УДК 061.2 (470) :930
Сипягина Елена Александровна
Костромской государственный университет [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (1988-2008 ГГ.)
Необходимо понимать, что с 1988 г. Церковь получила возможность восстановить свою организацию, практически разрушенную в годы советских гонений, что позволило ей активизировать свою социальную работу. Вполне очевидно, что данный процесс будет привлекать внимание различных исследователей. В статье проводится анализ церковной и светской историографии как 1990-х, так и 2000-х гг. в рамках изучения вопроса благотворительной деятельности Русской православной церкви (далее - РПЦ). Раскрывается перечень вопросов, изучаемых исследователями в разные периоды как в духовном, так и в материалистическом понимании. Важно отметить, что одной из центральных проблем, рассматриваемых в трудах историографов, является анализ терминологии церковной благотворительности.
Ключевые слова: Русская православная церковь, социальное служение Церкви, благотворительность в России.
В постсоветский период все большую значимость приобретало социальное служение Православной церкви, особенно востребованное в условиях социально-экономического кризиса. Осмысление в историографии опыта христианской благотворительности, основанного на милосердии и человеколюбии, в этой связи представляется актуальным. Хронологические рамки исследования охватывают 1988-2008 гг. Нижняя граница обусловлена 1000-летием Крещения Руси, отмеченным на государственном уровне. Это показало, что произошло снятие ограничений на деятельность Церкви, которая смогла выстоять в период самых жестких гонений. Доказательством тому служит встреча М.С. Горбачева 29 апреля 1988 г. с патриархом Пименом и членами Священного синода при трансляции СМИ. Именно тогда руководитель СССР определил важность Крещения Руси: «...это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности» [2, с. 225]. Кроме того, по итогам XIX Всесоюзной конференции КПСС (проходила 28 июня - 1 июля 1988 г.) было подтверждено неприятие «религиозной нетерпимости» и произошло снятие цензуры, в том числе на деятельность Церкви [7]. Верхней границей служит 2008 г. - окончание патриаршества Алексия II и, по сути, целой эпохи, в рамках шла институциональная реконструкция РПЦ.
Историография проблемы может быть условно разделена на 1990-е и 2000-е гг. Для 1990-х гг. характерен анализ проблем, возникнувших перед РПЦ в постсоветское время и ставших препятствием для расширения социального служения. Так, М.В. Шкаровский обращал внимание, что падение советского режима и формирование на территории бывшего СССР 15 независимых государств ознаменовало новую историю Церкви. Он отмечал характерные черты данного периода: катастрофическую нехватку духовенства и образованных мирян, полную разруху и неустроенность, поиск светским обществом новых идеалов, новых путей организации своей общественной жизни. В этих условиях,
по мнению историка, Церковь старалась активно заполнить эту нишу и дать ответы на наболевшие вопросы, однако наладить активное взаимодействие с потенциальной паствой в полной мере у руководства РПЦ не получилось. Причинами можно считать указанные проблемы, расколы и нестроения в Церкви, пережившей годы гонения и разрухи. Это позволило огромному количеству зарубежных сект и новообразованных религиозных организаций начать активную пропаганду и деятельность на территории бывшего СССР [13, с. 390]. Историк Д.В. Поспеловский отмечал, что восстановление разрушенных институтов РПЦ, в том числе и благотворительных, требовало серьезных финансовых затрат, причем помощь частных лиц или государства не покрывали этих расходов [6, с. 441]. Протоиерей В. Цыпин придавал значение сотрудничеству РПЦ с другими конфессиями в сфере гуманитарной помощи, однако отмечал, что подобная помощь часто становилась декорацией для деятельности разных сект. Историк приводит цитату Алексия II 18 февраля 1997 г. на открытии Архиерейского собора: «Проповедь таких миссионеров объективно приводит не к распространению Благой вести, а к отрыву верующих от Церкви. Такое миссионерство... игнорирует и духовные, и культурные традиции народа. Многие пришлые миссионеры приспосабливаются к быстро меняющейся обстановке, пользуются материальными затруднениями наших сограждан и их религиозной неподготовленностью». Вместе с тем В. Цыпин отмечал, что существовали и определенные положительные примеры сотрудничества православных и католиков в области благотворительности и миротворчества. Кроме того, ссылаясь на упомянутое выступление Алексия II, историк видел причины, тормозящие расширение социальной работы РПЦ, не только в материальных трудностях, но и в недостатках самой работы Церкви, нежелании отдельных священнослужителей трудиться для ее блага [11, с. 464].
В целом в историографии 1990-х гг. комплексный анализ социального служения РПЦ проведен не был, нераскрыты все стороны и итоги процесса,
88
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
© Сипягина Е.А., 2019
внимание обращалось лишь на его проблематику, что объясняется социально-экономическим кризисом в России.
В историографии 2000-х гг. центральным вопросом стало разъяснение профессиональных терминов, относящихся к благотворительной работе. Это можно объяснить организованной подготовкой специалистов по социальному служению в семинариях, богословских институтах и воскресных школах. Прежде всего, данный процесс требовал определения термина «социальное служение». По мнению профессора О.В. Решетникова, подобное явление следует понимать как совокупность организованных форм социальной деятельности, заключающихся в актах милосердия, благотворительности, помощи нуждающимся. В своей статье «Концепция социального служения в современном обществе» он разъясняет, что социальное служение проявляется в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества [8]. В.Г. Галушко отмечает, что социальное служение Церкви включает и борьбу за достоинство человеческой личности. Средства этой борьбы - милосердие и любовь [3, с. 48]. Г.В. Щекин указывал, что особое значение социальная работа приобретает в период экономического кризиса, политической трансформации и социальных реформ общества, поскольку эти явления, как правило, сопровождаются высоким процентом безработицы, инфляцией, увеличением масштабов бедности и снижением общего жизненного уровня населения [14, с. 473]. Протоиерей Д.С. Мартышин и П.В. Бочков отмечали, что социальная работа Церкви - это духовная и социальная деятельность христианских институций, направленная на предоставление духовной и социальной помощи человеку [5, с. 610]. Это в конечном итоге предопределяло необходимость широкого применения социального, психологического, педагогического и философского знания для формирования такой отрасли знания, как социальная работа Церкви и, по мнению Ю.П. Сурмина и И.П. Бидзюры, «без этого эффекта принципиально невозможны самосохранение, функционирование и развитие общества, его подсистем и сфер жизнедеятельности». Авторы делают акцент, что при активной социальной работой на приходе священнослужителю необходимо учитывать постоянную динамику социальных процессов, которые имеют много разных векторов движения и направлений. Человек тесно связан с процессами в области экономики, политики, потребления информации, и невозможно либо чрезвычайно трудно проводить духовную и социальную работу, как говорят ученые, «в чистом виде в лабораторных условиях», поскольку жизнь человека тесно связана с многогранными процессами, происходящими в обществе и государстве. Специфика социальной работы предусматривает
не только самоуправление человека, но эффективное взаимодействие Церкви и общества. По мнению исследователей, социальная работа Церкви является одним из наиболее мощных каналов проповеди миру о любви Бога ко всему мирозданию. Вместе с тем они отмечали, что социальная работа Церкви - это сфера проявления интересов людей и социальных групп. На церковном приходе постоянно возникают, формулируются, пересекаются, взаимодействуют, актуализируются, удовлетворяются и «исчезают одни интересы и возникают другие» [10, с. 11]. Подобную мысль развивал и протоиерей Д.С. Мартышин. В своем труде «Социальная работа Церкви как наука на современном этапе» он отмечает, что, учитывая экономические аспекты проблем, с которыми сталкивается Церковь, священнослужителям необходимо тесно сотрудничать с представителями светской науки в области экономики, социальной философии, психологии, менеджмента и государственной социальной политики. Диапазон социальной работы достаточно широк. Исследователь включал в него социальное учение Церкви, концепции социологии, методику социальной помощи, инструменты психологической реабилитации личности. Поэтому социальная работа Церкви, с одной стороны, тесно смыкается с богословским знанием (нельзя заниматься духовным окормлением, миссионерством, просветительской деятельностью, катехизацией, не имея твердой богословской платформы развития). А с другой стороны, социальная работа приобретает статус сугубо прикладной и практической науки, имеющей свой собственный арсенал методик и концепций социальной помощи и реабилитации человека. Можно сделать предположение, что именно эта широта научного осмысления социальной работы Церкви и мешает формулированию однозначных терминов и понятий, обозначающих и выражающих всю многогранность социального служения Православной церкви [4, с. 70]. Следует отметить, что в каждом из выделенных аспектов социальной работы центром всей деятельности государства, Церкви, общественных организаций является человек. Вообще, социальную работу Церкви нельзя представить без человека и христианской жертвенной любви к нему. По сути, социальная работа Церкви - это явление любви, заботы, помощи и милосердия Бога к человеку посредством христианской церковной общинной жизни. Не случайно председатель Синодального отдела по благотворительности Русской православной церкви епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шагов), говоря о приходской жизни, о центре церковно-приходского бытия - Евхаристии, напоминает, что «социальное служение - это тоже жертва, когда мы отдаем себя, жертвуем собой ради других» [12].
Важным событием для современной историографии следует считать учебное пособие «Соци-
ВестникКГУ^ № 1. 2019
89
альное служение Русской Православной Церкви» под редакцией профессора Н.Ф. Басова и священника Георгия Адрианова, изданное в 2018 г. в Костроме. Авторы четко описывают все основные направления социальной деятельности Церкви, приводят обзор многообразия форм призрения нуждающихся. Учебник раскрывает основные направления социального служения Русской православной церкви, авторы систематизируют и анализируют содержание ее деятельности. В учебном пособии представлены основные документы, выступления епископата, итоговые документы съездов по социальному служению и материалы, изданные за последние 20 лет и имеющие отношение к социальной сфере [9].
Кроме того, в историографии 2000-х гг. поднимается вопрос о путях и перспективах государственно-церковного сотрудничества в сфере благотворительности. Здесь особое внимание следует уделить И.В. Астэр и Г.Ф. Нестеровой, которые отмечают, что сегодня есть все возможности взаимовыгодного партнерства между государством и Церковью для улучшения социального положения разных категорий населения путем слаженной работы государственных и негосударственных организаций, в том числе и религиозных. Это поддержка семьи, здорового образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений и социальный мир. Исторический опыт, отмечают авторы, убедительно доказал эффективность взаимодействия Церкви и светской власти в преодолении социальных проблем. Каждый из общественных институтов играет свою роль в решении указанного вопроса, участие Церкви в первую очередь заключается в преобразовании существующей государственной системы, внесении в нее духа любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, а также предложении новых технологий и форм работы. Церковно- и священнослужитель должен видеть беду конкретного человека, по возможности оказать ему духовную и минимально необходимую материальную помощь, а также способствовать получению от государства гарантированных мер. Задача государства заключается в постоянном совершенствовании системы социального обеспечения и защиты, ее модернизации и большей лабильности. Кроме того, действующее законодательство и церковные установления не создают никаких препятствий для взаимодействия между Церковью и государством [1].
Таким образом, современная историография более полно раскрывает процесс социального служения РПЦ. Прежде всего, отмечается проблематика неоднозначности терминологии в сфере благотворительности, вопрос о путях взаимодействия в ней государства и Церкви. Акцент на терминологию в исследованиях можно объяснить тем, что
социально-экономические проблемы 1990-х гг. стали менее явными в 2000-х гг., что позволило историографии сконцентрировать свое внимание на других вопросах. Вместе с тем исследователи в 1990-2000-х гг. не раскрывают комплексно реализацию и итоги церковной благотворительности, что усиливает актуальность исследования и предполагает дальнейшую разработку вопроса.
Библиографический список
1. Астэр И.В., Нестерова Г.Ф. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства. История и современность: учеб. пособие // под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр. - СПб.: СПбГИПСР, 2014.
2. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской Православной Церкви (29.4.1988) // Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995.
3. Галушко В.Г. Социальное служение и социальная справедливость // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф., 7-8 июня 2013 г. - СПб.: СПбГИПСР, 2013. - 294 с.
4. Мартышин Д.С., прот. Социальная работа Церкви как наука на современном этапе: богослов-ско-исторический сборник. - Калуга: Изд-во КДС, 2016. - 272 с.
5. Мартышин Д.С., Бочков П.В. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека // Молодой ученый: ежемесячный науч. журнал. - Казань, 2014 (январь). - № 1 (60). -Ч. 5. - 680 с.
6. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. - 509 с.
7. Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru-90.ru/node/71 (дата обращения: 30.11.2018).
8. Решетников О.В. Концепция социального служения в современном обществе. - М., 2008.
9. Социальное служение Русской Православной Церкви: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова, свящ. Георгия Андрианова. - Кострома: Костромская духовная семинария, 2018. - 460 с.
10. Сурмин Ю.П., Бидзюра И.П. Социология управления: учеб. пособие. - К.: Издательский дом «Персонал», 2012. - 124 с.
11. Цыпин В. Протоиерей. История Русской Церкви в 1917-1997 гг. - М., 1997. - 697 с.
12. Шатов Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский. «Сам Христос учит нас основам социального служения» // Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному
90
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
служению: веб-портал. - 2018. - URL: http://www. diaconia.ru/episkop-panteleimon-sam-khristos-uchit-nas-osnovam-socialnogo-sluzheniya (дата обращения: 01.04.2018).
13. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Вече, 2010. - 420 с.
14. Щёкин Г.В. Социальная теория и кадровая политика: монография. - К.: МАУП, 2000. - 576 с.
References
1. Astehr I.V., Nesterova G.F. Vzaimodejstvie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi i gosudarstva. Istoriya i sovremennost': ucheb. posobie // pod red. prot. V. Hulapa, I.V. Astehr. - SPb.: SPbGIPSR, 2014.
2. Vstrecha General'nogo sekretarya CK KPSS M.S. Gorbacheva s Patriarhom Moskovskim i vseya Rusi Pimenom i chlenami Sinoda Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (29.4.1988) // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v sovetskoe vremya (1917-1991): materialy i dokumenty po istorii otnoshenij mezhdu gosudarstvom i Cerkov'yu / sost. G. SHtrikker. - M.: Propilei, 1995.
3. Galushko VG. Social'noe sluzhenie i social'naya spravedlivost' // Social'noe sluzhenie Pravoslavnoj Cerkvi: problemy, praktiki, perspektivy: materialy vseros. nauch.-prakt. konf., 7-8 iyunya 2013 g. - SPb.: SPbGIPSR, 2013. - 294 s.
4. Martyshin D.S., prot. Social'naya rabota Cerkvi kak nauka na sovremennom ehtape: bogoslovsko-istoricheskij sbornik. - Kaluga: Izd-vo KDS, 2016. -272 s.
5. Martyshin D.S., Bochkov P.V. Social'naya rabota Cerkvi kak vazhnejshee uslovie socializacii
cheloveka // Molodoj uchenyj: ezhemesyachnyj nauch. zhurnal. - Kazan', 2014 (yanvar'). - № 1 (60). -CH. 5. - 680 s.
6. Pospelovskij D.V Russkaya Pravoslavnaya cerkov' v XX veke. - M.: Respublika, 1995. - 509 s.
7. Rezolyucii XIX Vsesoyuznoj konferencii KPSS [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. ru-90.ru/node/71 (data obrashcheniya: 30.11.2018).
8. Reshetnikov O.V. Koncepciya social'nogo sluzheniya v sovremennom obshchestve. - M., 2008.
9. Social'noe sluzhenie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: ucheb. posobie / pod red. N.F. Basova, svyashch. Georgiya Andrianova. - Kostroma: Kostromskaya duhovnaya seminariya, 2018. - 460 s.
10. Surmin YU.P., Bidzyura I.P. Sociologiya upravleniya: ucheb. posobie. - K.: Izdatel'skij dom «Personal», 2012. - 124 s.
11. Cypin V. Protoierej. Istoriya Russkoj Cerkvi v 1917-1997 gg. - M., 1997. - 697 s.
12. SHatov Panteleimon, episkop Orekhovo-Zuevskij. «Sam Hristos uchit nas osnovam social'nogo sluzheniya» // Sinodal'nyj otdel po cerkovnoj blagotvoritel'nosti i social'nomu sluzheniyu: veb-portal. - 2018. - URL: http://www.diaconia.ru/ episkop-panteleimon-sam-khristos-uchit-nas-osnovam-socialnogo-sluzheniya (data obrashcheniya: 01.04.2018).
13. SHkarovskij M.V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v XX veke. - M.: Veche, 2010. - 420 c.
14. SHCHyokin G.V Social'naya teoriya i kadrovaya politika: monografiya. - K.: MAUP, 2000. - 576 s.
Вестник Kry^J № 1. 2019
91