ПУЛИКАЦИЯ ИСТОЧИКОВ / РиВЫСЛТЮК ОБ 80ШСБ8
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru
2019. Т. 28. С. 90-97
Серия «История»
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 271.2 (571.56)
Б01 https://doi.org/10.26516/2222-9124.2019.28.90
«Для призывания к познанию православного восточной греческой исповедания веры»: о визите епископа Иннокентия (Неруновича) в Якутский уезд
И. И. Юрганова
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Россия
Аннотация. Предлагаемые к публикации исторические источники из фондов Российского исторического архива древних актов характеризуют пребывание в Якутском заказе епископа Иннокентия (Неруновича), ставшего первым епархиальным архиереем, посетившим Якутский уезд. Документы свидетельствуют как об административной, так и о миссионерской деятельности епископа, в том числе его обращениях к местной власти по вопросам преследования шаманов и обеспечения выданных императорским указом льгот по освобождению от ясачной повинности принявших православие инородцев, подтверждая тезис о первой половине XVIII в. как начальном этапе инкорпорации якутского общества в русскую государственность, элементом которой являлась христианизация местного населения.
Ключевые слова: епископ Иннокентий (Нерунович), Якутский уезд, воевода, ясак, льготы новокрещеным, миссионерство, Иркутская епархия.
Для цитирования: Юрганова И. И. «Для призывания к познанию православного восточной греческой исповедания веры»: о визите епископа Иннокентия (Неруновича) в Якутский уезд // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2019. Т. 28. С. 90-97. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2019.28.90
Второй Иркутский епископ Иннокентий (1690-1747), в миру Иоанн Нерунович (Неронович), уроженец Малороссии и выпускник Киевской духовной академии, принял монашеский постриг (с именем Иннокентия) в Ки-ево-Братском монастыре. Затем в 1728 г. он был приглашен в Москву, где преподавал в Московской славяно-греко-латинской академии, став через два года её префектом. В июне 1732 г. иеромонах Иннокентий был назначен на вакантную иркутскую кафедру и уже в Москве стал собирать сведения о новом месте служения, добился окончательного решения вопроса о разделении двух сибирских епархий и составил программу (проект) христианизации коренного населения Восточной Сибири.
Исследователи считают епископа Иннокентия (Неруновича) одним из самых деятельных архиереев Иркутской епархии [1, с.11]. Прибыв в Ир-
кутск и столкнувшись с трудностями, он энергично взялся за порученное ему дело, выявив ряд злоупотреблений со стороны как местного духовенства, так и светских властей, предпринимал попытки реализации мероприятий своей миссионерской программы, в том числе организации проповедей на языках народов Сибири, упорядочения льгот для принявших православие инородцев, выдачи «прогонных денег» (путевых расходов) для поездок миссионеров, обеспечения инородческих детей - учащихся школы, созданной по его инициативе при иркутском Вознесенском монастыре, одеждой и питанием. Но эти начинания остались не завершенными как в связи с недостаточностью средств, так из-за отсутствия поддержки местной гражданской власти.
Возглавляя самую территориально крупную епархию Русской православной церкви, епископ стремился уделить внимание её отдаленным окраинам и стал первым православным епископом, посетившим Якутский заказ.
Первый визит епископа Иннокентия в Якутск состоялся в 1735 г. при финансовой поддержке иркутского вице-губернатора [3, с. 217]. Следует отметить, что Якутский край в церковно-административном отношении с середины XVII в. находился в подчиненности тобольских митрополитов и входил в состав Тобольской (Сибирской) митрополии, границы которой расширялись «встречь солнцу» по пути следования русского казачества [7, с. 11]. Значительность территории митрополии, отсутствие постоянной связи делали её управление малоэффективным. Так, в Якутске не было уполномоченного от духовного ведомства, информировавшего Тобольск о состоянии дел, и по всем вопросам церковного управления духовная власть Сибири обращалась к настоятелям якутского Спасского мужского монастыря. Поэтому сложилась ситуация, когда «Якутск... со своего основания ровно сто лет находился в церковной зависимости от удаленной от него на 6000 верст Тобольской Митрополии ... созидались инородческие обители, не только в самом Якутском остроге, да и кое-где около Ледовитого моря возникали Божьи храмы; ... но все это делалось так, что Епархиальный архиерей, Митрополит Тобольский должен был осведомляться или от проезжих или через посылку нарочных: сколько именно церквей в Якутском ведомстве, и где они? Есть ли при них священники и кто таковые, и откуда?»1.
Якутское духовенство вынуждено было самостоятельно решать возникающие вопросы с местной гражданской властью и внутрисословные проблемы. Оставляло желать лучшего и состояние документации духовного ведомства Якутии. После включения в 1731 г. территории Якутии в состав Иркутской епархии было отдано распоряжение о доставке в г. Иркутск исповедных росписей и метрических книг, но присланные документы отличались «крайней непорядочностью» и были отправлены обратно для исправления. В объяснительной записке по данному факту якутский протопоп А. Тарлыков писал, что внести исправления не представляется возможным, так как «духовенству неизвестно самое народонаселение из Якутска, большее частью непостоянное, и часто не объясняющее ни своих настоящих зва-
1 Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1866. № 12. С. 145-146.
ний, ни чинов, ни рангов, и потому, что самые приходы обстоятельно не распределены» [2, с. 153].
Помимо этого, не было взаимопонимания между светской властью и духовенством Якутии. В исторической литературе описаны факты произвола первых якутских воевод, в том числе и по отношению к духовным особам [4, с. 75]. Первый воевода П. Головин заключил в тюрьму своего духовника монаха Симеона, иеромонах Порфирий был подвернут пыткам, и в итоге самодурство воеводы привело к временному прекращению церковных служб в остроге [5, с. 92]. Показательным является и арест другого якутского воеводы И. Приклонского, заключенного в тюрьму «за поношение архиерея», раскаявшегося и затем «возвращенного в должность» [3, с. 206].
Визит епископа Иннокентия в далекий Якутск стал событием в жизни провинциального города. Разобравшись в сложных взаимоотношениях местного духовенства, архиерей, считавший главной своей задачей христианизацию нерусского населения, дал подробные наставления управляющему монастырем и священникам, в том числе и о «защите новокрещенных от нахальных сборщиков ясака»2. Кроме того, была поставлена задача открытия школы при Спасском монастыре, что в дальнейшем должно было изменить судьбу детей якутского духовенства. В перспективе юноши из духовного сословия должны были заменить своих отцов и решить проблему дефицита духовных кадров, что будет частично реализовано спустя полтора столетия.
Второй визит Неруновича состоялся в 1741-1743 гг., когда епископ, лишившись опоры в лице иркутской гражданской власти, купечества и духовенства, оставил кафедру и проживал на берегах Лены и Вилюя в течение двух лет, благословив, кроме прочего, строительство храмов в Верхневи-люйском остроге, в Жиганском (часовни) и Колымском зимовьях, Амгин-ской слободе и освящение Градо-Якутской Иоанно-Предтеченской церкви [7, с.118]. Совместно с духовенством епархии архиерей крестил якутское население, и его неофитов затем стали называть «неруновскими» [9, с. 35].
Впечатляет мобильность архиерейских поездок, когда менее чем за полгода (июль - ноябрь) он посетил 24 волости Якутского уезда3. «Реестр о новокрещенных» за 1741 г. свидетельствует, что епископом было окрещено 192 человека.
Вводимые в научный оборот исторические источники выявлены в фонде Якутской воеводской канцелярии Российского государственного архива древних актов. Документы датируются 1741 г. и соотносятся со вторым визитом епископа Иннокентия (Неруновича) в Якутский заказ. Публикуемые исторические источники являются автографами и озаглавлены как проме-мории, т. е. памятная записка, просьба или прошение [4]. Тексты переданы с максимальным сохранением языковых и стилистических особенностей, без купюр, с частичным извлечением.
2 Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1866. № 12. С. 188-189.
3 Российский государственный архив древних актов. Ф. 607. Оп. 1. Д. 72. Л. 4-39.
Представляют интерес сведения о шамане, в качестве которого выступал крещеный якут. Очевидно, что в первой половине XVIII в. при отсутствие или незначительном влиянии приходских организаций местное населения переходило в незнакомую и малопонятную христианскую веру прежде всего в связи с предоставляемой пятилетней льготой в виде освобождения от ясака. Это время характеризуется началом интеграционных процессов в якутском обществе, когда ментальность якутов основывалась на приверженности локальным этническим традициям, обращение к услугам шаманов являлось традиционным элементом культуры и появление христианской религии, утверждавшей иные принципы жизненного уклада, ещё не внесло изменений в жизнь населения.
В законодательных актах высшей государственной власти, ставших юридической основой христианизации народов Сибири, отсутствовали прямые указания на преследование шаманов, которые могли подвергаться мерам воздействия, только если были крещены и формально являлись христианами. Светские власти уезда лояльно относились к деятельности шаманов, что связано и с фискальными, и с военно-политическими интересами государства, так как требование постоянного поступления в казну «мягкой рухляди» предусматривало ограждать население от всего, что могло оказать влияние на сбор ясака. В связи с этим важной представляется реакция воеводской канцелярии, когда сразу же после обращения епископа были приняты меры для розыска виновного.
Значимыми по своим последствиям являются и промемории, связанные с предоставлением льгот неофитам. Можно реконструировать алгоритм данной льготы, выражавшийся в выдаче священником-миссионером «билета», подтверждающего факт крещения (например: «Олекминского острога Намской волости ясашный якут Арчинь Нарохин в святом крещении Самуил Алексеев сын Корякин крещен в Олекминском остроге, июля 26 Дня 1741 года) и предъявляемого затем ясашным сборщикам4.
Епископ обращает внимание, что новокрещеные, имеющие билеты, подвергаются как «жестоким истязаниям» со стороны сборщиков ясака, так и поборам канцелярских служителей. Кроме того, в связи с тем что общий объем ясака оставался неизменным и вне зависимости от численности получивших льготы раскладывался на оставшуюся часть населения, понятна недоброжелательность сородичей к неофитам. Учитывая неграмотность населения, незнание русского языка, очевидно, что жителям якутских волостей было проще не принимать крещение и оставаться в ясачном тягле, чем отстаивать свои права при наличии билета о льготе.
Епископ Иннокентий настойчиво предлагает применять меры наказания к чиновникам воеводской канцелярии, но применение подобной практики не находит подтверждения в исторических источниках.
Вызывает сомнение и имеющееся в литературе утверждение о том, что длительное пребывание в Якутске и на Вилюе Иннокентия (Неруновича)
4 РГАДА. Ф. 607. Оп. 1. Д. 72. Л. 4.
вызвало недовольство и «местные жители стали уже гласно выражать перед ним, что присутствием его тяготятся»5.
Таким образом, вводимые в научный оборот исторические источники дают возможность составить представление о начальном этапе христианизации и интеграции православных традиций в повседневность якутского общества и о первом архиерейском визите в одну из отдаленных окраин Российской империи.
Из промеморий Иннокентия, епископа Иркутского и Нерчинского в Якутскую воеводскую канцелярию
1
15 сентября 1741 г.
<... > Намской волости ясашный князец Балыка Дабанаев держит у себя якутской породы ясашного новокрещенного Ивана Анаторь... с прозванием того токмо якутским именем Супа-шаман для шаманства по якутской иноземной вере, делал которую как до крещения тако и по крещению. По прибытии нашем в январе оного новокрещенного Ивана неведомо где он князец Балякя отослал. В Якутскую воеводскую канцелярию послать сию промеморию в которой написать, что Якутская воеводская канцелярия благоволила общеназванного князьца Балыка и новокрещенного Ивана вышеописанного для допросов исследования направить ... немедленно.
Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский
Указ Якутской воеводской канцелярии
27 сентября 1741 г.
<...> велено ехать тот час же в улусы для ссыску новокрещенного Ивана и князьца Балыка Дабанаева, аспида привезти в Якутск в Якутскую воеводскую канцелярию и объявить, что тамошним иноверцам обид и разорения не чинить, никого ничего не отнимать.
РГАДА. Ф.607. Оп.1. Д.72. Л.1.-2. Рукопись. Подлинник
2
<...> требовано, чтобы Якутская воеводская канцелярия благоволила о даче новокрещенным якутского ведомства ясашным иноземцам по силе присланного Иркутской провинциальной канцелярией указа в платеже ясака пятилетней льготы якутского ведомства в остроги и зимовья, улусы приказчикам и ясашным сборщикам послать Его Императорского Величества указ с таким повелением, что они приказчики и ясашные сборщики повелено о тех новокрещенных за кое нашло повеление духовных дел или имеющихся якутским ведомством острогах священники объявят по билетам, не требуя от Якутской воеводской канцелярии позаписки со времени крещения их по-
5 Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1869. № 26. С. 325.
ложенного на них ясака, отнюдь не спрашивали. А посланы оные указы или не посланы и затем о том нам Якутская воеводская канцелярия известия ещё не сообщала, а понеже мы не имеем намерения без известия якутского ведомства в Верховилюйский острог и в прочие места для призывания к познанию православного восточной греческой исповедания веры и крещению оставшихся там идоляторов, того ради по указу Его Императорского Величества судили мы послать в Якутскую воеводскую канцелярию сию проме-морию в которой написать: (1) дабы Якутская воеводская канцелярия благоволила в Верховилюйском и прочих острогах и приказчиков и ясашных сборщиков о даче вышеописанного новокрещенным иноземцам в ясак 5-летней льготы после Его Императорского Величества указа немедленно, дабы оные новокрещенные, видя таковое Его Императорского Величества высочайшее мнение, охотнее ко крещению приходили, а оным приказчикам и ясашным сборщикам возможно б было давать те льготы безсомнительно и без отрицания и что они приказчики во вышеописанно оных идоляторов призывали к крещению и в прочих потребностях чинили им всякое вспоможение без порицания, а полное число они запрашивают в Якутск оные обоего пола идоляторов святым крещением просвещено. Тем при сей промемо-рии ... приобщен реестр и дабы Якутская воеводская канцелярия благоволила у тех новокрещенных ясашных иноземцев со времени крещения их в плате положенной на них в казну Его Императорским Величеством ясак дать льготы на пять лет и чтобы ясашным сборщикам в данной им инструкциях подтвердить направлено <... >. Ноября 20 Дня 1741 году. Иннокентий.
РГАДА. Ф. 607. Оп. 2. Д. 15. Л. 7-9. Рукопись. Подлинник
3
Понеже указом Его Императорского Величества повелено обратившихся в Якутске и якутском ведомстве, в острогах и прочих местах ясашных иноземцев превращать к познанию истинного Бога всяким пристойным к тому способом, а препятствия никакого не чинить. По опасениям жестокого истязания, они, якутского ведомства разных волостей новокрещенные ясашные многие иноземцы, приходя к нам объявляют словестно, что Якутской воеводской канцелярии канцелярские служители за появлением новоявленных днях новокрещенных в оной канцелярии . с пятилетней льготы билетах, требуют с них новокрещенных за труды платы, а им имуществом своим дать нечего. Затем на выданных билетах не подписывают сразу, но-вокрещенных волочат долговременно; чего ради по указу Его Императорского Величества судили мы в Якутскую воеводскую канцелярию послать сию промеморию дабы Якутская воеводская канцелярия благоволила о не братии с вышеописанных новокрещенных иноземцев за подписи на билеты затраты, той канцелярии канцелярским служителям запретить накрепко, с подтверждением, что они с тех новокрещенных за подписи на билетах ничего не брали и их иноземцев затем долговременно не волочили и конечно на тех билетах пописывали их послабления того же дня. И в том им, канцелярским служителям повелено было всем подписаться своеручно под штрафом.
А ежели паче чаяния о тех канцелярских служителях к исполнению того не будет, и оные новокрещенные с подобными вышеописанными просьбами будут приходить к нам, то внесение в том сатисфакции представлено будет оная где надлежит, ибо Якутской воеводской канцелярии канцелярским служителям ненадлежащих взятков и полонять означенных новокрещенных иноземцев, которые после Всемиловстейших Его Императорского Величества указов не токмо без дачи за труды по платежам положенного на них ясака через пять лет уволены, а дача за труды их отягощает и могут приходить в раздражение. И Якутская воеводская канцелярия соблаговолит уяснить о том по Его Императорского Величества указу. Декабря 21 дня 1741 году. Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский.
РГАДА. Ф. 607. Оп. 2. Д. 15. Л. 48-50. Рукопись. Подлинник
Список литературы
1. Калинина И., Медведев С. Духовный вертоград Сибири // Земля Иркутская. 2000. № 14. С. 6-37.
2. Попов Г. А. Сочинения. Т. 1. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Очерки по истории Якутии. Якутск : ЯГУ, ИГИ АН РС(Я), 2005. 280 с.
3. Санников А. П. Церковь, общество и государство на восточных окраинах Российской империи в XVII-XVIII вв. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. 331 с.
4. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Электронный ресурс] / под ред. А. Н. Чудинова. 3-е изд. СПб. : Изд. В. И. Губинского, 1910.URL: https://dic.academic.ru/ contents.nsf/dic_fwords/.
5. Тревпалов В. В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. СПб : Изд-во О. Абышко, 2017. 320 с.
6. Тресвятский Л. А. Влияние Русской Православной церкви на уровень религиозности сибиряков // Вестн. Кемеров. ун-та культуры и искусств. 2010. № 10. С.88-96.
7. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск : Академия, 2007. 148 с.
8. Юрганова И. И. Православие в Якутском крае : сб. ст. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. 299 с.
9. Явловский П. П. Летопись города Якутска от его основания до настоящего времени. Т. 1. (1632-1800 гг.). Якутск, 2002. 250 с.
"For the Call to Knowledge Orthodox Eastern Greek Confession of Faith": about the Visit of Bishop Innokenty (Nerunovich) to Yakutsk District
I. I. Yurganova
Institute of the Humanities and Indigenous Peoples of the North SB RAS, Russian Federation
Abstract. Historical sources proposed for publication from the funds of the Russian Historical Archive of Ancient Acts characterize the stay of Bishop Innokentiy (Nerunovich) in Yakutsk order, who became the first diocesan bishop to visit Yakutsk district. The documents testify to both the administrative and missionary activities of the bishop, including his appeals to the local authorities on the persecution of the shahs and provision of privileges for exemption from yasachnoy service issued by the imperial decree, for those who accepted Orthodox Christianity
XVIII century as the initial stage of incorporation of the Yakut society in the Russian statehood, an element of which was the Christianization of the local population.
Keywords: bishop Innokenty (Nerunovich), Yakutsk district, voivod, tribute, privileges for newly baptized, missionary work, Irkutsk diocese.
For citation: Yurganova I.I. "For the Call to Knowledge Orthodox Eastern Greek Confession of Faith": about the Visit of Bishop Innokenty (Nerunovich) to Yakutsk District. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2019, vol. 28, pp. 90-97. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2019.28.90 (in Russian)
References
1. Kalinina I., Medvedev S. Duhovnyj vertograd Sibiri [Spiritual Helicopter of Siberia]. ZemlyaIrkutskaya [Irkutsk Land], 2000, no. 14, pp. 6-37. (in Russian)
2. Popov G.A Sochineniya. Vol. 1. Istoriya hristianskogo prosveshcheniya yakutov drugih inorodcev Yakutskoj oblasti. Ocherki po istorii Yakutii [The history of the Christian education of the Yakuts of other foreigners of the Yakutsk region. Essays on the history of Yakutia]. Yakutsk, YaGU, IGI AN RS(Ya) Publ., 2005, 280 p. (in Russian)
3. Sannikov A.P. Cerkov, obshchestvo i gosudarstvo na vostochnyh okrainah Rossijskoj imperii v XVII-XVIII vv. [Church, society and state on the Eastern outskirts of the Russian Empire in XVII-XVIII centuries]. Irkutsk, IGU Publ., 2016, 311 p. (in Russian)
4. Chudinova A.N. (ed.). Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo yazyka [Dictionary of foreign words included in the Russian language]. Saint-Petersburg, V.I. Gu-binskogo Publ., 1910. https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/.
5. Trevpalov V.V. "Belyj tsar": obraz monarha ipredstavleniya o poddanstve u narod-ov Rossii XV-XVIII vv. [White King: the image of the monarch and the concept of citizenship among the peoples of Russia XV-XVIII centuries]. Saint-Petersburg, O. Abyshko Publ., 2017, 320 p. (in Russian)
6. Tresvyatskij L.A. Vliyanie Russkoj Pravoslavnoj cerkvi na uroven' religioznosti sibi-ryakov [Influence of the Russian Orthodox Church on the level of religiosity of Siberians] Vestnik Kemerovskogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo University of Culture and Arts], 2010, no 10, pp. 88-96. (in Russian)
7. Yurganova I.I. Istoriya Yakutskoj eparhii. 1870-1919 gg. (deyatelnost' duhovnoj kon-sistorii) [History of The Yakut diocese. 1870-1919. (the activity of the spiritual Consistory)]. Yakutsk, Akademiya Publ., 2007, 148 p. (in Russian)
8. Yurganova I.I. Pravoslavie v Yakutskom krae [Orthodoxy in the Yakutsk region]. Irkutsk, IGU Publ., 2016, 299 p. (in Russian)
9. Yavlovskij P.P. Letopis' goroda Yakutska ot ego osnovaniya do nastoyashchego vremeni. Vol. 1. (1632-1800 gg.) [Chronicle of the city of Yakutsk from its foundation to the present (1632-1800)]. Yakutsk, 2002, vol. 1, 250 p. (in Russian)
Юрганова Инна Игоревна
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
Россия, 677009, г. Якутск, ул. Петровского, 1 тел.: 8(4112) 354-996 е-шаИ: тпа.уиг£апоуа@шаИ.ги
Yurganova Inna Igorevna
Doctor of Sciences (History),
Leading Researcher Fellow
Institute of the Humanities and Indigenous
Peoples of the North SB RAS
1, Petrovsky st., Yakutsk, 677009,
Russian Federation
tel.: 8(4112) 354-996
е-mail: [email protected]