Педагогика, культурология
УДК 378.178 Е.Е. Алексеева *
О профессиональном здоровье студентов педагогических специальностей
В статье рассматриваются значимые психологические характеристики профессионального здоровья студентов педагогического вуза (эмоциональное выгорание, коммуникативная толерантность, невротизм, алекситимия). Представлены результаты исследований и предложены технологии решения проблемы.
Ключевые слова: профессиональное здоровье, эмоциональное выгорание, алекситимия, коммуникативная толерантность, невротическое состояние.
E.E. Alekseeva*. Professional Health of the Students of a Pedagogical University
Essential psychological characteristics of a pedagogical university students’ health (communicative tolerance, neuratism) are regarded. Research findings and effective technologies for problem solutions are offered.
Keywords: professional health, emotional burning out, communicative tolerance, a neurotic condition.
Современные условия переходного периода развития нашего общества определяют новые ориентиры в системе образования, предъявляя высокие профессиональные требования к специалистам в психолого-педагогической области. Вместе с тем сегодня огромное влияние на профессиональноличностную адаптацию педагогов оказывают неблагоприятные социально-экономические и психологические факторы, низкое статусно-ролевое положение педагогов и снижение их уровня профессионального самосознания. В настоящее время значительную часть специалистов, работающих по психолого-педагогическим специальностям, характеризуют профессиональная неудовлетворенность, трудности общения с новым поколением, неадекватная самооценка, негативное самоотношение, неуверенность в себе, низкий уровень саморегуляции и несформированность уровня субъективного контроля личности над разнообразными жизненными ситуациями [9]. Проблема сохранения профессионального здоровья педагогов сегодня является актуальной как никогда, поскольку большинство педагогов независимо от возраста отмечают у себя наличие психосоматических заболеваний [3], что негативно отражается прежде всего на их взаимоотношениях с детьми. При наличии у педагогов нервно-психических расстройств в группе воспитуемых ими детей в два раза увеличивается процент нервно-расстроенных детей [4]. Для эффективного осуществления педагогической деятельности необходимо сохранение у педагогов профессионального здоровья, которое является залогом сохранения психического здоровья детей. Профессиональное здоровье рассматривается как определённый уровень характеристик здоровья специалистов, отвечающий требованиям профессиональной деятельности [8].
В настоящее время нет однозначного мнения о содержании профессионального здоровья педагогов, отсутствуют чёткие критерии профессионального здоровья педагогов, что затрудняет составление оптимального образовательного маршрута для студентов педагогических специальностей. Нерешённые психологические проблемы студентов оборачиваются в последующем их профессиональным нездоровьем. Неумение справляться с возникающими психологическими проблемами, отсутствие навыков регулирования своей психики, навыков самокоррекции делают выпускников педагогических специальностей особенно уязвимыми к нервно-психическим нарушениям.
* Алексеева Елена Евгеньевна, заместитель директора Института детства РГПУ им. А.И. Герцена; доцент кафедры педагогии и психологии семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2. Тел. 388-21-38. E-mail: [email protected].
* The deputy director of Institute of the childhood of Herzen State Pedagogical University of Russia.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Современные исследования дифференциальной психологии и психофизиологии позволяют считать, что на основе типологических (психофизиологических и психологических) особенностей человека можно не только предположить, насколько его профессиональная деятельность в той или иной области будет эффективна, но и предупредить такие негативные явления, как эмоциональное выгорание, профессиональная деформация. Отмечается, что педагоги с более слабой нервной системой, т.е. более чувствительные, лучше отражают динамику межличностных отношений и свое место в системе этих отношений. Пренебрежение индивидуальными и типологическими особенностями педагога мешает полному раскрытию его педагогических возможностей и приспособлению к нему педагогической деятельности [7]. Выделение типологических особенностей, которые предопределяют развитие профессионального выгорания или, напротив, способствуют профессиональной адаптации и профессиональному долголетию, представляется чрезвычайно значимой задачей для практики системы образования. Определённое сочетание как психофизиологических, так и психологических особенностей студентов, специализирующихся по педагогическим специальностям, создаёт предпосылки для успешного осуществления ими педагогической деятельности. При соответствии типологических особенностей специфике деятельности ее эффективность достигается без ущерба для психосоматического здоровья специалиста. Соответствие типологических особенностей педагогов педагогической деятельности мы рассматриваем как основу безопасности образовательной среды.
Можно предположить, что студенты, специализирующиеся по педагогическим специальностям, обладают определенным набором типологических особенностей, которые обеспечивают им успех в профессиональной деятельности. Педагоги, которые успешны в профессиональной деятельности, обладают средними показателями эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах. Для руководителей образовательных учреждений, с одной стороны, обязательными будут высокие показатели эргичности в интеллектуальной сфере и высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. С другой стороны, для них предпочтительными будут средние или низкие показатели эмоциональности в коммуникативной сфере. Для психологов оптимальными являются средние показатели эмоциональной активности в коммуникативной сфере (при низких показателях характерна низкая чувствительность к неудачам в общении, а при высоких - склонность к эмоциональному выгоранию), высокие показатели эргичности и пластичности в интеллектуальной сфере. Психофизиологические особенности будущих педагогов предопределяют их психологические особенности, а социальное окружение дополняет их. Стиль деятельности будущих педагогов складывается из типологических свойств нервной системы и психологических характеристик личности, которые дополняются в процессе овладения педагогической или психологической специальностью, что и определяет их успешность в профессиональной деятельности.
Педагоги, имеющие разный набор психофизиологических и психологических показателей, осуществляют свою профессиональную деятельность с разной степенью сохранения своего психического здоровья. Эмоциональное выгорание педагогов является следствием несоответствия их психофизиологических и психологических характеристик требованиям социальной среды. Высокие показатели эмоциональности (высокая чувствительность, сильное эмоциональное переживание, ранимость) будут способствовать быстрому развитию эмоционального выгорания.
Выделим несколько значимых характеристик профессионального здоровья будущих педагогов, которые представлены в серии исследований, выполненных в 2004-2008 гг.
1. Известно, что у значительной части педагогов в процессе трудовой деятельности формируется синдром эмоционального выгорания. В современной психолого-педагогической литературе эмоциональное выгорание рассматривается как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2]. В нашем исследовании принимали участие 79 девушек студенток (от 18 до 22 лет) выпускного курса Института детства РГПУ им. А.И. Герцена. В качестве метода исследования мы использовали опросник В.В. Бойко, в котором автор выделяет три фазы стресса: нервное (тревожное) напряжение (фаза напряжения), сопротивление (фаза резистенции) и истощение энергетических ресурсов (фаза истощения). Нервное напряжение служит «запускающим» механизмом для эмоционального выгорания. У значительной части студенток (33 из 79) эта первая фаза была сформирована (6%) или находилась в стадии формирования (35%). Наличие нервного (тревожного) напряжения создаёт определённые трудности для вхождения в педагогическую деятельность более чем у трети студентов педагогического вуза. Ведущую роль на этой фазе эмоционального выгорания играет симптом неудовлетворённости собой. Повышение у студентов удовлетворённости собой -такую задачу необходимо обозначать при планировании проведения психологических тренингов в учебном процессе. Сопротивление нарастающему стрессу было сформировано более чем у трети студентов (37%) и у почти половины фаза сопротивления находилась в стадии формирования. Это тревожный факт, поскольку он означает, что будущие специалисты, ещё не начавшие педагогическую деятельность, склонны к ограничению диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение, к сокращению тех профессиональных обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат. Хотя фаза истощения оказалась сформирована у незначительного числа студентов (5%), но у каждого третьего студента она находилась в стадии формирования (34%) [1]. Ослабление нервной системы у этой группы студентов происходит постепенно и незаметно, они уже находятся в группе риска по эмоциональному выгоранию, хотя ещё не приступили к педагогической
деятельности. На этой фазе происходит снижение эмпатического потенциала личности и усиливается проявление отрицательных эмоций.
Можно говорить о необходимости оказания психологической и психотерапевтической помощи каждому третьему будущему педагогу. Своевременно оказанная психологическая помощь поможет предотвратить «эмоциональное выгорание» и, как следствие, его усиление невротизации личности. В то же время использование в работе со студентами технологий, которые направлены на изучение личности, создаёт предпосылки для развития процесса самокоррекции. Нами были обнаружены статистически значимые взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания, что позволило не только понять внутренние причины возникновения эмоционального выгорания, но и выстроить психокоррекционную работу со студентами выпускных курсов педагогических специальностей.
Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (фаза «резистенции») связан с симптомом «эмоционального дефицита» (фаза «истощения») (р<=0,01). Можно предположить, что неадекватные эмоциональные реакции студенты проявляют вследствие того, что они уже не в силах проявлять сочувствие, сопереживание. Симптом «редукция профессиональных обязанностей» проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Обнаружена положительная взаимосвязь между симптомом «редукция профессиональных обязанностей» и симптомом «эмоционального де фицита» (р<=0,01). Эмоциональный де фицит вызывает у студентов желание сократить или облегчить профессиональные обязанности. Помимо этого, симптом «редукция профессиональных обязанностей» (фаза «резистенции») связан с симптомом «личностной отстранённости» (р<=0,05) (фаза «истощения»). В этом случае у педагогов происходит восприятие ребёнка как объекта для манипуляций. Нами обнаружена отрицательная взаимосвязь между симптомом «эмоционально-нравственная дезориентация» и симптомом «расширение сферы экономии эмоций» (р<=0,05). Можно предположить, что если в педагогической деятельности эмоции не пробуждают и недостаточно стимулируют нравственные чувства у студенток, то общение с родными и близкими становится для них особенно эмоционально насыщенным. И с другой стороны, при невозможности проявить себя эмоционально в общении с родными и близкими студентки готовы были проявлять себя эмоционально в педагогической деятельности.
Для разных фаз эмоционального напряжения нами были выделены у обследованной группы студенток ведущие симптомы, которые выражали основную личностную проблему. Для фазы «напряжение» ведущую роль играет неудовлетворённость собой. Именно над этой проблемой необходимо работать как с теми студентами, кто нуждается в психологической коррекции, так и с теми, кому необходима профилактическая работа. Повышение удовлетворенности собой - такую задачу необходимо обозначать основной при планировании психологических тренингов в учебном процессе студентов педагогических специальностей. Для фазы «резистенция» носителем основной проблематики являются попытки облегчить или сократить профессиональные педагогические обязанности. И на фазе «истощение» необходимо обращать внимание, прежде всего, на ощущение эмоционального дефицита, когда уменьшается сочувствие и сопереживание и усиливается проявление отрицательных эмоций. Мы проследили цепочку развития эмоционального выгорания у студентов педагогических специальностей: неудовлетворённость собой, желание сократить свои обязанности и снижение эмпатического потенциала, на замену которому приходят доминантность и авторитаризм.
2. Другой характеристикой профессионального здоровья является коммуникативная толерантность. «Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнёров по взаимодействию» [2]. В профессиональной деятельности низкая коммуникативная толерантность сопряжена с выходом отрицательной энергии на партнёров по взаимодействию. Уравновешенность, совместимость с очень разными людьми характеризуют человека с высоким уровнем коммуникативной толерантности и создают комфортную обстановку для совместной деятельности. Нами было обследовано 137 студентов второго и третьего курсов Института детства РГПУ им. А. И. Герцена. Среднее значение уровня коммуникативной толерантности опрошенных студентов составляло 56 баллов (в среднем воспитатели дошкольных учреждений набирают 31 балл, медсёстры 43, а врачи 40 баллов, по данным В.В. Бойко). Полученные результаты говорят о необходимости акцентировать внимание на развитии у студентов педагогических специальностей таких качеств, как уравновешенность, приятие разных людей, совместимость с ними.
3. Исследование, которое было направлено на изучение невротического аспекта личностного реагирования у студентов педагогического вуза. В обследовании приняли участие 99 студентов второго курса Института детства РГПУ им. А. И. Герцена. По шкале невротизма (автор А.И. Захаров) регистрировались раздражительность и беспокойство, неустойчивость настроения и повышенная утомляемость, нарушения сна и различные функциональные нарушения со стороны внутренних органов [5]. У 22 из 99 (22%) студентов показатели шкалы невротизма имели значения критического уровня (характерные для больных неврозом). В зависимости от личностных особенностей невротическое состояние проявлялось у студентов в отношениях со сверстниками и преподавателями повышенной раздражительностью, нетерпением, непоследовательностью действий и поступков, излишней суетливостью, беспокойством или инертностью, уходом в себя. Закономерным у этой части студентов являлось снижение активности, работоспособности и увеличение продолжительности отсутствия на занятиях в вузе по причине болезни.
4. Исследование выраженности у студентов педагогических специальностей такого негативного качества личности как алекситимия (а - отсутствие, lexis - слово, thymоs - эмоции) - ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта. Алекситимичной личностью считают такую
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Педагогика, культурология
личность, у которой отмечается ряд следующих особенностей в когнитивно-аффективной сфере: трудно определять (идентифицировать) и описывать собственные переживания; сложно проводить различия между чувствами и телесными ощущениями; снижена способность к символизации, о чем свидетельствуют недостаточно развитые фантазия и воображение; фокусирование в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Алекситимия - это психологическая характеристика такой личности, у которой имеются сложности в выражении и передаче чувств и эмоциональных состояний. Алекситимичные педагоги имеют тенденцию больше действовать, а не разъяснять себе и другим в конфликтных и стрессовых ситуациях, затрудняются в поиске подходящих слов и символических средств для описания своих эмоциональных состояний. Необходимо учитывать, что при отсутствии возможности высказаться и осмыслить собственные переживания у человека усиливаются физиологические реакции на стрессовые ситуации, а это верный путь к развитию психосоматических заболеваний. Когда педагог не проговаривает словами то, что с ним происходит, за него начинает говорить его тело на языке болезни, выбирая для разговора самые слабые места. Неумение выразить свои чувства словами при неблагополучных условиях развития приводит к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. В нашем исследовании приняло участие 42 студентки 2 курса и 15 студенток 3 курса дневного отделения Института детства РГПУ им. А.И. Герцена. Средний возраст студентов составлял 19 лет. У 20% студенток Института детства показатели уровня алекситимии соответствовали алекситимичной личности. Часть студентов (20% студентов Института детства) находились в группе риска по алекситимии. Причиной алекситимии может являться нарушение отношений между эмоциями и интеллектом, когда эмоции не включают интеллект, а интеллект затрудняется в переработке эмоций [2]. Повышенный уровень алекситимии говорит о затруднениях в эмоционально-интеллектуальной сфере. Отметим, что у значительной части студентов педагогического вуза в процессе подготовки к профессиональной деятельности возникают значительные трудности в выражении своих чувств словами, в описании собственных переживаний. Исправить ситуацию может помочь проведение специальных тренинговых занятий, на которых будет акцентироваться умение определить свои чувства и уловить отличие чувств от телесных ощущений, умение вербализировать свои чувственные проявления и. т. п. Всем известно, что после того, как выскажешь то, что тебя волнует, становится легче. А если при этом ещё и переосмыслить свои чувства, то новый взгляд на ситуацию поможет понять себя. В связи с этим представляется важным обучение студентов педагогических специальностей конструктивным формам выражения своих не только положительных, но и отрицательных эмоций.
5. В психолого-педагогической деятельности часто возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых представляет сильную эмоциональную нагрузку на психику педагога (открытые уроки, многочисленные проверки, педсоветы, родительские собрания и др.). Опросник «Опасения и страхи у взрослых» (автор А.И. Захаров) содержит перечень наиболее распространенных страхов и близко к ним примыкающих опасений [6]. Некоторое их количество является нормальным показателем эмоциональной чувствительности и впечатлительности. Нами было обследовано 99 студентов второго курса Института детства РГПУ им. А.И. Герцена. У значительного количества студентов (38%) обнаружен невротический уровень страха, который указывает на тревожность в характере, когда не человек управляет своей жизнью, а страхи командуют человеком. При этом психика человека находится в состоянии перенапряжения, и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния. Такое большое количество страхов является неотъемлемым признаком невротического состояния вообще, невроза страха в частности и неэффективной психологической защиты, неуверенности в себе. У каждого второго студента количество страхов обращает на себя внимание. Чем больше страхов, тем больше человек изолирован от внешнего общения. В самой группе таких студентов с большим количеством страхов нагнетается настороженность, ожидание всевозможных бед, несчастий.
Таким образом, отметим, что психическое нездоровье педагога начинается ещё во время обучения в вузе. Значительная часть выпускников педагогического вуза начинает педагогическую деятельность, находясь в таком состоянии, что взаимодействовать с детьми они могут только за счёт резервов своей психики. С целью решения этой проблемы может выступать разработка технологии сопровождения студентов, которая включает самодиагностику с определением позитивных и негативных точек в личностном профиле и разработку программы самокоррекции. Программа самокоррекции должна быть направлена прежде всего на осознание и понимание своих недостатков и слабостей. Немаловажными являются знание, умение применения средств по усилению своих хороших средств и устранению нежелательных черт характера.
Список литературы
1. Алексеева, Е. Е., Сергеева, И. А. Анализ причин эмоционального выгорания у будущих педагогов-психологов /Е. Е. Алексеева, И.А. Сергеева // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы Первой межд. науч.-практ. конф. - М., 2004. - С. 307-308.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М., 1996. - С.127-153. - С. 200-218.
3. Виноградова, Г. А. Влияние профессионально-педагогической деятельности на здоровье учителей / Г. А. Виноградова // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 99» / Под ред. А. А. Крылова. - СПб., 1999. - С. 181-182.
Барболин М.П., Голядкин Г.Н. Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и развития...
4. Захаров, А. И. Социально-психологическая аттестация дошкольных педагогических кадров / А. И. Захаров // Программы учебных дисциплин для подготовки практических психологов высшей квалификации. - СПб., 1998. - С. 77-99.
5. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - М., 2000. - С. 236-237
6. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - СПб., 2000.
7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - С. 432.
8. Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : автореф. дис.... докт. психол. наук / А. Г. Маклаков. - СПб., 1996. - С. 37.
9. Михно, О. С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. С. Михно. - М., 2007. - С. 23.
Literature
1. Alekseeva, E .E., Sergeeva, I. A. Analys of the reasons of emotional burning out at the future teachers-psychologists // Psychology of formation: problems and prospects: Materials of the First international scientifically-practical conference. - M, 2004. - P. 307-308.
2. Bojko, V. V. Energy of emotions in dialogue: a sight on itself and at others. -M., 1996. - P. 127153. - P. 200-218
3. Vinogradova, G. A. Influence of professional work-pedagogical on health of teachers // Ananiev’s readings: (Theses of scientifically-practical conference «Ananiev’s readings - 99») / Ed. A.A. Krylov. -SPb., 1999. - P. 181-182.
4. Zakharov, A. I. Socially-psychological certification of the preschool pedagogical staff // Programs of subject matters for preparation of practical psychologists of the top skills. - SPb., 1998. - P. 77-99.
5. Zakharov, A. I. Origin of children’s neurosises and psychotherapy. - M., 2000. - P. 236-237.
6. Zakharov, A. I. Day and night fears at children. - SPb., 2000.
7. Ilyin, E. P. Differential psychology of professional work. - SPb., 2008. - P. 432.
8. Maklakov, A. G. Bases jobbers of psychological maintenance of professional health of military men. - SPb., 1996. - P. 37.
9. Mikhno, O. S. Psychology-pedagogical features of children-parental attitudes in families of teachers. - M., 2007. - P. 23.
УДК 7.073
М.П. Барболин*, Г.Н. Голядкин**
Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт осмысления и осознания
В статье делается попытка осмыслить и осознать процесс коллекционирования с позиций человека-коллекционера, общества и природы и на этой основе раскрыть непреходящее значение коллекций для развития культуры, а также обозначить возможные направления использования этой формы социального действа для обеспечения устойчивости развития цивилизационного процесса.
Ключевые слова: коллекция, коллекционирование, культура, цивилизация, сущность, сохранение, воспроизводство.
M.P. Barbolin *, G.N. Golyadkin **. The Collecting as a way of preservation, reproduction and steady development of a civilization: experience of judgment and comprehension
In clause attempt to comprehend and realize process of a collecting from positions of the person-collector, a society and the nature is done and on this basis to open not passing value of collections for
* Заместитель заведующего лабораторией методологии прогнозирования и управления Института образования взрослых Российской академии образования, главный сотрудник Северо-Западной Академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат педагогических наук. 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 2, ИОВ РАО, тел./факс (812) 309-10-28.
** Главный редактор редакции журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» и газеты «На страже закона». Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, 1. E-mail: [email protected]. Тел. (812) 730-26-96.
* Deputy head of the laboratory methodology for forecasting and management of the Institute of Adult Education, Russian Academy of Education, the Chief Officer of North-West Academy of Public Service under the President of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences.
** Chief editor of the magazine «Vestnik St. Petersburg University MIA Russia» and the newspaper «Guarding the law». Email: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009