Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
население Республики Тыва / трансформация российского общества / социальное самочувствие / индикаторы адаптационного процесса / качество жизни населения / the population of the Republic of Tyva / the transformation of Russian society / social well-being / indicators of the adaptation process / the quality of life of the population

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Татьяна Германовна, Маршак Аркадий Львович

Данная статья посвящена изучению социального самочувствия населения Республики Тыва в условиях изменений, происходящих в социальной, экономической и политической жизни российского общества. Рассматриваются показатели, по которым можно судить об успешности адаптации, социальном настроении и качестве жизни людей, населяющих республику. Дается обоснование методов социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF TYVA IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF RUSSIAN SOCIETY

This article is devoted to the study of the social well-being of the population of the Republic of Tyva in the conditions of changes taking place in the social, economic and political life of Russian society. The indicators by which it is possible to judge the success of adaptation, social mood and quality of life of people living in the republic are considered. The substantiation of the methods of sociological research is given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

Практически такая же ситуация в рассмотрении переезда в другие села, района в рамках республики - во внутрирегиональной миграции. Возможность переезда рассматривает 33,4% - и это наибольший показатель в сравнении с другими группами, не рассматривает 47,9 % (табл. 4).

В данном случае определяющими факторами являются не столько активная жизненная стратегия, хотя она тоже имеет большое значение, сколько финансовый фактор - любой переезд в другой регион или район предполагает наличие минимальных средств, достаточных на проезд, решение жилищных иных бытовых вопросов и питание. Если изначально средств не хватает даже на питание, то финансовых условий для переезда в другой регион в поисках работы просто нет. Таким образом, формируется «круг бедности» или дальнейшее воспроизводство бедности в самой уязвимой подгруппе бедного населения, из которого практически невозможно выбраться.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Голиусова Юлия Вячеславовна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН. г. Москва, Россия. Электронный адрес: ygoliusova@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Goliusova Yulia Vyacheslavovna, Candidate of Sociological Sciences, Leading

Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS. Moscow, Russia. E-mail: ygoliusova@yandex.ru

УДК 316.45 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-14-19

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Анисимова Т. Г., Маршак А. Л.

Аннотация. Данная статья посвящена изучению социального самочувствия населения Республики Тыва в условиях изменений, происходящих в социальной, экономической и политической жизни российского общества. Рассматриваются показатели, по которым можно судить об успешности адаптации, социальном настроении и качестве жизни людей, населяющих республику. Дается обоснование методов социологического исследования.

Ключевые слова: население Республики Тыва, трансформация российского общества, социальное самочувствие, индикаторы адаптационного процесса, качество жизни населения.

SOCIAL WELL-BEING OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF TYVA IN

THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF RUSSIAN SOCIETY

Anisimova T. G., Marshak A. L.

Annotation. This article is devoted to the study of the social well-being of the population of the Republic of Tyva in the conditions of changes taking place in the social, economic and political life of Russian society. The indicators by which it is possible to judge

the success of adaptation, social mood and quality of life of people living in the republic are considered. The substantiation of the methods of sociological research is given.

Keywords: the population of the Republic of Tyva, the transformation of Russian society, social well-being, indicators of the adaptation process, the quality of life of the population.

Изменения, происходящие в российском обществе, в его социальной, культурной, политической жизни детерминируют факторы, влияющие на жизнь каждого региона. Исследование вопроса социального настроения общества, выявили значимость данного показателя в процессе изучения качества жизни населения. Анализ этого феномена показал, что социальное настроение и социальное самочувствие выступают как показатели реакции населения на изменения условий жизни, вследствие влияния на эти условия определенных факторов.

В качестве одного из значимых индикаторов адаптационного процесса в целом и социального настроения в частности целесообразно рассматривать социальное самочувствие.

Как отмечают исследователи, социальное самочувствие формируется под воздействием различных факторов общественной практики людей, непосредственно вплетено в их жизнедеятельность и затем влияет на эту действительность, выражаясь через политическую, экономическую и эмоционально-психологическую удовлетворенность жизнью и обстоятельствами существования этих людей. Оно обусловлено тем, что эмоциональные состояния людей, их поведение зависят от степени разрешаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социальных интересов, преломляющихся через психику, сознание, и определяющих действия индивидов, и социальных групп. Социальное самочувствие концентрирует в своем проявлении ведущие элементы (доминанты) поведения и переживаний людей, превращаясь в важнейшую, а иногда в главную основу их общественной и личной жизни [Круглов, 2002: 17].

Социальное самочувствие населения имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, которая включает в себя совокупность следующих факторов: удовлетворенность своей работой, отношения с сослуживцами, отношения в семье, условия жизни, материальное положение, настроение, состояние здоровья. На основании этих показателей формируется представление о жизненных перспективах: уверенность в завтрашнем дне, социальный оптимизм у одних и чувство неуверенности, пессимизма у других.

Необходимо учитывать, что социальное самочувствие - это особое настроение, определяющее стратегию поведения и, в конечном итоге, качество жизни данного социального субъекта. Социальное самочувствие людей отражается не только в самооценке материального положения и уровня дохода, но и в их эмоциональной реакции на условия своей жизни, в доминирующих чувствах, настроениях. Поэтому содержание социального самочувствия можно охарактеризовать по двум основным аспектам: удовлетворенность условиями жизни (оценка удовлетворенности потребностей физического существования) и социально-психологический комфорт (оценка удовлетворенности потребностей социального существования). Помимо оценки «удовлетворенности условиями жизни» и «социально-психологического комфорта», социальное самочувствие дает представление и о степени социальной активности людей [Лагерев, 1991: 87]. По справедливому замечанию исследователей, в современном российском обществе актуализируется система факторов, оказывающих влияние на социальное самочувствие населения. К таким факторам, систематизированным по критериям сфер жизни общества и социальных институтов, непосредственно соприкасающихся с различными категориями населения, относятся:

- природные (географические, климатические, биосферные) условия, определяющие параметры жизнедеятельности российских регионов;

- экономика как социальный институт, объективно детерминирующий материальное положение личности в обществе;

- политика как социальный институт, оказывающий влияние на самочувствие населения (как политика в сфере образования, культуры населения, так и социальная поддержка, и защита со стороны государства);

- духовные предпосылки формирования социального самочувствия людей, включающие нравственные нормы и их эволюцию в настоящее время, корпоративную культуру и стиль жизни различных слоев населения, их культурный уровень, степень религиозности и специфику этнической конфигурации, распространенность среди различных групп населения аномии и фрустрации;

- система труда и занятости, как одна из основных сфер жизнедеятельности, занимающая особое место среди факторов социального самочувствия населения;

- семья как институт, наиболее непосредственно влияющий на самочувствие, так как именно она является основой формирования всех ценностей общества [Ларичев, 2000: 87]

Подходящим методом исследования структуры факторов является факторный анализ. Этот эффективный метод снижения размерности исходной информации широко применяется в тех случаях, когда сильны взаимосвязи между группами факторов, описывающих явление или процесс. С его помощью строят набор новых компонент, так называемых факторов, которые позволяют аппроксимировать корреляции между исходными компонентами.

Методология социологического исследования предполагает рассмотрение особенностей вышеназванных процессов населения в широком контексте социальных связей с учетом множества объективных и субъективных факторов, воздействующих на социальные группы при реализации ими адаптационных стратегий и практик. В этой связи специалистов прежде всего интересует все что связанно с социальным, духовным и культурным обликом акторов процессов, протекающих среди населения.

Эмпирической базой данного исследования послужили результаты социологического опроса населения Эрзинского района. Люди, населяющие Туву, представляет собой особую социальную когорту, отличающуюся своеобразными, порой уникальными характеристиками.

Именно поэтому социологический анализ, прежде всего эмпирический, с неизбежностью сталкивается с проблемой объективной, научно обоснованной сегментации населения республики, особенно в аспекте оценки степени успешности/неуспешности ее адаптационных стратегий.

В качестве конфликтных признаков, определяющих социальное самочувствие населения, были использованы некоторые вопросы анкеты и соответствующие полярные варианты ответов. Прежде всего, это

Ответы на вопросы, отражающие поведенческие рефлексии акторов как результат их социального самочувствия: Можете ли вы про себя сказать:

«Мне нравится моя сегодняшняя жизнь»;

«Мне кажется, что я ничего не могу и ничего не умею»;

«Я чувствую себя человеком на своем месте»;

«Я часто чувствую сильное одиночество»;

«У меня много интересных дел и некогда скучать»;

«Мне кажется, что я ничего не успеваю»;

«Я уверен, что у меня все получится»;

«Периодически я чувствую себя несчастным, испытываю депрессивное состояние»? С учетом двух альтернатив ответов на эти вопросы мы получаем

16 количественных переменных - вероятностей положительной и отрицательной реакции тех или иных групп населения по комплексу полярных признаков, отражающих их социальное самочувствие:

1) отношение к жизни в данный момент времени (позитивное - негативное);

2) оценка своих способностей (позитивная - негативная);

3) осознание своего места в жизни (позитивное - негативное);

4) чувство одиночества (позитивное - негативное);

5) ощущение занятости (позитивное - негативное);

6) оценка собственных возможностей (позитивная - негативная);

7) чувство оптимизма (позитивное - негативное);

8) чувство депрессии (позитивное - негативное).

Вероятности положительной и отрицательной реакций групп населения по каждому признаку в сумме составляют единицу, поэтому в факторный анализ были включены вероятности ответов по пяти позитивным (мне нравится моя жизнь; у меня много интересных дел; у меня все получится; я на своем месте; учеба - счастливое время) и пяти негативным признакам (чувствую себя несчастным; погружаюсь в невеселые размышления; я одинок; ничего не могу; ничего не успеваю).

Представим результаты факторного анализа графически на плоскости в виде диаграммы, названной Ж.-П. Пажесом «картой Неба» - рисунок 1. «Звездами» на карте Неба являются различные аспекты социального самочувствия. Местоположение каждой «звезды»-признака - ее координаты на карте Неба - однозначно определяется значениями факторных нагрузок («весов»).

чувствую себя несчастным * |

погружаюсь в несчастливые размышления

ничего нЖуспеваю ,

* |

ничего не могу

* I

' сегодня-счастливое время

I *

я на своем месте все полнится | нравитсяйояжизнь ! * ь)ного интересных дел

-■Г,5 -ГО -,5 о"о ,5 1*0 1_5 Главный фактор 1

Рис. 1. Расположение признаков в пространстве социального самочувствия населения («карта

Неба»).

Проведенный факторный анализ по методу главных компонент позволил выявить два базисных латентных фактора, объясняющих соответственно 45,0 и 39,7 % общей дисперсии. Поскольку третья главная компонента объясняет лишь около 5 % общей дисперсии, то можно ограничиться двухфакторной моделью социального самочувствия населения.

Интерпретация главных компонент определяется теми исходными признаками, корреляция которых с ними превышает величины 0,7.

Первая главная компонента, объясняющая большую часть разброса суждений респондентов - ось, вдоль которой элементы выборки размещаются в соответствии с

деятельностными позициями. Вторая главная компонента - ось, дифференцирующая элементы выборочных совокупностей по отношению к духовным переживаниям. Две первые главные компоненты описывают два важнейших измерения пространства (поля) социального самочувствия - соответственно «материальное» (фактор самоосознания) и «духовное» (фактор самоощущения) [Анисимова, 2013: 171-175].

Опираясь на объективные данные социально-экономического развития Республики Тыва и результаты проведенного социологического опроса, с учетом репрезентативности выборки можно констатировать, что в республике наличествует все необходимое для определения социального самочувствия населения.

Для этого имеются развитые социальные институты, система управления и социальная инфраструктура. Несмотря на периферийное расположение региона, население может использовать все средства современных коммуникаций, пользоваться специальными возможностями как регионального, так и федерального уровня. Социальное самочувствие в значительной степени влияет на нежелание большинства населения уехать из региона на другое место жительства.

На социальное самочувствие традиционно влияют культурно-бытовые особенности, характерные для аграрных регионов, их быт и образ жизни. Сохраняя приверженность народным традициям, население Тувы поддерживает социальное самочувствие в состоянии, детерминирующем сохранение чувства национального достоинства. Надо подчеркнуть, что эти процессы всячески поддерживаются властными структурами республики, учреждениями социально-бытового и культурно-досугового направления.

В заключении следует сделать вывод о том, что в Республике Тыва существуют прочные основы для положительного социального самочувствия, что благоприятно сказывается на социально-психологическом климате основных слоев населения. Вместе с тем в деле улучшения социального самочувствия имеются существенные резервы, которые при наличии объективных условий возможно реализовать, опираясь на социально-культурные традиции тувинского народа.

Список литературы:

Круглое, В. В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика / В. В. Круглов, В. В. Борисов. - 2-е изд. - М.: Горячая линия - Телеком, 2002 г. - С. 17.

Лагерев, В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками // В. В. Лагерев. - М., 1991. - 48 с.

Ларичев, О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: учеб. // О. И. Ларичев. - М.: Логос, 2000. С. 129-134.

Шуметов В. Г., Гудова Т. Г. Анализ данных в эмпирической социологии: методы, программное обеспечение, практика / под общ. ред. В. Г. Шуметова. Орел, 2010. - С. 143.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Анисимова Татьяна Германовна, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН. г. Москва, Россия. Электронный адрес: anissimova07@gmail.com

Маршак Аркадий Львович, доктор философских наук, профессор; главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; действительный член Российской академии социальных наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. г. Москва, Россия. Электронный адрес: marshak_al@mail .т

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anisimova Tatyana Germanovna, Doctor of Sociological Sciences, Leading Researcher at the Institute of Sociology of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russia. E-mail: anissimova07@gmail.com

Marshak Arkady Lvovich, Doctor of Philosophy, Professor; Chief Researcher of the Institute of Sociology of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; full member of the Russian Academy of Social Sciences, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Moscow, Russia. E-mail: marshak_al@mail.ru

УДК 316.42 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-19-23

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА1

Орехова И. М.

Аннотация. Статья подготовлена на основе данных исследования в Республике Тыва. Автор анализирует применения информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и степень их доступности для населения. Показателем уровня технологической подготовленности населения выбрано использование респондентами сети Интернет.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет, технологические компетенции населения, пользователь Интернета, профессиональная структура.

TECHNOLOGICAL COMPETENCES OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC

OF TUVA

Orekhova I. M.

Annotation. The article is prepared on the basis of research data in the Republic of Tyva. The author analyzes the use of information and communication technologies in everyday life and the degree of their accessibility for the population. The use of the Internet by respondents was chosen as an indicator of the level of t

Keywords: Information and communication technologies; the Internet network; technological competencies of the population; Internet user; professional structure.

В исследовании изучались элементарные технологические компетенции населения, чтобы определить уровень его готовности к изменяющимся условиям функционирования различных сфер жизнедеятельности. В настоящее время одним из таких условий является пандемия коронавируса, когда многие производственные структуры и организации практикуют дистанционный формат занятости. Наряду с этим стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности и перспективы на рынке труда, поэтому так важен всесторонний анализ применения этих технологий в повседневной жизни и степени их доступности для населения.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 20-511-44011МОНГ_а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.