Образовательная ПОЛИТИКА
АГРООБРАЗОВАНИЕ в социуме региона
Алексей Михайлович Баусов,
ректор, профессор ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева», доктор технических наук, г. Иваново
Дмитрий Анатольевич Рябов,
проректор по учебной и научной работе ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева», кандидат сельскохозяйственных наук, г. Иваново
Лидия Фёдоровна Поздышева,
начальник управления дополнительного образования и профориентационной работы ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева», доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, г. Иваново
Алексей Алексеевич Алексеев,
профессор, координатор проекта, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт социальной педагогики РАО», кандидат сельскохозяйственных наук, г. Ярославль
Реально способствовать в регионе Верхневолжья устойчивому развитию сельских территорий и решению задач практического импортозамещения местными поставщиками, а также сохранять и развивать сельский образ жизни и культуру исторически освоенных ландшафтов, социальный контроль над территориями, экологическое равновесие и агротуризм, сельское молодёжное предпринимательство в модели «Школа — производство — вуз» позволяет региональный образовательно-производственный кластер «Агрообразование».
• развитие человеческого потенциала • малые формы агропроизводства
• кластерный проект • сетевое взаимодействие • социальное партнёрство
• бизнес-сообщество • малая родина
Развивать сельские территории региона означает развивать человеческий потенциал. В структуре оценки человеческого потенциала на первом месте стоят образовательно-квалификационный уровень, то есть уровень образования, опыт работы, квалификации, востребованность на рынке труда в условиях введения сегодня ряда санкций странами Евросоюза против России, учёт потребности в непрерывном профессиональном росте.
Исходя из этого посыла времени, главным в деятельности социальных институтов становится бизнес-образование; обучение менеджменту как агропредприятий, так и малых форм агропроизводства; проведение актуальных обучающих мероприятий с учащейся и работающей на селе молодёжью. Управление дополнительного образования и профо-риентационной работы Ивановской государственной сельскохозяйственной академии (Л.Ф. Поздышева) и специалисты факультетов академии с этой целью в рамках кластера «Агрообразование» последовательно работают над повышением правовой и образовательно-информационной, семейной крестьян-ско-фермерской земледельческой деятельности, культуры на земле. Обучают основам финансовой и профессиональной грамотности по блочно-модульной технологии очно, дистанционно, с разными режимами обучения.
Сегодня работа в Ивановской ГСХА в рамках кластерного проекта «Агрообразование» включает четыре главных направления образовательно-производственного сетевого ресурсного взаимодействия, развитие разных граней профориентационной деятельности, социального партнёрства академии на территории Ивановской области. Утверждена ректоратом и Учёным советом академии. Разработан образовательный проект «Школа агробизнеса и сельского туризма» (для учащихся 8—11-х классов, Иваново 2014 г.). Учитывая реалии функционирования агропромышленного комплекса Ивановской области, профессором А.А. Алексеевым предложена концептуальная модель совершенствования направлений взаимодействия рынка образования и труда муни-
ципальных образований Ивановской области в условиях формирования кластера «Агрообразование». Академией сформулированы обновлённые требования работодателей к профессиональным кадрам работников агросферы в новых условиях импортозаме-щения продовольственного рынка местной агропродукцией. В режиме мониторинга изучаются и отслеживаются запросы и ожидания выпускников академии по трудоустройству в муниципальных образованиях Ивановской области и в регионе Верхневолжья.
Взаимодействие академии со школами
В рамках формируемого кластера академией реализуются инновационные образовательные проекты в модели «Школа — производство — вуз», которые направлены не только на ивановских выпускников школ, но и на старшеклассников других регионов. Важно отметить, что это обстоятельство позволяет уже в период учёбы сформировать у подростков устойчивый интерес к ценностям сельского образа жизни и привлечь их внимание к перспективе получения качественного образования в Ивановской ГСХА имени академика Д.К. Беляева.
В результате кластерного подхода, совместного ресурсного сетевого взаимодействия и социального партнёрства в настоящее время участники проектов — ивановские школьники — на базе ИГСХА и лучших сельхозпредприятий в муниципальных районах Ивановской области узнают ещё в школе востребованные временем основы знаний агробизнеса, знакомятся с управлением как крупных производств современного агротехнологического уровня, так и малого предпринимательства в фермерских хозяйствах. Изучают успешные наработки несельскохозяйственной деятельности гостевых домов Ивановской области; семейный опыт ведения пчеловодства и успешного обустройства на малой родине.
В рамках кластера «Агрообразование» старшеклассники развивают индивидуальный
интерес в жизни личности на селе. Учатся находить и анализировать новую информацию, объективно оценивать чужую работу на Ивановской земле; реализуют социальную инициативность, приобретают практики успешной работы в команде, лидерские качества, коммуникативность.
В настоящее время Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева ведёт следующие образовательные Проекты:
• Детская школа сельского туризма — реализуется с 2012 года на базе МОУ Озерновская СОШ Ивановского муниципального района,
с 2014 года — на базе муниципального казенного образовательного учреждения МК Заречная СОШ Заволжского муниципального района.
• Областной многопрофильный проект «Школа агробизнеса и сельского туризма» реализуется профильными факультетами Ивановской ГСХА по Ивановской области с января
2015 года для 65 школьников 8—11-х классов г. Иванова и ряда муниципальных районов области по пяти актуальным направлениям: «Животноводство», «Ландшафтный дизайн», «Пчеловодство и лекарственные травы», «Инженерное дело» и «Сельский туризм». Цель многопрофильного проекта — популяризация различных профессий среди учащихся 8—11-х классов по направлениям:
• Животноводство: знакомство с бизнесом. Выезд учащихся на конеферму. Основы деятельности: в коневодстве, кролиководстве, птицеводстве. Уход, кормление, содержание и лечение.
• Ландшафтный дизайн: знакомство с бизнесом. Выезд в дендрарий академии. Основы ландшафтной экспозиции, дендрологии и цветоводства. Рисунок в ландшафтном дизайне.
• Лекарственные травы и пчеловодство: знакомство с бизнесом. Выезд на пасеку. Основные медоносные растения средней полосы. Пчела: основы разведения и содержания. Продукты пчеловодства, лекарственное значение.
• Инженерное дело: знакомство с бизнесом. Ознакомление с современной техникой и автотранспортными предприятиями. Выезд на объекты. Знакомство с диагностикой, ремонтом, эксплуатацией машин и оборудованием. Основы компьютерного проектирования.
• Сельский туризм: знакомство с бизнесом. Выезд в гостевой дом «Лесной уголок». Ресурсы и услуги гостевого дома. Выбор целевого потребителя. Психология приёма гостей. Деловая игра «Строим сельский гостевой дом».
По окончании каждой ступени обучения его участники получают сертификат Ивановской государственной сельскохозяйственной академии. Социальными партнёрами академии являются: Российская аг-ротурассоциация (г. Москва), три профильных Департамента Ивановской области (образования, сельского хозяйства и продовольствия, культуры и туризма), Агропромышленная ассоциация сельхозпроизводителей Ивановской области, Ассоциация пчеловодов Ивановской области, Ассоциация сельских гостевых домов Ивановской области.
Рассмотрим этапы и механизмы кластерной деятельности академии на примере проекта: «Детская школа сельского туризма», который стартовал в декабре 2012 года на базе МОУ Озерновская СОШ с использованием академического класса-лаборатории «Домашняя экономика». Кухня-лаборатория оборудована по европейскому стандарту в учебном корпусе Ивановской академии в рамках реализованного проекта «Россия — Швеция. Экономика ведения домашнего хозяйства». 1993—2001 гг. Отметим, что
Схема 1. Механизм этапов проектирования
Ступень 1. Знакомство с бизнесом Выезды на объекты по направлениям деятельности проекта, знакомство с основами обучения и занятия на объектах
Ступень 2. Погружение в бизнес Практическое обучение, деловые игры
Ступень 3. Открой своё дело Формирование и проектное описание бизнес-идеи
преподаватели — консультанты проекта академии прошли стажировки в Швеции, Шотландии, Дании, Германии, Чехии, участвуя в реализации ряда международных проектов для взрослого сельского населения Ивановской области по созданию условий и механизмов роста занятости и доходов на селе в рамках практического обучения и переподготовки кадров академией по многолетнему проекту «Школа сельского туризма для взрослых» (более 50 человек из числа глав крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, безработных граждан Ивановской области). Организовано более 30 сельских гостевых домов, которые успешно работают в районах области. Практическая направленность обучения, индивидуальное консультирование слушателей позволяют им уже в процессе обучения принимать первых гостей.
Участниками детской школы агротуризма стали учащиеся 6—10-х классов МОУ Озерновская СОШ Ивановского МР, где совместно с педагогами была сформирована группа в количестве 18 человек: 10 юношей и 8 девочек.
Для быстрого погружения в проблему на первом занятии подростки познакомились с работой сельского гостевого дома «Лесной уголок» Фумановского района. Участниками этого выездного занятия кроме школьников стали учителя и родители.
Была сформирована команда преподавателей Ивановской ГСХА из 6 человек, имеющих вышеописанный опыт работы со взрослой аудиторией. Ежемесячно на занятия в Озер-новскую школу выезжала группа (2—3 преподавателя), что позволило на каждом занятии давать разнообразный материал по новой теме, а при выполнении творческих заданий у каждой группы был преподаватель-консультант по теме «Основы предпринимательства в сельском туризме».
К каждому выступлению преподаватели академии готовили презентации, раздаточные
материалы для выполнения творческих за-
«а «а
даний в рамках деловой игры «Строим сельский гостевой дом». Участники деловой игры были распределены на три команды — три гостевых дома. Задачей команд была разработка своего гостевого дома. На первом занятии определили глав гостевых домов, выбраны их названия, предложен девиз.
Домашние задания выполняли под руководством учителей Озерновской школы во главе с директором В.Д. Янкиной. К каждому отчёту домашнего задания команды представляли презентацию в бумажном или электронном виде. В начале следующего занятия они отчитывались, рассказывая об очередном этапе создания гостевого дома. Эту работу оценивало жюри из 3-х преподавателей (академии и школы) и школьники из 2-х других команд (гостевых домов). Несмотря на присутствующий в игре соревновательный момент, школьники объективно оценивали соперников по игре.
В классе-кухне, в учебной лаборатории академии «Домашняя экономика» озернов-ские ребята практически отработали элементы подготовки к приёму гостей. Испекли булочки (каждая команда по своему рецепту), познакомились с правилами сервировки стола, создали страницу «Книги отзывов, а потом продегустировали и оценили результаты работы друг друга.
Занятия на базе академии дали возможность школьникам не только продолжить обучение в иной атмосфере, но и познакомиться с факультетами и специальностями Ивановской сельскохозяйственной академии; узнать о профессиях, которые они могут выбрать, окончив школу.
Участники первой ступени проекта под руководством психолога академии заполняли психологические анкеты, которые помогли выявить у подростков уровень креативности и лидерства. Психологический тренинг помог сплотить участников команд и лучше узнать их.
В первый год реализации проекта озерновские дети приняли две группы туристов: из Вологодской области и Эстонии. Обе группы состояли из взрослых менеджеров гостевых домов и людей, заинтересованных в развитии сельского туризма. С помощью учителей Озерновской школы подростки провели мастер-класс по созданию сувенира в технике квиллинга.
На второй ступени реализации уровня «Продвижение услуг сельского гостевого дома» частично обновился состав участников, появился новый гостевой дом (команда) «Высота», была полностью выполнена учебная программа обучения из 10 тем и состоялась защита программы приёма гостей каждой командой.
На третьей ступени погружения в бизнес озерновские школьники проектируют модель эффективного функционирования собственного семейного гостевого бизнеса в сельской местности. Основная ценность проектной системы обучения в том, что она ориентирует сельских подростков на создание качественного продукта, развивает профессиональный интерес к деятельности в сельском туризме в тесной связи с социально-экономическим функционированием местных социальных институтов: школы, семьи, специальных учебных заведений. Проектное обучение в нашем случае внепредметно и дополняет классно-урочную систему.
В рамках кластерного подхода «Агрообразова-ние» между академией, школами и объектами бизнеса в муниципальных районах Ивановской области заключается Соглашение с Ивановской ГСХА, которое определяет области и направления деятельности, взаимовыгодного сотрудничества, где учтены риски по реализации инновационных образовательных проектов (как функционирующих, так и новых, востребованных временем в социуме сельских поселений, муниципальных образований).
Развитие взаимодействия академии с колледжами
В настоящее время эта работа организуется путём согласования и сопряжения учебных планов колледжей по направлениям и уровнями образовательной непрерывной ступенчатой
профессиональной подготовки в академии с разработкой и коррекцией индивидуального образовательного плана для ивановских выпускников из учреждений среднего профессионального образования в регионах (Вязниковский и Новоалександровский колледжи Владимирской области, Великосельский в Ярославской) и других желающих обучаться в ИГСХА.
Академия инициировала разработку и внедрение новаций проекта социально ориентированной и гражданской значимости для колледжей «Ландшафт — родной школе». Подготовительную работу и разработку этой студенческой инициативы планируется завершить в 2015 году, а с 2016 года начать его реализацию в муниципальных районах Ивановской области. Участниками проекта станут студенты, преподаватели колледжей, студенты и преподаватели академии, ландшафтные фирмы Ивановской области, школы сельских поселений.
Во время обучения студенты ивановских колледжей и академии разрабатывают проект ландшафтной площадки для школы на сельской территории конкретного муниципального района Ивановской области, выпускниками которой они являются. Важно, что эта социально ориентированная разработка может быть положена в основу их будущего курсового или дипломного проектирования, усиливает гражданскую связь выпускников с родной школой.
Фирмы по ландшафтному дизайну города Иванова и области по предварительному согласованию с академией в этом случае возьмут на себя первичную закладку и консультационное сопровождение ландшафтной площадки; обеспечат рекламу и эффективное продвижение в муниципальные районы Ивановской области новейших ландшафтных решений и агротехнологий, новых сортов цветов и оборудования для грамотного
озеленения сельских поселений на Ивановской земле.
Для инициативных студентов СПО в рамках развития кластера «Агрообразование» Ивановская ГСХА ежегодно проводит успешный творческий областной конкурс «Ростки» по актуальным направлениям деятельности агропромышленного комплекса и развитию сельского туризма, а также олимпиаду по инженерной графике. Победители этих творческих, профессиональных конкурсов получают преимущественное право поступления в академию.
Реализация академического проекта «Этапы деловой карьеры выпускника ИГСХА»
Проект «Этапы деловой карьеры выпускника ИГСХА» в академии успешно реализуется с 2014 года факультетом ветеринарии. Суть его заключается в том, что студенты факультета академии, начиная с 1 курса, проходят несколько этапов знакомства с производством. Для студентов 1 и 2 курсов организуются образовательные экскурсии (производственный туризм) на предприятия, где применяют инновационные технологии. Студенты 3 курса кроме производственной практики имеют возможность совершить образовательную экскурсию (производственный туризм) на производство по узкой специализации. У студентов 3—4 курса занятия проходят на базе филиалов кафедр на производстве. Академией создан филиал кафедры инженерного факультета на базе СПК «Пере-миловский» Шуйского муниципального района. В 2015/16 учебном году планируется создание дополнительно ещё 2-х филиалов кафедр на базе сельскохозяйственных предприятий Ивановской области, выразивших согласие и отвечающих инновационным требованиям организации филиалов кафедр вуза на производстве. В рамках образовательно-производственного кластерного подхода планируется распространить практику на другие факультетские направления, уровни подготовки специальности академии.
Взаимодействие академии с бизнес-сообществом сельских территорий
В Ивановской области это происходит не только при реализации проектов и программ основного учебного процесса, но и включает реализацию образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса с целью устойчивого развития сельских территорий, поддержки успешных гражданских инициатив малого и среднего предпринимательства на селе.
Базовые предприятия используются как ресурсные центры для прохождения студентами практик (учебных и производственных), а также как учебно-производственные инновационные демонстрационные площадки Ивановской сельскохозяйственной академии; регионального информационно-консультационного центра агропромышленного комплекса при проведении сотрудниками академии выездных занятий в муниципальных районах и сельских поселениях. Так, академией подготовлен каталог сельских гостевых домов Ивановской области, который активно используется сегодня заинтересованными лицами и агротуристами России. Академия координирует эту сферу агротуризма, обучает новых менеджеров для гостевых домов из различных сельских уголков Ивановской области. Ежегодно проводит средствами сельских гостевых домов областные ярморочные мероприятия с участием школьников из «Детской школы сельского туризма».
Предприятия агропромышленного комплекса Ивановской области структурируются академией по формам хозяйствования (коллективные, малые): учитываются их инновационная и социальная ориентированность, размер бизнеса и финансовое состояние, что позволяет выбрать лучшее, успешное предприятие, отвечающее предъявляемым ожиданиям рынка труда и требованиям изучения студентами
современных агротехнологий и агробизнеса, обеспечения социально безопасной деятельности жизнеспособной личности с учётом сохранения и возрождения социально-экономического потенциала сельской территории, поддержки семейных форм крестьянско-фермер-ской деятельности, инициатив граждан сельских поселений.
Разработка модели требований работодателей и ожиданий выпускников
Академия сегодня имеет возможность на основе фактического методологического и ресурсного материала мониторинговых исследований спроектировать и гибко реализовать эффективную модель требований работодателей и ожиданий выпускников на рынке образования и труда Ивановской области и региона. Аналитическая база банка данных формируется при выполнении совместных скоординированных мероприятий академии и Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области на основе мониторингового анализа результатов по содействию трудоустройству выпускников академии (ярмарки вакансий), что в итоге способствует их закреплению в сфере АПК области; обеспечивает успешную реализацию их индивидуальной деловой карьеры, развитию территории сельских поселений.
Подготовка современных аграрных кадров Ивановской ГСХА для АПК Ивановской области в рамках кластерного подхода «Агрообразование» позволило нам значительно модернизировать региональную систему подбора абитуриентов, практико-ориентирован-ных на учёбу в академии, последовательно готовить востребованных работодателями квалифицированных специалистов-аграриев. Улучшить работу по их распределению и, согласно заявкам работодателей, трудоустраивать эти молодые, инициативные кадры в сельских территориях Ивановской области и регионы (Ярославская, Владимирская области).
Социально значимым практическим результатом совместной работы Ивановской ГСХА, школы и АПК Ивановской области в рамках кластерного подхода «Агрообразование» стали:
1. Ежегодное заблаговременное и перспективное формирование банка данных об абитуриентах из школ г. Иваново и муниципальных районов области осознанно выбравших различные направления и уровни подготовки в Ивановской ГСХА имени академика Д.К. Беляева; поддержка их ценностных ориентаций на сельский образ жизни, обеспечение им социально безопасной и комфортной жизнедеятельности личности в сельском поселении, успешной профессиональной карьеры.
2п « «
. Заинтересованный инициативный молодёжный кадровый резерв для сферы агропромышленного и социокультурного комплекса Ивановской области с целью поддержки устойчивого развития его сельских территорий и гражданских инициатив сельхозпроизводстилей.
3. Вовлечение учащейся молодёжи в социокультурную практику возрождения
и развития сельских поселений муниципальных районов Ивановской области, осознающей ценности сельского образа жизни с целью формирования будущего класса успешных землепользователей на Ивановской земле.
4. Обеспечение реальной социализации выпускников ивановских школ, возможность получения ими востребованного временем качественного профессионального агрообразования. Осознанный выбор ценностей сельского образа жизни и успешное построение маршрута своей будущей карьеры в агропромышленном комплексе Ивановской области.
В проектах Ивановской области возрождается гражданская гордость сельских подростков за малую родину в регионе; воспитывается осознанный выбор ценностей сельского образа жизни, что в перспективе предотвратит «вымывание» молодёжи из сельской местности; активизирует самосознание и поиск возможности успешно обустроиться и достойно жить на родной земле. НО