Научная статья на тему 'Оценка психологического статуса суворовцев-первокурсников'

Оценка психологического статуса суворовцев-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка психологического статуса суворовцев-первокурсников»

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СУВОРОВЦЕВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ Макарова И.И., Шеховцов В.П., Панкрушина А.Н.

Тверская государственная медицинская академия, кафедра клинической физиологии и функциональной диагностики, кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Тверской государственный университет, кафедра биомедицины, г. Тверь

Особенности протекания основных психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, а также изменениями в эмоционально-волевой сфере позволяют охарактеризовать состояние человека в разных условиях существования [1]. Психическая адаптация, в том числе и к условиям образовательного процесса, представляет собой один из наиболее важных компонентов общего адаптационного процесса [3]. Известно, что корни развития большинства факторов риска, связанных с образом жизни человека, находятся в детском возрасте [2]. Нами в начале (I этап) и конце (II этап) учебного года были обследованы 129 воспитанников первого курса суворовского военного училища (СВУ). Оценка психологического статуса производилась с помощью тестов: «САН», опросника Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, личностного опросника Г. Айзенка, теста Пьерона-Рузера, теста оценки логического мышления путем определения закономерностей построения числовых рядов, методики «Информационный поиск», методики изучения уровня умственной работоспособности с использованием таблиц В.Я. Анфимова [4]. На I этапе исследования выявлен низкий уровень самочувствия и активности при высоком уровне настроения обследуемых. На II этапе показатели «САН» свидетельствуют об увеличении количества суворовцев со средним и высоким уровнями самооценки функционального состояния на 19,3%. Результаты теста Спилбергера - Ханина позволили определить средний уровень личностной тревожности (ЛТ) и низкий уровень реактивной тревожности (РТ) на обоих этапах исследования. К концу учебного года отмечено достоверное снижение на 5,0% значения уровня ЛТ. Результаты теста Г. Айзенка показали, что у суворовцев на обоих этапах исследования средний уровень экстраверсии и средний уровень эмоциональной устойчивости при тенденции к увеличению значения нейротизма. В динамике увеличилось количество экстравертов на 8,5% и лиц со средним уровнем эмоциональной неустойчивости на 22,6%. По показателям умственной деятельности установлено достоверное повышение к концу учебного года значения величины степени подвижности нервных процессов на 10,6%. Коэффициент продуктивности имеет высокие значения (0,98) на обоих этапах исследования. Ко II этапу исследования выявлено увеличение количества подростков с высоким и очень высоким уровнями концентрации внимания на 35,8% и на 20,0% успешно справившихся суворовцев с заданием для оценки логического мышления. Среднее значение оценочного балла кратковременной памяти и способности к поисковым действиям в условиях дефицита времени также достоверно увеличилось на 10,7% к окончанию учебного года. Исследование психологического статуса суворовцев показало, что в начальном периоде обучения новые для них условия явились источником психологического напряжения. Основой психоэмоционального напряжения у обследуемых подростков является личностная тревожность. К концу учебного года возрастает роль эмоциональной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Макарова И.И. Среда обитания и реактивность организма.- Тверь, 2001.- 176с.

2. Апанасенко Г.Л. Оценка физического развития детей и подростков с позиций биоэнергетики // Валеология.-2003.-№ 1.- С. 14-18.

3. Губина М.И. , Сусликова М.С., Яргалова М.С. Оценка состояния уровня адаптации у школьников разных классов // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова.- 2004.- Т.90, № 8.- С. 238.

4. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других.- М.: АСТ-Пресс, 1999.- 367с.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

27. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.