Научная статья на тему 'Проблемы социального здоровья в школьных образовательных учреждениях'

Проблемы социального здоровья в школьных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социального здоровья в школьных образовательных учреждениях»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Башкирева Т.В.1, Северин А.Е.2

1Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, кафедра психологии, г. Рязань 2Российский университет дружбы народов, кафедра нормальной физиологии, г. Москва

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № G5-G6-536G1 а/Ц.

Современный этап развития наук о человеке требует междисциплинарного подхода не только медицины с психологией, но и с современными техническими достижениями для более корректного выявления тенденций в изменении здоровья человека. В связи с этим нами даны понятия социального здоровья человека і- субъективное отображение сочетания биологического, психического, психологического, культурно-экономического состояния общества), социального здоровья популяции і- отражение гендерно-возрастными группами биологических, психических, социально-ценностных особенностей и состояний в конкретных природно-климатических, экологических, социально-исторических, культурно-этнических условиях), в рамках психологии здоровья выделены критерии социального здоровья (демографический; заболеваемость и санитарно-эпидемиологическое неблагополучие; экологический; социализация; образ жизни; самоактуализация; функциональное состояние и адаптация). Известно, что дети и подростки высоко сенситивны к любым воздействиям вешней среды и обществу следует проявлять серьезное внимание к здоровью подрастающего поколения, как будущему носителю социальных ценностей конкретного государства. Медицинское обследование, которое ежегодно проходят школьники, на самом деле не дает представление об истинном состоянии здоровья детей в конкретном учебно-образовательном пространстве.

Нами были обследованы младшие подростки, учащиеся б класса і11-12 лет) в условиях классно-урочной системы. В исследовании использованы психологические методики изучения мотивации и волевых процессов. Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) осуществлялся аппаратно-программным комплексом «Варкард». Кореляционный анализ проводился в программе Microsoft Excel 2GG3.

Результаты исследования выявили, что 3G% и 33% девочек в условиях образовательного процесса находятся в состоянии оптимального функционирования, 5G% мальчиков и 33% девочек - в состоянии умеренного напряжения, 2G% мальчиков и 11% девочек - в состоянии выраженного напряжения регуляторных систем, связанных с активной мобилизацией защитных механизмов, в том числе повышенной активности симпатоадреналовой системы и системы гипофиз-надпочечники, 11% девочек - в состоянии истощения (астенизации). Активизация волевых процессов вызывает увеличение нагрузки на кардиосистему как у мальчиков, так и у девочек (r = G,66^G,47; P<G,GG1^G,G1). Мотивация познавательной деятельности достоверно активизируется деятельностью коры и подкорки (r = G,39; P<G,G5), а у девочек снижается автономный контур регуляции (r = -G,54; P<G,GG1), интенсивно включаются тормозные процессы (r = G,4G; P<G,G1). Чем больше родители и учителя требуют от мальчиков и девочек младшего подросткового возраста волевых качеств, тем большее напряжение испытывает кардиосистема растущего организма, что может привести к срыву адаптационных систем. На рисунке представлен анализ ВСР мальчика 11 лет, который вызывает тревогу у учителей и родителей тем, что много спит, в бодрствовании пассивен, не проявляет интереса к окружающему миру. Полученные данные требуют комплексного анализа со стороны кардиологов, пульмонологов, невропатологов, психологов.

Сидя

Кардиоинтервалограмма

Г истограмма

Таким образом, такой критерий социального здоровья как функциональное состояние и адаптация, являются важными в углубленном комплексном исследовании детей в образовательных учреждениях в целях профилактики безопасности их жизни.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.