Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №2, 2011 том 13
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ С ПОЗИЦИИ ЦЕЛОСТНОГО, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
Башкирева Т.В.
Рязанский гос. университет, кафедра общей психологии, г. Рязань
В уставе ВОЗ здоровье рассматривается как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное, социальное благополучие (1948). Понятие здоровье является междисциплинарным, однако в законодательстве оно рассматривается с позиции медицины. Авторы концепции «космопланитарного феномена человека» В.П. Казначеев и Е.А. Спирин [1991] предлагают четко разграничить здоровье отдельного человека и здоровье популяции. В понимании В.П. Казначеева, здоровье индивида - динамический процесс сохранения и развития его социально-природных (биологических, физиологических, психических) функций, социально-трудовой, социально-культурной, творческой активности при максимальной продолжительности жизненного цикла. Здоровье популяции представляет собой процесс долговременного социально-природного, социально-исторического и культурного развития жизнеспособности человеческого коллектива в ряду поколений.
Цель работы заключается определении социального здоровья с позиции целостного, междисциплинарного подхода.
Анализ литературных источников показал, что на данное время нет единого мнения о том, что такое «душевное, социальное благополучие». С нашей точки зрения душевное благополучие включает: 1) психическое здоровье человека, популяции; 2) психологическое здоровье человека, популяции. Социальное благополучие соответственно, социальное здоровье человека, популяции.
Таким образом, в нашем понимании:
1) Психическое здоровье человека - это состояние психики, обусловленное генетическими и врожденными особенностями, которое позволяет индивиду как бессознательно, так и осознанно, осмысленно, адекватно познавать, формировать психологические образы нормы поведения определенного социума и в соответствии с принятыми в нём ценностями реагировать на его воздействия в деятельности. Психическое здоровье популяции - генетические и врожденные особенности человеческой популяции, обеспечивающие биосоциальную адаптацию к различным факторам внешней среды.
2) Психологическое здоровье человека - совокупность генетических и врожденных физиологических, конституциональных, функциональных, психических, адаптационных особенностей и способностей человека, проявляющихся в гармонии субъектного, личностного развития. Психологическое здоровье популяции - состояние гармонии общества, мотивирующее и обеспечивающее его культурно -историческую, социально - экономическую безопасность и динамичность развития.
3) Социальное здоровье человека (личности, субъекта) - субъективное отображение человеком сочетания биологического, психического, психологического, культурно-экономического состояния общества (под биологическим состоянием мы понимаем состояние живых систем на космопланетарном уровне биосферы, ноосферы). Социальное здоровье популяции - отражение гендерно-возрастными группами биологических, психологических, культурно-исторических, демографических, социально-ценностных особенностей и состояний в конкретных природно-климатических, экологических, социально-исторических, культурно-этнических условиях.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье
и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011
Стр. [197]