Научная статья на тему 'Педагогическая система С.Т. Шацкого через призму авангардизма'

Педагогическая система С.Т. Шацкого через призму авангардизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1483
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Т. Шацкий / авангардизм в музыке / педагогическая система / новаторство / начало XX века / S.T. Shatsky / avant-garde music / pedagogical system / innovation / the very beginning of XX century

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чао Ли

В статье осуществляется анализ организации учебно-воспитательного процесса в детских заведениях С.Т. Шацкого, на основе чего можно проследить основы его педагогического стиля. Особенное внимание уделяется исследованию передовых взглядов педагога-новатора и их воплощению в учебно-воспитательную деятельность. Деятельность педагога приходится на начало XX в., накануне Первой мировой войны. Однако его деятельность намного опередила свое время. Некоторые из идей С.Т. Шацкого актуальны и сейчас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.T. Shatsky Pedagogical System through the Prism of Avant-Garde

The article provides an analysis of the organization of the educational process in children's institutions of S.T. Shatsky, on the basis of which it is possible to trace the basics of the pedagogical style of the composer. Special attention is paid to the study of the advanced views of the teacher-innovator and their implementation in educational activities. The activity of this teacher took place at the beginning of the 20th century, on the eve of the First World War. However, his activities are far ahead of their time. Some of his ideas are still relevant.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система С.Т. Шацкого через призму авангардизма»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10157

Педагогическая система С.Т. Шацкого через призму авангардизма

S.T. Shatsky Pedagogical System through the Prism of Avant-Garde

Чао ЛИ,

студент направления «Педагогическое образование» программы «Музыкальное искусство»

Российского государственного университета имени Герцена

E-mail: annamuljar9@gmail.com

Научный руководитель: М.В. Смирнова, доктор искусствоведения, профессор

Аннотация. В статье осуществляется анализ организации учебно-воспитательного процесса в детских заведениях С.Т. Шацкого, на основе чего можно проследить основы его педагогического стиля. Особенное внимание уделяется исследованию передовых взглядов педагога-новатора и их воплощению в учебно-воспитательную деятельность.

Деятельность педагога приходится на начало XX в., накануне Первой мировой войны. Однако его деятельность намного опередила свое время. Некоторые из идей С.Т. Шацкого актуальны и сейчас.

Ключевые слова: С.Т. Шацкий, авангардизм в музыке, педагогическая система, новаторство, начало XX века

Abstract. The article provides an analysis of the organization of the educational process in children's institutions of S.T. Shatsky, on the basis of which it is possible to trace the basics of the pedagogical style of the composer. Special attention is paid to the study of the advanced views of the teacher-innovator and their implementation in educational activities.

The activity of this teacher took place at the beginning of the 20th century, on the eve of the First World War. However, his activities are far ahead of their time. Some of his ideas are still relevant.

Key words: S.T. Shatsky, avant-garde music, pedagogical system, innovation, the very beginning of XX century

Социальные, политические и экономические изменения, происходящие в разных государствах, выдвигают новые задачи перед системой образования, предусматривая внедрение новых способов качественного совершенствования учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения. Для эффективного поиска новых форм организации учебно-воспитательной деятельности молодежи необходимо, прежде всего, переосмыслить и переоценить педагогический опыт предыдущих поколений с целью совершенствования теоретических идейных положений и практических методик, которые могли бы непосредственно трансформироваться в современную практику.

Вопросами организации учебно-воспитательной деятельности подрастающего поколения, созданием новых, оригинальных заведений и систем занимались многие отечественные и зарубежные педагоги, среди них А. Захаренко, Я. Корчак, А. Макаренко, Н. Монтессори,

A. Нейлл, М. Пистрак, С. Ривес, Ж.-Ж. Руссо,

B. Сорока-Росинский, В. Сухомлинский, Л. Толстой, С. Френе, С. Шацкий, Г. Штайнер и др. Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает опыт выдающегося педагога, теоретика-практика — Станислава Теофиловича Шацкого, создавшего оригинальные заведения, в которых он реализовал собственные новаторские и прогрессивные идеи воспитания подрастающего поколения. Анализ и объективное переосмысление

идей и передового опыта педагога станет полезным для творческого воплощения их наследия в теорию и практику современного воспитательного процесса, что делает актуальной тему исследования.

Цель данной статьи — анализ организации учебно-воспитательной деятельности в детских заведениях С.Т. Шацкого. Для этого необходимо решить следующие задачи:

(1) изучить особенности педагогического стиля С.Т. Шацкого;

(2) определить влияние педагога-новатора на советскую педагогику.

Объект исследования: внешкольная деятельность и педагогические идеи С.Т. Шацкого. Предмет исследования: процесс организации внешкольной деятельности и становление С.Т. Шацкого как педагога-новатора.

Различные реформы, которые происходили в российском обществе в начале прошлого века, привели к излому и переоценке устаревших взглядов и традиций педагогической науки и требовали от ученых поиска новых форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому педагогическая мысль развивалась по следующим направлениям: формирование методологических и практических основ связи школы с социальной средой, разработка новых методик педагогически обоснованных отношений с семьей и обществом, подъем духовной культуры, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности населения, воспитание физической культуры детей и общее просвещение всего населения.

Главной целью детских учебно-воспитательных учреждений начала XX в. было стремление решить ряд социальных проблем, подготовить подрастающее поколение к жизни и организовать учебную деятельность. Именно в таком направлении и работал С.Т. Шацкий, а созданные им новаторские заведения имели свою специфику и педагогический стиль. Он фактически стал «отцом» советской социальной педагогики, поскольку внес значительный вклад в становление не только ее практики, но и теории.

Например, исходя из опыта американцев, на территории Российской империи был создан первый детский клуб «Сеттльмент», который не являлся государственным. Главной задачей клуба было достижение радостного, счастливого детства как условия развития личностных сил человека, следовательно, компенсация через педагогически организованную деятельность положительного социального опыта, которого подростки не приобрели в семье. Это помогло С.Т. Шац-

кому прийти к выводу, что эффективность воспитательной работы с детьми зависит от тесного контакта с социальной средой, в частности с родителями. Именно поэтому данная школа сосредоточилась на общественном детском воспитании. Была начата деятельность кружков по интересам, при этом инициатива принадлежала именно детям, они же разрабатывали правила поведения в кружке и в клубе в целом [2].

Доминировал принцип, согласно которому взрослые члены клуба не имели права регулировать общественную жизнь детей, но могли посещать кружки, музеи и театры. Постепенно с приобретением популярности среди детей и взрослых в клубе создаются детский сад, консультативный пункт, университет, пункт медицинской помощи. В 1907 г. «Сеттльмент» переезжает в специально спроектированный и построенный для него дом, становится почти идеальным центром социально-педагогической работы с детьми и взрослыми по месту жительства. Здесь создаются мастерские (слесарная, столярная и т.д.), обсерватория, библиотека, концертный зал, комната для рисования, опытная школа. Численность детей достигала 450, работа с ними строилась на принципах инициативы, самоуправления, самопомощи. Но реализовать эти принципы в детской среде было сложно — сначала дети даже «требовали» наказаний.

При выявлении гармоничности системы социального воспитания С.Т. Шацкого (преодоление индивидуального и национального эгоизма для утверждения общечеловеческого в личности) показательно то, что в разгар шовинистического задора Первой мировой войны он не предал своих социально-педагогических идеалов и «сохранил детей от возбуждения ненависти к немцам, что было в те времена довольно распространенным в демократических кругах российской общественности», несмотря на то, что эта позиция в значительной степени изолировала педагогов, придерживающихся подобных взглядов, от общего потока и общественно-педагогической работы.

Таким образом, в целях совершенствования системы воспитания детей необходимо проводить широкую культурно-просветительскую работу, это позволит оживить общественную жизнь в целом, косвенно оказывая положительное влияние на социальное развитие новых поколений.

После закрытия клуба в связи с обвинением в распространении идей социализма среди детей С.Т. Шацкий не покинул детей и педагогический коллектив, возглавив борьбу за сохранение учреждения, которое вновь открыл в 1909 г. под

новым названием «Детский труд и отдых» в том же самом доме. В 1911 г. им была открыта летняя трудовая колония «Бодрая жизнь», где главную воспитательную роль играли труд и искусство. Опыт работы в этих заведениях позволил С.Т. Шацкому сделать вывод, что эффективность воспитательной работы с детьми зависит от того, насколько глубоко воспитатель понимает социальную среду, в которой находится ребенок.

Станислав Теофилович был единственным из педагогов 20-х годов XX столетия, который пытался обосновать, систематизировать процесс социального развития личности, выделил среди факторов развития социально-экономические, культурные и бытовые. Школа рассматривалась им как: (1) учебное заведение, где получают глубокие и широкие знания для использования их в общественно-полезной деятельности; (2) воспитательный центр, который координировал влияние семьи. Таким образом, он воспринимал школу как средство педагогиза-ции социальной среды не только через педагогический коллектив, но и через социально-развитых учащихся.

Именно С.Т. Шацкий ввел в научный оборот понятие «педагогизация среды» — педагогическая ориентация социума. Педагогизация среды означала для Станислава Теофиловича: (1) разработку теории и методики взаимодействия школы с другими воспитательными заведениями, изучение воспитательных возможностей социальной среды в целом; (2) осознанное насыщение, обогащение социальной среды воспитательным потенциалом.

В теоретическом обосновании своей социально-педагогической системы С.Т. Шацкий исходил из того, что воспитание делится на два процесса: (1) малый — в стенах школы; (2) большой — влияние семьи, сверстников, взрослых и пр. Заниматься воспитанием только в стенах школы — обрекать воспитательный процесс на неудачу, так как воспитательные цели не поддерживаются самой жизнью или же сразу будут отвергаться воспитанниками. В этом смысле воспитывать для него означало «создавать в определенной среде благоприятные условия для детей, черпающих и мотивы для работы с этой же среды» [6]. Однако школе отводилась роль руководителя в социальном воспитании детей, что считалось нововведением в тот период. Соответственно, оригинальная концепция «школы жизни» С.Т. Шацкого строилась на подходе воспитания человека, основываясь на традициях, обычаях, нормах микросреды.

Важным нововведением стало рассмотрение детского коллектива как формы организации подрастающего поколения, в условиях которого происходят становление и развитие личности, осознание своих обязанностей, труда, а также понимание собственного предназначения в жизни и строительстве общества. Систематическая выработка умения жить и осознанно работать в коллективе, по утверждению педагога, возможна благодаря воспитанию. Цель коллектива и характер решаемых им задач в данном случае прежде всего определяется принципом связи воспитания с жизнью, действительностью, идейной основой воспитания [4].

С.Т. Шацкий придавал большое значение самоуправлению с целью наибольшего задействования детей в различных формах взаимодействия с коллективом, чтобы они осознанно и ответственно относились к делам, а главное, умели подчинить свои желания и намерения потребностям и взглядам ближайшего окружения. Анализируя собственную педагогическую работу, он пришел к выводу, что движение детского коллектива проявляется в решении новых задач в учебе, работе, обществе, что является неравномерным эволюционным процессом, почти скачкообразным. По его мнению, существенные изменения к лучшему, стремительный рост коллектива возникает в минуты так называемых «толчков». По мнению педагога, именно этот принцип выступает главным и объединяющим средством детского коллектива при организации воспитательного процесса. Ребенок должен научиться любой продуктивной работе и получить соответствующую квалификацию, что, помимо преимуществ организации и рациональности распределения функций, повышает и работоспособность каждого подростка.

Таким образом, выдвинутые им задачи при организации трудового воспитания заключались в содействии физическому развитию детей, активности, инициативности и самостоятельности, привитии навыков организованной коллективной работы, развитии исследовательских интересов детей. Для того чтобы конечный результат приносил радость и эмоциональный подъем, он советовал использовать смену различных видов деятельности. Значительное место в организации учебно-воспитательного процесса детей в педагогических убеждениях С.Т. Шацкого отводилось игре, ведь именно в игре происходит оживление умственного и физического труда, что дает положительные результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения [6].

В поисках новых форм и путей воспитания педагог придерживался принципов гуманизма, все свое внимание и заботу о детях он проявлял в искреннем соучастии в деятельности каждого из них, к их росту и продвижению вперед. По мнению С.Т. Шацкого, важно изучение всех способностей ребенка, даже тех, которые проявляются лишь в незначительной степени. Вся деятельность педагога основывалась на внимательном изучении и наблюдении за детьми, а также учитывала их возрастные особенности. Главной, первоочередной педагогической задачей для него выступало прежде всего правильно организованное удовлетворение детских потребностей, интересов и целей, наблюдение за изъявлениями их личного опыта и его обработка.

Социально-педагогические исследования велись в трех направлениях:

(1) изучалась экономическая и культурно-бытовая среда, в рамках деятельности исследовалась зависимость воспитательного процесса от социальных и экономических условий;

(2) детальному исследованию подлежали быт, культура семьи, различные взаимоотношения, которые возникали между ее членами и влияли на ребенка; жизнь и деятельность ребенка в семье;

(3) предпринимались попытки изучения поведения детей в детских обществах и коллективах.

Анализ результатов исследования осуществлялся педагогами, которые непосредственно работали с семьями, а также посредством участия детей в эксперименте (общение, рисунки, сочинения на свободные и специально заданные темы). Понимая недостаточное качество наблюдений за детьми в стенах заведения, исследователи привлекали к этой работе родителей, которые наблю-

дали за ними дома и на улице, фиксировали их отношения, контакты со сверстниками и взрослыми. Полученные результаты помогали узнать о наиболее интересных фактах деятельности ребенка и его окружения [5, с. 11—29].

Таким образом, советская социально-педагогическая теория и практика не отставали от зарубежной, в частности немецкой. Станислав Те-офилович Шацкий создал свою концепцию социально-педагогической работы, основы которой были творчески воплощены в жизнь как идея организации детского коллектива. Он отмечал, что особенности окружающей социальной среды имеют определенное положительное влияние на развитие и формирование подрастающего поколения. Педагогический подход С.Т. Шацкого к координации усилий школы, семьи и общества в воспитании детей, поиски наиболее эффективных форм работы с ними и сегодня не потеряли своего значения.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015.

2. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 2012.

3. Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. М., 2011.

4. Липский ИА., Сикорская Л.Е. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2016.

5. Малинин ГА. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М., 2013.

6. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. / Сост. А.П. Кубарева, Д.С. Бершадская. М., 2011. Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.