Научная статья на тему 'Социальное здоровье личности в ракурсе экологической этики'

Социальное здоровье личности в ракурсе экологической этики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / БИОЦЕНТРИЗМ / ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / SOCIAL HEALTH / ENVIRONMENTAL ETHICS / ANTHROPOCENTRISM / BIOCENTRISM / DEEP ENVIRONMENTAL CONDITIONS / CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пилюшенко Александра Валерьевна, Шишкина Анастасия Андреевна

В статье затрагиваются вопросы социального здоровья личности в ракурсе экологической этики. Показано, что благополучие человека и общества тесно связано с необходимостью развития экологической этики, поскольку многие параметры качества жизни определяются многочисленными экологическими аспектами. Определено значение экологической этики как разумное стремление преодолеть кризис взаимоотношений человека и природы, позволяющее рассматривать ее развитие в качестве одного из критериев социального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY’S SOCIAL HEALTH IN THE PERSPECTIVE OF ENVIRONMENTAL ETHICS

The article deals with the issues of the personality’s social health in the perspective of environmental ethics. It is shown that well-being of the individual and the society is closely connected with the necessity to develop environmental ethics as many parameters of life quality are determined by numerous environmental aspects. The study identifies importance of environmental ethics as rational urge to overcome the crisis of relationship between the man and nature that allows considering its development as one of the criteria of social health.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье личности в ракурсе экологической этики»

Пилюшенко Александра Валерьевна, Шишкина Анастасия Андреевна СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ В РАКУРСЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

В статье затрагиваются вопросы социального здоровья личности в ракурсе экологической этики. Показано, что благополучие человека и общества тесно связано с необходимостью развития экологической этики, поскольку многие параметры качества жизни определяются многочисленными экологическими аспектами. Определено значение экологической этики как разумное стремление преодолеть кризис взаимоотношений человека и природы, позволяющее рассматривать ее развитие в качестве одного из критериев социального здоровья. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/7/43.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 161-163. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список источников

1. Ахмиров А. И. Смысложизненные идеи общества как основа устойчивого государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (75). С. 29-31.

2. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику: монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. 392 с.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Московского унта, 1984. 200 с.

4. Егорова Н. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций обучающихся образовательных организаций МВД России с признаками профессионального отчуждения [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 26. С. 956-960. URL: http://e-koncept.ru/2016/46992.htm (дата обращения: 10.04.2017).

5. Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97-110.

6. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / отв. ред. В. Н. Садовский. М.: Наука, 1988. 243 с.

7. Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие. М.: Юстиция, 2016. 228 с.

8. Платон. Федр [Электронный ресурс] / пер. А. Н. Егунова. URL: http://grani.roerich.com/plato/txt/phaedrus.htm (дата обращения: 13.04.2017).

9. Самарин В. Г. Крушение морали в России: к постановке проблемы // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. С. 153-160.

10. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983. 430 с.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CITIZENS: PROBLEMS OF MASTERING ETHICAL KNOWLEDGE

Penionzhek Evgeniya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Samarin Vadim Gennad'evich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Egorova Natal'ya Nikolaevna, Ph. D. in Psychology Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Ekaterinburg penionzhec@yandex.ru; samarinvg@mail.ru; tigernn@mail.ru

The article analyzes issues of spiritual and moral education. Aspects of such a form of education as providing assistance in the situation of moral choice are outlined. The authors examine this problem by considering relationship between psychological knowledge and ethical conceptions. Features of formation of the personality's qualities are presented on the basis of actualization of high moral points of the human's activity and meaningful orientations.

Key words and phrases: spiritual and moral education; forms of spiritual and moral education; meaning of life; moral choice; typology of moral choice; psychic reality.

УДК 172:504 Философские науки

В статье затрагиваются вопросы социального здоровья личности в ракурсе экологической этики. Показано, что благополучие человека и общества тесно связано с необходимостью развития экологической этики, поскольку многие параметры качества жизни определяются многочисленными экологическими аспектами. Определено значение экологической этики как разумное стремление преодолеть кризис взаимоотношений человека и природы, позволяющее рассматривать ее развитие в качестве одного из критериев социального здоровья.

Ключевые слова и фразы: социальное здоровье; экологическая этика; антропоцентризм; биоцентризм; глубинная экология; культура.

Пилюшенко Александра Валерьевна, к. филос. н. Шишкина Анастасия Андреевна, к. филос. н.

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова che-pi@yandex.ru; shishkinaal8@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ В РАКУРСЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Социальное здоровье личности как некое интегральное понятие, характеризующее ее продуктивную социальную жизнедеятельность, взаимоориентированность личных и общественных интересов и потребностей, предполагает наличие в самосознании человека установок на преодоление кризисных ситуаций и явлений, с которыми сталкивается современное общество. Проблемное поле отношений «человек-общество» многогранно

162

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

и динамично, оно включает в себя разные стороны жизнедеятельности общества и человека. Несомненно, вопросы экологической этики не могут не оказаться в фокусе социально-философского анализа проблем социального здоровья личности, отражая всю сложность взаимоотношений системы «человек-природа-общество».

Высокие темпы технизации общества все в большей степени актуализируют конфликт между техникой и природой, решение которого опирается, прежде всего, на обращение к потребностям человека, его благополучию и здоровью как к главным ориентирам социального развития. Это подтверждается человекоразмер-ностью различных концепций экологической этики [7], где техника и природа выступают скорее инструментом человека в реализации его права на жизнь и здоровье. Более того, современные экологические проблемы обнаруживаются и актуализируются тогда, когда они начинают угрожать интересам человека, а не природы; в свою очередь, существование и развитие техники непосредственно связано с интересами и потребностями человека.

В этом смысле конфликт техники и природы можно переформулировать в конфликт долгосрочных и краткосрочных целей человечества: потребность жить в чистой природной среде (что очевидно обуславливает его здоровье и благополучие) и стремление к максимальному экономическому обогащению за счет наращивания промышленного производства (в этом смысле техника выступает основным инструментом), - которые в диалектическом единстве устремлены на улучшение качества его жизни. Наличие долгосрочных целей сохранения природных ресурсов находит свое отражение в антитехницизме, который «обнаруживает социальное, духовное, ответственное в сущности человека». Краткосрочные цели напрямую просматриваются в системе ценностей техницизма как к высшей стадии развития всего живого в борьбе за существование [6, с. 207].

В указанных условиях развития общества происходят изменения во всех его сферах. Прежде всего, это касается материально-производственной, политической и социальной сфер. Однако и духовная не является исключением. Значимые преобразования характеризуют ее неотъемлемую часть - экологическую этику. Она так же, как и другие виды этики (медицинская, предпринимательская, политическая, религиозная и др.), предполагает оценочные суждения, субъективность в различении добра и зла, а также совокупность соответствующих правил поведения. Однако от других видов этики экологическую отличает вовлеченность в систему взаимоотношений в качестве ключевых элементов не только человека и общества, но и природы. В рамках биоцентризма, антропоцентризма, глубинной экологии, этики земли, этики благоговения перед жизнью [5] человечество формулирует принципы долженствования перед настоящим и будущими поколениями Homo sapiens, но также и перед другими живыми существами, определяя свою степень свободы в отношении их бытия.

Экологическая этика - это совокупность принципов поведения человека, прежде всего, по отношению к остальной части живой природы. Она выражается в самых разнообразных нормах, которые можно свести к трем основным системам ценностей: антропоцентризм, биоцентризм и глубинная экология [7]. Однако, формируя принципиальные требования поведения, человек обращается именно к себе и к социуму, поэтому экологическая этика - это еще один способ в определении собственной сущности, попытки отождествить себя с великой природной силой или возвысить себя над ней, что, в свою очередь, отражает ключевые нормы современной культуры и степень социального здоровья личности.

Важная особенность экологических проблем современности - их глобальный характер, возможность их обнаружения преимущественно на уровне макроэкосистем, что определяет общесоциальный характер данной проблематики. В этом смысле вопросы экологической этики могут разрабатываться также в контексте взаимоотношений человека и общества.

С движением времени меняются природные и культурно-исторические условия становления и развития личности, кардинальным образом преобразуется ландшафт, видоизменяется мир растений и животных, трансформируется система ценностей. Все эти процессы демонстрируют необратимое развитие человека и человеческого разума. В таких условиях каждый представитель Homo sapiens ощущает свою сопричастность к происходящему и пытается выработать справедливые, по его представлению, правила потребления природных ресурсов. Любой вид экологической этики является тому подтверждением. Самыми выразительными в таком случае являются антропо- и биоцентризм, которые максимальным образом обнаруживают субъективный подход к формированию принципов взаимоотношений человека и природы. Их ограниченность видится в том, что они бескомпромиссны, радикальны, утопичны, рассматривают мир через бинарный подход, противопоставляют феномены человека и Вселенной [2; 7, с. 203-204].

Выработка разумных принципов деятельности человека по отношению к природе - необходимое условие его благополучия, поскольку многие параметры качества жизни определяются многочисленными экологическими аспектами. Сегодня эти принципы формулируются на основе экологического знания, дающего представление о том, как жизнедеятельность общества влияет на природную среду; осуществляется поиск компромиссов между необходимостью преобразования природы под потребности человека и необходимостью сохранить жизнеспособность природной среды, а значит, и жизнеспособность человека как биологического вида. В результате на социумном уровне формулируются правила и нормы поведения человека, прежде всего, тех его аспектов, которые имеют отношение к природной среде, - оформляется глубинно-экологическая этика. Выработанные на социумном уровне поведенческие нормы находят отражение в индивидуальном сознании [4], где одни принципы могут закрепляться и устойчиво проявляться в поведении человека, а другие - игнорироваться или отвергаться.

Очевидно, что чем более полно указанные принципы находят свое отражение в поведении отдельного человека, тем более здоровой представляется личность в социальном плане: осознание негативных и позитивных последствий собственных действий, адекватная их корректировка в сторону общесоциальных

ценностей и потребностей, в том числе и в природоохранном аспекте, - необходимая составляющая здоровой социальной среды. Недопустимость пренебрежения интересов многих в пользу интересов одного - основополагающий принцип сохранения социального здоровья личности.

Сегодня в музеях-заповедниках, музеях под открытым небом и особенно в природных парках федерального значения на основе законодательной базы весьма тщательно продумывают и реализуют мероприятия прямого и косвенного влияния на формирование системы экологических ценностей населения, поэтому принципы экологической этики на данных территориях могут быть охарактеризованы как глубинно-экологические [8, с. 82]. Параллельно этому процессу происходит индивидуальное, интуитивное постижение природы на основе общих этических норм и традиций отдельных культур, которое нередко сводится к крайним видам экологической этики: антропо- и биоцентризму. Весьма важным в таких условиях видится объединение указанных процессов за преобладанием первого с целью ослабления экологической напряженности и развития новых принципов экологической этики, отвечающих реальным условиям природопользования.

С учетом всевозрастающей актуализации экологических проблем включение норм экологической этики в проблему осмысления критериев и содержания социального здоровья личности представляется весьма существенным. Определяется это и социальным значением феномена экологической этики: наличие разных видов экологической этики в современной культуре - это своеобразный итог ее многовекового развития, который свидетельствует об озабоченности человека данной проблематикой. В различные исторические периоды появлялись новые принципы экологического поведения или выходили на первый план уже забытые и нуждающиеся в реставрации. Все предлагаемые нормы обнаруживают стремление не только к личному благополучию, но и к улучшению качества жизни всего человечества.

Таким образом, развитие экологической этики может трактоваться как норма социального здоровья личности, как разумное стремление преодолеть кризис взаимоотношений человека и природы, создать надежную основу для будущих поколений человечества. Обращение человека к природно-жизненным ценностям через преобразование экологического сознания - естественное проявление его ориентации на личное благополучие, соответствующее требованиям актуальных социокультурных обстоятельств. Адекватная личная оценка собственной деятельности и ответственности, в том числе и в экологическом аспекте, - неотъемлемый компонент социального здоровья личности, который можно рассматривать в качестве одного из его критериев.

Список источников

1. Барг А. О., Несевря Н. А. Социальные факторы риска здоровью: теоретико-методологические проблемы анализа // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. № 1 (1). С. 99-108.

2. Кряж И. В. От антропоцентризма к биоцентризму: о возможности смены парадигмы // Философия экологического образования / под общ. ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 379-384.

3. Петрова М. В. Феномен здоровья в рамках философских интерпретаций // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. № 3. С. 35-38.

4. Пилюшенко А. В. Ценностно-смысловые основы здорового образа жизни // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. 1. С. 132-134.

5. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / пер. с нем.; сост. и посл. А. А. Гусейнова; общ. ред. А. А. Гусейнова и М. Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1992. 576 с.

6. Шишкина А. А. Антропоцентризм - основание для техницизма или антитехницизма? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. 1. С. 205-207.

7. Шишкина А. А. Основные виды современной экологической этики: антропоцентризм и биоцентризм // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6 (44): в 2-х ч. Ч. 1. С. 202-204.

8. Шишкина А. А. Система ценностей культурного ландшафта как условие для развития экологической этики (на примере ФГБУ «Национальный парк "Нечкинский"») // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 4. С. 79-83.

PERSONALITY'S SOCIAL HEALTH IN THE PERSPECTIVE OF ENVIRONMENTAL ETHICS

Pilyushenko Aleksandra Valer'evna, Ph. D. in Philosophy Shishkina Anastasiya Andreevna, Ph. D. in Philosophy Kalashnikov Izhevsk State Technical University che-pi@yandex. ru; shishkinaa18@mail. ru

The article deals with the issues of the personality's social health in the perspective of environmental ethics. It is shown that well-being of the individual and the society is closely connected with the necessity to develop environmental ethics as many parameters of life quality are determined by numerous environmental aspects. The study identifies importance of environmental ethics as rational urge to overcome the crisis of relationship between the man and nature that allows considering its development as one of the criteria of social health.

Key words and phrases: social health; environmental ethics; anthropocentrism; biocentrism; deep environmental conditions; culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.