Научная статья на тему 'Социальное здоровье как потенциал успешности профессиональной деятельности педагога'

Социальное здоровье как потенциал успешности профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье как потенциал успешности профессиональной деятельности педагога»

Как известно, в российской православной традиции вегетарианство является не идеологией потребления, а необходимой составляющей постов, в первую очередь, - Великого. Кроме религиозных, несомненно, существуют и социально-экономические причины возникновения постов, а именно - истощение ресурсов, преимущественно, к весне.

Кроме того, существующие в большинстве обществ диеты, которые сейчас рассматриваются как элемент здорового образа жизни, традиционно возникали как социальные конструкты. Так, например, возможность употреблять либо не употреблять тот или иной продукт определяется принадлежностью к той или иной социально страте.

Киреева Н.Н., Анисимов А.И.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, Nikaren1@yandex.ru; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, aai101@mail.ru

Проблема обеспечения сохранности и укрепления здоровья педагогов является наиболее острой и актуальной в системе современного образования и связана с эффективностью труда лиц педагогических профессий. Профессия педагога предполагает высокие затраты ресурсов физического и психического здоровья. Это обусловливает риск возникновения хронической усталости, профессиональной деформации, невротических расстройств и разного рода психосоматических проблем. Одним из подходов к решению этой проблемы является изучение социального здоровья человека.

Социальное здоровье человека - одна из наиболее актуальных и перспективных проблем современной психологии здоровья.Основной акцент специфики социального здоровья, как подчеркивает Г.С. Никифоров, - полноценное выполнение человеком своих социальных функций.

Мы рассматриваем социальное здоровье человека как степень гармоничности его отношений с социальным окружением, в которой отражено динамическое равновесие уровня социальной зрелости личности и общественно значимых требований. Сущностными моментами этого определения являются и гармоничность отношений, и социальная зрелость личности, которые мы рассматриваем в качестве интегральных критериев оценки социального здоровья человека.Эти критерии нами были использованы в эмпирическом исследовании

социального здоровья учителей.

Потенциал социального здоровья следует рассматривать в контексте тех ресурсов личности, которые помогают ей поддерживать гармоничность отношений с социальным окружением, преодолевать неблагоприятные, конфликтные ситуации и социальные катаклизмы.

Целью нашего исследования явилось изучение индивидуального социального здоровья (СЗд) учителей и выявление среди них группы риска профессионального выгорания.Высокая степень профессионального выгорания (ПВ) может выступать в качестве одного из индикаторов низкого уровня социального здоровья. Мы предположили, что показатели СЗд учителей будут иметь существенные различия в связи со степенью переживаемых ими состояний ПВ, отраженных в симптомах «эмоционального истощения», «деперсонализации», «редукции личных достижений».

Для реализации поставленной цели нами были обследованы учителя общеобразовательных школ СПб. Общая выборка составила 302 человека. В нее вошли женщины с высшим образованием, в возрасте от 23 до 62 лет.Исследование проводилось в конце учебного года, когда особенно высока вероятность проявления симптомов ПВ у педагогов.

Данное исследование позволило выявить 3 группы учителей с разным уровнем СЗд: высокий (21,5%), средний (47%) и низкий (16,9%).Учителя с высоким уровнем СЗд демонстрируют более низкую степень ПВ. Значимые различия ф<0,01) по всем показателям ПВ, установленные по результатам сравнения групп учителей с разным уровнем СЗд, свидетельствуют о том, что учителя с высоким уровнем СЗд гораздо в меньшей степени ощущают симптомы психического неблагополучия. Учителей с низким уровнем СЗд можно отнести к группе риска. В условиях напряженной профессиональной деятельности или при неблагоприятных жизненных обстоятельствах они в большей степени подвержены ПВ и личностным деформациям, а, следовательно, будут нуждаться либо в профилактических мероприятиях, либо в психотерапевтической помощи. В момент возрастания профессиональной нагрузки низкий уровень социальной зрелости личности (недостаточно развитые ответственность, коммуникативная толерантность, социальный интерес, а также низкая степень осмысленности жизни) заметно коррелирует с ощущением эмоциональногонеблагополучия, снижением оценки собственных возможностей и достижений, негативными переживаниями в адрес тех людей, с которыми приходится взаимодействовать. оценка индивидуальногоСЗд учителей в целом позволяет сделать следующее заключение: большинство педагогов можно охарактеризовать как практически социально здоровых людей. Для них характерны гармоничные межличностные отношения и положительное отношение к собственной личности в сочетании с

180

невысокой степенью социальной зрелости, что может свидетельствовать о недостаточном потенциале их СЗд и повышенном риске ПВ.Выявленный потенциал СЗд учителей не может служить надежной защитой в напряженных условиях профессиональной деятельности, при столкновении с конфликтными, кризисными ситуациями. Это повышает риск возникновения у педагогов профессиональных деформаций и снижения эффективности педагогической деятельности.

Таким образом, особую актуальность приобретает задача повышения потенциала социального здоровья учителей. Укрепление социального здоровья способствует повышению тех личностных ресурсов, которые помогают человеку противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам и обеспечивают успешность профессиональной деятельности.

Ларионова М.Н.

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, оте1сЬепко2005@гатЫег. ги

Хорошее здоровье в совокупности с социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, так как овладение науками сегодня требует от студентов вузов больших физических и психо-эмоциональных затрат. К сожалению, состояние здоровья российского студенчества нельзя признать удовлетворительным.

Без сомнения, являясь частью общества, студенты в полной мере испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов, связанных с современной ситуацией в стране. Это и экономические трудности, усугубленные повышенными запросами, характерными для этого возраста, и связанные с ними ухудшение качества питания, условий жизни, необходимость дополнительного заработка. Снижение двигательной активности, ухудшение экологических условий, психологические нагрузки, стрессы ведут к различным отклонениям в состоянии здоровья, снижению не только физической, но и умственной работоспособности. Все это происходит на фоне увеличения требований к уровню подготовки специалистов и увеличения требований к учебному процессу.

Время обучения в высшем учебном заведении является одним из важнейших этапов в становлении личности, который характеризуется значительным интеллектуальным и психологическим напряжением (особенно в периоды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.