Как известно, в российской православной традиции вегетарианство является не идеологией потребления, а необходимой составляющей постов, в первую очередь, - Великого. Кроме религиозных, несомненно, существуют и социально-экономические причины возникновения постов, а именно - истощение ресурсов, преимущественно, к весне.
Кроме того, существующие в большинстве обществ диеты, которые сейчас рассматриваются как элемент здорового образа жизни, традиционно возникали как социальные конструкты. Так, например, возможность употреблять либо не употреблять тот или иной продукт определяется принадлежностью к той или иной социально страте.
Киреева Н.Н., Анисимов А.И.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, Nikaren1@yandex.ru; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, aai101@mail.ru
Проблема обеспечения сохранности и укрепления здоровья педагогов является наиболее острой и актуальной в системе современного образования и связана с эффективностью труда лиц педагогических профессий. Профессия педагога предполагает высокие затраты ресурсов физического и психического здоровья. Это обусловливает риск возникновения хронической усталости, профессиональной деформации, невротических расстройств и разного рода психосоматических проблем. Одним из подходов к решению этой проблемы является изучение социального здоровья человека.
Социальное здоровье человека - одна из наиболее актуальных и перспективных проблем современной психологии здоровья.Основной акцент специфики социального здоровья, как подчеркивает Г.С. Никифоров, - полноценное выполнение человеком своих социальных функций.
Мы рассматриваем социальное здоровье человека как степень гармоничности его отношений с социальным окружением, в которой отражено динамическое равновесие уровня социальной зрелости личности и общественно значимых требований. Сущностными моментами этого определения являются и гармоничность отношений, и социальная зрелость личности, которые мы рассматриваем в качестве интегральных критериев оценки социального здоровья человека.Эти критерии нами были использованы в эмпирическом исследовании
социального здоровья учителей.
Потенциал социального здоровья следует рассматривать в контексте тех ресурсов личности, которые помогают ей поддерживать гармоничность отношений с социальным окружением, преодолевать неблагоприятные, конфликтные ситуации и социальные катаклизмы.
Целью нашего исследования явилось изучение индивидуального социального здоровья (СЗд) учителей и выявление среди них группы риска профессионального выгорания.Высокая степень профессионального выгорания (ПВ) может выступать в качестве одного из индикаторов низкого уровня социального здоровья. Мы предположили, что показатели СЗд учителей будут иметь существенные различия в связи со степенью переживаемых ими состояний ПВ, отраженных в симптомах «эмоционального истощения», «деперсонализации», «редукции личных достижений».
Для реализации поставленной цели нами были обследованы учителя общеобразовательных школ СПб. Общая выборка составила 302 человека. В нее вошли женщины с высшим образованием, в возрасте от 23 до 62 лет.Исследование проводилось в конце учебного года, когда особенно высока вероятность проявления симптомов ПВ у педагогов.
Данное исследование позволило выявить 3 группы учителей с разным уровнем СЗд: высокий (21,5%), средний (47%) и низкий (16,9%).Учителя с высоким уровнем СЗд демонстрируют более низкую степень ПВ. Значимые различия ф<0,01) по всем показателям ПВ, установленные по результатам сравнения групп учителей с разным уровнем СЗд, свидетельствуют о том, что учителя с высоким уровнем СЗд гораздо в меньшей степени ощущают симптомы психического неблагополучия. Учителей с низким уровнем СЗд можно отнести к группе риска. В условиях напряженной профессиональной деятельности или при неблагоприятных жизненных обстоятельствах они в большей степени подвержены ПВ и личностным деформациям, а, следовательно, будут нуждаться либо в профилактических мероприятиях, либо в психотерапевтической помощи. В момент возрастания профессиональной нагрузки низкий уровень социальной зрелости личности (недостаточно развитые ответственность, коммуникативная толерантность, социальный интерес, а также низкая степень осмысленности жизни) заметно коррелирует с ощущением эмоциональногонеблагополучия, снижением оценки собственных возможностей и достижений, негативными переживаниями в адрес тех людей, с которыми приходится взаимодействовать. оценка индивидуальногоСЗд учителей в целом позволяет сделать следующее заключение: большинство педагогов можно охарактеризовать как практически социально здоровых людей. Для них характерны гармоничные межличностные отношения и положительное отношение к собственной личности в сочетании с
180
невысокой степенью социальной зрелости, что может свидетельствовать о недостаточном потенциале их СЗд и повышенном риске ПВ.Выявленный потенциал СЗд учителей не может служить надежной защитой в напряженных условиях профессиональной деятельности, при столкновении с конфликтными, кризисными ситуациями. Это повышает риск возникновения у педагогов профессиональных деформаций и снижения эффективности педагогической деятельности.
Таким образом, особую актуальность приобретает задача повышения потенциала социального здоровья учителей. Укрепление социального здоровья способствует повышению тех личностных ресурсов, которые помогают человеку противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам и обеспечивают успешность профессиональной деятельности.
Ларионова М.Н.
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, оте1сЬепко2005@гатЫег. ги
Хорошее здоровье в совокупности с социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, так как овладение науками сегодня требует от студентов вузов больших физических и психо-эмоциональных затрат. К сожалению, состояние здоровья российского студенчества нельзя признать удовлетворительным.
Без сомнения, являясь частью общества, студенты в полной мере испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов, связанных с современной ситуацией в стране. Это и экономические трудности, усугубленные повышенными запросами, характерными для этого возраста, и связанные с ними ухудшение качества питания, условий жизни, необходимость дополнительного заработка. Снижение двигательной активности, ухудшение экологических условий, психологические нагрузки, стрессы ведут к различным отклонениям в состоянии здоровья, снижению не только физической, но и умственной работоспособности. Все это происходит на фоне увеличения требований к уровню подготовки специалистов и увеличения требований к учебному процессу.
Время обучения в высшем учебном заведении является одним из важнейших этапов в становлении личности, который характеризуется значительным интеллектуальным и психологическим напряжением (особенно в периоды