Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
Тува вчера, сегодня, завтра
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
(по материалам опроса жителей сел и городов)
С. П. Татарова
(Восточно-Сибирский государственный институт культуры,
г.Улан-Удэ)
Изменения в системе ценностных ориентаций, культурных предпочтений населения в постсоветской России очень актуальны для современного научного знания. В статье анализируются ценностные ориентации жителей Республики Тыва (субъекта России) в целом и в разрезе поколенческих особенностей, мнения жителей сел и городов.
Материалом анализа стали результаты авторских исследований «Современное состояние функционирования учреждений социально-культурной сферы Республики Тыва и их роль в профилактике актуальных проблем общества» (2011) и «Сельская культура Республики Тыва» (2011-2012). В проведении исследований принимали участие студенты Тувинского филиала Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.
Результаты исследований показали, что в системе ценностных ориентаций жителей Тувы есть некоторые различия между сельчанами и горожанами, а также между разными поколениями. У горожан среди витальных ценностей более всего важны ценности: у старшего поколения — здоровья, личной безопасности, удачи в делах; у молодежи — здоровье, деньги, удача в делах. Среди социальных ценностей наиболее важны: для старшего поколения — уважение окружающих, порядочность, благоприятные отношения в семье; для молодежи — уважение окружающих, хорошие отношения с друзьями, искренность. Для сельчан наиболее важными ценностями являются: семья и здоровье.
Исследование видов досуговых занятий городского населения Тувы показало, что лидирующие позиции среди них занимают: общение с друзьями, семьей, просмотр телевизионных программ, выезд на природу. Полученные результаты несколько разнятся с данными по иерархии досуговых занятий в других регионах России и в стране в целом. Вызывает опасения тот факт, что сегодня семейно-бытовая среда, в том числе городская, нередко демонстрирует обедненные формы досуга.
Исследования показали, что иерархия популярности телевизионных программ для сельского и городского населения практически идентична: большинство предпочитает
20
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
смотреть новостные программы, музыкальные передачи, криминальные хроники. У населения Кызыла (столицы Тувы) одинаково востребованы как российские, так и зарубежные программы, но при этом молодежь больше предпочитает зарубежные. Подобный канал вестернизации не может не волновать. Поэтому необходима четкая социальная, культурная политика региона; значимая роль в реализации политики должна отводиться учреждениям культуры и средствам массовой коммуникации.
Ключевые слова: Тува; ценностные ориентации; городские жители; сельские жители; система ценностей; поколения Тувы
Введение
Доминирующие в обществе ценности выступают главным элементом культуры, важным фактором, детерминирующим мотивацию и поведение субъектов культуры, членов общества. Культура как система субъективных смыслов, ценностных ориентаций и одновременно как духовный потенциал предопределяет вектор и границы поведения субъектов в обществе. На сегодняшний день существует множество публикаций, в которых даются разнообразные классификации ценностей (Алексеева, 1984; Бойков, 2004; Давыдова, 2012). Многие авторы совокупность доминирующих в социуме ценностей, в основе которых лежат потребности людей, подразделяют на: витальные, социализационные, смысложизненные, экзистенциональные (см. напр.: Теория культуры ... , 2007: 100-102). Вся совокупность ценностей определенным образом иерархизирована: одни имеют большую значимость для личности, другие — меньшую. На вершине иерархии может находиться одна или несколько основных, жизнеопределяющих базовых ценностей. В результате на индивидуальном уровне преобладающие ценности выступают основой мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни.
Переоценка духовных ценностей в период происходящих социальноэкономических изменений в постсоветской России повлияла на массовое сознание и общественное мнение всех групп населения, на формирование духовного мира и культурных ценностей жителей. Изучению ценностей различных групп населения посвящено достаточное количество исследований как в Республике Тыва, так и в других регионах России (Воронов, 2013; Макарова, 2013; Монгуш, 2012; Хольшина, Бутанаев, 2011).
Целью данной статьи является сравнительный анализ доминирующих ценностей городского и сельского населения разных поколений национальной республики — Республики Тыва (Тувы), а также определение
21
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
превалирующих видов досугового времяпрепровождения на современном этапе развития тувинского общества.
Ценности горожан и сельчан разных поколений
Эмпирическую основу данной работы составили результаты исследования «Современное состояние функционирования учреждений социально-культурной сферы Республики Тыва и их роль в профилактике актуальных проблем общества» (апрель 2011 г.) (Татарова, 2012), а также исследование «Сельская культура Республики Тыва» (ноябрь 2011 г. — апрель 2012 г.), проведенных по заказу Министерства культуры Республики Тыва, Республиканского центра Народного творчества республики.
Оба исследования подготовлены и проведены под руководством автора статьи — д. социол. н., профессора С. П. Татаровой. Первое исследование проведено студентами 331 группы Тувинского филиала Института социально-культурной деятельности Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств обучающихся по специальности «Менеджмент социально-культурной деятельности», в рамках учебной дисциплины «Лаборатория социологического исследования». Обработка данных была проведена студентами этой же группы. Программу для обработки первичных социологических данных, а также выявления корреляционных зависимостей подготовил студент филиала, обучающийся по специальности «Прикладная информатика» Сурэн Аракчаа. Исследование «Сельская культура Тывы» было проведено в районах республики студентами и выпускниками филиала. Благодаря большой организационной и координационной работе директора филиала В. А. Кошкар-оол материалы исследования были собраны оперативно и качественно. Обработку первичного материала провели студенты 3 курса, обучающиеся по специальности «Менеджмент социально-культурной деятельности». Анкета была составлена на русском языке и в случае возникновения затруднений при ее заполнении, анкетеры давали респондентам необходимые пояснения.
Результаты нашего опроса показали, что превалирующими в системе ценностных ориентаций жителей Республики Тыва остаются незыблемые общечеловеческие ценности (семья, здоровье, порядочность, доброта и т. д.). Рассмотрим популярность некоторых из них в оценках городского и сельского населения согласно приведенной выше классификации. Поскольку система ценностей была по-разному представлена в анкетах для городского и сельского массива (в анкетах для сельского населения был приведен сокращенный перечень ценностей, поскольку изначально не
22
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
предполагалось сравнительное исследование по данному разделу анкеты), результаты, полученные в ходе опроса, рассмотрим порознь.
По результатам исследования очевидно, что среди витальных ценностей у горожан на первом месте находится ценность здоровья. Далее, по убывающей в пятерке лидеров: «деньги», «удача в делах», «личная безопасность», «собственное “Я”» (см. диагр. 1).
Диаграмма 1. Витальные ценностные ориентации респондентов-горожан, в %
Chart 1. Vital values of urban respondents, %
В ситуации интенсивных политических, экономических и социальнокультурных изменений мир человеческих ценностей становится изменчивым и противоречивым. Для того, чтобы делать выводы о направленности и интенсивности протекающих процессов, необходимо иметь возможность сравнивать, сопоставлять систему ценностей разных поколений.
Так, сопоставляя витальные ценности двух полярных поколений (поколения молодежи до 20 лет и поколения в возрасте 51- 60 лет), принимавших участие в нашем исследовании, мы видим, что для людей зрелого возраста иерархия ценностей выстроилась в следующем порядке: «здоровье», «личная безопасность», «удача в делах», «деньги», «собственное “Я”». Тогда как для молодого поколения это стали: «здоровье», «деньги»,
23
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
«удача в делах», «слава», «собственное “Я”». Причем, очевидно, что отрыв в значимости ценностей для разных возрастных категорий, довольно, ощутим (см. диаг. 2).
Диаграмма 2. Выбор витальных ценностей у двух поколенческих групп, в % Chart 2. Vital values as selected by two generation groups, %
Рассматривая социализирующие ценностные ориентации, касающиеся поведенческих реакций, системы общения и взаимодействия (иначе они могут быть названы интеракционистские), получаем следующую картину. В целом по выборке для городского населения пятерка лидеров выглядит следующим образом: «уважение окружающих», «порядочность», «благоприятные отношения в семье», «хорошие отношения с друзьями», «чистая совесть» (см. диагр. 3).
24
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
Диаграмма 3. Интеракционистская система ценностей городских респондентов,
в %
Chart 3. An interactionist system of urban respondents’ values, %
Сравнение показателей разных возрастных категорий городского населения показывает, что молодежь в качестве приоритетных для себя выбирает: «уважение окружающих», «хорошие отношения с друзьями», «искренность», «порядочность», «чистая совесть». Люди старшей возрастной категории выделили в качестве приоритетных следующие: «порядочность», «благоприятные отношения в семье», «чистая совесть», «уважение окружающих», «хорошие отношения с друзьями», «искренность» (см. диагр. 4).
25
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
Диаграмма 4. Корреляция ценностей взаимодействия горожан — представителей
двух поколений, в %
Chart 4. A correlation between interaction values of two generations of urban
respondents, %
Хорошие отношении с
Друзьями
Уважение окружающие Чистан совесть
Власть
Блатоприятные отношения в семье
Искренность
Порядочность
■ до20 лет □51-60 лет
Так, очевидно, что, несмотря на одинаковый ценностный набор для представителей разных возрастных групп, иерархичность ценностей все же различна. В связи с этим можем отметить, что личностная система ценностей претерпевает различные изменения под влиянием различных факторов на протяжении всей человеческой жизни. На жизненные ориентации личности существенное влияние оказывает система существующих общественных изменений, преобладающих в обществе ценностей, идеалов, образцов поведения и т. д., заставляя даже зрелых людей пересматривать свое жизненного кредо.
Говоря о следующей группе ценностных ориентаций, можем отметить, что показатели выбора респондентов-горожан, как в целом по выборке, так и с учетом возрастных характеристик, имеет одинаковый вектор выбора. Даже если процентные показатели несколько и рознятся, тем не менее, наблюдаются единые тенденции построения ценностной иерархии (см. диагр. 5).
26
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
Диаграмма 5. Смысложизненная система ценностей в ответах городских респондентов разных возрастных групп, в %
Chart 5. A system of values related to the meaning of life as articulated by urban
respondents from two age groups, %
Несколько иначе система ценностных ориентаций была представлена в анкете для сельского населения. В результате было выяснено, что наиболее важными ценностями для сельских респондентов являются: «семья» — 81,5% и «здоровье» — 60,5%. Практически одинаковое число респондентов выбирают в числе приоритетных такие ценности, как «работа» — 47,8% и «дети» — 46,3%. Следующие строчки рейтинга по убывающей занимают: «финансовая независимость» — 26,6%, «свобода» — 18,1%, «слава» — 7,8%, «власть» — 5,8%.
Таким образом, глядя на ценности, составляющие ядро для сельских жителей, обнаруживаем, что в целом, независимо от вида поселения респонденты в качестве приоритетных избирают: здоровье (для горожан — 65,2%, для сельчан — 60,5%), «семья» для сельских жителей (81,5%), для городских — «благоприятные отношения в семье» (65%).
Виды досуговых занятий
Система базовых ценностей вырабатывается культурой, которая в той или иной мере осваивается каждым новым поколением. В жизни человека ценности играют важную регулятивно-ориентировочную роль. Наличие общепринятых ценностей позволяет каждой личности в ходе
27
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
своего развития присваивать выработанные данной культурой базовые ценности, которые становятся важнейшими детерминантами поведения. Именно ценности предопределяют систему жизненных ориентиров, поступки и действия человека, его круг общения, выбор досуговых занятий, уровень культурных запросов и т. д.
С высокоразвитыми культурными потребностями связан главный вектор развития общества. У культурного человека выше требования к качеству благ и услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями, он стимулирует активность и ответственность профессиональных работников культурно-досуговых учреждений, вынуждает обогащать формы и методы, содержание их работы. Такой человек нередко и сам выступает в роли организатора досуговых мероприятий и дел, проявляет свою гражданскую позицию, свою социальную активность в различных объединениях, организации и проведении акций и т. д.
Исследование видов досуговых занятий городского населения Тувы показало, что лидирующую позицию среди них занимает «общение с друзьями, семьей» (48,6%), «просмотр телевизионных программ» (37,2%), «выезд на природу» (23,5%), «занятие спортом» (22,7%), «прослушивание музыки» (21,5%), «самообразование» (21,5%).
Из опроса сельских респондентов, очевидно, что половина из них посвящают свое свободное время просмотру телевизионных программ
— 50,5% опрошенных. Отрадными для них оказываются такие виды занятий, как общение с друзьями, семьей — 67,4 %. Около четверти респондентов указали на наличие хобби — 20,4%. Все остальные виды занятий, предложенные в перечне анкеты, оказались не столь популярны. Так, меньше четверти голосов набирают такие виды занятий, как чтение
— 18,2%, посещение учреждений культуры — 16,6%, занятие спортом — 16,3%, прослушивание радио, музыки — 15,3 %, занятие самообразованием — 14,9%, благоустройство жилья — 14,3%, посвящают свое время работе на приусадебном участке — 12,9%. Все остальные виды досуговых занятий оказываются еще менее значимыми. Таким образом, виды занятий сельчан в свободное время мало отличаются от распространенного досугового времяпрепровождения горожан.
Анализируя данные по предпочтениям досужего времяпрепровождения населения республики, можно отметить, что в некоторой степени полученные результаты несколько разнятся с данными по иерархии досуговых занятий в других регионах и в стране в целом. Так, в большинстве регионов на протяжении уже многих десятилетий лидирующую позицию
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
в досуговых предпочтениях занимает просмотр телевизионных передач. Так, в 1998 г. по материалам ВЦИОМ отмечается, что по сравнению с предыдущим годом каждый третий стал смотреть телевизор чаще. Из данных Л.С. Жарковой, в 2000 г. в числе досуговых предпочтений просмотр телевизионных передач и фильмов занимал первое место для 60-68,4% респондентов в различных возрастных группах (Жаркова, 2000: 12). Результаты исследований С. П. Татаровой, проведенные в 1997-1998 гг. в Республике Бурятия, продемонстрировали, что наиболее популярным занятием для жителей этой республики явился просмотр телевизионных программ — так ответили 69,7% (Татарова, 1998: 28-31). Исследование «Культурные процессы, духовные потребности и интересы, культурное обслуживание населения Республики Бурятия», проведенное автором данной статьи в составе исследовательского коллектива в 2003 г. показало, что уже 84,42% опрошенного населения Республики Бурятия ежедневно посвящают свое свободное время просмотру телевизора (Татарова, 2004: 59-91). Логично предположить, что сложившаяся тенденция еще более укрепилась в современном российском обществе.
Поэтому уже тот факт, что лишь чуть более трети респондентов — жителей г. Кызыла и половина сельских опрошенных респондентов выбрали позицию «смотрю телевизионные программы», уже сам по себе является благоприятным показателем проведения досужего времени, а также демонстрацией отсутствия патологической зависимости населения от «голубого» экрана. Второй приятной неожиданностью стало то, что просмотр ТВ не является лидирующим досуговым времяпрепровождением для населения Тувы, уступая место общению с друзьями и в кругу семьи. Кроме того, такие виды занятий как выезд на природу, занятия спортом и самообразованием, идущих «нога в ногу» по своим показателям, показывают, во-первых, разнообразие занятий горожан, во-вторых, направленность досуга на активные формы.
При этом весьма низок интерес к проведению досуга в учреждениях культурно-досуговой сферы. Так, показатель ответов «посещаю досуговые учреждения» составил лишь 12,1% от числа опрошенных городских и 16,6% сельских респондентов, что показывает не вполне высокий уровень популярности данного вида занятия.
Телевизионные предпочтения
Несмотря на то, что просмотр телевизионных программ не стал лидирующим видом занятия среди опрошенных жителей Тувы, важно то, что сегодня нередко семейно-бытовая среда, особенно городская, стано-
29
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
вится рассадником примитивных вкусов и запросов, агрессивного стремления к насаждению этого примитивизма в дворовом окружении, на улицах. Подрастающее поколение при неблагоприятных условиях может воспроизводить чрезвычайно обедненные формы досуга и простейшие виды культурной деятельности. На формирование высокоразвитого художественного вкуса, духовных интересов и запросов населения, стержня будущих установок подрастающего поколения, на привитие навыков культурной деятельности могут оказывать большое влияние средства массовой информации. Поэтому СМИ, формирующие не только общественное мнение, но и художественные вкусы, и создающие жизненные принципы, требуют к себе особого внимания.
Однако с другой стороны, с каждым годом растет уровень информационной опасности в обществе. Наша жизнь все больше становится зависимой от информации, мы все чаще используем информационные технологии, и все меньше возможностей имеем для сопротивления негативному информационному потоку, который ежедневно обрушивается на нас. Самой незащищенной аудиторией, лишенной иммунитета к негативному влиянию информации, признается молодежь. СМИ часто бесконтрольно тиражируют негативные идеалы и ценности жизни, агрессивность; активно пропагандируют нездоровый образ жизни, сексуальную распущенность, легкое и беззаботное времяпрепровождение.
В свете сказанного, проанализируем рейтинг телепрограмм, наиболее востребованных жителями Республики Тыва. Одной из важных проблем на селе, связанных с удовлетворением духовных потребностей населения, остается «утоление» информационного голода жителей. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации — телевидения, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых духовных потребностей. Стоит отметить, что изменилось также сознание и поведение сельчан, что выработало у них особый образ жизни и специфическую реакцию на происходящие в обществе процессы.
Наиболее ярко это отражается в приоритетности телевизионных программ, потребляемых сельскими жителями. Как стало очевидно из опроса, особой популярностью у сельчан пользуются новостные программы. Предпочтение им отдали больше половины опрошенного населения — 63,3%. Кроме того, определенной популярностью у сельского населения Республики Тыва пользуются такие программы как: научно-
30
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
познавательные передачи — 24,8%; беседы в прямом эфире — 18,2%; общественно-публицистические передачи — 15,7%; передачи для деловых людей — 11,1%. Данный набор программ символизирует о высокой потребности сельчан в современной и актуальной информации о происходящих в обществе проблемах, о стремлении быть в курсе событий в стране, регионе, районе.
Стоит отметить при этом, что рейтинг развлекательных программ у сельского населения достаточно разнообразен. Так, по степени убывания предпочтений расположились такие телевизионные программы: музыкальные передачи — 31,8%; многосерийные российские телесериалы — 29,2%; зарубежные фильмы и телесериалы — 28,9%; передачи о здоровье — 27,5%; спортивные передачи — 26,6%; криминальные происшествия — 24,2%.
Несколько неожиданным оказался низкий рейтинг у передачи о приусадебном хозяйстве — 9,6%, хотя и вполне объяснимым в связи с традиционным кочевым образом жизни тувинцев и относительно малым сроком их оседлостью. Также невысоким уровнем популярности отличаются передачи «игры, лотереи, викторины» — 8,5%; религиозные передачи — 5,6%.
Иерархия популярности программ для сельского и городского населения практически идентична. Так, опрос городского населения показал, что с большим отрывом лидирует программа новостей (72,9%). Кроме того, пятерку лидеров занимают: музыкальные программы (34,4%), криминальная хроника (32,4%), передачи о здоровье (28,7%) и научнопопулярные программы (27,5%).
На наш взгляд, такой расклад показывает повышенный интерес жителей республики к происходящим событиям в регионе, стране и мире, высокую познавательную активность граждан, а также стремление к повышению своего культурного уровня и самообразования.
С небольшой уступкой лидерам выбирались позиции «спортивные передачи» и «зарубежные фильмы и телесериалы». В связи с этим, пытаясь выявить приоритетность запросов, касающихся отечественного и зарубежного кинематографа и телевидения, нами был сформулирован вопрос для горожан, касающийся предпочтений просмотра российских и зарубежных программ, фильмов, сериалов. В ходе опроса стало очевидным, что данные о просмотрах практически идентичны. Практически в равной степени у населения г. Кызыла востребованы как российские (50,2%), так и зарубежные программы (47,0%). Не дали ответа 2,4% респондентов. Стоит отметить, что несколько иначе распределились предпочте-
31
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
ния респондентов в возрасте до 20 лет. Так, с перевесом практически в два раза популярнее оказались зарубежные программы (62,2%), против 35,6% — отечественных. Именно эта ситуация в большей степени волнует педагогов и широкую общественость, поскольку чаще всего именно в зарубежных боевиках и другой низкопробной продукции встречаются сцены насилия, разврата, убийств. Конечно, с точки зрения достижения рейтинга телевизионного канала, этот выбор может быть оправданным, однако с точки зрения телевизионной этики и акцентирования внимания на культурном развитии общества, такой подход не просто недопустим, но и губителен.
Следует отметить, что достаточно высоким потенциалом в деле влияния на общественное мнение, формирование широкого кругозора и оценку происходящих событий обладают печатные средства массовой информации. Существенное влияние может быть оказано только при достаточно регулярном их чтении. Результаты ответов на данный вопрос показали, что практически 80% опрошенных респондентов с разной регулярностью посвящают свое время чтению прессы, что является достаточно высоким показателем, вновь доказывающим стремление населения к знаниям.
Заключение
Таким образом, завершая, отметим, что ценностное ядро у жителей Республики Тыва ориентировано на позиции, обеспечивающие положительные реакции и отношения к человеку окружающих, а также ценности, позволяющие комфортно ощущать себя в обществе. Данные ценности не формируются и не изменяются в одночасье. В их трансформации определяющую роль играет сложный путь передачи социокультурных ценностей (нравственных идеалов) от старших поколений к младшим, которые в определенный момент должны стать общественно значимыми и приоритетными. Поэтому из результатов нашего исследования, очевидно, что такая преемственность характерна для тувинского общества. Для таких выводов основанием является то, что, несмотря на разницу во мнениях представителей разных поколений, все же ценностное ядро совпадает.
Кроме того, благоприятными условиями для формирования социально значимых ценностных ориентаций является разнообразный и активный досуг населения, приверженность которому и показали результаты исследования. Однако, стало очевидным и то, что посещение учреждений культуры в досуговых предпочтениях занимает достаточно низкое
32
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
положение. В связи с этим, отметим, что всемерное развитие духовноценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей, превращение их культурного бытия в основу социального бытия, культурных потребностей — в ядро социального заказа на содержание, формы и качество жизни должны быть одними из приоритетных направлений культурной политики в современном обществе. Поэтому необходима четкая социальная политика региона, направленная на формирование ценностных ориентаций молодежи и подрастающего поколения. Значимая роль в реализации политики в данном направлении отводится учреждениям культуры и средствам массовой коммуникации. Именно они создают поле духовного и интеллектуального напряжения, в котором проходит создание и освоение культурных ценностей. Поэтому важнейшей характеристикой культуры, обладающей наивысшим приоритетом в организации всей жизнедеятельности человека и общества, является реальная возможность выхода из духовного кризиса в условиях современной цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, В. Г. (1984) Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. Т. 5. № 5. С. 63-70.
Бойков, В. Э. (2004) Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. № 7. С. 46-52.
Воронов, В. В. (2013) Национальные ценности в воспитании и ценности молодежи // Наука и образование. № 3 (71). С. 65-71.
Давыдова, М. А. (2012) Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. № 4 (108). С. 125-131.
Жаркова, Л. С. (2000) Деятельность учреждений культуры : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств. 179 с.
Макарова Н. Г. (2013) Ценности современной молодежи: психологический аспект // Система ценностей современного общества. № 7. С. 148-151.
Монгуш, У. Х. (2012) Ценностные ориентации молодых тувинцев // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая : Материалы I-ой международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 303 с. С. 146-148.
Татарова, С. П. (2004) Деятельность учреждений культуры по удовлетворению культурных запросов городского населения // Культурные процессы в Республике Бурятия: оценки в глазах населения (опыт социологического изучения). Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН. 298 с. С. 59-91.
Татарова, С. П. (1998) Структура свободного времени семьи // Традиционный
33
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
фольклор в полиэтнических странах : Материалы II Международного симпозиума «Байкальские встречи» : сборник материалов конференции / отв. ред. Р. И. Пшеничникова. Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ. 320 с. С. 28-31.
Татарова, С. П. (2012) Современное состояние функционирования учреждений социально-культурной сферы Республики Тыва и их роль в профилактике актуальных проблем общества. Кызыл : б/и. 106 с.
Теория культуры в вопросах и ответах : учебное пособие для студентов заочной формы обучения (2007) / под ред. Н. М. Мухамеджановой и С. М. Богуславской. Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ. 149 с.
Хольшина, М. А., Бутанаев, Ю. В. (2011) Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва // Молодой ученый. № 11. Т. 2. С. 55-58.
Дата поступления: 29.09.2015 г.
VALUE ORIENTATIONS OF THE POPULATION OF THE
REPUBLIC OF TUVA
(a study of an opinion poll of urban and rural residents)
S. P. Tatarova
(East Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude)
Changes in the system of value orientations and cultural preferences in post-Soviet Russia are of highest importance for contemporary researchers. This article examines the value orientations of the residents of the Republic of Tuva (a constituent subject of Russian Federation) both in toto and by generation and along the urban/rural divide.
Our analysis utilized the outcomes of our empirical studies titled “The current state of sociocultural institutions in the Republic of Tuva and their role in preventing social problems” (2011) and “The rural culture of the Republic of Tuva” (2011-2012). I am grateful to students of the Tuva Branch of East Siberian State Academy of Culture and Fine Arts for their aid in conducting the study.
The study showed that the system of value orientations in Tuva features certain distinctions between those of urban and rural residents, and along the generational divide. The urban population’s vital values are health, personal security and success (for the elder generation) and health, money and personal success (for the younger generation). Among the social values the elder generations most frequently name respect from others, integrity, good family relations, while the younger generation focuses on respect from others, good friendship and integrity. Rural population places family and health above everything else.
Studying leisure time of the urban population in Tuva showed that the list of top activities
34
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
includes spending time with friends and/or family, watching TV and a day outdoors. The outcomes of our study do not completely match the hierarchy of leisure time activities in other regions of Russia and the national average. There is a certain danger in contemporary urban environment’s trend towards leaning down the variety of leisure activities.
Our study showed that the urban and rural populations have almost identical TV watching habits, with the majority preferring newscasts, music shows and crime reports. Overall, residents of Kyzyl (Tuva’s capital) equally like Russian and foreign-made programs, but the young prefer the latter. The rise of this channel of Westernization is quite worrying, which calls for a clearly articulated regional sociocultural policy. A large role in implementing this policy should be played by cultural institutions and mass media.
Keywords: Tuva; value orientations; urban residents; rural residents; value system; generations in Tuva
REFERENCES
Alekseeva, V. G. (1984) Tsennostnye orientatsii kak faktor zhiznedeiatel'nosti i razvitiia lichnosti [Value orientations as factors of life activity and personality development]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 5, no. 5, pp. 63-70. (In Russ.).
Boikov, V. E. (2004) Tsennosti i orientiry obshchestvennogo soznaniia rossiian [Values and orientations in the social consciousness of Russian citizens]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 7, pp. 46-52. (In Russ.).
Voronov, V. V. (2013) Natsional'nye tsennosti v vospitanii i tsennosti molodezhi [Ethnic values in education and youth values]. Nauka i obrazovanie, no. 3 (71), pp. 65-71. (In Russ.).
Davydova, M. A. (2012) Priverzhennost' molodezhi tsennostiam individualizma: kharakteristiki terminal'nykh i instrumental'nykh tsennostei [The commitment of youth to the values of individualism: terminal and instrumental values and their features]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1: Regionovedenie: filosofiia, istoriia, sotsiologiia, iurisprudentsiia, politologiia, kul'turologiia, no. 4 (108), pp. 125-131. (In Russ.).
Zharkova, L. S. (2000) Deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury : ucheb. posobie dlia studentov vuzov kul'tury i iskusstv [The functions of cultural institutions: a textbook for students of HEIs of culture and fine arts]. Moscow, Moscow State University of Culture and Arts. 179 p. (In Russ.).
Makarova N. G. (2013) Tsennosti sovremennoi molodezhi: psikhologicheskii aspekt [The values of contemporary youth: a psychological aspect]. Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva, no. 7, pp. 148-151. (In Russ.).
Mongush, U. Kh. (2012) Tsennostnye orientatsii molodykh tuvintsev [Value orientations in Tuvan youth]. In: Aktual'nye problemy issledovaniia etnoekologicheskikh i etnokul'turnykh traditsii narodov Saiano-Altaia : Materialy I-oi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov [Urgent issues in the study of ethno-environmental and ethno-cultural traditions of the peoples of the Sayan Mountains and the
Altai. Proceedings of the 1st international conference of young researchers, postgraduate and
35
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
undergraduate students]. Kyzyl, Tuva State University Publ. 303 p. Pp. 146-148. (In Russ.).
Tatarava, S. P. (2004) Deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury po udovletvoreniiu kul'turnykh zaprosov gorodskogo naseleniia [Cultural institutions and their work to satisfy the cultural demands of urban population]. In: Kul'turnye protsessy v Respublike Buriatiia: otsenki v glazakh naseleniia (opyt sotsiologicheskogo izucheniia) [Cultural processes in the Republic of Buryatia as assessed by the population: A sociological study]. Ulan-Ude, Buryat Research Center, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences. 298 p. Pp. 59-91. (In Russ.).
Tatarova, S. P. (1998) Struktura svobodnogo vremeni sem'i [The structure of leisure time in a family]. In: Traditsionnyi fol'klor v polietnicheskikh stranakh: Materialy II Mezhdunarodnogo simpoziuma «Baikal'skie vstrechi» : sbornik materialov konferentsii [Traditional folklore in polyethnic societies: Proceedings of 2nd international symposium ‘Baikal meetings’] / ed. by R. I. Pshenichnikova. Ulan-Ude, East Siberian Academy of Culture and Arts Publ. 320 p. Pp. 28-31. (In Russ.).
Tatarova, S. P. (2012) Sovremennoe sostoianie funktsionirovaniia uchrezhdenii sotsial'no-kul'turnoi sfery Respubliki Tyva i ikh rol v profilaktike aktual'nykh problem obshchestva [The institutions of the social and cultural sphere in the Republic of Tuva, their current state and role in solving the urgent issues of contemporary society]. Kyzyl, s.e. 106 p. (In Russ.).
Teoriia kul'tury v voprosakh i otvetakh : uchebnoe posobie dlia studentov zaochnoi formy obucheniia (2007) [Theory of culture in questions and answers: a textbook for correspondence students] / ed. by N. M. Mukhamedzhanova and S. M. Boguslavskaia. Orenburg, IPK GOU OGU Publ. 149 p. (In Russ.)
Khol'shina, M. A. and Butanaev, Iu. V. (2011) Semeino-brachnye otnosheniia u naseleniia Respubliki Tyva [Families and marriages in the Republic of Tuva]. Molodoi uchenyi, no.11, pt. 2, pp. 55-58. (In Russ.)
Submission date: 29.09.2015.
Татарова Светлана Петровна — доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности ВосточноСибирского государственного института культуры. Адрес: 670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1. Тел.: +7 (301-2) 23-33-26. Эл. адрес: [email protected]
Tatarova Svetlana Petrovna, Doctor of Sociology, Professor, Department of social and cultural activity, East Siberian State Institute of Culture. Postal address: 1 Tereshkova St., 670031 Ulan-Ude, Russian Federation. Tel.: +7 (301-2) 23-33-26. E-mail: [email protected]
36
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 1 2016
Библиографическое описание статьи:
Татарова С. П. Ценностные ориентации населения Республики Тыва (по материалам опроса жителей сел и городов) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016, № 1. URL: http://nit.tuva.asia/nit/artide/view/70 (дата обращения: дд.мм. гг.).
Citation:
Tatarova S. P. Tsennostnye orientatsii naseleniia Respubliki Tyva (po materialam oprosa zhitelei sel i gorodov) [Value orientations of the population of the Republic of Tuva (a study of an opinion poll of urban and rural residents)]. Novye issledovaniia Tuvy, 2016, no. 1 [on-line] Available at: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/70 (accessed: ....).
37