Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОИСКИ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОИСКИ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ТРУДОВАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Виктория Борисовна

Рассматривается процесс социального самоопределения молодого поколения в условиях трансформации российского общества. Социальная среда влияет на процесс формирования личности, однако сам молодой человек может влиять на среду социума, внося различные поведенческие нормы, которые присущи конкретному времени проживания самого индивида. В статье утверждается, что профессиональное становление личности молодежи выражается через их трудовую самореализацию. Дезориентация жизненных смыслов молодежи зачастую приводит к потере жизненных смыслов и ценностных ориентаций. Социальное самоопределение молодежи происходит через нахождения своего собственного «я», осмысления жизненных приоритетов и становления личности на профессиональном уровне. Трудовая самореализация выступает важным смыслом социальной адаптации молодого человека в условиях трансформации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SELF-DETERMINATION OF THE YOUNGER GENERATION IN RUSSIAN SOCIETY: SEARCHES, PROBLEMS, SOLUTIONS

It is considered the process of social self-determination of the younger generation in the context of the transformation of Russian society. The social environment influences the process of personality formation, however, the young person himself can influence the social environment, introducing various behavioral norms that are inherent in the specific time of residence of the individual himself. The article argues that the professional development of the personality of young people is expressed through their labor self-realization. Disorientation of the life meanings of young people often leads to the loss of life meanings and value orientations. Social self-determination of young people occurs through finding their own "I", understanding life priorities and becoming a personality at a professional level. Labor self-realization is an important meaning of the social adaptation of a young person in the context of the transformation of Russian society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОИСКИ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2022-93-4-8-12

СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОИСКИ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

© Виктория Борисовна Овчинникова

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова, Донской государственный аграрный университет, г. Новочеркасск, Россия vika_ovch2011@mail.ru

Рассматривается процесс социального самоопределения молодого поколения в условиях трансформации российского общества. Социальная среда влияет на процесс формирования личности, однако сам молодой человек может влиять на среду социума, внося различные поведенческие нормы, которые присущи конкретному времени проживания самого индивида. В статье утверждается, что профессиональное становление личности молодежи выражается через их трудовую самореализацию. Дезориентация жизненных смыслов молодежи зачастую приводит к потере жизненных смыслов и ценностных ориентаций. Социальное самоопределение молоде -жи происходит через нахождения своего собственного «я», осмысления жизненных приоритетов и становления личности на профессиональном уровне. Трудовая самореализация выступает важным смыслом социальной адаптации молодого человека в условиях трансформации российского общества.

Ключевые слова: социальное самоопределение, молодежь, самореализация, ценностные ориентиры, трудовая самореализация, ценности, жизненные установки, адаптация, профессиональное становление.

Для цитирования: Овчинникова В.Б. Социальное самоопределение молодого поколения в российском обществе: поиски, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93. № 4. С. 8-12. doi: 10.18522/2070-1403-2022-93-4-8-12

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

Social self-determination of the younger generation in Russian society: searches, problems, solutions

© Viktoria B. Ovchinnikova

Novocherkassk reclamation engineering institute of A.K. Kortunov, Don state agrarian university,

Novocherkassk, Russian Federation

vika_ovch2011@mail.ru

Abstract. It is considered the process of social self-determination of the younger generation in the context of the transformation of Russian society. The social environment influences the process of personality formation, how -ever, the young person himself can influence the social environment, introducing various behavioral norms that are inherent in the specific time of residence of the individual himself. The article argues that the professional develop -ment of the personality of young people is expressed through their labor self-realization. Disorientation of the life meanings of young people often leads to the loss of life meanings and value orientations. Social self-determination of young people occurs through finding their own "I", understanding life priorities and becoming a personality at a pro -fessional level. Labor self-realization is an important meaning of the social adaptation of a young person in the con -text of the transformation of Russian society.

Key words: social self-determination, youth, self-realization, value orientations, labor self-realization, values, life attitudes, adaptation, professional development.

For citation: Viktoria B. Ovchinnikova Social self-determination of the younger generation in Russian society: searches, problems, solutions. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 93. No 4. P. 8-12. doi: 10.18522/20701403-2022-93-4-8-12

Введение

В социуме сформировалась ниша свободного самовыражения, где молодежь стихийно выбирает те или иные ценностные ориентиры, ставит цели жизненного пути, а также ищет средства реализации этих целей и приоритет ценностей. Свободное самоопределение зачастую приводит к криминализации и маргинализации молодого поколения. Снижение допустимых норм нравственного поведения становится причиной духовной разобщенности молодежи. Отсюда часто молодые люди не могут самоопределиться в жизни и найти свои первоочередные задачи и потребности.

Под социальным самоопределением мы понимаем процесс формирования личности посредством осознания духовно-нравственных приоритетов, которые предопределяют внутренний мир индивида, его социальную взаимовыгоду и взаимозависимость в обществе. Социальное самоопределение молодого человека начинается, прежде всего, с ознакомления опыта социальной жизни, поколений предков. Социальная среда, безусловно, воздействует на процесс становления личности, в то же время сам молодой человек может влиять на среду социума, внося различные поведенческие нормы, которые присуще конкретному времени проживания самого индивида. Можно утверждать, что через различные виды деятельности и межкультурное общение индивид определяет постепенно свою иерархическую лестницу ценностных установок в процессе своей социализации и самоопределения.

Актуальность темы обусловлена тем, что с каждым годом становление личности молодого человека проходит по-разному. Как говорится, каждому времени свои ценности и приоритеты. Молодое поколение начинает свой путь самореализации, проходя через ряд констант, существующих в обществе. Например, первый опыт социализации и дальнейшего самоопределения человек получает в семье. Семья выступает основной константой в социуме. На всех ступенях социализации уровень образования семьи, ее интересы и культура влияют на развитие интеллекта индивида. Семья направляет молодого человека к образованию и социальной адаптации.

Обсуждение

По мнению Е.М. Черняк традиционно семья определяется как союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях [3]. Л.Б. Шнейдер считает, что семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других [4].

Родители играют важную роль в воспитании и социальной адаптации молодого человека. В первую очередь, от них зависит становление личности ребенка. Всестороннее и гармоничное осознание своей сущности в жизни молодежи происходит через поведенческие нормы и человеческие ценности, принятые за основу в семье.

В целом в социальном самоопределении можно выявить три ступени: самореализация в жизни, личностное выявление своего «Я» и профессиональная ориентация. Нахождение своего «Я» непосредственно связано с социальными ценностями, привитыми в семье через построение профессиональных ориентиров. Однако профессиональное становление личности молодежи выражается через трудовую самореализацию. Недопонимание будущего у молодых людей тесно связано с быстрым обогащением без особых усилий, что ведет к дезориентации жизненных смыслов.

Жизненное самоопределение выражается в выборе и реализации социальных ролей, личностное - в нахождении индивидуальности, собственного «Я», профессиональное самоопределение - это осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив [1].

Так, Н.А. Кебина считает, что в этих условиях молодым людям тяжело найти гармонию между устремлениями [2, с. 180].

Ценностный конститут молодого поколения в настоящее время ориентирован преимущественно на разнообразные современные гаджеты, которые вошли в нашу жизнь. Особенно большую роль в становлении и формировании личности молодого человека иг-

рают телевидение и сеть Интернет. Телевидение выступает своеобразным толчком для совершения того или иного действия у молодежи. Оно формирует у людей определенные ценностные установки и культуру.

Средства массовой информации оказывает большое влияние на формирование досуга молодежи. СМИ в настоящее время является основной сферой самоопределения молодого человека. СМИ формирует потребительские, а порой и аморальные направленности молодежи. Информация, которую молодое поколение черпает из газет, журналов, телевизионных программ - не всегда, а порой и совсем не являются достоверной и не причиняющей вред культурному воспитанию молодых людей.

Посредством СМИ зачастую показывается решение трудных жизненных ситуаций через применение грубой силы, а также достижение большого заработка легким путем, а именно грабежом, запугиванием, обманом. Все это ведет к деструктивным формам поведения молодежи и нарушению приоритетов ценностных ориентаций. Молодежь становится неконтролируемой, жестокой, без четкой жизненной позиции, а иногда и опасной.

Однако процесс самоопределения молодого человека происходит также и в процессе обучения при поступлении в образовательные организации, предоставляющие как среднее профессиональное, так и высшее образование. Молодой человек в вузе приобретает навыки общения как на родном, так и на иностранном языке, ведь чтобы быть осведомленным в вопросах своей специализации необходимо изучать и зарубежные источники. Тем самым идет более углубленное проникновение в процесс социальной адаптации и самореализация своих профессионально-значимых ориентиров.

На формирование ценностных ориентаций молодежи наибольшее воздействие оказывают институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в обществе.

У современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования. Ценностные предпочтения современной молодежи можно разделить на три подгруппы и представить следующим образом: 1) работа, досуг, отношение с родителями, отношения со сверстниками; материальное благополучие, знание иностранных языков; 2) учеба, любовь, здоровье, семья, брак; 3) религия, город, общество, среда обитания, страна, патриотизм, коллективизм.

В советское время молодежь была основной мощной силой в погоне за коммунизмом. Молодежь выступала как главный источник, надежда «строителей коммунизма». Она принимала активное участие во всевозможных социалистических соревнованиях. Государство полностью контролировало социально-экономическую ситуацию в стране. Однако в настоящее время перед молодым человеком открываются большие возможности. Государство уже почти не контролирует деятельность многих частных предприятий, что позволяет российскому человеку работать сразу на нескольких местах, то есть работать по совместительству, в выходные и праздничные дни.

Так, российский человек вполне осознанно может сам, независимо от государства, контролировать свою занятость и доход, распоряжаться своим свободным временем. Большинство социалистических ценностей, которые были приоритетными в советское время, утратили свое первостепенное значение. Так, среди молодежи, жившей в бывшем СССР, на первом месте в шкале ценностей были коллективизм, патриотизм, государство, забота о своем городе, стране. Советская молодежь была объединена общим духом коллективизма. Современной молодежи присущи черты индивидуальности и самостоятельности, коллективизм же, как ценность отходит на задний план. Динамика ценностей российской молодежи включает два механизма: преемственность и изменчивость. Преемственность заключается в унаследовании таких социалистических ценностных ори-ентаций «отцов», как честность, справедливость, правда, которые не уходят из иерархической лестницы идеалов современной молодежи, а лишь приобретают противоречивый характер.

Ценностное ядро современной молодежи составляют доброта и свобода действий. Приоритетными ценностями остаются: высокооплачиваемая работа, досуговая деятельность, вза-

имопонимание, высшее образование, эстетико-нравственное воспитание. Образование необходимо для того, чтобы индивидуальное «я» приобрело иное звучание, то есть чтобы стать личностью, индивидуалистом и бесспорно достичь престижного социального положения в обществе, где «престиж» оценивается не только образованностью, но и наличием своего собственного капитала. Вот те ценности, которые современной молодежи необходимы в процессе ее самоопределения в современном российском обществе.

За последние годы возросла необходимость развития иноязычного общения, так как международное взаимодействие на межкультурном уровне приобрело большое значение на рынке труда. Молодое поколение все больше и больше вовлечено в языковую и коммуникативную деятельность на профессиональном уровне.

Выбор профессии молодым специалистом осуществляется через призму его личностных качеств в профессионально-социальной группе. Современный мир обуславливает всестороннее развитие личности и осознанный выбор жизненного пути. Активная роль молодого человека тесно связана с его жизненными ценностями и мировоззрением. В условиях рыночной экономики проблема выбора профессии стоит перед каждым в начале его жизненного пути. Самоопределение личности посредством выбора профессии является основной константой в рамках профессиональной пригодности, а также нужности на рынке труда.

Представим и проанализируем ценностные ориентиры советской молодежи и молодежи современного общества. Ценности советской молодежи: коллективизм, патриотизм, государство, забота о своем городе, стране, образование (любое), семья, эстетико-нравственное воспитание, забота о своем городе, стране. Ценности современной молодежи: досуговая деятельность, взаимопонимание, поиск себя, высшее образование, эстетико-нравственное воспитание, семья, карьера, высокооплачиваемая работа.

Итак, советская молодежь была «заидеологизирована». Однако она понимала, что необходимо получить специальность, иначе невозможно было прожить. Советский человек четко осознавал, что после школы должен обязательно поступить либо в техникум, либо в институт, в крайнем случае - ПТУ, затем устроиться работать.

В наше же время стало приоритетным «искать себя» десятилетиями, наслаждаться жизнью, тусоваться по интересам и рассматривать родителей как источник дохода во время своих увлечений и поисков. Такие слова, как «престижная работа» и «карьера» звучат в молодежной среде не так часто. Никто не хочет среди молодежи работать. Сегодняшняя молодежь рассматривает работу как то, что должно приносить удовольствие и не занимать много времени.

Одной из главных ценностей современной молодежи признается свободное времяпровождение, необходимое для самоутверждения. Другими жизненными ценностями молодых людей являются здоровье и общение. Современная молодежь стремится получить образование, которое важно в современном мире. Таким образом, современная молодежь достаточно коммуникабельна и развита.

Однако все перечисленные ценности являются присущими лишь для части молодежи. Но есть и немало отрицательных черт, которые витают среди большей части молодых людей: бесцельное житие, отношение к жизни с точки зрение потребления, апатичность, пассивность, бездействие, алкоголизм, наркомания, курение, эгоистическое отношение к себе и другим, агрессивность, бездоходность, безответственность, зависимость от техники и др.

Выводы

Из всего вышесказанного следует, что выявление этих трансформаций обозначает то, что молодой человек подстраивается к меняющимся социальным условиям. Новое поколение ведет себя более свободно и чувствует себя в большей мере прагматично в постоянно меняющихся условиях. На основе анализа можно увидеть, что изменения в современном мире влияют на трансформацию ценностных установок у современной молодежи. Отсутствие ясного понимания и значения этических и нравственно-социальных норм, пересмотр ценностных ориентаций дают возможность и приоритет молодым людям быстро подстраиваться и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Список источников

1. Абдуллин А.Г., Лихолетов В.В., Рябова И.Г. Самоопределение и самореализация молодежи России: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 3. С. 440-462.

2. Кебина Н.А. Философия смысла и самореализация личности / Под науч. ред. А.Э. Воскобойникова. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003. 276 с.

3. Черняк Е.М. Трансформация семьи в двадцать первом веке // Семья в России. 2008. № 4. C. 4-6.

4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Академический Проект, 2011. 736 с.

References

1. Abdullin A.G., Likholetov V.V., Ryabova I.G. Self-determination and self-realization of the youth of Russia: social, moral and psychological and pedagogical aspects of the problem // Education Integration. 2021. T. 25. No. 3. P. 440-462.

2. Kebina N.A. Philosophy of meaning and self-realization of personality / Ed. A.E. Voskoboinikova. M., 2003. 276 p.

3. Chernyak E.M. Family transformation in the twenty-first century // Family in Russia. 2008. No. 4. P. 4-6.

4. Schneider L.B. Family psychology. M.: Academic Project, 2011. 736 p.

Статья поступила в редакцию 07.06.2022; одобрена после рецензирования 17.06.2022; принята к публикации 25.06.2022.

The article was submitted 07.06.2022; approved after reviewing 17.06.2022; accepted for publication 25.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.