Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.Т. ШАЦКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ'

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.Т. ШАЦКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Т. ШАЦКИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛА / S.T. SHATSKY / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL EDUCATION / CHILDREN / CHILDREN'S COLLECTIVE / SOCIAL ENVIRONMENT / SCHOOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков А.К.

В статье рассматриваются основные ключевые идеи С.Т. Шацкого о социальном воспитании детей: коллективное воспитание выступает не только формой, но и содержанием воспитания; цель социального воспитания детей должна быть ориентирована на подготовку социально активного, подготовленного к жизни в обществе, хорошо образованного человека социальное воспитание должно основываться на том, что является общим для детей, что их объединяет природная и социальная среда, культура, традиции и т.п.; в социальном воспитании детей востребована опора на деятельностный подход, исключительную играет труд; в социальном воспитании детей приоритетной задачей выступает обеспечение системности во взаимодействии школы и среды; др. Обосновывается высокая корреляционная связь современных научных подходов к социальному воспитанию детей и идей С.Т. Шацкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE CREATIVE THE LEGACY OF S.T. SHATSKY AND MODERNITY

The article discusses the main key ideas of S.T. Shatsky about the social education of children: collective education is not only a form, but also the content of education; the purpose of social education of children should be focused on the preparation of a socially active, prepared for life in society, well-educated person social education should be based on what is common to children is what unites them the natural and social environment, culture, traditions, etc.; in the social education of children, reliance on an activity-based approach is in demand, work plays an exceptional role; in the social education of children, the priority task is to ensure consistency in the interaction of the school and the environment; etc. The high correlation between modern scientific approaches to the social education of children and the ideas of S.T. Shatsky is substantiated.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.Т. ШАЦКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 37.10

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

С.Т. ШАЦКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ

SOCIAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE CREATIVE THE LEGACY OF S.T. SHATSKY AND MODERNITY

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные ключевые идеи С.Т. Шацкого о социальном воспитании детей: коллективное воспитание выступает не только формой, но и содержанием воспитания; цель социального воспитания детей должна быть ориентирована на подготовку социально активного, подготовленного к жизни в обществе, хорошо образованного человека социальное воспитание должно основываться на том, что является общим для детей, что их объединяет - природная и социальная среда, культура, традиции и т.п.; в социальном воспитании детей востребована опора на деятельностный подход, исключительную играет труд; в социальном воспитании детей приоритетной задачей выступает обеспечение системности во взаимодействии школы и среды; др. Обосновывается высокая корреляционная связь современных научных подходов к социальному воспитанию детей и идей С.Т. Шацкого.

Ключевые слова: С.Т. Шацкий, социальная педагогика, социальное воспитание, дети, детский коллектив, социальная среда, школа.

ABSTRACT

The article discusses the main key ideas of S.T. Shatsky about the social education of children: collective education is not only a form, but also the content of education; the purpose of social education of children should be focused on the preparation of a socially active, prepared for life in society, well-educated person social education should be based on what is common to children is what unites them - the natural and social environment, culture, traditions, etc.; in the social education of children, reliance on an activity-based approach is in demand, work plays an exceptional role; in the social education of children, the priority task is to ensure consistency in the interaction of the school and the environment; etc. The high correlation between modern scientific approaches to the social education of children and the ideas of S.T. Shatsky is substantiated.

Keywords: S.T. Shatsky, social pedagogy, social education, children, children's collective, social environment, school.

Анатолий Карпович БЫКОВ,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации akbikov@mail.ru

Anatoly

Karpovich

BYKOV,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy of the Prince Alexander Nevsky Military University Ministry of Defense of the Russian Federation akbikov@mail.ru

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Введение

В этом году исполняется 145-лет со дня рождения великого отечественного педагога Станислава Теофиловича Шацкого. Он начал педагогическую деятельность в 1905 г. с организации первых в России клубов для детей рабочих (на одной из окраин Москвы). В 1911 г. вместе с женой В.Н. Шацкой организовал на общественные средства летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» для участников детских клубов. После Октябрьской социалистической революции 1917 г. Шацкий возглавил Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР (1919-1932 гг), имевшую сельское отделение в Калужской области, куда вошла школа-колония «Бодрая жизнь», и городское - в Москве. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительных для взрослых. В 1932-1934 гг. С.Т. Шацкий руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпро-са РСФСР и одновременно был директором Московской консерватории.

Выдающийся вклад С.Т. Шацкого в отечественную педагогику отражен во многих энциклопедиях, монографиях, учебниках, в том числе в научных статьях [1-6: 9, 10]. Стефан Теофило-вич по праву считается одним из основателей социальной педагогики, внесшим огромный вклад в теорию социального воспитания детей.

Ключевые идеи С.Т. Шацкого о социальном воспитании детей

Творческие педагогические установки С.Т. Шацкого о социальном воспитании детей многоаспектны, они могут быть концентрированно представлены на основе его трудов [12] в следующих положениях.

1. Возрастные и социальные особенности детства таковы, что дети нуждаются в социальной организации, предрасположены к активной социальной деятельности.

Шацкий в своих работах отмечал, что дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать свое общество. Самое главное у детей - их общественные инстинкты.

2. В детском возрасте коллективное воспитание выступает не только формой, а содержанием воспитания. Шацкий, описывая свои педагогические устремления в колонии «Бодрая жизнь», писал: «Суть нашей совместной жизни с

детьми в колонии заключается в искании жизненных путей воспитания и в искании не форм, а содержания работы» [11: 301].

В детском коллективе создается огромное социальное движение, стремящееся внести в детскую жизнь элементы свободы, самостоятельности, труда и солидарности.

В коллективном воспитании огромная роль принадлежит социальной активности и самореализации детей. Так, в основе воспитательной системы «Сетлмента» лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Каждый клуб по интересам имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации. По Шацкому, самодеятельность детей и свобода выбора ими занятий по интересам -это главная задача воспитательно-образовательной работы педагогов. В деле воспитания социальной активности Шацким также делался упор на организацию школьного самоуправления.

3. В социальном воспитании необходима установка на полноценную и полнокровную жизнь детей «здесь» и «сейчас», а не на подготовку их к взрослой жизни.

Шацкий говорил о вреде глубоко укоренившегося общественного социально-воспитательного предрассудка - идее необходимости подготовки детей к будущей жизни, деятельности, карьере. Он писал о необходимости осуществления возможно полной детской жизни «сейчас», без мысли о том, что даст будущее. Эта задача формулировалась Шацким как «Вернуть детство детям».

Полнокровная жизнь ребенка в коллективе формирует целостную личность ребенка. Шацкий считал, что нужно исходить в воздействии на ребенка не со стороны отдельных психических функций, а из восприятия его как целостной, растущей и деятельной личности. Он как талантливый педагог и тонкий психолог предвосхитил то, что лишь много лет спустя стали разрабатывать наши психологи, переходя к изучению психологии целостной личности ребенка как деятельного существа.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

4. Цель социального воспитания детей должна быть ориентирована на подготовку социально активного, подготовленного к жизни в обществе, хорошо образованного человека. Шацкий и Зелен-ко при организации общества «Сетлемент» («комплекс» в переводе на русский язык) ставили своей задачей подготовку рабочего нового типа: творчески ориентированного, хорошо образованного, способного участвовать в кооперативной деятельности, соответствующего потребностям бурно развивающейся промышленной России.

В своей основе установка на воспитание социально активных, разносторонне подготовленных детей, реализуемая через формы функционирования детских коллективов, приобретала политические очертания, приводила к гонениям на Шацкого по идеологическим мотивам. Если культурный поселок «Сетлемент» уже в 1908 году был закрыт как «попытка проведения социализма среди детей», то в 20-е годы «Бодрая жизнь» была распущена как «носитель буржуазных идей, противоречащих принципам пролетарского воспитания». В «смутное время» конца 20-х - начала 30-х годов ХХ века Шацкий был обвинен в педагогическом «руссоизме», в чуждых политических взглядах «аграрного толстовства», в защите «кулацких настроений деревни». Иными словами, в царской России чиновников не устраивала гражданственность воспитанников Шацкого как чересчур социально компетентных людей, умеющих оказывать социальное влияние на окружающих; органы советской власти гражданственность воспитанников не устраивала по другой причине - высокой развитости личного достоинства на фоне стремления к высокопроизводительному труду, лидерству, личной успешности, критичности восприятия партийных идеологических лозунгов, противоречащих жизни.

5. Социальное воспитание должно основываться на том, что является общим для детей, что их объединяет - природная и социальная среда, культура, традиции и т.п. Шацкий подчеркивал, что в системе воспитания должна присутствовать народная основа и семейные ценности: трудолюбие, взаимопомощь, доброта.

Он отмечал необходимость знакомить детей с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее, широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы (знакомство с наукой и искусством), на фабрики и заводы (знакомство с трудом) и за город.

Руководимая Щацким опытная станция использовала также и краеведческие материалы в

преподавании, привлекала к краеведческой работе учащихся. Каждый год обучения был для школьника все более расширяющим умственные горизонты вхождением в родную историю, вызывал подлинную любовь к родному краю. В школьную программу входили, наряду с познанием и трудом, искусство: слушание народной и классической музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, подготовка спектаклей-импровизаций.

6. В социальном воспитании детей востребована опора на деятельностный подход. Лозунг учреждений Шацкого: «Жизнь должна быть деятельной!». По Шацкому, организовать жизнь детей - значит организовать их деятельность, отвечающую их возрастным критериям, по возможности полную и жизненно необходимую. Деятельность рассматривалась Шацким как основа жизни ребенка и источник его развития.

Шацкий понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни.

7. Исключительную роль в социализации ребенка играет труд. Формирование социальных качеств детей в школе должно базироваться на трудовой деятельности.

Шацкий рассматривал разностороннюю трудовую деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, развивая идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением

У Шацкого детский труд не являлся средством научиться обслуживать себя, делать все самому для себя, и не был тем материалом для умственной работы, что имеет в виду формула «синтез труда и науки», а имел прежде всего роль, организующую нормальное детское сообщество. Он исходил из того, что у детей вообще сильны социальные устремления, поскольку они ценят общество себе подобных, - труд, и труд производительный, всегда будет для них необходим. Развитие социальных, эстетических или умственных навыков у детей не очень плодотворно, если оно не поддержано реальным, посильным, самодеятельным, производительным трудом, который создает прочную и ответственную основу деятельной детской жизни. При этом детский труд существенно отличается от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным.

Шацкий в своих работах раскрывает динамику изменения трудовой деятельности детей в условиях детской колонии, интернатного учреж-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

дения, когда первобытные формы труда детей сменяются кустарными и затем технически высокими. Именно благодаря этой эволюции форм труда «первичные детские организации случайного типа, быстро создающиеся и распадающиеся, приобретают всё более длительные формы и обусловливают в дальнейшем параллельный рост социальных навыков. Грубые формы детского искусства сменяются более совершенными, вызывая к жизни творческие силы детей. Развитие художественных запросов детей отражается на возникновении новых, интересных для них видов труда: дети строят планы и наполняются радостной тревогой осуществления. В конце концов, выявляется идейная сторона детского общества, которая даст сильный толчок умственным, самостоятельным запросам». Формируются не просто «трудовые навыки» и даже не «трудолюбие» как качество личности, а нечто большее. Это жизненная практика. Это опыт труда-заботы, самореализации в производственном и социальном творчестве.

Как показала жизнь, умение жить в коллективе и плодотворно трудиться позитивно отражалось на будущем семейном пути воспитанников Шацкого. Практически все они создали успешные и дружные семьи.

8. В социальном воспитании важную роль играет социально-образовательная и предметно-пространственная среда, в частности их эстетическая составляющая. В Первой опытной станции Наркомпроса для эстетического воспитания в школе-колонии создались прекрасные условия. Валентина Николаевна и Станислав Теофилович Шацкие, окончившие Московскую консерваторию, проявляли огромную заботу о музыкальном образовании учащихся. На вечерах часто Шацкий пел арии из опер, Валентина Николаевна не только играла на фортепьяно, но и проводила лекции о композиторах, руководила хором, который пел на четыре голоса, обучала учащихся игре на фортепьяно. Они много пели и во время работ в поле и огороде, и на вечерах. Каждый день начинался и кончался песней, поэтому не удивительно, что многие выпускники колонии посвятили себя музыке.

9. С.Т. Шацкий ставил перед собой задачу создания единого коллектива детей и взрослых как коллектива растущего. И дети, и педагоги должны, по его замыслу, непрерывно двигаться вперед, не удовлетворяясь достигнутым. Лишь в этом движении видел он смысл своей работы.

Необходимым условием ее успеха он считал личное творчество педагогов и детей.

10. В развитии детского коллектива очень важны доверие и поддержка педагогов. Говоря о детских трудовых колониях, Шацкий отмечал, что дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них; что все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества; что авторитет старших только тогда и действителен, полезен и высок, когда в нем нет принудительного элемента, и что дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, т.е. что для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям.

В социальном воспитании деятельность педагога должна быть подчинена решению 2 основных целей: создать условия для раскрытия духовных и физических сил ребёнка и умело руководить развитием его ярких индивидуальных качеств личности.

Воспитатели школы С.Т. Шацкого не противопоставляли себя детям и, что особенно ценно, признавали их право на творчество, личное мнение, и это, по воспоминаниям воспитанников, являлось образом жизни.

11. В социальном воспитании детей приоритетной задачей выступает обеспечение системности во взаимодействии школы и среды.

Для Станислава Теофиловича еще в дореволюционные годы отчетливо обозначилась идея необходимости целенаправленной связи школы со средой как культурного центра, педагогизирующе-го среду, создающего благоприятные условия для наиболее полного развития интеллекта ребенка.

В колонии «Бодрая жизнь» в Калужской области Шацкий осуществил проект школы будущего, которая вырастает из окружающей жизни, в ней работает, улучшая ее и совершенствуя. И это для Шацкого принципиальная педагогическая позиция, в свое время обоснованная Песталоцци.

Согласно его концепции, необходимо не только учитывать и использовать в воспитании окружающую среду, но и непременно включать детей в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе.

12. В социальном воспитании детей большое внимание следует уделять его преемственности на различных ступенях образования.

Первая опытная станция Наркомпроса, возглавляемая С.Т. Шацким, имела своей задачей создание сети воспитательных учреждений - ясли, детский сад, начальная и дополнительная шко-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

лы, курсы для взрослого населения («высшая крестьянская школа»), мастерские, библиотеки, местный музей. В ней детский сад служил подготовительной ступенью к школе. Благодаря одинаковым методам работы дети, переходя от детского сада к школе, не чувствовали никакой разницы.

Современные научные представления о социальном воспитании детей и отражение в них идей С.Т. Шацкого

Перечисленные характеристики педагогических воззрений и практических дел С.Т. Шацкого составляют основу социального воспитания детей и в современных условиях.

Институтом изучения детства, семьи и воспитания в 2022 году разработана Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Она одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г., № 3/22) [7].

При подготовке этой программы разработчики руководствовались рядом основных принципов воспитания [8]:

- гуманистической направленности воспитания: каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, гуманное отношение, защиту его человеческих прав, свободное развитие личности;

- ценностного единства и совместности: ценности и смыслы воспитания едины и разделяемы всеми участниками образовательных отношений, что предполагает содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение участников воспитательного (образовательного) процесса;

- культуросообразности: воспитание основывается на культуре и традициях народов России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и социокультурные особенности региона, местности проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, традиционный уклад, образ жизни, национальные, религиозные и иные культурные особенности местного населения;

- следования нравственному примеру: педагог, воспитатель должны в своей деятельности, общении с обучающимися являть примеры соответствия слова и дела, быть ориентиром нравственного поведения;

- безопасной жизнедеятельности: воспитание должно осуществляться в условиях безопас-

ности, обеспечения защищенности всех участников воспитательной деятельности от внутренних и внешних угроз;

- совместной деятельности детей и взрослых: приобщение обучающихся к культурным ценностям происходит в условиях совместной деятельности, основанной на взаимном доверии, партнёрстве и ответственности;

- инклюзивности: образовательный процесс организовывается таким образом, что все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему воспитательной деятельности;

- возрастосообразности: проектирование процесса воспитания, ориентированного на решение возрастных задач развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Если мы сравним доминанты социального воспитания детей у С.Т. Шацкого и эти принципы воспитания в Примерной рабочей программе воспитания, то мы увидим их высокую корреляционную связь. Практически все реализуемые в настоящее время принципы воспитания детей в общеобразовательной школе были предвосхищены творческим наследием С.Т. Шацкого.

Более того, в рассматриваемой программе используется терминология, характерная именно для социально-педагогической характеристики школы, идущей от идей С.Т. Шацкого: уклад общеобразовательной организации; воспитывающая среда школы; воспитывающие общности (сообщества) в школе; социальное партнерство; самоуправление; социальная успешность и др. Под укладом общеобразовательной школы, в частности, понимается общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, поддерживающий традиции региона и школы, задающий культуру поведения сообществ, определяющий предметно-пространственную среду, учитывающий социокультурный контекст.

Хочется отметить, что педагогические идеи и дела С.Т. Шацкого изучаются в высшем военном образовании Российской Федерации. Курсанты военных вузов в ходе изучения учебной дисциплины «Социальная педагогика» знакомятся с творческим наследием С.Т. Шацкого как одним из основателей социальной педагогики в России.

Заключение

Таким образом, идеи С.Т. Шацкого по содержанию и методике социального воспитания детей

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

не утратили своей актуальности, могут и должны находить дальнейшее применение в современной образовательно-воспитательной практике. Более того, они в трансформационном единстве с твор-

ческим наследием А.С. Макаренко и последователями могут составить самостоятельную отечественную социально-педагогическую парадигму социального воспитания детей.

Литература

1. Богуславский М.В. Педагогика социализации среды Станислава Шацкого // Вестник образования России. 2023. № 11. С. 73-80.

2. Бухтатова Т.Р. Аксиологический потенциал педагогического наследия С.Т. Шацкого // Научный электронный журнал Меридиан. 2009. № 27. С. 48-50.

3. Быков А.К. Воспитание гражданственности и патриотизма у детей в педагогическом наследии С.Т. Шацкого // Социально-педагогическое наследие Станислава Теофиловича Шацкого и современность (к 130-летию со дня рождения): Мат-лы научно-практической конференции, г. Москва, 23 октября 2008 года / под ред. Л.В. Мардахаева, А.К. Быкова. М.: РГСУ, 2008. С. 5-12.

4. Быков А.К. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого как теоретико-методологические основания социальной педагогики // Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: колл. монография / под ред. Л.В. Мардахаева. М.: Перспектива, 2019. С. 151-164.

5. Мардахаев Л.В. Учение С.Т. Шацкого о педагогизации среды и его отражение в принципах социальной педагогики // ЦИТИСЭ. 2014. № 1. С. 5-11.

6. Некоркина Ю.Ю. Технология коллективного воспитания С.Т. Шацкого // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 11 (27). С.819-822.

7. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г., № 3/22. [Электронный ресурс]. Url: Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (xn—80adrabb4aegksdjbafk0u.xn—p1 ai) (дата обращения 03.11.2023).

8. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Проект от 07.10.2021. [Электронный ресурс]. Url: https://alt.izh.one/files/content/184/проект%20программы.pdf (дата обращения 03.11.2023).

9. Смердова Е.А. Наследие С.Т. Шацкого в современной школьной проектной деятельности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 1. С. 59-70.

10. Степанова Л.А. Идеи С.Т. Шацкого в контексте гуманистической педагогической традиции (к 145-летию со дня рождения) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2(99). С. 311-313.

11. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Педагогические сочинения. В 4 т. - Т. 1. М.: Просвещение, 1962. С. 295-450.

12. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. - Т. 1. М.: Просвещение, 1962-1964. References

1. Boguslavskij M. V Pedagogika socializacii sredy Stanislava Shackogo. Vestnik obrazovanija Rossii, 2023, no. 11, pp. 73-80.

2. Buhtatova T.R. Aksiologicheskij potencial pedagogicheskogo nasledija S.T. Shac-kogo. Nauchnyjjelek-tronnyj zhurnal Meridian, 2009, no. 27, pp. 48-50.

3. BykovA.K. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma u detej v pedagogiche-skom nasledii S.T. Shackogo. Social'no-pedagogicheskoe nasledie Stanislava Teofilovicha Shackogo i sovremennost' (k 130-letiju so dnja rozhdenija): Mat-ly nauchno-prakticheskojkonferencii, g. Moskva, 23 oktjabrja 2008 goda / pod red. L.V. Mardahaeva, A.K. Bykova. M.: RGSU, 2008. Pp. 5-12.

4. Bykov A.K. Pedagogicheskoe nasledie A.S. Makarenko i S.T. Shackogo kak teoreti-ko-metodologicheskie osnovanija social'noj pedagogiki. Social'naja pedagogika: teoretiko-metodologicheskie osnovy iperspe-ktivy razvitija: koll. monografija / pod red. L.V. Mardahaeva. M.: Perspektiva, 2019. Pp. 151-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

5. MardahaevL. V Uchenie S. T. Shackogo o pedagogizacii sredy i ego otrazhe-nie v principah social'noj pedagogiki. CITISJe, 2014, no. 1, pp. 5-11.

6. Nekorkina Ju.Ju. Tehnologija kollektivnogo vospitanija S.T. Shackogo. Alleja nauki, 2018, vol. 8, no. 11(27), pp. 819-822.

7. Primernaja rabochaja programma vospitanija dlja obshheobrazovatel'nyh organizacij, odobrennaja resheniem federal'nogo uchebno-metod-icheskogo ob#edinenija po obshhe-mu obrazovaniju, protokol ot 23 ijunja 2022 g., №3/22. [Jelektronnyj resurs]. Url: Primernaja rabochaja programma vospitanija dlja obshheobrazovatel'nyh organizacij (xn— 80adrabb4aegksdjbafk0u.xn—p1ai) (data obrashhenija 03.11.2023).

8. Primernaja rabochaja programma vospitanija dlja obshheobrazovatel'nyh organizacij. Proekt ot 07.10.2021. [Jelektronnyj resurs]. Url: https:// alt.izh.one/files/content/184/proekt%20programmy.pdf (data obrashhenija 03.11.2023).

9. Smerdova E.A. Nasledie S.T. Shackogo v sovremennoj shkol'noj proekt-noj deja-tel'nosti. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Serija №3. Gumanitarnye i obshhestven-nye nauki, 2023, no. 1, pp. 59-70.

10. Stepanova L.A. Idei S. T. Shackogo v kontekste gumanisticheskoj peda-gogicheskoj tradicii (k 145-letiju so dnja rozhdenija). Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2023, no. 2(99), pp. 311-313.

11. Shackij S.T. Bodraja zhizn'. Pedagogicheskie sochinenija, v 4 vol. -vol. 1. M.: Prosveshhe-nie, 1962. Pp. 295-450.

12. Shackij S.T. Pedagogicheskie sochinenija. V 4 vol. - vol. 1. M.: Pros-veshhenie, 1962-1964.

Статья поступила в редакцию 03.09.2023; принята к публикации 22.09.2023.

The article was submitted 03.09.2023;

accepted for publication 22.09.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.