Научная статья на тему 'Социальное служение Русской Православной Церкви в современной историографии (1988-2008 гг. )'

Социальное служение Русской Православной Церкви в современной историографии (1988-2008 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
175
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHURCH SOCIAL SERVICE / CHARITY IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сипягина Елена Александровна

Необходимо понимать, что с 1988 г. Церковь получила возможность восстановить свою организацию, практически разрушенную в годы советских гонений, что позволило ей активизировать свою социальную работу. Вполне очевидно, что данный процесс будет привлекать внимание различных исследователей. В статье проводится анализ церковной и светской историографии как 1990-х, так и 2000-х гг. в рамках изучения вопроса благотворительной деятельности Русской православной церкви (далее РПЦ). Раскрывается перечень вопросов, изучаемых исследователями в разные периоды как в духовном, так и в материалистическом понимании. Важно отметить, что одной из центральных проблем, рассматриваемых в трудах историографов, является анализ терминологии церковной благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social service of the Russian Orthodox Church in modern historiography (1988-2008)

It is necessary to understand that the Soviet power saw massive destruction to the Russian Church but since 1988, it has been trying its best to restore its organisation, and this fact allowed it intensifying its social work. It is obvious that this process will attract the attention of various researchers. The article analyses the church and secular historiography of both the 1990s and the 2000s as part of the study of the issue of charitable activities of the Russian Orthodox Church. The list of questions studied by researchers in different periods both in idealistic and materialistic understanding is revealed. It is important to note that one of the core problems considered in the historians' works is the analysis of the terminology of church charity.

Текст научной работы на тему «Социальное служение Русской Православной Церкви в современной историографии (1988-2008 гг. )»

УДК 061.2 (470) :930

Сипягина Елена Александровна

Костромской государственный университет [email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (1988-2008 ГГ.)

Необходимо понимать, что с 1988 г. Церковь получила возможность восстановить свою организацию, практически разрушенную в годы советских гонений, что позволило ей активизировать свою социальную работу. Вполне очевидно, что данный процесс будет привлекать внимание различных исследователей. В статье проводится анализ церковной и светской историографии как 1990-х, так и 2000-х гг. в рамках изучения вопроса благотворительной деятельности Русской православной церкви (далее - РПЦ). Раскрывается перечень вопросов, изучаемых исследователями в разные периоды как в духовном, так и в материалистическом понимании. Важно отметить, что одной из центральных проблем, рассматриваемых в трудах историографов, является анализ терминологии церковной благотворительности.

Ключевые слова: Русская православная церковь, социальное служение Церкви, благотворительность в России.

В постсоветский период все большую значимость приобретало социальное служение Православной церкви, особенно востребованное в условиях социально-экономического кризиса. Осмысление в историографии опыта христианской благотворительности, основанного на милосердии и человеколюбии, в этой связи представляется актуальным. Хронологические рамки исследования охватывают 1988-2008 гг. Нижняя граница обусловлена 1000-летием Крещения Руси, отмеченным на государственном уровне. Это показало, что произошло снятие ограничений на деятельность Церкви, которая смогла выстоять в период самых жестких гонений. Доказательством тому служит встреча М.С. Горбачева 29 апреля 1988 г. с патриархом Пименом и членами Священного синода при трансляции СМИ. Именно тогда руководитель СССР определил важность Крещения Руси: «...это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности» [2, с. 225]. Кроме того, по итогам XIX Всесоюзной конференции КПСС (проходила 28 июня - 1 июля 1988 г.) было подтверждено неприятие «религиозной нетерпимости» и произошло снятие цензуры, в том числе на деятельность Церкви [7]. Верхней границей служит 2008 г. - окончание патриаршества Алексия II и, по сути, целой эпохи, в рамках шла институциональная реконструкция РПЦ.

Историография проблемы может быть условно разделена на 1990-е и 2000-е гг. Для 1990-х гг. характерен анализ проблем, возникнувших перед РПЦ в постсоветское время и ставших препятствием для расширения социального служения. Так, М.В. Шкаровский обращал внимание, что падение советского режима и формирование на территории бывшего СССР 15 независимых государств ознаменовало новую историю Церкви. Он отмечал характерные черты данного периода: катастрофическую нехватку духовенства и образованных мирян, полную разруху и неустроенность, поиск светским обществом новых идеалов, новых путей организации своей общественной жизни. В этих условиях,

по мнению историка, Церковь старалась активно заполнить эту нишу и дать ответы на наболевшие вопросы, однако наладить активное взаимодействие с потенциальной паствой в полной мере у руководства РПЦ не получилось. Причинами можно считать указанные проблемы, расколы и нестроения в Церкви, пережившей годы гонения и разрухи. Это позволило огромному количеству зарубежных сект и новообразованных религиозных организаций начать активную пропаганду и деятельность на территории бывшего СССР [13, с. 390]. Историк Д.В. Поспеловский отмечал, что восстановление разрушенных институтов РПЦ, в том числе и благотворительных, требовало серьезных финансовых затрат, причем помощь частных лиц или государства не покрывали этих расходов [6, с. 441]. Протоиерей В. Цыпин придавал значение сотрудничеству РПЦ с другими конфессиями в сфере гуманитарной помощи, однако отмечал, что подобная помощь часто становилась декорацией для деятельности разных сект. Историк приводит цитату Алексия II 18 февраля 1997 г. на открытии Архиерейского собора: «Проповедь таких миссионеров объективно приводит не к распространению Благой вести, а к отрыву верующих от Церкви. Такое миссионерство... игнорирует и духовные, и культурные традиции народа. Многие пришлые миссионеры приспосабливаются к быстро меняющейся обстановке, пользуются материальными затруднениями наших сограждан и их религиозной неподготовленностью». Вместе с тем В. Цыпин отмечал, что существовали и определенные положительные примеры сотрудничества православных и католиков в области благотворительности и миротворчества. Кроме того, ссылаясь на упомянутое выступление Алексия II, историк видел причины, тормозящие расширение социальной работы РПЦ, не только в материальных трудностях, но и в недостатках самой работы Церкви, нежелании отдельных священнослужителей трудиться для ее блага [11, с. 464].

В целом в историографии 1990-х гг. комплексный анализ социального служения РПЦ проведен не был, нераскрыты все стороны и итоги процесса,

88

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

© Сипягина Е.А., 2019

внимание обращалось лишь на его проблематику, что объясняется социально-экономическим кризисом в России.

В историографии 2000-х гг. центральным вопросом стало разъяснение профессиональных терминов, относящихся к благотворительной работе. Это можно объяснить организованной подготовкой специалистов по социальному служению в семинариях, богословских институтах и воскресных школах. Прежде всего, данный процесс требовал определения термина «социальное служение». По мнению профессора О.В. Решетникова, подобное явление следует понимать как совокупность организованных форм социальной деятельности, заключающихся в актах милосердия, благотворительности, помощи нуждающимся. В своей статье «Концепция социального служения в современном обществе» он разъясняет, что социальное служение проявляется в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества [8]. В.Г. Галушко отмечает, что социальное служение Церкви включает и борьбу за достоинство человеческой личности. Средства этой борьбы - милосердие и любовь [3, с. 48]. Г.В. Щекин указывал, что особое значение социальная работа приобретает в период экономического кризиса, политической трансформации и социальных реформ общества, поскольку эти явления, как правило, сопровождаются высоким процентом безработицы, инфляцией, увеличением масштабов бедности и снижением общего жизненного уровня населения [14, с. 473]. Протоиерей Д.С. Мартышин и П.В. Бочков отмечали, что социальная работа Церкви - это духовная и социальная деятельность христианских институций, направленная на предоставление духовной и социальной помощи человеку [5, с. 610]. Это в конечном итоге предопределяло необходимость широкого применения социального, психологического, педагогического и философского знания для формирования такой отрасли знания, как социальная работа Церкви и, по мнению Ю.П. Сурмина и И.П. Бидзюры, «без этого эффекта принципиально невозможны самосохранение, функционирование и развитие общества, его подсистем и сфер жизнедеятельности». Авторы делают акцент, что при активной социальной работой на приходе священнослужителю необходимо учитывать постоянную динамику социальных процессов, которые имеют много разных векторов движения и направлений. Человек тесно связан с процессами в области экономики, политики, потребления информации, и невозможно либо чрезвычайно трудно проводить духовную и социальную работу, как говорят ученые, «в чистом виде в лабораторных условиях», поскольку жизнь человека тесно связана с многогранными процессами, происходящими в обществе и государстве. Специфика социальной работы предусматривает

не только самоуправление человека, но эффективное взаимодействие Церкви и общества. По мнению исследователей, социальная работа Церкви является одним из наиболее мощных каналов проповеди миру о любви Бога ко всему мирозданию. Вместе с тем они отмечали, что социальная работа Церкви - это сфера проявления интересов людей и социальных групп. На церковном приходе постоянно возникают, формулируются, пересекаются, взаимодействуют, актуализируются, удовлетворяются и «исчезают одни интересы и возникают другие» [10, с. 11]. Подобную мысль развивал и протоиерей Д.С. Мартышин. В своем труде «Социальная работа Церкви как наука на современном этапе» он отмечает, что, учитывая экономические аспекты проблем, с которыми сталкивается Церковь, священнослужителям необходимо тесно сотрудничать с представителями светской науки в области экономики, социальной философии, психологии, менеджмента и государственной социальной политики. Диапазон социальной работы достаточно широк. Исследователь включал в него социальное учение Церкви, концепции социологии, методику социальной помощи, инструменты психологической реабилитации личности. Поэтому социальная работа Церкви, с одной стороны, тесно смыкается с богословским знанием (нельзя заниматься духовным окормлением, миссионерством, просветительской деятельностью, катехизацией, не имея твердой богословской платформы развития). А с другой стороны, социальная работа приобретает статус сугубо прикладной и практической науки, имеющей свой собственный арсенал методик и концепций социальной помощи и реабилитации человека. Можно сделать предположение, что именно эта широта научного осмысления социальной работы Церкви и мешает формулированию однозначных терминов и понятий, обозначающих и выражающих всю многогранность социального служения Православной церкви [4, с. 70]. Следует отметить, что в каждом из выделенных аспектов социальной работы центром всей деятельности государства, Церкви, общественных организаций является человек. Вообще, социальную работу Церкви нельзя представить без человека и христианской жертвенной любви к нему. По сути, социальная работа Церкви - это явление любви, заботы, помощи и милосердия Бога к человеку посредством христианской церковной общинной жизни. Не случайно председатель Синодального отдела по благотворительности Русской православной церкви епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шагов), говоря о приходской жизни, о центре церковно-приходского бытия - Евхаристии, напоминает, что «социальное служение - это тоже жертва, когда мы отдаем себя, жертвуем собой ради других» [12].

Важным событием для современной историографии следует считать учебное пособие «Соци-

ВестникКГУ^ № 1. 2019

89

альное служение Русской Православной Церкви» под редакцией профессора Н.Ф. Басова и священника Георгия Адрианова, изданное в 2018 г. в Костроме. Авторы четко описывают все основные направления социальной деятельности Церкви, приводят обзор многообразия форм призрения нуждающихся. Учебник раскрывает основные направления социального служения Русской православной церкви, авторы систематизируют и анализируют содержание ее деятельности. В учебном пособии представлены основные документы, выступления епископата, итоговые документы съездов по социальному служению и материалы, изданные за последние 20 лет и имеющие отношение к социальной сфере [9].

Кроме того, в историографии 2000-х гг. поднимается вопрос о путях и перспективах государственно-церковного сотрудничества в сфере благотворительности. Здесь особое внимание следует уделить И.В. Астэр и Г.Ф. Нестеровой, которые отмечают, что сегодня есть все возможности взаимовыгодного партнерства между государством и Церковью для улучшения социального положения разных категорий населения путем слаженной работы государственных и негосударственных организаций, в том числе и религиозных. Это поддержка семьи, здорового образа жизни, сохранение и развитие системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений и социальный мир. Исторический опыт, отмечают авторы, убедительно доказал эффективность взаимодействия Церкви и светской власти в преодолении социальных проблем. Каждый из общественных институтов играет свою роль в решении указанного вопроса, участие Церкви в первую очередь заключается в преобразовании существующей государственной системы, внесении в нее духа любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, а также предложении новых технологий и форм работы. Церковно- и священнослужитель должен видеть беду конкретного человека, по возможности оказать ему духовную и минимально необходимую материальную помощь, а также способствовать получению от государства гарантированных мер. Задача государства заключается в постоянном совершенствовании системы социального обеспечения и защиты, ее модернизации и большей лабильности. Кроме того, действующее законодательство и церковные установления не создают никаких препятствий для взаимодействия между Церковью и государством [1].

Таким образом, современная историография более полно раскрывает процесс социального служения РПЦ. Прежде всего, отмечается проблематика неоднозначности терминологии в сфере благотворительности, вопрос о путях взаимодействия в ней государства и Церкви. Акцент на терминологию в исследованиях можно объяснить тем, что

социально-экономические проблемы 1990-х гг. стали менее явными в 2000-х гг., что позволило историографии сконцентрировать свое внимание на других вопросах. Вместе с тем исследователи в 1990-2000-х гг. не раскрывают комплексно реализацию и итоги церковной благотворительности, что усиливает актуальность исследования и предполагает дальнейшую разработку вопроса.

Библиографический список

1. Астэр И.В., Нестерова Г.Ф. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства. История и современность: учеб. пособие // под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр. - СПб.: СПбГИПСР, 2014.

2. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской Православной Церкви (29.4.1988) // Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995.

3. Галушко В.Г. Социальное служение и социальная справедливость // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф., 7-8 июня 2013 г. - СПб.: СПбГИПСР, 2013. - 294 с.

4. Мартышин Д.С., прот. Социальная работа Церкви как наука на современном этапе: богослов-ско-исторический сборник. - Калуга: Изд-во КДС, 2016. - 272 с.

5. Мартышин Д.С., Бочков П.В. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека // Молодой ученый: ежемесячный науч. журнал. - Казань, 2014 (январь). - № 1 (60). -Ч. 5. - 680 с.

6. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. - 509 с.

7. Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru-90.ru/node/71 (дата обращения: 30.11.2018).

8. Решетников О.В. Концепция социального служения в современном обществе. - М., 2008.

9. Социальное служение Русской Православной Церкви: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова, свящ. Георгия Андрианова. - Кострома: Костромская духовная семинария, 2018. - 460 с.

10. Сурмин Ю.П., Бидзюра И.П. Социология управления: учеб. пособие. - К.: Издательский дом «Персонал», 2012. - 124 с.

11. Цыпин В. Протоиерей. История Русской Церкви в 1917-1997 гг. - М., 1997. - 697 с.

12. Шатов Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский. «Сам Христос учит нас основам социального служения» // Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному

90

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

служению: веб-портал. - 2018. - URL: http://www. diaconia.ru/episkop-panteleimon-sam-khristos-uchit-nas-osnovam-socialnogo-sluzheniya (дата обращения: 01.04.2018).

13. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Вече, 2010. - 420 с.

14. Щёкин Г.В. Социальная теория и кадровая политика: монография. - К.: МАУП, 2000. - 576 с.

References

1. Astehr I.V., Nesterova G.F. Vzaimodejstvie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi i gosudarstva. Istoriya i sovremennost': ucheb. posobie // pod red. prot. V. Hulapa, I.V. Astehr. - SPb.: SPbGIPSR, 2014.

2. Vstrecha General'nogo sekretarya CK KPSS M.S. Gorbacheva s Patriarhom Moskovskim i vseya Rusi Pimenom i chlenami Sinoda Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (29.4.1988) // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v sovetskoe vremya (1917-1991): materialy i dokumenty po istorii otnoshenij mezhdu gosudarstvom i Cerkov'yu / sost. G. SHtrikker. - M.: Propilei, 1995.

3. Galushko VG. Social'noe sluzhenie i social'naya spravedlivost' // Social'noe sluzhenie Pravoslavnoj Cerkvi: problemy, praktiki, perspektivy: materialy vseros. nauch.-prakt. konf., 7-8 iyunya 2013 g. - SPb.: SPbGIPSR, 2013. - 294 s.

4. Martyshin D.S., prot. Social'naya rabota Cerkvi kak nauka na sovremennom ehtape: bogoslovsko-istoricheskij sbornik. - Kaluga: Izd-vo KDS, 2016. -272 s.

5. Martyshin D.S., Bochkov P.V. Social'naya rabota Cerkvi kak vazhnejshee uslovie socializacii

cheloveka // Molodoj uchenyj: ezhemesyachnyj nauch. zhurnal. - Kazan', 2014 (yanvar'). - № 1 (60). -CH. 5. - 680 s.

6. Pospelovskij D.V Russkaya Pravoslavnaya cerkov' v XX veke. - M.: Respublika, 1995. - 509 s.

7. Rezolyucii XIX Vsesoyuznoj konferencii KPSS [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. ru-90.ru/node/71 (data obrashcheniya: 30.11.2018).

8. Reshetnikov O.V. Koncepciya social'nogo sluzheniya v sovremennom obshchestve. - M., 2008.

9. Social'noe sluzhenie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: ucheb. posobie / pod red. N.F. Basova, svyashch. Georgiya Andrianova. - Kostroma: Kostromskaya duhovnaya seminariya, 2018. - 460 s.

10. Surmin YU.P., Bidzyura I.P. Sociologiya upravleniya: ucheb. posobie. - K.: Izdatel'skij dom «Personal», 2012. - 124 s.

11. Cypin V. Protoierej. Istoriya Russkoj Cerkvi v 1917-1997 gg. - M., 1997. - 697 s.

12. SHatov Panteleimon, episkop Orekhovo-Zuevskij. «Sam Hristos uchit nas osnovam social'nogo sluzheniya» // Sinodal'nyj otdel po cerkovnoj blagotvoritel'nosti i social'nomu sluzheniyu: veb-portal. - 2018. - URL: http://www.diaconia.ru/ episkop-panteleimon-sam-khristos-uchit-nas-osnovam-socialnogo-sluzheniya (data obrashcheniya: 01.04.2018).

13. SHkarovskij M.V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v XX veke. - M.: Veche, 2010. - 420 c.

14. SHCHyokin G.V Social'naya teoriya i kadrovaya politika: monografiya. - K.: MAUP, 2000. - 576 s.

Вестник Kry^J № 1. 2019

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.