Научная статья на тему 'Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства'

Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / EDUCATIONAL PHILOSOPHY / EDUCATIONAL SPACE / PERSONAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL HEALTH / LEVELS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH / PERSONAL CREATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновальчук Валентина Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме философии образования – рассмотрению базисной ценности, определяющей полноценное развитие личности в образовательном пространстве – психологическому здоровью. Проанализированы исторические истоки научного исследования проблемы психологического здоровья, сущность нынешнего толкования, уровни психологического здоровья и взаимосвязь с творческим развитием личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновальчук Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HEALTH AS THE VALUE OF EDUCATIONAL SPACE

The article is devoted to psychological health as an important problem of educational philosophy. It is the basic value that determines full personal development in educational space. The author analyses historical origins of psychological health research, modern interpretation of this concept, levels of psychological health and its correlation with personal creative development.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства»

О.А. Безгина

ПЕРВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гринштейн И.М. Первенец самарской кооперации. - Самара, 1920.

2. Меркулов А.В. Исторический очерк потребительской кооперации в России. - М.,1917.

3. Туган-Барановский, М.И. Социальные основы кооперации. - М., 1989.

4. Плакитин П.Г., Кротов М.П. Тезис-конспект о кооперации. - Самара, 1924.

5. Корелин А.П. Кооперация и кооперативное движение в России. 1860-1917 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

6. Кабытов П.С. Поиски выхода из кризиса // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XIX - начало ХХ века. -М.: Наука, 2000.

7. Фигуровская Н.К., Подколзин Б.И. Петербургский

кружок князя А.И. Васильчикова и зарождение кооперативного кредита в России. //Кооперация. Страницы истории. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков. Т.1. Кн.2. Ч.1. - М.,2001.

8. Из материалов Второго съезда сельских хозяев при Императорском московском обществе сельского хозяйства. //Кооперация. Страницы истории. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков. Т.1. Кн.2. Ч.1. - М.,2001.

9. Соколовский, П.А. Деятельность земства по устройству ссудо- сберегательных товариществ. СПб., 1890.

10. Исаев, А.А. Новое кооперативное законодательство Пг.,1918.

11. Безгина, О.А. Эволюция кооперативного законодательства в доревореволюционной России. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

© 2013

THE FIRST STAGE IN THE DEVELOPMENT OF THE COOPERATIVE

MOVEMENT IN RUSSIA

O.A. Bezgina, Ph.D., Associate Professor, head of Department of history and philosophy

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: the article deals with the problem of the cooperative movement at stanovleniya otechestvennogo example Volga regions. The author conducts a periodization of history of development of the cooperative movement in Russia in the pre-revolutionary period and reveals the nature of the first stage.

Keywords: consumer, agricultural, credit cooperatives, cooperative legislation, the relationship of power and society.

УДК 101.1.316

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2013

В.И. Коновальчук, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии

Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,

Черкассы (Украина)

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме философии образования - рассмотрению базисной ценности, определяющей полноценное развитие личности в образовательном пространстве - психологическому здоровью. Проанализированы исторические истоки научного исследования проблемы психологического здоровья, сущность нынешнего толкования, уровни психологического здоровья и взаимосвязь с творческим развитием личности.

Ключевые слова: философия образования, образовательное пространство, развитие личности, психологическое здоровье, уровни психологического здоровья, творческое развитие личности.

Противоречия цивилизации, кризисные явления современного общества наиболее отчетливо и остро проявляются в сфере образования. Осмысление причин кризиса человеческой жизнедеятельности предопределяет необходимость осознания мировой общественностью того, что технократическая модель развития мира, сложившаяся в XX веке, не просто не соответствует потребностям отдельно взятой личности в ее духовном развитии и совершенствовании, а, зачастую, исключает их. Необходимость антропоцентрической переориентации актуализирует ряд проблем образовательного характера, связанных с поиском путей раскрытия духовного потенциала личности, его развития для реализации общечеловеческих ценностей. Интенсивное теоретическое осмысление путей развития образования в области педагогики и психологии приводит к необходимости согласовать эти поиски с философскими и культурологическими установками на образование как ресурсосозида-ющий общественный и личностный феномен. Несмотря на значительное количество научных исследований по проблеме сущности личности и ее образования, много антропологических вопросов оказались невыясненными, поскольку философия образования в современных условиях находится в состоянии становления.

Характерным для современного образовательного процесса является отход от понимания сущности образовательных процессов как траектории движения, или линейно определенного пути, по которому должна двигаться личность в соответствии с нормативами и регла-

ментами с целью приобретения знаний. Именно поэтому за последние годы в научной литературе приобрело достаточно широкое распространение и использование понятие «образовательное пространство». Особенно актуально понятие образовательного пространства в области педагогической практики [1; 2], где оно рассматривается как педагогическая реальность, в частности, место, где субъективно задаются многочисленные отношения и связи, осуществляются специальные виды деятельности различных систем, влияющие на развитие индивида и процесс его социализации. Анализ наиболее употребляемых толкований свидетельствует о семантической емкости понятия, его многогранности и в связи с этим - многозначности и фрагментарности толкований разными авторами. Существенными, на наш взгляд, характеристиками следует считать: целостность и интегра-тивность с социумом и мировым образовательным пространством; структурированность, наличие ценностей, определяющих ориентиры и возможности для саморазвития и самоизменения личности на разных этапах ее становления. Целесообразно акцентировать на основной функции образовательного пространства: содействии раскрытию и развитию самобытного творческого потенциала личности. Осмысление сущности образовательного пространства предполагает прежде всего понимание ученика как автора и созидателя окружающей деятельности. Человек сегодня не только «мера всех вещей», но и творец, созидающий новые реальности в достижениях культуры и цивилизации.

В исследованиях последних лет [3, с. 4] прослеживается доминирование идеи ведущей роли гармонично организованной образовательной среды как «источника», «пространства жизнедеятельности», питающего развитие личности. Речь идет об образовательном творчески развивающем пространстве, способствующем самодвижению личности обучающегося путем воздействия на его значимые ценности. Ценности выступают смыслообразующей основой человеческой жизни и самого образовательного пространства. Анализ исследований в области философии образования показывает, что в последнее десятилетие ученые уделяли значительное внимание концептуальным вопросам построения нового образовательного пространства, разрабатывали проблему ценностей и целей образования, дефицит понимания которых - специфика нынешней ситуации. В системе ценностей, определяющих полноценное творческое развитие личности, имеет особое значение психологическое здоровье. Здоровый образ жизненной реализации человека является фундаментальной силой прогрессивных процессов общества.

Основной целью статьи является осуществление научно-философского анализа теоретических подходов к толкованию сущности базисной ценности, определяющей полноценное развитие личности в образовательном пространстве - психологического здоровья.

История проблемы психологического здоровья человека начинается античной философией в контексте разработки основной проблемы - соотношение макро-и микрокосмоса. Платон [5] проводит аналогию между Вселенной, которая мыслится как «единое живое существо», и человеком. Вселенная является образцом высокой организованности, упорядоченности для каждого человека, ориентированного на здоровье. Так же, как гармонично согласуются природные явления и стихия, в соответствии с законами меры, границы и числа - факторов, обеспечивающих единый Мировой порядок - должны быть упорядочены страсти души и телесные влечения человека. В человеческой природе должен господствовать закон и порядок, включающие в себя границу. В соответствии с толкованием Платона, здоровье, как и прекрасное, следует определять равномерностью на основе согласования противоположного. Поэтому, красота и здоровье являются выражением внутренней гармонии, достигнутого уровня духовного совершенства человека. Традицию гармоничной и соразмерной построению Мира продолжают философы-стоики, подчеркивая органическую и неразрывную взаимосвязь между индивидуальным бытием человека и Вселенной. Кроме этого, здоровье понимается не только, как внутреннее равновесие, гармония во взаимосвязи души и тела, а как согласованное взаимодействие человека с Природой. Счастье и высшее всеобщее благо определяется согласованностью с Природой Целого. Степень здоровья человека определяется мерой ее сопричастности к Единству Природы. Следует отметить, что гармония человека с Природой требует определенного психического состояния, приобретаемого в результате тщательной работы над собой, в направлении самораскрытия и создания индивидуальной сущности. Таким образом, античная философия сформировала базовые основы понимания феномена здоровья человека во взаимосвязи внутреннего (душевного) равновесия и согласованности взаимоотношений человека с внешней средой. Анализ работ античных философов по проблеме здорового образа жизненной реализации человека, позволяет выделить, прежде всего, постулат о «личном деле каждого» в вопросе здорового образа жизни. Забота же о себе предполагает постоянную работу над собой с целью самораскрытия и самосовершенствования, поэтому вопрос здорового образа жизни является вопросом адекватного воспитания и кропотливого самовоспитания. Так, Платон в работе «Государство» [5] высказывает убеждение, что необходимость обращаться за помощью к врачам (целителей)

уже сама по себе является позорной, так же как и необходимость обращаться за помощью к судьям: человек, не способный самостоятельно заботиться и поддерживать свое здоровье, так же, как и тот, который может разобраться в вопросах справедливости, позорит самого себя. По мнению автора, потребность в умелых врачам и судьях является доказательством плохого воспитания и распущенности граждан. Мнение Платона перекликается с современными взглядами на причины деструктивной жизнедеятельности человека и отсутствие ориентации на здоровый образ жизнедеятельности, поскольку исследования этой проблемы чаще ориентированы на выявление внешних факторов - общественных.

Наиболее глубокое исследование влияния общества на индивидуальный способ бытия совершил Э. Фромм. Автор предполагает, что цивилизованному обществу может недоставать психологического здоровья, в случае, если не согласуется с человеческой природой [6]. Э. Фромм считает, что человек приобретает душевное здоровье в случае, если достигает в своем развитии полной зрелости, в соответствии со свойствами и законами человеческой природы. Поэтому критерием здорового образа жизненной реализации, по мнению автора, является не индивидуальная приспособленность к определенному общественному порядку, а более общий показатель - удовлетворительное решение проблемы человеческого существования. Автор высказывает мнение о том, что в случае, если человеку не удается достичь свободы, спонтанности, истинного самовыражения, то его образ жизни можно считать глубоко дифицитарным.

Разработка аспектов психологического здоровья предусматривает комплексный подход из-за сложности и многозначности самого понятия «здоровье». В современной литературе, как зарубежной, так и отечественной, подчеркивается необходимость рассматривать здоровье не только как категорию медицинскую, но и социально-психологическую, и философскую [7-10]. В исследованиях В. Ананьева, О. Васильева, Ф. Филатова, В. Слободчикова, А. Шувалова, Е. Никифорова и др. здоровье рассматривается как значимый феномен социального бытия, как структурообразующий фактор социальности во взаимосвязи с другими компонентами. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов. В Преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков [11]. Однако современные исследования не исчерпывают актуальных аспектов проблемы и нуждаются в необходимости познания определяющих факторов состояния психологического здоровья, что указывает на социальный уровень здорового образа жизнедеятельности человека.

Термин «психологическое здоровье» подчеркивает целостность человека, нераздельность телесного и психического в нем, необходимость и того, и другого для полноценной жизненной реализации. Более того, в последнее время подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И именно здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие воплощения человеком своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения научно-практических наработок темы здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. В настоящее время достаточно разработанным и прогрессивным является направление - психосоматическая медицина, рассматривающая механизмы влияния психики, в частности, эмоций, на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, то есть по мере развития науки выявляется психическая

обусловленность все большего количества заболеваний.

Психологически здоровый человек - это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только умом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и получает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а, иногда, довольно тяжелым, но он прекрасно взаимодействует с условиями жизни, быстро изменяется. И что важно - умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, т.п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье является динамичной совокупностью психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, является предпосылкой ориентации личности на реализацию полноценной жизнедеятельности.

Если исходить из того, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья есть слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать само-регулятивность, как возможность адекватного приспособления динамичным условиям внешней среды, благоприятным и неблагоприятным. Основной функцией психологического здоровья следует считать поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Для научного исследования важно сопоставить понятие психологического здоровья с понятием зрелости личности, поскольку ряд авторов употребляет их практически синонимичными [12].

Основу психологического здоровья, безусловно, составляет полноценное психическое развитие субъекта на всех этапах онтогенеза. Таким образом, показатели психологического здоровья ребенка и взрослого предполагают различия в совокупности личностных новообразований, еще не развитых у ребенка, но присутствующие у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье - это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще на ранних периодах развития, в частности, в пренатальном периоде. Естественно, что в течении жизни человека состояние и показатели постоянно изменяются в результате взаимодействия разнообразных внешних и внутренних факторов. Примечательно, что не только внешние факторы могут преломляться через особенности внутренних, но и внутренние факторы могут предопределять восприятие и воздействие внешних явлений. Психологическое здоровье содержательно определяется духовностью, богатством развития личности, то есть наличием в состоянии психологическое здоровья духовного начала, ориентации на вечные человеческие ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, психологическое здоровье человека предполагает наличие этической системы.

Важным аспектом рассмотрения проблемы психологического здоровья является выявление показателей нормы. Данный вопрос актуален, но далек сегодня от однозначного истолкования. По нашему мнению, пре-

жде всего, целесообразно определить различия понятий психологического и психического здоровья в контексте понимания нормы, поскольку достаточно часто встречаются случаи неразличения или подмены понятий.

Норма - это некий принятый образ, служащий ориентиром для организации и функционирования системы. Для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации и жизни человека в обществе. Для психологического здоровья норма - это, наоборот, наличие определенных личностных характеристик, позволяющих не только и не столько адаптироваться к общественным условиям, но и, постоянно развиваясь самому, содействовать его развитию. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья - это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к полноценной жизненной реализации. Проблема нормы во многом стыкается с проблемой критериев психологического здоровья. В наше время к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход, однако при определении уровней используются различные основания [7-10] относительно сохранения функций внешней и внутренней регуляции. Выделяются, как высший уровень, личностно-смысловое или личностное здоровье; уровень индивидуально-психологического здоровья - способность строить адекватные способы смысловых устремлений и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности. Развитие является необратимым процессом и заключается в усложнении и изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Это изменение проходит через все уровни развития психики, сознания и заключается в качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, предусматривающем, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением приспосабливать его к своим потребностям. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Высший уровень психологического здоровья - креативный - характеризуется способностью к устойчивой адаптации в среде, наличием резерва для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием творческой позиции. Средний уровень - адаптивный - определяют: удовлетворительная приспособленность к социуму, с определенной повышенной тревожностью; отсутствие запаса прочности психологического здоровья; предусмотрение необходимости работы профилактически развивающей направленности. Низший уровень - дезадаптивный или ассимилятивно-аккомодативный. Его характеризует нарушение баланса процессов ассимиляции, аккомодации и использование для разрешения внутреннего конфликта ассимилятивных или аккомодативных средств. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих. Аккомодативний стиль поведения проявляется в активно-наступательной позиции, стремлении подчинить окружающих своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.

Таким образом, полноценная творческая самореали-

зация личности в образовательном пространстве основывается на креативном уровне психологического здоровья. Исходя из понимания того, что определяющими субъективными факторами в регуляции своеобразия жизнедеятельности человека, в частности, психологического здоровья и творческого развития являются психологические защиты, мы убеждены, что научно-практическая разработка проблемы творческо-развивающего образовательного пространства предусматривает необходимость учета субъективных факторов. Системным образованием психики, интегрирующим ее структурные компоненты, обеспечивая их функциональный баланс, являются психологические защиты. Психологические защиты начинают формироваться в период возрастного развития психики, когда сознание еще не сформировано, поэтому являются преимущественно неосознаваемыми. Раннее формирование и бессознательный характер механизмов психологической защиты обуславливает императивность их влияния на жизнедеятельность человека и трудности контроля их функциональных проявлений. Кроме этого, в соответствии с первичными жизненными потребностями человека, система психологических защит функционирует как регулятор распределения психической энергии с целью обеспечения психического равновесия. Дисфункции защит дестабилизируют психику личности, нарушая состояние психологического здоровья. Именно поэтому исследования психологических защит открывает перспективы более содержательного и глубокого исследования проблем психологии здоровья, являющегося безусловной ценностью развивающего образовательного пространства.

Перспективы дальнейших научных изысканий мы видим в выявлении наиболее значимых параметров образовательного пространства, способных обеспечивать полноценное творческое развитие личности на основе учета индивидуального своеобразия, которое определя-

ется и бессознательными механизмами психики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виленский М. Я., Мещерякова Е. В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука (Научно-методический журнал). - 2002. - №2. - С. 9.

2. Борисова Т. Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1999. - С. 19.

3. Философия образования для XX века: Сб. статей.

- М., 1992. - С. 206.

4. Розин В. М. Образование в конце XX века, 1992.

- С. 11.

5. Платон. Государство. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1994. Т. 3.

6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.

7. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. -СПб., 2006.

8. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. - Ростов-на-Дону, 2005.

- С. 110-186.

9. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии.

- 2001. - № 4.

10. Никифоров Г. С. Психология здоровья. - СПб., 2006

11. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения

12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса, 2000.

PSYCHOLOGICAL HEALTH AS THE VALUE OF EDUCATIONAL SPACE

© 2013

V.I. Konovalchuk, doctor of psychology, associate professor Psychology Department Chairperson

Cherkassy Regional Institute of Post-diploma Education for Pedagogical Workers, Cherkassy (Ukraine)

Annotation: The article is devoted to psychological health as an important problem of educational philosophy. It is the basic value that determines full personal development in educational space. The author analyses historical origins of psychological health research, modern interpretation of this concept, levels of psychological health and its correlation with personal creative development.

Keywords: educational philosophy, educational space, personal development, psychological health, levels of psychological health, personal creative development.

УДК 376.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© 2013

Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)

Аннотация: В статье раскрываются особенности овладения компьютерной грамотностью, облегчающей социализацию незрячих.

Ключевые слова: социализация незрячих, компьютерные технологии.

Процесс преподавания информационных технологий незрячим людям обусловлен, с одной стороны, тем, что компьютер облегчает незрячему человеку доступ к информации разного рода, с другой, - сложностью комплекса психических реакций лиц с глубокими нарушениями зрения. Проблема обучения незрячих современным информационным технологиям заключается в так же и в том, что данный контингент разнороден по типу имеющихся зрительных патологий, по виду нарушения зрения (тотальная слепота или порциальная), по времени наступления дефекта: слепота врождённая или приобретённая и так далее. При этом, каждая группа незрячих, объединяемая на основе тяжести зрительной

патологии, характеризуется наличием тех или иных психических особенностей, которые преподавателю информационных и коммуникационных технологий необходимо иметь в виду. Знание этих особенностей поможет грамотно и точно выдавать материал, необходимый для изучения той или иной группе реабилитантов.

Существует множество классификаций людей с нарушением зрения: исходя из особенностей протекания заболевания глаз (катаракта, атрофия зрительного нерва, глоукома и т.д). В своей работе мы придерживаемся классификации лиц со зрительной патологией, выделенной в Уральском государственном педагогическом университете г. Екатеринбурга специалистами кафедры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.