Научная статья на тему 'Духовное сообщество в формировании интеллектуального ландшафта якутской области начала ХХ В. (к постановке проблемы)'

Духовное сообщество в формировании интеллектуального ландшафта якутской области начала ХХ В. (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВЕНСТВО / CLERGY / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛАНДШАФТА ЯКУТСКОЙ ОКРАИНЫ / THE INTELLECTUAL LANDSCAPE OF THE YAKUT MARGIN / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ / INTELLECTUAL BIOGRAPHY / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрганова Инна Игоревна

Рассматриваются возможности и обоснованность проведения исследования истории Русской православной церкви в Якутии в контексте реконструкции деятельности духовного сообщества как одного из элементов формирования интеллектуального ландшафта национальной окраины, выявления групповых и индивидуальных характеристик представителей духовного сословия Якутии. Обосновывается приоритет Православной церкви в социально-просветительской деятельности, ее последовательная экспансия христианских культурных систем, обусловленная спецификой региона. Сделан вывод о значимой роли представителей духовного сообщества в создании интеллектуального потенциала национальной окраины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual Community in the Formation of the Intellectual Landscape of the Yakut Region Early ХХ Century (to the Formulation of the Problem)

The article deals with the possibilities and validity of the study of the history of the Russian Orthodox Church in Yakutia in the context of the reconstruction of the spiritual community as one of the elements of the formation of the intellectual landscape of the national outskirts, the identification of group and individual characteristics of representatives of the spiritual estate Yakutia. The priority of the Orthodox Church in social and educational activity is justified, its successive expansion of Christian cultural systems, conditioned by the specifics of the region. A conclusion was drawn on the significant role of representatives of the spiritual community in creating the intellectual potential of the national outskirts.

Текст научной работы на тему «Духовное сообщество в формировании интеллектуального ландшафта якутской области начала ХХ В. (к постановке проблемы)»

Серия «История»

2018. Т. 25. С. 59-67 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru/index.html

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

УДК 27:37(571.56)«192»

Б01 https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.59

Духовное сообщество в формировании интеллектуального ландшафта Якутской области начала ХХ в. (к постановке проблемы)

И. И. Юрганова

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск

Аннотация. Рассматриваются возможности и обоснованность проведения исследования истории Русской православной церкви в Якутии в контексте реконструкции деятельности духовного сообщества как одного из элементов формирования интеллектуального ландшафта национальной окраины, выявления групповых и индивидуальных характеристик представителей духовного сословия Якутии. Обосновывается приоритет Православной церкви в социально-просветительской деятельности, ее последовательная экспансия христианских культурных систем, обусловленная спецификой региона. Сделан вывод о значимой роли представителей духовного сообщества в создании интеллектуального потенциала национальной окраины.

Ключевые слова: духовенство, формирование интеллектуального ландшафта якутской окраины, интеллектуальная биография, социально-культурная деятельность.

Для цитирования: Юрганова И. И. Духовное сообщество в формировании интеллектуального ландшафта Якутской области начала ХХ в. (к постановке проблемы) // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2018. Т. 25. С. 59-67. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.59

Русская православная церковь, будучи одним из значимых социальных институтов Российской империи, всегда занималась вопросами просвещения, благотворительности и систематизации исторического наследия. Формы и методы социальной работы варьировались в зависимости от потребностей времени и обстоятельств и распространялись на все категории населения - обеспеченных и нищих, осужденных и находящихся в тюрьмах, здоровых и больных, многодетных и сирот. В задачи духовенства входило воспитание прихожан, оно было ответственно за морально-нравственное состояние паствы. В церковных проповедях разъяснялись не только основные заповеди христианской морали, прихожан информировали о событиях, происходящих в епархиях и губерниях, стране и мире. В условиях Якутии с церковных амвонов популяризировались сельское хозяйство и оседлость, пропагандировались оспопрививание и трезвый образ жизни.

Представители духовного сословия входили в состав интеллигенции и принимали участие в интеллектуальной жизни национальной окраины и, выступая трансляторами христианских общемировых и российских право-

славных ценностей, оказывали значительное влияние на формирование идентичности.

Новизна исследования состоит в обращении к методологии современного гуманитарного знания для обоснования роли и значения духовного сообщества в становлении интеллектуального ландшафта якутской окраины начала ХХ столетия.

Деятельность церкви и духовенства всегда привлекала внимание исследователей, и к началу ХХ в. были подготовлены труды по истории православия, разработан ряд периодизаций истории церкви, рассмотрена ее роль в развитии русской государственности (Знаменский, митр. Макарий, Добро-клонский, Голубинский и др.) [2; 4; 5; 11]. В Восточной Сибири в этот период были опубликованы брошюры о жизнедеятельности якутских епархиальных архиереев и сборники статей (арх. Мелетий, Хвостов, Стуков, Попов) [12; 17; 24; 27].

Советский период историографии представлен в том числе обобщающими работами Никольского и Клибанова, но в целом обращение к истории церкви в это время было непопулярно [16; 19]. Тем не менее советские историки проделали определенную работу по выявлению новых источников, их систематизации и определению приоритетных направлений исследований.

Изменившиеся приоритеты российского общества в конце XX в. способствовали повышению исследовательского интереса к истории РПЦ (прот. Николин, Миронов, Зубанова и др.) [7; 13; 15]. Современная сибирская историография представлена объективными оценками деятельности церкви на восточных окраинах империи (Зольникова, Наумова, Харченко, Санников и др.) [6; 14; 21; 26]. Внимание к истории церкви уделено в комплексных трудах по региональной истории, где, в частности, приведены сведения по численности и составу духовного сословия [8-10]. Направления и специфика деятельности духовного ведомства Якутского края стали объектом исследования в монографиях и статьях автора [28; 29]. Отметим, что представителями отечественной историографии достигнуты успехи в изучении деятельности РПЦ и в масштабе империи, и на территории Восточной Сибири. Большинство ученых признавали вклад православия в развитие народов России.

Вместе с тем исследования по истории церкви в Восточной Сибири не предполагали реконструкцию деятельности духовного сообщества как одного из элементов становления интеллектуального ландшафта национальной окраины, выявления групповых и индивидуальных характеристик идентич-ностей представителей духовного сословия, тогда как современная историческая наука демонстрирует колоссальный потенциал в способах самовыражения, в освоении новых материалов и умении извлекать новую информацию из источников, уже введенных в научный оборот [20].

В связи с этим в контексте формирования идентификационных параметров российской государственности в деятельности Русской православной церкви представляют интерес работы В. В. Трепавлова, связанные с методологией изучения процессов присоединения, выявлением закономерно-

стей и особенностей развития многонационального Российского государства, а также монография А. Д. Агеева, отметившего восточную экспансию универсальных культурных систем (религии, языка, форм сознания и восприятия мира) в аспекте проблематики интеллектуальной истории Л. П. Репиной [1; 18; 25].

К началу ХХ столетия в Якутской области действовала разветвленная структура Русской православной церкви: духовная консистория, благочиния, попечительство, ревизионный комитет, комитет миссионерского общества, церковно-миссионерское Братство Христа, училищный совет, училище и семинария, духовные школы, отдел Палестинского общества, духовные комиссии, редакция журнала «Якутские епархиальные ведомости», свечной и книжные склады и др. Местное духовенство взаимодействовало с областными органами управления, участвовало в работе различных комиссий и комитетов, предоставляло светским органам и учреждениям данные о численности населения и его состоянии, сотрудничало в проведении медицинских мероприятий.

Отсутствие православных традиций, наличие ярко выраженной мен-тальности населения приводили к тому, что церковь в условиях Якутии выполняла функции не только духовного, но и социального института. Интенсивная миссионерская политика и просветительская деятельность духовенства направляли вектор развития христианизации иноэтнического населения региона, а монастыри и храмы служили способом приобщения к духовным ценностям христианства.

Деятельность приходского духовенства не ограничивалась служением. Представители духовного сословия выступали как переводчики с местных языков и наречий, знатоки культуры и быта народов, распространители грамотности и европейской культуры. Наряду с членами академических экспедиций они были одними из первых исследователей географических, этнографических, лингвистических особенностей края, используемых впоследствии светской наукой.

Духовенство Якутии стало зачинателем книжной культуры и якутской письменности. Первая известная в настоящее время книга на якутском языке «Молитвы, Символ веры и заповеди Божьи (Начатки вероучения)» была издана миссионерами в Иркутске в 1812 г. Инициировавший деятельность по переводу духовной литературы на якутский язык, святитель Иннокентий (Вениаминов) и его сподвижники обозначили фундаментальную проблему социолингвистики и, поняв языковую ситуацию в регионе, концептуально приняли ее за основу всей миссионерской деятельности. Культурно-просветительская деятельность русской церкви стала одним из истоков якутского литературного языка, в частности языкознания, так как в учебных пособиях и в лучших переводах церковных книг были продемонстрированы образцы зарождающегося литературного языка и художественной литературы [22, с. 37].

Комплексная работа по переводу духовных и богослужебных книг вызвала необходимость создания якутской грамматики, разработчиком которой стал первый из якутских архиереев епископ Дионисий (Хитров). «Грам-

матика» Хитрова как первое нормативное пособие имела не только культурно-историческое значение для поколения учащихся, но и научное, получившее высокую оценку у специалистов: «...учебные пособия, выпускаемые миссионерами... постоянно совершенствовались, и к концу XIX - началу ХХ в. в литературно-языковом отношении стали почти образцовыми и по литературной обработке и нормативности практически не отличаются от современных литературных образцов» [3, с. 167].

Православной церкви принадлежала инициатива учреждения школ, появившихся в крае ранее, чем светские учебные заведения. И если в «министерские» школы якутский язык не допускался, то в церковно-приходские школы и школы грамоты он имел широкий и свободный доступ. Церковные школы были заметными очагами культуры, не только дававшими азы образования, но и организующими различные просветительские мероприятия, праздники, концерты. Один из основоположников якутской литературы А. И. Софронов писал: «Когда мне исполнилось 16 лет, к моему счастью, недалеко от нас открылась церковноприходская школа» [23, с. 35].

После перемещения в Якутск духовной семинарии, ставшей первым профессиональным учебным заведением области (1853 г.), появилась возможность получения среднего образования. В семинарии проходили профессиональную подготовку священники-миссионеры, ее выпускники служили на территории Восточной Сибири до Камчатки, Аляски и Русской Америки [22, с. 39]. Главной целью было воспитание всесторонне развитых и образованных миссионеров и просветителей, востребованных в различных областях суровой северной жизни. Помимо обязательных дисциплин учебной программы, семинаристы изучали логику и психологию, медицину, сельское хозяйство и якутский язык. К 1911 г. численность учащихся достигла 171, и учебное заведение вышло на первое место в Восточной Сибири.

Выпускники семинарии трудились не только в духовном служении, они составляли основной контингент местного чиновничества и педагогического сообщества, охотно принимались на государственную службу, особенно в области народного образования.

С учебно-просветительской деятельностью духовенства связано формирование национальной интеллигенции, так как именно в церковных школах получали начальные знания представители местной интеллигенции. А так как жизненные стремления и запросы мыслящей интеллигенции этого периода характеризовались тягой к интеллектуальной деятельности на благо общества, то в целом они были солидарны задачам православия.

Уместно утверждение о привнесении и распространении духовными лицами книжной культуры, в том числе и на якутском языке. Первые библиотеки в Якутии появились при православных храмах, и к началу ХХ в. крупнейшими книжными собраниями области были городская публичная библиотека-читальня, организатором которой являлся якутский епископ Иаков (Домский), и библиотека духовной семинарии.

С духовным ведомством связано появление якутской периодики. Епархиальная газета стала первой в Якутии, и, при отсутствии светской печати,

на ее страницах публиковались в том числе и распоряжения местной гражданской власти. Просветительская деятельность духовенства способствовала формированию хорового и певческого искусства, заложила основы живописи, выявляя талантливых самородков из местного населения, предоставляя им возможности для дальнейшего обучения.

Музеи также появились во многом благодаря духовенству. Так, коллекция протоиерея Д. Попова стала основой для создания первого в Якутии этнографического музея. Священнослужители заложил фундамент краеведения, и некоторые из приходских храмов стали местами концентрации предметов старины, а якутский епископ Мелетий (Якимов) выражал желание создания древнехранилища при Спасском монастыре.

Духовное сообщество принимало активное участие в работе благотворительных обществ и организаций, и это было традицией, передаваемой от отца к сыну. Якутский комитет православного миссионерского общества, Якутский отдел православного Палестинского общества, Иннокентьевское попечительство о бедных духовного звания, различные комиссии - это далеко не полный перечень обществ, учредителями и членами которых были якутские священнослужители.

Наряду с чиновничеством, духовенство составляло образованную часть якутского общества, выступая трансляторами цивилизационных ценностей, завершая процесс инкорпорации, и, значительно опережая в этом гражданскую власть, ассимилировали жителей якутской окраины в российское государственное пространство. При относительной слабости «третьего сословия» и общественной самодеятельности органы и учреждения Русской православной церкви в окраинной Якутии традиционно имели сильные позиции, а социальные практики представителей духовного сословия (уровень образования, род занятий, вовлеченность в профессию и культурную среду) определяли потенциал якутской интеллигенции начала ХХ в. Можно утверждать, что церковная филантропия как социокультурный феномен представляла по своей сути механизм формирования идентичности, а окраин-ность Якутии обусловила приоритет Православной церкви в социально-просветительской деятельности.

Контент изучения интеллектуального ландшафта якутской окраины начала ХХ столетия дает возможность выявить степень воздействия культурного трансфера на конструирование национальной идентичности, так как именно РПЦ в условиях окраинности Якутии являлась носителем культуро-образующих маркеров (образования, языка, периодики, искусства и т. д). В связи с этим представляют интерес изучение научно-просветительского и культурных аспектов деятельности духовенства в условиях локальной (региональной) истории в ее социокультурном наполнении, выявление их значимости в картелировании якутского общества в общероссийскую и далее общую цивилизационную парадигму, реконструкция межпоколенческих связей священнических династий.

Таким образом, имеет смысл рассмотрение интеллектуальной истории национальной окраины империи на примере деятельности представителей пра-

вославного духовного сообщества, когда изучение региональных особенностей формирования и развития интеллектуальных традиций расширит понятие социокультурного процесса взаимодействия культур, народов и цивилизаций.

Список литературы

1. Агеев А. Д. Сибирь и американский Запад: движение фронтиров. М. : Аспект-Прайс, 2005. 334 с.

2. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2: Период второй. Московский. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. М. : Имп. общ-во ист. и древн. рос. при Моск. ун-те, 1917. 616 с.

3. Дмитриева И. А., Юрганова И. И. Божьи люди. История православия в Якутии. Ч. 2. 1852-1917 гг. Якутск : Изд. отд. Якут. епархии РПЦ, 2015. 208 с.

4. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1886-1893.

439 с.

5. Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. Казань : Тип. Император. ун-та, 1870. 439 с.

6. Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск : Наука, 1990. 291 с.

7. Зубанова С. Г. Социальное служение Русской православной Церкви в XIX в. М. : ЛИКА, 2009. 338 с.

8. История Республики Алтай (1752-1916 гг.). Горно-Алтайск : Горно-Алт. тип., 2010. Т. 2. 472 с.

9. История Бурятии. XVII - начало ХХ в. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. Т. 2. 624 с.

10. История Коми с древнейших времен до конца ХХ в. Сыктывкар : Коми книж. изд-во, 2004. Т. 1. 560 с.

11. Макарий (Булгаков), митроп. История Русской Церкви. Т. 10: Период самостоятельности Русской Церкви, 1589-1881 гг. Кн. 1. СПб. : Тип. Голике, 1881. XVI, 500 с.; Т. 1: То же, кн. 2. Тип. Добродеева, 1882. XVI, 629 с.; Т. 12: То же, кн. 3. Тип. Голике, 1883. XXVI. 729 с.

12. Мелетий, архимандрит. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии, 1875. Репринт. Изд.

13. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб. : Дм. Буланин, 1999. Т. 1, 2. 548 + 566 с. 3-е изд. СПб. : Дм. Буланин, 2003. T. 1. LX + 548 с.; T. 2. 583 с.

14. Наумова О. Е. Иркутская епархия. XVII - первая половина XIX в. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 1996. 208 с.

15. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М. : Сретен. монастырь, 1997. 429 с.

16. Никольский Н. М. История русской церкви. М. : Атеист, [б. г.] (1930). 248 с.

17. Попов Г. М. В Якутской глуши: сборник статей из приходской жизни Якутской епархии. Иркутск : Паров. типо-лит. П. И. Макушина и В. М. Посохина, 1910. 133 с.

18. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М. : ЛКИ, 2009. 320 с.

19. Русское православие: вехи истории : коллект. монография / А. И. Клибанов [и др.]. М. : Политиздат, 1989. 719 с.

20. Савельева И. Историческая наука в XXI в. Ключевые слова. URL: http://www.gefter.ru/ archive/22548 (дата обращения: 13.05.2018).

21. Санников А. П. Церковь, общество и государство на восточных окраинах Российской империи в XVII-XVIII вв. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. 311 с.

22. Слепцов П. А. Культурно-просветительская деятельность православного миссионерства в Якутии (у истоков якутской филологии) // Сб. тр. Якут. духов. семинарии. Вып. 4 / Якутская и Ленская епархия Русской Православной Церкви. Якутск : Медиа-холдинг Якутия, 2018. С. 32-53.

23. Софронов А. И. Избранные произведения. Якутск : Якут. книж. изд-во, 1964. Т. 1. 420 с.

24. Стуков Ф. Материалы для характеристики деятельности Якутской епархии за истекшее 25-летие со времени учреждения в Якутске самостоятельной епископской кафедры и открытия Епархиального миссионерского комитета. Иркутск, 1895. 8 с.

25. Трепавлов В. В. Образы регионов в общественном сознании и культуре России (XVII-XIX вв.) / отв. ред. В. В. Трепавлов. Тула : Гриф и Ко, 2011. 352 с.

26. Харченко Л. Н. Миссионерская деятельность православной церкви в Сибири (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.). Очерк истории. СПб. : Нестор, 2004. 178 с.

27. Хвостов А. А. Преосвященный Мелетий, епископ Якутский и Вилюйский (биогр. очерк). СПб. : Тип. П. П. Сойкина, 1894. 36 с.

28. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск : Академия, 2007. 148 с.

29. Юрганова И. И. Инкорпорация Якутского края в российскую государственность: социальная и учебно-просветительская деятельность духовенства // Святитель Иннокентий (Вениаминов) и научно-просветительская деятельность православного духовенства в Сибири и на Дальнем Востоке XIX - начала ХХ в. : сб. материалов IV межрегион. науч.-практ. конф. Иркутск, 2017. С. 54-70.

Spiritual Community in the Formation of the Intellectual Landscape of the Yakut Region Early ХХ Century (to the Formulation of the Problem)

I. I. Yurganova

Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS, Yakutsk

Abstract. The article deals with the possibilities and validity of the study of the history of the Russian Orthodox Church in Yakutia in the context of the reconstruction of the spiritual community as one of the elements of the formation of the intellectual landscape of the national outskirts, the identification of group and individual characteristics of representatives of the spiritual estate Yakutia. The priority of the Orthodox Church in social and educational activity is justified, its successive expansion of Christian cultural systems, conditioned by the specifics of the region. A conclusion was drawn on the significant role of representatives of the spiritual community in creating the intellectual potential of the national outskirts.

Keywords: the clergy, the intellectual landscape of the Yakut margin, intellectual biography, socio-cultural activities.

For citation: Yurganova I.I. Spiritual Community in the Formation of the Intellectual Landscape of the Yakut Region Early Twentieth Century (to the Formulation of the Problem). The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2018, vol. 25, pp. 59-67. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.59 (in Russian)

References

1. Ageev A.D. Sibir i amerikanskij Zapad: dvizhenie frontirov [Siberia and the American West: the frontier movement]. Moskow, Aspekt-Prajs Publ., 2005, 334 p. (in Russian)

2. Golubinskij E.E. Istoriya Russkoj Cerkvi. T.2: Period vtoroj. Moskovskij. Ot nash-estviya mongolov do mitropolita Makariya vklyuchitel'no [History Of The Russian Church. Vol. 2: the second Period. Muscovite. From the invasion of the Mongols to Metropolitan Ma-

karii inclusive]. Moscow, Imp. obshch-vo ist. i drevn. ros. pri Mosk. un-te Publ., 1917, 616 p. (in Russian)

3. Dmitrieva I.A., Yurganova I.I. Bozh'i lyudi. Istoriya pravoslaviya v Yakutii. Hast II. 1852-1917 g. [Man of God. History of Orthodoxy in Yakutia. Part II. 1852-1917]. Yakutsk, Otdel Yakutskoj eparhii RPC Publ., 2015, 208 p. (in Russian)

4. Dobroklonskij A.P. Rukovodstvo po istorii Russkoj Cerkvi [Guide to the history of The Russian Church]. Moskow, 1886-1893, 439 р. (in Russian)

5. Znamenskij P. Rukovodstvo k russkoj cerkovnoj istorii [Guide to Russian Church history]. Kazan, Tipografiya Imperatorskogo Universiteta Publ., 1870, 439 p. (in Russian)

6. Zolnikova N.D. Sibirskaya prihodskaya obshchina v XVIII v. [Siberian parish community in the eighteenth century]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1990, 291 p. (in Russian)

7. Zubanova S.G. Socialnoe sluzhenie Russkojpravoslavnoj Cerkvi vXIX v. [Social service of the Russian Orthodox Church in the XIX century]. Moskow, LIKA Publ., 2009, 338 p. (in Russian)

8. Istoriya Respubliki Altaj (1752-1916 gg.). T. 2 [History of the Altai Republic (17521916), vol. 2]. Gorno-Altaisk, OAO Gorno-Alt. Tip. Publ., 2010, 472 p. (in Russian)

9. Istoriya Buryatii. XVII- nach. XX v. T. 2 [History of Buryatia. XVII - beginning of XX centuries. Vol. 2]. Ulan-Ude, BNC SO RAN Publ., 2011, 624 p. (in Russian)

10. Istoriya Komi s drevnejshih vremen do koncaXX v. T. 1 [The history of Komi from ancient times to the end of the XX century. Vol. 1]. Syktyvkar, Komi knizhnoe Publ., 2004, 560 p. (in Russian)

11. Makarij (Bulgakov), mitrop. Istoriya Russkoj Cerkvi. T.10: Period samostoyatelnos-ti Russkoj Cerkvi, 1589-1881 g., kn. 1. [History of the Russian Church. Vol. 10, The period of independence of The Russian Church, 1589-1881, kn. 1]. St.-Petersburg, Golike Publ., 1881. XVI, 500 p., vol. 1. To zhe, kn. 2. Dobrodeeva Publ., 1882. XVI, 629 p., T. 12. To zhe, kn. 3. Golike Publ., 1883. XXVI, 729 p. (in Russian)

12. Meletij, arhimandrit. Drevnie cerkovnye gramoty Vostochno-Sibirskogo kraya (1653-1726) i svedeniya o Daurskoj missii [Ancient Church letters of the East Siberian region (1653-1726) and information about the Daurian mission]. 1875. Reprint. (in Russian)

13. Mironov B.N. Socialnaya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII- nachalo XX v.): Genezis lichnosti, demokraticheskoj sem 'i, grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarst-va [Social history of Russia during the Empire (XVIII - early XX century): the Genesis of the individual, democratic family, civil society and the rule of law]. Saint-Petersburg, Dm. Bulanin Publ., 1999, vol. 1, 2. 548 + 566 p. 3-e izd. Saint-Petersburg, Dm. Bulanin Publ., 2003, vol. 1. LX + 548 p.; vol. 2, 583 p. (in Russian)

14. Naumova O.E. Irkutskaya eparhiya. XVII- perv. pol. XIX vv. [Irkutsk diocese. XVII - first.floor. XIX centuries]. Irkutsk, Irkutsk. gos. tekhn. un-ta Publ., 1996, 208 p. (in Russian)

15. Nikolin A. Cerkov i gosudarstvo (istoriya pravovyh otnoshenij) [Church and state (history of legal relations)]. Moskow, Sretensk. Monastyr Publ., 1997, 429 p. (in Russian)

16. Nikolskij N.M. Istoriya russkoj cerkv [History of the Russian Church]. Moskow, Ateist Publ., B.g. (1930), 248 p. (in Russian)

17. Popov G.M. V Yakutskoj glushi: sbornik statej iz prihodskoj zhizni YAkutskoj eparhii [In The Yakut wilderness: a collection of articles from the parish life of The Yakut diocese]. Irkutsk, Parovaya Tipo-Lit. P.I. Makushina i V.M. Posohina Publ., 1910, 133 p. (in Russian)

18. Repina L.P. Novaya istoricheskaya nauka i socialnaya istoriya [«New historical science» and social history]. Moskow, LKI Publ., 2009, 320 p. (in Russian)

19. Russkoe pravoslavie: vekhi istorii: koll. monograf. Klibanov A.I., Volkov M.YA., Ryndzyunskij P.G. i dr. [Russkoe pravoslavie: vekhi istorii]. Moskow, Politizdat Publ., 1989, 719 p. (in Russian)

20. Saveleva I. Istoricheskaya nauka v XXI veke. Klyuchevye slova [Historical science in the XXI century. Keyword]. URL: http://www.gefter.ru/ archive/22548 (data of access: 13.05.2018).

21. Sannikov A.P. Cerkov, obshchestvo i gosudarstvo na vostochnyh okrainah Ros-sijskoj imperii v XVII-XVIII vv. [Church, society and state on the Eastern outskirts of the Russian Empire in XVII-XVIII centuries]. Irkutsk, IGU Publ., 2016, 311 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Slepcov P.A. Kulturno-prosvetitelskaya deyatelnost pravoslavnogo missionerstva v Yakutii (u istokov yakutskoj filologii) [Cultural and educational activities of Orthodox missionary work in Yakutia (at the origins of the Yakut Philology)]. Sb. trudov Yakutskoj duhovnoj seminarii. Vyp. 4 [Sat. works of the Yakut theological Seminary, is. 4]. Yakutsk, Mediaholding Yakutiya Publ., 2018, pp. 32-53 (in Russian)

23. Sofronov A.I. Izbrannye proizvedeniya. T. 1 [Selected works, vol. 1]. Yakutsk, Yakut. Knish. Publ., 1964, 420 p. (in Russian)

24. Stukov F. Materialy dlya harakteristiki deyatel'nosti Yakutskoj eparhii za istekshee 25-letie so vremeni uchrezhdeniya v Yakutske samostoyatelnoj episkopskoj kafedry i otkrytiya Eparhialnogo missionerskogo komiteta [Materials to describe the activities of The Yakut diocese over the past 25 years since the establishment of an independent Episcopal Department in Yakutsk and the opening of the Diocesan missionary Committee]. Irkutsk, 1895, 8 p. (in Russian)

25. Trepavlov V.V. Obrazy regionov v obshchestvennom soznanii i kul'ture Rossii (XVII-XIX vv.) [Images of regions in the public consciousness and culture of Russia (XVII-XIX centuries)]. Tula, Grif i K Publ., 2011, 352 p. (in Russian)

26. Harchenko L.N. Missionerskaya deyatelnost pravoslavnoj cerkvi v Sibiri (vt. pol. XIX v. - fevral 1917 g.). Ocherk istorii [Missionary activity of the Orthodox Church in Siberia (Tue. floor. XIX century - February 1917). The outline of history]. Saint-Petersburg, Nestor Publ., 2004, 178 p. (in Russian)

27. Hvostov A.A. Preosvyashchennyj Meletij, episkop Yakutskij i Vilyujskij: (biogr. ocherk) [Bishop Meletius, the Bishop of Yakutsk and Vilyui: (biogr. essay)]. Saint-Petersburg, P.P. Sojkina Publ., 1894, 36 p. (in Russian)

28. Yurganova I.I. Istoriya Yakutskoj eparhii. 1870-1919 gg. (deyatelnost' duhovnoj konsistorii) [History of The Yakut diocese. 1870-1919 (the activity of the spiritual Consistory)]. Yakutsk, Akademiya Publ., 2007, 148 p. (in Russian)

29. Yurganova I.I. Inkorporaciya Yakutskogo kraya v rossijskuyu gosudarstvennost: so-cialnaya i uchebno-prosvetitelskaya deyatelnost duhovenstva [Incorporation of the Yakut region into the Russian state: social and educational activities of the clergy]. Svyatitel Innokentij (Veniaminov) i nauchno-prosvetitelskaya deyatelnost pravoslavnogo duhovenstva v Sibiri i na Dal'nem Vostoke XIX- nachalo XXv. Sb. materialov IVmezhregion. nauch.-prakt. konf. [Saint Innokenty (Veniaminov) and the scientific and educational activity of the Orthodox clergy in Siberia and the far East of the XIX - early XX centuries.]. Irkutsk, 2017, pp. 54-70 (in Russian)

Юрганова Инна Игоревна

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

Россия, 677009, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1 тел.: 8(4112)35-49-96 e-mail: inna.yurganova@mail.ru

Yurganova Inna Igorevna

Doctor of Sciences (History), Leading Research Scientist Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS 1, Petrovsky st., Yakutsk, Republic Sakha (Yakutiya), 677009, Russian Federation tel.: 8(4112)35-49-96 e-mail: inna.yurganova@mail

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.