DOI: 0.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
оригинальная статья УДК 338.12
Трансформация социального страхования как инструмента социальной защиты населения на региональном уровне
Ольга С. Миллер а; Елена А. Морозова а' @ ш
а Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово @ [email protected]
Ш https://orcid.org/0000-0003-2215-9808
Поступила в редакцию 02.03.2020. Принята к печати 23.03.2020.
Аннотация: Вопрос развития социального страхования рассматривается учеными достаточно давно, однако сегодня отсутствуют единые представления о его месте и роли в системе социальной защиты населения и о его трансформации в меняющихся социально-экономических условиях. Это обусловливает актуальность заявленной в названии темы. Цель - проанализировать развитие социального страхования как инструмента социальной защиты населения в России и Сибирском федеральном округе. Предмет - теоретические и практические аспекты применения социального страхования в системе социальной защиты населения в условиях ее изменения. Методологической основой является системный подход к пониманию социальной защиты и социального страхования. Исследование опиралось на обзор и анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовой базы соответствующей проблематики, статистических данных. Результатом работы стал анализ развития обязательного социального страхования в России как государственного инструмента, определение особенностей законодательной базы в области социального страхования. В настоящее время осуществляется глобальная государственная поддержка Фондов социального страхования. В Сибирском федеральном округе бюджет Фондов социального страхования увеличивается за счет роста числа страховых премий (в том числе налогов, пеней), а также благодаря участию государства. Сделан вывод, что в РФ явно проявляются процессы изменений в сфере социальной безопасности населения, что в основном влияет на социальное страхование и страхование как отрасль в целом.
Ключевые слова: страховые выплаты, страховые премии, социальная безопасность населения, Фонд социального страхования, страховой риск
Для цитирования: Миллер О. С., Морозова Е. А. Трансформация социального страхования как инструмента социальной защиты населения на региональном уровне // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 1. С. 113-120. Б01: https://doi. org/10.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
Введение
В настоящее время в России все более актуальным становится вопрос социальной защиты населения, которое ежедневно сталкивается с различными социальными рисками: безработицей, финансовыми трудностями, инфляцией и т. д. Система социальной защиты, существующая в настоящее время, сформировалась под воздействием социальных, экономических и политических факторов, благодаря которым становилось понятным, что необходимы гарантии, обеспечивающие безопасность населения. Социальные гарантии, предоставляемые государством сегодня, прошли серьезный путь становления, однако во многом отличаются от зарубежных стран.
В соответствии с этим целью исследования является анализ развития социального страхования как инструмента социальной защиты населения в России и в Сибирском федеральном округе (СФО); предметом - теоретические и практические аспекты применения социального
страхования в системе социальной защиты населения в условиях ее изменения.
Актуальность социального страхования в настоящее время определяется существованием больших групп риска: экономических (временная нетрудоспособность, потеря работы, потеря кормильца и т. п.), биологических или физиологических (нетрудоспособность вследствие старости, инвалидности, болезни, увечий на предприятиях - опасных объектах и т. п.), демографических или социальных (материнство, уход за детьми, уход за инвалидами, выход на пенсию). Следовательно, социальное страхование защищает население от возможного изменения материального или социального положения и экономической нестабильности.
Методы и материалы
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, анализирующих
DOI: 0.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
подходы к социальной защите населения, системе социального страхования как инструменту или механизму социозащитной функции [1-10].
В качестве базового методологического подхода использован системный, поскольку социальная защита, по мнению авторов, представляет собой комплекс мер, направленных на устранение или сглаживание социального неравенства, обеспечение всех членов общества определенным минимумом социальных благ [11]. В ходе исследования были применены метод анализа нормативно-правовых документов и законодательных актов, разработанных и внедренных за период становления и развития рыночной экономики, экономико-статистический метод (использовались официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Фонда социального страхования (ФСС), Единой межведомственной информационно-статистической системы и данные Центрального банка РФ). Такое изучение институциональной базы способствует формированию четкого представления о функционировании системы социального страхования [12].
Результаты
Социальное положение человека достигается за счет многообразных факторов, которые его формируют и со своей стороны зависят от уровня развития отдельных институтов общества и государства. Следовательно, создание общества, где будут реализованы благоприятные условия жизни и развития человека с учетом местных требований и особенностей, возможно лишь при наличии высокоэффективной системы социального обеспечения человека и различных социальных групп. Одним из самых главных показателей создания такой системы будет уровень социальной защищенности, т. е. системы необходимых мер, нивелирующих социальные риски для человека (потеря здоровья, работы, доходов, жилья).
Защита от социальных рисков - это объективно закономерная функция современного общества в его взаимоотношениях с людьми, общностями, социальными группами, т. е. с элементами общественной инфраструктуры. Сущность этой функции - обеспечение условий существования каждого члена общества и устойчивости самого общества как целостного образования. Основная задача, которую должна решать социальная защита, -устранение рисков, связанных с наступлением старости, а именно: снижение или потеря доходов в связи прекращением трудовой деятельности; связанных с потерей лиц (родственников, членов семьи), способных осуществлять уход за человеком в старости.
Опыт государств в создании систем социальной защиты населения показал, что наиболее эффективные системы складываются при централизованном, финансово достаточном и административно независимом подходе. Из чего следует, что для эффективной работы системы социальной защиты населения требуется наличие
общегосударственного закона о пенсиях, социальных выплатах и пособиях, подлежащего обязательному исполнению на территории всего государства.
Развитие России в целом и отдельно взятых регионов начиная с 1992 г. характеризуется трансформацией системы социальной защиты населения, потому что количество социально-экономических рисков, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека, увеличивается с каждым годом. В современных условиях развитие рассматриваемой сферы основано на взаимодействии государства с экономикой и населением, что позволяет решать социальные вопросы наиболее эффективно и значительно быстрее. Инструментом для защиты населения выступает социальное страхование, являющееся частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [1].
В рамках социальной защиты населения крайне необходимо выявить и обеспечить финансовую защищенность граждан в ситуации какого-либо страхового случая: потеря кормильца, инвалидность, временная нетрудоспособность и пр. Современная система социального страхования, а также виды страховых услуг основываются на опыте советской социальной защиты и применении совершенно новых форм и механизмов. Например, создание ФСС с учетом разнообразных потребностей людей, создание условий для здорового образа жизни и стабильности в обществе [1].
Правовые основы механизма социальной защиты населения заключаются в том, что защитная деятельность предполагает законодательное установление социальных обязательств государства и их строгую нормативную регламентацию. Законодательство устанавливает цели, задачи, принципы, направления, программы социальной защиты граждан, порядок осуществления конкретных мер. Чем больше мер социальной поддержки предусмотрено законодательством, тем богаче социозащитная деятельность и выше уровень защищенности населения.
Первым шагом перехода от советской системы социальной защиты к системе западного образца стало принятие в августе 1993 г. Концепции развития социального обслуживания населения РФ [13]. В рамках данной концепции социальная защита основывалась на трех функциональных блоках: социальное обеспечение населения, социальное страхование и социальная помощь. Данные блоки являлись основой советской социальной системы, которые взаимодействовали друг с другом. В связи с развитием рыночных отношений и различными преобразованиями в законодательстве был создан новый надежный институт социальной защиты - ФСС, благодаря чему часть функций социального обеспечения была переложена
DOI: 0.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
на социальное страхование. С 2000-х гг. система социальной защиты России изменила функциональные блоки. Появились обязательное социальное страхование, государственная социальная поддержка населения (пособия, пенсии, единовременные выплаты, льготы), услуги в области социальной помощи (социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые и т. д.). Базисным элементом новой системы социальной защиты населения становится сокращение социально-экономических рисков населения, на основе чего осуществляется профессиональное консультирование по вопросам социальной защиты, поддержка населения, находящегося в трудном финансово-социальном положении [13].
Если рассматривать современный этап рыночных отношений, где социальная политика формирует ориентиры и направления для социального развития общества, а страхование наделено функцией контроля финансовых потоков, осуществляемых для сохранения социальной безопасности населения, то формы социального страхования на основании закона «Об основах обязательного социального страхования»1 можно разделить на:
• пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потере кормильца);
• медицинское страхование (оплата временной нетрудоспособности);
• страхование от несчастных случаев на производстве (производственная травма, профессиональное заболевание, пенсия иждивенцам и т. п.);
• страхование в связи с безработицей (пособие по безработице, переобучение и трудоустройство) [14].
Система социального страхования является значимым проявлением социально ориентированного государства. Она играет знаковую роль в системах социальной защиты населения, что позволяет поддерживать высокие жизненные стандарты для тех, кто получает страховые выплаты [15]. Целью функционирования системы социального страхования является обеспечение эффективной и качественной защиты населения за счет:
• создания механизма для работающих граждан, которые обеспечивают для себя социальные права посредством работы по найму. В итоге они зарабатывают для себя пенсии, пособия и т. п.;
• реализации законодательных механизмов функционирования социального страхования, которое основывается на страховых премиях от работодателей и страховых выплатах гражданам;
• доступной и прозрачной информации по социальному страхованию, доступной для всех слоев населения. Это позволит гражданам знать свои права и обязанности и то, в какую организацию им необходимо обратиться при наступлении страхового случая [16].
Уникальность института социального страхования заключается в том, что он балансирует социально-рыночный менталитет населения, т. к. включает в себя индивидуальную ответственность граждан за свое финансовое положение, а также социально-демократическое устройство населения, что является своего рода коллективной взаимопомощью (работодатель, ФСС) [17]. Первоначально в систему социального страхования были включены трудоустроенные граждане, однако со временем в состав объектов страхования были включены и семьи работников. Это способствовало стабилизации общества. На основе всех изменений, которые происходили в период развития рыночной экономики, был сформирован комплекс из социального, медицинского и пенсионного страхования.
Под данные виды страхования были сформированы внебюджетные фонды, источником средств которых являются страховые взносы страхователей. Если наступает дефицит бюджета, недостаток средств покрывается трансфертными платежами, которые направляет федеральный бюджет России [4]. Сегодня система социальной защиты включает в себя ФСС, фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ (ПФР), между которыми аккумулируются и распределяются финансовые средства. Данные внебюджетные фонды функционируют, чтобы реализовывать программу социальной защиты, которая является основным финансово-социальным инструментом социальной безопасности населения. Основываясь на солидарности и справедливости, вышеуказанные внебюджетные страховые фонды сокращают или полностью компенсируют возможные расходы человека, нуждающегося в финансовой поддержке [18].
Рассмотрим доходную часть бюджетов фондов в период становления рыночных отношений. Основным источником финансирования до начала 2001 г. были обязательные страховые премии работодателей, а в ПФР дополнительно взимались премии с работников. Уже в 2001 г. был введен Единый социальный налог (ЕСН) для работодателей и работников. ЕСН позволил заменить обязательные страховые премии. В итоге применение ЕСН было признано неэффективным, поэтому в 2010 г. он был заменен на премии, которые взимались с работодателей по общей ставке 26 % от заработной платы работника, при которой размер заработной платы должен быть менее или равен 415 тыс. руб. в год. С 2011 г. ставка стала равна 34 %, что позволяет устранить дефицит бюджета в период финансового кризиса [17].
Сегодня, как говорилось ранее, доходную часть бюджетов функционирующих фондов формируют сами страхователи - физические и юридические лица на основе страховых премий. В бюджет ПФР работодатели должны направлять страховые премии по обязательному социальному страхованию на индивидуальный
1 Об основах обязательного социального страхования. ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4059/ (дата обращения: 05.12.2019).
DOI: 0.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
лицевой счет работника. Данные взносы имеют целевое назначение и являются гарантом для человека получения пенсионных выплат по достижении им пенсионного возраста в размере, эквивалентном сумме страховых премий. Работодатели направляют премии в ПФР для финансирования доплат к пенсии работников некоторых специальностей (например, экипажи воздушных судов гражданской авиации) [17].
Для того чтобы обеспечить техносферную безопасность на предприятиях повышенной опасности и с высоким риском увечий, работодатель должен направлять страховые премии в ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные премии рассчитываются по формуле, которая основывается на ставке страхового тарифа с дополнительными бонус-малусами. Еще одним основным фактором в расчете является коэффициент опасности предприятия и степень риска для жизни и здоровья работника.
Деятельность любого предприятия тесно связана с социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности работника. Страховые премии по данному риску могут оплачиваться на добровольной основе
2
страхователями в соответствии с законом.
Итак, система социального страхования сегодня представлена деятельностью внебюджетных фондов, которая способствует реализации социальной защиты населения. Основную часть рисков финансирует ФСС, функционирующий с начала 1991 г.3 [19]. Все изменения в законодательстве в области трансформации и модернизации системы социальной защиты населения можно увидеть
800
2014 2015 2016 2017 2018
■ Страховые премии Страховые выплаты
Рис. Динамика доходов и расходов по социальному страхованию РФ за 2014-2018 гг., млрд руб.
Fig. Income and expenses on social insurance in the Russian Federation in 2014-2018, billion rubles
и на показателях финансовой деятельности ФСС. Рассмотрим динамику расходов и доходов по социальному страхованию в период 2014-2018 гг. на рисунке4.
В период 2014-2018 гг. наблюдается увеличение объема страховых премий и страховых выплат на 22 %, что говорит о росте ФСС и его мощностей. В целом Фонд способен обеспечить защитой население РФ. В 2015 г. наблюдается наименьшее значение доходов по социальному страхованию -541,3 млрд руб., но уже к 2016 г. показатель вырос на 12 % (616,4 млрд руб.). Наибольшее значение доходов по социальному страхованию отмечено в 2018 г., когда данный показатель был равен 735,2 млрд руб. Можно предположить, что уровень доходов находится в прямой зависимости от экономической ситуации в стране: объем доходов по социальному страхованию растет в период улучшения процессов в экономике и роста совокупного фонда оплаты труда.
Рассмотрим изменения в социально-экономических показателях социального страхования СФО, которые влияют на степень социальной защиты населения региона (табл.5). Показатели со знаком «-» демонстрируют отрицательное значение сальдо.
Бюджет отделений ФСС Сибири за период 20102018 гг. увеличился на 22 млрд руб. и в 2018 г. составил 63 млрд руб. Средний прирост за этот период - 300 млн в год. При этом больший объем страховых премий на протяжении всего рассматриваемого периода на социальную защиту наблюдается в Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областях. В целом отделения ФСС в данных регионах собрали более половины всех страховых премий обязательного социального страхования по СФО. Динамика выплаты ФСС в СФО с 2010 г. имела незначительный рост, и к 2018 г. выплаты составили 85,8 млрд руб. Большая часть выплат ФСС была направлена на социальную защиту населения Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей. Видна тенденция к сокращению дефицита бюджета во всех регионах СФО. В 2018 г. введенные меры регулирования и модернизации системы социальной безопасности способствовали снижению дефицита с 32 млрд руб. до 22 млрд руб. В 2010 г. дефицит был равен 77 % доходной части бюджета ФСС, а в 2017 г. - 36 %. Самое большое значение дефицита бюджета наблюдается в отделениях ФСС Кемеровской области (5,8 млрд руб.), что связано с высоким уровнем страховых рисков на производствах угольной промышленности и большой финансовой нагрузкой на восстановление здоровья населения. Регионами с минимальным
2 Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан. ФЗ от 31.12.2002 № 190-ФЗ. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40267/ (дата обращения: 05.12.2019).
3 О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР. Постановление Совмина РСФСР № 600, Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР N 9-3 от 25.12.1990 (ред. от 26.10.1993). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=28825#008194560656303684 (дата обращения: 05.12.2019).
4 По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Режим доступа: http://fedstat.ru/ (дата обращения: 05.12.2019).
5 Составлено и рассчитано авторами по данным ЕМИСС.
DOI: 0.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
Табл. Динамика социально-экономических показателей социального страхования СФО Tab. Socio-economic indicators of social insurance in the Siberian Federal District
Субъект СФО Страховые Страховые Дефицит Размер страховых
премии (млрд руб.) выплаты (млрд руб.) (млрд руб.) выплат на 1 человека (руб.)
2010 2018 2010 2018 2010 2018 2010 2018
Республика Алтай 0,30 0,40 0,90 0,90 -0,60 -0,50 1455 3970
Республика Бурятия 1,60 2,00 3,40 3,50 -1,80 -1,50 1646 3582
Республика Тыва 0,40 0,60 1,40 1,08 -1,00 -0,48 1298 3399
Республика Хакасия 0,90 1,40 1,90 2,01 -1,00 -0,61 1690 3748
Алтайский край 3,00 4,00 6,50 6,80 -3,50 -2,80 1239 2902
Забайкальский край 2,40 3,50 3,90 4,30 -1,50 -0,80 2167 3966
Красноярский край 8,10 12,80 11,80 14,70 -3,70 -1,90 2864 5104
Иркутская область 5,60 9,70 9,10 11,03 -3,50 -1,33 2305 4587
Кемеровская область 7,50 10,80 14,40 16,60 -6,90 -5,80 2714 6155
Новосибирская область 6,20 10,40 10,20 13,70 -40 -3,30 2325 4927
Омская область 3,00 5,00 5,70 6,30 -2,70 -1,30 1516 3213
Томская область 2,30 3,70 4,20 4,90 -1,90 -1,20 2195 4524
СФО 41,30 63,30 73,40 85,80 -32,10 -22,50 2144 4403
дефицитом являются Республики Тыва, Алтай и Хакасия. Размер дефицита отделений ФСС составляет порядка 0,5 млрд руб. в каждом регионе. За рассматриваемый период размер страховых выплат на 1 человека увеличился в 2 раза, в 2018 г. средний показатель по СФО составил 4,4 тыс. руб. на человека. Кемеровская область является лидером по размеру страховых выплат, где в среднем на каждого человека направлено более 6 тыс. руб. Значения выплат выше среднего имеют Красноярский край (5,1 тыс. руб. на человека) и Новосибирская область (4,9 тыс. руб. на человека). Минимальное значение показателя наблюдается в Алтайском крае - менее 3 тыс. руб. на человека.
Можно сделать вывод, что на уровень социальной защищенности населения СФО влияют не только демографические показатели, но и социально-экономический статус и производственный потенциал региона [15].
Ключевые недостатки системы социального страхования
Существует острая проблема в разнице размеров заработной платы в регионах страны. Это оказывает крайне негативное воздействие на развитие системы социального страхования. Некоторые работодатели, скрывая реальный уровень заработной платы работников, стараются уйти от уплаты налогов, что влечет сокращение реальных средств на социальное страхование. По данным статистики, скрытые заработные платы составляют 25-40 %.
Негативным образом сказывается налоговая система, существующая в государстве. В настоящее время принята регрессивная шкала налогообложения, что способствует снижению поступления денежных средств на социальную сферу. Например, индивидуальные предприниматели могут получать налоговый вычет за счет оплаты средств в ФСС и ПФР - это снижает реальное денежное поступление.
Диспропорция правоотношений в системе социального страхования означает, что все средства ФСС являются собственностью РФ, а граждане претендуют на данные средства в форме права на пособия, пенсии и медицинскую помощь. В зарубежной практике такое положение дел неприемлемо. Традиционно считается, что сумма накопленных отчислений от заработной платы является своего рода резервом на различные страховые случаи. Данные средства закреплены за гражданами в виде их собственности [14].
Одна из проблем системы социального страхования в настоящее время - задержка и сокращение размеров выплачиваемых пособий и сокращение бюджета на социально значимые программы. Это происходит из-за диспропорций системы в целом, а также необходимости реформирования механизма формирования фондов.
Отсутствие четкой методологической базы и научного обоснования развития социального страхования формирует ряд вытекающих проблем.
Если социальное страхование выступает как социально-экономическая гарантия для населения, то важно рассматривать перспективы его развития в будущем. К существенным изменениям системы социального страхования в России относятся новые 1Т-технологии, которые позволяют упростить процесс информационного взаимодействия ФСС со страхователями и застрахованными лицами. Примером одного из самых крупномасштабных социальных проектов стал электронный листок нетрудоспособности, действующий с 01.07.2017 и являющийся равнозначным листам нетрудоспособности на бумажном носителе. В настоящее время планируется полностью устранить бумажную форму листка во всех субъектах РФ [15].
DOI: 0.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
Значимым аспектом деятельности ФСС в перспективе является сокращение расходной части бюджета на организацию страхования на случай временной нетрудоспособности. Существующий механизм прямых выплат будет способствовать ликвидации зависимости застрахованных лиц от работодателей посредством незамедлительного начисления на лицевой счет работника денежных средств. Данное изменение позволит решить вопрос с выплатами различных пособий для работников предприятий с финансовой устойчивостью или предприятий, готовящихся к банкротству.
Применение 1Т-технологий в работе фондов позволит уменьшить число мошенников в сфере социального страхования, на устранение действий которых выделяется большое количество денежных средств фонда.
Необходимо предоставлять информацию, которая бы позволяла отслеживать гражданам фактические траты ФСС, что позволит ограничить вмешательство государства на местах и в целом по стране в систему социального страхования, что также улучшит систему защиты граждан.
С учетом специфики изменений нужно формировать такую систему социальной защиты в России, которая могла бы отвечать таким критериям, как стабильность, своевременность, ответственность и профессионализм. Данные критерии позволят создать единые стандарты деятельности в области социального страхования, отличные от западных примеров и способные повысить лояльность страхователей и застрахованных лиц.
По мнению многих ученых и специалистов в области социального страхования, действующий внебюджетный ФСС может существовать как публично-правовая компания с полным государственным участием, основная деятельность которой должна сохраниться в первозданном виде: страхователь (работодатель) - застрахованное лицо (работник) [16].
Детальное изучение страховых операций в отношении застрахованных лиц, занятых в бюджетной сфере экономики, позволит исключить мошенничество в сфере услуг социальной защиты. Важным вопросом остается конкретика и модернизация страховых тарифов и коэффициентов, пособий, полноценности данных и т. д. Модернизация сферы социального страхования не только затрагивает базисные основы деятельности внебюджетных фондов социального страхования и системы социальной
безопасности населения в целом, но и служит отправной точкой для трансформации национальной системы обязательного социального страхования [16].
Заключение
В период становления и развития рыночных отношений в РФ явно проявляются процессы изменений в сфере социальной безопасности населения, что в основном влияет на социальное страхование и страхование как отрасль в целом. Сегодня, когда происходит процесс модернизации института социальной защиты, социальное страхование является базисной категорией, которая выступает инструментом социальной защиты и способствует расширению спектра услуг в области социального обслуживания граждан. Изменения в нормативно-правовых документах в данной области затрагивают компенсации страховых выплат по основным социальным рискам и поддержке необходимого уровня социальной безопасности населения в период социально-экономических трудностей. Социальное страхование активно развивается и становится базисным элементом, осуществляющим гарантию материальной ответственности перед застрахованным населением. Изучение законодательной базы, документации, статистических данных и периодической литературы позволяет оценить эффективность изменений системы на современном этапе. С помощью современных технологий, которые активно развиваются, повышается уровень социальной защищенности в целом, формируется страховая культура населения РФ. Решение проблем, существующих в системе социального страхования, позволит обеспечить более эффективную защиту населения. Необходимо произвести изменения в правовой, финансовой и организационной сферах, чтобы учесть все нюансы развития системы социального страхования. В связи с тем, что система социального страхования включает в себя и социальный и экономический базисы, реформирование является сложным процессом, который не должен привести к диспропорциям. Следует осуществить реформирование таким образом, чтобы обеспечить сбалансированный механизм социальной защиты застрахованных граждан. Для этого требуется провести глубинное изучение нормативно-правовой базы, произвести андеррайтинг страховых премий и страховых выплат, изучить размер их начисления и т. п.
Литература
1. Газизова И. З. Политика и проблемы социальной защиты населения в России // Вопросы науки и образования. 2019. № 2. С. 46-50.
2. Борисов А. Ф., Домашова Е. В. Механизм формирования управления системой социальной защиты на региональном уровне // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6. С. 140-144.
3. Кубрак И. А. Концептуальные направления повышения эффективности социальной защиты населения в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 73-79. БО!: 10.18384/2310-6646-2019-2-73-79
4. Мигранова Л. А., Роик В. Д. Заработная плата и социальное страхование // Народонаселение. 2019. № 2. С. 64-77. БО!: 10.24411/1561-7785-2019-00016
DOI: 0.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
5. Ильин А. Е., Некрасов А. В. Модель корпоративной системы социального страхования // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 2. С. 181-185.
6. Степанова М. Н. Современная роль профсоюзов в осуществлении социального страхования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1. С. 116-120.
7. Stahl С., Karlsson E. A., Sandqvist J., Hensing G., Brouwer S., Friberg E., MacEachen E. Social insurance literacy: a scoping review on how to define and measure it // Disability and Rehabilitation. 2019. DOI: 10.1080/09638288.2019.1672111
8. Kilgour E., Kosny A., McKenzie D., Collie A. Interactions between injured workers and insurers in workers' compensation systems: a systematic review of qualitative research literature // Journal of Occupational Rehabilitation. 2015. Vol. 25. № 1. P. 160-181. DOI: 10.1007/s10926-014-9513-x
9. Ma X. Impact of social insurance contributions on wages // Economic transition and labor market reform in China. Singapore: Palgrave Macmillan, 2018. P. 273-298. DOI: 10.1007/978-981-13-1987-7_10
10. Klimaviciute J., Pestieau P. Long-term care social insurance: how to avoid big losses? // International Tax and Public Finance. 2018. Vol. 25. P. 99-139. DOI: 10.1007/s10797-017-9445-4
11. Морозова Е. А., Добрынина А. Ю. Механизмы социальной защиты населения региона // Экономика региона. 2012. № 1. С. 235-241. DOI: 10.17059/2012-1-23
12. Морозова Е. А. Социальная защита населения: системное изучение. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2006. 287 с.
13. Кижикина В. В. Эволюция системы социальной защиты населения в России (сравнение со странами Европы) // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 80-94.
14. Бухарбаева Д. М. Формирование механизма социального страхования как инструмента управления социальными рисками // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 1. С. 31-34.
15. Суменкова Л. А. Трансформация российской системы социальной защиты населения на примере работы Фонда социального страхования сибирских территорий // Институциональная трансформация экономики: пространство и время: мат-лы V Междунар. науч. конф. (Кемерово, 24-27 мая 2017 г.) Кемерово, 2017. С. 223-228.
16. Князева Е. Г., Юзвович Л. И. Модельное реформирование национальной системы социального страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1954-1956.
17. Касачева О. В. Анализ результатов замены страховых взносов во внебюджетные социальные фонды единым социальным налогом // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 327. С. 152-155.
18. Ивашина М. М. Социальное страхование как экономическая основа разрешения социальных проблем // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2. С. 24-27.
19. Кашеваров М. А., Закиров А. И. Инновационные аспекты деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3-2. С. 277-280.
original article
Transformation of Social Insurance as an Instrument of Social Security
Olga S. Miller a; Elena A. Morozova a, ID
a Kemerovo State University, Russia, Kemerovo @ [email protected]
ID https://orcid.org/0000-0003-2215-9808 Received 02.03.2020. Accepted 23.03.2020.
Abstract: The development of social insurance is a highly researched issue. However, its place and role in the system of social protection remains understudied, as well as its current transformations under the changing socio-economic conditions. The research objective was to analyze the development of social insurance as an instrument of social security in Russia and in the Siberian Federal District. The study featured the theoretical and practical aspects of the application of social insurance in the changing system of social security. The research was based on a systematic approach to social security and social insurance as one of its most important mechanisms. The article introduces a review of domestic and foreign researches. It also focuses on an analysis of related regulations and statistic data. The methods and materials made it possible to conduct a thorough analysis of the development of the compulsory social insurance in Russia as a governmental instrument. The authors also described the legal framework in the field of social insurance. The government supports the Social Security Funds. In the Siberian Federal District, the budget ofthe Social Security Funds increased due to the growing number ofinsurance premiums, e.g. taxes and penalties, as well as due to the state participation. The research revealed some changes processes in the sphere of social security in the Russian Federation. The changes proved to affect social insurance and the whole insurance industry.
DOI: 0.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
Keywords: insurance payments, insurance premiums, social security of the population, Social Security Fund, insurance risk
For citation: Miller O. S., Morozova E. A. Transformation of Social Insurance as an Instrument of Social Security. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2020, 5(1): 113— 120. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-1-113-120
References
1. Gazizova I. Z. Politics and problems of social security in Russia. Voprosy nauki i obrazovaniia, 2019, (2): 46-50. (In Russ.)
2. Borisov A. F., Domashova E. V. The mechanism of formation of management system of social protection at the regional level. Izvestiia Sankt-Peterburgskogogosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2019, (6): 140-144. (In Russ.)
3. Kubrak I. A. Basic directions of increasing social protection efficiency in the Russian Federation. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2019, (2): 73-79. (In Russ.) DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-73-79
4. Migranova L. A., Roik V. D. Wages and social insurance. Population, 2019, (2): 64-77. (In Russ.) DOI: 10.24411/1561-7785-2019-00016
5. Ilyin A. E., Nekrasov A. V. Model of a corporate system of social insurance. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy, 2019, (2): 181-185. (In Russ.)
6. Stepanova M. N. Current role of trade unions in ensuring social welfare. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta, 2019, (1): 116-120. (In Russ.)
7. Stahl C., Karlsson A., Sandqvist J., Hensing G., Brouwer S., Friberg E., MacEachen E. Social insurance literacy: a scoping review on how to define and measure it. Disability and Rehabilitation, 2019. DOI: 10.1080/09638288.2019.1672111
8. Kilgour E., Kosny A., McKenzie D., Collie A. Interactions between injured workers and insurers in workers' compensation systems: a systematic review of qualitative research literature. Journal of Occupational Rehabilitation, 2015, 25(1): 160181. DOI: 10.1007/s10926-014-9513-x
9. Ma X. Economic transition and labor market reform in China. Singapore: Palgrave Macmillan, 2018. P. 273-298. DOI: 10.1007/978-981-13-1987-7_10
10. Klimaviciute J., Pestieau P. Long-term care social insurance: how to avoid big losses? International Tax and Public Finance, 2018, 25: 99-139. DOI: 10.1007/s10797-017-9445-4
11. Morozova E. A., Dobrynina A. Yu. Regional social protection mechanisms. Economy of the region, 2012, (1): 235-241. (In Russ.) DOI: 10.17059/2012-1-23
12. Morozova E. A. Social security: a systematic study. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2006, 287. (In Russ.)
13. Kizhikina V. V. Evolution of the social protection system in Russia (comparison to European countries). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2013, (3): 80-94. (In Russ.)
14. Bukharbaeva D. M. The formation of social insurance mechanism as the tool of social risks managing. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta, 2013, (1): 31-34. (In Russ.)
15. Sumenkova L. A. Transformation of the Russian system of social protection on the example of the Social Insurance Fund of Siberian territories. Institutional transformation of the economy: space and time: Proc. V Intern. Sci. Conf., Kemerovo, May 24-27, 2017. Kemerovo, 2017, 223-228. (In Russ.)
16. Knyazeva E. G., Yuzvovich L. I. Model reform of the national social insurance system in the Russian Federation. Fundamentalnye issledovaniia, 2015, (2-9): 1954-1956. (In Russ.)
17. Kasacheva O. V. The analysis of results of replacement of insurance fees in off-budget social funds by the single social tax. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, (327): 152-155. (In Russ.)
18. Ivashina M. M. Social insurance as economic foundation for resolving social problems. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta, 2012, (2): 24-27. (In Russ.)
19. Kashevarov M. A., Zakirov A. I. Innovative aspects of activity of Fund Social Insurance of the Russian Federation. Journal of the Bryansk State University, 2012, (3-2): 277-280. (In Russ.)