УДК 332, УДК 377.1
СО
ЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА основа территориального развития России
Роль школы
Алексей Алексеевич Алексеев,
профессор, кандидат сельскохозяйственных наук, г. Ярославль
30-летию АККОР посвящается
Ярославская область — один из первых регионов России, где в 1989 году зарождалось фермерское движение. Ещё не было законодательной базы, понятие «фермер» существовало лишь в обиходном обороте, а автор статьи проводил первые занятия на курсах учебного центра агрокооператива «Колос» в г. Переславле-Залесском по подготовке самостоятельных хозяев земли. За тридцать лет в фермерском движении региона Верхней Волги обострилась педагогическая проблема преемственности поколений. Эти вопросы в июле 2018 года стали предметом обсуждения и в Москве в Совете Федерации, где проходил инициированный Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) форум «Социальное развитие села — основа территориального развития России».
• личные и крестьянско-фермерские семейные хозяйства • сельское учительство • агрообразование молодёжи • агробизнес • агротуризм
В первое в СССР учреждение «шко лу фермеров», организованную В.М. Ефимовым, преподавателем МГУ, в г. Переславле-Залесском, устремились люди из разных мест страны.
Возвращаясь домой или осев на Яро славской земле, они стали зёрнами всходов российского фермерства. Возрождение частно-семейного уклада вначале проходило стихийно. Отношение ярославских властей было более доброжелательным, чем в других регионах. Но все понимали: необходимо объединяться, чтобы в диалоге отстаивать интересы «земли
и воли», обмениваться опытом и практиками нового дела не повторяя чужих ошибок, а главное, создавать структуры, работающие на благо сообщества фермеров России.
Автор надеется, что лучшие практики Ярославской областной ассоциации АККОР и его преемника с 2016 года — Ярославского союза крестьянских хозяйств и сельских предпринимателей (ЯСКХ и СП) будут интересны тем, кого волнует педагогическая проблема преемственности поколений в крестьянском вопросе России.
Ярославский инновационный региональный фермерский проект «Школа, село, АККОР» под эгидой сегодня Ярославской областной ассоциации АККОР-ЯСКХ и СП в регионе Верхней Волги сложился на опорных экспериментальных площадках сельских поселений постепенно: в трёх муниципальных районах Ярославской и в двух Владимирской областей, в образовательных учреждениях Ивановской области на базе Ивановской сельскохозяйственной академии.
В 2009 году профессором А.А. Алексеевым, тогда ведущим научным сотрудником лаборатории социально-педагогических проблем сельского социума Института социальной педагогики Российской академии образования (ИСП РАО), почётным фермером АККОР, был предложен и утверждён Учёным советом института инновационный проект ярославских фермеров «Школа, село, АККОР» для распространения по региону Верхнего Поволжья. В 2014 году он уже рекомендован для внедрения регионам России в изданных публикациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, в научно-производственных изданиях АККОР разных лет.
Школьный проект АККОР — веление времени
Важный результат реализации инноваций образовательной модели социокультурной и агроэкологической деятельности сельских школьников как будущих фермеров под эгидой Ярославского областного АККОР-ЯСКХ и СП сегодня — активизация сотрудничества крестьянско-фермерских семей с сельским социумом местных поселений. Рост социокультурной активности сельской общественности региона в налаживании кооперативного сетевого взаимодействия и культурного партнёрства между школами региона, с сообществом граждан конкретной территории. Расширение культурного и образовательного пространства — подписание трёхстороннего соглаше-
ния с АККОР о взаимодействии и партнёрстве.
С этой целью разработан и предложен трёхсторонний проект — соглашение директорам сельских школ и главам сельских поселений Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и малых сельхозкооперативов Ярославской области, в рамках которого и сегодня ведётся активная инновационная совместная деятельность с сельскими поселениями Ярославской, Владимирской и Ивановской областей региона Верхнего Поволжья.
Это соглашение ярославские фермеры удачно назвали «Школьный проект АККОР ». Оно после обсуждения с заинтересованными сторонами подписывается директором школы, главой поселения и исполнительным директором АККОР ЯО В.А. Егоровым. Координатор проекта — профессор-консультант А.А. Алексеев, заместитель председателя Ярославского союза крестьянских хозяйств и сельских предпринимателей.
Содержание и механизм его функционирования предполагает активизацию творческой, культурной и созидательной деятельности учащейся молодёжи сельских поселений и малых городов муниципальных образований региона Верхневолжья, регламентирует права и обязанности всех заинтересованных сторон.
Главную социально-педагогическую задачу этого соглашения мы видим в воспитании трудолюбивого, умелого, культурного и высоконравственного гражданина, успешного труженика — фермера российского села, «человека-созидателя», будущего владельца личного крестьянского хозяйства, что одобряют по мониторинговым исследованиям, большинство родителей в сельской местности.
Кацкари Углече Поля, части Отраднов-ского сельского поселения Угличского МР, как самобытная этническая группа
ярославцев открыты для межрегионального социокультурного партнёрства с сельскими сообществами регионов России, в развитии институтов гражданского общества.
Сохранить землепашца и селянина
17—18 июля 2018 года в Москве, в Совете Федерации, проходил форум «Социальное развитие села — основа территориального развития России» с участием Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. В первый день его работы выступил Владимир Абрамов, глава Отрадновского сельского поселения, почётный фермер АККОР, кандидат экономических наук. Он посвятил выступление экономической эффективности и социальной значимости поддержки администрацией Отрадновского сельского поселения Угличского муниципального района личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств для устойчивого развития отрадновской территории левобережья Волги. Ведь, по Далю, крестьянин — это землепашец или земледел, селянин, поселянин; сельский обыватель. Словом, человек, живущий на земле.
В 2006 году Владимир Александрович возглавил это поселение и одним из приоритетных направлений работы по настоящее время считает сохранение человека села. В то кризисное социально-экономическое время многие отрад-новские жители из-за распада коллективных хозяйств и возникших трудностей выживания стали покидать малую родину, и необходимо было обеспечить их занятость. При поддержке Ярославской ассоциации АККОР (В. Егорова, А. Алексеева и др.) с 2007 года возобновила работу Угличская ассоциация АККОР с центром в Отрадновском поселении.
Отрадновцы — основа сельской экономики
Угличским муниципальным советом было принято решение № 1 от 23.07.2007 года, которым утверждена «Программа поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Отрадновского поселения». За период с 01.02.2007 по 01.01.2011 г. про-
ведено 18 заседаний ассоциации. На которых обсуждались насущные проблемы селян не только поселения, но и района. На заседание приглашались специалисты АПК Угличского МР, ветлечебницы, налоговой службы, «Россельхозбанка», учебных учреждений НПО-СПО-ВПО.
В начале апреля 2010 года руководитель аграрной антикризисной группы, исполнительный директор АККОР ЯО Василий Егоров провёл в Отрадновском сельском поселении кустовое совещание с главами сельских поселений Угличского, Большесельского, Мыш-кинского, Некоузского и Брейтовского районов, с участием отрадновских фермеров. Основная тема разговора — кризис в АПК и, соответственно, обсуждение путей выхода из него. В работе совещания приняли активное участие глава Угличского муниципального района Элеонора Шереметьева и председатель Областной думы, и.о. секретаря регионального политсовета партии «Единая Россия» Виктор Рогоцкий, угличские фермеры.
Основным тезисом доклада главы поселения Владимира Абрамова стало заявление: «Не развивая личные подсобные и крестьянские хозяйства, мы породим больше безработицы, больше нищеты». Он настойчиво продвигает в жизнь эту инновационную идею, подкреплённую решением Отрадновского муниципального совета о конкретной индивидуальной финансовой поддержке ЛПХ и К(Ф)Х. И добился своего: с начала 2009 года в поселении каждая вновь приобретённая крестьянами корова для увеличения поголовья дотировались 15 тысячами рублей.
Председатель Ярославской областной думы Виктор Рогоцкий, до заседания посетивший хозяйство отрадновского фермера Василия Панкратова, на совещании неоднократно вспоминал и ферму на 10 коров, построенную молодым крестьянином, и его дом. «Такие фермы,
как у Панкратова, надо обязательно закрепить за понятием малого и среднего бизнеса, чтобы оградить их от бесконечных проверок и дать им возможность развиваться», — считает Виктор Викторович. Заметим, что Панкратовы, с учётом возможностей, ежегодно внедряют новшества: построили навес для сена, возводят крытый ангар для расширения будущего поголовья скота. Позднее, по областному конкурсному фермерскому гранту «начинающий фермер», они расширили поголовье коров и получили новый трактор. Ежедневно производят парное молоко землякам, охлаждённое и герметично упакованное в бутылки прямо с фермы, и спасибо им за это!
Заметим, что из пяти грантов, выделенных областью в 2017 году по номинации «начинающий фермер», два получили отрадновцы (семьи Панкратовых и Рустамовых). Это несомненный успех кропотливой работы и Отрадновского поселения по сохранению дойного стада в ЛПХ-К(Ф)Х, убедительная мотивация занятия молодёжи фермерством.
Легенда ярославского и российского фермерского движения — Александр Ежиков, который в 80-летнем возрасте занимается пчеловодством и разведением перепелов, выступая, отметил, что сегодня недостаточное внимание власти к фермерам. Он напомнил: «Не нефть и газ, а хлеб — истинная ценность в мире».
Полномочия — сельским поселениям
Чтобы лучше понимать, кого в первую очередь следует поддерживать, опытный руководитель и государственник Владимир Абрамов на основании успешного опыта поддержки его администрацией кооперационных начал личных подсобных и крестьян-ско-фермерских хозяйств отрадновцев предлагает сегодня полномочия по сельскому хозяйству передать с финансированием с района на уровень поселений. В поселении
лучше видно, какие фермеры, крестьянские и личные подсобные хозяйства способны решать эти вопросы, а какие — нет. С учётом этого и надо выделять субсидии, другие формы финансовой поддержки на развитие и переход их в статус фермерских семейных хозяйств.
Но второй день форума В.А. Абрамов активно участвовал в работе круглого стола, где поделился с коллегами-практиками опытом созданной в 2007 году и работающей сегодня «Школы управления» для старшеклассников при МОУ «Отрадновская СОШ». Двухгодичная школа работает по инициативе В.А. Абрамова и директора школы И.Н. Хорошу-линой с участием учителей В.И. Смирновой и Е.А. Кабановой. Утверждена программа совместного сотрудничества старшеклассников МОУ Отрадновской СОШ и администрации Отрадновского сельского поселения. Занятия организуются со старшеклассниками (8, 9 и 10-е классы) во внеурочное время добровольно согласно ежегодному календарно -тематическому плану работы, рассчитанному на два учебных года. Форма и место проведения учебных занятий предварительно согласуются учителями школы с администрацией Отрадновского поселения. За десять лет работы «Школы управления» прошли интересные встречи отрадновских старшеклассников с главами муниципальных районов Угличского, Мышкинского, Больше-сельского, с депутатами различного уровня: поселений, районов, области, РФ. На интерактивных занятиях в администрации Отрадновского сельского поселения подростки осваивают основы законодательства о местном самоуправлении и выборах власти различного уровня. Самоуправление — дело сложное, кропотливое, требующее подготовительной работы с различными коллективами, но предоставлять учащимся власть и учить управлять нужно. Это даёт толчок к саморазвитию личности, учит решать непростые управленческие задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Состоялись полезные встречи команды «Школы управления» с фермерами Отрадновского сельского поселения. Они помогали многодетным семьям, активно участвовали добровольцами в сельских сходах, в подготовке и проведении различных акций и массовых, культурных мероприятиях (экологические субботники, дни поселения, ярмарки, фестивали). Изучают историю древней земли кацкого угличского левобережья Волги под руководством директора Ординского краеведческого музея П.Н. Голосова.
Образование и занятость молодёжи села
Инновационное многолетнее творческое сотрудничество В.А. Абрамова с Ярославским союзом крестьянских хозяйств и сельских предпринимателей (ЯСКХ и СП) в составе АККОР по внедрению региональной ярославской фермерской модели «Школа, село, АККОР» Верхней Волги, предложенной профессором А.А. Алексеевым и одобренной Минсельхозом РФ, показало, что сегодня реально востребована в жизни подготовка владельца личного подсобного хозяйства, то есть допрофессиональная подготовка по аграрному профилю с основами предпринимательской деятельности. Этот уровень можно назвать «сельскохозяйственной грамотностью», которая подразумевает биологически, экономически и экологически грамотное землепользование, агропредприниматель-ство, поддерживается родителями учащихся в сельском социуме левобережья Волги, части древней территории Углече Поля.
Мониторинговое изучение морально-нравственных ценностей сельской молодёжи в Угличском МР свидетельствует о том, что главными в жизни угличской учащейся молодёжи (как школьников села, так и учащихся в профессиональных колледжей района) оказались такие крестьянские ценности, как дружная семья, крепкое здоровье, богатство и материальная независимость, карьера, высокое положение, стремление к активной деятельности. Мы убедились в необходимости разработки для региона Верхневолжья комплексной программы «Образование и занятость сельской молодёжи» в условиях муниципального комплекса, в нашем случае «Малый город Уг-
лич — Отрадновское сельское поселение». Эта авторская инновационная программа была успешно реализована в рамках трёхстороннего соглашения «Школа, село, АККОР», на опорной площадке Отрадновского сельского поселения ведущим научным сотрудником ФГНУ Институт социальной педагогики Российской академии образования, канд. сельхоз. наук А.А. Алексеевым и включает на уровне Отрадновского сельского поселения и района сегодня следующие основные ориентиры, разделы и направления:
• анализ местных социально-экономических условий и учёт ближайшей перспективы развития сельской территории угличского левобережья Волги и муниципального центра г. Углича;
• ориентацию и мотивацию сельской угличской молодёжи в условиях смешанной рыночной экономики на развитие ЛПХ-К(Ф)Х территории сельских поселений района;
• мониторинг потребностей рынка труда и образования сельского социума и малого города Углича в основных профессиональных кадрах рабочих
и специалистов различного уровня;
• совершенствование системы и новации профориентационной работы
с учётом подготовки местных востребованных профессиональных кадров, специалистов, социальной адаптации выпускников местных школ;
• взращивание и закаливание лидеров из «Школы управления» в реалиях угличского сельского социума;
• мониторинг материального положения социума населения в комплексе «сельские поселения — малый город Углич» и обеспечение социального запроса родителей и работодателей
на образовательные и социокультурные услуги;
• расширение системы общеобразовательной и профессиональной подготовки и переподготовки населения села с учётом конкретных вызовов времени, необходимости преодоления негативных явлений в местной экономике.
Итог объединения усилий сельского социума, власти, науки и бизнеса — установление администрацией района, сельского поселения, центром занятости баланса между спросом и предложением на трудовые ресурсы в сельском социуме конкретной территории сельского поселения по номенклатуре, количеству и качеству востребованных молодёжных рабочих кадров и специалистов на рынке трудовых ресурсов и образования. Ликвидация несоответствия предпочтений местного населения при выборе рабочих профессий и специальностей спросу на рынке труда, запросам местного самоуправления муниципальных образований в сельских поселениях. Основная задача в этой кропотливой работе — согласование профессиональных предпочтений сельской молодёжи интересам развития смешанной экономики территории в современных условиях, в нашем случае Отрадновского сельского поселения, региона Верхнего Поволжья и российского рынка труда, возрождение на государственном уровне уважения к труду, воспитание кормильцев страны: её сеятелей и хранителей.
Самоуправление даёт возможность осознать учащейся молодёжи села различные социальные роли, накопить практики конструктивного общения, научиться преодолевать трудности саморазвития личности отраднов-скими подростками; почувствовать ответственность за судьбу малой родины. Участие старшеклассников в этой программе добровольное. Помогает им успешно смоделировать деятельность демократического общества в современном государстве на уровне сельского поселения и района. Воспитать творческую личность с активной гражданской позицией. Ведь всё начинается с детства, и если эти ребята впитают лучший опыт
развития ярославских сельских поселений и районов, то им есть что сравнивать. Благодаря, в том числе, и этому молодёжь стала задерживаться в Отраднов-ском поселении.
С форума Владимир Абрамов привёз интересные идеи и практики. Главный результат он видит в том, что работа форума не свелась к проблемам агропроиз-водства. Его участники отмечали социальную значимость решения проблем сельской инфраструктуры: образования, медицины, культуры, газофикации и дорог. Это их созидательное настроение нашло отражение в итоговом документе — резолюции. Значит, будет учтено и в новых законах, документах, постановлениях Совета Федерации по территориальному развитию регионов.
За инновационные решения по развитию сельской территории угличского левобережья Владимир Александрович Абрамов награждён благодарностью Министерства сельского хозяйства России «За многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса».
Агрообразование по-ивановски: школа-производство-вуз
Ивановская область — ещё один регион Верхнего Поволжья, который представляет классическую иллюстрацию того, что происходит в сельской местности, если ничего не делать, и чего можно добиться, реализуя модель Ивановской ГСХА имени академика Д.К. Беляева «Школа — производство — вуз» путём развития с 2014/15 учебного года образовательно-производственного кластера «Агрообразование», поддерживая сельский образ жизни, культуру исторически освоенных ландшафтов сельских поселений, сохраняя социальный контроль над территориями в районах области, развивая агротуризм, сельское молодёжное предпринимательство.
Инициаторами и проводниками этого направления инновационной профориентационной работы сегодня являются управление дополнительного образования Ивановской ГСХА (Л.Ф. Поздышева и сотрудники), профессорско-преподавательский состав факультетов академии с участием ярославцев (А.А. Алексеев и др.), которые совместно работают по своим направлениям над совершенствованием нормативно-правового, учебно-методического и информационно-просветительского обеспечения профориентационного образовательного кластерного проекта «Школа агробизнеса и сельского туризма» (для учащихся 8—11-х классов): популяризацируя эту деятельность, привлекая школьников из районов Ивановской области с разными направлениями деятельности, в т.ч. и не сельскохозяйственными видами в современном агробизнесе, сельском туризме на базе лучших ивановских агропредприятий, семейных фермерских хозяйств, сельских гостевых домов и объектов сельского туризма региона.
Работа со школами, как первый уровень формирования аграрных кадров в рамках формируемого с 2015 года этого кластера проводится путём реализации инновационных образовательных проектов для школьников с перспективой создания на базе ряда сельских школ агроклассов. Участники проектов — ивановские школьники в академии, на базе лучших агропредприятий практически знакомятся с новыми технологиями в агробизнесе, обучаются навыкам приёма туристов, развивают у себя инициативность, лидерские качества, навыки работы в команде. Проект социально и педагогически значим для родителей, педагогов, предпринимателей, местного населения. В нём заинтересован ивановский агробизнес, сельские гостевые дома, школы, СПО-ВПО, управление областного образования, общественные организации.
Социальные партнёры кластера: АгроТуризм Ассоциация, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Ассоциация пчеловодов, Ассоциация сельских гостевых домов, объекты агробизнеса.
Важно, что итоги работы по направлениям реализации проектов анализируются на практических межрегиональных конференциях, которые
проводятся ежегодно в Ивановской ГСХА с 2015 года.
Над проектами работают сотрудники академии, а курируют работу школьников учителя местных школ. Активно используются социальные сети для общения вне занятий. Всё это сложно сделать в рамках традиционного регионального учебного процесса в муниципальных образованиях Ивановской, Владимирской и Ярославской областей, где им в дальнейшем, после завершения профессионального обучения в ФБГОУ ВО Ивановской ГСХА, предлагают рабочие места специалистов и технологов сельхозпредприятий АПК.
Вклад сельского учительства в формирование фермерства
В модели «Я люблю свою землю» Бутылицкой школы социального успеха, Бутылицкого сельского поселения Меленковского района Владимирской области процесс воспитания и социализации учителя, власть, родители считают целесообразным выстраивать на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направить на развитие жизнеспособного компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны и малой родины, воспитанного на лучших духовных и социокультурных традициях многонационального народа региона Верхней Волги России.
В рамках реализуемого в Верхневолжье многолетнего проекта «Школа, село, АККОР», благодаря сотрудничеству с координатором проекта, профессором А.А. Алеексеевым и Ярославской
ассоциацией АККОР, эта школа стала знаковым для владимирцев «социальным лифтом», который способствует успешной личностной самореализации каждого выпускника школы. Результативность и ценность модели бутылицкого варианта развития семейного фермерского агробизнеса измеряется исключительно успехами учащегося, а качество определяется прежде всего высоким профессионализмом наставников — учителей и социальных партнёров Бутылицкой школы, поддержкой главы Бу тылицкого сельского поселения Р.Н. Панкратовым, тоже выпускником этой школы, и, разумеется, позитивным отношением родителей к проекту.
По нашим оценкам, школы — участники регионального проекта Ярославской, Ивановской и Владимирской областей служат катализаторами («школами — магнитами») крайне необходимого в условиях усиления
США и государствами Запада санкций против России формирования инновационного образовательного пространства сельского поселения, муниципального об разования региона, в котором происходит не только сохранение крестьянской агрокультуры, а главное — трансляция и развитие культурных норм, ценностей сельского образа жизни на новом актуальнейшем социально-экономическом и агроэкологическом уровне, — «будущее села в руках живущих».
В сельских поселениях и в районах региона Верхнего Поволжья именно поселения становятся центрами подготовки нового молодого поколения сельских жителей, способных к успешной жизнедеятельности в новых, рискозависимых, рыночных отношениях смешанной агро-экономики на уровне сельских территорий России. НО
The Social Development Of Village Is The Basis Of Territorial Development Of Russia. The Role Of School
Alexey A. Alekseev, Professor, Candidate of Agricultural Sciences, Yaroslavl
Abstract. Partnership Farm Associations and Schools. The socializing influence of real enterprises in the countryside on the younger generation of citizens. Achievements and prospects of partnership in the social development of the village in the Yaroslavl region.
Keywords: personal and peasant farm households; rural teachership; agro-education of young people; agribusiness; agritourism.