Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / Интернет / технологические компетенции населения / пользователь Интернета / профессиональная структура / Information and communication technologies / the Internet network / technological competencies of the population / Internet user / professional structure

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орехова Инесса Михайловна

Статья подготовлена на основе данных исследования в Республике Тыва. Автор анализирует применения информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и степень их доступности для населения. Показателем уровня технологической подготовленности населения выбрано использование респондентами сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL COMPETENCES OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF TUVA

The article is prepared on the basis of research data in the Republic of Tyva. The author analyzes the use of information and communication technologies in everyday life and the degree of their accessibility for the population. The use of the Internet by respondents was chosen as an indicator of the level of technological preparedness of the population.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anisimova Tatyana Germanovna, Doctor of Sociological Sciences, Leading Researcher at the Institute of Sociology of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russia. E-mail: anissimova07@gmail.com

Marshak Arkady Lvovich, Doctor of Philosophy, Professor; Chief Researcher of the Institute of Sociology of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; full member of the Russian Academy of Social Sciences, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Moscow, Russia. E-mail: marshak_al@mail.ru

УДК 316.42 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-19-23

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА1

Орехова И. М.

Аннотация. Статья подготовлена на основе данных исследования в Республике Тыва. Автор анализирует применения информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и степень их доступности для населения. Показателем уровня технологической подготовленности населения выбрано использование респондентами сети Интернет.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет, технологические компетенции населения, пользователь Интернета, профессиональная структура.

TECHNOLOGICAL COMPETENCES OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC

OF TUVA

Orekhova I. M.

Annotation. The article is prepared on the basis of research data in the Republic of Tyva. The author analyzes the use of information and communication technologies in everyday life and the degree of their accessibility for the population. The use of the Internet by respondents was chosen as an indicator of the level of t

Keywords: Information and communication technologies; the Internet network; technological competencies of the population; Internet user; professional structure.

В исследовании изучались элементарные технологические компетенции населения, чтобы определить уровень его готовности к изменяющимся условиям функционирования различных сфер жизнедеятельности. В настоящее время одним из таких условий является пандемия коронавируса, когда многие производственные структуры и организации практикуют дистанционный формат занятости. Наряду с этим стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности и перспективы на рынке труда, поэтому так важен всесторонний анализ применения этих технологий в повседневной жизни и степени их доступности для населения.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 20-511-44011МОНГ_а.

Показателем уровня технологической подготовленности населения, безусловно, можно считать использование им сети Интернет. В анкету исследования для определения этого уровня были включены два вопроса:

- «Есть ли у Вас компьютер, смартфон, планшет, подключённый к Интернету?»;

- «Что Вы чаще всего делаете в Интернете?»

Количество пользователей интернета в Туве составляет 78,3%. Эта цифра практически равна такому же показателю по России в целом - 81,0%. Строго говоря, в Туве 78,3% респондентов имеют гаджеты, подключённые к интернету. Поэтому, говоря о том, что эти респонденты являются пользователями сети «Интернет», мы делаем определённое допущение. 19,7% респондентов не имеют такого рода гаджетов. И в этом случае нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью, что все они не пользуются интернетом. Кто-то из них может использовать интернет на работе или пользоваться компьютером родственников, друзей, знакомых и т. д. Поэтому, по нашему мнению, цифра 78,3% пользователей интернетом несколько условна, но в целом отражает реальное положение вещей. В дальнейшем анализе мы будем исходить из того, что определения «владелец компьютера, смартфона, планшета с выходом в интернет» и «пользователь интернетом» - синонимы.

В Туве наблюдается чётная корреляция между численностью пользователей интернетом и их возрастом (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение по возрасту пользователей интернетом, %

Есть ли компьютер, смартфон, планшет, подключённый к интернету Возраст респондентов (лет)

18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и старше

да 95,3 91,0 88,5 74,4 57,5 31,0

нет 2,7 8,0 9,8 22,9 59,8 68,2

До возрастной группы «45-54» число пользователей интернетом плавно росло в среднем на 5% от одной возрастной группы к другой. Затем разница между возрастными группами начала резко увеличиваться. Это привело к перераспределению количества пользователей уже внутри самих возрастных групп. Если до возрастной группы «55-64» количество пользователей значительно превышало количество тех, кто не использует интернет, то в возрастной группе «55-64» эти цифры сравнялись, а в возрастной группе «65 и старше» количество не использующих интернет превысило количество пользователей в 2,2 раза.

Структура занятий в интернете гораздо менее зависима от возрастных характеристик пользователей. Основными занятиями пользователей всех возрастов остаются «общение» и «поиск информации». Возрастная группа «18-24» выделяется использованием различных развлекательных сайтов. Пользователи старших возрастов практически не пользуются интернетом по поводу работы (информация о работе или учёбе, поиск работы и сама работа непосредственно) и покупок. Словом, возрастные отличия занятий в интернете оказались вполне предсказуемы. Место жительства респондентов на структуру занятий в интернете не оказывает никакого влияния. Что касается пола пользователей, обращает на себя внимание единственный факт - женщины в отличие от мужчин практически не играют в онлайн-игры.

Вопрос 20 анкеты исследования позволил определить круг интересов пользователей интернета. Результаты представлены в табл. 2. Респонденты могли отметить несколько занятий.

Таблица 2

Занятия респондентов в интернете, % _

Занятия Количество респондентов

Общение

общаюсь в социальных сетях/мессенджерах 62,6

пользуюсь электронной почтой 29,1

Получение информации

узнаю информацию о республике, городе, селе 51,9

читаю новости, смотрю беседы, интервью 47,9

ищу информацию для учебы/ работы 30,4

ищу информацию для саморазвития, дополнительного обучения 21,3

узнаю, как провести время/ организовать досуг 5,5

Развлечения

смотрю развлекательные, спортивные передачи, кино 25,8

слушаю и скачиваю музыку 21,4

смотрю/ слушаю/ читаю блогеров 15,4

играю в онлайн-игры 9,3

Работа

работаю 15,2

пытаюсь заработать деньги 7,3

Поиски, покупки

захожу, чтобы что-то купить, заказать 17,8

ищу работу 14,2

По данным таблицы 7 большинство респондентов - 62,6% - используют интернет для общения в социальных сетях. Второе место занимает получение различной информации - для этого пользуются интернетом более половины опрошенных. Популярностью пользуются также развлекательные сайты. Нужно отметить, что результаты, полученные в исследовании, почти полностью совпадают с аналогичными результатами опроса Росстата. Задачей опроса было выявить, с какой целью россияне чаще всего пользуются Интернетом. Опрос показал следующее: 62% россиян используют Интернет для общения в социальных сетях; половина опрошенных пользуются сетью для чтения статей и новостей, то есть для получения информации; фильмы, игры и музыку в Интернете скачивают 36% участников опроса.2 На основании этих данных можно сделать вывод, что большинство пользователей Интернета относятся к дилетантам, то есть людям, занимающимся какой-либо деятельностью без профессиональных знаний и подготовки. Причём, такое положение вещей характерно как для Тувы, так и для России в целом.

Уровнем выше находятся пользующиеся Интернетом для поиска работы. В Туве таких пользователей 14,2%, в России в целом по данным Росстата - около 30%. Для такого поиска уже нужно иметь определенные знания и умения. Например, умение составить грамотное резюме и правильно разместить его на сайте. В исследовании размещали резюме на сайтах поиска работы 25,2% респонентов (не размещали 72,0%).

2 Росстат показал, для каких целей россияне пользуются интернетом // РИА Новости, 05 мая 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190505/1553266648.html (дата обращения: 12.07.2021 г.)

Обращает на себя внимание расхождение почти в два раза в количестве использующих Интернет для поиска работы (14,2%) и разместивших для этого резюме (25,2%). Здесь сыграл роль временной фактор. Формулировка вопроса о резюме - «Было ли когда-нибудь на сайтах поиска работы размещено Ваше резюме?» - не ограничивало респонентов временными рамками. Тогда как вопрос о занятиях в Интернете относится к настоящему времени. Причины того, что респоненты никогда не размещали свои резюме в Интернете, следующие:

- не искал работу - 25%;

- не искал работу таким способом - 50,3%;

- не умею - 13,2%.

Последняя цифра служит подтверждением вывода о том, что поиск работы в интернете требует определённых знаний и умений.

На еще более высоком уровне находятся респоненты, работающие в Интернете -таких в исследовании 15,2%. С большой долей вероятности можно предположить, что эти респоненты в настоящее время делают это вынужденно в силу внешних обстоятельств, то есть работают удаленно из-за пандемии коронавируса. По результатам опроса, который провел сервис «Работа.ру» в России в настоящее время работают удаленно через Интернет 14% занятых3. И число это постоянно сокращается с постепенной отменой ограничительных мер против пандемии. Между тем, первоначально вынужденная удаленная работа через Интернет становится популярной. В Министерстве труда России считают, что удаленная работа будет востребована даже после снятия всех ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса. Совмещение занятости в офисе и на дому будет обычным, а соотношение этих двух форматов занятости - оптимальным. В Туве на вопрос - «Могли бы Вы работать удалённо?» - респонденты ответили следующим образом:

- да - 33,5%;

- скорее, да - 20,1%;

- скорее, нет - 13,9%;

- нет - 24,9%.

В целом по стране по данным опроса сервиса «Работа.ру» больше всего дистанционных работников в сфере 1Т-технологий - 16%. По 13% опрошенных работают удаленно в сфере образования и торговли. Каждый десятый удаленный сотрудник занимается маркетингом, рекламой и пиаром. В Туве по данным исследования перспективы удалённой работы достаточно высоки - скорее всего согласились бы работать удалённо более половины респондентов (53,6%). Больше всего респондентов, согласных работать удалённо в сфере образования (30,0%), финансов (20,8%) и права (18,7%). В области ^-технологий доля таких респондентов составляет 3,2% от общего количества имеющих профессию. Однако внутри самой профессиональной группы специалистов могли бы работать удалённо практически все сто процентов респондентов. Профессиональная структура согласных работать удалённо позволяет сделать, по крайней мере, два обоснованных вывода. Во-первых, наибольшее количество респондентов, считающих возможным для себя работать удалённо, имеют профессию, которая позволяет им работать дома. Во-вторых, работать удалённо они могли бы именно по уже имеющейся у них специальности.

Наконец, еще одну группу пользователей с определенной долей приближения можно было бы назвать профессионалами. В эту группу входят 7,3% респонентов, которые отметили, что пытаются заработать деньги через Интернет. Инструментарий исследования не позволяет детально определить, какие действия в Интернете предполагает позиция «заработать деньги через Интернет». Можно предположить, что

3 Названа доля работающих на удаленке россиян // Лента.ру, 27 января 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2021/01/27/udalenrab/ (дата обращения: 12.07.2021 г.)

это фриланс, финансовые операции на бирже и т.п. Но эта группа слишком малочисленна, чтобы скорректировать общую структуру использования интернет-русурсов.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Орехова Инесса Михайловна, старший научный сотрудник Центра исследования социальной структуры и социального расслоения, Институт социологии ФНИСЦ РАН. Москва, Россия. Электронный адрес: 22376369@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Orekhova Inessa Mikhailovna, Senior Researcher at the Center for the Study of Social Structure and Social Stratification, Institute of Sociology of the Federal Research Research Center of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russia. E-mail: 22376369@mail.ru

УДК 316.473 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-23-26

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА И ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ1

Кефели В. Б.

Аннотация. Работа посвящена сравнительному анализу мнений жителей городского и сельского населения Республики Тыва по проблемам, значительно влияющим на качество их жизни Цель работы - получение количественных оценок основных проблемных аспектов жизни в городе и селе. Достигнутые результаты дают возможность сравнить мнения городских и сельских жителей по волнующим их многочисленным проблемам, в т. ч. по вопросам жизнеобеспечения, экологии, доступности медицинской помощи, образования, жилищных условий, транспорта, инфраструктуры мест проживания и т.д.

Ключевые слова: социально-экономический кризис, уровень жизни, проблемы городского и сельского населения, причины беспокойства, социальная напряженность.

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE REPUBLIC OF TYVA AND THE PUBLIC MOOD OF THE POPULATION

Kefeli V. B.

Annotation. The work is devoted to a comparative analysis of the opinions of residents of the urban and rural population of the Republic of Tyva on problems that significantly affect the quality of their life. The purpose of the work is to obtain quantitative estimates of the main problematic aspects of life in the city and village. The achieved results make it possible to compare the opinions of urban and rural residents on numerous issues of concern to them, including on issues of life support, ecology, access to medical care, education, housing conditions, transport, infrastructure of places of residence, etc.

Keywords: socio-economic crisis, standard of living, problems of urban and rural population, causes of anxiety, social tension

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 20-511-44011МОНГ_а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.