Научная статья на тему 'Древнейшее мировоззрение населения Забайкалья'

Древнейшее мировоззрение населения Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
839
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жуков А. В.

В настоящее время перед наукой стоит задача осмысления развития религиозной жизни древнейшего общества на территории Забайкалья. Согласно данным археологии, человек палеолитического и неолитического времени уже имел развитый комплекс религиозно-мифологических представлений. Организующим началом культуры человека в древности было осознание необходимости принесения жертвы природным силам ради продолжения и упорядочения жизни. По мере развития общества некоторые представления переживают трансформацию. Однако с глубочайшей древности сердцевиной мировоззрения жителей региона является ощущение ответственности социума за поддержание и сохранение миропорядка при условии соблюдения им единого ритма с космоприродными законами жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Древнейшее мировоззрение населения Забайкалья»

церквями.

Таким образом, лидеры движения Возрождения заложили основы развития качественно новым методам распространения евангелического протестантизма.

По существу, необходимой составляющей всех методов евангелиза-ции являются личности самих протестантов. Действенными методами можно считать те, которые позволяют максимально увеличивать взаимодействие между христианами и нехристианами. В настоящее время число техник и приемов евангелизации значительно увеличилось. Разработано множество подходов, некоторые из которых представляются весьма творческими и действенными в привлечении большего числа людей в сообщество протестантской церкви.

Представленный экскурс в историю зарождения христианизации дает

нам основания отметить, что методология и методы современной мировой христианизации не явились случайными; они сформировались проповедни-ками-евангелистами при условии хорошего знания психологии переселенцев, недостатков социальной политики, интересов молодежи. Некоторые методы христианизации определили и подходы к современному процессу глобализации, так, например - принятие во внимание массового спроса и востребованность быстрой реализации потребностей. Это и было представлено в данной статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Antoun, R.T. Understanding Fundamentalism. - Altamira Press, 2001. - P. 55-72.

2. Hick, J., Hebblethwaite B. Christianity and Other Religions. - Oxford, 2001. - P. 5-58.

3. Кернс Э.Е. Дорогами христианства. - М.: «Протестант», 1992. - С. 300-353.

4. www:utoronto.ca/knox/

ДРЕВНЕЙШЕЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УДК 299 (925 16)

НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ

А.В. Жуков, аспирант каф. «Социальная антропология, философия и культура», ЧитГУ

Научные интересы: религиоведение, социальная антропология, этнические конфессии Забайкалья. Исторический и онтологический аспект межкультурного диалога на территории Северной Азии. Архаический, традиционный и современный пласт культуры социума. Нетрадиционные религиозные движения.

В настоящее время перед наукой стоит задача осмысления развития религиозной жизни древнейшего общества на территории Забайкалья. Согласно данным археологии, человек палеолитического и неолитического времени уже имел развитый комплекс религиозно-мифологических представлений. Организующим началом культуры человека в древности было осознание необходимости принесения жертвы

природным силам ради продолжения и упорядочения жизни. По мере развития общества некоторые представления переживают трансформацию. Однако с глубочайшей древности сердцевиной мировоззрения жителей региона является ощущение ответственности социума за поддержание и сохранение миропорядка при условии соблюдения им единого ритма с космоприродными законами жизни ■

THE ANCIENT WORLD OUTLOOK OF PEOPLES OF ZABAIKALIE

Today the science has a problem to comprehend the development of religious life of ancient society on the territory of Zabaikalie. According to archeological data people of Paleolithic and Neolithic age had already a well-developed complex of religious and mythological conceptions. The forming commencement of ancient human culture was comprehension the necessity of making a sacrifice to natural forces for future life and order. As the society developed some concepts have been transforming. Nevertheless from the ancient times the basic principle of world outlook for the peoples of Zabaikalie have been to keep the responsibility of human society for maintenance of world order and to observe the common rhythm of cosmonatural laws of life ■

* * *

Отличительной чертой Забайкалья является то, что религия составляет неотъемлемую часть традиционной культуры того или иного народа и с удивительной устойчивостью сохраняется в течение тысячелетий. Это делает актуальным изучение древней и средневековой истории религий региона.

В настоящее время перед наукой стоит задача осмысления развития религиозной жизни древнейшего общества на территории Забайкалья на основе обобщения и классификаций материала, накопленного за три столетия исследований забайкальской истории и культуры. Вторая задача состоит в попытке реконструкции религиозного мировоззрения различных эпох на территории Забайкалья, попытке проследить генезис развития религиозных традиций в широком хронологическом диапазоне -от эпохи палеолита до наших дней, проследив древние традиции и закономерности развития религий Северной Азии. Все это при наличии хорошо изученных данных этнографии и антропологии даст специалистам возможность выявить корни языческих верований або-

ригенных этносов Забайкалья, лучше понять сущность зарождения, расцвета и упадка традиционных религиозных представлений охотников и скотоводов, их взаимодействия со вновь появляющимися религиозными традициями.

Начальный этап заселения территорий Забайкалья людьми относится к той поре палеолита, которая датируется временем 150...40-35 тыс. лет назад. О высокой степени развития абстракции предков человека, проживавших на Земле в это время и бытовании среди них определенных религиозных представлений, свидетельствуют известные в мировой литературе археологические памятники Европы, Средней и Передней Азии. Самая общая картина мировоззрения человека этого времени подразумевает одухотворение окружающего мира - природы и природных обитателей. Вероятно, существование культов природных сил, отдельных животных. Существование погребальных обрядов говорит о существовании веры в жизнь после смерти и культа предков (2, 216; 5, 49). Несмотря на то, что до сих пор не обнаружено никаких вещественных материалов, свидетельствующих о

развитии духовной культуры древнего человека на территории Забайкалья в этот период, возможно предположить, что люди, жившие здесь, также обладали мировоззрением, включавшим некий набор религиозных представлений. Однако исследования памятников столь раннего возраста начато совсем недавно и завеса над ними только начинает приоткрываться.

Лучше изучено верхнепалеолитическое время, датируемое 40-35.10-11 тыс. лет назад. На основании проведенных раскопок и изучении содержания наскальных рисунков этого времени археологи пришли к выводу, что палеолитический человек в Сибири имел уже развитый комплекс религиозно-

мифологических представлений. В центре этого комплекса находилась модель мира, выраженная в идее о Вселенной, разделенной на три части. Можно предположить, что идея мирового дерева с его трехчастным делением была стержнем палеолитического мифа. В данном комплексе уже существовали культы тотемных животных, женщин-прароди-тельниц, домашнего очага и духов мертвых.

Этнографические параллели почитания Богини-Матери почти у многих народов мира позволяют думать, что это женское божество в первобытном мировоззрении играет роль Всеобщей стихии природы, или Души мира. Оно вполне конкретно и неустанно печется о нуждах людей. Она - владычица леса и моря, посылающая удачу в окоте и дающая изобилие. В этом веровании находит свое воплощение острое чувство мистичности природы, одухотворенности всего мироздания. Во время палеолита культ Великой матери был связан с Луной. В мифах о создании Южной и Восточной Азии Великая мать фигури-

рует в образе птицы. Именно она снесла яйцо (или сто яиц), из которого появились первые люди. Птица обучает этих людей процессам продолжения рода, наводит их на растения, оживляющие умершего, и т.п. (11, 60).

Богиня-Мать - всеобщая прародительница. Из ее лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Тотемистическая вера оказала огромное влияние на общественный уклад древних людей. Она мифологически объясняла в представлении первобытных коллективов стадию их трансформации из орд в родовые группы. Тотемизм, возникший из веры людей в их родство с определенным видом животных или растений, постепенно превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (3, 32). Тотемными животными почитались мамонт, носорог, дикий бык-бизон, лошадь, медведь, песец; видимо, птицы, змеи, рыбы; на рубеже палеолита и мезолита все большее значение стал приобретать только что одомашненный волк (собака) (10, 22).

Вселенная, согласно анимистическим представлениям, заселена духами-покровителями миров и территорий, имеющих в своей власти все явления природы и все события из жизни животных и людей, живущих в их пределах. Средний мир, мир живого человека населен духами в такой же степени, как верхний и нижний миры. Души людей после их смерти также становились духами, могущими повлиять на жизнь живых людей. Определение этой мировоз-

зренческой системы было дано В. Соловьевым. Веру, в которой природа признавалась оживотворенной, в которой чтили тотемных покровителей и предков, в которой был культ умерших, он назвал смутным пандемонизмом (12, 179).

Как подсистема общества, религия первобытного общества, так же как и религии современного общества, помимо мировоззренческой составляющей включала ценностные характеристики, организационную и религиознокультовую составляющую. Суть ценностной ориентации в том, что первобытный человеческий социум чувствовал себя ответственным за поддержание и сохранение миропорядка при условии соблюдения им единого ритма с космоприродными законами жизни и смерти. Это фиксируются многочисленными данными археологических раскопок.

Только с этой точки зрения, как нам кажется, становится возможным объяснить столь важную характеристику культуры первобытнообщинного строя как строительство жилищ. Как выясняется, все они были сооружены по единому плану. По мнению археологов (3, 63; 8, 119), конструктивной особенностью их жилищ является существование в жилищах мужской и женской половин.

С древнейших времен унаследован культ домашнего очага. Особое почитание огня, в котором обитает дух жилища, предполагает деление палеолитического жилища на женскую и мужскую половину. Находки в зольной массе жженых костей животных, отщепов и орудий труда могут рассматриваться и в качестве жертвенных приношений (8, 61).

Все это дает основания для заключения о том, что на основании археоло-

гического материала эпохи палеолита, можно констатировать существования особого отношения древнего человека к окружающему миру - Вселенной, прообразом которой служило жилище древнего человека, представлявшее не столько место жительства, сколько алтарь. Существование культа мертвых подтверждается данными соседних территорий. Он зафиксирован ритуальным захоронением ребенка в полу жилища Мальты и следами жертвоприношений на других палеолитических стоянках Евразии (3, 63).

Данные истории говорят о том, что древние цивилизации в большинстве своем в качестве фундамента базируются на мифе о первичной жертве. Необходимость принесения жертвы природным силам, ради продолжения и упорядочения жизни, стала организующим началом культуры человека в древности. Цикличность годового природного цикла и соответствующее восприятие времени первобытным человеком способствовали формированию представлений о необходимости регулярных жертвоприношений. Вероятнее всего, с этого времени начинает формироваться тот особый природный календарный цикл, которому подчинена жизнь многих традиционных сообществ Центральной Азии. Был создан «лунносолнечный календарь», по которому сверяли времена года и цикличность жизни промысловых животных (8, 61). Все это дает нам основание предположить, что уже в палеолите человечество выработало систему постоянных форм культовых действий с обязательными жертвенными приношениями.

Как считают ученые, в эпоху палеолита среди населения Восточной Сибири, видимо, получил распространение институт жречества из наиболее

уважаемых женщин рода для руководства культовыми действиями на поселениях и в жилищах. Культ женщины -прародительницы зафиксирован в виде многочисленных статуэток в полу жилища, обнаруженных на раскопках древних поселений Евразии.

Т.М. Михайлов с позиций этнографии выделяет следующие группы, которые уже существовали в палеолите Восточной Сибири: 1) тотемизм (образы мамонта, дикой лошади, бизона, медведя, собаки, птиц, змей, рыб и др.); 2) культ женщин-прародительниц (чадородия и материнского начала); 3) культ огня; 4) культ мертвых (10, 68-122). Мифологические представления неолитического населения наследовались из предшествующих эпох. Так, представления о вселенной, расчлененной на силы земные в облике копытных, подземные в виде змей и рыб и небесные в образе птиц, сохраняли свою значимость и в период мезолита, и в эпоху неолита. Сохраняется идея мирового дерева и деления мира на три яруса: символ нижнего мира - змеи, среднего - копытные, верхнего - птицы. Сохраняет свое сакральное значение культ зверей -копытных, особенно лося. Ярко выступает на неолитических петроглифах культ плодородия, связанный с характерным для охотников стремлением размножить животных, увеличить их поголовье в лесу и заполнить убыль, вызванную охотой.

Сохраняются со времен палеолита и такие виды религиозной веры, как культ мертвых (предков) и тотемистические представления. В Забайкалье известно большое количество древних погребений неолитического времени. Они ярко иллюстрируют верования, мировоззрение древних обитателей края. Люди верили в жизнь после смерти, в

необходимость в ней производственной деятельности. Данные археологии указывают на существование у племен, проживающих на территории Восточной Сибири, особо почитаемых мест, связанных с религиозными культами, являвшимися традиционными (10, 81).

В неолите изменилось содержание религиозно-мифологических представлений: от принесения жертв и совершения различных тризн над могилой конкретного лица до почитания потомками душ предков, перераставших постепенно в образ некоего единого антропоморфного «хозяина» местности, родовой территории (1, 205).

Начиная с неолитического времени, у древних обитателей Севера, Центральной Азии возникли какие-то вполне определенные представления о северных странах, по своему суровому климату и полугодовой ночи отождествляемых с потусторонним миром. К этому моменту эти религиозно-

мифологические познания оформились в стойкую концепцию о «море мертвых», куда можно попасть по шаманской «дороге мертвых» на лодках или плотах.

В качестве основного культового комплекса служило жилище, разделенное на мужскую и женскую половину, в котором в центре располагался очаг. Есть факты бытования специальных жертвенных мест на вершинах сопок, у подножий которых располагались древние поселения, а также на производственно-хозяйственных комплексах.

Во второй половине Ш-нач. II тыс. до н.э. наступает эпоха энеолита и ранней бронзы. Находки этого периода доказывают сохранение культов, сложившихся еще в эпоху верхнего палеолита и лишь претерпевших некоторые изменения в форме. Это культ зверя-

копытного, культ плодородия и все ритуалы, связанные с ними. Основой мировоззрения, как и прежде, был миф.

Это этап, когда происходит антро-поморфизация божеств. Очевидно, на определенном этапе этот процесс связан со сменой идеологии и социальными изменениями. Тотемизм не превращался в пережиток, а становился частью новой системы представлений. Оставался актуальным культ матери-

прародительницы, тесно связанный с культом плодородия. Возникнув в пределах каменного века, он просуществовал вплоть до конца эпохи бронзы.

Общность культуры и исторических судеб древних народов Центральной Азии, от Монголии и Северного Китая до Алтая, Казахстана, Тувы, Южной Сибири, свидетельствует о том, что уже в III тысячелетии до н.э., в самом начале эры металла, началось культурное сближение древних племен. Порою черты сходства настолько значительны, что могут быть объяснены бесспорными контактами и, возможно, миграциями. Период существования в Забайкалье двух культур бронзового века «Двор-цовской» и «Плиточной» (УП-Ш вв. до н.э.) совпадает по времени с созданием крупных союзов племен, которые заняли широкие степные пространства от берегов Черного моря до северовосточных границ Китая.

Для искусства культуры плиточных могил типичны изображения лошади, барана, а из птиц - орла. У населения дворцовской культуры популярны: змея, хищник кошачьей породы, а из птиц - водоплавающие. Часто можно встретить изображения личин - схематичное изображение лица человека, быка. Каждый образ животных имел свое особое значение в жизни людей того времени. Он был покровителем коллек-

тива людей, рода занятий, даже прародителем того или иного рода. Так складывалась система мировоззрения, позднее получившая название «шаманизм» (11, 81). С населением культуры плиточных могил связаны петроглифы так называемого «селенгинского типа». Семантика петроглифов «селенгинского типа» самым тесным образом была связана со скотоводческим хозяйством населения культуры плиточных могил и идеей плодородия, размножения и сохранения домашних животных.

Одним из древнейших культов в Центральной Азии был культ оленя, следующий по значимости - культ коня. В УШ-УП вв. до н.э. появляется изображение свернувшегося в кольцо кошачьего хищника. В I тыс. до н.э. племена Забайкалья имели культ предка. Об этом свидетельствуют оленные камни, установленные на святилищах или окруженные каменными выкладками на местах жертвоприношений. Существовали также культы неба, солнца, гор, об этом говорят рисунки на святилищах, малодоступных местах. Многие из этих культов дожили до эпохи древних тюрков, иные даже до времени, когда складывалось «Сокровенное сказание» монголов (7, 81).

Очевидно, что причиной появления новых сюжетов и мотивов в творчестве кочевников Центральной Азии той поры явилось сложение новых форм отношений, появление собственности, непрерывные войны и междоусобицы и как естественный результат - выделение главенствующей роли мужчин, что и нашло отражение в мировоззрении и идеологии эпохи. Если первобытный миф имел одно содержание - космогонию, то отныне появился новый сюжет - тема героя, человека, которая первоначально также осмысливается тотемистически.

Мировоззрение племен культуры плиточных могил впитало в себя идеи и образы предшествующих эпох. Оно было неразрывно связано с мировоззренческими системами всего обширного скифо-сибирского мира племен и народов степей Евразии. Вероятно, что в эпоху бронзового и раннего железного века в Забайкалье сложился принципиально новый религиозный и праздничный ритуал, обусловленный возникновением новой мифологии, нового пантеона, для которого характерна строго упорядоченная иерархия божеств во главе с верховным зооморфным божеством, выступающим в образе оленя.

Материалы археологии убедительно показывают, что древний человеческий социум обладал и мировоззрением, в основе которого находилось восприятие Вселенной как одушевленной сущности. Человек понимался как порождение природы-матери и родственник других порождений, растений и животных (тотемов). В то же время, человек занимал центральное место во Вселенной, объединяющей все три ее мира - верхний, средний и нижний. Такое космическое мировоззрение стало основой ритуальной и культовой системы, основанной на почитании культов природы, тотемов, предков, соблюдении табу и принесении жертвоприношений.

Большинство ученых признают синкретичность религии кочевников, основными составляющими которой являются элементы язычества, которое следует рассматривать как раннюю форму политеизма, характеризующуюся совокупностью мировоззренческих идей, культовых действий (шаманизм) и комплексом ритуалов, выработанных и сохраняемых обществом в течение многих тысячелетий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении проблемы происхождения первобытных верований. -М., Л., 1958.

2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. - Л., 1979.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 2000.

4. Герасимов М.М. Мальтинская палеолитическая стоянка и ее место среди памятников Сибири //Науч. конф. По истории Сибири и Д. Востока. - Иркутск, 1960.

5. Егунов Н.П. Бурятия до присоединения к России (очерк о социально-экономическом и политическом развитии бурятских племен в ХТТТ-ХУТТ вв.). - Улан-Удэ: книжное изд-во, 1990.

6. Зыбковец В.Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. - М., 1967.

7. История бурят-монгольской АССР. -Улан-Удэ, 1951. - Т. 1 / ред. А.П. Окладников.

8. Козин С.А. Сокровенное сказание. - М., 1941. - С. 81.

9. Ларичев В.Е. Дом из бивней мамонта. -Красноярск, 1981.

10. Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. - Новосибирск: Наука, 1979. - С. 207.

11. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). - Новосибирск, 1980.

12. Е.А. Окладникова. Загадочные личины Азии и Америки. - Новосибирск: Наука, 1979.

13. В. Соловьев. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки. - Собр. соч. Т. VI.

14. Тиваненко А.В. Древние святилища в эпоху камня и бронзы. - Новосибирск: Наука, 1989.

15. Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. - Улан-Удэ: БГУ. - 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.