ВОЛЬФ Константин Владимирович — директор Центра изучения и мониторинга мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected]); ORCID 0000-0003-3360-9448, SPIN-код 0; ИндексХирша 0
РАЗОВ Павел Викторович — доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected]); ORCID -0000-0003-2714-8622, SPIN-код 9488-2829; Индекс Хирша 7
ДРОКОНОВА Ксения Евгеньевна — магистр 2-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected]); ORCID 0000-0003-4087-3941, SPIN-код 0; Индекс Хирша 0
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЬНЯЕМЫХ В ЗАПАС, КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается роль социального самочувствия военнослужащих, увольняемых в запас, в контексте их успешности в предпринимательской деятельности. Предпринимательство является одним из эффективных способов социальной адаптации для увольняемых военнослужащих, т.к. оно требует навыков и качеств, которые часто присущи военным, таких как дисциплина, целеустремленность, умение работать в команде и принимать рискованные решения. Однако не все военнослужащие в запасе одинаково хорошо приспособлены к открытию собственного дела. Социальное самочувствие военнослужащих, увольняемых в запас, является важным аспектом, который влияет на их адаптацию к предпринимательской деятельности. Приобретенные в процессе службы навыки, опыт управления, ответственность и дисциплина повышают ощущение личной компетентности и готовность к решению нестандартных задач, что создает благоприятную почву для проявления предпринимательской активности. Результаты исследования, проведенного авторами статьи, подтверждают гипотезу, что социальное самочувствие военнослужащих, увольняемых в запас, является фактором успешности в предпринимательской деятельности. Военнослужащие с более высоким уровнем социального самочувствия обладают значительным потенциалом для успешной предпринимательской деятельности. Они мотивированы, имеют необходимые навыки и опыт управления, готовы работать в условиях неопределенности.
Ключевые слова: социальное самочувствие, военнослужащие в запасе, предпринимательская деятельность, стрессоустойчивость, интерес к предпринимательской деятельности, сетевое взаимодействие и связи
Введение. Постановка проблемы. Многие из военнослужащих после увольнения в запас принимают решение начать свой бизнес, что может стать для них серьезным вызовом, т.к. предпринимательство требует специфических навыков, знаний и высокого уровня адаптации к гражданской жизни. Исследования в этой области подтверждают, что существует тесная связь между социальным самочувствием и успешностью в предпринимательстве. Социальное самочувствие охватывает различные сферы человеческого благополучия, включая физическое, психологическое и социальное состояние, характеризует степень удовлетворенности человека своим социальным статусом и отношениями.
Люди, которые чувствуют себя уверенно и поддерживаются в обществе, обладают большей способностью адаптироваться к новой роли предпринимателя и добиваться успеха в бизнесе. Однако после увольнения в запас военнослужащие часто сталкиваются с проблемами социальной адаптации, связанными с изменением обстановки, условий жизни и трудовой деятельности. Это приводит к снижению их социального самочувствия, ухудшению психологического состояния и, как следствие, к потере профессиональных и личных перспектив. Проблема, рассматриваемая в настоящей статье, заключается в недостаточном внимании, которое уделяется вопросам социального самочувствия и социальной адаптации военнослужащих, увольняемых в запас, в контексте их последующей предпринимательской деятельности.
В условиях развивающейся рыночной экономики предпринимательская деятельность становится одним из важнейших факторов экономического роста и социального развития. К тому же предпринимательская деятельность является одним из эффективных способов социальной адаптации военнослужащих, увольняемых в запас. Это связано с тем, что предпринимательство требует навыков и качеств, которые часто присущи военнослужащим, таких как дисциплина, целеустремленность, умение работать в команде и принимать рискованные решения. Кроме того, предпринимательство может предоставить военнослужащим, увольняемым в запас, возможность реализовать свой творческий потенциал, создать собственное дело и достичь финансовой независимости.
Военнослужащие, прошедшие профессиональную подготовку и обладающие необходимыми навыками и знаниями, являются ценным человеческим капиталом и могут внести серьезный вклад в развитие экономики страны. Для успешного перехода от военной службы к предпринимательской деятельности необходимо, чтобы военнослужащие обладали не только профессиональными навыками, но и социальными компетенциями, позволяющими им эффективно взаимодействовать с партнерами, клиентами и сотрудниками, а также адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка.
Обзор литературы. Несмотря на то что имеются отдельные исследования, посвященные этой проблеме, они часто носят фрагментарный характер и не позволяют получить полное представление о взаимосвязи между социальным самочувствием и успешностью в предпринимательстве. Рассмотрим наиболее значимые и релевантные исследования, чтобы выявить основные концепции и факторы, влияющие на успешность бывших военных в бизнесе, и определить направления дальнейшего изучения.
В статье Г. Барановой и В. Музалевского социальное самочувствие военнослужащих рассматривается как одна из важных социальных категорий, влияющих на стабильность армии [Баринова, Музалевский 2023]. На основе анализа и авторских исследований сформирована совокупность особенных показателей социального самочувствия военнослужащих. Такой подход позволяет осуществлять мониторинг социального самочувствия в разных воинских подразделениях с целью принятия своевременных управленческих решений для обеспечения достойных условий жизнедеятельности военнослужащих, адекватных современной ситуации в стране и мире, способствующих мотивации всех субъектов российской армии к качественному выполнению служебных задач для обеспечения устойчивости государства.
Работа О. Кармадонова рассматривает вопрос исследования профессионального самочувствия современных россиян [Кармадонов 2022].
Выявляются общие закономерности оценки социального самочувствия, связанные с профессиональной реализацией соотечественников. На результатах эмпирического исследования обосновываются основные социальные показатели трансформации общественного сознания, связанные с восприятием престижа и пафоса, определенных профессией и утратой социального имиджа других профессиональных сообществ. Делаются выводы о социальном самочувствии через профессиональные стратегии реализации, способные привести к социальной солидарности или дезинтеграции общественного развития.
Т. Кифичак проводит анализ актуального состояния и перспектив повышения качества социального здоровья военнослужащих [Кифичак 2024]. Основное внимание уделяется системе мер, направленных на повышение личностного потенциала военнослужащих; концептуализируются стратегии, включающие психологическую поддержку, физическое развитие, социальную интеграцию и адаптацию военнослужащих. Исходной авторской позицией является необходимость всестороннего исследования социально-организационного механизма формирования социального здоровья. Это обосновано тем, что улучшение социального здоровья требует комплексного подхода, включающего личностно ориентированные и организационные меры. В рамках статьи осуществляется последовательный анализ категорий социального здоровья и социального самочувствия военнослужащих, а также исследуются основные аспекты связи между тем состоянием, в котором находятся военнослужащие, и степенью стабильности общественной системы в целом.
В статье Л. Кормишкиной, Е. Кормишкина и Э. Ермаковой обосновывается взгляд на социальное самочувствие населения как на один из основных индикаторов социально-экономического неравенства [Кормишкина, Кормишкин, Ермакова 2021]. Сформировавшаяся в постсоветской России система распределения доходов и национального богатства, при которой избыточные преимущества одних обеспечиваются за счет ограничения совокупных функциональных возможностей других, находится в разительном противоречии с базовыми принципами инклюзивного общества и не может быть признана социально справедливой. Такое неравенство негативно сказывается на социальном самочувствии индивидов.
В работе Н. Очиртаровой и Е. Бальжинимаевой анализируются различные подходы к исследованию социального самочувствия, которые являются актуальными для современных научных изысканий [Очиртарова, Бальжинимаева 2022]. Выделены четыре основных подхода к анализу социального самочувствия, определены возможные истоки каждого из них, обозначены индикаторы, применяемые исследователями для установления ключевых характеристик социального самочувствия, а также методы получения данных разными учеными. Заключается, что социальное самочувствие - это интегральный показатель, а способы и инструменты его исследования очень разнообразны. Их выбор зачастую зависит от специфики предмета изучения, целей работы, возможностей исследователя, а также доступных ему диагностических средств.
Статья А. Сметанина и Л. Сметаниной рассматривает различные точки зрения ученых разных университетов на само понятие «социальное самочувствие» [Сметанин, Сметанина 2021]. Приводится анализ концепций и подходов к трактовке данного понятия, выделяются их основные особенности и отличия. Авторы обращают внимание на взаимосвязь в развитии человека
его внутренней когнитивно-психологической наследственности и внешней среды, подчеркивают важность комплексного подхода к изучению социального самочувствия.
В статье А. Смирнова проводится анализ динамики и особенностей удовлетворенности военных пенсионеров своей жизнью в период с 2007 по 2022 г. [Смирнов 2024]. Внимание автора сосредоточено на динамическом анализе уровня и отдельных структурных параметров удовлетворенности жизнью военных пенсионеров в условиях неопределенности и нестабильности трансформирующегося общества. Такой подход позволяет расширить представление об особенностях социальной адаптации данной категории граждан, а также выявить факторы, влияющие на их удовлетворенность жизнью.
Теоретическая часть. Военнослужащие в связи со спецификой военной службы обладают определенными навыками и профессиональными качествами, такими как лидерство, организованность, стратегическое мышление, дисциплина и высокая готовность к риску [Новиков 2021]. Эти качества полезны при предпринимательстве, однако не всегда удается без затруднений переориентировать опыт военной службы на гражданский рынок труда и биз-
Люди с высокой готовностью к риску часто становятся более успешными в предпринимательской деятельности, т.к. они готовы принимать рискованные решения и действовать неординарным образом [Терехова, Трофимова 2021]. Взаимосвязь между социальным самочувствием и готовностью к риску заключается в том, что люди с хорошим социальным самочувствием чувствуют себя более уверенно. В то же время готовность к риску может повлиять на социальное самочувствие, т.к. успешные рискованные решения зачастую улучшают общее благополучие. Личностные особенности, составляющие структуру социального самочувствия, являются ресурсами адаптации к постоянным изменениям среды, чрезвычайно важными для предпринимателей. К ним относятся субъективная ценность свободы действий и решений, направленность на самореализацию, личностный рост и развитие, ответственность и установка на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
Предприниматели принимают решения самостоятельно и несут ответственность за результаты своего бизнеса, что требует умения принимать риски и быть готовым к неожиданным ситуациям [Ханова, Позина 2020]. Бизнес-среда постоянно меняется, и успешные предприниматели гибко реагируют на изменения, адаптируют свой бизнес к новым условиям. Эффективное управление ограниченными ресурсами, такими как финансы, время и персонал, является ключевым для успешного предпринимательства. Легко заметить, что военная деятельность имеет схожие паттерны с предпринимательством, поэтому военнослужащие, увольняемые в запас, обладают отличными задатками предпринимательской активности.
Вместе с тем не все военнослужащие в запасе одинаково хорошо приспособлены к открытию собственного дела. Социальное самочувствие военнослужащих, увольняемых в запас, является важным аспектом, который влияет на их адаптацию к предпринимательской деятельности. Одним из ключевых факторов, влияющих на социальное самочувствие военнослужащих, увольняемых в запас, является их удовлетворенность текущим положением и перспективами [Калинин 2020]. Низкая удовлетворенность военной службой, карьерным ростом, социальным статусом и возможностями реализации способна стать мощным стимулом для смены жизненной траектории и перехода
к предпринимательской деятельности. Ощущение ограниченности перспектив в рамках военной карьеры и неудовлетворенность текущим положением актуализируют у военнослужащих потребность в переменах. Стремление к большей свободе, самореализации и финансовой независимости, которые зачастую ассоциируются с предпринимательством, становятся мощным драйвером предпринимательской активности.
Другим важным элементом социального самочувствия военнослужащих, увольняемых в запас, является их самооценка и уверенность в собственных силах [Кожевина 2021]. Эти личностные характеристики играют значимую роль в принятии решения о переходе к предпринимательской деятельности. Военная служба, как правило, способствует формированию высокой самооценки и уверенности в себе у военнослужащих. Приобретенные в процессе службы навыки, опыт управления, ответственность и дисциплина повышают ощущение личной компетентности и готовность к решению нестандартных задач, что создает благоприятную почву для проявления предпринимательской активности. Вместе с тем неудовлетворенность социальным статусом, недооценка заслуг и социальная несправедливость негативно сказываются на самооценке и уверенности военнослужащих. Это, в свою очередь, становится барьером для принятия решения о начале собственного бизнеса, т.к. предприниматели должны обладать высокой степенью уверенности в себе и готовности к риску.
Военная субкультура, сформировавшаяся в рамках армейской среды, оказывает существенное влияние на социальное самочувствие и поведение военнослужащих, увольняемых в запас [Болдырев 2023]. Ключевые традиции и ценности этой субкультуры во многом определяют их дальнейшие жизненные траектории, в т.ч. и переход к предпринимательской деятельности. Для военной субкультуры характерны такие базовые ценности, как дисциплина, иерархичность, подчинение приказам, коллективизм, патриотизм и ориентация на исполнение долга. Эти ценности формируют у военнослужащих особый тип мышления и поведенческие паттерны, которые не всегда органично вписываются в предпринимательскую среду. С одной стороны, такие качества, как высокая организованность, ответственность, исполнительность и командный дух, присущие военнослужащим, способствуют успешному ведению предпринимательской деятельности. Навыки управления, планирования и работы в команде, приобретенные в армии, становятся ценным ресурсом для развития собственного бизнеса. С другой стороны, привычка к иерархическому подчинению, ориентация на выполнение поставленных задач и нередко встречающееся нежелание брать на себя риски препятствуют проявлению инициативы, креативности и предприимчивости - ключевых качеств успешного предпринимателя. Выработка способности эффективно интегрировать опыт службы в армии и предпринимательский стиль мышления становится важным фактором успешности их дальнейшей предпринимательской деятельности.
В современном российском обществе военная служба в значительной мере воспринимается через призму героического и патриотического контекста. Образ военного как защитника Родины, человека с высокими моральными качествами и дисциплиной прочно укоренился в общественном сознании. Вместе с тем нередко наблюдается и негативное отношение к военной службе, связанное с общеизвестными проблемами в армейской среде, такими как дедовщина, неуставные отношения, плохие бытовые условия [Груздев 2020]. Причем не очень важно, насколько эти проблемы актуальны в современности.
Данные общественные стереотипы и предубеждения влияют на самоощущение и социальное самочувствие военных, что, в свою очередь, сказывается на их мотивации к предпринимательской деятельности. Так, позитивный образ военнослужащего может служить дополнительным ресурсом при открытии собственного дела - вызывать доверие, уважение и поддержку со стороны окружающих. В то же время негативные стереотипы создают барьеры в бизнес-среде, порождая недоверие и препятствуя успешной интеграции военных в предпринимательское сообщество.
Методология исследования. Для сбора данных мы провели опрос военнослужащих в запасе, чтобы собрать сведения об их опыте. Опрос проводился через сеть Интернет и по телефону для увеличения охвата респондентов. Для сбора информации использовались структурированные анкеты, разработанные специально для данного исследования.
Различная социализация и адаптация к военной среде являются важными факторами, которые влияют на дальнейшую адаптацию к гражданской жизни после увольнения. Длительность военной службы определяет объем приобретенных профессиональных знаний, навыков и управленческого опыта. Военнослужащие с небольшим стажем в большей степени находятся в поиске своего профессионального пути, тогда как опытные военные обычно имеют более четкие планы относительно своего будущего. В связи с этим в начале исследования мы использовали деление общей выборки на группы по сроку службы.
На последующих этапах общая выборка в соответствии с интересами исследования была разделена иным образом. Для второго этапа - на квартили в соответствии с социальным благополучием, информация о котором была получена на первом этапе. Для завершающего этапа - на квартили в соответствии с интересом к предпринимательской деятельности, информация о котором была получена на втором этапе.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе изучались различные аспекты социального самочувствия военнослужащих в запасе в контексте их готовности к предпринимательской деятельности после завершения военной службы.
Таблица 1
Социальное самочувствие военнослужащих в запасе
Срок службы Общая самооценка Эмоциональное благополучие Стрессоустойчивость Социальная поддержка Материальное положение
До 5 лет 6,5 7,7 6,3 6,2 3,7
5-10 лет 5,7 6,7 5,6 7,1 5,2
10-20 лет 5,3 5,1 4,8 7,4 6,3
Более 20 лет 6 4,2 7,7 6,8 6,7
Результаты исследования показали, что военнослужащие с опытом службы до 5 лет демонстрируют достаточно высокий уровень общей самооценки, что говорит об их уверенности в себе и позитивном восприятии собственных возможностей. Этот уровень самооценки даже превосходит уровень самооценки военнослужащих с более продолжительным опытом службы. Также респонденты данной группы характеризуются высоким уровнем эмоционального благополучия, что предполагает наличие положительного эмоционального фона и психологической устойчивости. Военнослужащие с опытом службы до 5 лет демонстрируют хорошую способность противостоять стрессовым ситуациям, что является важным фактором успешной адаптации к предпринимательской деятельности.
Однако данная группа респондентов имеет средний уровень социальной поддержки, что может быть связано с относительно небольшим сроком службы и менее развитой социальной сетью. Кроме того, военнослужащие с опытом службы до 5 лет демонстрируют невысокий уровень удовлетворенности своим материальным положением, что создает дополнительные барьеры для успешного начала предпринимательской деятельности. Этот показатель ниже, чем у военнослужащих с более продолжительным опытом службы, что соответствует ожиданиям и дополнительно подтверждает валидность полученных данных.
Военнослужащие с опытом службы 5-10 лет имеют средний уровень общей самооценки, что может указывать на некоторую неуверенность в своих способностях. Причиной снижения самооценки может быть относительно большой срок службы, не закончившийся внушительными достижениями вроде высокого звания. Эмоциональное благополучие для данной группы военнослужащих характеризуется высоким уровнем, что предполагает наличие позитивного эмоционального фона и психологической устойчивости. Средний уровень стрессоустойчивости, показанный данной группой военнослужащих, может указывать на необходимость дополнительной подготовки и развития навыков противодействия стрессу для успешной адаптации к предпринимательской деятельности.
Данная группа военнослужащих имеет высокий уровень социальной поддержки, что является важным преимуществом для успешного начала и ведения предпринимательской деятельности. Средний уровень удовлетворенности своим материальным положением, показанный данной группой, может создавать определенные трудности на начальном этапе предпринимательской деятельности, но не является непреодолимым барьером.
Группа военнослужащих с опытом службы 10-20 лет имеет средний уровень общей самооценки, что может свидетельствовать о некоторой неуверенности в своих способностях. Этот уровень самооценки сравним с уровнем самооценки у военнослужащих с опытом службы 5-10 лет и, предположительно, его относительное снижение вызвано схожими причинами. Эмоциональное благополучие у данной группы военнослужащих также имеет средний уровень, что может указывать на наличие эмоциональных трудностей, связанных с долгим пребыванием в военной среде, а также на накапливающиеся возрастные изменения. Средний уровень стрессоустойчивости у военнослужащих данной группы свидетельствует о необходимости дополнительной подготовки и развития навыков управления стрессом для успешной адаптации к предпринимательской среде. Любопытно, что данная группа показывает наиболее низкий уровень стрессоустойчивости из всех рассмотренных групп, но изучение причин этого феномена находится вне рамок запланированного исследования.
Высокий уровень социальной поддержки у данной группы военнослужащих может выступать преимуществом при начале и ведении предпринимательской деятельности. Аналогично, высокий уровень удовлетворенности материальным положением является важным фактором, обеспечивающим более комфортные условия для перехода к предпринимательской деятельности. Этот показатель выше, чем у военнослужащих с меньшим опытом службы.
Военнослужащие с опытом службы более 20 лет имеют средний уровень общей самооценки, что может свидетельствовать о некоторой неуверенности в своих способностях или о взвешенности и осторожности, сопутствующих жизненному опыту. Эмоциональное благополучие у этой группы военнослужащих ниже, чем у групп с меньшим опытом службы, что указывает на наличие серьезных эмоциональных проблем, связанных с долгим пребыванием в военной среде и необходимостью перехода к гражданской жизни. Данный фактор является значительным препятствием для успешной предпринимательской деятельности и требует особого внимания. Военнослужащие с самым большим опытом службы демонстрируют высокий уровень стрес-соустойчивости, что является значительным преимуществом при ведении предпринимательской деятельности. Данная группа военнослужащих имеет высокий уровень социальной поддержки, что является преимуществом в предпринимательской деятельности. Также у них высокий уровень удовлетворенности своим материальным положением.
На следующем этапе исследования была изучена взаимосвязь между уровнем социального самочувствия у военнослужащих, увольняемых в запас, и их отношением к предпринимательской деятельности.
Таблица 2
Интерес к предпринимательской деятельности у военнослужащих в запасе
й о
Социальное самочувств! Намерение Уровень навыков Опыт руководства Готовность к высокой неопределенности Опыт предпринимательск деятельности
Квартиль 1, низкое 2,6 3,8 4,5 4,5 3,1
Квартиль 2 4,2 5,7 5,5 4,9 4
Квартиль 3 6,3 4,8 5,9 6,9 5,2
Квартиль 4, высокое 8,3 7,7 7,6 6,4 5,2
Результаты исследования показали, что военнослужащие, относящиеся к первому квартилю по интегральному уровню социального самочувствия, имеют очень низкий уровень намерения заняться предпринимательской деятельностью. Данный результат частично подтверждает гипотезу, вынесенную в заголовок статьи. Группа первого квартиля имеет низкий уровень навыков,
полезных в предпринимательской деятельности, им не хватает специальной подготовки в сфере предпринимательства. Военнослужащие из первого квартиля также демонстрируют низкий уровень опыта руководства и принятия решений, что ограничивает их возможности эффективно управлять собственным бизнесом и принимать ответственные решения, необходимые для успешного предпринимательства. Данная группа респондентов также характеризуется низким уровнем готовности к высокой неопределенности, присущей предпринимательской деятельности. То, что у этой группы минимальный в исследовании опыт предпринимательской деятельности, неудивительно. Любопытно то, что показатель намерения заниматься бизнесом даже ниже, чем опыт, что указывает на наличие неудачного опыта в данной области, на основании которого эти военнослужащие не испытывают желания к ней возвращаться.
Военнослужащие из второго квартиля по интегральному уровню социального самочувствия демонстрируют умеренное намерение заняться предпринимательской деятельностью. Они обладают некоторой заинтересованностью и готовностью рассмотреть такую возможность, но при этом сохраняют определенные сомнения и опасения. Уровень предпринимательских навыков у этой группы военнослужащих средний. Они обладают определенным опытом и базовыми компетенциями, необходимыми для ведения собственного бизнеса, но при этом требуется дополнительное развитие и совершенствование этих навыков. Опыт руководства и принятия решений у военнослужащих из второго квартиля также средний. Данная группа респондентов характеризуется средним уровнем готовности к высокой неопределенности, присущей предпринимательской среде, что свидетельствует о некоторой адаптированности к изменчивым условиям, но при этом также требуется повышение толерантности к риску. Военнослужащие из второго квартиля имеют некоторый небольшой предпринимательский опыт. Наличие определенных наработок и знаний может служить основой для дальнейшего развития.
Военнослужащие, относящиеся к третьему квартилю по интегральному уровню социального самочувствия, демонстрируют высокое намерение заняться предпринимательской деятельностью. Это указывает на сильную заинтересованность и готовность к открытию собственного бизнеса. Такая позитивная установка является хорошей предпосылкой для дальнейшего развития предпринимательских устремлений. Уровень предпринимательских навыков у этой группы военнослужащих средний, что означает, что они обладают определенными компетенциями, необходимыми для ведения собственного бизнеса, но им еще требуется развитие и совершенствование этих навыков для повышения эффективности предпринимательской деятельности. Их средний уровень опыта руководства и принятия решений является преимуществом, т.к. управленческие компетенции важны для успешного предпринимательства. Данная группа респондентов характеризуется высоким уровнем готовности к неопределенности, свойственной предпринимательской среде, и обладает средним уровнем опыта предпринимательской деятельности.
Военнослужащие, входящие в четвертый квартиль социального самочувствия, имеют сильное желание и готовность начать собственное дело. Их уровень предпринимательских навыков достаточно высок, что говорит о том, что они обладают необходимыми навыками для ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, у них есть опыт руководства и принятия решений, что является важным фактором успешного предпринимательства. Эти
военнослужащие также способны эффективно действовать в условиях неопределенности, что является обязательным условием для ведения успешного бизнеса. Их опыт предпринимательской активности не слишком высок, что согласуется с тем, что до ухода в запас их основным родом деятельности была военная служба.
Результаты первых двух этапов исследования частично подтвердили гипотезу исследования: высокое социальное самочувствие увольняемых в запас военнослужащих влияет на их желание заниматься предпринимательской деятельностью. Заключительный этап посвящен исследованию у военнослужащих ряда ключевых факторов в зависимости от их уровня интереса и мотивации к предпринимательству. Исследование направлено на выявление связи между социальным самочувствием военнослужащих и наличием у них необходимых качеств, навыков и установок, необходимых для эффективной реализации предпринимательского потенциала.
Таблица 3
Факторы успешности предпринимательской деятельности
§ 3 а о
и ю о у * о = & н и £ | 13 и =я
§ а .а с« Я о у а ч О 5 я 3 3 а
си & н и ¡Я ^ £ 8 §
о § о К И 2 н те о ео
о & о ей £ а 5 о о ^ « о 5 а О О а о н £ н а о
Я о и Ч
Квартиль 1, низкое 4,2 4,6 4,8 4,4 2,9
Квартиль 2 5,3 5,3 6 5,4 4,2
Квартиль 3 5,4 6,7 5,8 7 5,5
Квартиль 4, высокое 6,5 7,9 6,4 8,6 6,9
Военнослужащие, входящие в первый квартиль по уровню интереса к предпринимательству, имеют некоторые проблемы, которые могут затруднить их способность успешно заниматься предпринимательской деятельностью, хотя нельзя сказать, что большая часть этих проблем находится на критически низком уровне. Уверенность в себе у этой группы военнослужащих относительно невысокая, что затрудняет их способность принимать решения, рисковать и проявлять инициативу. Мотивация на достижение успеха в этой группе также недостаточно высока, что снижает их готовность прилагать необходимые усилия для реализации предпринимательских инициатив. Настойчивость и целеустремленность на среднем уровне, но ниже, чем у всех остальных групп. Низкие показатели по сетевому взаимодействию и связям указывают на ограниченность полезных для бизнеса социальных контактов военнослужащих из первого квартиля. Они осознают трудности в привлечении необходимых ресурсов и поиске партнеров либо клиентов для ведения успешного бизнеса. Очень низкий уровень доступа к финансовым ресурсам в данной группе является наиболее серьезным препятствием для начала и развития собственного дела.
Военнослужащие из второго квартиля имеют средний уровень уверенности в себе, что положительно влияет на их готовность к риску и принятию решений в предпринимательской деятельности. Средние показатели мотивации на достижение успеха указывают на определенную меру ориентированности на результат и стремления к превосходству, что повышает вероятность того, что они будут прилагать необходимые усилия для реализации предпринимательских инициатив. Средний уровень настойчивости и целеустремленности указывает на то, что данная группа военнослужащих проявляет некоторую последовательность и упорство в достижении своих целей. Средние показатели по фактору социальных связей и сетевого взаимодействия свидетельствуют о том, что военнослужащие второго квартиля обладают определенными социальными контактами и возможностями, открывающими потенциальные возможности для ведения предпринимательской деятельности. Однако достаточно низкий доступ к финансовым ресурсам указывает на трудности данной группы военнослужащих в получении необходимого финансирования для начала и развития собственного бизнеса.
После анализа результатов исследования для военнослужащих, входящих в третий квартиль по уровню интереса к предпринимательству, можно сделать вывод, что их уровень уверенности в себе средний, что говорит о достаточной, но не выдающейся вере в свои способности. Это может быть как преимуществом, так и сдерживающим фактором при принятии рискованных предпринимательских решений. Высокие показатели мотивации к достижению успеха свидетельствуют о том, что военнослужащие третьего квартиля обладают сильной ориентацией на результат и стремлением к превосходству. Средние показатели настойчивости и целеустремленности демонстрируют, что данная группа военнослужащих проявляет определенную последовательность и упорство в достижении своих целей. Высокие показатели по фактору социальных связей и сетевого взаимодействия свидетельствуют о том, что военнослужащие третьего квартиля обладают обширными и эффективными социальными контактами. И наконец, военнослужащие третьего квартиля имеют больше возможностей в получении необходимого финансирования для начала и развития собственного бизнеса по сравнению с группами из первого и второго квартилей.
Группа четвертого квартиля обладает высоким уровнем самоуверенности. Это говорит о том, что они полностью доверяют своим способностям и потенциалу, что является основой для успешного запуска и развития собственного бизнеса. Военнослужащие данной группы отличаются максимально высоким уровнем мотивации к достижению успеха, стремятся к превосходству и готовы приложить все усилия для достижения своих целей. Высокие показатели настойчивости и целеустремленности также характерны для военнослужащих четвертого квартиля. Они не боятся препятствий и не отступают перед ними, а ищут пути их преодоления и продолжают движение к своей цели. Максимальные показатели по фактору социальных связей и сетевого взаимодействия предоставляют им значительные возможности для привлечения необходимых ресурсов, поиска партнеров и клиентов, что крайне важно для предпринимательской деятельности. Эти военнослужащие обладают лучшими возможностями для получения необходимого финансирования для создания и развития собственного бизнеса по сравнению с другими группами, что представляется весьма существенным фактором, подкрепляющим интерес к предпринимательской деятельности.
Заключение. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что
социальное самочувствие военнослужащих, увольняемых в запас, является фактором успешности предпринимательской деятельности. В ходе исследования были выявлены некоторые особенности, связанные с рассматриваемой темой.
1. Уровень социального самочувствия среди военнослужащих, увольняемых в запас, не имеет явной зависимости от срока службы. Военнослужащие из различных диапазонов по данному признаку демонстрируют различное распределение тех или иных характеристик, составляющих социальное самочувствие, однако на втором и третьем этапах исследования представители всех групп по опыту работы присутствовали во всех квартилях.
2. Уровень социального самочувствия имеет значительное влияние на отношение к предпринимательской деятельности и их потенциал для успешного ведения бизнеса. Военнослужащие с более высоким уровнем социального самочувствия обладают значительным потенциалом для успешной предпринимательской деятельности. Они мотивированы, имеют необходимые навыки и опыт управления, готовы работать в условиях неопределенности.
3. Ключевым фактором, влияющим на интерес к предпринимательской деятельности, оказалось материальное положение. Его низкий уровень резко снижает намерение заниматься бизнесом.
4. Доступ к финансовым ресурсам, а также сетевое взаимодействие и связи оказывают существенное влияние на социальное самочувствие и благополучие военнослужащих. Это, в свою очередь, обусловливает более высокий уровень их интереса и мотивации к предпринимательской деятельности.
5. Военнослужащие, обладающие хорошим уровнем социального самочувствия, базирующегося в первую очередь на таких компонентах, как эмоциональное благополучие и общая самооценка, но не имеющие доступа к финансовым ресурсам и контактам, не демонстрируют явный интерес к предпринимательской активности.
Список литературы
Баранова Г.В., Музалевский В.И. 2023. Особенные характеристики социального самочувствия военнослужащих. - Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. № 3-2. С. 214-223. DOI: 10.28995/2073-64012023-3-214-223.
Болдырев А.Н. 2023. Управление развитием организационной культуры современного воинского коллектива. — Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. Т. 23. Вып. 2. С. 163-170. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-2-163-170.
Груздев В.М. 2020. Особенности формирования имиджа современного военнослужащего в российских СМИ (на примере анализа публикаций в «Российской газете» и газете «Коммерсантъ» в 2017—2019 гг.). — Азимут научных исследований: экономика и управление. Т. 9. № 2(31). С. 13-16. DOI: 10.26140/аше-2020-0902-0001.
Калинин М.А. 2020. Факторы удовлетворенности военной службой военнослужащих российской армии: социологический анализ: дис. ... к.соц.н. Пенза: Пензенский государственный университет. 188 с.
Кармадонов О.А. 2022. Профессиональное самочувствие: баланс престижа и пафоса. — Социология. № 3. С. 84-91.
Кифичак Т.Ю. 2024. Актуальное состояние и перспективы регулирования социального здоровья и социального самочувствия военнослужащих. — Социально-гуманитарные знания. № 1. С. 89-92.
Кожевина А.П. 2021. Особенности Я-концепции сотрудников офицерского состава Вооруженных сил Российской Федерации. - Baikal Research Journal. Vol. 12. No. 4. DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).24.
Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д., Ермакова Э.Р. 2021. Социальное самочувствие как отображение социально-экономического неравенства в стране. -Теоретическая и прикладная экономика. № 3. С. 1-13. DOI: 10.25136/24098647.2021.3.36049.
Новиков И.Н. 2021. Профессионально-личностные качества военнослужащих и их влияние на готовность к выполнению служебно-боевых задач. -Научно-педагогическое обозрение. № 4(38). С. 90-98.
Очиртарова Н.Н., Бальжинимаева Е.П. 2022. Сравнительный анализ исследований социального самочувствия в российской науке. - Теория и практика общественного развития. № 10(176). С. 51-56. https://doi.org/10.24158/ tipor.2022.10.6.
Сметанин А.В., Сметанина Л.М. 2021. К вопросу понятия «социальное самочувствие». - Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 230. № 4. С. 312-318.
Смирнов А.И. 2024. Динамика удовлетворенности жизнью военных пенсионеров. - Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. Вып. 1(854). С. 105-112.
Терехова Т. А., Трофимова Е.Л. 2021. Готовность к риску и склонность к новизне предпринимателей в разных социально-экономических условиях. - Baikal Research Journal. Vol. 12. No. 2. DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(2).24.
Ханова З.Г., Позина М.Б. 2020. Тенденции формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности. - Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9. № 3(32). С. 406-409. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0093.
WOLF Konstantin Vladimirovich, Director of the Center for Studying and Monitoring Measures of Social and Economic Support for Industry and Entrepreneurship «Locomotives of Growth», Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected]); ORCID 0000-0003-3360-9448; SPIN code 0; Hirsche Index 0
RAZOV Pavel Victorovich, Dr.Sci. (Soc.), Professor; Professor of the Chair of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation(49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected]); ORCID 00000003-2714-8622; SPIN code 9488-2829; Hirsch Index 7
DROKONOVA Ksenia Evgenievna, 2nd year Master of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected]); ORCID 0000-0003-4087-3941, SPIN code 0; Hirsch Index 0
THE SOCIAL WELL-BEING OF MILITARY PERSONNEL BEING DISCHARGED INTO THE RESERVE AS A FACTOR OF SUCCESS IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITY
Abstract. The article examines the role of the social well-being of military personnel discharged into the reserve in their success in entrepreneurial activity. Entrepreneurship is one of the most effective ways of social adaptation for discharged military personnel, as it requires skills and qualities that are often inherent in the military, such as discipline, dedication, the ability to work in a team and make risky decisions. However, not all military personnel in the reserve are equally well adapted to starting their own business. The social well-being of military personnel discharged into the reserve is an important
aspect that affects their adaptation to entrepreneurial activity. The skills acquired during the service, such as management experience, responsibility and discipline increase the sense of personal competence and readiness to solve non-standard tasks, which creates a favorable ground for entrepreneurial activity. The results of the study conducted by the authors of the article confirm the hypothesis that the social well-being of military personnel discharged into the reserve is a factor of success in entrepreneurial activity. Military personnel with a higher level of social well-being have significant potential for successful entrepreneurial activity. They are motivated, have the necessary management skills and experience, and are ready to work in conditions of uncertainty.
Keywords: social well-being, military personnel in reserve, entrepreneurial activity, stress tolerance, interest in entrepreneurial activity, networking and communications
МАКАРЕНКО Екатерина Игоревна — кандидат исторических наук; доцент кафедры социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) (125319, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 64; [email protected]) КОСТЮК Ирина Владимировна — кандидат технических наук, декан конструкторско-механиче-ского факультета Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) (125319, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 64; [email protected]) МИРОНОВА Татьяна Александровна — старший преподаватель кафедры социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) (125319, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 64; [email protected])
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ
Аннотация. В статье отмечается усиление мер государственной научно-технологической политики в системе подготовки технических кадров. Авторы полагают, что реализация нового механизма организации целевого обучения, основанного на цифровой платформе «Работа в России», проектов «Профессионалитет», «Передовые инженерные школы», ранней профориентации школьников совместно не только с ссузами и вузами, но и с предприятиями позволит обеспечить потребности экономики страны в технических кадрах разного уровня квалификации. Особое внимание уделяется воспитанию социальной ответственности и патриотизма в рядах будущей технической интеллигенции. Ключевые слова: технические кадры, инженеры, целевое обучение, профориентация, цифровизация, социальная ответственность
На встрече президента Российской Федерации В.В. Путина с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) было заявлено об экономике Вооруженных сил, которую необходимо рассматривать как часть экономики всей страны. В этом ключе президент РФ дал поручение «ускорить внедрение современных технологий и инновационных решений для постоянного совершенствования и улучшения тактико-технических характеристик вооружений и техники с учетом опыта их боевого применения»1. Для реализации данного поручения необходимы технические
1 Встреча Президента РФ В.В. Путина с руководителями предприятий ОПК 25 мая 2024 г. Доступ: http://www.kremIin.ru/events/president/transcripts/74115 (проверено 27.05.2024).