УДК 376.22 ББК 74.3 А. П. Кочетова Соискатель
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОКуЛЬТуРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются теоретические особенности социального воспитания детей с особыми потребностями, проживающие в интернатных учреждениях. Особенности социализации таких детей средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социальное воспитание, дети с особыми потребностями, социализация, социальная активность.
А. P. Kochetova Competitor
SOCIAL EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS IN THE CONDITIONS OF RESIDENTIAL INSTITUTIONS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES
The article discusses the theoretical characteristics of the social education of children with disabilities living in residential institutions. Especially socialization of these children by means of socio-cultural activities.
Key words: social education, children with special needs, socialization, social activity.
I 1 ель социального воспитания, по I сравнению с воспитанием во--I—Цобще, направлена, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе. Социальное воспитание - сложный процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, адаптации к ее многообразию и трудностям. Социальное воспитание предполагает полноценное использование в воспитательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности, адекватной требованиям этого общества и в определенной мере отражающей его развитие. Это означает и общественную, и семейную, и индивидуальную ответственность, которая осуществляется на уровне образовательно-воспитательных учреждений, но и всем обществом в целом, его культурой и традициями.
Особое значение социальное воспитание имеет для детей с особыми потребностями, которое рассматривает сущность непростого приспособления детей с особыми потребностями к условиям общества, что определяется как процесс социализации. Таким образом, в педагогическом процессе идёт социализация, но она направлена на формирование социального сознания в теоретическом аспекте.
Суммируя определения А.В. Мудрика, М.А. Галагузовой под социальным воспитание мы понимаем составную часть процесса социализации, педагогически регулируемую и осуществляемую в специально созданных воспитательных организациях, направленную на включение детей с особыми потребностями в общество, которые наиболее часто и устойчиво имеют затруднения при вхождении в социум.
А.Г. Асмолов утверждает, что у ребенка с особыми потребностями есть своя специфика - личностно-смысловые отношения к миру, к себе, к другим людям приобретают социальную направленность.
В образовательном учреждении современный педагогический процесс направлен на социализацию ребенка, которая включает формирование социального сознания и социально-нравственного опыта в разных видах деятельности.
Социальное воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития общества, когда оно приобретает такую степень сложности, с которой не может справиться воспитание, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.
Ромм Т.А. определяет «социальное воспитание - это способы, приемы и стратегии, позволяющие обществу наиболее эффективно, оптимально и безболезненно включать личность к объективно сложившейся системе социально приемлемых структур, ролей и взаимодействий, в которых личность могла бы приносить себе и обществу максимальную пользу» [5]
Иными словами это главной целью социального воспитания является социализация - «процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит ее приспособление». [4. 157].
Объективно существующая социализация происходит одновременно во многих плоскостях и в разных сферах взаимоотношений с другими людьми. Для детей с особыми потребностями трудно войти в мир здоровых людей, поэтому процесс социализации часто носит приспособленческий характер. Так возникло понятие социальной адаптации, результатом которой является адаптирован-ность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия социальной адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Харчева В.Г. в «Основах социологии» выделяет две формы социализации - адаптацию или пассивное приспособление человека к среде и ее требованиям и интеграцию или активное взаимодействие человека со средой, где за ним остается право выбора и оказания воздействия на среду. Таким образом, адаптация является формой, механизмом или составляющей процесса социализации [5]. Поэтому, рассмотрении социализации детей с особыми потребностями, необходимо учитывать социальную активность.
Социальная активность (от лат. аеНуш - деятельный) — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств мате-
риальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении. Социальная активность является условием самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации педагогической практики. [1]
Большинство детей с особыми потребностями проживают в специализированных интернатах, которые в России в течение многих лет выполняют социально-педагогические функции, деятельность их профилирована и дифференцирована. [1, с. 139].
Специфика детского дома-интерната для детей с особыми потребностями, его закрытость (организационная и психологическая), представляет собой противоречие между необходимостью социализации детей с особыми потребностями и их реальным образом жизни и его содержанием характеризующая бедностью жизненного пространства в шко-лых-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Насыщение содержания жизнедеятельности детей путем расширения сферы социально-культурной деятельности ребенка с особыми потребностями является важным средством социального воспитания.
По определению А. В. Мудрика, человек становится полноценным членом общества, если усваивает социальные нормы и культурные ценности одновременно с реализацией своей активности, саморазвитием и самореали-зацией в обществе.
Социально-культурная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладает способностью стимулировать процесс социализации, самореализации личности.
Л.С. Выготский подчеркивал, что процесс приспособления ребенка к требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегда проходит успешно. Он считал, что для преодоления «социального вывиха» и приобретения «социальной полноценности», необходимо использовать «обходные пути» с целью компенсации дефекта и культурного развития ребенка. Согласно теоретическому положению Л.С. Выготского, дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает личности в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности личность вступает в равноправный диалог с педагогом.[3]
Социально-культурная деятельность, по мнению Т.Г. Киселевой - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. [6]
Perspestive of Science and Education, 2013, №5
Действительно, очень важно научить ребенка с особыми потребностями ощущать себя нужным обществу. Активное включение детей с особыми потребностями в условиях детского дома-интерната в социально-культурную деятельность влечет за собой изменение образовательной деятельности школы в соответствии с требованиями жизни и адаптацией ребенка в общество.
В России система социального воспитания средствами социально-культурной деятельности не выходит за рамки тех занятий, которые ведутся со здоровыми детьми. Здесь необходимо освоение новых технологий, основанных на привлечении средств искусства, а так же обучение кадров, способных осуществлять социально-культурную деятельность детей с особыми потребностями, учить общаться с различными людьми, не ощущая собственной неполноценности. Кроме того социально-культурная деятельность чаще всего связана с культурной деятельностью: посещение театров и кинотеатров, музеев, концертных залов, развлекательных массовых мероприятий. Однако здесь, есть трудности, которые заключаются в недоступности и несоответствии этих культурных форм психическому и физическому состоянию детей с особыми потребностями. Поэтому нередко формы социально-культурной деятельности специфичные для ребенка с особыми потребностями, характеризуются как, преимущественно, развлекательные мероприятия. Специалисты отмечают отсутствие специфических форм социально-культурной деятельности с целью развития детей с особыми потребностями.
Социально-культурная деятельность, как одна из форм социального воспитания, в дет-
ских домах осуществляется в рамках дополнительного образования, это кружки, секции. Но, к сожалению, такое воспитание не имеет не системного, не всеобщего характера и во многом зависит от инициативы отдельных педагогов, которые не уделяют должного внимания. Исследования многих авторов не раскрывают все возможности социально-культурной деятельности, которая помогает развитию индивидуальных способностей, которые могут стать основой для профессиональной ориентации, способствует развитию коммуникативных способностей, налаживанию социальных отношений, например, приобретению друзей за пределами своего детского дома-интерната, выстраивает ценностнопозитивное отношение к окружающему миру.
Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействующим формированию мотивов, ценностей, установок и т. п. [2]
Таким образом, при организации социального воспитания детей с особыми потребностями в России необходимо учитывать уже проделанный опыт других стран, который основывается на включение детей с особыми потребностями в общество через организацию социально-культурной деятельности. Социальное воспитание средствами социально-культурной деятельности направлено на социализацию детей с особыми потребностями, через включение в досуговую деятельность программ профессиональной ориентации, благодаря которым ребенок с особыми потребностями усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценнос-тей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
ЛИТЕРАТУРА
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2010. С. 308 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М., 2001.
Культурно - досуговая деятельность: учебное пособие /А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова.- М.: МГУКИ, 1998. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - С. 157.
Ромм Т.А. история социальной педагогики. Учебное пособие. - Новосибирск: Изд. НГПУ 2005. - 370 с. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении.й. Под ред. Назаровой Н.Н. -2-еиздание, стереотип. - М.: изд. центр Академия 2004 - С. 360.
REFERENCES
Evladova E.B., Loginova L.G., Mikhailova N.N. Dopolnitel'noe obrazovanie detei [Additional education of children]. Moscow, 2010. 308 p.
Kiseleva T.G., Krasil'nikov Iu.D. Sotsial’no-kuVtumaia deiatel’nost’: istoriia, teoreticheskie osnovy, sfery realizatsii, sub"ekty, resursy, tekhnologii [Socio-cultural activities: history, theoretical basis, the scope of implementation, actors, resources, and technology]. Moscow, 2001.
3. Cultural-recreational activities: textbook. Moscow, MGUKI, 1998.
4. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv [The system of modern societies]. Moscow, Aspekt-Press, 1997. 157 p.
5. Romm T.A. Istoriiasotsial'noipedagogiki. Uchebnoeposobie [History of social pedagogy: textbook]. Novosibirsk, Izd. NGPU, 2005. 370 p.
6. Spetsial'naia pedagogika. Uchebnoe posobie Pod red. N.N.Nazarovoi [Special pedagogy. Textbook Ed. N.N.Nazarova]. Moscow, Akademiia, 2004. 360 p.
Сведения об авторе
Кочетова Анна Павловна (Россия, г.Санкт-Петербург) - соискатель. РГПУ им. А.И. Герцена. E-mail: A-H92@ yandex.ru
Information about the author
Kochetova Anna Pavlovna (Russia, St.Petersburg) - Competitor. The Herzen State Pedagogical University of Russia. E-mail: [email protected]
1.
2.