А. П. Кочетова
(Санкт-Петербург)
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В статье рассматриваются особенности социального воспитания и социализации детей с особыми потребностями и пути решения проблемы социального воспитания детей с особыми потребностями, проживающих в учреждениях интернатного типа
Детство - уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе с особыми потребностями, гарантированного права на образование с учетом его индивидуальных возможностей.
Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка с особыми потребностями - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, создания оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Раннее вовлечение таких детей в систему коррекционно-развивающего обучения происходит в условиях специальных школ. За последние пятьдесят лет увеличилось число детей с врожденными недостатками опорно-двигательной системы, с нарушениями в работе центральной нервной системы как вследствие нарушений внутриутробного развития, так и после родовых травм [11].
В России дети-инвалиды находятся преимущественно в домах-интернатах, которые распределены по стране крайне неравномерно. Дети оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников, от общества в целом, что предполагает затруднения в процессе социализации.
Процесс социализации детей с особыми потребностями требует гуманизации процесса воспитания. Новая гуманистическая парадигма, ставящая в центр внимания личность, требует особого отношения к вопросам воспитания социально здоровой личности, способной предельно реализоваться и самоут-
вердиться в соответствии с правилами, нормами и ценностями общества, оставаясь личностью свободной и независимой. Процесс социализации детей с особыми потребностями, обусловленными психофизическими особенностями, сопряжен с рядом трудностей, которые способно решить социальное воспитание.
Отечественные педагоги, занимающиеся социализацией человека, исследуют эту проблему в основном в двух аспектах. Во-первых, выявляется сущность социально контролируемой части процесса воспитания, его тенденции и перспективы развития, определяются его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, изучается общество как социализирующая среда, его воспитательные возможности в целях поиска способов использования и усиления позитивных влияний на человека, коррекции и компенсации негативных сторон (Н. В. Андреенкова, С. Г. Вершловский, В. З. Вульфов, Я. И. Гилин-ский, М. З. Ильчиков, М. С. Комаров, А. В. Муд-рик, Б. А. Смирнов, Д. И. Фельдштейн и др.].
А. Г. Асмолов подчёркивает, что от социальной позиции ребёнка зависят возможности выбора в процессе самоопределения [1], личностно-смысловые отношения к миру, к себе, к другим людям, что приобретает социальную направленность. Таким образом, в педагогическом процессе идёт социализация, но она направлена на формирование социального сознания в теоретическом аспекте. Ребёнку важен социально-нравственный опыт в разных видах деятельности.
В нашей работе мы разделяем точку зрения тех ученых, которые раскрывают сущность категории «социальное воспитание» через соотношение с понятием «социализация».
Так, согласно И. И. Фришману, социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и
направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, в игре, в учебной и общественно полезной деятельности [10].
Педагогический образ социального воспитания связан с необходимостью и возможностью объяснения и проектирования процесса социализации ребенка с особыми потребностями педагогическими средствами. Процесс социализации ребенка с особыми потребностями - это полная интеграция в общество.
В России проблема социализации детей с особыми потребностями привлекает все большее внимание исследователей (В. Гончарова, О. Громова, Р. Дименштейн, А. Зотова, С. Краснов, Е. Мартынова, А. Станевский, Л. Шипицына). Важное место в решении проблем инклюзии личности в общественные отношения принадлежит работам Л. С. Выготского, чьи идеи о связи социальной активности, социального окружения и индивидуального развития человека заложили методологические основы социально-образовательной интеграции детей с особыми нуждами.
Он придавал большое значение включению «дефективных детей» в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. В развитии «дефективного ребенка» Л. С. Выготский отмечал единство общих и особенных черт, что позволило установить «общность социальных целей и задач общей и специальной школ» [2] при различии их средств. Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация ученым понималась не в биологическом, а в социальном аспекте: воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Процесс социализации, приспособления ребенка к требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегда проходит успешно. Для преодоления «социального вывиха» и приобретения «социальной полноценности» необходимо использовать «обходные пути» с целью компенсации дефекта и культурного развития ребенка. Согласно теоретическому положению Л. С. Выготского,
дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает личности в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности личность вступает в равноправный диалог с педагогом. Слабо успевающий по основным школьным дисциплинам учащийся или ребенок с ограниченными возможностями, включившись в образовательный процесс дополнительного образования, может оказаться в числе лидеров, четко сориентироваться на профессиональную сферу. Опыт взаимодействия образовательного процесса общего и дополнительного образования подтверждает, что такая интеграция перспективна с позиции реализации ведущих идей непрерывного образования [9, с. 360].
В целом в литературе определения социализации рассматриваются как процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой - общество посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека. Будет ли ребенок, имеющий специфические особенности (в нашем случае, это дети с особыми потребностями], социальное развитие которого протекает столь же успешно, подчиняться общим закономерностям социализации или же будет иметь специфические особенности и трудности, преодоление которых возможно лишь при специальной организации его взаимодействия с социумом?
С точки зрения В. Р. Ясницкой, социальное воспитание определяется как «...относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее социализации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [9, с. 16].
М. А. Галагузова считает, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным «социальное». Автор считает, что «социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды
социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности» [3, с. 416]. С этой точки зрения, социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, особые категории людей.
Более конкретно эта тема определена А. В. Мудриком, который процесс развития ребенка с особыми потребностями определяет как социальное воспитание. Он подчеркивает, что социальное воспитание как часть процесса общей социализации включает в себя в качестве серьезного компонента самоиз-менение и саморазвитие личности [6, с. 51]. Социальное воспитание - это «процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет» [8, с. 13-14].
Определение «социального воспитания» А. В. Мудриком является, на наш взгляд, базовым при рассмотрении той части общей социализации личности, которая обозначена им как социальное воспитание с акцентом на включение тех детей с особыми потребностями в общество, которые наиболее часто и устойчиво имеют затруднения при вхождении в социум.
Большинство детей с особыми потребностями проживают в специализированных интернатах, которые в России в течение многих лет выполняют социально-педагогические функции, деятельность их профилирована и дифференцирована. Работа с детьми в условиях школы-интерната направлена на то, чтобы обогатить эмоциональные и личностные контакты со взрослыми и сверстниками, удовлетворить потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, в исследовании предметного мира, а также чтобы стимулировать психомоторное развитие [8, с. 139].
Однако в специфике детского дома-интерната для детей с особыми потребностями, его закрытости (организационной и психологической] проявляется противоречие между необходимостью социализации детей с особыми потребностями и их реальным образом жизни и его содержанием, характеризующимся бедностью жизненного пространства в
школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Насыщение содержания жизнедеятельности детей с особыми потребностями путем расширения сферы их культурно-досуговой деятельности является важным средством социального воспитания.
Человек становится полноценным членом общества, если усваивает социальные нормы и культурные ценности одновременно с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе.
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладает способностью стимулировать процесс социализации, самореализации личности.
Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере досуга является существенная невостребованность культурноразвивающего потенциала социокультурной сферы (Л. А. Акимова, Н. Д. Вавилина, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев и др.].
Для детей с особыми потребностями особое значение имеет организация свободного времени, содержание и направленность которого во многом определяются ценностными ориентациями личности. Именно в свободное время реализуются запросы социального воспитания и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми-инвалидами. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательного наполнения свободного времени, повышения качества деятельности социокультурных институтов.
Современные подходы в организации досуговой деятельности детей с особыми потребностями должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать не только мировой опыт в области реабилитации детей с особыми потребностями, но и опыт, накопленный человечеством в области воспитания разных категорий детей.
Т. В. Гудина считает, что «культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладает способностью стимулировать процесс социализации,
инкультурации и самореализации личности» [4, с. 241].
Г. Р. Зиатдинова исследовала потенциал культурно-досуговой деятельности, которая, по ее мнению, в силу своего компенсаторного характера обладает значительными педагогическими ресурсами социализации личности ребенка-инвалида. Культурно-досуговая деятельность создает дополнительные по отношению к другим институтам условия личностного развития, оптимизирующие процессы социальной интеграции и личност-
ного становления; минимизирует сегрегационные условия жизнедеятельности личности ребенка с ограниченными возможностями [5, с. 132-136].
В нашем исследовании основной формой реализации социального воспитания в детском доме выступает досуговая деятельность детей с особыми потребностями. Именно досуговая деятельность способствует социализации ребенка в общество, развитию коммуникативных навыков и социальной активности ребенка с особыми потребностями.
Литература
1. Асмолов А. Г. Содействие ребёнку - развитие личности // Новые ценности образования. - 1996. - Вып. 6. - С. 39-45.
2. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. В 6-ти т. - Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. - М., 1983.
3. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - 416 с.
4. Гудина Т. В. Досуговое творчество детей-инвалидов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. № 1. - С. 241-245.
5. Зиатдинова Г. Р. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации ребенка-инвалида // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2010. - Вып. 11 (91). - С. 132-136.
6. Мудрик А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. - 1996. - Вып. 6. -С. 51-56.
7. Мудрик А. В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2004. - С. 13-14.
8. Преодоление трудностей социализации детей-сирот : учеб. пособие / Л. В. Байбородова, Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысаева, М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во Ярослав. педагогич. ин-та, 1997. - 196 с.
9. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Н. М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. -М.: Академия,2004. - 394 с.
10. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. -М.: Академия, 2001. - 1 58 с.
11. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы // Российская газета. - 2 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html/ (дата обращения 25.01.2013).