6. Samarkina I.V. Pervoe desyatiletie XXI veka: konstanty i novacii v politicheskoj kartine mira rossijskih detej. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2011; № 3 (15): 5-21.
7. Sorokin O.V. Formirovanie politicheskogo soznaniya molodezhi v usloviyah transformed!sovremennogo rossijskogo obschestva: sociokul'turnyj aspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. MoskVa, 2008.
8. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.
9. Lapshin V.A. Chelovecheskij potencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.
10. Lapshin V.A. Problema istochnikov sociokul'turnyh izmenenij v social'nyh teoriyah XVIII-XXI vekov. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; № 2: 259-264.
11. Yarychev N.U. Konfliktologicheskaya kultura uchitelya: suschnost', vnutrenne stroenie i osobennostirazvitiya. Moskva, 2010.
12. Yarychev N.U. Istoriko-kul'turologicheskie osnovaniya fenomena tolerantnosti. Ezhegodnaya itogovaya konferenciya professorsko-prepodavatel'skogo sostava chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. Groznyj, 2016.
Статья поступила в редакцию 05.04.23
УДК 378
Stepanova L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Primary Education of the State University of Enlightenment (GUP) (Mytischi, Russia),
E-mail: hotel_eden@mail.ru
IDEAS OF S.T. SHATSKY IN THE CONTEXT OF THE PEDAGOGICAL TRADITION (TO THE 146TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH). The article analyzes the pedagogical heritage of an outstanding Russian teacher of the first third of the twentieth century S.T Shatsky. Emphasis is placed on the fundamental problems relevant for modern pedagogical science and school practice, which for the first time received scientifically based coverage in the pedagogical works of S.T Shatsky: socialization of the student's personality, experimental research methods, the influence of environmental factors on the formation and personal development of pupils, school self-government, etc. Showing the enduring importance of the valuable practice of educational institutions, which were led by S.T Shatsky in the pre- and post-October period, which reflected the process of effective formation of human capital, comprehensive development of the individual, based on a humanistic approach to the pupil.
Key words: S.T. Shatsky, Russian pedagogical tradition, experimental institutions, education and upbringing, socialization of an individual
Л.А. Степанова, д-р пед. наук, проф., Государственный университет просвещения (ГУП), г. Мытищи, Е-mail: hotel_eden@mail.ru
ИДЕИ С.Т. ШАЦКОГО В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (К 145-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Статья посвящена анализу педагогического наследия выдающегося русского педагога первой трети ХХ века С.Т. Шацкого. Акцент сделан на фундаментальных проблемах, актуальных для современной педагогической науки и школьной практики, которые впервые получили научно обоснованное освещение в педагогических поисках С.Т. Шацкого: социализация личности, экспериментальные методы исследования в педагогике, влияние факторов окружающей среды на формирование и личностное развитие учащихся, школьное самоуправление и др., способствовавшие обогащению и развитию гуманистической педагогической традиции. Показано непреходящее значение ценной практики учебных заведений, которыми руководил С.Т. Шацкий в до- и послеоктябрьский периоды, отразившей процесс эффективного формирования человеческого капитала, всестороннего развития личности, основанного на гуманистическом подходе к ученику.
Ключевые слова: С.Т. Шацкий, гуманистическая педагогическая традиция, опытно-экспериментальные учреждения, образование и воспитание, социализация личности
2023 год, объявленный в Российской Федерации Годом педагога и наставника, поистине богат на юбилейные даты выдающихся ученых-педагогов, новаторов в своей педагогической и просветительской деятельности, среди которых исключительное место занимает Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934), известный отечественный педагог-гуманист 1-й половины ХХ века.
С.Т Шацкий вошел не только в историю отечественной, но и мировой педагогики первой трети ХХ века как блистательный экспериментатор и неординарная личность с ярко выраженным творческим началом, сказав новое слово о школе как центре воспитания и обучения в социальной среде. Тем самым педагог обозначил важные и, как показало время, перспективные для педагогики и школьной практики проблемы, которые в те годы требовали основательного изучения: школьного самоуправления, развития школы как комплекса учреждений, включающих профессионально-педагогическую подготовку, создания эмоционально-ценностной среды посредством приобщения детей к достижениям мировой и отечественной культуры и др. Все это усиливает внимание к оригинальным решениям С.Т Шацким многих вопросов, которые в современной образовательной практике не потеряли своей актуальности.
Исходя из этого, цель статьи - раскрыть актуальный гуманистический потенциал педагогического наследия С.Т Шацкого в контексте педагогической традиции, востребованной современностью. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи: показать взаимосвязь воспитывающих и средовых факторов практики Шацкого, влиявших на обогащение отечественной традиции; раскрыть инновационность и новизну целей и задач педагогической деятельности С.Т Шацкого. Научная новизна и теоретическая значимость работы: охарактеризована принципиально новая модель школы Шацкого, основанная на всестороннем изучении жизни ребенка как необходимом условии эффективности обучения и воспитания. Практическая значимость: показаны организация и содержание перспективных направлений воспитания детей в учреждениях С.Т Шацкого: эстетического, умственного, духовно-нравственного, возможность использования их как базовых в методике воспитания в современной отечественной школе.
Сегодня новое прочтение творческого наследия С.Т Шацкого, вызванное современными педагогическими реалиями, нуждается в оценке и понимании с
точки зрения тех педагогических традиций, которые формировались и получали свое развитие в целостности и преемственности с идеями известных предшественников педагога (К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева и др.) и его современников (А.У. Зеленко, Е.А. Казимировой, Е.К. Шлегер и др.), и исключает механическое сложение или разделение двух важнейших периодов его деятельности - дооктябрьского и советского. Это заставляет рассматривать творческие поиски С.Т. Шацкого как педагога, просветителя и общественного деятеля исключительно в рамках целостного историко-педагогического процесса.
Принципиальное значение в данной связи имеет объективный анализ его деятельности как в период становления, так и в годы строительства отечественной школы советского периода, который явился логическим и самым ярким воплощением трудного и интересного творческого поиска С.Т. Шацкого и его единомышленников, начатого в дооктябрьский период. При этом необходимо учитывать, что в те годы находившийся в активных творческих поисках Шацкий был весьма восприимчив к новым прогрессивным зарубежным течениям, что характеризует данный этап педагогических поисков педагога как более свободный и активный. Стимулом для этих поисков явилось появление в начале ХХ века новых течений и идей гуманистической ориентации, которые отражали зарубежные достижения в этой сфере, яркими представителями которых являлись Дж. Дьюи, В. Лай, М. Монтессори и др., чем и было вызвано появление таких детских учреждений, как клубы и площадки опытно-экспериментального характера [1].
В организованном в тот период С.Т. Шацким и его единомышленником и творческим вдохновителем А.У. Зеленко детском клубе «Сетлемент» нашли отражение идеи Дж. Дьюи о школе как социальном центре и организации жизнедеятельности детей на основе принципов кооперации и активности и др. Создавая «Сетлемент», который располагался в Марьиной Роще в Подмосковье, С.Т. Шацкий опирался на впечатления А.У Зеленко от посещения университетского сетлемента в Нью-Йорке и опыт Халл-Хауса в Чикаго [1; 2].
Важно отметить тот факт, что российской гуманистической педагогической традиции изначально был присущ постоянный интерес к личности ребенка, особенностям его развития, который отчетливо проявился в начале ХХ века в России благодаря заметному развитию экспериментальной психологии и педа-
гогики, сопровождавшимся распространению этих достижений в учительских и научно-общественных кругах. При этом особенность перспективных новаторских поисков проявилась в новых подходах к изучению детской природы на основе идеи К.Д. Ушинского о системном антропологическом знании о человеке. Данная тенденция, получив новый импульс к развитию в России, повлияла на появление научных и педагогических сообществ, которые отстаивали в своем творческом поиске гуманистические принципы образования и воспитания.
В деятельности «Сетлемента», на важность которого указывал С.Т. Шацкий, назвав его «первым педагогическим делом» [6, с. 18], отчетливо проявилась взаимосвязь зарубежной и отечественной культурно-просветительской традиции. С одной стороны, появление клубов в России с выраженной социальной ориентацией было ничем иным, как стремлением широких общественных кругов включиться в международное движение сетлементов, отличительной чертой которых была их аполитичность, импонировавшая педагогу. С другой стороны, С.Т. Шацкий как творческий человек осознал необходимость постановки других целей и задач клубной работы в отличие от зарубежной практики, а именно: развитие общественного детского воспитания, в основу которого были положены труд, детское самоуправление и удовлетворение интересов детей. Такое видение деятельности детского клубного сообщества было созвучно гуманистической традиции, ярко проявившейся в педагогическом творчестве Л.Н. Толстого, к которому С.Т. Шацкий испытывал интерес. Эта особенность вдохновляла С.Т. Шацкого на создание такой школы, где, по мысли педагога, «по-настоящему учат и воспитывают наиболее обездоленные массы населения» [1, с. 16].
С.Т. Шацкий, как и Л.Н. Толстой, испытал глубокую потребность в знакомстве с европейским опытом воспитания, в первую очередь трудового, в детских домах и школах. Предприняв несколько поездок в Западную Европу в 1910, а затем в 1913-1914 годах, С.Т. Шацкий обратил внимание на хорошую организацию западных профессиональных школ, однако интерес его не был в полной мере удовлетворен, поскольку, как отмечал сам педагог, в них не было главного - активного творческого знакомства ребят с миром и его освоением, которое невозможно без оригинальных идей и замыслов. По этому поводу он писал: «Я заграницу только почитаю за устойчивость и практику, а им не хватает идей свежих, широких. Разве не тоскуют здесь именно по этому?» [3, с. 228].
В разработанной С.Т. Шацким воспитательной системе, призванной обеспечить полноту детской жизни, ярко и оригинально реализовалась идея единства трудового, умственного и эстетического воспитания, которое обеспечивалось приобщением детей к богатому культурному наследию - задача, которая и по сей день является одной из приоритетных в вопросах воспитания. С.Т. Шацкий отмечал, что цели обучения и воспитания должны быть глубоко связаны между собой, что только соединение нравственного и умственного, волевого и эмоционального воспитания позволит в полной мере решать поставленные жизнью задачи. Учитель, отмечал он, должен позаботиться о том, чтобы полученный ребенком опыт не служил средством оскорбления другого человека. При этом важно научить ребенка не только считать, необходимо научить его не обсчитывать [4, с. 55-57]. Пожалуй, никто до Шацкого не показал так убедительно на практике в этой взаимосвязи социализирующую значимость эстетического воспитания, в котором основным социализирующим элементом являются идейно-эстетические ценности. Осмысление нравственных идеалов через освоение детьми эстетико-художе-ственных произведений и явлений окружающей действительности рассматривалось педагогом как коллективный творческий процесс, в котором динамика развития детского сообщества отражала единство целей образования и воспитания.
Еще в начале своей педагогической деятельности в клубе «Сетлемент» С.Т. Шацкий вместе со своими коллегами, выпускниками Московского университета К.А. и А.А. Форутнатовыми, Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитиновой и др., начинает решать одну из важнейших педагогических проблем - развитие творческой личности. В организованных педагогами кружках по интересам, а их было немало (ткацком, слесарном, переплетном, музыкальном, художественной декламации и др.), эстетическое воспитание пронизывало все виды деятельности детей. Привитие навыков аккуратности, точности, выработки гибкости и красоты линий, эстетического вкуса в рисовании, лепке, художественном оформлении материалов - все это представляло единый процесс, в котором дети, постигая радость творчества, учились импровизировать. Неслучайно работы детей «Сетлемента» за оригинальность и высокое качество были удостоены Большой серебряной медали на выставке детского творчества в Петербурге в 1908 году. «Сетле-мент» явился отправной точкой дальнейших социально-педагогических поисков С.Т. Шацкого, в результате которых накапливался уникальный опыт социализации детей как гуманистическая педагогическая традиция. Дальнейшая работа в таких детских сообществах, как «Детский труд и отдых» и «Бодрая жизнь», была направлена на усиление взаимосвязи различных видов эстетической деятельности. Использование экскурсий, соединенных с занятиями литературой, музыкой и художественным творчеством, помогало формировать у детей эстетическое отношение к окружающей среде, преобразуемой по «законам красоты».
В школе-колонии «Бодрая жизнь» велась более углубленная работа по изучению влияния многообразной деятельности и средовых факторов на развитие ребенка. С.Т. Шацкий по этому поводу отмечал, что в «привычку детей необходимо вносить новые, живые и глубокие, впечатления, все время изучая их жизнь» [5, с. 166]. Практика работы по социализации детей средствами эстетического воспитания отличалась исследовательским подходом по изучению культурного и эстетического уровня детей, микросреды, с которой они взаимодействовали.
Анкетирование, анализ и систематизация результатов детской деятельности позволили отслеживать динамику развития детей. Наиболее результативной была музыкальная работа, которую в колонии проводила В.Н. Шацкая, жена и единомышленник Шацкого, видный деятель в области эстетического воспитания.
B.Н. Шацкая была разносторонне образованной личностью, с ярко выраженным гуманистическим взглядом на природу ребенка, его внутренний мир, важнейшим средством формирования которого она считала искусство, глубоко и искренно веря в его безграничные возможности. В.Н. Шацкая использовала многообразные формы работы с детьми: занятия хоровым пением, индивидуальные занятия, музыкальные спектакли. Особенно интересными в колонии были «вечера у рояля» - традиция ежедневно после рабочего дня собираться и вместе музицировать. Валентина Николаевна играла, пел С.Т. Шацкий, пели дети. В репертуар обязательно включалась «своя родная музыка, через которую дети могут еще ближе подойти к искусству» [5, с.167]. Работа в тот период дала толчок разработке такой важной проблемы, как воспитание музыкального вкуса, которая в современной школьной практике заметно недооценивается. Дети знакомились с музыкальной литературой, известными музыкантами, слушали музыку в различных жанрах, накапливали музыкальные впечатления, которые пробуждали потребность не только в искусстве, но и стимулировали детей к другим видам деятельности. Анализ результатов этой работы показал, что искусство необходимо использовать как действенное средство развития детей.
Практика С.Т и В.Н. Шацких позволила актуализировать и впервые поставить на специальное рассмотрение проблему детской субкультуры, которая и по сей день нуждается в более пристальном внимании педагогов и ученых.
C.Т. Шацкий считал, что детская субкультура несет в себе помимо негативного и позитивное начало. Нельзя забывать, отмечал он, что «улица» воспитала не одну выдающуюся личность, выработав в человеке стремление преодолевать препятствия и добиваться поставленных целей. Стихийное влияние среды удовлетворяет эмоциональные потребности детей, учит ориентироваться в жизненном водовороте. Однако та же среда ориентирует на низкопробные «произведения», жестокость и грубость отношений, что требует педагогического вмешательства. Именно поэтому школа должна не отвергать эту проблему, а, признавая ее, использовать то ценное в детской субкультуре, что может выступать как «строительный материал» в обучении и воспитании [5, с. 11-12]. Исходя из этого, одним из направлений работы в школе-колонии явилось изучение позитивного и негативного начал детской субкультуры и создание культурной жизни среды, в которой в полной мере должны использоваться социализирующие возможности художественного воспитания. При этом С.Т. Шацкий подчеркивал, что искусство должно выступать не «как агитатор за новый быт», а как средство раскрытия многообразных внутренних свойств ребенка. В противном случае их невостребованность может стать причиной «глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, оставаясь источником неожиданных странностей» [3, с. 167]. Такая работа проводилась впервые, поэтому одновременно было понимание сложности решения поставленных задач, тем более что фабричная песня, граммофон, кинематограф сделали свое дело, и нельзя было не учитывать, что «улица» сформировала свои понятия о «хорошей» и «плохой» песне. В.Н. Шацкая вспоминала, что иногда совместное музицирование в школе-колонии встречало активное сопротивление «оппозиции», орущей за окном «свои» песни: «Марусю», «Пожар московский» и др. Учитывая это, С.Т и В.Н. Шацкие ставили одну из основных задач музыкального воспитания - научить ребят проникать в содержание настоящих произведений, уметь сравнивать их с низкопробными образцами субкультуры. Они ценили воспитательное значение классической и особенно народной музыки, считая, что фундаментом в этом процессе является «естественное воспитание» в окружающей среде. Постановка многих проблем музыкальной работы с детьми в период работы в школе-колонии «Бодрая жизнь» явилась отправной точкой в дальнейших исследованиях в области эстетического воспитания детей и позволила в последующей практике С.Т. Шацкому и его коллегам проектировать и организовывать педагогический процесс с учетом социализирующего потенциала искусства [5].
В этом плане одним из самых плодотворных этапов педагогического творчества С.Т Шацкого является практика I Опытной станции, где его концепция «школа - среда» получила наиболее яркое воплощение. В этот период весь богатейший опыт по социализации детей предшествующих лет складывается в уникальную систему, в которой организация эстетического воспитания опирается на более тесную связь с микросоциальной средой. Большое значение придавалось формированию отношения к музыке как части жизни, основанного на эмоциональной близости искусства. Теперь эстетический элемент пронизывал все составляющие части воспитательной системы: физическую, трудовую, умственное воспитание, этику взаимоотношений. Более обстоятельно по сравнению с предшествующим периодом изучались и анализировались музыкальные вкусы, интересы и потребности детей, их жизненный опыт.
Опытно-экспериментальная работа предусматривала сбор и изучение песенного материала окружающей среды, который составляли не только детские песни, но и то, что поют взрослые. В.Н. Шацкая по этому поводу писала: «То, что дети много заимствуют от взрослых, но производят при этом определенный отбор, натолкнуло нас на необходимость собирать и песни взрослых, а с начала организации хоровых кружков песни взрослых приобрели для нас и самодовлеющий интерес» [5, с. 23]. Анализ песенного материала носил многосторонний ха-
рактер: выявлялись степень трудности песен, отношение к ним детей и взрослых, какие из них прочно проникли в быт и др. Одним из примеров реализации такого подхода стала организация выездов учащихся с концертами в деревню. Параллельно ребята изучали образцы народной музыки, знакомились с творчеством композиторов, черпавших свое вдохновение из народных истоков. Такая работа позволяла составить представление об уровне музыкальной среды, в которой растут дети, подбирать необходимый репертуар и, таким образом, целенаправленно влиять на уровень эстетических потребностей школьников.
В аналогичном русле осуществлялась работа по изучению театральных вкусов и запросов населения, «размеров тяготения» деревни к театральному искусству. Эту работу возглавил соратник С.Т. Шацкого, видный педагог и энтузиаст в области театральной работы с молодежью А.А. Фортунатов, который руководил Подвижным театром в I Опытной станции. Большое значение придавалось отбору репертуара, соответствию его эстетическим и педагогическим требованиям. При этом обращалось внимание на художественно-эстетическую ценность репертуара, лакировки действительности, которые не способствуют формированию личности, способной противостоять сложным житейским ситуациям, осознанно делать свой выбор. Элементы театральной работы использовались в проведении праздников, которые, как отмечал С.Т. Шацкий, «необходимо сделать интересными, живыми, превратить их в зрелище, яркостью своей действующее на воображение участников» [5]. В целом работа по организации и проведению праздников, к которой привлекался весь учебно-педагогический коллектив, убедительно свидетельствовала о творческой атмосфере I Опытной станции, высоком уровне мастерства педагогов, направленного на преобразование среды силами детей. Взгляд на природу ребенка не просто как на объект внимания педагогов, а как на уникальный мир детства, отличающийся своими ценностями, взглядом на окружающую действительность, позволил С.Т. Шацкому и его талантливым единомышленникам создать уникальную для своего времени и для последующих поколений эффективную систему социализации школьников.
Следуя традиции русской педагогики, обращавшей внимание в первую очередь на творческую природу педагогической деятельности, С.Т. Шацкий предложил оригинальную модель подготовки педагогических кадров. В ее основу была положена идея непрерывности педагогического образования, направленной на
Библиографический список
создание единого развивающего пространства с функциональными многообразными связями, в которые включен педагог. Все это, по мысли педагога, обеспечивает «живой педагогический процесс», в котором формируется и постоянно совершенствуется педагогическое мастерство учителя. Главное, что должен уяснить учитель, отмечал С.Т. Шацкий, - это эволюция педагогического дела. По-прежнему современны высказывания С.Т. Шацкого, обращенные к учителю: «Мне кажется глубоко ненормальной, не соответствующей духу дела и его сути, обычная консервативность педагогической деятельности. Она, как и дети, должна быть живой, деятельной, переходящей от одной формы к другой, движущейся, ищущей. Поэтому пусть она ошибается, ищет, постоянно стоит «на пути», пусть будет сложна и трудна, лишь бы жила и двигалась» [1, с. 198]. Осуществление этой задачи С.Т. Шацкий видел в организации педагогических центров - учреждений, в которых содержание и методы подготовки педагогов концентрировались над «выковыванием педагогических проблем» и нахождением способов их вероятного разрешения. С.Т. Шацкий всегда подчеркивал, что дело преподавания есть искусство, и если со стороны ученика возникают затруднения понимания, -это недостаток преподавания, а не учения. Выдвинутые С.Т. Шацким требования, которым должна отвечать система подготовки хорошего учителя, сегодня остаются базовым основанием в целях совершенствования их активного использования современными педагогическими учебными заведениями.
Таким образом, обобщая изложенное выше, можно резюмировать следующее:
1. Оригинальная концепция С.Т. Шацкого и инновационная практика реализации ее основных идей значительно обогатила гуманистическую педагогическую традицию новыми представлениями об организации школьной жизни на основе преобразования силами детей окружающей среды посредством включения их в систему различных видов продуктивной деятельности. Тем самым были заложены основы для изучения фундаментальных педагогических проблем, касающихся детства и успешной социализации детей.
2. Созданные С.Т. Шацким школы, ориентированные на творчество и пробуждение в детях интереса к самостоятельному поиску решений, являются ярким примером создания учителем атмосферы учебной и личностной мотивации детей к самостоятельному проявлению в различных видах деятельности и творческому развитию.
1. Степанова Л.А. С.Т. Шацкий в зеркале духовных исканий ХХ века. Педагогика. 2009; № 1: 115-121.
2. Шацкий С.Т. Годы исканий. Москва, 1935.
3. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. Москва, 1962-1964; Т. 4.
4. Шацкий С.Т. Дети и общество. Бесплатное образование. 1918: 3: 25-27.
5. Шацкий В.Н., Шацкая С.Т. Бодрая жизнь. Москва, 1923.
6. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. Москва, 1962-1964; Т. 3.
7. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. Москва, 1962-1964; Т. 1.
References
1. Stepanova L.A. S.T. Shackij v zerkale duhovnyh iskanij HH veka. Pedagogika. 2009; № 1: 115-121.
2. Shackij S.T Gody iskanij. Moskva, 1935.
3. Shackij S.T Pedagogicheskie sochineniya: v 4 t. Moskva, 1962-1964; T. 4.
4. Shackij S.T Deti i obschestvo. Besplatnoe obrazovanie. 1918: 3: 25-27.
5. Shackij V.N., Shackaya S.T. Bodraya zhizn'. Moskva, 1923.
6. Shackij S.T. Pedagogicheskie sochineniya: v 4 t. Moskva, 1962-1964; T. 3.
7. Shackij S.T Pedagogicheskie sochineniya: v 4 t. Moskva, 1962-1964; T. 1.
Статья поступила в редакцию 31.03.23
УДК 37.02
Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: petrark47@mail.ru
FEATURES OF THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF ADOLESCENTS IN CONDITIONS OF USING THE INFORMATION SPACE. The
article discusses modern conditions of formation of the educational potential of adolescents. Special attention is paid to the analysis of the concept of "educational potential", which reflects the most significant characteristics of the personality. An important point of the article is the author's appeal to the development of modern directions of educational activities with adolescents in conditions when the information space is extremely attractive to the detriment of the real one. The paper presents quite widely the characteristics of the information space that influence the development of cultural, moral and intellectual in a person. Key words: teenagers, educational potential, information space, educational activity
А.А. Петрусевич, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Е-mail: petrark47@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье рассматриваются современные условия формирования воспитательного потенциала подростков. Особое внимание уделяется анализу понятия «воспитательный потенциал», которые отражает наиболее значимые характеристики личности. Важным моментом статьи является обращение автора к разработке современных направлений воспитательной деятельности с подростками в условиях, когда информационное пространство является чрезвычайно привлекательным в ущерб реальному В работе достаточно широко представлены характеристики информационного пространства, оказывающие влияние на развитие культурного, нравственного и интеллектуального в человеке.
Ключевые слова: подростки, воспитательный потенциал, информационное пространство, воспитательная деятельность