Научная статья на тему 'Социальное самочувствие населения монопрофильного города'

Социальное самочувствие населения монопрофильного города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
634
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОЖИДАНИЕ / ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ / МОНОПРОФИЛЬНЫЙ ГОРОД / SOCIAL WELL-BEING / SOCIAL MOOD / SOCIAL WELFARE / SOCIAL EXPECTATIONS / INDICATORS OF THE SOCIAL WELL-BEING / MONO-SPECIALIZED CITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кашкина Лариса Владимировна

В статье рассматриваются понятия и отличительные характеристики самочувствия и социального самочувствия, настроения и социального настроения, основные подходы при изучении социального самочувствия, его виды и индикаторы, а также особенности при изучении данного феномена в рамках монопрофильного города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social well-being of the population of the mono-specialized city

The article deals with the concept and the distinctive characteristics of the health and social well-being, mood and social mood, the main approaches to the study of the social well-being, its species and indicators, as well as features according the research of such phenomenon like mono-specialized city

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие населения монопрофильного города»

Социологические науки

УДК [316.334.56+316.6](470.11)(045)

Социальное самочувствие населения монопрофильного города

© Кашкина Лариса Владимировна, аспирант САФУ, кафедра общего и стратегического менеджмента. E-mail: kashkinal@mail.ru.

В статье рассматриваются понятия и отличительные характеристики самочувствия и социального самочувствия, настроения и социального настроения, основные подходы при изучении социального самочувствия, его виды и индикаторы, а также особенности при изучении данного феномена в рамках монопрофильного города. Ключевые слова: социальное самочувствие, социальное настроение, социальное благополучие, социальное ожидание, индикаторы социального самочувствия, монопрофильный город.

Social well-being of the population of the mono-specialized city

© Kashkina Larisa Vladimirovna, postgraduate of NArFU, department of General and Strategic Management. E-mail: kashkinal@mail.ru.

Abstract

The article deals with the concept and the distinctive characteristics of the health and social wellbeing, mood and social mood, the main approaches to the study of the social well-being, its species and indicators, as well as features according the research of such phenomenon like monospecialized city.

Keywords: social well-being, social mood, social welfare, social expectations, indicators of the social well-being, mono-specialized city.

Одним из основных показателей эффективности социального развития территории и качества жизни живущих там людей является социальное самочувствие населения. Самочувствие с точки зрения психологической науки более ориентировано на осмысление понятия «индивидуальное самочувствие». Самочувствие можно определить как некую обобщающую характеристику внутреннего ощущения комфортности психологического и соматического состояния индивида. Самочувствие носит субъективный характер и зависит от воздействия временных, внешних и внутренних факторов. Самочувствие - это процесс осознания своих

чувств, в том числе и настроения, поэтому, другими словами, можно сказать, что самочувствие есть осознанное настроение.

Социальное самочувствие отличается от физического самочувствия тем, что является относительно продолжительным и устойчивым состоянием, на фоне которого проходит определенный период, а иногда жизнь одного или нескольких поколений.

Социологический аспект социального самочувствия заключается в комплексной удовлетворенности индивида своим состоянием здоровья, социологическим статусом, материальным положением, реализацией в профессиональной деятельности, правовой защищенностью, семейным благополучием, коммуникативными связями, а также социальноэкономическим и политическим положением в городе, регионе проживания и в стране в целом. По мнению ученых А. А. Дрегало и В. И. Ульяновского, важным показателем душевного комфорта населения является именно социальное самочувствие, под которым понимается ценностно-эмоциональное отношение к своему социальному положению и уровню удовлетворения своих потребностей и интересов [1, ^ 488].

Социальное самочувствие принадлежит к научной категории, которая требует комплексного и междисциплинарного подхода в исследовании. Теоретическая база для изучения вопросов, связанных с социальным самочувствием, в большей степени накоплена в психологии, нежели в социологии, где это понятие пока еще четко не определено.

В отечественной науке существует два основных подхода при изучении феномена социального самочувствия населения и его интерпретации. Суть первого подхода заключается в определении социального самочувствия как интегрального субъективного показателя, отражающего восприятие благополучия, который измеряется через удовлетворенность/неудовлетворенность жизненной ситуацией и ее отдельными показателями. Приверженность к данной теории прослеживается в работах Е. Н. Головахи, А. П. Горбачик, Н. В. Паниной, где социальное самочувствие рассматривается как эмоционально-оценочное отношение человека к системе социальных отношений и к своей роли в этой системе [2, с 45-47]. В рамках данного подхода обосновывается положение, согласно которому социальное самочувствие человека определяется степенью удовлетворения его социальных потребностей. Второй подход представлен в исследованиях Л. Е. Петровой [3, 2000], Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко, где социальное самочувствие рассматривается как исходный структурный элемент социального настроения [4, 1996].

Показателем социального самочувствия в контексте данного подхода является потребность индивида в самосохранении себя как социального объекта, а также оценка степени и уровня благополучия окружающей его микросреды.

Исследователь Л. В. Куликов определил социальное самочувствие как показатель общей удовлетворенностью жизнью, проявляющийся в оценке индивидом уровня благополучия [5, 2000]. В рамках этой теории можно выделить пять видов благополучия:

1) психологическое благополучие - ощущение целостности, душевного равновесия и гармонии. Это состояние возникает при отсутствии противоречий в субъективной картине мира индивида, адекватном восприятии жизненной ситуации;

2) физическое (телесное, соматическое) благополучие - удовлетворенность потребности в телесном комфорте, хорошее физическое самочувствие;

3) социальное благополучие - удовлетворенность индивидом своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, удовлетворенность межличностной коммуникацией в мик-росоциальном окружении;

4) духовное благополучие - осознание и переживание смысла жизни, возможности приобщения к богатствам духовной культуры, наличие веры, возможность ее свободного проявления;

5) материальное благополучиие - удовлетворенность материальной стороной своей жизни (в жилье, питании, отдыхе и т. д.), финансовая стабильность.

Удовлетворенность различными сторонами жизни напрямую зависит от уровня притязаний, соответственно, чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности, а это связано с ценностными ориентациями и жизненными стратегиями человека. Ценностные ориентации обуславливают отношение индивида к происходящим изменениям и зависят от его жизненных стратегий. Понятие «жизненная стратегия» можно определить как способность к самостоятельному построению своей жизни, ее осознанному регулированию в соответствии с индивидуальными жизненными приоритетами. В научных исследованиях О. А. Хасбулатовой и Л. С. Егоровой были выделены три типа жизненных стратегий: стратегия выживания, стратегия развития и патерналисткая стратегия [6, 2002]. Стратегия выживания ориентирована, в первую очередь, на собственные силы с использованием любых способов обеспечения себя и своей семьи. Стратегия развития предполагает наличие такого типа поведения и конструирования жизнедеятельности, при котором существует отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы при достижении цели, мотивация на достижение успеха, ориентация на саморазвитие и самоактуализацию. В зависимости от жизненной стратегии человек конструирует свое будущее. Важным элементом социального самочувствия здесь будет выступать социальное ожидание, которое включает в себя ожидание будущего развития страны, региона, города, а также представления о собственной жизни.

В своих исследованиях по вопросам изменения социального самочувствия россиян за 1994-1998 годы Г. Воронин выделил два ненаблюдаемых проявления социального самочувствия: уровень удовлетворенности жизнью и характер миропонимания, которые можно отнести к его характеристикам, и десять внешних проявлений социального самочувствия, которые можно отнести к его индикаторам [6, 2001]. Индикаторы социального самочувствия -это субъективные оценки своего положения в социальной, экономической, правовой, семейной и личностной сферах жизни.

Изучая социальное самочувствие, важно учитывать, что психологическое и социальное благополучие является основополагающим в данном феномене в равной степени, при этом важную методологическую и теоретическую нагрузку несет понятие «настроение». Понятия «самочувствие» и «настроение» имеют генетические отличия. Под самочувствием понимается субъективное ощущение психологической и физиологической комфортности внутреннего состояния индивида. Настроение - это общее эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает психические процессы и поведение человека. Настроение можно определить как быстро меняющееся состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних объектов.

Социальное настроение как социально-психологическое образование есть, прежде всего, результат духовно-практического осмысления мира, формирующийся в процессе освоения действительности, оказывающий влияние на эту действительность и являющийся важной характеристикой общественного сознания.

Социальное настроение связано с оценкой общества и оценкой себя в обществе. Оценка себя в обществе проявляется через оценку своего социального статуса, материального положения, качества жизни, уровня образования и культурного развития, а также от самооценки, возникающей вследствие оценки собственного жизненного опыта, своей успешности или неуспешности.

Опираясь на типологию социального настроения, предложенную А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским, разные виды социального настроения (политическое, этническое, религиозное) можно соотнести с различными сторонами жизни: политической, экономической, культурной [7, ^ 56]. В зависимости от субъекта можно выделить индивидуальное настроение, когда его носителем становится индивид, и массовое настроение как настроение различных слоев, групп, наций, социальных институтов и даже целых исторических эпох.

Социальное самочувствие определяется общественной ситуацией в государстве, регионе, а также процессами в социально-экономической сфере и особенностями места жи-

тельства. Монопрофильный город - это особый тип поселения, который характеризуется единством города и градообразующего предприятия, а также моноцентричным характером экономики.

Жизнеспособность городского социума монопрофильного города определяется не только реальным уровнем благосостояния людей, но и восприятием условий существования с учетом специфики данного типа поселения.

Существуют два основных показателя, влияющие на социальное самочувствие: внешний и внутренний. К внешнему показателю относятся социально-экономические, климатические, политические, экологические, которые не зависят от личности респондента; к внутреннему - индивидуальные характеристики респондента, такие как социальный статус, место жительства, возрастные и гендерные характеристики, психологические факторы, являющиеся неосознаваемыми респондентом детерминантами его поведения.

Различия во мнениях респондентов, возникающие при взаимодействии этих двух показателей, позволяют структурировать восприятие социально-экономической ситуации разных групп опрашиваемых и выявить наиболее значимые проблемы социального развития монопрофильных городов и методы их решения. При изучении социального самочувствия и настроения населения монопрофильного города необходимо определить основные характеристики и индикаторы данного феномена. К индикаторам социального самочувствия относятся как собственно индикаторы, так и более абстрактные по своему содержанию показатели настроения и самочувствия. В рамках социологического исследования возможно использование неограниченного количества разнообразных показателей для измерения изучаемого предмета. Для исследования социального самочувствия населения монопрофильного го-

родам можно использовать следующие характеристики и индикаторы (табл. 1). Таблица 1 Характеристики и индикаторы социального настроения жителей монопрофильного города

Характеристики социального самочувствия Индикаторы социального самочувствия

Оценка внешних условий - оценка эффективности работы местных властей - оценка степени доверия к местным властям - оценка социального климата городской среды

- оценка состояния здоровья

Оценка внутреннего состояния - оценка социального оптимизма

- оценка базовых ценностей

Удовлетворенность условиями жизни - оценка семейного благополучия - оценка своего материального благосостояния - своими жилищными условиями - своим положением в обществе - личными перспективами

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия «самочувствие» и «настроение» при всей своей схожести имеют существенные различия. Настроение, являясь неким психологическим фоном основной деятельности человека, может быть осознанным и неосознанным. Самочувствие, как правило, является осознанием индивида своих чувств, в том числе и настроения. При изучении феноменов «социальное самочувствие» и «социальное настроение» необходимо выделять их основные характеристики и релевантные индикаторы. К основным характеристикам относятся структурные элементы настроения и самочувствия. В этом случае индикаторы социального настроения и социального самочувствия могут совпадать. Однако, учитывая, что некоторые характеристики социального настроения могут быть неосознанными, они не могут быть структурными элементами социального самочувствия.

Специфика исследования социального самочувствия в монопрофильном городе прежде всего связана с учетом особенностей данного типа поселения, которые проявляются в виде значительной изолированности от крупных городов, односторонне развитой экономической направленности, зависимости от градообразующего предприятия и резким снижением качества жизни населения в результате социально-экономической деградации жизненно важных сфер.

Литература

1. Дрегало А. А., Ульяновский В. И. Социология региональных трансформаций: в 2-х тт. Т. 1. Региональный социум 1989-1998: от надежды к разочарованию. Монография. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010. С. 488.

2. Головаха Е. Н., Горбачик Н. В., Панина Н. В. Измерение социального самочувствия // Социология. 1998. № 10. С. 45-47.

3. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 50-55.

4. Тощенко Ж. Т. Социальное настроение / Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко. М.: Acаdemia, 1996. 196 с.

5. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб., 2000.

6. Хасбулатова О. А., Егорова Л. С. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 48-50.

7. Воронин Г. Л. Социальное самочувствие россиян (1994, 1996, 1998) // Социологические исследования. 2001. № 6. С. 38-40.

8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Проспект, 1990. С. 56.

Рецензент - Дрегало Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.