Научная статья на тему 'Социальное время: некоторые свойства'

Социальное время: некоторые свойства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1796
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ПРОЦЕСС / СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ / ОБЩЕСТВО / РИТМ ВРЕМЕНИ / ЦИКЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ / SOCIAL TIME / PROCESS / PROPERTIES OF SOCIAL TIME / SOCIETY / TIME RYTHM / RECURRENCE OF SOCIAL TIME

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Демидов Владимир Павлович

В статье рассматриваются важнейшие параметры социального времени, характеризующие его с различных сторон. Подчеркивается объективная взаимосвязь социального времени с бытием общества. Анализируется проявление свойств социального времени в контексте их воплощения в реалиях действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TIME: SOME OF ITS PROPERTIES

The article deals withthe major parametres of social time characterising it from the various sides. The objective interrelation of social time with society life is underlined. Manifestation of properties of social time in the context of their embodiment in validity realities is analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальное время: некоторые свойства»

века» (1993), «искалечила русскую историю» (1994) и уже «прекратилась», «исчерпала себя» (1992, 1993, 2002), хотя изредка за ней признаются и положительные черты - «объединяла людей» (2002). Западная идеология признается «чуждой» для российского менталитета и всерьез не рассматривается, это отражает и то, что ей почти не уделяется внимания на страницах газет (лишь в 1993 г. обсуждение данного вопроса было более заметным). А вот новая идеология, которая «необходима», «отсутствует», «не существует». В головах людей сплошная «идейная неразбериха» и «идеологическая бесовщина». Правда, на этом общем пессимистичном фоне несколько выделяются 19971999 гг. В 1997 г. показатели Бш резко возрастают с 1 до 6%, и в 1998-1999 гг. составляют 5% (хотя индекс Уа остается крайне низким, однако количество упоминаний данной категории демонстрирует ее актуальность для общественного дискурса того времени). Доминирующая триада в этот период -«русская идея», «мысль» - «важная», «необходимая» - «нуждается в создании», «нуждается в изменении». Как нам представляется, зафиксированный всплеск активности категории «идеология» тесно связан с открытым обращением Б.Н. Ельцина во второй половине 1996 г. к отечественной интеллигенции с призывом создать новую национальную идеологию. В результате в 1997 г. данная тема многократно обсуждалась, издавались многочисленные научные труды, призванные определить, в чем же заключается главная «русская идея». Интерес к новой «национальной идеологии» как со стороны интеллектуальных кругов России, так и со стороны политиков не ослабевал вплоть до 1999 г. Почти каждое политическое течение предлагало свой вариант «российской идеологии»: КПРФ во главе с Г. Зюгановым разрабатывала идею «русского социализма», В. Рыжков и НДР развивали идеи «российского консерватизма», Е. Г айдар выдвинул программу развития «российского либерализма» и т.п. Однако большинство из предлагаемых идей не находило поддержки у широких масс. Кроме того,

как правило, «идеологии не создаются «по заказу» и не лепятся в одночасье. Формирование любой идеологии - это длительный исторический процесс...» [1]. Поэтому вполне закономерно, что все дебаты и дискуссии так и закончились ничем.

Начиная с 2000 г. уровень внимания к «идеологии» в обществе опять снижается и с 2002 г. по настоящее время стабильно держится на довольно низкой отметке Fm - 2-3%.

Таким образом, на сегодняшний день Россия, по сути, продолжает существовать в идеологическом вакууме, что отражает доминирующая триада 2007 г.: «неразбериха» - «непонятная» - «отсутствует». Однако «идеология» не исчезает из сферы очевидности, поиски «национальной идеи», по всей видимости, будут продолжаться, то затихая, то вновь активизируясь. И точка в этом вопросе будет поставлена еще не скоро.

Литература

1. Арин О. Россия в стратегическом капкане / [персон. сайт О. Арина].

URL: http://www.rusglobus.net/Arin/books/kapkan/17.htm

с3.09.09 (дата обращения: 13.09.09).

2. Вахитов Р. Советская идеология (опыт методологического марксизма) / сайт фонда «Идеология». URL: http://www.ideologiya.ru/index.php (дата обращения 11.04. 09).

3. Кастельс М., Киселева Э. Кризис индустриального этатизма и коллапс Советского Союза // Мир России. -1999. - №3. - С. 4.

4. Кармадонов О.А. Социология символа. - М.:

Academia, 2004. - 352 с.

5. Мейстер В.Б. «Социалистический лагерь»: общество и идеология: [электронный ресурс] / Научно просветительский журнал «Скепсис». URL:

http://scepsis.ru/library/id 80.html (дата обращения: 12.04.09).

Захарова Олеся Викторовна, преподаватель кафедры ре-гионоведения и социальной экономики Института социальных наук Иркутского государственного университета.

Zakharova Olesya Viktorovna, teacher of department of Region studies and social economy of the Institute of social sciences, Irkutsk State University.

E-mail: olesya-zah@yandex.ru

УДК 101.1: 316

ВП Демидов

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА

В статье рассматриваются важнейшие параметры социального времени, характеризующие его с различных сторон. Подчеркивается объективная взаимосвязь социального времени с бытием общества. Анализируется проявление свойств социального времени в контексте их воплощения в реалиях действительности.

Ключевые слова: Социальное время, процесс, свойства социального времени, общество, ритм времени, цикличность социального времени.

V.P. Demidov

SOCIAL TIME: SOME OF ITS PROPERTIES

The article deals withthe major parametres of social time characterising it from the various sides. The objective interrelation of social time with society life is underlined. Manifestation of properties of social time in the context of their embodiment in validity realities is analyzed.

Key words: social time, process, properties of social time, society, time rythm, recurrence of social time.

Социальное время, представляя собой процесс непрерывных изменений, имеет некоторые особенности, проявляющиеся в его актуализации в действительности. Человеческое бытие в мире, будучи наиболее важным объектом философской рефлексии, представляет собой сложнейший феномен. В нем получает воплощение единство биологического, социального, психологического начал человеческого существования. Человек, являясь живым существом, обладая телесной оболочкой и сознанием, погружен в реальность материального мира. Вся его деятельность проистекает в пространстве и во времени, которые выступают в качестве непременных атрибутов бытия любого явления. Но человек, в отличие от всего живого на земле, создает сложнейшую социальную структуру - общество. Именно в обществе проистекает вся человеческая жизнь. Общество, проявляя свою социальную природу, оказывает наиболее многогранное влияние на бытие каждого отдельного индивидуума. Будучи личностью, человек, интегрируясь в обществе, следует тем законам и параметрам, которые определяют его жизнедеятельность и обеспечивают социальные условия бытия людей. Общество как сложнейший организм, развиваясь в пространственно-временных координатах, не может не оказать очень глубокого влияния на восприятие данных сущностных характеристик бытийности мира.

В частности, касаясь природы времени, общество, вырабатывая различные концептуальные положения, придает времени новый модус. Время становится социальным, т.е. «коллективным перцептуальным временем, универсалией культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процесуаль-ности социальной жизни» [1, с.971]. Оно тесно увязывается с развитием общества, его историей, культурой, мировоззренческими установками социума.

Социальное время имеет другие свойства в отличие от понятия просто времени. Социальное время - это время человеческого бытия. Без бытия социальных структур нет социального времени. Человек, осмысливая свое существование в мире, осознает временность присутствия себя в объективной реальности. Общество, пытаясь понять закономерности своего развития, не может не выработать определенные критерии для оценки различных временных интервалов жизнедеятельности. Социальное время из указанной позиции приобретает в мировоззренческих взглядах общества определенную последовательность и размерность. Человеческое общество восприни-

мает время как имеющуюся однонаправленность, в связи с чем все события социальной жизни как бы нанизаны на стрелу времени, ведущую из прошлого через настоящее в будущее. Отрезки времени бытия общества получают свое наименование в определенных терминах. Рассуждая об историческом развитии любого человеческого социума, мы выделяем в нем эры, эпохи, периоды, т.е. те временные рамки, которые позволяют проследить определенную ритмичность и цикличность социального времени.

Социальное время проявляет свою особенность как мерило продолжения жизни отдельного социума или даже конкретной личности. Оно в течение жизнедеятельности человеческого общества является неодинаковым, его сущностные характеристики меняются в зависимости от того, на каком этапе своего развития находится общество и человек. Социальное время наполнено событийными проявлениями человеческой деятельности. Оно может включать в один промежуток гораздо больше событий, чем в другой, вследствие чего этот период социального времени приобретает особую значимость и яркость по сравнению с такими же равными по длительности отрезками времени.

Социальное время, будучи тесно связанным с развитием общества, имеет определенный ритм, т.е. какую-то конфигурацию. «Прежде всего ритм понимается как более или менее равномерное чередование, - как некоторое повторение в процессе, а отсюда вытекает и соразмерность временных величин» [2, с. 144].

«Ритм - это то, посредством чего одно уникальное сущее только и способно вступить в соприкосновение с другим уникальным сущим и в чем оба способны максимально сохранять свой собственный стиль, не редуцируясь целиком к “иному”» [2, с. 144].

Ритмы социального времени могут охватывать как значительные промежутки, так и небольшие интервалы; они имеют свойство накладываться друг на друга. Так, если эпоха может занимать протяженность в тысячелетия или в несколько столетий, представляя таким образом мегаритм социальной временной составляющей, то внутри этого промежутка времени отчетливо проявляются более короткие интервалы, которые можно назвать периодами. Это явление является характерным для социального времени в отличие от времени физического, по Аристотелю единственного и абсолютного.

Ритмы, накладываясь друг на друга, могут в определенных точках наложения способствовать более яркому проявлению тех или иных социальных феноменов, каких-то тенденций в разви-

тии общества или скрытых до определенного момента внутренних процессов, находящих свое экстремальное выражение в этих пиках социального времени. Это явление хорошо заметно в период социальных революций, когда ритмы разноуровневых социальных процессов накладываются друг на друга и, приобретая разрушительный характер, обеспечивают принципиальные изменения во всей структуре общества. Ритм социального времени может то убыстряться в жизни общества, то замедляться, тогда события в жизни общества могут приобретать лавинообразный характер, после чего этот бурный период времени сменяется относительно спокойным и довольно стабильным интервалом времени, в котором изменения в обществе практически не заметны. Многие социальные события обусловлены ритмичностью времени и поддаются прогнозированию на довольно значительное количество лет. Ритмы социального времени непрерывно действуют в течение всей истории человеческого общества. Они, как волны мирового океана, то поднимают на гребень какие-то социальные феномены и явления, то ниспровергают их в общественной жизни, вуалируя их от глаза исследователя.

Социальные события только на первый взгляд происходят хаотично, вне связи с временной составляющей развития общества. События и факты истории человечества выстраиваются в определенную последовательность и, будучи тесно связаны с ритмичной структурой социального времени, обеспечивают всю полноту и богатство социальной жизни общества. Ритмичность социального времени проявляется еще в том, что это качество присуще только живому, т.е. как обществу в целом, так и отдельному человеку. В неживой природе ритмичность времени имеет совершенно иной характер. Оно не подвержено воздействию социальных законов.

Именно в ритмичности социальных событий и явлений проявляются свойства человеческого бытия, которые являются не только бытием материального, но и бытием духовного. «Можно предположить, что цикл развития, задающий своеобразный метр глобального исторического ритма, предполагает сначала преобладание интенсивной стратегии (эпоха культуры), которая, принимая превращенные формы, приводит к преобладанию экстенсивной стратегии (эпоха цивилизации)» [2, с.156]. Ритмичность времени придает социальной действительности особую целостность и гармоничность. Жизнь общества и отдельного человека в ритмах социального времени получает возможность наиболее полно проявить то особенное, что присуще обществу как сложнейшему феномену сознательной дея-

тельности людей, и то характерное, что присуще жизнедеятельности отдельного индивидуума. Ритмичность социального времени упорядочивает все эти проявления. Ритм - это то, что лежит в основе всего живого, и ритмичность социального времени наглядное тому подтверждение.

Одновременно с ритмичностью социального времени другой его важнейшей стороной является цикличность. Недаром в античной философии господствующее положение занимала идея о цикличности всех событий в жизни не только природы, но и общества. Цикличность представляет повторяемость событий и явлений, свойственных для общественных процессов и для процессов жизнедеятельности отдельного индивидуума. Это отчетливо прослеживается в развитии культуры человеческого общества. «Достаточно вспомнить хорошо известную и едва ли не самую популярную в культур-философской области традицию рассматривать эволюцию культуры как циклическую переменку конкретных, отдельных, наделенных той или иной автономией, образований. Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. А. Сорокиным, Л.Н. Гумилевым и др. сделаны некоторые весьма точные наблюдения относительно метроритмических колебаний масштабных культурных монолитов. <...> Культура, так же как и другие системы, пульсирует, формируя определенные циклы» [3, с.174].

Циклы жизни человека и общества имеют более определенные и конкретизируемые границы, которые находят свое воплощение в количественных характеристиках того или иного периода времени. Они обычно выражаются в тысячелетиях, столетиях, десятилетиях, годах и более мелких отрезках времени. Цикличность времени предполагает какую-то законченность процесса или явления, а затем его повторяемость через определенный промежуток времени. В социальной жизни общества всегда имела и имеет важное значение цикличность, обусловленная различными временами года.

В различных культурах четко просматриваются циклы социального времени, обусловленные астрономическими факторами. Например, в культурах Востока до настоящего времени весьма значимое место занимает цикличность, обусловленная лунным календарем. Цикличность социального времени четко просматривается в недельных циклах, что особенно свойственно культуре европейских стран, где социальное время делится на время труда и время отдыха, которое строго регламентировано и является весьма значимой социальной нормой. Сутки, являясь наглядным воплощением цикличного характера социального времени, по своей природе тесно связаны с физическим временем и одно-

временно структурируют деятельность человеческого общества, создавая границы для реализации как отдельным человеком, так и социумом в целом своих возможностей и потребностей.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Структурированность времени предполагает его размерность, связанность, последовательность, направленность. В социальном времени часто имеются определенные точки отсчета, с которыми человеческое общество связывает начало тех или иных исторических эпох или периодов жизнедеятельности целых социумов, этносов, народов. Например, историческая дата рождения Иисуса Христа, основателя одного из мировых религиозных учений, считается началом летоисчисления новой эры. Хотя сама по себе эта точка отсчета имеет условный характер. В истории многих стран и народов можно обнаружить множество подобных исторических дат, которые обозначают начало определенного периода времени развития того или иного социального процесса.

В социальном времени четко выступают различные эпохи жизни общества, характеризующиеся существенной неодинаковостью исторических, культурных, производственных и других черт человеческого бытия. Эпоха как понятие несет в себе самые разные смыслы. В них заключаются представления человеческого общества о наиболее важных чертах социального бытия. Эпоха является определенным отрезком истории развития человечества, в котором наиболее ярко высвечиваются объективные сущностные характеристики данного периода человеческой жизнедеятельности. В определенную эпоху во всемирной истории превалируют какие-то конкретные доминирующие признаки в социальной, производственной, духовной сферах бытия людей.

Социальное время в своей периодичности всегда связано, и в нем не наблюдается разрывов. Социальные процессы, даже претерпевая значительные изменения, своими элементами в любом случае обеспечивают неразрывность одного этапа деятельности общества с другим. Эта связанность социальных форм между собой находит свое выражение и в свойствах социального времени.

Одним из важнейших свойств социального времени является его направленность. Социальное время невозможно повернуть вспять. Оно необратимо. Нельзя вернуться в прошлое. Дни следуют друг за другом, неумолимо уменьшая оставшуюся жизнь.

В структуре социального времени четко проявляется линейный характер. Говоря о линейности социального времени, мы можем сделать вывод также о наличии в социальном времени как

компоненте его структуры периодичности. Периодичность социального времени - неотъемлемое свойство времени бытия как общества в целом, так и отдельного человека.

Под периодом в Древней Греции понимали определенный круг времени, характеризующийся тождественностью, неизменностью бытия общества. Периодом социального времени называется такой временной отрезок, в течение которого основные параметры социальной реальности общества на определенном этапе его исторического развития являются неизменными, или изменения в социальной структуре общества очень незначительные и не влияют на основные черты, присущие социуму в ту или иную историческую эпоху.

Течению социального времени свойственна неравномерность. Данный признак заключается в том, что в разные периоды бытия общества события, явления, процессы существенно отличаются друг от друга, темп течения социального времени постоянно меняется, происходит ускорение или замедление процессов социальновременного характера. В периодах жизнедеятельности человеческого общества, начиная с первоначальных этапов и заканчивая современностью, проявляется закономерность в движении социального времени, возрастание событийной напряженности, своеобразной плотности происходящих перемен в масштабах одинаковых временных интервалов. В существовании человека становится более ценным и важным каждый миг социального времени.

Стремление человеческого общества к более высокой ступени темпоральности социального бытия приводит к тому, что движение социального времени убыстряется. Люди, захваченные потоком событий, не замечают калейдоскопической смены временных интервалов. Здесь зиждется объективный парадокс: чем активней и насыщенней деятельность социума, тем быстрее несутся часы, дни, месяцы, годы. Аналогичная быстрота смены событий, явлений, процессов свойственна бытию человеческого общества сравнительно редко и была нехарактерна для жизни людей в прошлом. При достижении определенного предельного значения темпоральных сторон социального бытия течение социального времени стабилизируется, его скорость будет оптимально сочетаться с разнообразными социальными процессами.

Течение социального времени в масштабах всего человечества, если представить его в виде своеобразного потока, охватывающего социальное пространство бытия многих этносов, социальных общностей, народов, наций, объединяет социальные потоки времени, присущие бытию

указанных сообществ. Невозможно, чтобы многочисленные народы и нации нашей планеты находились на одном уровне социального развития.

Начиная со стадии первобытнообщинного строя племена людей естественно отличались друг от друга по уровню социального бытия, на степень развитости социальных отношений мощное влияние оказывали условия природной среды. Движение социального времени разнообразных племен и их объединений не совпадало по параметрам. Одни первобытные племена в несколько тысяч лет переходили из одного периода социального времени в другой. Наряду с ними первобытные коллективы, находившиеся в благоприятных природных условиях, не стимулировавших движение первобытных сообществ в направлении социального прогресса, пребывали длительные промежутки времени на данных стадиях социального бытия: «В известном смысле время у них остановилось, в системе не происходит ничего существенного, ничего нового, все возникающие функции затухают. Возникновение в этой системе неравновесности может рассматриваться как возобновление течения местного времени» [4, с. 244].

В историческую эпоху жизнедеятельности людей различия в скорости движения социального времени стали более наглядными. За несколько тысячелетий до новой эры возникали древние государства в долине Нила, а затем в Месопотамии. Их окружали этносы, народы, племена, существенно отличавшиеся по уровню социального бытия. Древние египтяне, а затем шумеры, перейдя на более высокую стадию социального бытия, оказались в качественно ином периоде социального времени. В возникших центрах цивилизации течение социального времени ускорилось. В первых древнейших государствах создавалась историческая хронология наиболее важных событий. Разрабатывалась письменность, возникали города, в которых сосредоточивались значительные массы населения. Жизнедеятельность людей получила более зримую социальную направленность. Указанные изменения привели к более интенсивному и быстрому росту событий, явлений.

В одни и те же промежутки времени в древних центрах цивилизации члены общества совершали такое количество социальных действий, которое существенно превосходило уровень социальной активности племен, этносов, народов, стоявших на доисторической ступени развития. Темпы социального прогресса ощутимо влияли на движение социального времени. Коллективная социальная энергия населения древнейших государств концентрировалась на важнейших направлениях жизнедеятельности социума, под-

талкивала нарастающую по темповой содержательности цепь событий и явлений в социальном бытии: «Если конкретная страна опережает другие, то она и становится классической, показывая отставшим картину будущего» [5, с.91].

В древнейших государствах течение социального времени связывалось с последовательностью сезонных сельскохозяйственных работ, длительностью строительства грандиозных пирамид, время получило более или менее четкую размерность, возникали представления о его ценности.

Социальное время получало определенную направленность в сторону достижения более высокого уровня социального развития этносов, народов. В течение социального времени возникла перспектива перехода человечества из его настоящего, обремененного всевозможными трудностями и проблемами, в грядущее, в котором люди добивались социально комфортных условий. Темп движения социального времени, будучи тесно связан с бытием общества, воспринимал воздействие тенденций по усложнению социального бытия общества, возрастанию его многообразия и разносторонности и постепенно менял свои параметры. Вовлечение значительного числа людей в общественные процессы создавало благоприятную основу для происходящих перемен в социальном бытии и влекло более высокую вероятность прогрессивных тенденций в течение времени.

Возрастание темпа движения социального времени воплощало потребность человечества в более быстром изменении условий социального бытия. Количество древних государств возрастало, их влияние на окружающие этносы, народы и племена росло. Если на начальном этапе становления классового общества было всего два центра цивилизации: в Древнем Египте и Месопотамии, то затем возникают обширные государства в Индии, в Китае, на Ближнем и Среднем Востоке, воздействие которых на окружающий мир усилилось. Возникновение значительного количества центров цивилизации знаменовало переход человечества в новую эпоху социального времени, формирования рабовладельческого

строя и становления классового общества. Таким образом, социальное время в качестве процесса, несущего изменение в жизнь человеческого общества, характеризуется следующими параметрами: ритмичностью, цикличностью, размерностью, последовательностью, направленностью, периодичностью, неравномерностью.

Все указанные параметры взаимосвязаны друг с другом, и их проявление воплощается в конкретных событиях и фактах социального бытия общества.

Социальное время, представляя собой сложнейшее явление, постоянно и тотально воздействует на разнообразные стороны жизнедеятельности людей, придавая им уникальность и неповторимость.

Литература

1. Новейший философский словарь: 2-е изд. - Минск: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. - 1280 с.

2. Пигров К.С. Человек осциллирующий: к исследованию контрапункта социального развития // Социальная аналитика ритма: сб. материалов конф. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. филос. общ-ва, 2001. 240 с.

3. Соколов Е.Г. Сглаженная аритмия // Социальная ана-

литика ритма: сб. материалов конф. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. филос. общ-ва, 2001. - С.173-180.

4. Костюк В.Н. Системное пространство - время // Системное исследование. 1989-1990. - М., 1990. - С.231-264.

5. Бенедиктов Н .А. Исторический процесс: единство и многообразие. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. - 183 с.

Демидов Владимир Павлович, канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры права СПб ГТЭИ.

Demidov Vladimir Pavlovich, candidate of philosophical sciences, lecturer of department of the Law of St. Petersburg S tate Institute of Trade and Economy.

E-mail: elena_demidova@mail.ru

УДК 800.732

О.К Истомина

ДИАЛОГ В УСЛОВИЯХ ДИСПОЗИЦИИ «СВОЙ-ЧУЖОЙ»

Статья посвящена диспозиции «свой - чужой», которая характеризует социокультурные, лингвистические, информационные, политические и, конечно, национальные отношения. Данная антиномия обусловливает определение себя через свою противоположность. Субъект осознает специфичность своего существования в процессе взаимодействия. Взаимодействие типов мировоззрения достигается при диалоге культур. Диалог является условием достижения трансцендентности, рационализации общения и имеет гуманистическую значимость.

Ключевые слова: диспозиция «свой - чужой», диалог, национальная идентичность, самоидентификация, этническое взаимодействие.

O.B. Istomina

THE DIALOGUE IN DISPOSITION «NATIVE - STRANGE»

The article is devoted to the disposition «native - strange», that characterizes sociocultural, linguistic, informational, political and, of course, ethnic and national relations. This antinomy allows defining a personality itself by his opposite. The subject realizes the specificity of his existence during the interaction. The interaction of types of world views is reached by means of the dialogue of cultures. The dialogue is a condition of achievement of transcendentity, rationalization of communication and has a humanitarian importance.

Key words: disposition «native - strange», dialogue, national identity, self-identity, ethnic community.

Обыденное человеческое сознание есть некое теоретическое целое, в котором выделяются четыре компонента: сенсорно-рецептивный, логико-понятийный, эмоционально-оценочный и ценностно-нравственный. Последний из перечисленных компонентов играет важную роль в формировании конкретной национальной картины мира и отражается в моральных установках и ценностных приоритетах общества. Национальная картина мира субъективна, она фиксирует осмысление мира конкретным этносом, включает в себя субъективные оценки, эстетические и нравственные категории, особенности мировосприятия, которые отражены в национальном языке.

Очевидно, что в каждой культурной традиции существуют национальные стереотипы коммуникативного поведения (вербального и невербального). «Языковое сознание носителя этнической культуры, формируемое в процессе инкуль-турации, «вхождения» в данную культуру, отличается определенными качествами» [1; 99]. Рас-

хождения в национально-специфических практиках разных языковых сообществ ведет к непониманию и является причиной коммуникативных конфликтов. Крайняя точка несовпадения стереотипов коммуникативного поведения - межличностный или межэтнический конфликт. С целью исключить подобные случаи, а в некоторых случаях нивелировать конфликт в современной науке активно изучается социокультурная диспозиция «свой - чужой».

Данная антиномия является предметом изучения социальной философии, социологии, этносо-циологии, этнопсихологии, культурологии, социолингвистики и других наук уже на протяжении полутора веков. Теоретические и эмпирические исследования по этой теме представляют несколько направлений: изучение этнонацио-нальных отношений, социально-классовых, социокультурных, социолингвистических, коммуникационно-информационных, религиозно-

конфессиональных, политических, организаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.