Научная статья на тему 'Педагогические условия становления сихологического здоровья детей'

Педагогические условия становления сихологического здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления сихологического здоровья детей»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Мавлеткулов А.М. (Башкортостан, г. Стерлитамак)

Под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [5].

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценного функционирования. В последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В. А. Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, можно привести расстройства сердечно-сосудистой системы, расстройства желудочно-кишечного тракта. В отдельных исследованиях акцентируется внимание на том, что онкологические заболевания имеют психическую обусловленность, и, наоборот, психический фактор положительно влияет на полноценное функционирование человека.

О.В. Хухлаева составляет следующий обобщенный «портрет» психологически здорового человека: психологически здоровый человек — это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда, довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, в описании психологического здорового человека главным является понятие «гармония». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается как процесс. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае - глубоко несчастным [8].

Исходя из этого, И.В. Дубровина утверждает, что основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Отсюда - основу психологического здоровья детей составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Значит психологическое здоровье — это прижизненное образование. И. В. Дубровина считает главным компонентом психологического здоровья человека его духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

В научной литературе определены уровни психологического здоровья человека.

К высшему уровню психологического здоровья — креативному — отнесены люди с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню — адаптивному — относены люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть причислены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Низший уровень — это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи [8].

Одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей, по мнению ученых психологов, является наличие некоторого напряжения, побуждающего к действию. Как отмечает В. Франкл, современное общество благосостояния испытывает недостаток напряжения. Абсолютный эмоциональный комфорт, полное эмоциональное благополучие детей не способствуют становлению психологического здоровья, а, наоборот, могут привести к развитию вялой, безынициативной, нежизнеспособной личности. Более того, пассивного человека, не способного проявить требуемую активность в практических действиях по решению поставленных задач, нельзя считать психологически здоровым.

Однако, говоря о необходимости напряжения, следует помнить, что оно должно не быть бесконечным и чередоваться с состояниями расслабления. Расслабление должно предполагать не простое изменение условий деятельности, а практически полное ее прекращение или замену ее на другую. Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с XIX в. и вплоть до наших дней. А В.А. Сухомлинский писал, что ребенок должен знать, что такое трудности. Ни в коем случае нельзя, чтобы все давалось учащимся легко. Но навыки напряженного умственного труда, по В. А. Сухомлинскому, нужно прививать детям постепенно, не допуская переутомления.

Также необходимо упомянут выдвинутую М.М.Хананашвили теорию информационных неврозов, согласно которой важный фактор невротизации — информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Если к ним присоединяется высокий уровень учебной мотивации, не позволяющий уклоняться от высоких нагрузок, невротизирующее действие нагрузок усугубляется.

Итак, можно сделать вывод, что наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших педагогических условий становления психологического здоровья. Необходимо иметь в виду, что трудность ситуации и вызываемое напряжение соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей. При этом задача взрослых — не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия.

Следующим важным условием становления психологического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций. Но настроение детей во многом определяется настроением окружающих их взрослых. Поэтому особое значение приобретает личность взрослого, находящегося с ребенком. Взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора, только тогда можно говорить об оптимальных условиях становления психологического здоровья детей. Итак, необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов экспрессии оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.

Под положительным фоном настроения следует понимать наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого родителям необходимо формировать у детей, прежде всего, установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. По мнению ученых, у ребенка, воспитанного счастливыми родителями, на 10 — 20 процентов больше шансов самому стать счастливым.

В утверждении необходимости для психологически здорового человека такого качества, как оптимизм, имеется в виду способ объяснения и описания неудачи заключающийся в ее адекватном описании, отсутствии самообвинений и неправомерном ее обобщении.

Я. Мак-Дермот и Д О'Коннор доказывают, что оптимизм напрямую связан и с физическим здоровьем, и в связи с этим приводят данные изучения состояния здоровья за 40 - 45 лет. Оказывается, что те испытуемые, которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в молодости, оказались существенно более здоровыми в зрелости [4].

Формированию у детей оптимизма способствует постоянная фиксация их на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и внеучебной деятельности. Как справедливо отмечают Т. Ахола, Б. Фурман, намеренное фокусирование даже на незначительных признаках прогресса помогает созданию положительной атмосферы, способствует обращению людей к собственным ранее не проявлявшимся ресурсам, развитию веры в себя и свои силы.

Таким образом, наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе ребенка с анализом причин этого прогресса могут рассматриваться как основные педагогические условия становления психологического здоровья детей.

Литература

1. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние. — М., 1995.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

3. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.

4. Мак-Дермот Я., О'Коннор Д. НЛП и здоровье: Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. — Челябинск, 1998.

5. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998.

6. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб., 2000.

7. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А.Адлера. — СПб., 1993.

8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М., 2006.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

17. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

18. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

19. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.