Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абалтусова А.А.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе существующих концептуальных подходов к социальному страхованию выявить тенденции и перспективы реализуемых им функций в системе социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

2. preventing unwanted consequences from company economic actions;

3. discovering inner resources to enhance financial stability. Implementation of these amendments into the Federal Law "On accounting"

(2011) will allow to improve both information validity and efficiency of accounting personnel and will assist in increasing the prestige of the profession.

Literature

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 №344-ФЗ)

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011 № 339-ф3)

3. Панкова С.В., Туякова З.С. Развитие теории оценки персоналистической и институалистической школами бухгалтерского учета США и Англии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 58. C. 295 - 302.

4. Поленова С.Н. Институциональная модель регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. М.: Дашков и К, 2012. 317 с.

5. Поленова С.Н. Институционализм в регулировании бухгалтерского учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 23. С. 13-18.

Абалтусова А.А. студент 2го курса ЮФУ (бывш. РГУ) Россия, г. Ростов-на-Дону СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Аннотация. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе существующих концептуальных подходов к социальному страхованию выявить тенденции и перспективы реализуемых им функций в системе социальной защиты.

Ключевые слова. Социальное страхование, социальная защита населения, доходы и расходы бюджета, социальная политика, пенсионная реформа, страховые взносы.

Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно докладу ООН от 2014 года, Россия занимает 57-е место из 144 в общем списке рейтинга по уровню жизни. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования, а также объясняет безусловную актуальность выбранной темы.

Для раскрытия данной темы необходима реализация следующих этапных задач:

- выявить природу и содержание системы социального страхования как императива системы социальной защиты,

- на основе представленных статистических данных провести

сравнительный анализ систем социального страхования в России и за рубежом,

- изучить тенденции развития социального страхования РФ,

- оценить эффективность государственного регулирования социального страхования как системообразующего элемента социальной защиты;

- оценить перспективы развития социального страхования в России в условиях реформирования системы социальной защиты.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, поэтому социальной защите уделяется серьезное внимание. Согласно ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999г. №165-ФЗ, обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В России предусмотрены различные виды социального государственного страхования населения.

1. Обязательное пенсионное страхование.

2. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства;

3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. Обязательное медицинское страхование.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране имеют различия в подходах и методах. В таблице 1, содержащей данные Организации экономического сотрудничества и развития, приведена сравнительная характеристика систем социального страхования России и ряда развитых стран (данные на 20 апреля 2015г., по курсу валюты: доллар -51,47, евро -55,41, шведская крона - 5,89 руб.). Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что в России, как и в европейских странах, система социальной защиты населения финансируется в основном за счет страховых взносов. Но в России эти страховые взносы уплачивают только работодатели, работники при желании могут вносить свои средства в негосударственные фонды. В России наблюдается самое наименьшее ограничение по размеру облагаемого взносами дохода и высокая степень государственного вмешательства в систему социальной защиты населения.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика систем социального страхования (данные в пересчете на 20 апреля 2015г., по курсу валюты: _доллар - 51,47, евро - 55,41, шведская крона - 5,89 руб.)_

Параметры сравнения США Германия Франция Швеция Россия

Основные источники финансирования Социальный налог и Страховые Страховые Страховые Страховы

другие налоги взносы взносы взносы и налоги е взносы

Плательщик Работодател ь и работник Работодател ь и работник Работодател ь и работник Работодатель и работник Работодатель

Степень

государственног Высокая Низкая Средняя Высокая Высокая

о вмешательства

Максимальная база в месяц в нац. валюте 9750 долларов 4462.5 евро 3129 евро 36718 шведских крон 53333 рублей

в рублях 501833 247267 173378 216275 53333

Относительный

показатель

сравнения(в 9,4 4,6 3,3 4,1 1

сравнении с Россией), раз

Распределение тарифов страховых взносов в 2014 г. представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение тарифов страховых взносов в 2014 г.

Страны Работодатели, % Работники, %

США 13,65 7,65

Германия 19,28 20,18

Франция 41,00 18,80

Швеция 31,42 7,00

Россия 30,00 0,00

Наибольшая нагрузка на работодателей наблюдается во Франции. В отличие от зарубежных стран, в России страховые взносы платят работодатели: в Пенсионный фонд - 22% от фонда оплаты труда, в ФФОМС - 5,1%, в ФСС - 2,9%. Итого 30%. В Германии работодатель и работник платят примерно по равной ставке.

В отличие от других стран, в России ПФР и ФСС одновременно выполняют функции, как фонда, так и органа управления и контроля. ПФР администрирует взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Взносы на другие виды обязательного страхования администрирует ФСС. В других странах этим занимаются отдельные органы. Во всех рассматриваемых странах общий контроль над всей системой социального страхования осуществляют министерства. В России этим занимается Министерство здравоохранения и

Министерство труда и социальной защиты.

В таблице 3 представлен уровень расходов на социальное обеспечение.

Таблица 3 - Расходы на социальное обеспечение на 2014 год

Страны Удельный вес затрат на все виды социального обеспечения, % ВВП

США 20,0

Германия 26,2

Франция 33,0

Швеция 28,6

Россия 17,0

Доля ВВП, которая используется на социальные цели в России составляет лишь 17%, и это самый низкий показатель среди развитых стран.

Уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 6080% прежнего заработка. Этого в нашей стране пока еще нет. Следовательно, можно говорить о том, что в России не создана эффективная система социального страхования, поскольку страна не достигла соответствующего экономического развития.

Обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования. ФСС работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.

При рассмотрении тенденций развития фонда социального страхования РФ необходимо обратиться к данным ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ» за 2012-2015 гг., на основе которых построена диаграмма, представленная на Рис.1. Диаграмма показывает, что с 2013 года до 2015 года наблюдается снижение доходов и расходов бюджета. В 2015 году видно превышение доходов над расходами. 10 апр.2015 г. Госдума приняла поправки в бюджет ФСС на 2015 год, согласно которым объем доходов бюджета фонда в 2015 году сокращается, а расходы увеличиваются по сравнению с 2014 годом.

Основной причиной снижения доходов ФСС стало снижение поступлений на социальное страхование в связи с сокращением фонда оплаты труда приблизительно на 2,5%, а рост расходов связан, в том числе, с повышением рождаемости и увеличением соответствующих выплат. Дефицит бюджета ФСС является одной из основных проблем системы социального страхования. На прогнозные 2016 и 2017 годы планируется рост доходов и расходов бюджета ФСС.

800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

Общий объём доходов бюджета на социальное страхование

Общий объём расходов на социальное страхование

2012 2013 2014 2015 2016

2017

Рис.1. Сравнительная диаграмма общего объёма доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования, млн. руб. (Согласно ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ» от 2012-2015 гг.)

Также целесообразно обратиться к данным Заключения Счётной Палаты от 10 октября 2014 года по разделу «Социальная политика», которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Расходы Федерального бюджета на межбюджетные трансферты в бюджет ФСС РФ_

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

закон роспись законопроект

Раздел 10. «Социальная политика», млн. руб. 28731,6 31908,5 15996,5 5499,2 6183,6

Изменение к предыдущему году, млн. руб. 79411,9 -79300,3 -15912,0 -10497,3 684,4

в % -73,4 -71,3 -49,9 -65,6 12,4

в % к общему объему по разделу 0,8 0,9 0,4 0,1 0,1

Из таблицы 4 видно, что наблюдается резкое снижение расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету ФСС. Их доля составляет - 0,4 % в 2015 году и 0,1 % в 2016 - 2017 годах в общих расходах федерального бюджета по указанному разделу, что обостряет проблему дефицита бюджета ФСС.

Можно предположить, что данная статистика негативно отразится на развитии социального страхования и социальной поддержке населения.

Одной из главных проблем социального страхования является недостаточность средств пенсионного фонда для выплат пенсий гражданам. С целью ликвидации данной проблемы с 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно реформе, вводятся два вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия. Расчет страховой пенсии будет осуществляться по

новой пенсионной формуле с применением пенсионных коэффициентов -баллов.

Размер пенсии будет зависеть от факторов:

- продолжительности общего страхового (трудового и стажа за социально значимые периоды) стажа,

- размера заработной платы за каждый год,

- возраста, в котором обратились за назначением пенсии.

Переход на новую систему будет плавным: требования по страховому стажу увеличатся с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году, а по баллам - с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году.

Таким образом, величина будущей пенсии напрямую будет зависеть от того, какую негосударственную управляющую компанию или фонд выберет гражданин, и какая сумма пенсионных накоплений там аккумулируется, что в основном зависит от величины заработной платы. Работающие граждане сами станут активными участниками процесса формирования своей пенсии.

Это будет являться стимулом для получения «белой» зарплаты, наемные работники должны настаивать на официальном оформлении своих доходов, что должно стать сигналом для работодателей, а это является на данный момент проблемой.

Следует сказать об изменениях и в области обязательного медицинского страхования. Правительство РФ утвердило программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (Постановление "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" от 28 ноября 2014 г.), сократив норматив ее подушевого финансирования в сравнении с ранее запланированным уровнем. Это позволит федеральному центру только в 2015 году сэкономить на субвенциях регионам 30 млрд руб., тогда территориальные фонды будут вынуждены пересмотреть темпы роста тарифов.

С 1 января 2015 года вступили в силу многочисленные поправки в законодательство по страховым взносам. Новшества введены Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ. Например:

1. Расширены возможности зачета излишне уплаченных страховых взносов.

2. Облагаемых взносами выплат стало больше.

3. Утвержден период, за который уплачиваются пени.

4. Расширен перечень застрахованных лиц - иностранцев и др.

Основываясь на вышеперечисленных нововведениях можно говорить о

попытке повышения эффективности государственного регулирования социального страхования. Тем не менее, на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает в полной мере тем задачам, которые она призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция.

Подводя итог вышесказанному, целесообразно указать выводы (приоритетные направления совершенствования):

1.Социальная роль страхования проявляется в разрешении ряда общественных вопросов, влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. При реформировании социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран.

3. В связи со снижением уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, требуется провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

4.Необходимо усилить участие государства в формировании доходной части бюджета фондов системы социального страхования и усовершенствовать механизм государственной поддержки в кризисных ситуациях.

Использованные источники:

1. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2014 году.

2. ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (принят ГД ФС РФ 02.07.1998) (действующая редакция от 01.12.2014).

3. О страховых взносах в ПФРФ, ФССРФ, ФФОМС [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 24.07.2009. №212-ФЗ, (ред. от 02.04.2014) // СПС «Консультант Плюс».

4. Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 16.07.1999. №165-ФЗ, (ред. от 28.12.2013) // СПС «Консультант Плюс».

5. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации [Текст]: монография / Г.Р. Нигматуллина, Р.И. Саитов. - Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. -116 с.

6. Total Social Expenditure in % GDP [Electronic resource] / OECD. Stat Extracts - The Organisation for Economic Co-operation and Development. - Mode of access: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=SOCX_AGG

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.