Цель: повышение самооценки ребенка, понимание своей индивидуальности.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается выбрать себе другое имя, которое он хотел бы иметь, или же оставить свое. После этого педагог спрашивает, почему ему не нравится или нравится его имя, по какой причине он бы хотел, чтобы его называли по-другому и др. Далее педагог может зачитать толкование каждого имени, его значение.
Игра позволяет получить дополнительную информацию о самооценке ребенка.
8. Игра «Мы - команда». Цель: развитие умения действовать совместно по сигналу, учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Ход игры. Перед игрой педагог проводит беседу с детьми о том, что такое «дружб», «взаимопомощь», что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают в колонну друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они выполняют различные задания, требующие совместного выполнения. Обязательное требование игры - не отцепляться друг от друга на протяжении всей игры.
9. Игра «Соберемся вместе». Цель: координирование индивидуальных действий, развитие умения устанавливать партнерские отношения в коллективе.
1. Ход игры. Дети разбиваются на небольшие группы по равному количеству игроков. Педагог предлагает разнообразные задания: построиться по росту, в соответствии с определенной цветовой гаммой или цветом на одежде и т.д.
2. Игра «Обыгрывание ситуаций». Цель: закрепление эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни.
Ход игры. Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании могут выполнять другие дети. Разрешается меняться ролями. Примеры ситуаций:
- Ты задержался и пришел в группу с опозданием. Дети уже играют в новую игру. Ты тоже хочешь поиграть с ними. Что ты будешь делать? Что ты им скажешь?
- Твоего друга долго не было в детском саду, так как он болел. Сегодня он пришел в группу. Как ты с ним поздороваешься? О чем ты ему будешь рассказывать?
- Тебя угостили двумя конфетами, тебе и брату (сестре), как ты их поделишь? Почему?
Обобщая сказанное выше, можем утверждать, что основы социально-личностного развития начинают закладываться еще в раннем онтогенезе, формируя личностные механизмы поведения. Ребенок в процессе общения со взрослыми и сверстниками, организации игровой деятельности, моделирования проблемных ситуаций начинает приобретать черты субъекта социальных отношений, понимать суть происходящего и давать ему оценку.
Библиографический список
1. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г № 1155 г Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 4. Детская психология. Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 320 с.
4. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 176 с.
References
1. Con I.S. The child and society: Manual for students of higher educational institutions. M.: Publishing center «Akademiya», 2003. 336 p.
2. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of October 17, 2013 No. 1155 Moscow "About the approval of the federal state educational standard of preschool education". http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
3. Vygotsky L.S. Collected works: in 6 volumes. V. 4. Children's psychology. Under D.B. Elkonin's edition. M.: Pedagogics, 1984. 320 р.
4. Kostyak T. V. Psychological adaptation of the child in a childcare center: manual for students of the highest pedagogical educational institutions. M.: Academy, 2008. 176 р.